Гончарный период Мумун
Географический диапазон | Корейский полуостров |
---|---|
Период | Поздний каменный век , бронзовый век |
Даты | в. 1500 – ок. 300 г. до н.э. |
Предшественник | Гончарный период Чёлмун |
Корейское имя | |
хангыль | Неписаный гончарный период |
Ханджа | Период простой керамики |
Пересмотренная романизация | Мумун тоги их |
МакКьюн-Рейшауэр | У Мумуна нет болезней |
История Кореи |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Гончарный период Мумун — это археологическая эпоха в предыстории Кореи , которая датируется примерно 1500-300 годами до нашей эры. [1] [2] [3] Этот период назван в честь корейского названия неукрашенных или простых сосудов для приготовления пищи и хранения, которые составляют большую часть керамического комплекса на протяжении всего периода, но особенно 850-550 гг. до н.э.
Период Мумун известен зарождением интенсивного сельского хозяйства и сложных обществ как на Корейском полуострове , так и на Японском архипелаге . [2] [3] [4] Этот период или его части иногда называют «корейским бронзовым веком » в честь Томсеном в XIX веке трехвозрастной системной классификации предыстории человечества, предложенной . Однако применение такой терминологии в случае с Кореей вводит в заблуждение, поскольку местное производство бронзы возникло не раньше конца 8 века до нашей эры, бронзовые артефакты редки, а распространение бронзы сильно регионировано вплоть до 300 года до нашей эры. [5] [6] Бум археологических раскопок памятников периода Мумун, начавшийся с середины 1990-х годов, в последнее время увеличил коллективные знания об этом формирующем периоде в доисторической истории Восточной Азии. .
Периоду Мумун предшествует период керамики Чёлмун (ок. 8000–1500 до н. э.). Чыльмун был периодом охоты, собирательства и мелкомасштабного выращивания растений. [6] Истоки периода Мумун малоизвестны, но мегалитические захоронения, керамика Мумун и крупные поселения, найденные в бассейне реки Ляо и Северной Корее ок. 1800-1500 годы, вероятно, указывают на начало периода Мумун в Южной Корее. Земледельцы подсечно-огневого типа , использовавшие керамику Мумун, вытеснили людей, использовавших образ жизни периода Чыльмун. [7]
Хронология
[ редактировать ]Ранний Мумун
[ редактировать ]Ранний (или формирующий) Мумун (ок. 1500–850 до н. э.) характеризуется попеременным земледелием , рыболовством, охотой и отдельными поселениями с прямоугольными полуподземными ямами. Социальный масштаб обществ Раннего Мумуна был эгалитарным по своей природе, но последняя часть этого периода характеризуется усилением внутрипоселенческой конкуренции и, возможно, присутствием по совместительству руководителей «больших людей». [8] Ранние поселения Мумуна относительно сконцентрированы в долинах рек, образованных притоками реки Кым в западно-центральной Корее. Однако одно из крупнейших поселений раннего Мумуна, Эын ( Хангыль : 어은), расположено в долине реки Средний Нам в южно-центральной Корее. В последнем раннем Мумуне большие поселения, состоящие из множества длинных домов , такие как Пэксок-дон (хангыль: 백석동), появились в районе современного города Чхонан , Чхунчхон-Намдо.
В этот подпериод зародились важные долгосрочные традиции, связанные с церемониальными и погребальными системами Мумун. Эти традиции включают строительство мегалитических захоронений , производство полированной красной керамики и производство кинжалов из полированного шлифованного камня.
Средний Плохой
[ редактировать ]

Средний (или классический) Мумун (ок. 850–550 гг. до н. э.) характеризуется интенсивным сельским хозяйством, о чем свидетельствуют большие и обширные останки засушливых полей (около 32 500 квадратных метров), обнаруженные в Тэпхёне , обширном поселении с несколькими многочисленными рвами. вольеры, сотни пит-хаусов, специализированное производство и свидетельства присутствия зарождающихся элит и социальной конкуренции. [2] [3] [9] На юге Кореи был раскопан ряд объектов заболоченных полей, что указывает на то, что выращивание риса на рисовых полях также практиковалось.

Погребения, датируемые последней частью Среднего Мумуна (около 700–550 гг. До н.э.), содержат несколько погребальных подношений высокого статуса, таких как бронзовые артефакты. Производство бронзы, вероятно, началось примерно в это же время в Южной Корее. Другие захоронения высокого статуса содержат украшения из зеленого камня (или нефрита ). [4] [9] В окрестностях южного побережья в позднем Среднем Мумуне было построено несколько мегалитических захоронений с глубокими шахтными погребениями, солидными «мостами» из округлого булыжника и престижными артефактами, такими как бронзовые кинжалы, нефрит и полированные красным сосуды. Мегалитические захоронения с высоким статусом и большие здания с приподнятыми полами в стоянках Токчхон-ни (Хангыль: 덕천리) и Игеум-дон в Кёнсан-Намдо служат дополнительным свидетельством роста социального неравенства и существования государственного устройства, организованного таким образом, что кажутся похожими на простые « вождества ». [4]
Корейские археологи иногда называют культуру Среднего Мумуна культурой Сонгук-ри (ханджа: 松菊里 文化; хангыль: 송국리 문화). [1] Сопутствующие артефакты и особенности, которые сгруппированы вместе как культура Сонгук-ри, встречаются в поселениях в регионах Хосо и Хонам на юго-востоке Кореи, но поселения культуры Сонгук-ри также встречаются в западном Ённаме. В ходе раскопок также были обнаружены поселения Сонгук-ри в районах Ульсана и Кимхэ. В 2005 году археологи обнаружили ямы культуры Сонгукри в глубине провинции Канвондо . Конечным географическим пределом культуры Сонгукри, по-видимому, были остров Чеджу и западная Япония .
Культура Мумун является началом долгосрочной традиции выращивания риса в Корее, которая связывает культуру Мумун с нашими днями, но данные раннего и среднего Мумуна позволяют предположить, что, хотя рис и выращивался, он не был доминирующей культурой. [3] Во времена Мумуна люди выращивали просо , ячмень , пшеницу , бобовые, продолжали охотиться и ловить рыбу.

Поздняя свеча
[ редактировать ]Поздний (или постклассический) Мумун (550–300 гг. до н. э.) характеризуется усилением конфликтов, укрепленными поселениями на вершинах холмов и концентрацией населения в южной прибрежной зоне. Заселение позднего Мумуна было обнаружено в поселении Намсан, расположенном на вершине холма на высоте 100 м над уровнем моря в современном городе Чханвон , Кёнсан Намдо. В окрестностях Намсана была найдена раковина ( раковинная насыпь ), что указывает на то, что, помимо сельского хозяйства, добыча моллюсков была частью системы жизнеобеспечения позднего Мумуна в некоторых районах. Котлованы в Намсане располагались внутри кольцевого рва глубиной около 4,2 м и шириной 10 м. Зачем понадобился такой огромный кольцевой ров, такого огромного размера? Один из возможных ответов – межгрупповой конфликт. Археологи предполагают, что Поздний Мумун был периодом конфликта между группами людей.
Число поселений в Позднем Мумуне значительно меньше, чем в предыдущий подпериод. Это указывает на то, что население было реорганизовано и поселения, вероятно, были более сконцентрированы в меньшем количестве более крупных поселений. Существует ряд причин, по которым это могло произойти. Есть некоторые признаки того, что конфликты усилились или изменение климата привело к неурожаю.
Примечательно, что согласно традиционной хронологической последовательности Яёй , поселения типа Мумун появились на Северном Кюсю ( Япония ) во времена Позднего Мумуна. Период Мумун заканчивается, когда в археологических записях появляется железо вместе с ямными домами с внутренними составными очагами-печями, напоминающими об историческом периоде ( агунги ).
Некоторые ученые предполагают, что период керамики Мумун следует продлить до ок. 0 г. до н.э. из-за наличия неукрашенной посуды, которая была популярна между 400 г. до н.э. и 0 г. до н.э. и называлась чомтодэ ( корейский : 점토대 ). Однако с 300 г. до н.э. бронза стала очень важной в церемониальной и элитной жизни. Кроме того, после 300 г. до н.э. в Южной Корее все чаще находят железные инструменты. Эти факторы четко отличают период времени 300 г. до н. э. – 0 от культурного, технологического и социального масштаба, который присутствовал в гончарном периоде Мумун. Неравномерное присутствие бронзы и железа в увеличенных количествах в нескольких могилах высокого статуса после 300 г. до н.э. отличает это время от гончарного периода Мумун. Таким образом, Мумун описывается как завершающийся как культурно-технический период примерно к 300 г. до н.э.
железные предметы продавались, а затем производились на Корейском полуострове Примерно с 300 г. до н. э. бронзовые предметы стали наиболее ценными престижными погребальными товарами, но в то время . На участке Шеллмидден на острове Нойк- до позднего Мумуна и раннего железного века было обнаружено небольшое количество железных предметов, керамики Леланга и Яёи , а также другие свидетельства, показывающие, что, начиная с позднего Мумуна, местные общества были вовлечены в более тесные экономические и политические контакты с обществами. поздней династии Чжоу , последнего Дзёмона и раннего Яёи .
Культурные особенности Мумун
[ редактировать ]Как археологическая культура Мумун состоит из следующих элементов:
Языки
[ редактировать ]По словам Юхи Янхунена и Александра Вовина , на японских языках говорили в некоторых частях Корейского полуострова до того, как их заменили корейские носители. [10] [11] По мнению Уитмена и ряда других исследователей, японцы/протояпонцы прибыли на Корейский полуостров около 1500 г. до н.э. [12] [13] и был завезен на Японский архипелаг фермерами Яёи, выращивавшими влажный рис , где-то между 700–300 гг. до н.э. [14] [15] Уитмен и Миямото связывают японский язык с языковой семьей, связанной как с культурами Мумун, так и с Яёи. [16] [13] Некоторые лингвисты полагают, что носители корейского/прото-корейского языка прибыли на Корейский полуостров через некоторое время после носителей японского/прото-японского языка и сосуществовали с этими народами (т.е. потомками культур Мумун и Яёй) и, возможно, ассимилировали их. И корейский, и японский языки оказали длительное влияние друг на друга, а более поздний эффект основателя уменьшил внутреннее разнообразие обеих языковых семей. [17] [18] [19]
Пропитание
[ редактировать ]- В раннем Мумуне практиковался широкий спектр средств к существованию. То есть свидетельства, раскопанные в ямах и других объектах домашнего хозяйства охота, рыбная ловля и собирательство . на открытом воздухе, указывают на то, что помимо сельского хозяйства существовала [6]
- каменные орудия, используемые в сельском хозяйстве, широко распространены и включают полулунные лезвия. [4]
- В Среднем Мумуне существовало интенсивное влажное земледелие (рисовое земледелие). [3] Однако даже землянки поселений, связанных с археологическими объектами влажных полей, свидетельствуют о том, что люди также в той или иной степени занимались охотой и рыболовством.
Урегулирование
[ редактировать ]- прямоугольной формы большие ямы В раннем Мумуне использовались . Эти дома-ямы имели один или несколько очагов, а дома-ямы с числом очагов до 6 указывают на то, что такие особенности были жилыми помещениями для нескольких поколений одного и того же домашнего хозяйства. [8]
- Спустя некоторое время после 900 г. до н.э. небольшие ямы были нормой. По форме эти домики-ямы имеют квадратную, круглую и овальную форму. у них нет Внутренних очагов — вместо этого центральная часть пола ямы оборудована неглубокой овальной «рабочей ямой». [1]
- Археологи рассматривают это изменение в архитектуре как социальный сдвиг в домашнем хозяйстве. А именно, тесная и состоящая из нескольких поколений единиц, размещенная под одной крышей в Раннем Мумуне, фундаментально превратилась в домохозяйства, состоящие из групп полунезависимых нуклеарных семейных единиц в отдельных землянках. [8]
- Среднее поселение в Мумуне было небольшим, но в Среднем Мумуне возникли поселения с несколькими сотнями ямных домов. [8]
Экономика
[ редактировать ]- Домашнее производство было основным способом экономики Мумуна, но в Среднем Мумуне возникло специализированное ремесленное производство и перераспределительная престижная экономика в стиле «большого человека». [8]
- Археологические данные задокументировали случаи, когда выяснилось, что в Среднем Мумуне происходило избыточное производство сельскохозяйственных культур, каменных орудий и керамики. [3] [4]
- Артефакты, иллюстрирующие региональные системы перераспределения и обмена, включают украшения из зеленого камня, бронзовые предметы и некоторые виды полированной красной керамики. [9]
Моргическая практика
[ редактировать ]- Встречаются мегалитические погребения, каменно-гробовые погребения и кувшинные погребения.
- Некоторые захоронения во второй части Среднего Мумуна особенно велики и требуют значительных трудозатрат на строительство. Небольшое количество захоронений Среднего Мумуна содержат престижные/церемониальные артефакты, такие как бронзовые, зеленокаменные, кинжалы из шлифованного камня и полированная докрасна посуда. [4] [9] [20]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список археологических периодов - основной список
- Доисторическая Корея
- Культура бронзового кинжала Ляонин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ан, Джэ Хо (2000). «Хангук Нонгёнсахо-ый Сонниб (Формирование сельскохозяйственного общества в Корее)». Хангук Кого-Хакбо (на корейском языке). 43 : 41–66.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэйл, Мартин Т. (2001). «Археология раннего земледелия в Корее: обновленная информация о последних событиях». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 21 (5): 77–84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кроуфорд, Гэри В.; Гён-А Ли (2003). «Происхождение сельского хозяйства на Корейском полуострове». Античность . 77 (295): 87–95. дои : 10.1017/S0003598X00061378 . S2CID 163060564 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ри, СН; Чой, МЛ (1992). «Возникновение сложного общества в доисторической Корее». Журнал мировой предыстории . 6 : 51–95. дои : 10.1007/BF00997585 . S2CID 145722584 .
- ^ Ким, Сын Ог (1996). Политическая конкуренция и социальная трансформация: развитие места жительства, жилых районов и сообщества в доисторических Тэгунни на юго-западе Кореи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли, Джун-Джонг (2001). От собирательства моллюсков к сельскому хозяйству в доисторической Корее: переход от Чулмуна к Мумуну . Мэдисон: Университет Висконсина-Мэдисон Пресс.
- ^ Ким, Чангсук (2003). «Конфликт за использование земли и скорость перехода к сельскохозяйственной экономике: сравнительное исследование Южной Скандинавии и центрально-западной Кореи». Журнал археологического метода и теории . 10 (3): 277–321. дои : 10.1023/А:1026087723164 . S2CID 144173837 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бэйл, Мартин Т.; Мин Чжон Ко (2006). «Ремесленное производство и социальные изменения в Корее периода Мумун». Азиатские перспективы . 45 (2): 159–187. дои : 10.1353/asi.2006.0019 . HDL : 10125/17250 . S2CID 55944795 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Нельсон, Сара М. (1999). «Мегалитические памятники и завоз риса в Корею». В Госдене, К.; Хазер, Дж. (ред.). Предыстория еды: жажда перемен . Лондон: Рутледж. стр. 147–165. ISBN 978-0-415-11765-4 .
- ^ Янхунен, Юха (2010). «Реконструкция языковой карты доисторической Северо-Восточной Азии». Студия Восточная (108): 281–304.
... есть убедительные признаки того, что соседнее государство Пэкче (на юго-западе) было преимущественно японоязычным, пока оно не было лингвистически кореейизировано.
- ^ Вовин, Александр (2013). «От Когурё до Тамны: Медленное путешествие на юг с носителями протокорейского языка». Корейская лингвистика . 15 (2): 222–240.
- ^ Уитмен (2011) , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Миямото (2016) , стр. 69–70.
- ^ Серафим (2008) , стр. 98.
- ^ Вовин (2017) .
- ^ Уитмен, Джон (1 декабря 2011 г.). «Лингвистическая экология Северо-Восточной Азии и появление рисового хозяйства в Корее и Японии» . Рис . 4 (3): 149–158. Бибкод : 2011Рис....4..149Вт . дои : 10.1007/s12284-011-9080-0 . ISSN 1939-8433 .
- ^ Янхунен (2010) , стр. 294.
- ^ Вовин (2013) , стр. 222, 237.
- ^ Унгер (2009) , с. 87.
- ^ Бэйл, Мартин Т. «Раскопки крупномасштабных мегалитических захоронений в Юлхари, Кимхэ-си, Кёнсан Намдо» . Корейский институт Гарвардского университета . Проверено 8 ноября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нельсон, Сара М. (1993). Археология Кореи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-40443-3 .