Империя Саманидов
Империя Саманидов Самане | |
---|---|
819–999 | |
Капитал | |
Общие языки |
|
Религия | Суннитский ислам ( меньшинства шиитский ислам , несторианство , зороастризм ) |
Правительство | Наследственная монархия |
Амир ( Эмир ) | |
• 819–864/5 | Ахмад ибн Асад |
• 999 | 'Абд аль-Малик II |
Историческая эпоха | Средний возраст |
• Учредил | 819 |
• Упразднено | 999 |
Область | |
928 расчетное. [6] [7] | 2 850 000 км 2 (1 100 000 квадратных миль) |
Империя Саманидов ( персидский : سامانیان , латинизированный : Саманиян ), также известная как Империя Саманидов , династия Саманидов , эмират Саманидов или просто Саманиды , была персидской мусульманской суннитской империей иранского дехканского происхождения. Центром империи были Хорасан и Трансоксиана ; в наибольшей степени охватывая северо-восточный Иран и Среднюю Азию , с 819 по 999 годы.
Четыре брата — Нух , Ахмад , Яхья и Ильяс — основали государство Саманидов. Каждый из них управлял территориями, находившимися под сюзеренитетом Аббасидов. В 892 году Исмаил Самани (892–907) объединил государство Саманидов под одним правителем, положив тем самым конец феодальной системе, использовавшейся Саманидами. Также при нем Саманиды стали независимыми от власти Аббасидов . Однако к 945 году правительство де-факто находилось под контролем тюркской фракции военных рабов, и власть семьи Саманидов стала чисто символической.
Империя Саманидов является частью иранского Интермеццо , в котором возникла персидская культура и самобытность, которая принесла иранскую речь и традиции в исламский мир . Позднее это способствовало формированию тюрко-персидской культуры. [8]
Саманиды продвигали искусство, способствуя развитию науки и литературы, и таким образом привлекали таких ученых, как Рудаки , Фердоуси и Авиценна . Находясь под контролем Саманидов, Бухара была соперником Багдада в своей славе. [9] Ученые отмечают, что Саманиды возродили персидский язык и культуру больше, чем Буиды и Саффариды, продолжая использовать арабский язык для науки, а также для религиоведения. Они считали себя потомками Сасанидской империи . [10] [9] В знаменитом указе власти Саманидов заявили, что «здесь, в этом регионе, язык персидский , а цари этого царства — персидские цари». [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Династию Саманидов основал Саман Худа , его потомки стали правителями империи Саманидов. Он был дехканом иранского происхождения из села Саман провинции Балх . [11] [12] на территории современного северного Афганистана . [13] Самое раннее появление семьи Саманидов, по-видимому, произошло в Большом Хорасане , а не в Трансоксиане . [14] В некоторых источниках Саманиды утверждали, что произошли от Дома Миграна Бахрама Чобина . [а] Утверждалось, что Дом Самана принадлежал тюркам -огузам , хотя правдивость маловероятна. [14] Первоначально зороастрийец , Саман Худа принял ислам во время правления Асада ибн Абдаллы аль-Касри в Хорасане и назвал своего старшего сына Асадом ибн Саманом в честь губернатора. [14] В 819 году правитель Большого Хорасана Гассан ибн Аббад наградил четырех сыновей Асада ибн Самана за помощь против мятежника Рафи ибн аль-Лайса . Нух ибн Асад получил Самарканд ; Ахмад ибн Асад получил Фергану ; Яхья ибн Асад получил Ташкент , а Ильяс ибн Асад получил Герат . [14]
Рост
[ редактировать ]Саманиды в Герате (819–857 гг.)
[ редактировать ]его сын Ибрагим ибн Ильяс Ильяс умер в 856 году, и его преемником стал . Тахиридский Якуба ибн аль-Лайса ас - губернатор Хорасана Мухаммад ибн Тахир впоследствии назначил его командующим своей армией и отправил его в экспедицию против саффаридского правителя Саффара в Систане . Потерпев поражение в битве под Пушаном в 857 году, он бежал в Нишапур , но был схвачен Якубом ас-Саффаром и отправлен в Систан в качестве заложника. [14]
Династия Саманидов в Трансоксиане (819–892 гг.)
[ редактировать ]В 839/40 году Нух отбил Исфиджаб у кочевых язычников тюрков- , живших в степи . Следовательно, он приказал построить стену вокруг города, чтобы защитить его от их нападений. Он умер в 841/2 году — два его брата Яхья и Ахмад были затем назначены соправителями города тахиридским губернатором Хорасана. [14] После смерти Яхьи в 855 году Ахмад взял под свой контроль Чач, став таким образом правителем большей части Трансоксианы . Он умер в 864/5 году; его сын Наср I получил Фергану и Самарканд, а другой его сын Якуб получил Чач (районы вокруг современного Ташкента / Чачкента). [16]
Между тем, авторитет Тахиридов значительно ослаб после нескольких поражений от правителя Саффаридов Якуба ас-Саффара. Таким образом, Тахириды потеряли контроль над Саманидами, которые стали более или менее независимыми. отправив своего брата Исмаила в Бухару , которая находилась в нестабильном состоянии после страданий от набегов африканской династии Хорезма Наср I использовал эту возможность для укрепления своей власти , . Когда Исмаил достиг города, его тепло приняли жители, которые видели в нем человека, способного навести порядок. [16]
Спустя не так уж много времени разногласия по поводу того, куда распределить деньги от налогов, стали причиной конфликта между братьями. Исмаил в конечном итоге одержал победу в династической борьбе и взял под свой контроль государство Саманидов. Однако Наср был тем, кому была передана Трансоксиана, и халифы Аббасидов продолжали признавать его законным правителем. [17] Из-за этого Исмаил продолжал признавать и своего брата, но Наср был совершенно бессилен, и такая ситуация продолжалась до его смерти в августе 892 года. [16]
Окончательное объединение и вершина власти (892–907 гг.)
[ редактировать ]После смерти Насра Исмаил перенес столицу династии Саманидов из Самарканда в Бухару. [18] Несколько месяцев спустя эмир Саффаридов Якуб ас-Саффар также умер, и ему наследовал его брат Амр ибн аль-Лайс , который считал себя наследником Саффаридов. [19] Весной 900 года Амр столкнулся с Исмаилом под Балхом , но потерпел поражение и был взят в плен. [20] После этого Исмаил отправил его в Багдад, где он был казнен. [21] После этого халиф признал Исмаила правителем всего Хорасана и Трансоксианы. [21] Кроме того, он также получил власть над Табаристаном , Реем и Исфаханом . [21] Именно в этот период династия Афригидов была вынуждена подчиниться. [21]
До крупной победы Исмаила Самани над Саффаридами он совершил различные экспедиции в Трансоксиану; в 892 году он положил конец княжеству Ушрусана, захватив все его земли. В этот же период он положил конец бухарским худам в Бухаре. В 893 году Исмаил Самани вторгся на территории турок-карлуков , взяв Талас и превратив тамошнюю несторианскую церковь в мечеть . [22] [23] В том же году он провел кампанию по сбору рабов, взяв в плен от десяти до пятнадцати тысяч человек. [24] Работорговля Саманидов была основным торговым доходом Империи Саманидов, составлявшим основу экономики государства. [25]
В 900 году Исмаил послал армию под командованием Мухаммада ибн Харуна ас-Сарахси против Мухаммада ибн Зайда , зайдитского правителя Табаристана и Горгана . Вторжение было успешным; Мухаммад ибн Зайд был убит, а Табаристан был завоеван Саманидами. Однако Мухаммад ибн Харун вскоре восстал, вынудив самого Исмаила вторгнуться в регион в следующем году. После этого Мухаммад ибн Харун бежал в Дайлам , а Исмаил отвоевал Табаристан и Горган. [26] В 901 году Амр Саффари потерпел поражение в битве при Балхе от Саманидов, в результате чего династия Саффаридов превратилась в второстепенного данника в Систане. [27] Именно в этот период Саманиды находились на пике своего могущества, правя вплоть до Казвина на западе. [28] и Пешавар на востоке.
Исмаил известен в истории как компетентный полководец и сильный правитель; множество рассказов о нем написано в арабских и персидских источниках. Более того, благодаря его кампаниям на севере его империя была настолько защищена от вражеских вторжений, что оборона Бухары и Самарканда осталась неиспользованной. Однако позже это имело последствия; в конце династии стены — раньше крепкие, а теперь разваливающиеся — сильно не хватало Саманидам, постоянно подвергавшимся нападениям Караханидов и других врагов. [26]
Исмаил умер в ноябре 907 года, и ему наследовал его сын Ахмад Самани (годы правления 907–914).
Промежуточный период (907–961)
[ редактировать ]Вскоре после своего воцарения Ахмад вторгся в Систан; двоюродный брат Ахмада Абу Салих Мансур к 911 году Систан находился под полным контролем Саманидов, а его губернатором был назначен . Тем временем Алид по имени Хасан аль-Утруш медленно восстанавливал власть Зайди над Табаристаном. В 913 году Ахмад послал армию под командованием Мухаммада ибн Салюка, чтобы разобраться с ним. Хотя армия Саманидов была намного больше, Хасану удалось выйти победителем. Ахмад, прежде чем он смог спланировать еще одну экспедицию в Табаристан, был в следующем году убит некоторыми из своих рабов в палатке недалеко от Бухары. [29] Говорят, что во время своего правления Ахмад заменил язык двора с персидского на арабский , что сделало его непопулярным среди подданных и вынудило его снова сменить язык на персидский. После смерти Ахмада его преемником стал его восьмилетний сын Наср II (годы правления 914–943).
Из-за молодости Насра его премьер-министр Абу Абдаллах аль-Джайхани взял на себя большую часть государственных дел. Джайхани был не только опытным администратором, но и выдающимся географом и высокообразованным человеком. Практически сразу после восшествия на престол Насра II вспыхнуло несколько восстаний, наиболее опасное из которых произошло при его двоюродном дедушке по отцовской линии Исхаке ибн Ахмаде, который захватил Самарканд и начал чеканить там монеты, а его сын Абу Салих Мансур захватил Нишапур и несколько городов. в Хорасане. В конце концов Исхак был побежден и взят в плен, а Абу Салих Мансур умер естественной смертью в 915 году. [29] Некоторое время спустя Насру II вновь пришлось иметь дело с повстанцами; В 919 году правитель Хорасана Хусейн ибн Али Марварруди восстал против власти Саманидов. Наср ответил отправкой армии под командованием Ахмада ибн Саля для подавления восстания, что последнему удалось осуществить. Однако через несколько недель Ахмад вскоре восстал в Нишапуре, совершил вторжение в Горган, а затем укрепился в Мерве , чтобы избежать контратаки Саманидов. Тем не менее саманидскому генералу Хамуе ибн Али удалось выманить Ахмада из Мерва и разгромить его в битве при Марв-эль-Рудхе ; он был схвачен и заключен в Бухару, где оставался до своей смерти в 920 году.
На западе Наср II несколько раз сталкивался с Дайламита и Гилита правителями ; В 921 году Зейдиды под предводительством гилитского правителя Лили ибн ан-Нумана вторглись в Хорасан, но потерпели поражение от Симджюридов генерала Симджура ад-Давати . Позже в 930 году военачальник дайламитов Макан ибн Каки захватил Табаристан и Гурган и даже овладел Нишапуром в западном Хорасане. Однако год спустя он был вынужден вернуться в Табаристан из-за угрозы, которую представляли Саманиды. [30] [31] Затем Макан вернулся в Табаристан, где потерпел поражение от Зияридов правителя Мардавиджа , которому удалось завоевать регион. [30] [32] В 935 году Наср II восстановил контроль Саманидов в Гургане и сделал преемника Мардавиджа Вушмгира своим вассалом. Однако в 939 году он провозгласил независимость, но в следующем году потерпел поражение при Исхабаде .
В 943 году несколько армейских офицеров Саманидов, разгневанные поддержкой Насра исмаилитских миссионеров, сформировали заговор с целью его убийства. Однако сын Насра Нух I узнал о заговоре. Он пошел на банкет, призванный организовать заговор, и приказал отрубить голову их лидеру. Чтобы успокоить других офицеров, он пообещал помешать исмаилитским миссионерам продолжать свою деятельность. Затем он убедил своего отца отречься от престола, который умер от туберкулеза через несколько месяцев. [33]
Как раз в тот момент, когда Нух I взошел на престол, в Хорезме вспыхнуло восстание, которое ему удалось подавить. Позже в 945 году ему пришлось иметь дело с Мухтаджидов правителем Абу Али Чагани , который отказался уступить свой пост губернатора Хорасана Ибрагиму ибн Симджуру . Затем Абу Али Чагани восстал, и к нему присоединились несколько видных деятелей, таких как Абу Мансур Мухаммад , которого он назначил своим главнокомандующим. 947 году он назначил дядю Нуха Ибрагима ибн Ахмада эмиром В в Бухаре. Абу Али Чагани затем вернулся в свои владения в Чаганиане . Ибрагим, однако, был непопулярен среди жителей Бухары, и Нух вскоре принял ответные меры, отбив город и ослепив Ибрагима и двух братьев.
Когда Абу Али Чагани получил известие о повторном взятии Бухары, он снова двинулся к ней, но был разбит армией, посланной Нухом, и отступил обратно в Чаганиян. Через некоторое время он покинул регион и попытался заручиться поддержкой других вассалов Саманидов. Тем временем Нух разорил Чаганиян. [34] и его столица разграблена. [35] Вскоре последовала еще одна битва между Абу Али Чагани и армией Саманидов в Тухаристане , которая привела к победе Саманидов. К счастью для Абу Али Чагани, он сумел заручиться поддержкой других вассалов Саманидов, таких как правители Хуттала и горцев Кумиджи , но в конце концов заключил мир с Нухом, который позволил ему оставить Чаганиана в обмен на отправку своего сын Абу'л Музаффар Абдаллах в качестве заложника Бухары. [34] [36]
К 945 году фракция тюркских военных рабов (которые ранее были наняты правителями Саманидов на руководящие должности) полностью контролировала правительство. К этому времени семья Саманидов обладала лишь номинальной властью; аналогично тому, как буиды де-факто держали власть над Аббасидским халифатом . примерно в то же время [37]
Алп Тигин , номинальный вассал Саманидов, завоевал Газну в 962 году из династии Лавиков. [38] Пятым из этих полководцев был Себуктигин, который правил Хазнай в течение двадцати лет до 387 г.х./997 г. н.э. с титулом (как следует из надписи на его могиле) [39] ) аль-Хаджеба аль-аджаля (самого благородного полководца). Позже он станет основателем независимой династии, базирующейся в Газне, после упадка Империи Саманидов в 990-х годах. [40]
Упадок и падение (961–999)
[ редактировать ]Могущество Саманидов начало рушиться во второй половине X века. В 962 году один из гуламов , Алп Тигин , командующий войском в Хорасане, захватил Газну и обосновался там. [41] Однако его преемники, в том числе Себук Тигин , продолжали править как саманидские «правители». Поскольку ослабленные Саманиды столкнулись с растущими проблемами со стороны Караханидов за контроль над Трансоксианой , Себук позже взял под свой контроль все провинции к югу от Окса и основал империю Газневидов .
В 992 году караханид Харун Бугра-хан, внук верховного племенного вождя карлукской конфедерации султана Сатука Бугра-хана , захватил Бухару , столицу Саманидов. [42] Однако вскоре после этого Харун умер, и Саманиды вернулись в Бухару. В 999 году Наср б. Али, племянник Харуна, вернулся и завладел Бухарой, не встретив большого сопротивления. Владения Саманидов были разделены между Газневидами , получившими Хорасан и Афганистан , и Караханидами , получившими Трансоксиану ; Таким образом, река Окс стала границей между двумя соперничающими империями. [43]
Попытка Исмаила Мунтасира возродить государство Саманидов (1000–1005 гг.)
[ редактировать ]Исмаил Мунтасир был младшим сыном Нуха II — он был заключен в тюрьму Караханидами после завоевания Бухары в 999 году. Некоторое время спустя Исмаилу удалось бежать в Хорезм, где он заручился поддержкой. Изгнав Караханидов из Бухары, он затем двинулся на Самарканд и захватил его. Однако приближение армии Караханидов вынудило Исмаила отказаться от всего своего имущества, после чего он отправился в Хорасан, где захватил Нишапур. Однако армия Махмуда пробилась в этот регион, и Исмаил решил, что необходимо снова бежать.
В 1003 году Исмаил вернулся в Трансоксиану, где запросил и получил помощь от тюрков-огузов Зерафшанской долины . Они победили Караханидов в нескольких битвах, даже когда в них участвовал Наср-хан. Однако по разным причинам Исмаил почувствовал, что не может рассчитывать на то, что огузы восстановят его, поэтому он вернулся в Хорасан. Он пытался заручиться поддержкой Махмуда в кампании по восстановлению государства Саманидов, но потерпел неудачу. Некоторое время спустя он вернулся в Зеравшанскую долину, где заручился поддержкой огузов и других. Армия Караханидов потерпела поражение в мае 1004 года, но впоследствии огузы покинули Исмаила во время другого сражения, и его армия распалась.
Вновь бежав в Хорасан, Исмаил попытался вернуться в Трансоксиану в конце 1004 года. Караханиды остановили это, и Исмаил был чуть не убит. Вслед за этим он обратился за гостеприимством к арабскому племени недалеко от Мерва . Однако их вождь убил Исмаила в 1005 году. Его смерть ознаменовала поражение последней попытки восстановить государство Саманидов. Потомки семьи Саманидов продолжали жить в Трансоксиане, где к ним хорошо относились, но их власть была относительно сломлена.
Иранская интерлюдия
[ редактировать ]Наряду с рядом других государств, Империя Саманидов входила в состав иранского Интермеццо , или «Персидского возрождения». Этот период описывается как имеющий ключевое значение в формировании исламской цивилизации, как в политическом, так и в культурном плане. В политическом плане он стал свидетелем эффективного распада власти Аббасидов и возникновения нескольких государств-преемников, таких как Саманиды и Буиды, в то время как в культурном плане он стал свидетелем подъема нового персидского языка как административного и литературного языка. [45]
Культура
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]Система государства Саманидов была создана по образцу системы Аббасидов. [46] которая, в свою очередь, была создана по образцу сасанидской системы. [3] [47] Правителем государства был эмир , а провинциями управляли назначаемые губернаторы или местные вассальные правители. [46] Административными, политическими и экономическими делами управлял диван , а бюрократия Саманидов использовала арабский язык в своих дипломатических беседах. [48] Экономикой управлял мустауфи , дипломатической перепиской и важными государственными бумагами — диванал-расаил , а королевской гвардией и военными делами — сахиб аль-Шурта . [49] Основная обязанность как наместников, так и местных правителей заключалась в сборе налогов и поддержке правителя Саманидов войсками в случае необходимости. Самой важной провинцией в империи Саманидов был Хорасан, который первоначально был передан родственнику правителя Саманидов или местному иранскому принцу (например, Мухтаджидам ), но позже был передан одному из его самых доверенных рабов. Губернатором Хорасана обычно был сипах-салар (главнокомандующий). [46]
Как и в халифате Аббасидов, тюркские рабы могли занять высокие посты в государстве Саманидов, что иногда давало им достаточно власти, чтобы почти сделать правителя своей марионеткой. [46]
Культурные и религиозные усилия
[ редактировать ]Саманиды возродили персидскую культуру , покровительствуя Рудаки . [51] Медведь и минутка . [52] Саманиды решительно пропагандировали суннитский ислам и подавляли исмаилитский шиизм. [53] но были более терпимы к шиизму двунадесятников . [9] глубоко в сердце Центральной Азии Исламская архитектура и исламо-персидская культура были распространены Саманидами . После первого полного перевода Корана на персидский язык в 9 веке население империи Саманидов начало принимать ислам в значительных количествах. [54] Арабизация Саманидов была явно минимальной по сравнению с почти полностью арабизированными Тахиридами. [12] Несмотря на процветание арабской литературы и науки в Империи Саманидов, ее удаленность от Багдада позволила Саманидам стать решающим элементом возрождения новоперсидского языка и культуры. [12] Этот вариант персидской культуры был первым, кто использовал в исламской культуре другой язык, помимо арабского. [55]
Хотя зороастрийское население ранее подавлялось Аббасидским халифатом, [56] по мнению Аль-Масуди, империя Саманидов [б] [57] еще существовали храмы огня, которые все еще почитались нынешним зороастрийским населением. [57] Несмотря на то, что Саманиды исповедовали суннитский ислам , однако они были гораздо более терпимы к своему зороастрийскому населению, чем предыдущие империи. [58]
Благодаря ревностной миссионерской работе около 30 000 тюрков пришли исповедовать ислам, а позднее при Газневидах - более 55 000 - ханафитской школы мысли. Массовое обращение турок в ислам в конечном итоге привело к росту влияния Газневидов , которые позже будут править регионом. [ нужна ссылка ]
При Нухе II ханафитское произведение, которое использовалось для борьбы с исмаилизмом, было переведено на персидский язык. [59]
Сельское хозяйство и торговля были экономической основой государства Саманидов. Саманиды активно вели торговлю с Европой . Тысячи монет Саманидов были найдены в Прибалтике и Скандинавии . [60]
Литература
[ редактировать ]В IX и X веках наблюдался значительный рост литературы, в основном поэзии. Именно в период Саманидов персидская литература появилась в Трансоксиане и получила официальное признание. [61] Таким образом, развитие исламской новоперсидской литературы началось в Трансоксиане и Хорасане, а не в Фарсе , родине персов. Самыми известными поэтами периода Саманидов были Рудаки (ум. 941), Дакики (ум. 977) и Фердоуси (ум. 1020). [61]
Хотя персидский язык был наиболее популярным языком, арабский язык продолжал пользоваться высоким статусом и по-прежнему был популярен среди членов семьи Саманидов. [61] Например, ат-Таалиби написал арабскую антологию под названием «Ятимат ад-Дахр» («Уникальная жемчужина»). Четвертый раздел антологии включал подробный рассказ о поэтах, живших при Саманидах. Там же говорится, что поэты Хорезма писали преимущественно на арабском языке. [61]
Признанным основоположником персидской классической поэзии и человеком большого проницательности был Рудаки, родившийся в селе , которое сегодня является частью Пенджикентского района Таджикистана Панджрудак . [61] Рудаки уже становился популярным в ранние годы благодаря своим стихам, голосу и большому умению пользоваться чангом ( иранский инструмент, похожий на арфу ). Вскоре его пригласили ко двору Саманидов, где он пробыл почти до конца своей жизни. Сохранилось менее 2000 строк его стихов, но этого достаточно, чтобы доказать его выдающиеся поэтические способности — он усовершенствовал все основные стихотворные формы средневековой персидской поэзии: маснави, касиду , газель и рубаи . [62]
«Посмотри на облако, как оно плачет, как скорбящий человек
- Гром стонет, как любовник с разбитым сердцем.
- Время от времени солнце выглядывает из-за туч
- Как заключенный, прячущийся от охранника.» – Рудаки
Другим выдающимся поэтом был Шахид Балхи , родившийся в селе Джахуданак недалеко от Балха. О его жизни мало что известно, но он упоминается как один из лучших поэтов при дворе Насра II и один из лучших ученых того времени. Он также был учеником Рудаки и имел с ним близкие отношения. Он умер в 936 году, за несколько лет до смерти Рудаки. Его смерть опечалила Рудаки, который впоследствии написал о нем эмоциональную элегию . [62]
Дакики, который был уроженцем Туса , начал свою карьеру при дворе мухтаджидского правителя Абу'л Музаффара ибн Мухаммада в Чаганьяне , а позже был приглашен при дворе Саманидов. [62] При Саманидах возник особый интерес к древним иранским легендам и героическим традициям, что вдохновило Дакики на написание « Шахнаме» («Книги царей»), длинной эпической поэмы , основанной на истории иранцев. Однако к своей смерти в 977 году ему удалось завершить лишь небольшую часть, которая касалась конфликта между Гуштаспом и Арджаспом . [62]
Однако самым выдающимся поэтом того времени был Фирдоуси, родившийся в Тусе в 940 году в дехканской семье. Именно во времена его юности был период расцвета при Саманидах. Быстрый рост интереса к древней иранской истории заставил его продолжить дело Дакики, завершив «Шахнаме» в 994 году, всего за несколько лет до падения империи Саманидов. Позже в 1010 году он завершил вторую версию «Шахнаме», которую представил Газневидскому султану Махмуду. Однако его работа не была так оценена Газневидами, как Саманидами. [62]
Население
[ редактировать ]При империи Саманидов Зерафшанская долина, Кашкадарья и Усрушана были заселены согдийцами ; Тухаристан бактрийцами; Хорезм хорезмийцами; Ферганская долина - ферганцами; южный Хорасан - хорасанцами; а Памира горы и окрестности - саками и другими ранними иранскими народами. Все эти группы имели иранское происхождение и говорили на диалектах среднеиранского и новоперсидского языков . По словам Негматова, "они явились основой возникновения и постепенного закрепления того, что стало восточно-персидско-таджикской этнической идентичностью". [63]
Язык
[ редактировать ]Фергана, Самарканд и Бухара начали лингвистически персидизироваться на первоначально хорезмийских и согдийских территориях во время правления Саманидов. [64] Персидский язык распространился и привел к исчезновению восточноиранских языков, таких как бактрийский и хорезмийский, и лишь небольшое количество носителей согдийского происхождения из ягнобцев осталось среди ныне персоязычного таджикского населения Центральной Азии. Это произошло из-за того, что в арабо-исламскую армию, вторгшуюся в то время в Среднюю Азию, также входили некоторые персы, которые позже правили регионом, как Саманиды. [65] Персидский язык был внедрен в Среднюю Азию Саманидами. [4]
Интеллектуальная жизнь
[ редактировать ]В IX и X веках интеллектуальная жизнь в Трансоксиане и Хорасане достигла высокого уровня. По словам Н. Н. Негматова, «неизбежно было, что местная династия Саманидов, ища поддержки среди своих грамотных классов, должна была культивировать и пропагандировать местные культурные традиции, грамотность и литературу». [66]
Главные саманидские города – Бухара , Самарканд , Балх , Мерв , Нишапур , Худжанд , Бунджикат , Хулбук , Термез и другие – стали крупными культурными центрами государства. Ученые, поэты, художники и другие деятели образования из многих мусульманских стран собрались в саманидской столице Бухаре, где была создана богатая почва для расцвета творческой мысли, что сделало ее одним из самых выдающихся культурных центров восточного мира. выдающаяся библиотека, известная как Сиван аль-Хикма («Хранилище мудрости»). В Бухаре, известной своими разнообразными книгами, была создана [67]
Искусство
[ редактировать ]Благодаря обширным раскопкам в Нишапуре , Иран, в середине двадцатого века, керамика Саманидов широко представлена в коллекциях исламского искусства по всему миру. Эта керамика в основном изготовлена из глины и украшена либо каллиграфическими надписями арабских пословиц, либо красочными фигурными украшениями. [68] Арабские пословицы часто говорят о ценностях культуры «Адаб» — гостеприимстве, щедрости и скромности. [69]
- « Симургское блюдо», Иран, династия Саманидов. 9-10 вв. Музей исламского искусства (Музей исламского искусства), Берлин.
- Чаша с арабской надписью «Планирование перед работой защищает вас от сожалений; процветания и мира», 10 век н.э., Иран .
Наследие
[ редактировать ]Восхваляя Саманидов, эпический персидский поэт Фирдоуси говорит о них:
Где эти великие сасанидцы?
От Бахрамийцев до Саманидов
«Куда делись все великие сасанидцы ?
от Бахрамидов Что же произошло до Саманидов?»
Бухарский историк, писавший в 943 году, заявил, что Исмаил Самани :
действительно был достоин и прав на должность падишаха . Он был умным, справедливым, сострадательным человеком, обладавшим разумом и предвидением ... он вел дела справедливо и с соблюдением этических норм. Кто тиранил людей, тот наказывал... В государственных делах он всегда был беспристрастен. [72]
Знаменитый ученый Низам аль-Мульк в своем знаменитом труде «Сиясатнама » заявил, что Исмаил Самани:
был чрезвычайно справедлив, и у него было много хороших качеств. У него была чистая вера в Бога (Да будет Ему сила и слава), и он был щедр к бедным – это лишь одна из его выдающихся добродетелей. [73]
Валюта сомони Таджикистана . названа в честь Саманидов Известная авиакомпания, базирующаяся в Душанбе, также называется «Сомон Эйр» . самая высокая гора в Таджикистане и на территории бывшего Советского Союза . Также именем Исмаила Самани названа [74] Гора ранее была известна как «Пик Сталина» и «Пик Коммунизма», но в 1998 году название было официально изменено на Пик Исмоила Сомони .
Саманидские правители
[ редактировать ]Бухара | Самарканд | Фергана | Шаш | Герат | |
---|---|---|---|---|---|
Саман Худа Персидский : Саман Бог (Персидский землевладелец из селения Саман в провинции Балх на севере Афганистана , он прибыл в Мерв ко двору омейядского губернатора Хорасана Асада ибн Абдаллы аль-Касри , под влиянием которого он принял мусульманство и служил правителю до его смерть. Он был основателем династии Саманидов). | |||||
Асад ибн Саман Персидский : Асад бин Саман. | |||||
Нух ибн Асад Персидский : Нух ибн Асад. 819–841/2 | Ахмад ибн Асад Персидский : Ахмед бин Асад. 819–864/5 | Яхья ибн Асад Персидский : Яхья бин Асад. 819–855 | Ильяс ибн Асад Персидский : Элиас бин Асад 819–856 | ||
Ахмад ибн Асад Персидский : Ахмед бин Асад. 819–864/5 | Ибрагим ибн Ильяс Персидский : Ибрагим ибн Элиас. 856–867 | ||||
Абу Ибрагим Исмаил ибн Ахмад Персидский : Абу Ибрагим Исмаил бин Ахмад. 892–907 | Наср I Персидский : Наср бин Ахмед. 864–892 | Якуб ибн Ахмад Персидский : Якуб бин Ахмад. ? | Саффариды | ||
Абу Ибрагим Исмаил ибн Ахмад Персидский : Абу Ибрагим Исмаил бин Ахмад. 892–907 | |||||
Ахмад ибн Исмаил Персидский : Ахмед бин Исмаил. 907–914 | |||||
Наср II Персидский : Абу Аль-Хасан Наср бин Ахмед. 914–943 | |||||
Нет, я Персидский : Нух ибн Наср. 943–954 | |||||
Ибрагим ибн Ахмад Персидский : Ибрагим ибн Ахмад. 947 | |||||
Абд аль-Малик ибн Нух I Персидский : Абд аль-Малик бин Нух. 954–961 | |||||
Абу Салих Мансур ибн Нух I Персидский : Абу Салех Мансур бин Ной. 961–976 | |||||
Ной ибн Мансур Персидский : Нух бин Мансур. 976–997 | |||||
Абд аль-Азиз Персидский : Абдул Азиз 992 | |||||
Абуль-Харис Мансур ибн Нух II Персидский : Абу аль-Харис Мансур бин Ной. 997–999 | |||||
Абд аль-Малик ибн Нух II Персидский : Абдул Малик бин Нух. 999 | |||||
Исмаил Мунтасир ибн Нух II Персидский : Исмаил Мунтасер бин Ной. 1000 – 1005 | |||||
? |
См. также
[ редактировать ]История Ирана |
---|
Хронология Иранский портал |
- Иранское интермеццо
- Список королей Ирана
- Список династий мусульман-суннитов
- Саманидская эпиграфическая посуда
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Персидская прозаическая литература". Мировые Эры. 2002. Исследование HighBeam. (3 сентября 2012 г.); « Принцы, хотя их часто обучали арабскому языку и религиозным предметам, часто не чувствовали себя комфортно с арабским языком и предпочитали литературу на персидском языке, который был их родным языком - как в случае с династиями. такие как Саффариды (861–1003), Саманиды (873–1005) и Буиды (945–1055)… ». [1]
- ^ Элтон Л. Дэниел, История Ирана (Greenwood Press, 2001), 74.
- ^ Jump up to: а б Фрай 1975 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Пол Бергне (15 июня 2007 г.). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и истоки республики . ИБТаурис. стр. 6–. ISBN 978-1-84511-283-7 .
- ^ Фрай 1975 , с. 145.
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. ISSN 1076-156X . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Таагепера, Рейн (1997). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 .
- ^ Кэнфилд Л., Роберт (2002). Тюркско-Персия в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN 978-0-521-52291-5 .
- ^ Jump up to: а б с д История Ирана Элтона Л. Дэниела, стр. 74
- ^ Фрай 1975 , с. 145-146.
- ^ Брегель 2003 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1973 , с. 58.
- ^ Босворт 2004 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрай 1975 , с. 136.
- ^ Пуршариати 2011 , с. 463.
- ^ Jump up to: а б с Фрай 1975 , с. 137.
- ^ Блэр 1992 , с. 27.
- ^ де ла Васьер 2005 , с. 296.
- ^ Босворт 1975 , с. 116.
- ^ Груссе 1991 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Фрай 1975 , с. 138.
- ^ Рене Груссе, Степная империя: История Центральной Азии , Пер. Наоми Уолфорд, (Издательство Университета Рутгерса, 1991), 142.
- ^ «Саманиды», CE Босворт, Энциклопедия ислама , Vol. VIII, Ред. CE Босворт, Э. ван Донзель, WP Heinrichs и G. Lecomte (EJ Brill, 1995), 1026.
- ^ Старр, С. Фредерик (2015). Утерянное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Издательство Принстонского университета. п. 233. ИСБН 9780691165851 .
- ^ Ганглер, А., Гаубе, Х., Петруччиоли, А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Тыскланд: Ред. Аксель Менгес. п. 39
- ^ Jump up to: а б Фрай 1975 , с. 140.
- ^ Босворт 1968 , с. 35.
- ^ Босворт, К. Эдмунд (15 декабря 1998 г.). «ЕСМАХИЛ, б. Ахмад б. Асад САМАНИ, АБУ ЭБРАГИМ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фрай 1975 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Назим (1987), с. 164
- ^ Маделунг (1975), стр. 211–212.
- ^ Маделунг (1975), с. 212
- ^ Новый текст об исмаилизме при дворе Саманидов , Патрисия Кроун и Люк Тредуэлл, Тексты, документы и артефакты: Исламские исследования в честь Д.С. Ричардса , изд. Чейз Ф. Робинсон (Брилл, 2003), 46.
- ^ Jump up to: а б Босворт 2011 , с. 63.
- ^ Фрай 1975 , стр. 149–151.
- ^ Босворт 1984 , стр. 764–766.
- ^ Хансен, Валери (2020). 1000 год . Случайный дом пингвинов. п. 150.
- ^ Гардизи, изд. Хабиби, стр. 161–62; Джузджани, Табакат, I, стр. 226–27; Незам-аль-Молк, стр. 142–58; Шабанкараи, стр. 29-34; Босворт, 1965, стр. 16-21
- ^ Флури, стр. 62–63.
- ^ "ГАЗНАВИДЫ" Иранская энциклопедия . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Синор, Денис, изд. (1990), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-24304-9
- ^ Давидович, Е.А. (1998), «Глава 6 Караханиды», Азимов, М.С.; Босворт, CE (ред.), История цивилизаций Центральной Азии , том. 4 часть I, Издательство ЮНЕСКО, стр. 119–144, ISBN. 978-92-3-103467-1
- ^ Босворт, CE (1 января 1998 г.). История цивилизаций Центральной Азии . ЮНЕСКО. п. 106. ИСБН 978-92-3-103467-1 .
На этом этапе была достигнута договоренность с караханидом Илиг Насром б. Али сделал Окс границей между двумя империями [Караханидами и Газневидами], поскольку усохший эмират Саманидов пришел к бесславному концу, когда Илиг окончательно оккупировал Бухару в 999 году.
- ^ Чо, Мин Ён (2008). «Как земля появилась на сцене: изображение истории в Джами ат-Таварихе четырнадцатого века». S2CID 190712717 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Павлин, САУ; Тор, генеральный директор (30 августа 2017 г.). Средневековая Центральная Азия и персидский мир: иранская традиция и исламская цивилизация . Издательство Блумсбери. п. XIX. ISBN 978-0-85772-743-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Фрай 1975 , с. 143.
- ^ Шахбази 2005 .
- ^ Старр, С. Фредерик (2015). Утерянное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Издательство Принстонского университета. п. 234. ИСБН 9780691165851 .
- ^ Негматов 1998 , с. 86.
- ^ Ранте, Рокко (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 178. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ «Михраган», Дж. Калмард, Энциклопедия ислама , Том VII, Ред. CEBosworth, E. van Donzel, WP Heinrichs и C. Pellat (Brill, 1993), 18.
- ^ CE Босворт, Газневиды: 994–1040 , (Edinburgh University Press, 1963), 131.
- ^ Исмаилитская ересиография: «Баб аль-Шайтан» из «Китаб Аль» Абу Таммама ... Авторы: Уилферд Маделунг, Пол Эрнест Уокер, стр. 5
- ^ Майкл Диллон, Синьцзян: мусульманский крайний северо-запад Китая , (RoutledgeCurzon, 2004), 11.
- ^ Доннер 1999 , с. 39-40.
- ^ Мариетта Степанянц, Философия Востока и Запада, Том. 52, № 2 (апрель 2002 г.), стр. 166.
- ^ Jump up to: а б Т. В. Арнольд, Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры , (Archibald Constable & Co, 1896), стр. 179-180 и [2] на стр. 161.
- ^ Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма, ред. М. Стаусберг и Ю.С.-Д. Веваина, 2015, стр. 112.
- ^ Савран, Скотт (2017). Арабы и иранцы в повествовании об исламском завоевании: построение памяти и идентичности в исламской историографии, 750–1050 гг . Рутледж. п. 45. ИСБН 9780415749688 .
- ^ История Бухары, Наршахи пер. Ричард Н. Фрай, стр. 143
- ^ Jump up to: а б с д и Литвинский 1998 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и Литвинский 1998 , с. 98.
- ^ Литвинский 1998 , с. 101.
- ^ Кирилл Нуржанов; Кристиан Блейер (8 октября 2013 г.). Таджикистан: политическая и социальная история . АНУ Э Пресс. стр. 30–. ISBN 978-1-925021-16-5 .
- ^ Пол Бергне (15 июня 2007 г.). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и истоки республики . ИБТаурис. стр. 5–. ISBN 978-1-84511-283-7 .
- ^ Литвинский 1998 , с. 93.
- ^ Литвинский 1998 , с. 94.
- ^ Грубе, Эрнст Дж. (февраль 1965 г.). «Искусство исламской керамики». Бюллетень Метрополитен-музея . 23 (6): 209–228. дои : 10.2307/3258167 . ISSN 0026-1521 . JSTOR 3258167 .
- ^ Панджароглу, Оя. «Служение мудрости: содержание эпиграфической керамики Саманидов». Исследования исламского и более позднего индийского искусства из Музея Артура М. Саклера, Художественного музея Гарвардского университета (2002): 58-68.
- ^ Уокер, Алисия (30 апреля 2012 г.). «Император и мир: экзотические элементы и изображение средневизантийской императорской власти, девятый-тринадцатый века нашей эры»: 108–143, рис. 53. doi : 10.1017/CBO9780511791895.007 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Коллине, Аннабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 199. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ Эдвард Олворт (2013). Современные узбеки: от четырнадцатого века до наших дней: история культуры . Гувер Пресс. п. 19. ISBN 978-08-17-98733-6 .
- ^ Нисам аль-Мульк (2002). Книга правления, или Правила для королей: Сияр аль-Мулук, или Сиясат-нама Низама аль-Мулька . Психология Пресс. п. 14. ISBN 978-07-00-71228-1 .
- ^ Ричард Фольц , История таджиков: иранцы Востока , Лондон: Bloomsbury, 2019, с. 68.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Шейла, изд. (1992). Монументальные надписи из раннего исламского Ирана и Трансоксианы . Том. ВЭЙ Брилл.
- Брегель, Юрий (2003). Исторический атлас Центральной Азии . Том. 9. Брилл. ISBN 9789004123212 .
- Босворт, CE (1968). «Развитие персидской культуры при ранних Газневидах». Иран . 6 : 33–44. дои : 10.2307/4299599 . JSTOR 4299599 .
- Босворт, CE (1973). «Наследие правления в раннеисламском Иране и поиск династических связей с прошлым» . Иран . 11 . Тейлор и Фрэнсис: 51–62. дои : 10.2307/4300484 . JSTOR 4300484 .
- Босворт, CE (1975). «Цахириды и Шаффариды». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1984). «АХМАД Б. САЛЬ Б. ХАШЕМ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/6: Афганистан – Ариман . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 643–644. ISBN 978-0-71009-095-9 .
- Босворт, CE (1984). «АЛ-Е МОХТАЙ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/7: Ариман-Алафранк . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 764–766. ISBN 978-0-71009-096-6 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780748621378 .
- Босворт, CE (2011). Орнамент истории: история восточных исламских земель, 650–1041 гг. Н. Э.: Персидский текст Абу Саида Абд аль-Хайя Гардизи . ИБТаурис. стр. 1–169. ISBN 978-1-84885-353-9 .
- Дэниел, Элтон. (2001) История Ирана (Гринвудские истории современных народов) Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-30731-8 , ISBN 978-0-313-30731-7
- Доннер, Фред М. (1999). «Мухаммед и Халифат: Политическая история Исламской империи до монгольского завоевания». В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета.
- Фрай, Р.Н. (1975). «Саманиды» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 136–161. ISBN 0-521-20093-8 .
- Груссе, Рене (1991). Степная империя: История Центральной Азии . Перевод Уолфорда, Наоми. Издательство Университета Рутгерса.
- Гутас, Дмитрий (1982). « Шиван аль-Хикма Цикл текстов ». Журнал Американского восточного общества . 102 (4): 645–650. дои : 10.2307/601973 . JSTOR 601973 .
- Хоутсма, М.Т. (1993). Первая энциклопедия ислама: 1913–1936 гг . Брилл. стр. 100-1 579–1203. ISBN 9789004097964 .
- Литвинский, Ахмад Хасан Дани (1998). История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений, с 750 г. н.э. до конца 15 века . ЮНЕСКО. ISBN 9789231032110 .
- Негматов Н.Н. (1998). «Саманиды». В Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.). История цивилизаций Центральной Азии . Том. IV, часть первая: Эпоха достижений: с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века. ЮНЕСКО. стр. 77–94.
- Пуршариати, Парвена (2011). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . ИБ Таурис.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «САСАНСКАЯ ДИНАСТИЯ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Тредвелл, WL (1991). Политическая история государства Саманидов (кандидатская диссертация). Оксфордский университет.
- де ла Васьер, Этьен (2005). Согдийские торговцы: история . Светить.