Jump to content

Карасукская культура

Карасукская культура
Ареал карасукской культуры. [1]
Географический диапазон Юг Центральной Сибири
Период Бронзовый век
Даты ок. 1500–800 до н.э.
Предшественник Andronovo culture , Seima-Turbino phenomenon , Afanasievo culture , Okunev culture
С последующим Аржанская культура , Пазырыкская культура , Тагарская культура , Армянская культура

Карасукская культура ( русский язык : Карасукская культура , латинизированная : Карасукская культура ) описывает группу обществ позднего бронзового века , которые простирались от Аральского моря до верхнего Енисея на востоке и юге, до Горного Алтая и Тянь-Шаня примерно в 1950 году. 1500–800 до н.э. [2]

Распространение карасукской культуры охватывает восточные части андроновской культуры , которую она, по-видимому, заменяет. [2] [3] Считается, что карасукская культура сложилась преимущественно на базе андроновской культуры с влиянием окуневской культуры . [4]

Остатки поселений минимальны и полностью относятся к погребальному типу. [2] Известно не менее 2000 захоронений. [2] Карасукский период сохранялся до ок. 700 г. до н.э. Из ок. 700 до ок. В 200 г. до н. э. культура развивалась по схожему принципу. Жизненно важные торговые контакты прослеживаются от северного Китая и Прибайкалья до Черного моря и Урала , что влияет на единообразие культуры. [5] На смену Карасукам пришла тагарская культура . [3] [6]

Евразийские археологические культуры эпохи поздней бронзы (ок. 1500–750 гг. До н.э.) с их примерными ареалами (культуры Сеймо -Турбинской зоны обозначены синими буквами). [7]

Экономика представляла собой смешанное земледелие и животноводство . [2] Ее культура, по-видимому, была более мобильной, чем андроновская. [2] Карасуки были земледельцами, занимавшимися металлургией в больших масштабах. [3] Присутствуют изделия из мышьяковистой бронзы. [2] Их поселения представляли собой ямные дома , а умерших они хоронили в каменных гробах , покрытых курганами и окруженных квадратными каменными оградами. [2] В промышленном отношении они были квалифицированными мастерами по металлу, диагностическими артефактами этой культуры были бронзовый нож с изогнутыми профилями и украшенной ручкой, а также конские уздечки. [2] Керамику сравнивали с керамикой, обнаруженной во Внутренней Монголии и внутренних районах Китая, с погребениями бронзовых ножей, подобных тем, что были найдены в северо-восточном Китае. [8] Их реалистическое анималистическое искусство, вероятно, способствовало развитию скифо -сибирского звериного стиля ( скифского искусства ). [3]

Истоки карасукской культуры сложны, но общепринято считать, что ее истоки лежат как в андроновской культуре, так и в местных культурах Енисея. [2] Этническая то идентичность карасуков проблематична, поскольку андроновская культура была связана с индоиранцами, в время как местные культуры считались не связанными со степью. [2] специфически протоиранская идентичность . Тем не менее, для карасукской культуры была предложена [2] Племена карасуков были описаны археологами как имеющие ярко выраженные европеоидные/европеоидные черты. [3] Джордж ван Дрим предположил связь с енисейскими и бурушаскими народами, предложив карасукскую языковую группу. [9]

Современная культура оленьих камней на юго-востоке, возможно, была частично построена кочевниками карасукской культуры. [10]

Колесницы

[ редактировать ]
Бронзовый поводья для колесниц. [11]

В культуре Карасук были конные со спицами колесницы - технология, впервые засвидетельствованная в синташтинской культуре (ок. 2000 г. до н.э.), которая распространилась на восток вместе с андроновской культурой. [12] Хотя карасукских колесниц обнаружено не было, на их существование указывают рисунки- петроглифы , колесничное снаряжение, конские уздечки и «захоронения колесничих». [13] [14] [15] Они имеют близкое сходство с колесницами и оборудованием династии Шан в Китае (ок. 1200 г. до н. э.), например, использование колес с многочисленными спицами и лукообразными держателями поводьев . [13] Колесницы Карасука и Шан также имеют близкое сходство с колесницами из Лчашена в Армении , датируемыми ок. 1500 г. до н.э. [16] [17] [18] По мнению Ву (2013), колесницы Шан и связанное с ними оборудование произошли из карасукской культуры и могут быть поняты как «местная версия карасукского набора». [19] [20]

Металлургия

[ редактировать ]
династии Шан Изогнутые бронзовые ножи с навершием в виде животных. 12-11 века до нашей эры. Такие ножи стали результатом контактов с северными народами монгольской степи. [21] [22] [23]

Металлургия карасукской культуры, возможно, произошла от более ранней сейминско-турбинской традиции . Он развил эту традицию и стал ядром регионального центра металлургии, иногда называемого «Восточноазиатской металлургической провинцией». [а]

Сеймо-Турбино расширилось на запад, столкнувшись с абашевской и синташтинской культурами в период 2200-1700 гг. до н.э. [24] Напротив, распространение карасукской металлургической культуры шло на восток. [25] Стили Карасука копировались по всей Центральной и Восточной Азии, достигнув Китая , где были раскопаны многочисленные бронзовые предметы по модели Карасука. [26] В частности, королевский комплекс кладбища Аньян 13-11 веков до н.э. периода династии Шан известен многочисленными такими имитациями. [25]

Считается, что эти металлургические инновации из карасукской культуры были переданы степными кочевниками в контексте довольно конфликтных отношений между Китаем и его северными соседями. Шаны в основном имитировали изогнутые однолезвийные ножи с рукоятками животных и помещали их в своих гробницах среди другой бронзовой атрибутики. [27] В общей сложности эти влияния распространились на расстояние более 3500 километров, от Саяно-Алтайского региона до сердца древнего Китая за Желтой рекой . [28]

Оружие современной культуры оленьих камней , как видно на их петроглифах, обычно происходит от оружия карасукской культуры и принадлежит к карасукской типологии. [29] [30]

Сравнение клинков Карасук и китайских клинков Шан-Чжоу

[ редактировать ]
Историческое влияние на китайскую металлургию. После небольшой ранней медной промышленности в неолите Китай находился под влиянием металлургии степей ( андроновская культура ), сейминско-турбинского явления и карасукской культуры вплоть до периода династии Шан . [33]

Многие бронзовые клинки династий Шан (13-11 вв. до н. э.) и династии Чжоу были заимствованы из рисунков Карасука. [34] [11]

Генетика

[ редактировать ]
Генетический состав популяций степей бронзового и железного веков.

Кейзер и др. (2009) опубликовали генетическое исследование древних сибирских культур, андроновской культуры , карасукской культуры, тагарской культуры и таштыкской культуры . [3] Они исследовали четырех представителей карасукской культуры из четырех разных мест с 1400 по 800 гг. до н.э.Два из них обладали западно-евразийскими линиями мтДНК U5a1 и U4 . Два других имели гаплогруппу R1a1 Y-хромосомы , которая, как полагают, отмечает миграцию на восток ранних индоевропейцев . [3] Все опрошенные были определены как европеоиды и светлоглазые . [3]

Стоянки немногочисленны и расположены преимущественно к юго-западу от Минусинской котловины . Они состоят из полуподземных домов и более крупных зимних домов площадью около 100-200 м2 с куполообразными или скатными крышами, покрытыми землей для защиты от холода. [1]

См. также

[ редактировать ]
Культуры Минусинской котловины (суммарное распределение вероятностей новых датировок костей человека, от Афанасьево до Тагарских культур). [35]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Черных 2008 , с. 90: «Восточно-Азиатская металлургическая провинция [ВАСМП]. (...) Как упоминалось выше, самая ранняя фаза ВАСМП была связана с ярким сейминско-турбинским транскультурным феноменом, и впоследствии она, по-видимому, продолжает сейминско-турбинские традиции металлургии и Важнейшие материалы, характерные для раннего ВАСМП, происходят из погребений широко известных карасукских культур (Членова 1972; Черных 1992: 264-271) (13). по недавней обработке почвы».
  1. ^ Jump up to: а б Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 325. ИСБН  978-1-884964-98-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мэллори 1997 , стр. 325–326.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кейзер, Кристина; Буаказе, Кэролайн; Крубези, Эрик; Николаев Валерий Георгиевич; Монтаньон, Даниэль; Рейс, Татьяна; Людес, Бертран (16 мая 2009 г.). «Древняя ДНК дает новое представление об истории южносибирских курганцев». Генетика человека . 126 (3): 395–410. дои : 10.1007/s00439-009-0683-0 . ПМИД   19449030 . S2CID   21347353 .
  4. ^ «Генетический взгляд на происхождение и миграцию самодийскоязычного населения из Сибири» . Academic.oup.com . дои : 10.1093/oso/9780190945961.003.0008 . Проверено 22 января 2024 г. Принято считать, что карасукская культура представляет собой продолжение и трансформацию окуневской и андроновской культур наряду с нашествием новых мигрантов.
  5. ^ «Каменный век: европейские культуры» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2015 г.
  6. ^ «Искусство Центральной Азии: культуры неолита и эпохи металла» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2015 г.
  7. ^ Тёрёк, Тибор (июль 2023 г.). «Интеграция лингвистических, археологических и генетических перспектив раскрывает происхождение угров» . Гены . 14 (7): 1345. doi : 10.3390/genes14071345 . ISSN   2073-4425 . ПМЦ   10379071 . ПМИД   37510249 .
  8. Джеральдин Рейнхардт: Бронзовый век в Евразии, лекция 13, прочитанная 5 августа 1991 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
  9. ^ ван Дрим, Джордж (2007). «Вымирающие языки Южной Азии». В Бренцингере, Матиас (ред.). Языковое разнообразие под угрозой . Берлин и Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер. п. 304.
  10. ^ «Таинственные стелы Монголии» . Новости CNRS .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Matyushchenko, Vladimir Ivanovich. "Историческая обстановка эпохи "Ancient history of Siberia" " (in Russian).
  12. ^ Чечушков И.В.; Епимахов, А.В. (2018). «Евразийские степные колесницы и социальная сложность в эпоху бронзы» . Журнал мировой предыстории . 31 (4): 435–483. дои : 10.1007/s10963-018-9124-0 . S2CID   254743380 .
  13. ^ Jump up to: а б Ву, Сяо-юнь (2013). Колесницы в раннем Китае: происхождение, культурное взаимодействие и идентичность . Издательство БАР. ISBN  9781407310657 .
  14. ^ Григорьев, Станислав (2002). «Древние индоевропейцы» . Челябинск: Рифей, 2002 . Челябинский научный центр: 294. Важной особенностью, характеризующей карасукскую культуру, является широкое распространение колесниц. В Монголии найдено огромное количество наскальных изображений с изображениями колесниц; изображения карасукского оружия надежно связывают его с этой культурой. [...] На широкое использование колесниц карасукскими племенами указывают и найденные в могилах так называемые «модели ярма», которые большинство ученых интерпретируют как крючки для крепления поводьев.
  15. ^ «3000-летнее нетронутое захоронение «возничего» обнаружено в Сибири» . ЖиваяНаука . 18 июля 2023 г.
  16. ^ Ву, Сяо-юнь (2013). Колесницы в раннем Китае: происхождение, культурное взаимодействие и идентичность . Издательство БАР. ISBN  9781407310657 . Принято считать, что колесницы, найденные на стоянке Синташта на Урале и на стоянке Лчашен на Кавказе, являются предками китайской колесницы, поскольку образцы из этих стоянок чрезвычайно похожи на таковые из государства Шан. [...] Как отметил Стюарт Пигготт, сходство сложной конструкции корпуса и колес колесниц между колесницами Шан и Лчашен особенно значительны. У обоих был небольшой ящик с прямыми перилами, в котором могли поместиться два-три человека. Их сложные спицевые колеса состояли примерно из 20 спиц, центральной ступицы и изогнутых крыльев. Все это указывает на то, что они были изготовлены по схожим технологиям по схожим моделям. Поскольку у нас нет более ранних свидетельств присутствия лошадей и колес со спицами в бассейне Желтой реки, внезапное появление такого рода сложной структуры почти наверняка должно было быть занесено из степных районов.
  17. ^ Хайэм, Чарльз (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Информационная база. п. 70. ИСБН  0816046409 . Китайские слова, обозначающие колесницу, части колеса и ось, были заимствованы из индоевропейских источников. Даже слово «лошадь», родственное в монгольском, корейском, японском и китайском языках, предполагает единое происхождение, возможно, во время одной волны контактов через степи. Археологически свидетельства западных источников огромны, поскольку теперь можно сравнивать датированные колесницы из Китая с колесницами, раскопанными в западных памятниках. Первым среди последних является городище Лчашен в Армении, между Каспийским и Черным морями. Погребение в Лчашене, датируемое примерно 1500 г. до н.э., содержит останки двух колесниц. Отличительной особенностью их конструкции являются деревянные колеса диаметром один метр, облицованные двумя изогнутыми деревянными палками. Каждое колесо имело 28 деревянных спиц и вращалось на неподвижной оси, поддерживавшей в центре коробку колесницы.[…] Многочисленные наскальные изображения колесниц, найденные по всей Средней Азии, изображают подобное транспортное средство; хотя они и не датированы точно, они, тем не менее, иллюстрируют широкое распространение конных колесниц. Сходство между китайской колесницей и колесницами, увиденными в Армении, настолько точное, что исключает любую вероятность независимого изобретения. […] И лингвистические, и археологические данные сходятся во мнении, что колесница была западного происхождения.
  18. ^ Григорьев, Станислав (2023). «Лошадь и колесница. Критические размышления об одной теории» (PDF) . Австрийская археология . 107 . Стюарт Пигготт первым обратил внимание на сходство колесниц Шан с колесницей из Лчашена в Армении, а теперь эта идея получила развитие в работах китайских авторов. Главное отличие этих колесниц – большое количество спиц. Показательно, что в это же время в карасукской культуре Южной Сибири появились колесницы с большим количеством спиц. На карасукских петроглифах они имеют 7, 14 и 17 спиц. В этот же период на северной периферии цивилизации Шан сформировался так называемый Северный комплекс, отражающий взаимодействие Шан с карасукской культурой. Сходство шангских колесниц с колесницей из Лчашена в Армении можно объяснить тем, что карасукская культура сформировалась в результате влияния пришлых племен на местный андроновский субстрат. В культуре немало включений, имеющих параллели в Закавказье и Иране.
  19. ^ Ву, Сяо-юнь (2013). Колесницы в раннем Китае: происхождение, культурное взаимодействие и идентичность . Издательство БАР. ISBN  9781407310657 . Независимо от того, основываем ли мы наши аргументы на художественном стиле, типологии или хронологии, мы можем предположить, что Шанский набор оружия и инструментов для колесниц произошел из карасукской культуры. А их тесная связь с колесницами в контексте Шан позволяет предположить, что в культуре Карасук, возможно, произошел новый прогресс, представленный главным образом появлением предметов в форме лука, развившихся на основе более раннего «набора навыков вождения и боя» колесниц. в синташтинской и андроновской культурах. Это новое развитие «набора навыков вождения и боя», а также нововведения Карасука в виде предметов в форме лука, ножей и точильных камней, вероятно, также включая луки как набор предметов, сопровождающих мужчин, были переданы в Аньян как аспекты колесниц. [...] Набор оружия и инструментов для колесниц Шан с узорами Шан, вероятно, наиболее удовлетворительно воспринимается как местная версия набора Карасук.
  20. ^ Лаймер, Кеннет (2013). «Колесницы в раннем Китае - происхождение, культурное взаимодействие и идентичность. Сяо-юнь Ву (BAR International Series 2457). Стр. 135. Oxford, Archaeopress, 2013» . Журнал Королевского азиатского общества . 26 (3): 534–535. дои : 10.1017/S1356186315000619 . S2CID   164364769 . Предшественников китайской колесницы можно увидеть в нескольких погребениях, связанных с синташтинской культурой Южного Урала (около 2000–1750 гг. 1000 г. до н.э.), хотя колесниц до сих пор не обнаружено. Утверждается, что Карасук мог быть наиболее вероятным источником влияния на Шан в Китае, поскольку появление колесниц, возможно, было результатом политического и экономического взаимодействия между этими двумя соседними регионами. [...] Шан принял евразийский прототип, который требовал столярных и инженерных навыков, которые им до сих пор были неизвестны. Его воспринимали как «плоский пакет» военных технологий без внесения в него каких-либо нововведений; однако народ Шан украсил свои колесницы украшениями, созданными на основе их знаменитого опыта литья из бронзы. Кроме того, на заключительном этапе периода Шан (конец двенадцатого – одиннадцатого веков до н. э.) в захоронениях колесниц было обнаружено меньше оружия, что указывает на то, что колесницы стали важным показателем социального статуса среди высокопоставленной элиты, поскольку они ритуально сопровождали их в загробная жизнь.
  21. ^ Роусон 2020 .
  22. ^ «Нож Шан, Британский музей» . www.britishmuseum.org . В последующие столетия такие ножи были более популярны у народов северной зоны, чем у шанских и чжоуских жителей Шэньси и Хэнани. Поэтому возможно, что даже в период Эрлитоу такие ножи иллюстрируют контакты с северными народами. Альтернативно, распространение культуры Эрлиган могло привести к переносу таких ножей из центральной провинции Хэнань на периферию.
  23. ^ Итак, Дженни Ф.; Банкер, Эмма К. (1995). Торговцы и рейдеры на северной границе Китая: 19 ноября 1995 г. - 2 сентября 1996 г., Галерея Артура М. Саклера (PDF) . Сиэтл: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт. [ua] стр. 35–36. ISBN  978-0295974736 . Из королевских захоронений в столице Шан Аньяне было обнаружено достаточно северных бронзовых ножей, инструментов и приспособлений, чтобы предположить, что люди северного происхождения смешались с китайцами в своей столице. Эти артефакты, должно быть, попали в владения Шан в результате торговли, войны, смешанных браков или других обстоятельств.
  24. ^ Черных 2008 , с. 90: «Мы показали, что агрессивная волна сеймино-турбинского населения была определенно направлена ​​на запад. Мы увидели, что ее хронологический диапазон, установленный контактами с абашево-синташтинской общиной, составляет пять веков с 2200 по 1700 год до н.э.».
  25. ^ Jump up to: а б Chernykh 2008 , p. 90.
  26. ^ Черных 2008 , с. 90, «Еще более показательно быстрое распространение карасукских форм преимущественно на восток, диаметрально отличавшееся от сейминско-турбинского движения на запад (рис. 18). В настоящее время из Древнего Китая известно довольно значительное количество подражаний карасукским металлическим формам. Эти имитации широко представлены даже в «царских» комплексах кладбища Аньян, датируемых на основании письменных документов XIII-XI веками до н.э., периодом поздней династии Шан (Чанг, Пинфан 2005: 150-176)».
  27. ^ Черных 2008 , с. 90, «Вероятно, именно в это время начинается активное противостояние древнейших китайских цивилизаций и степного мира. Нет сомнения, что карасукские древности были сделаны кочевниками-скотоводами: поселения этой культуры нам практически неизвестны. Морфологически Карасук резко отличался от древнекитайской металлургии времен Шан или Западного Чжоу. Жители Саяно-Алтая всегда делали упор на оружие: известные Карасуки изогнутые однолезвийные ножи с резными фигурными рукоятками и более редкие северные степные кинжалы. или, точнее, таежно-степные) формы – вернее, их имитации – присутствуют и в Шанском «царском» погребении».
  28. ^ Chernykh 2008 , p. 91.
  29. ^ Турбат, Цагаан (1 января 2021 г.). «Культура оленьего камня Монголии и соседних регионов (первая часть, содержание и заключение)» . Институт археологии MAS и Институт монголоведения NUM . Оружие, изображенное на оленьих камнях, обычно встречающихся в Монголии и соседних регионах, таких как южносибирская карасукская культура (13-8 века до н.э.), а также северокитайские и раннескифские могилы (7 век до н.э.). (...) Оленьи камни типа МТ по относительной хронологии относятся к карасукскому периоду (13-8 вв. до н. э.) или по новой терминологии сибирской археологии (Поляков 2019): к периоду поздней бронзы. Известный пример: на Оленьих камнях были изображены некоторые символические предметы позднего карасукского периода. Более того, абсолютная датировка Оленьих камней и Хиргисуура, хронологически идентичного и непосредственно связанного с первым погребально-обрядовым сооружением, датируется также XIII-VIII вв. до н.э.
  30. ^ Джейкобсон, Эстер (1 января 1993 г.). «Оленьи камни и воины: антропоморфные монолиты первого тысячелетия до нашей эры» Оленья-богиня Древней Сибири . Брилл: 153. дои : 10.1163/9789004378780_007 . Хотя оружие, изображенное на монгольских камнях, по типологии карасукское...
  31. ^ Matyushchenko, Vladimir Ivanovich. "Историческая обстановка эпохи "Ancient history of Siberia" " (in Russian).
  32. ^ Chernykh 2008 .
  33. ^ Григорьев, Станислав А. (2022). «Внутренние и внешние импульсы развития древнекитайской металлургии» . Геоархеология и археологическая минералогия . Springer Proceedings в области наук о Земле и окружающей среде. Springer International Publishing: 8, рис.2. дои : 10.1007/978-3-030-86040-0_1 . ISBN  978-3-030-86039-4 . S2CID   245719183 .
  34. ^ Jump up to: а б с д Chernykh 2008 , pp. 90–91.
  35. ^ Святко Светлана В; Мэллори, Джеймс П.; Мерфи, Эйлин М; Поляков, Андрей В; Реймер, Паула Дж; Шультинг, Рик Дж (2009). «Новые радиоуглеродные даты и обзор хронологии доисторических популяций Минусинской котловины, Южная Сибирь, Россия» (PDF) . Радиоуглерод . 51 (1): 243–273. дои : 10.1017/S0033822200033798 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35e1ddbfa2385efce9c7b730940cc381__1705915140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/81/35e1ddbfa2385efce9c7b730940cc381.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karasuk culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)