Jump to content

Таримские мумии

Координаты : 40 ° 20'11 ″ с.ш. 88 ° 40'21 ″ в.д.  /  40,336453 ° с.ш. 88,672422 ° в.д.  / 40,336453; 88,672422
Таримские мумии
Расположение мумий Тарима ( ) среди других современных культур ок. 2000 г. до н.э.
Географический диапазон Пустыня Такла-Макан в Таримской котловине.
Период Бронзовый век
Даты в. 2100 г. до н.э. 1 г. до н.э.
Предшественник Afanasievo culture
С последующим Тохары
«Мумия Сяохэ», выставленная в Синьцзянском музее, является одной из старейших мумий Тарима, датируемой более 3800 лет назад. Другая мумия из того же места — « Принцесса Сяохэ ».

Таримские мумии — это серия мумий , обнаруженных в Таримской котловине на территории современного Синьцзяна , Китай , которые датируются периодом с 1800 года до нашей эры до первых веков до нашей эры . [1] [2] [3] с новой группой людей, недавно датированных ок. 2100 и 1700 гг. до н.э. [4] [5] Население Тарима, к которому принадлежали самые ранние мумии, занималось агропастбищами и жило около 2000 г. до н. э. в месте, где раньше была пресноводная среда, а теперь опустынилась. [6]

Геномное исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что эти ранние мумии (датируемые 2135–1623 гг. до н.э.) имели высокий уровень древнего североевразийского происхождения (ANE, около 72%) с меньшей примесью древних жителей Северо-Восточной Азии (ANA, около 28%). но никакого заметного происхождения, связанного с Западной Степью . [7] [8] Они сформировали генетически изолированное местное население, которое «переняло соседские скотоводческие и земледельческие практики, что позволило им селиться и процветать в меняющихся речных оазисах пустыни Такла-Макан». [9] Эти мумифицированные особи долгое время считались « протохароязычными скотоводами», предками тохаров , но теперь это в значительной степени дискредитировано отсутствием у них генетической связи с индоевропейскоязычными мигрантами, особенно афанасьевцами или BMAC. культуры. [10]

Более поздние таримские мумии, датированные железным веком (1-е тысячелетие до нашей эры), например, мумии культуры Субеши , имеют характеристики, очень напоминающие характеристики сакской ( скифской ) пазырыкской культуры Горного Алтая , в частности, в области вооружения, конского снаряжения. и одежда. [11] Они являются кандидатами на роль предшественников тохаров железного века . [12] Сравнительно недавние самые восточные мумии в Кумуле ( культура Янбулак , 1100-500 гг. до н.э.) представляют собой самые ранние азиатские мумии, найденные в бассейне Тарима, и представляют собой смесь «европеоидных» и «монголоидных» мумий. [13] [2]

Археологические данные

[ редактировать ]
Таримская котловина с пустыней Такла-Макан и область Таримских мумий ( ) с основными местами захоронения.
Сэр Аурел Штайн в Таримской котловине, 1910 год.

В начале 20-го века такие европейские исследователи, как Свен Хедин , Альберт фон Ле Кок и сэр Аурел Штайн, рассказали о своих открытиях высушенных тел во время поиска древностей в Центральной Азии . [14] С тех пор было найдено и проанализировано множество других мумий, многие из которых сейчас выставлены в музеях Синьцзяна. Большинство этих мумий было найдено на восточной оконечности Таримской котловины (вокруг местности Лопнур , Субеши близ Турфана , Лоулана , Кумула ) или вдоль южной окраины Таримской котловины ( Хотан , Ния и Черчен или Кьемо ).

Согласно Мэллори и Мэру (2000), самые ранние мумии Тарима, найденные в Гумугу ) и датированные 2135-1939 гг. Кавригуле ( Населения бронзового века Южной Сибири , Казахстана , Средней Азии и Нижнего Поволжья . [2] Пересмотренный краниометрический анализ ранних таримских мумий (Qäwrighul), проведенный Хемфиллом и Мэллори (2004), не смог продемонстрировать близкого фенетического сходства с «европейскими популяциями», а скорее обнаружил, что они сформировали свой собственный кластер, отличный от связанных с Европой степных скотоводов андроновская афанасьевская и культуры , или жители переднеазиатской культуры БМАК . Более поздние мумии Тарима продемонстрировали различное сходство с андроново-подобными, BMAC-подобными или ханьскими популяциями, что позволяет предположить разные волны миграции в бассейн Тарима. [15]

Известные мумии - высокий рыжеволосый « Чарчан человек » или «Ур-Давид» (1000 г. до н.э.); его сын (1000 г. до н.э.), годовалый ребенок с каштановыми волосами, торчащими из-под красно-синей фетровой шапки, с двумя камнями, приставленными к глазам; «Мумия Хами» ( ок. 1400–800 до н.э.), «рыжеволосая красавица», найденная в Кызылчоке; и «Ведьмы Субеши» (4 или 3 век до н.э.), которые носили черные фетровые конические шляпы длиной 2 фута (0,61 м) с плоскими полями. [16] В Субеши также был найден мужчина со следами хирургической операции на животе; разрез зашивают швами из конского волоса. [17]

Пустыня Такла-Макан очень сухая, что значительно помогло сохранить мумии.

Многие мумии были найдены в очень хорошем состоянии благодаря засухе пустыни и высыханию трупов. У мумий есть много типичных европеоидных черт тела, и у многих из них волосы физически неповреждены, цвета варьируются от светлых до рыжих и темно-коричневых, и, как правило, длинные, вьющиеся и заплетенные. Их костюмы, и особенно текстиль , могут указывать на общее происхождение с индоевропейскими неолитическими техниками изготовления одежды или на общую текстильную технологию низкого уровня. Мужчина из Чярчана носил красную саржевую тунику и леггинсы в клетку . Эксперт по текстилю Элизабет Вэйланд Барбер , исследовавшая ткань в стиле тартан, обсуждает сходство между ней и фрагментами, найденными в соляных шахтах , связанных с гальштатской культурой . [18] В результате засушливых условий и исключительной сохранности татуировки были обнаружены на мумиях из нескольких мест Таримской впадины, включая Кавригул, Янхай , Шэнджиндиан , Шанпула (Сампул), Загунлук и Кызылчока. [19]

Утверждалось, что текстиль, найденный вместе с мумиями, относится к раннеевропейскому типу текстиля, основанному на близком сходстве с фрагментарным текстилем, найденным в соляных шахтах в Австрии и датируемым вторым тысячелетием до нашей эры. Антрополог Ирен Гуд, специалист по раннему евразийскому текстилю, отметила, что диагональный узор саржи указывает на использование довольно сложного ткацкого станка, и сказала, что этот текстиль является «самым восточным известным примером такого рода техники ткачества». [17]

На кладбище в Янбулаке было найдено 29 мумий, датируемых периодом с 1100 по 500 гг. до н.э., 21 из которых азиатского происхождения — самые ранние азиатские мумии, найденные в Таримской котловине, — и восемь из них относятся к тому же европеоидному физическому типу, что и найденный в Кавригуле. [2]

Генетические исследования

[ редактировать ]
Европейская маска из Лоп-Нура, Китай, 2000–1000 гг. до н.э.

В 1995 году Майр заявил, что «самые ранние мумии в бассейне Тарима были исключительно европеоидными или европеоидами », причем восточноазиатские мигранты прибыли в восточные части бассейна Тарима около 3000 лет назад, в то время как уйгурские народы прибыли примерно в 842 году. Чтобы проследить происхождение этих популяций, команда Виктора Майра предположила, что они, возможно, прибыли в регион через горы Памира около 5000 лет назад.

Майр утверждал, что:

Новые находки также заставляют пересмотреть старые китайские книги, в которых описываются исторические или легендарные фигуры большого роста, с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, густыми бородами и рыжими или светлыми волосами. Ученые традиционно высмеивали эти рассказы, но теперь кажется, что они могут быть точными. [20]

В 2007 году китайское правительство разрешило команде Национального географического общества, возглавляемой Спенсером Уэллсом, изучить ДНК мумий. Уэллсу удалось извлечь неразложившуюся ДНК из внутренних тканей. Ученые извлекли достаточно материала, чтобы предположить, что бассейн Тарима был постоянно заселен с 2000 г. до н. э. по 300 г. до н. э., а предварительные результаты показывают, что люди, а не имеющие единого происхождения, происходили из Европы, Месопотамии , долины Инда и других регионов, которые еще предстоит определить. [21]

Погребение XHM66 на кладбище Сяохэ с гробом в форме лодки и мумифицированными останками, одетыми в шерстяную одежду. [9]

Исследование, проведенное в 2008 году Цзилиньским университетом, показало, что население Юаньша имеет относительно тесные связи с современным населением Южной Центральной Азии и долины Инда , а также с древним населением Чауху. [22] [23]

В период с 2009 по 2015 год останки 92 человек, найденных в комплексе гробницы Сяохэ, были проанализированы на наличие маркеров Y-ДНК и мтДНК . Генетический анализ мумий показал, что материнские линии народа сяохэ произошли как из Восточной Азии, так и из Западной Евразии, тогда как все отцовские линии произошли из Западной Евразии. Восточно-евразийская мтДНК, которую несут таримские мумии, представляет собой гаплогруппу C мтДНК, а конкретный субклад, обнаруженный в таримских мумиях, происходит от жителей Юго-Восточной Сибири, таких как удэгейцы и эвенки , а не от выходцев из Восточной Азии, которые несут гаплогруппу C мтДНК с гораздо меньшей частотой и несут разные субклады. мтДНК C. [21]

Анализ митохондриальной ДНК показал, что материнские линии, переносимые людьми в Сяохэ, включали гаплогруппы мтДНК H , K , U5 , U7 , U2e , T и R* , которые сейчас наиболее распространены в Западной Евразии. Также были обнаружены гаплогруппы, распространенные в современных популяциях Восточной Азии: B5 , D и G2a . Гаплогруппы, которые сейчас распространены в популяциях Центральной Азии или Сибири, включали: C4 и C5 . Гаплогруппы, которые позже считались типично южноазиатскими, включали M5 и M* . [23]

Ли и др. (2010) обнаружили, что почти все – 11 из 12 мужчин, или около 92% – принадлежали к гаплогруппе Y-ДНК R1a1-M17 (Z93-), [24] которые сейчас наиболее распространены в Северной Индии и Восточной Европе; оставшийся принадлежал к исключительно редкой парагруппе К* (М9) из Азии. [25] [26]

Географическое положение этой примеси неизвестно, хотя, скорее всего, это южная Сибирь. [21]

Мумия Сяохэ (а не « Принцесса Сяохэ ») выставлена ​​в музее Синьцзяна – вид целиком

Китайский историк Цзи Сяньлинь говорит, что Китай «поддерживал и восхищался» исследованиями мумий, проводимыми иностранными экспертами. «Однако внутри Китая небольшая группа этнических сепаратистов воспользовалась этой возможностью, чтобы смутить и вести себя как шуты. Некоторые из них даже назвали себя потомками этих древних «белых людей» с целью разделения Родины. . Но эти извращенные действия не увенчаются успехом». [27] Барбер обращается к этим утверждениям, отмечая, что « Луланская красавица по своему антропологическому типу едва ли ближе к «тюркскому» типу, чем к ханьскому китайцу. Формы тела и лица, связанные с тюрками и монголами, начали появляться на таримских кладбищах только в первые тысячелетие до нашей эры, через полторы тысячи лет после того, как жила эта женщина». [28] Из-за «боязни разжигания сепаратистских течений» в музее Синьцзяна, независимо от датировки, выставлены все их мумии, как Тарима, так и Хана, вместе. [27]

Школа естественных наук Цзилиньского университета, Китай, в 2021 году проанализировала 13 особей из бассейна Тарима, датированных ок. 2100-1700 гг. до н.э., и отнесено 2 к Y-гаплогруппе R1b1b-PH155/PH4796 (R1b1c в ISOGG2016), 1 — к Y-гаплогруппе R1-PF6136 (xR1a, xR1b1a). [4] [29]

Происхождение от древних жителей Северной Евразии

[ редактировать ]

Генетическое исследование мумий Тарима в 2021 году (13 мумий, в том числе 11 с кладбища Сяохэ , датируемых от 2135 до 1623 г. до н.э.) показало, что они были наиболее тесно связаны с ранее выявленной группой, называемой древними северными евразийцами , особенно с популяцией, представленной афонтовцами . Образец Гора 3 (AG3), генетически обладающий «высоким родством» с ним. [30] [31] Генетический профиль особи из Афонтовой горы 3 представлял около 72% предков таримских мумий из Сяохэ, тогда как остальные 28% их предков происходили от древних жителей Северо-Восточной Азии популяции раннего бронзового века (ANA, байкальские ). [32] Мумии Тарима из Бэйфана имеют немного большее количество предков ANA, и их можно смоделировать как имеющие 89% предков, подобных Сяохэ, и около 11% предков ANA. [9] Таким образом, Таримские мумии являются одной из редких популяций голоцена , которые ведут большую часть своего происхождения от древних жителей Северной Евразии (АНЕ, особенно от популяций Мальты и Афонтовой Горы), несмотря на их расстояние во времени (около 14 000 лет). [33] Таримские мумии больше, чем любые другие древние популяции, можно считать «лучшими представителями» древних северных евразийцев. [33]

Частота евразийских предковых компонентов в контексте ранних таримских мумий. ANE-подобное происхождение, максимальное в палеолитическом экземпляре Афонтова Гора 3, а также в образцах «Тарим_ЕМБА1», показано красным.

Тесты их генетического наследия также показали, что многие группы в Центральной Азии и Синьцзяне имеют разную степень происхождения от населения, родственного Таримским мумиям. Таджики западными демонстрируют относительно высокую близость к таримским мумиям, хотя их основное происхождение связано со степными скотоводами бронзового века ( степными пастухами ). [34]

Генетическое происхождение и примесь древних популяций Евразии. Таримские мумии ( ) не имеют отношения к афанасьевской культуре ( ). Вместо этого они в основном произошли от древних жителей Северной Евразии (ANE, 72%) с относительно незначительной примесью байкальской EBA (28%) и оставались по существу в генетической изоляции. «Так называемые западные физические особенности таримских мумий, вероятно, связаны с их связью с плейстоценовым генофондом ANE». [35]

Предполагаемое происхождение

[ редактировать ]
Реконструкция женской особи с кладбища Сяохэ . Синьцзянский музей . Таримские мумии считаются «лучшими представителями» древних северных евразийцев . [36]

Мэллори и Мэр (2000) предполагают перемещение по крайней мере двух физических типов европеоидной расы в Таримский бассейн. Эти типы авторы связывают с тохарской и иранской ( сакской ) ветвями индоевропейской языковой семьи соответственно. [37] Однако профессор археологии и лингвистики Элизабет Вэйланд Барбер предостерегает от предположения, что мумии говорили по-тохарски, отмечая разницу примерно в тысячу лет между мумиями и задокументированными тохарцами: «люди могут менять свой язык по своему желанию, не меняя ни одного гена или веснушки». . [38]

С другой стороны, профессор лингвистики Рональд Ким утверждает, что степень расхождения между засвидетельствованными тохарскими языками требует, чтобы прототохарский язык предшествовал их аттестации примерно на тысячелетие. Это совпало бы с периодом существования культуры Таримского бассейна в регионе. [39]

, проведенный Б.Е. Хемфиллом Биодистанционный анализ краниальных показателей (цитируется в Larsen 2002 и Schurr 2001 ), поставил под сомнение идентификацию популяции Таримского бассейна как европейской, отметив, что более ранняя популяция образует отдельный кластер и имеет более близкое сходство с двумя экземплярами из Хараппанской стоянки. цивилизации долины Инда, в то время как более позднее население Тарима демонстрирует более близкое родство с населением долины реки Окс . Потому что краниометрия может давать результаты, которые вообще не имеют смысла (например, тесная связь между неолитическими популяциями в Украине и Португалии ). [ нужен лучший источник ] и, следовательно, не имеют никакого исторического значения, любое предполагаемое генетическое родство должно соответствовать географическому правдоподобию и подтверждаться другими доказательствами. [40] [41]

Хань Кансинь, исследовавший черепа 302 мумий, обнаружил ближайших родственников более раннего населения Таримской котловины среди популяций афанасьевской культуры, расположенной непосредственно к северу от Таримской котловины , и андроновской культуры , которая охватывала Казахстан и простиралась на юг, в Западную Центральную Азию и Алтай . [42]

Именно к афанасьевской культуре Мэллори и Мэйр (2000 :294–296, 314–318) относят самых ранних поселенцев бронзового века в бассейнах Тарима и Турфана . Афанасьевская культура ( ок. 3500–2500 гг. до н. э.) демонстрирует культурные и генетические связи с индоевропейскими культурами Евразийской степи , но предшествует специфически индо-иранской андроновской культуре ( ок. 2000–900 гг. до н. э.), достаточной для того, чтобы изолировать Тохарские языки произошли от индоиранских лингвистических инноваций, таких как сатемизация . [43]

Мэйр заключил:

На основе имеющихся данных мы обнаружили, что в течение первых 1000 лет после Лоуланьской красавицы единственными поселенцами в Таримской котловине были европеоиды. По словам Маира, восточноазиатские народы начали появляться в восточных частях Таримской впадины только около 3000 лет назад, в то время как уйгурские народы прибыли после распада Уйгурского королевства Оркон, в основном базировавшегося на территории современной Монголии, около 842 года. [27]

Хемфилл и Мэллори (2004) отмечают существование дополнительного физического типа в Алвигуле (700–1 г. до н. э.) и Кроране (200 г. н. э.), отличного от более раннего, обнаруженного в Кавригуле (1800 г. до н. э.) и Янбулаке (1100–500 гг. до н. э.), в то время как не обнаружив никаких доказательств значительного вклада Степи в эти останки:

Результаты не демонстрируют близкого фенетического сходства между первыми жителями Кавригула и любым из предполагаемых источников иммигрантов в Таримский бассейн. Отсутствие тесного родства с внешним населением делает маловероятным, что человеческие останки, обнаруженные в Кавригуле, представляют собой несмешанные останки колонистов афанасьевской или андроновской культур степных земель или жителей городских центров оксусской цивилизации Бактрии. ... Это исследование подтверждает утверждение Хана [1998] о том, что обитатели Алвигула и Крорана не происходят от протоевропейских степных популяций, а имеют самое близкое родство с населением Восточного Средиземноморья . Кроме того, результаты показывают, что такие жители Восточного Средиземноморья также могут быть найдены в городских центрах цивилизации Окса, расположенных в оазисе северной Бактрии на западе. Родство особенно близко между Крораном, самым поздним из образцов Синьцзяна, и Сапалли, самым ранним из бактрийских образцов, в то время как Алвиггул и более поздние образцы из Бактрии демонстрируют более отдаленное фенетическое сходство. Эта модель может отражать возможный серьезный сдвиг в межрегиональных контактах в Центральной Азии в первые века второго тысячелетия до нашей эры. ... Тем не менее, нет никаких подтверждений гипотезе о том, что степные популяции внесли значительный вклад в популяцию бронзового века Таримского бассейна. Несмотря на многочисленные сходства между афанасьевскими и андроновскими артефактами и артефактами бронзового века из Синьцзяна (Bunker, 1998; Chen andHiebert, 1995; Kuzmina, 1998; Mei and Shell, 1998; Peng, 1998), все анализы фенетических связей последовательно выявляют глубокое фенетическое разделение между степные образцы и образцы из Таримской впадины (Кавригул, Алвиггул и Кроран).

Таримские мумии имеют сильную генетическую близость с древними жителями Северной Евразии (здесь они представлены человеческим экземпляром МА-1 культуры Мальта-Буреть ( ок. 24 000 лет назад ).

Чжан и др. (2021) предположили, что «западные» черты более ранних мумий Тарима можно объяснить их древним североевразийским происхождением. [44] Предыдущие краниометрические анализы ранних таримских мумий показали, что они образовывали отдельный кластер, а не группировались ни с родственными Европе степными скотоводами из андроновской и афанасьевской культуры , ни с жителями западноазиатской культуры BMAC или восточноазиатским населением. дальше на Восток. [45]

Исторические записи и связанные с ними тексты

[ редактировать ]

Китайские источники

[ редактировать ]
Мумия младенца Тарима, сына черченского человека , около 1000 г. до н.э.

Западные регионы ( Си-ю ; китайский : китайский ; пиньинь : Сию ; Уэйд-Джайлз : Си 1 4 ) — историческое название в Китае, существовавшее между 3 веком до нашей эры и 8 веком нашей эры для регионов к западу от перевала Юмэнь , включая Тарим и Среднюю Азию. [46]

Некоторые народы западных регионов описываются в китайских источниках как имеющие густые бороды, рыжие или светлые волосы, глубоко посаженные голубые или зеленые глаза и высокие носы. [47] Согласно китайским источникам, города-государства Тарима достигли пика своей политической власти в III-IV веках нашей эры. [48] хотя на самом деле это может указывать на увеличение участия Китая в делах Тарима после распада Кушанской империи .

Упоминание имени Ружи , возможно, было сделано примерно в 7 веке до нашей эры китайским философом Гуань Чжуном , хотя его книга обычно считается более поздней подделкой. [49] : 115–127  Гуань Чжун описал группу под названием Ючжи 禺氏 или Нючжи 牛氏 как народ с северо-запада, который поставлял нефрит китайцам из близлежащих гор Ючжи 禺氏 в Ганьсу .

После того, как Ружи потерпели ряд крупных поражений от рук хунну , во II веке до нашей эры группа, известная как Большие Ружи, мигрировала в Бактрию, где они основали Кушанскую империю . К I веку нашей эры Кушанская империя значительно расширилась и, возможно, присоединила часть Таримского бассейна.

Тохарские языки

[ редактировать ]
Деревянная табличка с надписью, изображающей тохарский язык B в его брахмической форме. Куча , Китай , V-VIII века ( Токийский национальный музей )

Степень дифференциации между языком, известным современным учёным как тохарский А (или по эндониму Арши-кантва ; « язык Арши » ») и тохарский Б ( Кушишне ; [прилагательное] « Куча , Кучеанский ), а также менее хорошо засвидетельствованный тохарский язык C (который связан с городом-государством Кроран , также известным как Лоулан ), и отсутствие свидетельств их существования за пределами Тарима, как правило, указывают на то, что в Тариме существовал общий прототохарский язык. во второй половине I тысячелетия до н. э. Тохарский язык засвидетельствован в документах между 3 и 9 веками нашей эры, хотя первые известные эпиграфические свидетельства датируются 6 веком нашей эры.

Хотя мумии Тарима предшествовали тохарским текстам примерно на 2000 лет, их общее географическое положение и связи с Западной Евразией побудили многих ученых предположить, что мумии были связаны с тохарскими народами .

Аргументы в пользу передачи культуры с Запада на Восток

[ редактировать ]

Возможное присутствие носителей индоевропейских языков в бассейне Тарима примерно к 2000 г. до н.э. [37] если это подтвердится, можно будет интерпретировать как свидетельство того, что культурные обмены происходили между индоевропейским и китайским населением в очень ранние времена. Было высказано предположение, что такие методы, как на колесницах война и изготовление бронзы , могли быть переданы на восток этими индоевропейскими кочевниками. [50] Мэллори и Мэйр также отмечают, что: «До 2000 г. до н.э. в Китае было чрезвычайно мало находок металлических артефактов, они были простыми и, как это ни странно, уже были изготовлены из легированной меди (и, следовательно, сомнительны)».

Деревянная скульптура с кладбища Сяохэ.

Подчеркивая, что аргумент о том, пришла ли технология бронзы из Китая на Запад или что «самая ранняя технология бронзы в Китае была стимулирована контактами с западными степными культурами», далеко не устоялся в научных кругах, они предполагают, что имеющиеся на сегодняшний день доказательства склоняется к последнему сценарию. [51] Однако культура и технологии в северо-западном регионе бассейна Тарима были менее развиты, чем в Восточном Китае Хуанхэ - культура Эрлитоу (2070 г. до н.э. ~ 1600 г. до н.э.) или Мацзяяо (3100 г. до н.э. ~ 2600 г. до н.э.), самая ранняя бронзовая культура. использование культур Китая, а это означает, что в северо-западном регионе не использовалась медь или какой-либо другой металл до тех пор, пока династия Шан примерно в 1600 году до нашей эры не привезла в регион технологию бронзы. Самые ранние бронзовые артефакты в Китае найдены на стоянке Маджиаяо (между 3100 и 2700 гг. до н.э.). [52] [53] и именно из этого места и периода времени распространился китайский бронзовый век. Металлургия бронзы в Китае зародилась в так называемый период Эрлитоу ( Уэйд-Джайлс : Эр-ли-тоу ), который, как утверждают некоторые историки, помещает ее в диапазон дат, контролируемых династией Шан. [54]

Конусообразная шляпа с высоким козырьком, I тысячелетие до н. э., могильник Субеши.

Другие полагают, что стоянки Эрлитоу принадлежат предыдущей династии Ся ( Уэйд-Джайлс : Ся ). [55] США Национальная галерея искусств определяет китайский бронзовый век как «период примерно между 2000 г. до н.э. и 771 г. до н.э.», который начинается с культуры Эрлитоу и внезапно заканчивается распадом правления Западного Чжоу . [56] Хотя это и дает краткую систему координат, при этом упускается из виду сохраняющаяся важность бронзы в китайской металлургии и культуре. Поскольку это произошло значительно позже открытия бронзы в Месопотамии, технология изготовления бронзы могла быть импортирована, а не обнаружена независимо в Китае. Однако есть основания полагать, что бронзовое искусство развивалось внутри Китая, отдельно от внешнего влияния. [57] [58]

Китайский чиновник Чжан Цянь , посетивший Бактрию и Согдиану в 126 г. до н. э., составил первый известный китайский отчет о многих регионах к западу от Китая. Он считал, что заметил греческое влияние в некоторых королевствах. Он назвал Парфию «Анси» (кит. 安息), транскрипцию « Аршак » ( Арсак ), имени основателя парфянской династии . [59] Чжан Цянь четко определил Парфию как развитую городскую цивилизацию, которая выращивала зерно и виноград, производила серебряные монеты и изделия из кожи. [60] Чжан Цянь приравнивал уровень развития Парфии к культурам Даюань в Фергане и Даксии в Бактрии.

, поставки Таримского бассейна нефрита в Китай с древних времен хорошо известны По словам Лю (2001) : «Хорошо известно, что древние китайские правители имели сильную привязанность к . нефриту Династия Шан Чжэн Чжэньсяна , более 750 экземпляров, происходила из Хотана в современном Синьцзяне . Уже в середине первого тысячелетия до нашей эры юэчжи занимались торговлей нефритом, основными потребителями которого были правители сельскохозяйственного Китая».

Знаменитые мумии

[ редактировать ]

Принцесса Сяохэ

[ редактировать ]
« Принцесса Сяохэ », датированная ок. 1800 г. до н.э.

Принцесса Сяохэ ( китайский : 小河公主 ) была обнаружена и названа археологами Синьцзянского института археологии в гробнице M11 кладбища Сяохэ, в 102 км к западу от Лоулань, Ноп Нур, Синьцзян, в 2003 году. [61] У нее рыжие волосы и длинные ресницы, она была закутана в белый шерстяной плащ с кисточками, носила фетровую шляпу, юбку-тесемку и кожаные сапоги на меховой подкладке. Ее похоронили с деревянными булавками, а три небольших мешочка с эфедрой , а также ветки и ветки эфедры. рядом с телом положили [62] Она не выставлена ​​на постоянной основе ни в одном музее.

Красота Лоулана

[ редактировать ]

Красавица Лоулань (также называемая «Лоуланская красавица» или «Красавица Крорана ») — самая известная из таримских мумий, наряду с Черченским человеком . [63] Ее обнаружили в 1980 году китайские археологи, работавшие над фильмом о Шелковом пути . Мумия была обнаружена недалеко от Лоп-Нура . Ее похоронили на глубине трех футов под землей. Мумия чрезвычайно хорошо сохранилась благодаря сухому климату и консервирующим свойствам соли. [64] Она была завернута в шерстяную ткань; ткань была сделана из двух отдельных частей и была недостаточно велика, чтобы покрыть все ее тело, из-за чего лодыжки оставались открытыми. Красавица Лоулань была окружена погребальными дарами. [65] Красота Лоулана датируется примерно 1800 годом до нашей эры. [66]

Красота Лоулана (также «Красавица Крорана»). Экспонат музея и деталь лица, Синьцзянский музей . [67] [68]

Красавица Лоулань жила около 1800 г. до н.э., примерно до 45 лет, когда она умерла. Причиной ее смерти, скорее всего, стала недостаточность легких из-за проглатывания большого количества песка, древесного угля и пыли. [64] По словам Элизабет Барбер, она, вероятно, умерла зимой из-за запасов средств против холода. [65] Грубая форма ее одежды и вши в волосах позволяют предположить, что у нее была трудная жизнь. [64]

Цвет волос Красоты Лоулань был описан как каштановый . [65] Ее волосы были заражены вшами. [64] Красавица Лоулань носит одежду из шерсти и меха . Ее капюшон сделан из фетра и украшен перышками. [69] На ней грубые мокасины до кожаные щиколотки , мехом наружу. Юбка у нее кожаная, с мехом внутри для тепла. Еще она носит шерстяную шапку. По словам Элизабет Барбер, эти меры против холода позволяют предположить, что она умерла зимой. [65] У Красавицы Лоулани есть гребень , у которого осталось четыре зубца. Барбер предполагает, что эта расческа была инструментом двойного назначения: расчесывать волосы и « укладывать уток плотно во время плетения».У нее есть «аккуратно сплетенная сумка или мягкая корзинка». зерна пшеницы . Внутри мешка были обнаружены [65]

Последовательность из 23 стихотворений о красоте Лоулана появляется в канадского поэта Кима Трейнора «Кариотипе» (2015).

Другие мумии

[ редактировать ]

Инпань мужчина

[ редактировать ]
Мужчина Инпань , IV-V века н.э.

Человек Инпань — это гораздо более поздняя мумия из того же места, датируемая IV–V веками нашей эры. Одетый в роскошную эллинистическую одежду, он мог быть согдийцем или элитным членом Шаньшанского царства . [70] [71]

Согласно статье Эда Вонга в New York Times от 2008 года, Мэру было запрещено покидать страну с 52 генетическими образцами. Однако китайский ученый тайно прислал ему полдюжины, на которых итальянский генетик провел исследования. [1]

С тех пор Китай запретил иностранным ученым проводить исследования мумий. Как говорит Вонг: «Несмотря на политические проблемы, раскопки могил продолжаются». [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Вонг, Эдвард (18 ноября 2008 г.). «Мертвые рассказывают сказки, которые Китай не хочет слушать» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 10 мая 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Мэллори и Мэйр 2000 , с. 237.
  3. ^ Уэйд, Николас (15 марта 2010 г.). «Сонм мумий, лес тайн» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 июня 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б Школа естественных наук, Цзилиньский университет, Китай (2021 г.). «Геномное происхождение мумий бассейна Тарима бронзового века» , в ENA, Европейский архив нуклеотидов.
  5. ^ Шуйчэн, Ли (2003). «Древние взаимодействия в Евразии и Северо-Западном Китае: возвращение к наследию Дж. Г. Андерссона» . Вестник Музея дальневосточных древностей . 75 . Стокгольм: Fälth & Hässler: 13. «Биологические антропологические исследования показывают, что физические характеристики похороненных на кладбище Гумугоу вдоль реки Конгке недалеко от Лоп-Нура в Синьцзяне очень похожи на характеристики людей андроновской и афанасьевской культуры из Сибири на юге России. Это позволяет предположить, что все эти индивидуумы принадлежат к европеоидному физическому типу. Кроме того, в ходе раскопок 2002 года синьцзянских археологов на месте кладбища Сяохэ, впервые обнаруженного шведским археологом Фольке Бергманом, были обнаружены мумии и деревянные чучела людей, явно имеющие европеоидные черты. Согласно предварительному отчету о раскопках, культурные особенности и хронология этого места очень похожи на культурные особенности и хронологию Гумугоу. В других местах Синьцзяна также встречаются люди с европеоидными чертами и монгольскими чертами. Например, встречается такая закономерность. в Янбуларкское кладбище в Синьцзяне, но явно доминируют лица с монголоидными чертами. Приведенных выше свидетельств достаточно, чтобы показать, что, начиная примерно с 2000 г. до н.э., некоторые так называемые примитивные европеоиды распространились на восток, в район Синьцзяна, вплоть до территорий вокруг Хами и Лоп-Нура. К концу второго тысячелетия другая группа выходцев из Средней Азии начала переселяться через Памир и постепенно рассеялась в южном Синьцзяне. Эти западные группы смешались с местными монголоидами, что привело к слиянию культуры и расы от среднего Синьцзяна на восток до Тянь-Шаня».
  6. ^ Думани Дюпюи, Паула Н. (ноябрь 2021 г.). «Неожиданное происхождение мумий Внутренней Азии» . Природа . 599 (7884): 204–206. Бибкод : 2021Natur.599..204D . дои : 10.1038/d41586-021-02872-1 . ПМИД   34707262 . S2CID   240072156 . В бассейне находится несколько нетронутых кладбищ бронзового века населения-основателя, известного как агропастбищная культура Сяохэ, которое сформировалось около 2100 г. до н.э. в пресноводной среде (бронзовый век длился примерно с 3000 по 1000 г. до н.э.).
  7. ^ Чжан 2021 , «Используя qpAdm, мы смоделировали особей Таримского бассейна как смесь двух древних автохтонных азиатских генетических групп: ANE, представленную верхнепалеолитической особью из стоянки Афонтова Гора в верхнем районе реки Енисей в Сибири (AG3) (около 72%), и древние жители Северо-Восточной Азии, представленные Baikal_EBA (около 28%) (дополнительные данные 1E и рис. 3a), Tarim_EMBA2 из Бэйфана также можно смоделировать как смесь Tarim_EMBA1 (около 89%) и Baikal_EBA (около 72%). 11%).».
  8. ^ Нэгеле, Катрин; Риволлат, Майте; Ю, Хэ; Ван, Кэ (2022). «Древние геномные исследования - от общих мазков к тонким реконструкциям прошлого». Журнал антропологических наук . 100 (100): 193–230. дои : 10.4436/jass.10017 . ПМИД   36576953 . Объединив геномные и протеомные данные, исследователи обнаружили, что эти самые ранние жители Таримской впадины несли генетическую родословную, унаследованную от местных охотников-собирателей верхнего палеолита, не имели никакого степного происхождения, но потребляли молочные продукты, что указывает на связь между практиками выживания, независимыми от генетического обмена.
  9. ^ Jump up to: а б с Чжан 2021 .
  10. ^ Чжан 2021 , «Наши результаты не подтверждают предыдущие гипотезы происхождения Таримских мумий, которые, как утверждалось, были прототохароязычными скотоводами, происходящими из Афанасьево, или произошли из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса или Внутренней Азии. Вместо этого, хотя тохарские культуры, возможно, были завезены в Джунгарский бассейн афанасьевскими мигрантами в эпоху ранней бронзы, мы обнаруживаем, что самые ранние культуры Таримского бассейна, по-видимому, возникли из генетически изолированного местного населения, которое приняло соседних скотоводов и земледельцев. практика, которая позволила им селиться и процветать в меняющихся речных оазисах пустыни Такла-Макан».
  11. ^ Ли, Сяо; Вагнер, Майк; Ву, Сяохун; Тарасов Павел; Чжан, Юнбин; Шмидт, Арно; Гослар, Томаш; Грески, Юлия (21 марта 2013 г.). «Археологическое и палеопатологическое исследование могилы третьего/второго века до нашей эры из Турфана, Китай: история индивидуального здоровья и региональные последствия» . Четвертичный интернационал . 290–291: 335–343. Бибкод : 2013QuInt.290..335L . дои : 10.1016/j.quaint.2012.05.010 . ISSN   1040-6182 . Все кладбище, включая гробницу М2, принадлежит культуре Субэйси, связанной с государством Чеши (Чюй-ши), известным из китайских исторических источников (Синор, 1990). Археологические и исторические данные свидетельствуют о нем как о обществе с развитым аграрно-пастбищным хозяйством, существовавшим в Турфанской котловине и севернее нее (рис. 1) в течение первого тысячелетия до нашей эры. Вооружение, конское снаряжение и одежда Субэйси (Mallory, Mair, 2000; Lü, 2001) напоминают таковые из пазырыкской культуры (Молодин, Полосьмак, 2007), что позволяет предположить контакты Субэйси со скифами, жившими в Горном Алтае.
  12. ^ Мэллори, JP (2015). «Проблема тохарского происхождения: археологическая перспектива» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 24.
  13. ^ Бенджамин, Крейг (3 мая 2018 г.). Империи Древней Евразии: эпоха первого Шелкового пути, 100 г. до н.э. – 250 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН  978-1-108-63540-0 . ... тот факт, что на таких кладбищах, как Янбулак, были найдены вместе как европеоидные, так и монголоидные мумии, также указывает на некоторую степень взаимодействия между существующим земледельческим населением и вновь прибывшими кочевым мигрантами с Запада.
  14. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 10.
  15. ^ «Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна эпохи бронзового века - Важно | PDF» . Скрибд . Проверено 4 апреля 2023 г. Результаты не демонстрируют близкого фенетического сходства между первыми жителями Кавригула и любым из предполагаемых источников иммигрантов в Таримский бассейн. Отсутствие тесного родства с внешним населением делает маловероятным, что человеческие останки, обнаруженные в Кавригуле, представляют собой несмешанные останки колонистов афанасьевской или андроновской культур степных земель или жителей городских центров оксусской цивилизации Бактрии.
  16. ^ Хотя современные жители Запада склонны идентифицировать этот тип шляп как головной убор ведьмы, есть свидетельства того, что эти остроконечные шляпы широко носили как женщины, так и мужчины в некоторых племенах Центральной Азии. Например, персидский царь Дарий зафиксировал победу над «саками остроконечных шапок». Головной убор Субеши, вероятно, является этническим знаком или символом положения в обществе.
  17. ^ Jump up to: а б «Мумии Синьцзяна» . Обнаружить . 1 апреля 1994 года.
  18. ^ Торнтон, Кристофер П.; Шурр, Теодор Г. (2004). «Гены, язык и культура: пример Таримского бассейна». Оксфордский журнал археологии . 23 (1): 83–106. дои : 10.1111/j.1468-0092.2004.00203.x .
  19. ^ Детер-Вольф, Аарон; Робитай, Бенуа; Крутак, Ларс; Галлио, Себастьян (февраль 2016 г.). «Самые старые татуировки в мире» . Журнал археологической науки: отчеты . 5 : 19–24. Бибкод : 2016JArSR...5...19D . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.11.007 . S2CID   162580662 .
  20. ^ Майр, Виктор Х. (1995). «Мумии Таримской котловины». Археология . 48 (2): 28–35; цитата приведена на странице 30 этой статьи.
  21. ^ Jump up to: а б с Ли, Чуньсян; Цуй, Иньцю; Цай, Давэй; Виктор, Мэйр Х.; «Свидетельства того, что в Тариме проживало смешанное население Запада и Востока ». Бассейн еще в раннем бронзовом веке» . BMC Biology . 8 (15): 15. doi : 10.1186/1741-7007-8- 15. PMC   2838831. . PMID   20163704 .
  22. ^ Гао, Шичжу; Цуй, Иньцю; Ян, Идай; Дуань, Ранхуэй; Абудуресуле, Иделиси; Майр, Виктор Х.; Чжу, Хун; Чжоу, Хуэй (2008). «Анализ митохондриальной ДНК человеческих останков с полигона Юаньша в Синьцзяне, Китай» . Наука в Китае. Серия C: Науки о жизни . 51 (3): 205–213. дои : 10.1007/s11427-008-0034-8 . ПМИД   18246308 . S2CID   1636381 .
  23. ^ Jump up to: а б Ли, Чуньсян; Нин, Чао; Хагельберг, Эрика; Ли, Хунцзе; Чжао, Юнбинь; Ли, Вэньин; Абудуресуле, Иделиси; Чжу, Хун; Чжоу, Хуэй (2015). «Анализ древней митохондриальной ДНК человека с кладбища Сяохэ: понимание доисторических перемещений населения в бассейне Тарима, Китай» . БМК Генетика . 16:78 . дои : 10.1186/s12863-015-0237-5 . ПМК   4495690 . ПМИД   26153446 .
  24. ^ Ли, 2010 г.
  25. ^ Исследование генетического разнообразия Y-хромосомы у древних жителей Северного Китая [ Исследование генетического разнообразия Y-хромосомы у древних жителей Северного Китая ] (доктор философии) (на китайском языке, Университет Цзилинь , 2012 г. Архивировано из оригинала в 2016 г. 13 мая ). Проверено 2015 г.
  26. ^ Холлард, Клеманс; и др. (2018). «Новые генетические свидетельства сходства и различий между сибирскими популяциями бронзового века». Американский журнал физической антропологии . 167 (1): 97–107. дои : 10.1002/ajpa.23607 . ПМИД   29900529 . S2CID   205337212 .
  27. ^ Jump up to: а б с Кунан, Клиффорд (28 августа 2006 г.). «Встреча цивилизаций: Тайна кельтских мумий Китая» . Независимый . Проверено 11 декабря 2018 г.
  28. ^ Барбер 1999 , с. 72.
  29. ^ «Расширенные данные. Таблица 1. Сводная информация о людях Синьцзяна бронзового века, представленных в этом исследовании» . Природа .
  30. ^ Чжан 2021 : «Чтобы понять этот смешанный генетический профиль, мы использовали qpAdm для изучения моделей примесей джунгарских групп с Tarim_EMBA1 или особью конечного плейстоцена (AG3) из сибирского участка Афонтова Гора31 в качестве источника (дополнительные данные 1D). AG3 является дистальным представителем предков ANE и демонстрирует высокую степень родства с Tarim_EMBA1.».
  31. ^ «Таинственные мумии Западного Китая были местными потомками предков ледникового периода» . Наука.орг .
  32. ^ Чжан 2021 , «Используя qpAdm, мы смоделировали особей Таримского бассейна как смесь двух древних автохтонных азиатских генетических групп: ANE, представленную верхнепалеолитической особью из стоянки Афонтова Гора в верхнем районе реки Енисей в Сибири (AG3) (около 72%), и древние аборигены Северо-Восточной Азии, представленные Baikal_EBA (около 28%)».
  33. ^ Шань-Шань Дай, Сэржатицзян Сулайман, Джайнагуль Исакова, Вэй-Фан Сюй, Наймудинов Тожиддин Абдуллоевич, Манилова Елена Афанасьевна, Худоидодов Бехруз Иброхимович, Си Чэнь, Вэй-Кан Ян, Мин-Шань Ван, Цюань-Куан Шен, Син-Янь Ян , Юн-Ган Яо, Алмаз А Алдашев, Абдусаттор Саидов, Вэй Чен, Лу-Фэн Чэн, Минь-Шэн Пэн, Я-Пин Чжан (25 августа 2022 г.). «Генетическое эхо таримских мумий у современных жителей Центральной Азии» . Academic.oup.com . Проверено 17 декабря 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Чжан 2021 , «Мы смоделировали особей Таримского бассейна как смесь двух древних автохтонных азиатских генетических групп: ANE, представленную верхнепалеолитической особью из стоянки Афонтова Гора в верховьях Енисея в Сибири (AG3) (около 72 %), и древние аборигены Северо-Восточной Азии, представленные Байкалом_ЭБА (около 28%)».
  35. ^ Чжан 2021 : «Таримские мумии входят в число немногих известных популяций голоцена, которые ведут большую часть своего происхождения от плейстоценовых групп ANE, которые когда-то составляли популяции охотников-собирателей южной Сибири, и которые представлены отдельными геномами из археологических памятников. Мальты (МА-1)29 и Афонтовой горы (АГ3) (...) Таримские мумии в настоящее время являются лучшим представителем доскотоводческой популяции, связанной с АНЭ, которая когда-то населяла Среднюю Азию и Южную Сибирь (Расширенные данные). Рис. 2А), хотя Tarim_EMBA1 датирует эти популяции во времени позже».
  36. ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр 2000 , с. 317–318.
  37. ^ Барбер 1999 , с. 119.
  38. ^ Ким, Рональд (2006). «Тохарский». В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики (2-е изд.). Эльзевир . ISBN  978-0-08-044299-0 .
  39. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 236.
  40. ^ «Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна эпохи бронзового века - Важно | PDF» . Скрибд . Проверено 8 апреля 2024 г. Фактически, ранний образец из западного Китая, Qawrighul (QAW), идентифицирован как обладающий более близким сходством с двумя образцами из Хараппы (HAR и CEMH).
  41. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 236–237.
  42. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 260, 294–296, 314–318.
  43. ^ Чжан 2021 , «Так называемые западные физические особенности мумий Тарима, вероятно, связаны с их связью с генофондом плейстоцена ANE».
  44. ^ «Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна эпохи бронзового века - Важно | PDF» . Скрибд . Проверено 4 апреля 2023 г. Результаты не демонстрируют близкого фенетического сходства между первыми жителями Кавригула и любым из предполагаемых источников иммигрантов в Таримский бассейн. Отсутствие тесного родства с внешним населением делает маловероятным, что человеческие останки, обнаруженные в Кавригуле, представляют собой несмешанные останки колонистов афанасьевской или андроновской культур степных земель или жителей городских центров оксусской цивилизации Бактрии.
  45. ^ Тихвинский Сергей Леонидович; Переломов, Леонард Сергеевич (1981). Китай и его соседи, от древнейших времен до средневековья: сборник очерков . Издательство «Прогресс». п. 124.
  46. ^ Майр, Виктор Х. (март – апрель 1995 г.). «Мумии Таримской котловины». Археология . 48 (2): 28–35 (30).
  47. ^ Yu (2003), pp. 34–57, 77–88, 96–103.
  48. ^ Лю, Цзяньго (2004), Различие и исправление кованой классики до Цинь , Сиань: Shaanxi People's Press, ISBN  7-224-05725-8
  49. ^ Баумер (2000), с. 28.
  50. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 327–328.
  51. ^ Мартини, И. Питер (2010). Пейзажи и общества: избранные случаи . Спрингер . п. 310. ИСБН  978-90-481-9412-4 .
  52. ^ Хайэм, Чарльз (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издание информационной базы . п. 200. ИСБН  0-8160-4640-9 .
  53. ^ Чанг, KC: «Исследования археологии Шан», стр. 6–7, 1. Издательство Йельского университета, 1982.
  54. ^ Чанг, KC: «Исследования археологии Шан», с. 1. Издательство Йельского университета, 1982.
  55. ^ «Преподавание китайской археологии, часть вторая — NGA» . Нга.gov. Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года . Проверено 17 января 2010 г.
  56. ^ Ли-Лю; Китайский неолит, издательство Кембриджского университета, 2005 г.
  57. Династии Шан и Чжоу: бронзовый век Китая. Хронология Хайльбрунна, получено 13 мая 2010 г.
  58. ^ Королевство Анси
  59. ^ Шелковый путь, Северный Китай , К. Майкл Хоган, Мегалитический портал, изд. А. Бернэм (2007)
  60. ^ «Журнал об экспедиции - Пенсильванский музей» . www.penn.museum . Проверено 27 декабря 2021 г.
  61. ^ «Вечные мумии-принцессы» . Откройте для себя журнал . Проверено 27 декабря 2021 г.
  62. ^ Эрджиласун, Конуралп (2018). «Введение: Земля, народ и политика в историческом контексте». В Курмангалиевой Эрджиласун, Гюлянат; Эрджиласун, Конуралп (ред.). Уйгурская община . Политика и история в Центральной Азии. Пэлгрейв Макмиллан США. стр. 1–16. дои : 10.1057/978-1-137-52297-9_1 . ISBN  978-1-137-52297-9 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  63. ^ Jump up to: а б с д Демик, Барбара (21 ноября 2010 г.). «Красавица, которая была правительственным зверем» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 26 января 2020 г.
  64. ^ Jump up to: а б с д и Барбер 1999 , стр. 71–87.
  65. ^ «Древние мумии Таримской котловины | Журнал «Экспедиция»» . www.penn.museum . Проверено 26 января 2020 г.
  66. ^ Андерсон, Мэтью (2012). «Шелковый путь» во времени и пространстве: миграции, мотивы и материалы» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 96–97.
  67. ^ «Красота Крорана (Описание книги)» .
  68. ^ Майр, В.Х. (2010). Мумии восточно-центральной Азии . Экспедиция, 52(3), 23-32.
  69. ^ Чеанг, Сара; Гриф, Эрика де; Такаги, Йоко (15 июля 2021 г.). Переосмысление глобализации моды . Издательство Блумсбери. п. 101. ИСБН  978-1-350-18130-4 .
  70. ^ Ван, Тинтин; Фуллер, Бенджамин Т.; Цзян, Хонген; Ли, Вэньин; Вэй, Донг; Ху, Яову (13 января 2022 г.). «Раскрытие утерянных тайн об Инпань Мане и Шелковом пути» . Научные отчеты . 12 (1): 669. Бибкод : 2022NatSR..12..669W . дои : 10.1038/s41598-021-04383-5 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8758759 . ПМИД   35027587 .
[ редактировать ]

40 ° 20'11 ″ с.ш. 88 ° 40'21 ″ в.д.  /  40,336453 ° с.ш. 88,672422 ° в.д.  / 40,336453; 88,672422

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bad494b8686929e570dac6b14bb9a86e__1721750520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/6e/bad494b8686929e570dac6b14bb9a86e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tarim mummies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)