Культура оленьих камней
Общее расположение камней Оленя и современная азиатская политика ок. 1000 год до нашей эры . : Тип I, : Тип II, : Тип III и разрозненные отдельные находки. Все три типа можно встретить вместе на территории западной Монголии. [1] | |
Географический диапазон | Южная Сибирь , Западная Монголия |
---|---|
Период | Бронзовый век , ранний железный век |
Даты | 1400–700 гг. до н. э. [2] |
Предшественник | Афанасьев Чемурчекская культура Мунххайрханская культура Сагсайская культура |
С последующим | Запад: Аржан , Чандман , Пазырыкская культура. Восток: плитно-могильная культура |

Оленьи камни ( монгольский : Буган чулуун хөшөө ), иногда называемые Оленьим камнем-хиригсуурским комплексом ( DSKC ) в отношении соседних хиригсуурских гробниц, [3] — древние мегалиты с высеченными символами, встречающиеся преимущественно в Монголии и, в меньшей степени, в прилегающих районах Сибири . 1300 из 1500 найденных на данный момент оленьих камней находятся в Монголии. Название происходит от резных изображений летающих оленей . «Культура оленьих камней» связана с жизнью и технологиями народов позднего бронзового века, связанных с комплексами оленьих камней, о чем свидетельствуют археологические находки, генетика и содержание искусства оленьих камней. [4]
Оленьи камни являются частью пасторальной традиции каменных курганов и монументальных сооружений, возникших в Монголии и соседних регионах в эпоху бронзы (ок. 3000–700 гг. до н.э.). Различные культуры населяли территорию в этот период и внесли свой вклад в монументальные каменные постройки, начиная с афанасьевской культуры и продолжая традициями Окунева , Чемурчека , Мунххайрхана или Улаанзууха . [5] [6] Сами камни оленей принадлежат к одной из последних традиций изготовления монументальных камней, датируемых примерно 1400–700 годами до нашей эры (от позднего бронзового века до раннего железного века), но предшествуют культуре плиточных захоронений . [2] и часто связаны с ними . Оленьи камни также непосредственно предшествуют ранним этапам сакской культуры (особенно аржанской , чандманской и пазырыкской ) на территории от Алтая до Западной Монголии [7] Искусство оленьего камня появилось на 300–500 лет раньше самых ранних скифских памятников, таких как Аржан , и считается до- или, возможно, протоскифским. [8]
Культура оленьих камней, по-видимому, находилась под влиянием современной карасукской культуры северо-запада, с которой она имеет общие характеристики, особенно в области оружейной металлургии. [9] [10]
Строительство
[ редактировать ]

Хотя Монголия во всем мире довольно засушлива, оленьи камни обычно расположены в наиболее продуктивных и хорошо орошаемых районах северной монгольской степи, особенно на севере и западе страны, где всегда происходила большая часть культурного развития Монголии. [11]
В Монголии оленьи камни обычно ассоциируются с курганами хиригсуур и, по-видимому, являются частью комплексного погребального церемониала позднего бронзового века, датируемого ок. 1200-700 гг. до н.э. [13] Объем работ, необходимых для возведения столь многочисленных и массивных каменных сооружений, позволяет предположить сложное иерархическое общество, впервые возникшее в степях Монголии, но ставшее основой для более поздних кочевых государств и империй. [14] Могилы довольно неглубоки, поэтому человеческие останки плохо сохранились, а артефактов практически нет. [15] [16]
Оленьи камни обычно изготавливаются из гранита или зеленого камня , в зависимости от того, какой из них наиболее распространен в окрестностях. [17] Они имеют разную высоту; большинство из них имеют рост более 3 футов (0,9 м), [18] но некоторые достигают высоты 15 футов (4,6 м). Вершины камней могут быть плоскими, круглыми или разбитыми, что позволяет предположить, что, возможно, первоначальная вершина была намеренно разрушена. Камни обычно обращены «лицом» на восток. [15]
Резьба и узоры обычно были завершены до того, как камень был установлен, хотя на некоторых камнях имеются следы резьбы на месте. [2] Узоры выкалывались или втирались в каменную поверхность. Глубокие бороздки и прямоугольные поверхности указывают на наличие металлических инструментов. Каменные орудия использовались для сглаживания резких разрезов некоторых конструкций. [18] Почти все камни были вырезаны вручную, но на некоторых необычных камнях имеются признаки того, что их можно было огранить примитивным механическим сверлом. [2]
Распределение
[ редактировать ]Археологи нашли в Евразии более 1500 оленьих камней. На территории современной Монголии их зарегистрировано более 1300. [19] Еще несколько разбросанных оленьих камней найдены на более обширной территории, в Синьцзяне . [20] и на западе до Кубани , Россия ; [21] Южный Буг на Украине ; Добруджа , Болгария ; и Эльба , которая протекает через Чехию и Германию . [22] [23]

Виды камней
[ редактировать ]
На оленьих камнях нет прикрепленных к ним человеческих останков, хотя могилы Хиригсуура часто находят в непосредственной близости в Монголии. Это говорит о том, что гробницы служили кенотафами для ушедших лидеров и что тела были захоронены в другом месте. [25]
Не существует очевидной хронологии эволюции дизайна оленьих камней, что позволяет предположить, что уже существовала более ранняя и довольно развитая традиция, вероятно, из скоропортящегося материала, такого как дерево. [26] Камень, вероятно, начал использоваться, когда стали доступны металлические инструменты. [26] Нет также четкого различия в хронологии между разными типами оленьих камней (типы I, II и III), которые также часто встречаются в одних и тех же местах. [26] Некоторые из более простых рисунков, такие как саянско-алтайские камни (Тип II), на самом деле относятся к числу древнейших оленьих камней (1300 г. до н.э.) вместе с монгольскими узорами (Тип I). [27]
Большинство камней оленей изначально имели антропоморфное назначение, о чем свидетельствует общая форма «столба», а также рельефы или рисунки, изображающие пояс, нагруженный инструментами и оружием, щит на спине камня, украшения, такие как ожерелье, серьги и символический или Редко реалистичное лицо, иногда увенчанное шляпой. Фронт, если он не нарушен, всегда ориентирован на восток. [28]
Стилистические «летающие олени» на поверхности многих камней с оленями могут быть не просто декоративными рисунками, но на самом деле могут представлять собой татуировки на теле конкретных изображенных людей. Эта гипотеза была подкреплена обнаружением обширных нательных татуировок «летающих оленей» на коже представителей пазырыкской культуры . Оленьи камни могут быть лишь схематическим, но полным изображением татуированного тела умершего вместе с его инструментами и оружием. [29]
Глядя на различные орудия и инструменты, изображенные на оленьих камнях, такие как конские орудия, загнутый лук и горитус , кажется, что люди, поднявшие камень, полностью зависели от лошади в своем образе жизни и ведении войны. [30]
В. В. Волков за тридцать лет исследований выделил три различных типа оленьих камней.
Тип I: Классический монгольский.
[ редактировать ]Эти камни достаточно детализированы и более изящны в способах изображения. Обычно на них изображен воин с поясом и стилизованным летающим благородным оленем на туловище. Этот тип камня наиболее распространен в южной Сибири и северной Монголии. Такая концентрация предполагает, что эти камни послужили источником традиции изготовления оленьих камней, а дальнейшие типы как упрощали, так и развивали их. [31] Эти оленьи камни часто связывают с захоронениями « Хиргисуур ». [32] Эти захоронения Хиргисуур относятся к более раннему археологическому периоду, но были присвоены строителями из оленьего камня. [33]
- Олений камень, провинция Ховсгул , Монголия.
- Крупный план оружия на дне оленьего камня Хёвсгёль.
- Олений камень с летающими оленями, характеристика I типа. Улан Батур
Тип II: Саяно-Алтайский
[ редактировать ]

На камнях Саяно-Алтая присутствуют некоторые западноазиатско-европейские знаки, в том числе свободно плавающие животные с прямыми ногами, кинжалы и другие орудия труда. Появление мотивов оленей заметно уменьшено, а те, которые появляются, часто не подчеркивают связь между оленями и полетом. Камни Саяно-Алтая можно разделить на два типа:
- Камни Горно-Алтая имеют простые мотивы воинов, демонстрирующие орудия труда в поясной части камня. Мотивы оленей появляются, но их мало. Оленьи камни Алтая закономерно связывают с раннескифской пазырыкской культурой . [7]
- Саяно-Тувинские камни аналогичны горно-алтайским, но содержат меньше изображений животных. Мотивы оленей отсутствуют. Художественный стиль гораздо проще, часто состоит только из поясов, ожерелий, сережек и лиц. В Туве оленьи камни связаны с богатыми сакскими захоронениями Аржана 1. [37] и Аржан 2 . [38] [39]
- Тип II: Саяно-Алтайский тип.
- Саяно-Алтайский Олений камень с четырьмя сторонами, Суртын Дендж, Бюрентогтох, Ховсгёль . Национальный музей Монголии
Тип III: Западноевразийский.
[ редактировать ]Эти камни имеют центральную часть камня, разделенную двумя горизонтальными линиями или «поясами». Есть также «обручи для сережек», большие круги, диагональные разрезы группами по два и три человека, известные как «лица», и «ожерелья», коллекция каменных ям, напоминающих их тезку. [40] Несколько памятников, классифицированных как «оленьи камни», были найдены на Урале , в Крыму или даже на реке Эльбе , в скифском контексте (600-300 гг. до н.э.). [41]
Образы
[ редактировать ]На камнях оленей встречается множество распространенных изображений, а также множество способов их представления. [2]
Северный олень
[ редактировать ]Олени занимают видное место почти на всех оленьих камнях. Вероятно, это благородный олень или марал ( Cervus elaphus sibericus ). [42] На ранних камнях были очень простые изображения оленей, но с течением времени рисунки увеличивались в деталях. Разрыв в 500 лет приводит к появлению сложного изображения летающего оленя. Олени изображаются летающими по воздуху, а не просто бегущими по земле. Антрополог Пирс Витебский писал: «Олень изображен с вытянутой шеей и раскинутыми вперед и назад ногами, как будто не просто скачет, но и прыгает по воздуху». [17] Рога, иногда появляющиеся парами, стали чрезвычайно богато украшены, используя обширные спиральные узоры, которые могут охватывать всего оленя. Эти рога иногда содержат солнечный диск или другое изображение, связанное с солнцем. Другие произведения искусства того же периода еще больше подчеркивают связь между оленями и солнцем, которая является очень распространенной ассоциацией в сибирском шаманизме . Татуировки на захороненных воинах изображают оленей, рога которых украшены головками маленьких птиц. Этот образ оленя, солнечной птицы, возможно, символизирует духовное преображение шамана от земли к небу: переход от земной жизни к небесной. Поскольку изображения оленей также встречаются в татуировках воинов, возможно, считалось, что олени защищают от опасных сил. [18] Другая теория состоит в том, что дух оленя служил проводником души воина на небеса. [31]
Другие животные
[ редактировать ]
В частности, в камнях Саяно-Алтая в изображениях оленей присутствует множество других животных. Можно увидеть изображения тигров, свиней, коров, конеобразных существ, лягушек и птиц. [2] Однако в отличие от оленей эти животные изображены в более естественном стиле. Отсутствие богато украшенных деталей указывает на отсутствие сверхъестественной значимости таких животных, занимающих явное место на заднем плане по сравнению с северными оленями. [31] Животные часто объединяются в пары для противостояния, например, тигр противостоит лошади в гораздо более земной деятельности.
Узоры
[ редактировать ]Иногда встречаются шевронные узоры, обычно в верхних частях камня. Эти узоры можно сравнить с военными щитами, что указывает на связь камней с вооруженным конфликтом. Также было высказано предположение, что шевронные узоры могли быть шаманской эмблемой, изображающей скелет. [18]
Человеческие лица
[ редактировать ]
Верхняя часть камней обычно закругленная или плоская, но часто вылеплена под углом, так что более высокая сторона обращена на восток. [43] Человеческие лица встречаются гораздо реже и обычно вырезаны на вершине камня, также обращенной на восток. Лицо иногда изображается лишь символически, с несколькими обычными косыми чертами (//, ///). [44] Шею обычно украшает ожерелье в виде ниток бус, а по бокам часто изображают большие круглые серьги, что явно является модой позднего бронзового века. [45] Эти лица словно высечены с открытым ртом, как будто поющим. Это также предполагает религиозную/шаманскую связь оленьего камня, поскольку голосовое выражение является распространенной и важной темой в шаманизме . [45]
Такие изображения предполагают захоронения вокруг центральных фигур, что характерно для довольно организованных и стратифицированных скотоводческих обществ. Лошади были захоронены вместе, а также конские удила. Могущественные кочевые лидеры, возглавлявшие крупномасштабные организованные кочевые группы, возможно, повлияли на позднюю династию Шан и раннюю Чжоу в Китае на юге и, возможно, имели некоторую связь с печально известным Сяньюнем в китайской истории. [46]
Человеческие лица на оленьих камнях иногда кажутся принадлежащими к европеоидному типу, с длинными лицами, длинными носами и глубоко вырезанными близко посаженными глазами. [47] Некоторые фигуры выглядят с капюшонами в раннекочевом или скифо-сибирском стиле. [47]
Оружие и инструменты
[ редактировать ]Вожди, изображенные на этих оленьих камнях (датированных 1400-700 гг. до н.э.), были вооружены оружием и инструментами войны, такими как мечи, кинжалы, ножи, топоры с древками, колчаны, зажигалки для огня или изогнутые держатели поводьев для своих колесниц. [45] Оружие и инструменты можно увидеть на всех камнях, хотя в камнях Саяно-Алтая оружие более заметно. [2] Часто появляются луки и кинжалы, а также типичные орудия бронзового века, такие как зажигалки или держатели поводьев для колесниц . [18] Внешний вид этих инструментов позволяет датировать камни бронзовым веком.
Оружие из оленьих камней, как правило, происходит от оружия современной культуры Карасук на северо-западе, известного центра древней металлургии, влияние которой простиралось до Китая при династии Шан . [10] [48]
Лошади и колесницы
[ редактировать ]
Самые ранние одомашненные лошади в Монголии принадлежат людям культуры Оленьего камня. [51]
Хотя лошади, по-видимому, играли центральную роль в образе жизни строителей из оленьих камней, неясно, использовались ли их лошади для верховой езды или для буксировки телег. На самом деле, среди всех изображений, имеющихся в Оленьих камнях, ни одна не изображает всадника на лошади. [52] На данный момент первые свидетельства верховой езды в Восточной Евразии датируются началом I тысячелетия до нашей эры в Горном Алтае , а неопровержимые свидетельства в виде конских седел датируются только 400 годом до нашей эры, из сакских стоянок пазырыкской культуры . [53] Напротив, на некоторых памятниках из оленьих камней из центральной Монголии появляются изображения конных колесниц , в том числе повозка с двумя и четырьмя лошадьми. [52]
На рисунках оленьих камней также фигурируют различные инструменты, типичные для езды на колесницах, например держатели поводьев . [54] Держатели поводьев предназначались для удержания поводьев на месте, чтобы освободить руки всадника, и, вероятно, подвешивались к его талии. [55] [56] Они работали как крюки для поводьев, прикрепленные к поясу, для управления лошадью без помощи рук при использовании оружия. [57] [58]
Происхождение и цель
[ редактировать ]
Истоки искусства оленьих камней остаются неясными. [26] По современным данным, искусство оленьих камней могло быть косвенно выведено из несохранившейся традиции карасукских культур, с возможными антецедентами в изображении человеческих фигур в ямной культуре Западных степей II-I вв. тысячелетия до нашей эры, такие как Керносовский идол . [65] Киммерийские каменные стелы – Курганные стелы могут быть частью ответа. Сибирская окуневская культура (2700-1800 гг. до н.э.) также имеет давнюю традицию тотемических стоячих камней III тысячелетия до н.э.
Оригинальный художественный импульс для классических оленьих камней, возможно, следует искать в животных северной сибирской экосистемы и их изображениях в наскальном искусстве, вплоть до эпохи неолита . [66] Как объяснил Джейкобсон:
Общие рассуждения. . . Все просто: животные, доминирующие в архаическом скифо-сибирском стиле, — это все животные северного леса или лесостепи. Более того . . . Архаичность раннекочевнических стилей и изображений свидетельствует не только о традиции резьбы по кости и дереву, но и о традиции зооморфного изображения, восходящей еще к сибирскому неолиту. Особое сочетание оленьих (оленей, лосей, северных оленей), кошачьих (пантер и тигров), капридов. . . и хищных птиц, очевидных в раннем искусстве ранних кочевников и их непосредственных предшественников, зависит от возникновения художественной традиции среди зависящих от охоты народов. Культуры бронзового века Южной Сибири и Монголии.
- Джейкобсон 1993, цитируется по Фитцхью 2009. [67]
Во всем мире классический монгольский тип, по-видимому, представлял собой первое поколение оленьих камней, что позволяет предположить, что традиция изготовления оленьих камней существовала до 1500 г. до н.э. и зародилась в сибирских северных таежных лесах. Культура оленьих камней затем, возможно, распространилась на запад под давлением культуры плитных могил , чтобы встретиться с ранней скифской алтайской традицией, где затем развился саяно-алтайский стиль оленьих камней. [68]
Генетический профиль
[ редактировать ]
Генетический анализ людей, похороненных в курганах позднего бронзового века (LBA), связанных с комплексом Оленьи камни-Хиригсуур (DSKC) в северной Монголии, показал, что эти люди в основном произошли из источника Kövsgöl LBA (около 4-7% Синташты и 93-96% % Байкальская ЭБА ). Особи были близки современным байкальским популяциям эпохи неолита и бронзы и группировались «поверх современных тувинцев или алтайцев». [69] [70]
Проанализированные особи также включали в себя некоторые выбросы: останки в самой западной Монголии (также называемой Алтай_MLBA), демонстрирующие сбалансированное западно-восточное евразийское происхождение, при этом около 45% синташтинских и 55% байкальских EBA практически идентичны таковым у более поздних восточных саков , особенно из культуры Чандман (Chandman_IA) и остается с увеличенным неолитическим амурским генетическим профилем, демонстрируя сходство с культурой Улаанзууха и плитовых могил на их Востоке. [70] [69]
Культура Улаанзуух , отличающаяся от «культуры оленьего камня» и соответствующая захоронениям в Юго-Восточной Монголии, имела чисто северо-восточноазиатский профиль (почти 100% ANA ), с одним выбросом, имеющим профиль западного Алтая_MLBA. [69]
Известно, что более поздние культуры часто повторно использовали камни в своих курганах (известных как херегсюурс ) и для других целей.

Историография
[ редактировать ]В 1892 г. В. В. Радлов опубликовал сборник рисунков оленьих камней в Монголии. На рисунках Радлова изображены сильно стилизованные изображения оленей на камнях, а также обстановка, в которой они помещены. Радлов показал, что в некоторых случаях камни были установлены в виде узоров, напоминающих стены могилы, а в других случаях камни оленей были установлены в сложные круговые узоры, что предполагает их использование в ритуалах неизвестного значения. [22]
В 1954 г. А. П. Окладников опубликовал исследование оленьего камня, найденного в 1856 г. Д. П. Давыдовым близ современного Улан-Удэ и известного теперь как Иволгинский камень, хранящегося в Иркутском государственном историческом музее. Окладинков идентифицировал изображения оленей как оленей, датировал резьбу камня VI-VII веками до нашей эры и на основании его размещения и других изображений пришел к выводу, что он был связан с погребальными ритуалами и являлся памятником воину-вождю, имевшему высокое социальное положение. [22]

Обширное исследование 1981 года, проведенное В. В. Волковым, выявило две культурные условия, лежащие в основе оленьих камней. Восточные олениные камни, по-видимому, связаны с кладбищами культуры плитовых могил . Другая культурная традиция связана с круглыми структурами, предполагающими использование их в качестве центра ритуалов. [22]
Есть несколько предложенных теорий относительно назначения оленьих камней. Существуют разные точки зрения на происхождение искусства оленьего камня. По мнению Х. Л. Членовой, художественный образ оленя произошел от племени саков и его ответвлений (Членова, 1962). Волков считает, что некоторые способы изготовления оленьего камня тесно связаны со скифами (Волков 1967).
Монгольский археолог Д. Цевэендорж считает, что искусство оленьего камня зародилось в Монголии в эпоху бронзы и впоследствии распространилось на Туву и Прибайкалье (Цевеендорж, 1979).

Д.Г. Савинов (1994) и М.Х. Маннай-Оол (1970) также изучали искусство оленьего камня и пришли к другим выводам. Камни встречаются не по отдельности, обычно вместе с несколькими другими каменными памятниками, иногда резными, иногда нет. Почва вокруг этих собраний часто содержит следы останков животных, например, лошадей. Такие останки были помещены под эти вспомогательные камни. С другой стороны, ни на одном из памятников не было обнаружено человеческих останков, что дискредитирует теорию о том, что камни могли служить надгробиями. [18] Надписи на камнях и наличие жертвенных останков могут указывать на религиозное назначение и, возможно, на лучшее место для проведения шаманских ритуалов. [17]
Некоторые камни включают в себя круг вверху и стилизованный кинжал и пояс внизу, что побудило некоторых ученых, таких как Уильям Фицхью , предположить, что камни могут представлять одухотворенное человеческое тело, особенно тело выдающейся фигуры, такой как воин. или лидер. [18] Декоративные летающие олени на самом деле являются татуировками на теле умершего, как это видно на татуировках ледяной мумии из Пазырыка . [72] Эта теория подкрепляется тем фактом, что все камни очень разные по конструкции и изображениям, что может быть связано с тем, что каждый камень рассказывает уникальную историю человека, которого он представляет.
В 2006 году проект «Оленьи камни» Смитсоновского института и Монгольской академии наук начал цифровую запись камней с помощью 3-D лазерного сканирования . [73]
Наследие
[ редактировать ]Звериный стиль
[ редактировать ]Художественные изображения животных на оленьих камнях — самый ранний признанный тип звериного стиля . Затем этот стиль распространился по Центральной Азии в I тысячелетии до нашей эры и стал характерной чертой скифо-сибирского искусства . [74] Распространению звериного стиля и саяно-алтайских оленьих камней способствовала миграция на запад скифских групп, которые в греческих записях стали известны как саки или сарматы . [75]
На юго-востоке культура Верхнего Сяцзядя считается самой ранней «скифской» ( сакской ) культурой в Северном Китае, начиная с 9 века до нашей эры. [76] Развитие звериных стилей здесь могло быть результатом контактов с кочевниками Монголии в IX—VIII вв. до н.э. [76]
Современные артефакты в западной Монголии
[ редактировать ]- Золотые серьги бронзового века, Бургастан-гол, Увсская губерния , Монголия. Национальный музей Монголии
- Бронзовые украшения уздечки бронзового века, 1200–800 гг. До н.э., Национальный музей Монголии .
- Нож бронзового века, 1200-800 гг. до н. э., аймак Ховд , Монголия. Национальный музей Монголии . [77]
- Каменная форма для отливки бронзовых предметов, 1500-400 гг. до н.э., Национальный музей Монголии.
Передача боевых колесниц и образцов оружия в Китай.
[ редактировать ]
Колесницы долгое время использовались в Западной Евразии, и развитие конных колесниц в культуре оленьих камней является ее расширением, но оно также, вероятно, послужило толчком к появлению конных колесниц в Китае при династии Шан . [52] Территория Монгольского плато, соответствующая культуре Дирстоун-Хиригсуурс, была определена как «основной регион происхождения колесниц и лошадей в Восточной Азии (и связанного с ними оружия и инструментов), а также вероятный источник колесниц и лошадей. работал в Аньяне (столица Китая Шан), предоставляя технологии и конструкции оружия, а также саму конную колесницу. [80] Держатели поводьев впервые появляются в Китае в Иньсюе около 1200 г. до н.э. и, вероятно, были завезены в Китай из северных зон. [55]
Появление колесницы в Китае датируется примерно 1200 годом до нашей эры, во времена Шанского императора У Дина . [81] Примерно в то же время в китайских надписях сообщается о крупных конфликтах с северными врагами, ездящими на колесницах, которых называют Гуйфан («Люди дьявола») или Сяньюнь . китайцы [82]
Различные другие люди, вероятно, способствовали передаче этих технологий из монгольской степи в Китай династии Шан , например, люди культуры Тевш-Улаанзуух на юге Монголии, которые также имели ручное оружие, во многом похожее на оружие культуры оленьих камней. [12] Северяне, по-видимому, в большом количестве присутствовали в китайской столице Аньяне , о чем свидетельствуют многочисленные захоронения в лежачем положении вместе с колесничным снаряжением. Вероятно, они использовались китайцами из-за их специальных навыков управления колесницами и связанных с ними боевых приемов. [83] многочисленные китайские артефакты в стиле северных степей . Обнаружены [12]
Искусство оленьих камней, возможно, также повлияло на китайское искусство, особенно на внезапное появление натурализма и животных тем во времена Западной Чжоу (1045–771 гг. До н.э.). [84]
- Оленьи каменные рисунки держателей поводьев (слева) и китайской династии Шан бронзовый держатель поводьев , ок. 11 век до н.э. (справа). [85]
- Рисунок кинжала и ножен на оленьем камне (слева) и китайский нож династии Шан в стиле Северной Степи (справа). [12]
- Нефритовый стоящий олень (西周玉鹿), Западная Чжоу , 11-9 века до нашей эры. [84]
- Кулон в виде оленя. Династия Западная Чжоу, ок. 1050-ок. 950 г. до н.э. [84]
Упадок и наследие
[ редактировать ]
«Культура оленьих камней» была заменена культурой плитовых могил в центральной и восточной Монголии около 700 г. до н.э. [86] На западе «культура оленьего камня» была заменена или развилась в различные сакские культуры, такие как уюкская культура , чандманская культура и пазырыкская культура . [18]
В то время как большинство останков плитных могил имели в основном неолитическое амурское происхождение, некоторые останки плитных могил имели смешанное происхождение от неолитического Амура и ранее существовавших охотников-собирателей Хёвсгула/Байкала, что согласуется с предполагаемым расширением предков Улаанзууха/плитных могил на север и запад и археологические свидетельства. [87]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фитцхью, Уильям В. (1 марта 2017 г.). «Монгольские оленьи камни, европейские менгиры и канадские арктические инуксуиты: коллективная память и функция традиций северных памятников» . Журнал археологического метода и теории . 24 (1): Рис. 18. doi : 10.1007/s10816-017-9328-0 . ISSN 1573-7764 . S2CID 254605923 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фитцхью 2009 .
- ^ Фицхью 2009a , с. 183.
- ^ Фитцхью 2009b , с. 73: «Поскольку искусство оленьего камня иллюстрирует многие особенности жизни и технологий народов позднего бронзового века…».
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 157. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Тейлор, Уильям; Уилкин, Шеван; Райт, Джошуа; Ди, Майкл; Эрдэнэ, Мягмар; Кларк, Джулия; Тувшинджаргал, Тумурбаатар; Баярсайхан, Джамсранджав; Фицхью, Уильям; Бойвен, Николь (6 ноября 2019 г.). «Радиоуглеродное датирование и культурная динамика на раннем этапе пасторального перехода Монголии» . ПЛОС ОДИН . 14 (11): e0224241. Бибкод : 2019PLoSO..1424241T . дои : 10.1371/journal.pone.0224241 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 6834239 . ПМИД 31693700 .
Одним из редких источников эмпирически датируемого материала, полезного для понимания пастырской традиции Восточной Евразии, являются каменные курганы и монументальные сооружения, которые начали появляться на территории Монголии и прилегающих регионов в эпоху бронзы (около 3000–700 гг. до н. э.). Здесь, наряду с представлением 28 новых радиоуглеродных дат из самых ранних пасторальных монументальных захоронений Монголии, мы синтезируем, критически анализируем и моделируем существующие даты, чтобы представить первую точную байесовскую радиоуглеродную модель возникновения и географического распространения памятников и погребальных форм бронзового века. Результаты моделирования демонстрируют культурную преемственность между неоднозначно датированными афанасьевскими, чемурчекскими и мунххайрханскими традициями. Географические закономерности показывают существование важных культурных границ во втором тысячелетии до нашей эры.
- ^ Перейти обратно: а б Якобсон-Тепфер 2023 , стр. 158–159, «В пределах Алтая, несмотря на одно крупное, сохранившееся совпадение оленьих камней и хиргисуура (Цагаан Асга), курганы раннескифской пазырыкской культуры являются единственным типом памятников, с которым оленьи камни регулярно связаны..
- ^ «Таинственные стелы Монголии» . Новости CNRS .
Почти тысяча орнаментированных стел усеивают монгольские степи. Эти «оленьи камни» были воздвигнуты между 1200 и 800 годами до нашей эры и являются частью больших погребальных комплексов, построенных кочевниками карасукской культуры или цивилизации оленьих камней.
- ^ Перейти обратно: а б Турбат, Цагаан; Дж.Гантулга; Н.Баярхуу; Д.Бацух; Н.Турбаяр; Н.Эрдэнэ-Очир; Н.Батболд; Ц.Цельхагарав (2021). Цагаан Турбат (ред.). «Оленьекаменная культура Монголии и сопредельных регионов» . Институт археологии, Мас и Институт монголоведения, Num . Улан-Батор.
Оружие, изображенное на оленьих камнях, обычно встречающихся в Монголии и соседних регионах, таких как южносибирская карасукская культура (13-8 века до н.э.), а также северокитайские и раннескифские могилы (7 век до н.э.). (...) Оленьи камни типа МТ по относительной хронологии относятся к карасукскому периоду (13-8 вв. до н. э.) или по новой терминологии сибирской археологии (Поляков 2019): к периоду поздней бронзы. Известный пример: на Оленьих камнях были изображены некоторые символические предметы позднего карасукского периода. Более того, абсолютная датировка Оленьих камней и Хиргисуура, хронологически идентичного и непосредственно связанного с первым погребально-обрядовым сооружением, датируется также XIII-VIII вв. до н.э.
- ^ Перейти обратно: а б Фитцхью 2009b , с. 74: «Его карта распространения (рис. 2) также показала, что, хотя оленьи камни встречаются за пределами Монголии, они сосредоточены в наиболее продуктивном, хорошо обводненном районе северной монгольской степи, который был основным районом монгольской культурной жизни. развитие в течение последних четырех тысяч лет».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роусон 2020 .
- ^ Фицхью 2009a , с. 183: «Оленьи камни и хиригсууры, часто сопровождаемые каменными курганами с огороженным периметром и курганами-спутниками, являются взаимосвязанными компонентами единой погребальной церемониальной системы позднего бронзового века, датируемой примерно 1200-700 гг. до н. э.».
- ^ Фитцхью 2009a : «Возможно, самое важное то, что комплекс оленьих камней и хиригсуур впервые в Монголии представляет собой возникновение сложного иерархического общества, которое заложило основу для формирования более поздних кочевых государств и империй».
- ^ Перейти обратно: а б Фицхью 2009a , с. 189.
- ^ Фитцхью 2009b , с. 74: «Но когда раскопки показали, что ни хиригсууры, ни оленьи камни не дали артефактов, археологические работы переместились на более продуктивные места».
- ^ Перейти обратно: а б с Витебский, Пирс (2011). Оленеводы: жизнь с животными и духами в Сибири . Многолетник Харпер. п. 498.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фитцхью 2009b , стр. 72–88.
- ^ Дж. Баярсайхан в статуе оленя Северной Монголии, 2017 г. ISBN 978-99978-1-864-5
- ^ ХАТАКЕЙМА, Тей (2002). «Курган и оленьи камни в Шибар-куле в Синьцзяне, Китай» . Сообщение . пастбищ археологии
- ^ "Статуи – "Оленьи камни" с фотографией" . nav.shm.ru. Московский государственный национальный музей.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джейкобсон, Эстер (1993). Богиня-олень древней Сибири: исследование экологии веры . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09628-8 .
- ^ Свендсайд, Катрина (1 января 2018 г.). «Тюркские стелы-фигуры» . Тюркские стелы Центральной и Внутренней Азии: VI-XIII вв. н.э.
- ^ Тёрёк, Тибор (июль 2023 г.). «Интеграция лингвистических, археологических и генетических перспектив раскрывает происхождение угров» . Гены . 14 (7): 1345. doi : 10.3390/genes14071345 . ISSN 2073-4425 . ПМЦ 10379071 .
- ^ Fitzhugh 2009b , стр. 72–88, «Отсутствие каких-либо признаков человеческих останков подтверждает, что камни оленей не являются надгробиями; скорее всего, это памятники-кенотафы для мертвых лидеров, потерянных или похороненных в другом месте».
- ^ Перейти обратно: а б с д Фицхью 2009a , с. 196.
- ^ Фицхью 2009a , с. 196: «На сегодняшний день нет стилистических или хронологических свидетельств, указывающих на последовательность развития более простых саяно-алтайских или классических монгольских типов оленьих камней. Учитывая такое быстрое развитие, кажется вероятным, что оленьи камни и их искусство были перенесены из более раннего носителя. , как и дерево, по предположению К. Джеттмара (1994), одновременно с внедрением металлических орудий. Хотя саяно-алтайские камни численно более распространены в Туве и на Алтае, чем классическая форма, оба они часто встречаются в одних и тех же памятниках и, вероятно, встречаются. датируются тем же временем. В Ховсголе некоторые саянско-алтайские камни относятся к самым ранним датированным оленьим камням, около 1300 г. до н. э., а на одном памятнике, недавно раскопанном нами на Востоке Ховсгола-Хядага, оба типа связаны с медными шлаками».
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , с. 156: «Где бы они ни появлялись, большинство камней-оленей имеют антропоморфную форму или включают элементы, указывающие на антропоморфную принадлежность камня, например, пояса, на которых висят оружие и инструменты, щит на «спине» камня, ожерелье из бус, серьги, и параллельные диагональные косые черты на «лице», как бы указывающие на черты лица. В некоторых редких случаях камням придается человеческий облик, а некоторые украшены тем, что можно интерпретировать как шляпу, если только камень не был искривлен. на своей оси под действием времени, стихии или вмешательства человека он всегда ориентирован так, что лицо обращено на восток, а спина - на запад».
- ^ Фицхью 2009a , с. 188, «Со времен самых ранних интерпретаций Н. Н. Дикова (1958), А. Е. Новгородовой (Волков/Новгородова 1975) и А. П. Окладникова (1954) оленьи камни рассматривались как стилизованные воины. После открытия татуированных тел в Пазырыке (Руденко 1970) ; Полосьмак 2000; Грязнов 1984) К. Джеттмар (1994) предположил, что изображения оленей могут представлять собой татуировки. Магайл (2005) предлагает пойти дальше и предложить детальную прорисовку поясов, оружия и инструментов. Раскрывают намерение художника вырезать из оленьих камней изображения конкретных людей. Кажется, что изображения представляют собой уникальное сочетание инструментов, оружия и татуировок на теле. нормальный случай у живых людей».
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , с. 191, «С другой стороны, те, кто поднимал оленьи камни, полностью зависели от лошади: это становится очевидным из орудий и оружия, вбитых в оленьи камни, и особенно из загнутого лука и горита.
- ^ Перейти обратно: а б с Фицхью, Уильям (2009). «Монгольский оленьий камень-комплекс Хиригсуур: датировка и организация зверинца позднего бронзового века» (PDF) . В Дж. Бемманне; Х. Парцингер; Э Поль; Д. Цевеендорж (ред.). Современные археологические исследования в Монголии . Бонн: Рейнский университет Фридриха Вильгельма. стр. 183–199.
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , стр. 158–159, «Однако некоторые из наиболее впечатляющих группировок оленьих камней, например, в Ушкин-Увере и Цацын Эреге, также обнаружены в окрестностях Хиргисуура. По этой причине он Среди многих археологов стало общепринятым правилом, что оленьи камни принадлежат вместе с хиргисууром к одной культуре, называемой «Комплекс Олень-Хиргисуур» (...) Культурный феномен, получивший название «Олений камень». -Хиргисуурский комплекс», к лучшему или худшему, получил широкое признание, но прежде всего благодаря ссылкам на материалы центральных монгольских аймаков в пределах Алтайского края, несмотря на одно крупное, сохранившееся совпадение оленьих камней и киргисуура (Цагаан Асга), курганов. Раннескифской пазырыкской культуры являются единственным типом памятников, с которым регулярно ассоциируются оленьи камни. Этот факт позволяет предположить, что было бы справедливо проверить обоснованность концепции ДСК на примере того, что мы можем найти на Монгольском Алтае и, в частности, в аймаке Баян-Улгий. .».
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , с. 191: «Из жертвоприношений конских голов, связанных с хиргисууром, ясно, что те, кто построил эти памятники, держали лошадей для еды, молока, тяги и несущей нагрузки; но нет явных признаков того, что эти люди были в основном наездниками. С другой стороны, нет явных признаков того, что эти люди были в основном наездниками. С другой стороны, те, кто поднимал оленьи камни, были полностью зависимы от лошади: об этом свидетельствуют орудия и оружие, вбитые в оленьи камни, и особенно загнутый лук и горит. Будь то в Баян-Улгие или в центральных аймаках, появление оленьи камни вместе с хиргисуур указывают на то, что всадники, поднявшие оленьи камни, присвоили в своих целях более старые памятники, используя их для утверждения своих собственных культурных ценностей».
- ^ Перейти обратно: а б Фитцхью, Уильям В. (1 марта 2017 г.). «Монгольские оленьи камни, европейские менгиры и канадские арктические инуксуиты: коллективная память и функция традиций северных памятников» . Журнал археологического метода и теории . 24 (1): Рис. 9. doi : 10.1007/s10816-017-9328-0 . ISSN 1573-7764 . S2CID 254605923 .
- ^ Fitzhugh 2009b , рис.4 (воспроизведение наилучшего качества) .
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , стр. 183–184, рисунок 7.25, «Рисунок 7.25 Камень с человеческим лицом. Ранний железный век. Долина реки Чуя. Онгудайский район, Республика Алтай. Вид на восточный фасад. (...) Близкая параллель встречается в высоком оленьем камне в долине реки Чуи на юго-востоке Онгудайского района (7.25). Этот камень имеет ясное, хотя и затонувшее лицо, кинжал и миниатюрный боевой топор, а также перевернутую лошадь и загнутый назад лук на северной стороне. .
- ^ Якобсон-Тепфер 2023 , с. 160 Рисунок 7.2.
- ^ Панькова Светлана; Симпсон, Сент-Джон (1 января 2017 г.). Скифы: воины древней Сибири . Британский музей. стр. 28–30.
- ^ Фитцхью, Уильям В. (1 марта 2017 г.). «Монгольские оленьи камни, европейские менгиры и канадские арктические инуксуиты: коллективная память и функция традиций северных памятников» . Журнал археологического метода и теории . 24 (1): 149–187. дои : 10.1007/s10816-017-9328-0 . ISSN 1573-7764 . S2CID 254605923 .
Камни типа III («евразийского»), самого простого типа, редко демонстрируют что-то большее, чем минимальные черты лица, серьги и пояс, обычно без каких-либо животных, и встречаются на Алтае, а иногда и на западе, вплоть до Понтийского региона и даже в Восточной Европе
- ^ Fitzhugh 2009a , «Памятники, классифицированные как оленьи камни, также встречаются на западе, вплоть до Урала, Крыма и Грузии, где они связаны со скифским культурным горизонтом (600-300 гг. до н.э.), а о некоторых из них сообщалось даже из Река Эльба (Волков 1995, 326).».
- ^ Фитцхью, Уильям В.; Баярсайхан, Джамсранджав (2021). «Хядаг и Зунии Гол: анималистическое искусство и переход от бронзового к железному веку в Северной Монголии» . Вестник СПбГУ. История . 66 (3):914.doi : 10.21638 /11701/spbu02.2021.313 . S2CID 243971383 .
- ^ Фитцхью 2009b , с. 77: «Их вершины могут быть закругленными или плоскими, но чаще всего они наклонены вверх к востоку. Элементы выдолблены или отшлифованы на поверхности камня».
- ^ Фитцхью 2009b , с. 77: «Их вершины могут быть закругленными или плоскими, но чаще всего они наклонены вверх к востоку. Черты выдолблены или втерты в поверхность камня. В редких случаях область головы показывает полное человеческое лицо, которое всегда обращено на восток, к восходящему солнцу. , но часто обозначается только двумя или тремя косыми чертами (//, ///) и отделяется от туловища серией дугообразных неглубоких ямок, представляющих ожерелье из бисера, на южной и северной сторонах камня. круглыми обручами со свисающими украшениями, очевидно, изображающими распространенный стиль сережек позднего бронзового века».
- ^ Перейти обратно: а б с Фитцхью 2009b , с. 77.
- ^ Роусон, Джессика (2015). «Степное оружие в Древнем Китае и роль рукопашного боя» . 故宮學術季刊 (Ежеквартальный журнал исследований Национального дворца-музея) . 33 (1): 59–60.
Чтобы объяснить этот сдвиг, мы можем сначала обратиться к Монголии, поскольку новое развитие — создание крупных каменных памятников, хиригсууров (рис. 19) и оленьих камней (рис. 20), знаменует собой значительные продолжающиеся изменения в степных обществах. Эти впечатляющие сооружения широко распространены по всей западной и центральной Монголии и датируются 1400-700 годами до нашей эры. Для создания каменных курганов, составляющих хиригсууры, которые, по-видимому, служили одновременно захоронениями и церемониальными местами центральных фигур многих небольших групп монгольских мобильных скотоводческих обществ, потребовалась бы большая рабочая сила. (...) В некоторых гробницах находится конская утварь, например удила. Части сотен лошадей со временем могли быть захоронены вокруг главного хиригсуура. (...) Оленьи камни рассказывают ту же историю (рис. 20). Хотя большинство из них стилизованы, на некоторых из этих высоких, первоначально стоящих камней на одной стороне в закругленной вершине вырезана человеческая голова, иногда с височными кольцами, изображенными на двух из трех других сторон, возможно, изображающих могущественного человека или более общая концепция влиятельных лидеров. (...) Затем идет горизонтальный ремень, на котором висят оружие, особенно ножи или кинжалы, и топоры на древках, с изогнутыми держатели поводьев внизу. Щит часто изображается выше. Эти камни-олени не только олицетворяют людей, но и увековечивают память о достижениях воинов с их личным оружием. (...) Эти события, вероятно, оказали влияние на народы дуги, которые затем взаимодействовали с государствами позднего Шана и раннего Чжоу.
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобсон, Эстер (1 января 1993 г.). «Оленьи камни и воины: антропоморфные монолиты первого тысячелетия до нашей эры» Оленья-богиня Древней Сибири . Брилл: 150–151. дои : 10.1163/9789004378780_007 .
Среди оленьих камней Горно-Алтайской АО, как и среди монгольских, несколько вырезаны с явно антропоморфными отсылками. (...) На верхней восточной стороне плоскую поверхность камня отмечает характерная грань. С большим вытянутым лицом, длинным носом, загнутым на один конец ртом и близко посаженными глазами, глубоко высеченными в камне, лицо гораздо скорее напоминает европеоидный тип, чем обычные лица на тюркских камнях Алтайского края ( ср. Кубарев 1984). На северо-восточной стороне древка высечен кинжал, а на северной стороне — изображение лошади и другого крупного предмета, возможно, лука. (...) Обработка камня на более крупной фигуре Ии в виде капюшона предполагает наличие капюшонов, которые носили всадники ранних кочевников и их скифо-сибирские родственники в Евразийской степи.
- ^ Джейкобсон, Эстер (1 января 1993 г.). «Оленьи камни и воины: антропоморфные монолиты первого тысячелетия до нашей эры» Оленья-богиня Древней Сибири . Брилл: 153. дои : 10.1163/9789004378780_007 .
Хотя оружие, изображенное на монгольских камнях, по типологии карасукское...
- ^ Перейти обратно: а б Фитцхью, Уильям В. (1 марта 2017 г.). «Монгольские оленьи камни, европейские менгиры и канадские арктические инуксуиты: коллективная память и функция традиций северных памятников» . Журнал археологического метода и теории . 24 (1): 165, рисунок 14. doi : 10.1007/s10816-017-9328-0 . ISSN 1573-7764 . S2CID 254605923 .
- ^ Перейти обратно: а б Магайль, Жером (2005). «Оленьи камни» долин Хунуй и Тамир в Монголии» . Бюллетень Музея доисторической антропологии Монако : 49.
- ^ Тейлор и др. 2021 , с. 3: «Однако самые ранние домашние лошади, обнаруженные на сегодняшний день в Монголии, принадлежат комплексу оленьих камней и Хиригсуура бронзового века (ДСК), который возник в конце второго тысячелетия до нашей эры. Эта культура названа в честь своих ритуальных стоячих камней ( оленьи камни) и курганы (хиригсууры), которые часто окружены многочисленными конскими захоронениями (Fitzhugh 2009), места DSK предоставили доказательства ритуального жертвоприношения и диетической эксплуатации лошадей (Fitzhugh 2009), в то время как изменения скелета указывают на то, что лошади DSK были. были обузданы, подвергались тяжелым нагрузкам и получали сложную ветеринарную помощь (Taylor et al. 2015, 2018). Совместное появление первых лошадей DSK и появление домашних лошадей на стоянках поздней династии Шан в Китае позволяет предположить, что эти два процесса были связаны (). Ханичерч 2015).".
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор и др. 2021 , с. 3.
- ^ Тейлор и др. 2021 , с. 3, «На монгольских оленьих каменных резных изображениях изображены только колесницы, а не всадники (рис. 1). На изображениях конных повозок ДСК изображена легкая, запряженная лошадьми колесница с платформой, расположенной над центральной осью, с двумя животными под упряжью. (Рисунок 1: справа) и, в одном случае, дополнительные животные снаружи (Рисунок 1: посередине).».
- ^ Перейти обратно: а б Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (3 января 2020 г.). Металлическая дорога Восточной Евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелковый путь . Спрингер Природа. п. 205. ИСБН 978-981-329-155-3 .
поводья, используемые для освобождения рук всадника
- ^ Тенг, Мингю (1 января 2012 г.). «Также о типологии лукообразных предметов и связанных с этим вопросах». Китайская археология . 12 (1): 132–133. дои : 10.1515/char-2012-0016 . S2CID 134585106 .
- ^ Роусон, Хуан и Тейлор, 2021 г. , «изогнутые крючки, которые, как полагают, служили поводьями для управления лошадью и подвешивались на поясе вокруг камней».
- ^ Связь и древнейший колесный транспорт Евразии . 2012. с. 274.
Пряжки двухпетлевые (так называемые «модели коромысла») для управления транспортным средством, своего рода «свободные руки» для возничего, - и различного оружия для дальнего боя (луков и стрел) и ближнего боя (топоры, боевые секиры, долота, акинак-кинжалы), описывающий полный комплект воинов-возничих. Примечательно, что все вышеперечисленные предметы по-разному крепились на пояс возничего и многократно повторялись на оленьих камнях в различных сочетаниях. С практической точки зрения, как отмечалось выше, прикрепление поводьев к собственному ремню возничего значительно расширяло боевые возможности возничего и позволяло обходиться без возницы.
- ^ Настоящая колесница с двумя лошадьми с фотографией: страница 6.
- ^ Связь и древнейший колесный транспорт Евразии . 2012. с. 273.
- ^ Тейлор и др. 2021 .
- ^ Есин, Юрий; Магейл, Джером; Гантулга, Джамьян-Омбо; Еруул-Эрдэнэ, Чимиддорж (1 сентября 2021 г.). «Колесницы бронзового века Центральной Монголии по материалам долины реки Хойд-Тамир» . Археологические исследования в Азии . 27 . дои : 10.1016/j.ara.2021.100304 . ISSN 2352-2267 .
- ^ Ван, Чуан-Чао; и др. (2021). «Геномный взгляд на формирование человеческих популяций в Восточной Азии» . Природа . 591 (7850): 413–419. Бибкод : 2021Natur.591..413W . дои : 10.1038/s41586-021-03336-2 . ПМЦ 7993749 . ПМИД 33618348 .
- ^ Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Кларк, Джулия; Баярсайхан, Джамсранджав; Тувшинджаргал, Тумурбаатар; Джоб, Джессика Томпсон; Фицхью, Уильям; Кортум, Ричард; Шпенглер, Роберт Н.; Шнайдер, Светлана; Зеерсхольм, Фредерик Валер; Харт, Исаак; Кейс, Николас; Уилкин, Шеван; Хенди, Джессика; Тюринг, Ульрика; Миллер, Брайан; Миллер, Алисия Р. Вентреска; Пичин, Андреа; Ванвезер, Нильс; Ирмер, Франциска; Браун, Саманта; Абдыканова, Аида; Шульц, Дэниел Р.; Фам, Виктория; Банс, Майкл; Дука, Катерина; Джонс, Эмили Лена; Бойвен, Николь (22 января 2020 г.). «Ранняя пасторальная экономика и пастушеский переход в Восточной Евразии» . Научные отчеты . 10 (1): 1001. Бибкод : 2020НатСР..10.1001Т . дои : 10.1038/s41598-020-57735-y . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 6976682 . ПМИД 31969593 .
- ^ Перейти обратно: а б Фитцхью 2009b , стр. 82–85.
- ^ Фитцхью 2009b , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чонг и др. 2020 , с. Рисунок 3В, 4А.
- ^ Перейти обратно: а б Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Вариннер, Кристина (2018). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48). Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки : E11248–E11255. Бибкод : 2018PNAS..11511248J . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ПМК 6275519 . ПМИД 30397125 . S2CID 53230942 .
- ^ Фицхью 2009a , с. 188: "Со времен самых ранних интерпретаций Н. Н. Дикова (1958), А. Е. Новгородовой (Волков/Новгородова 1975) и А. П. Окладникова (1954) оленьи камни рассматривались как стилизованные воины. После открытия татуированных тел в Пазырыке (Руденко 1970) ; Полосьмак 2000; Грязнов 1984) К. Джеттмар (1994) предположил, что изображения оленей могут представлять собой татуировки. Магайл (2005) предлагает пойти дальше и предложить детальную прорисовку поясов, оружия и инструментов. Раскрывают намерение художника вырезать из оленьих камней изображения конкретных людей. Кажется, что изображения представляют собой уникальные совокупности инструментов, оружия и татуировок на теле. Это нормальное явление у живых людей. Точно так же изображения оленей также различаются от камня к камню. Хотя форма иконы оленя очень жестко стандартизирована, их количество, размеры и расположение в каждом случае различаются, как, вероятно, и произошло с ними. татуировки на теле человека в зависимости от богатства, социального статуса, мастерства или других атрибутов, включая навыки художника и желания субъекта. Вполне вероятно, что эти татуировки защищали владельца от вреда или ранения злых духов точно так же, как рисунки на одежде исторических айнов, нивхов и других групп Восточной Азии. Узоры на одежде керамических фигурок Дзёмон, возможно, имели ту же цель. Служа защитным средством в жизни, дух оленя, возможно, также помогал душе ушедшего воина в ее путешествии на небеса с помощью шаманского ритуала».
- ^ Фицхью 2009a , с. 188.
- ^ «Монгольско-Смитсоновский проект «Олений камень» (DSP)» . Смитсоновский институт Глобал . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Тейлор, Уильям Тимоти Трил (22 января 2020 г.). «Ранняя пасторальная экономика и пастушеский переход в Восточной Евразии» . Научные отчеты . 10 (1): 1001. Бибкод : 2020НатСР..10.1001Т . дои : 10.1038/s41598-020-57735-y . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 6976682 . ПМИД 31969593 . S2CID 210843957 .
Оленьи камни признаны самым ранним явным прародителем искусства в «зверином стиле», стиля, который распространился по большей части Центральной Азии в первом тысячелетии до нашей эры.
- ^ Фитцхью 2009b , с. 81: «Считается, что оленьи камни распространились в западную Азию и Причерноморье, где расселились скифские группы, сакские, сарматские и другие, описанные Геродотом. Эти оленьи камни не являются классической монгольской формой с изображениями летающих оленей и похожи на более простые Саяно-Алтайские камни.».
- ^ Перейти обратно: а б Шульга, ИП (2020). «КУЛЬТУРЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В КИТАЕ КАК ЧАСТЬ СКИФСКОГО МИРА» . МАИАСП . 12 : 119.
Анализ материалов позволяет проследить процесс формирования и трансформации скифских культур в Северном Китае. Самая ранняя - это культура «верхнего слоя Сяцзядянь». Его представительные памятники датируются IX — первой половиной VII вв. до н.э. В то время население на его территории находилось в тесном контакте с царством Ян и соседними культурами. По-видимому, в результате контактов с монгольскими кочевниками в IX—VIII вв. до н. э. в искусстве культуры получили распространение уже сложившиеся самобытные образы звериного стиля. К середине VII в. до н.э. часть населения культуры «верхнего слоя Сяцзядянь» и кочевые монголоидные племена из Монголии переместились на 150—250 км на запад, к северной границе Китайского царства Янь, где смешались и расселились.
- ^ «Древняя Монголия» . Google Искусство и культура . Национальный музей Монголии.
- ^ «Нож Шан, Британский музей» . www.britishmuseum.org .
В последующие столетия такие ножи были более популярны у народов северной зоны, чем у шанских и чжоуских жителей Шэньси и Хэнани. Поэтому возможно, что даже в период Эрлитоу такие ножи иллюстрируют контакты с северными народами. Альтернативно, распространение культуры Эрлиган могло привести к переносу таких ножей из центральной провинции Хэнань на периферию.
- ^ Итак, Дженни Ф.; Банкер, Эмма К. (1995). Торговцы и рейдеры на северной границе Китая: 19 ноября 1995 г. - 2 сентября 1996 г., Галерея Артура М. Саклера (PDF) . Сиэтл: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт. [ua] стр. 35–36. ISBN 978-0295974736 .
Из королевских захоронений в столице Шан Аньяне было обнаружено достаточно северных бронзовых ножей, инструментов и приспособлений, чтобы предположить, что люди северного происхождения смешались с китайцами в своей столице. Эти артефакты, должно быть, попали в владения Шан в результате торговли, войны, смешанных браков или других обстоятельств.
- ^ Rawson 2020 , «Эти различные памятники, петроглифы, хиригсууры и оленьи камни пролили свет на ключевую роль Монгольского плато как основного региона происхождения колесниц и лошадей в Восточной Азии (и связанного с ними оружия и инструментов), а также вероятный источник колесниц и лошадей, использовавшихся в Аньяне».
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1988). «Исторические перспективы появления колесницы в Китае» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 48 (1): 189–237. дои : 10.2307/2719276 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2719276 .
Исходя из этого, мы могли бы предположить, что верхний предел артефактных свидетельств существования колесницы в Китае составляет около 1200 г. до н.э., что соответствует последней части правления короля У Дина (около 1200–1180 гг. до н.э.).
- ^ Эдвард Шонесси, в Loewe and Shaughnessy, ред., Кембриджская история древнего Китая, 1999, стр.320ff, в Минфорд, Джон (2009). «Триумф: своего рода наследие» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» Проект «Китайское наследие», Ежеквартальный журнал «Китайское наследие». Австралийский национальный университет . 19 .
- ^ Rawson 2020 : «Люди, похороненные ничком в Аньяне, были среди нескольких отличительных групп, составляющих более широкое общество Шан. Эта неоднородность была неизбежна, поскольку Шан защищал свою территорию и вступал в бой с соседними народами, но также и потому, что они искали ресурсы с севера, такие как лошади, колесницы и их возницы, а также руды с юга». (...) «Таким образом, мы утверждаем, что захоронения, склонные к позднему Шану, иллюстрируют разнообразие общин в Аньяне. Среди них были северяне, которые действовали как возницы колесниц, солдаты и лидеры, нанятые Шаном для победы над другими северянами. Некоторые из северных жителей оружие, найденное в захоронениях Шан, было привезено с севера. Другие были копиями или версиями Шан, изготовленными и разработанными в Аньяне, чтобы дополнить личность и роли их владельцев. Использование колесниц и особого набора инструментов в северном стиле указывает на тесные связи, которые существуют. покойный Шан имел отношения со своими северными соседями».
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкобсон, Эстер (1988). «ЗА ГРАНИЦЕЙ: Переосмысление культурного обмена между Китаем и ранними кочевниками» . Ранний Китай . 13 : 222. дои : 10.1017/S0362502800005253 . ISSN 0362-5028 . JSTOR 23351326 . S2CID 162947097 .
Оленьи камни Южной Сибири и Северной Монголии указывают на преемственность образов от более ранней наскальной традиции до эпохи ранних кочевников. Они также документируют растущую стилизацию, возникшую в некоторых частях этого кочевого мира. Эта же петроглифическая традиция ясно показывает, что натурализм продолжал существовать бок о бок со стилизацией, сочетанием, которое также задокументировано в бронзовых, золотых и деревянных предметах, найденных в ранних погребениях кочевников. Учитывая эту давнюю кочевническую традицию натуралистического изображения диких животных и тот факт, что натурализм появляется в китайском искусстве внезапно и в сочетании с очень специфическим набором элементов (например, узорами веревок, темами борьбы животных, инкрустацией), кажется вероятным, что китайцы заимствовали Натурализм был вызван тем же утонченным вкусом, который позволил художникам Чжоу вновь принять и немедленно адаптировать использование каменной инкрустации. Сказать, что кочевники повлияли на китайский натурализм, значит сделать вывод о сознательном проявлении приоритета там, где его не было. Вероятно, это приближает нас к истине, если сказать, что китайцы увидели определенные декоративные возможности, им понравилось то, что они увидели, и они начали заимствовать и изменять их так быстро, как только могли.
- ^ Rawson 2020 , «Держатели поводьев колесницы, северные ножи и инструменты были признаны Лоером (1956) и Уотсоном (1971) следующими прототипами, известными из Южной Сибири и Монголии».
- ^ Fitzhugh 2009b , стр. 80–81, «Как русские, так и монгольские даты предполагают, что внешний вид плитных захоронений трансгрессивен во времени с северо-востока на юго-запад».
- ^ Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10104459 . ПМИД 37058560 .
Вероятно, возникшие из археологической культуры LBA Улаанзуух (ок. 1450–1150 гг. до н.э.) в восточной Монголии, группы плитных могил распространились на центральную и северную Монголию вплоть до региона озера Байкал (7, 14, 64). В целом, представители культур Уланзуух и Плитных могил представляют собой однородный генетический профиль, имеющий глубокие корни в регионе и называемый Древней Северо-Восточной Азией (АНА) (14). ... Эта закономерность, при которой большинство людей из плитных могил генетически однородны, в то время как некоторые имеют большую и гетерогенную фракцию предков, происходящую из генофонда, подобного Ховсголу_LBA, вероятно, связана со смешением популяций в недавнем прошлом и согласуется с археологическими данными о том, что Культура плитовых могил распространилась на центральную и северную Монголию и заменила предшествующих жителей региона с низким уровнем смешения (65).
- ^ Гантулга, Джамиан-Омбо (21 ноября 2020 г.). «Связи между степью и полуостровом: сравнительный взгляд на бронзовый и ранний железный века Монголии и Кореи» . Известия Монгольской академии наук : 65–88. дои : 10.5564/pmas.v60i4.1507 . ISSN 2312-2994 . S2CID 234540665 .
Источники
[ редактировать ]- Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсана, Ганболд; Ванчигдаш, Чулунху; Очир, Баттуга; Мунхбаяр, Чулунбат; Тюмень, Дашевег; Ковалев, Алексей; Крадин, Николай; Базаров, Биликто А.; Миягашев Денис А.; Коновалов, Прокопий Б.; Жамбалтарова Елена; Миллер, Элис Вентреска; Хаак, Вольфганг; Шиффельс, Стивен; Краузе, Джон; Бойвен, Николь; Эрдэнэ, Мягмар; Хенди, Джессика; Вариннер, Кристина (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- Эрик А. Пауэлл - Монголия ( журнал «Археология» , январь / февраль 2006 г.)
- Джейкобсон, Эстер, Богиня-олень древней Сибири БРИЛЛ, 1993 ISBN 978-90-04-09628-8
- Массон, Вадим, История цивилизаций Центральной Азии , Том 1, Издательство Мотилал Банарсидасс, 1999 г. ISBN 9788120814073
- Кремин, Эдин, Archaeologica: самые значимые места и культурные сокровища мира, Frances Lincoln Ltd, 2007 г. ISBN 978-0-7112-2822-1 стр. 236.
- История цивилизаций Центральной Азии ЮНЕСКО, 1992 г. ISBN 978-92-3-102719-2
- Джейкобсон-Тепфер, Эстер (2023). «Оленьи камни (стр. 155–191)». Монументальная археология Монгольского Алтая . Брилл. дои : 10.1163/9789004541306_008 . ISBN 978-90-04-54130-6 .
- Магайль Жером (2004).– «Оленьи камни» Монголии, космология пастухов, охотников и воинов степей I тысячелетия до нашей эры. Международный информационный бюллетень о наскальном искусстве , редактор д-р Жан Клоттс, № 39, стр. 17–27. ISSN 1022-3282
- Магайль Жером (2005a).– «Оленьи камни» Монголии. Азиатское искусство, обзор Национального музея азиатского искусства - Гиме. Архивировано 13 декабря 2013 г. в Wayback Machine , № 60, стр. 172–180. ISSN 0004-3958
- Магайль Жером (2005b).– «Оленьи камни» долин Хунуй и Тамир в Монголии, Бюллетень Музея доисторической антропологии Монако , Монако, № 45, стр. 41–56. ISSN 0544-7631
- Магайль Жером (2008). – Цациин Эрег, крупное поселение начала I тысячелетия в Монголии. Бюллетень Музея доисторической антропологии Монако. Архивировано 2 декабря 2016 г. в Wayback Machine , 48, стр. 107–120. ISSN 0544-7631
- Роусон, Джессика (июнь 2020 г.). «Колесница и захоронения лежа: переоценка отношений позднего Шанского Китая с его северными соседями» . Журнал мировой предыстории . 33 (2): 135–168. дои : 10.1007/s10963-020-09142-4 . S2CID 254751158 .
- Роусон, Джессика; Хуан, Лимин; Тейлор, Уильям Тимоти Трил (декабрь 2021 г.). «В поисках лошадей: союзники, клиенты и обмены в период Чжоу (1045–221 до н.э.)» . Журнал мировой предыстории . 34 (4): 489–530. дои : 10.1007/s10963-021-09161-9 . S2CID 245487356 .
- Savinov D.G. : Савинов Д. Г. (1994).- Оленные камни в культуре кочевников Евразии . Санкт-Петербург, 209 с.
- Фицхью, Уильям (2009a). «Монгольский оленьий камень-комплекс Хиригсуур: датировка и организация зверинца позднего бронзового века» (PDF) . В Дж. Бемманне; Х. Парцингер; Э Поль; Д. Цевеендорж (ред.). Современные археологические исследования в Монголии . Бонн: Рейнский университет Фридриха Вильгельма. стр. 183–199.
- Фицхью, WW (1 января 2009b). «Каменные шаманы и летающие олени Северной Монголии: оленья богиня Сибири или степная химера?» . Арктическая антропология . 46 (1–2): 72–88. дои : 10.1353/arc.0.0025 . ISSN 0066-6939 . S2CID 55632271 .
- Волков В.В. (1995). - Глава 20 Ранние кочевники Монголии среди кочевников евразийских степей в раннем железном веке под редакцией Дэвиса-Кимбалла, Дж. и др. ISBN 1-885979-00-2
- Тейлор, Уильям Т.Т.; Цао, Цзиньпин; Фань, Вэньцюань; Ма, Сяолинь; Хоу, Яньфэн; Ван, Хуан; Ли, Юэ; Чжан, Чэнжуй; Митон, Елена; Чечушков Игорь; Баярсайхан, Джамсранджав; Кук, Роберт; Джонс, Эмили Л.; Мижиддорж, Энхбаяр; Одбаатар, Церендорж; Баянделгер, Чинболд; Моррисон, Барбара; Миллер, Брайан (декабрь 2021 г.). «Понимание раннего транспорта лошадей в Восточной Евразии посредством анализа зубных рядов лошадей» . Античность . 95 (384): 1478–1494. дои : 10.15184/aqy.2021.146 . ISSN 0003-598X . S2CID 262646985 .
- Volkov V.V. : Волков В.В. (1981).- Оленные камни Монголии . Улан-Батор.
- Volkov V.V. : Волков В.В. (2002).- Оленные камни Монголии . Москва.