Арсак I Парфянский
Арсак I 𐭀𐭓𐭔𐭊 | |
---|---|
![]() | |
Король династии Аршакидов | |
Царствование | 247 – 217 гг. до н.э. |
Преемник | Арсак II |
Умер | 217 г. до н.э. Парфия |
Проблема | Арсак II |
Отец | Фриапиты |
Религия | Зороастризм |
Arsaces i ( / ː ːr S ə s iː z / ; от греческого : ἀρσάκης на парфяне : 𐭀𐭓𐭔𐭊 arškak ) был первым королем Партии , правящим с 247 до 217 г. до н.э. ; из Парфии . Лидер парни , одного из трех племен конфедерации Дахов , Арсак основал свою династию в середине III века до нашей эры, когда он завоевал сатрапию Парфии (ныне разделенную между Туркменистаном и Ираном ) у Андрагора , восставшего против Империя Селевкидов . Остаток своего правления он провел, укрепляя свое правление в регионе, и успешно остановил попытки Селевкидов отвоевать Парфию. Благодаря достижениям Арсака он стал популярной фигурой среди монархов Аршакидов, которые использовали его имя как королевский почетный знак. К моменту своей смерти Арсак заложил основы сильного государства. [1] которая в конечном итоге превратилась в империю под властью его внучатого племянника Митридата I , который принял древний ближневосточный королевский титул Царя царей . [2] Арсаку наследовал его сын Арсак II .
Литературные источники об Арсаке очень скудны и основаны исключительно на противоречивых греческих и римских отчетах, написанных спустя столетия после его смерти. В результате о его правлении мало что известно. Его существование даже подвергалось сомнению современными учеными, пока новые исследования и археологические находки не подтвердили его личность в 1960-х годах.
Имя
[ редактировать ]Арсачес — это латинская форма греческого Арсакес ( Ἀρσάκης ), происходящего от парфянского Аршак ( 𐭀𐭓𐭔𐭊 ). Имя является уменьшительным от древнеиранского Аршан , что означает «герой». Имя также использовалось некоторыми правителями Персидской империи Ахеменидов , в том числе Артаксерксом II ( годы правления 404–358 до н. э. ), которого Аршакиды считали своим прародителем . [3]
Фон
[ редактировать ]
Источники относительно Арсака сильно различаются. Он в основном известен из греческих и римских источников, которые были враждебны ему и его династии из-за более поздних римско-парфянских войн . [4] В национальной истории Ирана его происхождение восходит к нескольким мифическим фигурам, например, к тому, что он был потомком Кая Кавада , Кая Араша, Дары, сына Хомая, или Араша , героического лучника. Принадлежность Арсака к Арашу обусловлена сходством их названий и монет Арсака, имитирующих его как лучника. [5] По словам римского историка Аммиана Марцеллина , Арсак был бандитом низкого происхождения, который вторгся и завоевал Парфию , убив ее сатрапа Андрагора , недавно провозгласившего независимость от эллинистической империи Селевкидов . [6]
Наиболее распространенной теорией является теория греческого географа Страбона : [7] [5] [8] по его словам, Арсак был скифским или бактрийским вождем, который стал вождем парнов , одного из трех племен Дахской конфедерации Средней Азии . [9] Дахэ полностью полагались на конную езду и, таким образом, обладали чрезвычайно мобильными силами, которые в случае опасности могли отступить к югу от Аральского моря . [10] Из-за этого другие империи столкнулись с трудностями в попытках контролировать их. [10]
Дахи первоначально жили между Яксартами в 4 веке до нашей эры, но постепенно двинулись на юг, возможно, в начале 3 века до нашей эры. [11] Сначала они мигрировали на юго-восток в Бактрию, но были изгнаны и в результате изменили свой курс на запад. [11] Постепенно они начали расселяться в Парфии — регионе в юго-восточной части Каспийского моря , который почти соответствовал современной провинции Хорасан в Иране и южному Туркменистану . [12] [13] В то время этот регион находился под властью Селевкидов. [12] К 282/1 г. до н. э. Парфия находилась под значительным влиянием Парни. [12] Парни были не единственными, кто мигрировал в Парфию, поскольку регион постоянно принимал новые волны иранских мигрантов с севера. [14]
Парни — восточноиранское племя, практиковавшее иранский политеизм . [15] Однако к середине III века до нашей эры они были ассимилированы местной парфянской культурой; они приняли парфянский, северо-западный иранский язык , и стали приверженцами религии зороастризма , даже дав себе зороастрийские имена, такие как отец Арсака, Фриапит, чье имя произошло от авестийского *Friyapitā («отец-любовник»). [5] [15] [16] [а] Сам Арсак, вероятно, родился и вырос в Парфии, говоря на парфянском языке. [19] По мнению французского историка Жерома Гаслена, Арсак, возможно, провел большую часть своей жизни на землях Селевкидов и, возможно, даже принадлежал к местной элите Парфии. [12]
Дахи часто служили конными лучниками в армиях греческих правителей, от македонского Александра Великого ( годы правления 336–323 до нашей эры ) до селевкидов Антиоха III Великого ( годы правления 222–187 до нашей эры ). Это подразумевает, что Арсак, которого в классических записях описывают как «опытного солдата», возможно, служил наемником при правителях Селевкидов или их правителях. [20]
Царствование
[ редактировать ]
Присоединение и войны
[ редактировать ]В ц. В 250 году до нашей эры Арсак и его последователи Парни захватили Астауэну , лежащую недалеко от долины Атрек . [7] Несколько лет спустя, вероятно, в ок. В 247 году до нашей эры Аршак был коронован в Асааке , городе, который он основал и который служил царским некрополем Аршакидов. [21] Обычно считается, что его коронация в Асааке ознаменовала начало династии Аршакидов. [22] Около 245 г. до н. э. Андрагор , губернатор селевкидской провинции Парфия, провозгласил свою независимость от селевкидского монарха Селевкида II Каллиника ( годы правления 246–225 до н. э. ) и сделал свою провинцию независимым царством. [22] После отделения Парфии от Империи Селевкидов и, как следствие, потери военной поддержки Селевкидов, Андрагор столкнулся с трудностями в поддержании своих границ, и около 238 г. до н.э. - под командованием Арсака и его брата Тиридата I. [8] [23] Парни вторглись в Парфию и захватили контроль над Астабене (Аставой) у Андрагора, северной области этой территории, административной столицей которой был Кучан . [24]

Некоторое время спустя Парни захватили остальную часть Парфии у Андрагора, убив его при этом. После завоевания провинции Аршакиды в греческих и римских источниках стали известны как парфяне. [4] Этот термин также регулярно используется современными западными авторами, однако, по мнению современного историка Стефана Р. Хаузера, от него «следует отказаться, поскольку он передает неверное представление об этническом правящем классе внутри многоэтнического и многоязычного населения». . [26] Соседняя провинция Гиркания также вскоре была завоевана Парни. [27] Восстановительная экспедиция Селевкидов под предводительством Селевка II была совершена в 228 г. до н. э., что оказалось проблематичным для Арсака, который в то же время находился в состоянии войны с греко-бактрийским правителем Диодотом II ( годы правления 239–220 до н. э. ). Чтобы избежать боевых действий на два фронта, Арсак быстро заключил мирный договор с Диодотом II. [7]
Тем не менее он не смог остановить экспедицию Селевкидов и был вынужден покинуть Парфию в Среднюю Азию, где укрылся у апасиаков . [28] Завоевание Селевкидов оказалось недолгим; из-за проблем в западных частях Империи Селевкидов Селевк II был вынужден покинуть Парфию, что дало Арсаку возможность вернуть себе утраченные территории и, скорее всего, также расширить свои владения дальше на юг. [7] Действительно, отход Арсака в Апасиаки, возможно, был стратегическим шагом, поскольку у Селевка II не было ни ресурсов, чтобы преследовать его, ни времени для заключения мирного договора. [29] Арсак также заключил союз с греко-бактрийцами. [30] что подтверждает, что контакт между двумя державами, скорее всего, был установлен уже давно. [12] По словам римского историка Юстина , Арсак «заселил парфянское правительство, набрал солдат, построил крепости и укрепил свои города». [27] Помимо Асаака, он также основал город Дара на горе Сапаортенон, местечке в Парфии. [31] Ниса , также основанная Аршаком, затем использовалась в качестве королевской резиденции Аршакидов до I века до нашей эры. [21]
Преемственность
[ редактировать ]В течение долгого времени линия преемственности Арсака и в некоторой степени его историчность были неясны. Ныне устаревшее повествование об основании династии Аршакидов Арсаком и его братом Тиридатом, которые вместе возглавили восстание Парни, было установлено Жаном Фуа-Вайаном в 1725 году. Он и поколения ученых считали, что после смерти Арсака Тиридат сменил его на посту короля династии Аршакидов. [32] [33] Это привело к появлению нескольких различных теорий, в том числе той, которая считала Аршака легендарной фигурой, а основание Аршакидов приписывалось Тиридату. [34]
Между 1957 и 1962 годами Юзеф Вольский опубликовал серию статей с противоположной точкой зрения: он считал Аршака основателем Аршакидов, а Тиридата - легендарным. [35] С тех пор эту теорию поддерживали (с небольшими разногласиями) большинство ученых, пока она не была подтверждена открытием в Нисе остракона, носящего имя Арсака. [36] Более того, нумизматические данные и недавний анализ источников привели к выводу, что персонаж Тиридата действительно является вымышленным и что Арсак продолжал править до своей смерти в 217 г. до н. э., где ему наследовал его сын Арсак II . [30]
Чеканка монет
[ редактировать ]
По сути, монеты Арсака «предоставили прототип для всей последующей чеканки Аршакидов, хотя и претерпели некоторые изменения». [37] Ходадад Резахани добавляет, что его монеты заимствовали многие стилистические элементы из выпусков Селевкидов и более ранних сатрапских ахеменидских монет, но, тем не менее, он внес несколько нововведений, которые отличали их от монет его предшественников. [38] По словам Алиреза Шапура Шахбази , на своих монетах Арсас «намеренно расходится с монетами Селевкидов, чтобы подчеркнуть свои националистические и царские устремления»; [5] типичная селевкидская фигура Аполлона, сидящего на омфале и держащего лук, заменена лучником, подражающим Арсаку, [б] который сидит на табуретке (сделано так же, как некоторые ахеменидские сатрапы, например Датам ), при этом одет в сакаскую одежду и мягкую шапку, известную как башлык . [5]
Некоторые надписи на монетах Арсака называют его карни. [с] (греческий эквивалент — автократатор ) — титул, который носили видные ахеменидские военачальники, такие как Кир Младший . [5] [д] Используя этот титул, Арсак сознательно ставил себя выше титула сатрапа, но одновременно избегал использования царского титула басилевса ( царя), что означало бы, что он следовал царской традиции Селевкидов, которую он отверг. [42] С иранской точки зрения титул басилевса имел второстепенное значение. [43]
Арсак, по-видимому, использовал основанный им город Нису как место для своего монетного двора. [44] Монеты Арсака чеканились как из серебра, так и из бронзы. [37] Арсака Серебряные драхмы (которые впоследствии стали основным номиналом Аршакидов) изображают его безбородый профиль на аверсе, обращенный вправо, подобно изображениям членов королевской семьи Селевкидов на монетах. [45] По мнению Фабрицио Синизи, аналогично, сидящий лучник на реверсе повёрнут влево. [46] Греческая легенда ΑΡΣΑΚΟΥ ΑΥΤΟΚΡΑΤΟΡΟΣ начертана двумя вертикальными линиями по бокам драхм , аналогично монетам Селевкидов. [47] Независимо от этих особенностей, Синиси отмечает, что монеты Арсака «сразу узнаваемы как выпущенные негреческим правителем». [39] Например, Арсак носит на аверсе остроконечную мягкую шапку, похожую на монеты эпохи Ахеменидов, как и лучник на реверсе, одетый в иранский костюм для верховой езды. [39]
Наследие
[ редактировать ]Престиж Арсака сохранялся еще долго после его смерти. Вечный огонь в его честь все еще охранялся в городе Асааке более двух столетий после его смерти, как сообщает Исидор Харакс . [48] Это указывает на то, что акт провозглашения короля имел религиозное значение. [49] Скорее всего, он служил династическим огнем Аршакидов, возможно, созданным для того, чтобы подчеркнуть, что они являются наследниками империи Ахеменидов. [50] Благодаря своим достижениям он стал известен как «отец нации», а его имя стало королевским почетным титулом, который использовался всеми монархами Аршакидов из-за восхищения его достижениями. [30] [51] [и] Это имя также связывало Аршакидов с легендарным каянским правителем Кави Аршаном, о династии которого, должно быть, до сих пор помнят жители восточного Ирана, такие как парфяне и дахи. [3] Позже, начиная со 2-го века до нашей эры, Аршакиды выдвинули фиктивное заявление, которое представляло Арсака потомком ахеменидского царя царей Артаксеркса II. [52]
Семья Арсаков правила четыре с половиной века, пока не была свергнута Сасанидской империей в 224 году нашей эры. Однако даже тогда потомки Арсака продолжали обладать значительным влиянием и авторитетом; один из семи великих домов Ирана , Дом Карен , породил несколько крупных фигур в иранской истории, таких как визирь 6-го века Бозоргмехр и принц и мятежник 9-го века Мазьяр ( годы правления 817–839 ). [53] Аршакиды сыграли также важную роль в истории Кавказа ; княжествами Армении , Кавказской Албании и Иберии управляли ветви династии Аршакидов. По словам Прокопия , даже в VI веке армянская знать все еще помнила свое наследие Аршакидов и характер Арсака. [54]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]
| Король королей |
| Король |
Фриапиты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арсак I ( годы правления 247 – 217 до н. э. ) | Неизвестный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арсак II ( годы правления 217 – 191 до н. э. ) | Неизвестный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приапатий ( годы правления 191 – 176 до н. э. ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фраат I ( годы правления 176 – 171 до н.э. ) | Митридат I ( годы правления 171 – 132 до н. э. ) | Артабан I ( годы правления 127 – 124/3 до н.э. ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обычно считается, что Аршакиды были приверженцами зороастризма , однако археологически это едва заметно. [17] Такие историки, как Ричард Фольц и Парване Пуршариати, утверждали, что Аршакиды на самом деле были митраистами, то есть поклонниками Митры . [18]
- ↑ По словам Фабрицио Синизи, ученые расходятся во мнениях относительно личности лучника. По мнению Синиси, лучник мог представлять собой так называемого «обожествленного» предка Аршакидов или просто самого царя Аршакидов. Синиси отмечает: «Однозначный ответ труден, но поскольку связь с селевкидским Аполлоном на омфале на этой стадии еще не очевидна, поскольку парфянский лучник сидит на табурете, возможно, следует подчеркнуть уже отмеченные связи Ахеменидов: эти Фактически, это послужило бы контекстом для фигуры сидящего лучника, для титула Карен, а также для лицевой головы с мягкой шапкой. То, что живой Арсак, конечно, ни в коем случае не мог попытаться представить себя наследником старой иранской империи. путь исключает, что его память могла впоследствии быть объектом какого-то особого почитания, но характер иранского царского культа предков все еще остается проблематичным». [39]
- ^ Также пишется Krny или Карен . [40] [39] По мнению Дэвида Селлвуда, это арамейское слово может быть родственным фамилии «Карен» , но он добавляет, что в «ахеменианском использовании» оно было эквивалентом οτρατηγόs и, таким образом, «близко к нашему предполагаемому значению слова автократ». [41]
- ^ Резахани отмечает, что на самых ранних монетах Арсака есть надпись ΑΥΤΟΚΡΑΤΟΡΟΣ. Сообщается, что именно эти монеты являются единственным свидетельством использования этого титула Аршакидами. Резахани заявляет, что это может означать «первоначальное подчинение сюзеренитету Селевкидов, поскольку название предполагает, что Арсак I считал себя назначенным военным губернатором Парфии, факт, который также может показать его самопонимание как преемника Андрагора , мятежного Селевкидский сатрап Парфии». Согласно тому же обоснованию, Резахани отмечает, что «некоторые выпуски из Нисы, помимо включения имени Арсака на греческом языке, содержат арамейский крни , ахеменидский военный титул Арсака, заменяющий любые греческие титулы». [40]
- ↑ Резахани отмечает: «Хотя все цари Аршакидов имели свои личные имена, засвидетельствованные в греко-римских источниках, а иногда и в вавилонских астрономических дневниках, они повсеместно использовали титул Аршак в качестве своего царственного имени, предположительно в честь Арсака I, хотя даже это основатель династии мог иметь личное имя Тиридат (парф. *trd't), что делало Арсака клановым названием династии. Фактически, из-за отсутствия повествовательных источников по истории Аршакидов и того внимания, которое часто уделялось нумизматическим свидетельствам для реконструкции Аршакидов. истории, универсальное использование титула Арсак представляет собой особую помеху для нашего понимания истории династии». [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киа 2016 , с. xxxiv.
- ^ Домброва 2012 , стр. 179; Шиппманн 1986 , стр. 525–536
- ^ Jump up to: а б Ольбрихт 2021 , стр. 253.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 1986 , с. 525.
- ^ Марцеллин, XXIII. 6 .
- ^ Jump up to: а б с д Домброва 2012 , стр. 168.
- ^ Jump up to: а б Кертис 2007 , с. 7.
- ^ Страбон, xi. 9 .
- ^ Jump up to: а б Эксворси 2008 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Гаслен 2016 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Гаслен 2016 , с. 4.
- ^ Годрат-Дизаджи 2016 , с. 42.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1986 , стр. 540–541.
- ^ Лекок 1986 , с. 151.
- ^ Хаузер 2013 , с. 743.
- ^ Фольц 2013 , с. 22.
- ^ Бойс 1984 , с. 81.
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 165.
- ^ Jump up to: а б Домброва 2012 , стр. 179-180.
- ^ Jump up to: а б Шиппманн 1986 , стр. 525–536.
- ^ Бивар 1983 , с. 29.
- ^ Бикерман 1983 , с. 19.
- ^ Гувер 2009 , с. 61.
- ^ Хаузер 2013 , с. 730.
- ^ Jump up to: а б Джастин, xli. 5 [узурпировал] .
- ^ Шмитт 1986 , стр. 151–152.
- ^ Гаслен 2016 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Домброва 2012 , стр. 169.
- ^ Вайскопф 1993 , стр. 671–672.
- ^ Вайлант, Империя Аршакидов , том. 1, стр. 1 фф.
- ^ Вольский (1962), стр. 139–142, краткое изложение старой историографии со времен Вайланта.
- ^ Бивар 1983 , с. 29, 30.
- ^ Вольский (1959) и (1962), с. 145. Главный аргумент автора заключался в том, что Юстина неправильно поняли в предыдущих исследованиях, которые также слишком сильно полагались на Арриана — греческого историка, работа которого содержит множество ошибок.
- ^ Бивар 1983 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Резахани 2013 , с. 766.
- ^ Резахани 2013 , стр. 766–767.
- ^ Jump up to: а б с д Синиси 2012 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с Резахани 2013 , с. 767.
- ^ Селлвуд 1983 , с. 280.
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 251.
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 252.
- ^ Кертис 2007 , с. 8.
- ^ Синиси 2012 , стр. 276, 279.
- ^ Синиси 2012 , с. 279.
- ^ Синиси 2012 , стр. 279–280.
- ^ Исидор Хараксский, 11.
- ^ Фрай 1984 , с. 217.
- ^ Бойс 1986 , с. 87.
- ^ Киа 2016 , с. 23.
- ^ Домброва 2012 , стр. 179.
- ^ Пуршариати 2017 .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 44.
Библиография
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]- Исидор Харакс , Парфянские стоянки .
- Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога.
- Аммиан Марцеллин , Res Gestae .
- Страбон , Географика .
Современные работы
[ редактировать ]- Эксуорси, Майкл (2008). История Ирана: Империя разума . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 1 –368. ISBN 978-0-465-00888-9 .
- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 9783406093975 .
ЛОЖЬ.
- Бикерман, Элиас Дж. (1983). «Период Селевкидов». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 3–20. ISBN 0-521-20092-Х .
- Бивар, ADH (1983). «Политическая история Ирана при Аршакидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–99. ISBN 0-521-20092-Х .
- Бойс, М. (1986). «Аршакиды iv. Религия Аршакидов» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/5: Армения и Иран IV – Искусство в Иране I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 540–541. ISBN 978-0-71009-105-5 .
- Кертис, Веста Сархош (2007), «Иранское возрождение в парфянский период», в Кертисе, Веста Сархош ; Стюарт, Сара (ред.), Эпоха парфян: идеи Ирана , том. 2, Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris & Co Ltd., совместно с Лондонским институтом Ближнего Востока при SOAS и Британским музеем, стр. 7–25, ISBN. 978-1-84511-406-0
- Домброва, Эдвард (2012). «Империя Аршакидов». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 . Архивировано из оригинала 01 января 2019 г. Проверено 13 января 2019 г.
- Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Публикации Oneworld. стр. 1–368. ISBN 9781780743097 .
- Гаслен, Жером (2016). «Некоторые аспекты политической истории: ранние цари Аршакидов и Селевкиды». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 9781785702082 .
- Годрат-Дизаджи, Мехрдад (2016). «Заметки о расположении провинции Парфия в сасанидский период». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 9781785702082 .
- Хаузер, Стефан Р. (2013). «Аршакиды (парфяне)». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 728–751. ISBN 9780190668662 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Гувер, Оливер Д. (2009). Справочник сирийских монет: королевские и гражданские проблемы, четвертый-первый века до нашей эры [Справочник серии греческих монет, том 9] . Ланкастер/Лондон: Классическая нумизматическая группа.
- Лекок, П. (1986). «Апарна » Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 2 . п. 151
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004460751 .
- Пуршариати, Парване (2017). "КАРИН " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Резахани, Ходадад (2013). «Арсакидовая, элимейская и персидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шиппманн, К. (1986). «Аршакиды II. Династия Аршакидов» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/5: Армения и Иран IV – Искусство в Иране I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 525–536. ISBN 978-0-71009-105-5 .
- Шмитт, Р. (1986). «Апасиака» . Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 2 . стр. 151–152.
- Селлвуд, Дэвид (1983). «Парфянские монеты». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20092-Х .
- Шахбази, А.Ш. (1986). «Аршакиды и. Происхождение» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/5: Армения и Иран IV – Искусство в Иране I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 525. ИСБН 978-0-71009-105-5 .
- Синиси, Фабрицио (2012). «Чеканка парфян». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195305746 .
- Жан Фуа-Вайан, Империя Аршакидов, или История парфянских царей: адаптированная с учетом монет , Париж, 1725 г.
- Вайскопф, Майкл (1993). «Дара (город)» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VI/6: Даф (f) и Дайера-Дара . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 671–672. ISBN 978-1-56859-004-2 .
- Юзеф Вольский, « L'Historicité d'Arsace Ier », в Historia: Journal of Ancient History , Vol. 8, H. 2 (апрель 1959 г.), стр. 222–238.
- ——, « Arsace II et la Généalogie des Premiers Arsacides », в Historia: Journal of Ancient History , Vol. 11, H. 2 (апрель 1962 г.), стр. 138–145.