Мухаммад ибн Зайд
Мухаммад ибн Зайд | |
---|---|
Эмир Табаристана | |
Царствование | 884–900 |
Предшественник | Хасан ибн Зайд |
Преемник | Саманидская оккупация |
Умер | 3 октября 900 г. |
Дом | Династия Зайдидов |
Отец | Зейд ибн Мухаммад |
Мать | Амина бинт Абдулла |
Религия | Зайди Шиитский Ислам |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Зайд ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн аль-Хасан ибн Зайд (умер 3 октября 900 г.), также известный как ад-Даи аль-Сагир («Младший миссионер»), был Алидом , который сменил своего брата Хасана ( «Старший миссионер»), как правитель Зейдидов Табаристана династии в 884 году. [ 1 ] Мало что известно о его молодости до приезда в Табаристан после того, как Хасан установил там правление Зайдидов в 864 году. Он служил своему брату в качестве генерала и губернатора и продолжал свою политику после своего вступления на престол. Его правление было обеспокоено восстаниями и войнами, в первую очередь вторжением Рафи ибн Хартамы в 889–892 годах, которое оккупировало большую часть его владений. После того, как Рафи впал в немилость Аббасидов , Мухаммед восстановил свое положение и заручился верностью Рафи, но не особо поддерживал его против Саффаридов . В 900 году, после поражения Саффаридов от Саманидов , он попытался вторгнуться в Хорасан , но потерпел поражение и умер от ран, после чего Табаристан пал перед Саманидами.
Ранняя жизнь и карьера при Хасане
[ редактировать ]Мухаммед был младшим братом Хасана ибн Зайда , Алида, основавшего Зейдидов власть над Табаристаном в 864 году. [ 2 ] О его молодости ничего не известно. Иранолог Вилферд Маделунг предполагает, что семья жила в Ираке до приезда в Табаристан после захвата провинции Хасаном; Мухаммад, по-видимому, прибыл в Табаристан в 867 году. [ 3 ]
Во время правления Хасана Мухаммед упоминается как взятый в плен Якубом ибн аль-Лайсом ас-Саффаром во время вторжения последнего в 874 году, но освобожденный в Гургане, когда Якуб отступил в 876 году. После краткого визита в Табаристан, чтобы увидеть свою мать, он вернулся в Гурган в качестве помощника зятя Хасана, Мухаммада ибн Ибрагима. Зайдиды были изгнаны из Гургана тахиридским генералом Исхаком ас-Сари весной 877 года, но вскоре вернули его. [ 3 ] В 880 году Мухаммед также подавил восстание Рустама I , члена местной династии Бавандидов , которая управляла горами восточного Табаристана и выступала против Зайдидов. [ 3 ] [ 4 ] Затем он подавил восстание в Гургане, возглавляемое другим Алидом, Хасаном ибн Мухаммадом ибн Джафаром аль-Акики, и, вероятно, продолжал управлять провинцией от имени своего брата до смерти последнего 6 января 884 года. [ 3 ]
Из-за отсутствия Мухаммеда в Гургане, после смерти Хасана власть в Табаристане была узурпирована его зятем Абуль-Хусейном Ахмадом ибн Мухаммадом, который провозгласил себя законным эмиром. Мухаммеду не позволили немедленно вернуться в Табаристан из-за мятежа его войск Дайламита , и он смог восстановить контроль над самим Гурганом только с помощью бывшего генерала Тахиридов, а теперь правителя Хорасана , Рафи ибн Хартамы . Наконец, в октябре 884 года Мухаммед смог вернуться в Табаристан, захватить столицу Амуль и обезглавить узурпатора. [ 1 ] [ 3 ]
Царствование
[ редактировать ]Мухаммед взял то же царственное имя , что и его брат, ад-Даи илал-Хакк («Тот, кто призывает к истине»), и был известен как ад-Даи аль-Сагир («Младший миссионер») в отличие от Хасана ( ал -Даи аль-Кабир , «Старший миссионер»). [ 1 ] [ 2 ] В некоторых источниках он также встречается как аль-Каим би аль-Хакк («Сторонник истины»). [ 1 ] Теперь Мухаммед напал на Рустама, который поддерживал узурпатора Ахмада, и изгнал его из своих владений в поисках убежища при дворе Саффаридов . При посредничестве Саффарида Рустаму разрешили вернуться. [ 3 ]
Как и его брат, Мухаммед пытался расширить свои владения военным путем, и кампании заняли большую часть его правления. В августе 885 г. он попытался захватить Рай у его турецкого правителя Асатегина, но был отброшен. Рафи ибн Хартама воспользовался возможностью, чтобы занять Гурган, но Мухаммед восстановил контроль над провинцией, как только Рафи покинул ее. [ 3 ] В 888 или 889 году Мухаммед снова напал на Рустама, который теперь бежал к Рафи и обратился к нему за помощью. Рафи начал крупное вторжение во владения Зейдидов и завоевал большинство из них, вынудив Мухаммеда, как и его брата до него, искать убежища в горных крепостях западных районов. Мухаммад также заручился поддержкой Юстана ибн Вахсудана, правителя Дайлама. С его помощью Мухаммед постоянно сражался с Рафи, но не смог вернуть себе царство. В конце концов Рафи заключил мир с Юстаном, и дайламиты тоже отступили. [ 3 ] В этот момент судьба Мухаммеда изменилась с приходом в 892 году нового халифа аль-Мутадида на трон Аббасидов . Опасаясь власти Ибн Хартамы, халиф лишил его поста губернатора Хорасана и передал его своему сопернику. Саффарид Амр ибн аль-Лайс . В ответ Рафи заключил мир с Мухаммедом, вернул ему Табаристан (но не Гурган) и даже присягнул на верность делу Зейдидов. Мухаммед снова вошел в Амуль 24 июня 893 года. Несмотря на их союз, Мухаммед воздерживался от помощи Рафи в его войнах с Саффаридами, и эти двое поссорились и снова ненадолго столкнулись, когда Мухаммед попытался вернуть Сари также . После их примирения Рафи даже пытал и убил старого противника Мухаммеда Рустама в 895 году, а в 896 году, когда его войска ненадолго завоевали Нишапур , пятничная молитва была прочитана во имя Мухаммеда. Рафи был убит вскоре после этого своими соперниками Саффаридами, после чего Мухаммед вернул и Гурган. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
В 897 году Мухаммед предоставил убежище Бакру ибн Абд аль-Азизу, потомку свергнутой династии Дулафидов в Исфахане . Первоначально Мухаммед принял его с почестями и даже дал ему наместничество над городами Чалус и Руян, но в 898 году он отравил Бакра. [ 3 ] В 900 году баланс сил в регионе резко изменился после поражения и смерти Саффарида Амра ибн аль-Лайса от Саманидов в апреле того же года. Саманиды теперь потребовали уступки Гургана, в то время как Мухаммед планировал воспользоваться беспорядками и самому вторгнуться в Хорасан. Мухаммед и его армия встретились с армией Саманидов под командованием Мухаммада ибн Харуна ас-Сарахси в Гургане, и в последовавшей битве Саманиды одержали победу, а тяжело раненый Мухаммед был взят в плен. Он умер на следующий день, 3 октября 900 г. (или в августе, по словам Абуль-Фараджа ). [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Его труп был обезглавлен, а голова была отправлена ко двору Саманидов в Бухаре , а тело было похоронено у ворот Гургана. [ 3 ] За короткое время, как сообщает аль-Масуди , его могила стала центром паломничества. [ 1 ]
Поскольку сын Мухаммеда и назначенный наследник Зайд также был схвачен и отправлен в Бухару, лидеры Зейдидов согласились назвать своим правителем маленького сына Зайда аль-Махди, но в их рядах вспыхнули разногласия: один из них вместо этого провозгласил себя сторонником Аббасидов, и его войска атаковали и уничтожили сторонников Зейдида. Вместо этого Саманиды захватили провинцию. [ 3 ] Завоевание Саманидов привело к восстановлению суннитского ислама в провинции, но дело шиитов было поддержано и распространено среди дайламитов и гиланитов другим Алидом, Хасаном аль-Утрушем , которому в 914 году удалось завоевать Табаристан и восстановить правление Зайдидов. [ 5 ]
Религиозная политика и характер
[ редактировать ]Как и его брат, Мухаммед поддерживал и пропагандировал зайдитский шиизм и мутазилизм , подавляя при этом суннитскую оппозицию. Это религиозное притеснение в сочетании с их зависимостью от горцев-дайламитов, чье отсутствие дисциплины и варварское поведение вызывало большое недовольство населения, привело к отчуждению масс народа от правления Зайдидов. [ 3 ] [ 4 ] Мухаммед добился некоторой известности среди шиитов, спонсируя восстановление храма Али и . его сына Хусейна после его разрушения Аббасидами, а также благодаря своим щедрым пожертвованиям другим членам семьи Алидов по всему мусульманскому миру [ 2 ] [ 3 ] Тем не менее, поздние зайдиты не считают ни его, ни Хасана законными имамами . [ 3 ]
Несмотря на свой религиозный пыл, он, похоже, не был решительным врагом Аббасидов; Согласно легенде, халиф аль-Мутадид был опечален смертью Мухаммеда. [ 1 ] Мухаммад также был культурным человеком, ценившим хорошую поэзию и даже сочинявшим собственные стихи, из которых сохранились лишь несколько строк, записанных ас-Сули . [ 1 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. , ред. (1993). «Мухаммед б. Зейд» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 417–418. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Босворт, CE (1975). «Тахириды и Саффариды» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Маделунг, В. (1975). «Малые династии Северного Ирана» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- Маделунг, В. (1993). «ДАШ ЭЛАЛ-ХАКК, АББУАБД АЛЛАХ МОХАММЕД » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VI/6: Даф(ф) и Дайера – Дара Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 595–597. ISBN 978-1-56859-004-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джаррар, Махер (2020). «Мухаммед б. Зейд» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Маделунг, В. «АЛИДЫ ТАБАРЕСТАНА, ДАЙЛАМАНА И ГЕЛАНА» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 25 января 2013 г.