мумии чинчорро

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Мумии Чинчорро на типовом участке в Арике , Чили. | |
Расположение | Чили |
Критерии | Культурные: (iii) (v) |
Ссылка | 1634 |
Надпись | 2021 г. (44-я сессия ) |
Мумии Чинчорро представляют собой мумифицированные останки представителей южноамериканской культуры Чинчорро , найденные на территории современного северного Чили . Это древнейшие примеры искусственно мумифицированных человеческих останков, которые были захоронены за две тысячи лет до египетских мумий. Самая ранняя мумия, найденная в Египте, датируется примерно 3000 годом до нашей эры. [1] в то время как самые старые целенаправленно искусственно сохраняются [2] Мумия Чинчорро датируется примерно 5050 годом до нашей эры.
Самый старый естественным образом мумифицированный труп, связанный с цивилизацией Чинчорро, был обнаружен в пустыне Атакама и датируется примерно 7020 годом до нашей эры. [3]
ракушек Остатки и химический состав костей позволяют предположить, что 90% рациона людей составляли морепродукты . Многие древние культуры рыбаков существовали, спрятанные в засушливых речных долинах Анд , но чинчорро сделали себя уникальными благодаря своему преданному сохранению мертвых.
Поселения культуры Чинчорро и процесс искусственной мумификации в Арике и Паринакоте были объявлены наследия ЮНЕСКО объектом Всемирного в 2021 году. [2]
мумификация чинчорро
[ редактировать ]В то время как многие культуры по всему миру стремились сосредоточиться на сохранении мертвой элиты, традиция Чинчорро проводила мумификацию всех членов своего общества, что делало их археологически значимыми. Решение эгалитарного сохранения подтверждается мумификацией относительно менее продуктивных членов общества (имеются в виду те, кто не мог внести свой вклад в благосостояние других: старики , дети , младенцы и выкидыши ) . Зачастую дети и младенцы подвергались самым сложным процедурам мумификации. [4] [5]
Хронология
[ редактировать ]29% известных мумий Чинчорро были мумифицированы естественным путем. Самый ранний из них, человек Ача, датируется 7020 годом до нашей эры. [6]
Считается, что искусственные мумии Чинчорро впервые появились около 5000 г. до н.э. и достигли своего пика около 3000 г. до н.э. Часто мумии Чинчорро тщательно готовили, удаляя внутренние органы и заменяя их растительными волокнами или шерстью животных. В некоторых случаях бальзамировщик снимал кожу и плоть с трупа и заменял их глиной. Радиоуглеродное датирование показывает, что самая старая обнаруженная искусственно сохраненная мумия Чинчорро принадлежала ребенку из долины Камаронес , примерно в 60 милях (97 км) к югу от Арики в Чили, и датируется примерно 5050 годом до нашей эры. [ нужна ссылка ] Мумии продолжали изготавливать примерно до 1800 г. до н.э., что делает их современниками культуры Лас-Вегаса , культуры Вальдивии в Эквадоре и цивилизации Норте-Чико в Перу .
Исследовать
[ редактировать ]С 1914 года, когда Макс Уле начал свою работу в Арике , археологами было найдено около 282 мумий. [3] Морро-I, у подножия Морро-де-Арика , обнаружил 96 тел на нестратифицированном (т.е. нет различимых слоев стратиграфии , что затрудняет методы относительного датирования), в основном рыхлом песке на склоне холма. Было обнаружено 54 взрослых особи: 27 женщин, 20 мужчин и 7 неопределенного пола; Также обнаружено 42 ребенка: 7 девочек, 12 мальчиков, 23 неопределенного возраста. [5] Такой размер выборки предполагает, что чинчорро не предпочитали мумифицировать один пол по сравнению с другими.
Мумии, возможно, служили средством помощи душе в выживании и не позволяли телам пугать живых. [7] Более общепринятая теория состоит в том, что существовал своего рода культ предков. [8] поскольку есть свидетельства как того, что тела путешествовали с группами и помещались на почетные места во время основных ритуалов, так и задержки самого окончательного захоронения. [9] Кроме того, тела (которые всегда находили в вытянутом положении) были тщательно украшены и раскрашены (даже позже перекрашены) и, как полагают, были усилены и укреплены, чтобы их можно было носить на тростниковых носилках и, следовательно, выставлять напоказ. [4] Однако, поскольку это общество является докерамическим, а также слегка кочевым, с помощью археологических данных довольно сложно определить причины, по которым чинчорро чувствовали необходимость мумифицировать мертвых.
У представителей культуры Чинчорро определялась митохондриальная гаплогруппа А2 . [10]
Доктор Бернардо Арриаса — чилийский физический антрополог, который поделился многими знаниями о мумификации Чинчорро. Начиная с 1984 года он опубликовал многочисленные исследования по этой теме. В 1994 году Арриаса создал широко используемую классификацию мумий Чинчорро. [11] Его книга « За пределами смерти: мумии Чинчорро Древнего Чили». [12] «был опубликован Смитсоновским институтом , а также переведен на испанский язык.
Подготовка мумий
[ редактировать ]
Хотя общий способ мумификации своих мертвецов Чинчорро с годами изменился, некоторые черты остались неизменными на протяжении всей их истории. В раскопанных мумиях археологи обнаружили кожу и все мягкие ткани и органы, включая мозг , удаленные от трупа. После того, как мягкие ткани были удалены, палочки укрепляли кости, а кожу набивали растительными веществами перед повторной сборкой трупа. Мумия получала глиняную маску, даже если мумия уже была полностью покрыта засохшей глиной; процесс, при котором тело обертывали тростником и оставляли высыхать на 30–40 дней.
Техники
[ редактировать ]Уле разделил виды мумификации, которые он видел, на три категории: простое лечение, сложное лечение и мумии, покрытые грязью. Он считал, что это происходило в хронологическом порядке, и процесс мумификации со временем становился все более сложным. [3] С тех пор археологи расширили это объяснение и (по большей части) пришли к единому мнению о следующих типах мумификации: естественные, черные, красные, покрытые грязью и перевязанные мумии. [3] [13] По мнению андских археологов, мумификацию также можно охарактеризовать как подготовленные снаружи, мумии, мумии, подготовленные внутри (египетские фараоны) и реконструированные мумии (Чинчорро). [8] Далее оказывается, что используемые типы мумификации частично совпадают друг с другом, и все мумии разных типов были найдены в одной и той же гробнице. [4] Двумя наиболее распространенными методами мумификации Чинчорро были черные мумии и красные мумии.
Естественная мумификация
[ редактировать ]Из 282 мумий Чинчорро, найденных на сегодняшний день, 29% были результатом естественного процесса мумификации (7020–1300 гг. До н.э.). [3] На севере Чили условия окружающей среды благоприятствуют естественной мумификации. Почва очень богата нитратами, которые в сочетании с другими факторами, такими как засушливость пустыни Атакама, обеспечивают сохранение органических веществ. Соли останавливают рост бактерий; жаркие и сухие условия способствуют быстрому высыханию трупов, испаряя все телесные жидкости. В результате мягкие ткани высыхают, прежде чем разрушаться, и остается мумия, сохранившаяся естественным путем. [8] Несмотря на то, что люди Чинчорро не мумифицировали тела искусственно, тела все равно хоронили, завернутые в тростник, с погребальным инвентарем. [3]
Техника черной мумии.
[ редактировать ]Техника черной мумии (5000–3000 гг. до н. э.) заключалась в том, чтобы разобрать тело умершего, обработать его и собрать заново. Голову, руки и ноги вынули из туловища; кожу тоже часто снимали. Тело сушили термически, а плоть и ткани полностью отделяли от костей с помощью каменных орудий. Существуют доказательства того, что кости сушились горячим пеплом или углем. После сборки кузов покрыли пастой из белого пепла, заполнив зазоры травой, золой, землей, шерстью животных и многим другим. Паста также использовалась для заполнения нормальных черт лица человека. Кожа человека (в том числе кожа лица с париком из коротких черных человеческих волос) переделывалась на тело, иногда небольшими кусочками, иногда одним почти целым куском. Иногда использовалась и шкура морского льва. Затем кожу (или, в случае детей, у которых часто отсутствовал слой кожи, слой белого пепла) окрашивали черным марганцем, придающим цвет. [3]
Техника красной мумии.
[ редактировать ]Техника красной мумии (2500–2000 гг. до н. э.) представляла собой технику, при которой вместо того, чтобы разбирать тело, делалось множество разрезов на туловище и плечах, чтобы удалить внутренние органы и высушить полость тела . Голову отсекали от тела, чтобы можно было удалить мозг, после чего обратно наклеивали кожу, которую часто просто покрывали глиняной маской. Тело набивали различными материалами, чтобы вернуть ему более нормальные размеры, использовали палки для его укрепления, а разрезы зашивали тростниковым шнуром. Голову помещали обратно на тело, на этот раз с помощью парика из кисточек человеческих волос длиной до 60 см. «Шляпа» из черной глины удерживала парик на месте. За исключением парика и зачастую (черного) лица, все затем раскрашивалось красной охрой. [3]
Грязевое пальто
[ редактировать ]Последним стилем мумификации Чинчорро был грязевой плащ (3000–1300 гг. До н.э.). С экологической точки зрения, во времена культуры Чинчорро регион был относительно стабильным. Защитники окружающей среды предположили, что на невероятную сохранность этих мумий также влияет педогенное (эволюция почвы) образование глин и гипса , которые действуют как цементирующие агенты, а последний — как естественный осушитель. Податливая глина позволяла гробовщикам лепить и создавать красочные образы мумий, а дополнительный бонус заключался в том, что неприятный запах высыхающей мумии был скрыт. [13] Ремесленники больше не удаляли органы умерших; вместо этого для покрытия тел использовался толстый слой грязи, песка и связующего вещества, такого как яйцо или рыбий клей. После завершения мумии были зацементированы в могилы. Изменение стиля могло произойти из-за контакта с посторонними и их различными культурами или из-за ассоциации болезней с гниющими трупами.
Техническая повязка
[ редактировать ]Техника перевязки (предположительно 2620–2000 гг. до н.э., но радиоуглеродное датирование отсутствует) была обнаружена только у трех младенцев. Техника представляет собой смесь черных и красных мумий: тело разбирают и укрепляют, как у черных мумий, но с головой обращаются так же, как с красными мумиями. Вместо глины для обертывания тела использовалась кожа животных и человека. Кроме того, тела были окрашены красной охрой, а головы — черным марганцем. [3]
Татуировка
[ редактировать ]По крайней мере, одна мумия Чинчорро является замечательным свидетельством древности татуировки в этом регионе. Останки мужчины (Mo-1 T28 C22) с пунктирной линией, похожей на усы, вытатуированные над верхней губой и датируемые 1880 +/- 100 г. до н.э. (2563–1972 гг. до н.э.), как полагают, представляют собой старейшее прямое свидетельство татуировки. в Америке и является четвертым старейшим подобным свидетельством в мире. [14] [15]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В деревянном гробу находится древнейшая египетская мумия» . Новости в науке. 2003 . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО (2021 г.). Расселение и искусственная мумификация культуры Чинчорро в регионах Арика и Паринакота . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Арриаса, Бернардо Т. За пределами смерти: мумии Чинчорро из Древнего Чили. Вашингтон: Смитсоновский институт, 1995. Печать.
- ^ Jump up to: а б с Мудро, Карен. «Мумии Чинчорро». Написано на костях: Как человеческие останки открывают тайны мертвых. Торонто: Светлячок, 2003. 166–70. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б Ривера, Марио А. «Комплекс докерамических мумий Чинчорро в Северном Чили: контекст, стиль и цель». Гробницы для живых: Андская практика захоронения. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, 1991. 43-77. Распечатать.
- ^ Артур К. Ауфдерхайд, Научное исследование мумий. Издательство Кембриджского университета, 2003 г. ISBN 0521818265 стр.142
- ^ «Мумии Чинчорро; Интервью с Бернардо Арриазой» . Артлайвс. 2007 . Проверено 25 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Гильен, SE «Мумии, культы и предки: мумии Чинчорро из южно-центральных Анд». Взаимодействие с мертвыми: перспективы погребальной археологии в новом тысячелетии. Гейнсвилл: Университет Флориды, 2005. 142–49. Распечатать.
- ^ Мозли, Майкл Эдвард. Инки и их предки: археология Перу. Лондон: Темза и Гудзон, 2001. Печать.
- ^ Геномные данные плейстоцена и недавней истории населения коренных народов.
- ^ «Типология мумий Чинчорро и эволюция практики мумификации» (PDF) . Чунгара . 24 (1). 1994.
- ^ Смит, Мария О. (1 декабря 1996 г.). «За пределами смерти: мумии Чинчорро Древнего Чили. Бернардо Т. Арриаса». Ежеквартальный обзор биологии . 71 (4): 557. дои : 10.1086/419559 . ISSN 0033-5770 .
- ^ Jump up to: а б Ван Хоесен Дж. и Б. Арриаза. «Описание микроморфологии отложений, связанных с мумификацией Чинчорро в Арике, Чили, с использованием Sem и Eds». Археометрия 53.5 (2011): 986-95. Распечатать.
- ^ Арриаса, Бернардо (1988). «Биоархеологическая модель поиска и подхода к социальному индивидууму» (PDF) . Чунгара . 21 :9–32.
- ^ Детер-Вольф, Аарон; Робитай, Бенуа; Крутак, Ларс; Галлио, Себастьян (февраль 2016 г.). «Самые старые татуировки в мире» (PDF) . Журнал археологической науки: отчеты . 5 : 19–24. дои : 10.1016/j.jasrep.2015.11.007 . S2CID 162580662 .
Библиография
[ редактировать ]- Артур К. Ауфдерхайд, Научное исследование мумий. Издательство Кембриджского университета, 2003 г. ISBN 0521818265 с. 142
- Бернардо Арриаса, Чилийские мумии Чинчорро nationalgeographic.com, 1995 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чинчорро. Архивировано 23 октября 2005 г. на археологическом объекте Wayback Machine в Чили.
- «Делаем мертвых красивыми: мумии как искусство» Журнал археологии
- Чинчорро и другие мумии
- Культура Чинчорро Мумии Чинчорро
- «Мумии в Перу». Сайт Американского музея естественной истории
- «Жизнь с самыми старыми мумиями в мире» Статья BBC News