Якуб ибн аль-Лайс аль-Саффар
Якуб-и Лайс-и Саффар Якуб Лейт Сафари | |
---|---|
Амир Саффаридов династии | |
![]() Якуб ибн Лейс стоит на крыше в полном вооружении, фолиант из рукописи « Кашифи Хусейна Ахлак-и Мухсини» . Создано в Ширазе , Сефевидский Иран , 16 век. | |
Царствование | 861–879 |
Преемник | Амр ибн аль-Лайс |
Рожденный | 25 октября 840 г. Карнин (близ Заранджа ), Тахирид Хорасан , Аббасидский халифат |
Умер | 5 июня 879 г. (38 лет) Гундешапур , штат Саффарид |
Похороны | Могила Ягуба Лейса Сафари , Гундешапур, Дезфул, Хузестан, Иран |
Дом | Путешествие |
Отец | влажный |
Якуб ибн аль-Лайс ас-Саффар ( персидский : Якуб Лайт Сафари ; 25 октября 840 г. - 5 июня 879 г.), [ 1 ] был медником и основателем Саффаридов Систана династии со столицей в Зарандже (город ныне на юго-западе Афганистана ). Под его военным руководством он завоевал большую часть восточных частей Большого Ирана, состоящую из современного Ирана , Афганистана, Туркменистана , Узбекистана , Таджикистана , а также части западного Пакистана. [ 2 ] [ 3 ] и небольшая часть Ирака . Ему наследовал его брат Амр ибн аль-Лайс .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Якуб родился в 840 году, выходец из Восточного Ирана. [ 4 ] в небольшом городке под названием Карнин (Карнин), который находился к востоку от Заранджа и к западу от Боста (Лашкаргах), на территории современного Афганистана . [ 5 ] Сведения о его генеалогии и социальном происхождении отсутствуют. Клиффорд Эдмунд Босворт объясняет, что несколько суннитских источников неизменно враждебно относились к Якубу из-за неуважения, которое он проявлял к халифу Аббасидов . [ 6 ] «Некоторые источники обвиняли Якуба в том, что он хариджит , Ибн Халликан называл его христианином, а Низам аль-Мульк утверждал, что он обратился в исмаилизм ». [ 7 ] Однако эти утверждения появились примерно через столетие после смерти Якуба, и большинство источников согласны с аскетическим образом жизни Якуба. [ 8 ]
По многочисленным источникам, он был крайне беден и из-за этого изредка употреблял в пищу хлеб и лук. Его семья переехала в город Зарандж из-за периодических межконфессиональных столкновений между суннитами и хариджитами . Якуб начал работать медником ( « саффар» ), а его брат Амр ибн аль-Лайс работал наемником мулов. [ 9 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Якуб вместе со своими братьями Амром ибн аль-Лайсом, Тахиром ибн аль-Лайсом и Али ибн аль-Лайсом позже присоединился к айярам под руководством Салиха ибн аль-Надра, который выступал против Аббасидов и начал править в Босте. К 854 году айярам удалось изгнать Ибрагима ибн аль-Худайна, который был тахиридским правителем Систана. присвоил себе титул эмира . Другому лидеру айяров, Дирхаму ибн Насру, удалось свергнуть Салиха с поста короля Систана в 858 году. Однако в 861 году Якуб сверг Дирхама и в этот момент [ 10 ] [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]Кампании в Систане и Хорасане
[ редактировать ]Завоевание Кабула и Забулистана ( редактировать | обсудить | история | защитить | удалить | ссылки | смотреть | журналы | просмотры )








Якуб привлек внимание Аббасидов халифа , впервые сразившись с хариджитами на его родине Систане. В 864 году «Якуб возглавил экспедицию в Бост против своего бывшего хозяина Салиха, а затем в Руккадж и Заминдавар против местного правителя Зунбиля , убив его и забрав огромную добычу». [ 9 ] Ему также удалось захватить в плен нескольких членов семьи Зунбилов, в том числе сына короля Зунбилов. Затем он победил индуистских шахов , завоевав их столицу Кабул . Позже он выступил против хариджитов в северном Систане , одержав решительную победу и убив их лидера Аммара ибн Ясера в 865 году. Кампании Якуба ознаменовали упадок воинствующего хариджитизма на Востоке. После победы над Аммаром Якуб устроил праздник. Во время торжества один из членов суда произнес речь на арабском языке. Якуб спросил последнего, почему он произнес речь на языке, которого не понимал. Один из секретарей Якуба, Мухаммад ибн Васиф, затем написал касыду на персидском языке . [ 12 ]
Якуб претендовал на наследство царей Персии и стремился «возродить их славу», и поэтому в 867 году он послал стихотворение, написанное им самим, аббасидскому халифу Аль -Мутазу . В стихотворении говорилось: «Со мной Дерафш Кавиани , посредством которого я надеюсь управлять народами». [ 13 ]
В 870/871 году Якуб выступил против хариджитов Герата и разгромил их. Затем он двинулся к Каруху и победил другого лидера хариджитов по имени Абд ар-Рахман. Затем Якуб помиловал Абд ар-Рахмана и назначил его губернатором Исфизара . [ 14 ]
Позже его армия отправится в Газну , Кабул и Бамиан , отвоевав эти территории у индуистских шахи и назначив мусульманских губернаторов. Оттуда они двинулись на север Гиндукуша и к 870 году нашей эры весь Хорасан оказался под их контролем. Панджшерская долина теперь находилась под контролем Якуба, что позволило ему чеканить серебряные монеты. В 873 году Якуб изгнал Тахиридов из их собственной столицы Нишапура и захватил его правителя Мухаммада ибн Тахира , что привело к конфликтам с халифатом Аббасидов. Во время одного из многочисленных сражений Якуба его лицо было изуродовано до такой степени, что в течение двадцати дней он мог есть только через трубку во рту. [ 15 ]
Кампании в Западном Иране
[ редактировать ]Якуб отправился на запад, в Фарс, с намерением подчинить провинцию. Источники расходятся во мнениях относительно того, что произошло дальше, но Якуба в конце концов отговорили продолжать экспедицию, и он повернул обратно в сторону Систана. Его уход описывается как вызванный либо подчинением ему губернатора Мухаммада ибн Василя , либо прибытием эмиссаров, посланных халифским правительством, чтобы убедить его отказаться от продвижения на запад. В любом случае Мухаммед вскоре после этого достиг сближения с центральным правительством и в 872 году передал харадж (налоговые поступления) и, возможно, правительство Фарса представителю халифа. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Позже Якуб отправился в Табаристан в 874 году и сразился с зайдидов лидером аль-Хасаном ибн Зайдом . Якуб собрал налоги в столице Табаристана Амуле перед отъездом в Рай.
Якуб ибн аль-Лайс снова отправился в Фарс, на этот раз вторгнувшись в него и продвинувшись к Эстахру , захватив там сокровища Мухаммеда. Мухаммед покинул Хузестан и вернулся в Фарс, пытаясь остановить Якуба. Они встретились возле озера Бахтеган в августе 875 года, и в результате битвы Мухаммед, несмотря на численное превосходство армии, потерпел поражение. Мухаммед был вынужден бежать; Якуб разграбил цитадель Мухаммеда в Саидабаде и взял под свой контроль Фарс. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]


В 876 году представитель Аббасидов Аль-Муваффак предложил Якубу стать губернатором Хорасана, Табаристана, Фарса, Гургана и Рея и назначить его главой службы безопасности в Багдаде. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ а ] Якуб, почувствовав, что предложение было сделано из-за слабости халифа, отклонил его и написал в ответ, что будет продвигаться в столицу. Это предложение также оттолкнуло турок Самарры, которые считали, что Якуб представляет угрозу их интересам. Видя, что соглашение с Саффаридом невозможно, аббасидский халиф аль-Мутамид решил начать войну и произнес формальное проклятие на Якуба. 7 марта 876 года аль-Мутамид покинул Самарру, оставив своего сына Аль-Муфаввада управлять столицей. 15 марта он прибыл в Багдад, а затем прибыл около Калвадхи и разбил лагерь.
Якуб путешествовал через Хузистан, во время которого он добился бегства бывшего генерала халифа Абил-Саджа Девдада , и вошел в Ирак. Халифскому генералу Масруру аль-Балхи удалось замедлить свое продвижение, затопив земли за пределами Васита , но армия Саффаридов смогла пройти через это, и он вошел в Васит 24 марта. Покинув Васит, он направился в город Дайр аль-Акул, который находился примерно в пятидесяти милях от Багдада. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Согласно одному источнику, Якуб на самом деле не ожидал, что халиф предложит бой; вместо этого он уступал любым требованиям Саффарида. [ 30 ] [ 31 ] Однако аль-Мутамид послал аль-Муваффака остановить его. Две армии встретились в Истарбанде, между Дайром аль-Акулом и Сиб Бани Кумой. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Битва при Дайр-эль-Акуле состоялась 8 апреля. [ 32 ] [ б ] Перед битвой Якуб провёл смотр своих войск, численность которых, судя по всему, составляла около десяти тысяч человек. Однако Аббасиды имели численное превосходство. [ 32 ] [ 37 ] и дополнительное преимущество боя на знакомой территории. Центром армии Аббасидов командовал аль-Муваффак. Муса бин Буга командовал правым крылом, а Масрур аль-Балхи — левым. [ 32 ] [ 38 ] [ 36 ] К Саффаридам был обращен последний призыв восстановить свою лояльность халифу, и битва началась. [ 39 ] [ 40 ]
Бои продолжались большую часть дня. Армия Саффаридов несколько не хотела напрямую сражаться с халифом и его армией. Несмотря на это, обе стороны понесли тяжелые потери, несколько командиров Аббасидов и Саффаридов были убиты. Сам Якуб был ранен, но поле боя не покинул. С приближением вечера для поддержки аль-Муваффака прибыло подкрепление. [ 41 ] [ 42 ] [ 36 ] [ 43 ] [ 44 ] Маула Нусайр отвлек внимание, атаковав тыл Саффаридов с лодок на Тигре и поджег обоз Саффаридов , что дало Аббасидам дополнительное преимущество. [ 41 ] [ 45 ]
В конце концов армия Саффаридов начала бежать с поля боя. Якуб и его телохранители продолжали сражаться, но были вынуждены покинуть поле боя, поскольку армия отступила, оставив их позади. [ 41 ] [ 46 ] [ 36 ] [ 45 ] [ 47 ] Халиф, видимо, перед битвой затопил земли за Саффаридами, и это затруднило отступление; многие мужчины утонули, пытаясь спастись от армии Аббасидов. [ 32 ] [ 34 ] Когда Саффариды поспешно ушли, аль-Муваффак смог захватить багаж Якуба. Несколько политических заключенных, которых Якуб привел с собой, такие как Тахирид Мухаммад бин Тахир , также попали в руки Аббасидов и были освобождены. [ 41 ] [ 46 ] [ 36 ] [ 45 ] [ 47 ]
Затем Якуб покинул Ирак и умер три года спустя. [ 8 ] [ 48 ]
Идеология
[ редактировать ]
Мотивация первоначальных кампаний Саффаридов остается неизвестной и широко обсуждается в средней школе. Некоторые ученые полагают, что Якуб сражался как воин-гази с целью распространения протосуннитского ислама, другие поддерживают мнение, что им двигала его персидская идентичность. [ с ] в то время как другие считали, что он любил военные завоевания. [ 49 ] Враждебность Якуба к халифам Аббасидов была легко заметна.
Религия основателя Саффарида Якуба была предметом споров. [ 50 ] Большинство первоисточников были написаны во время или после падения династии Саманидов и рассматривают Саффаридов глазами Саманидов. [ д ] Эти первоисточники изображают Якуба либо как религиозного негодяя, либо как воина-суннита-добровольца – мутатавви . [ 51 ] Тем не менее хариджизм процветал в Систане дольше, чем где-либо еще в восточном Иране, и считалось, что Саффариды питали симпатии к хариджитам. [ 52 ] Якуб даже заручился поддержкой хариджитов в Систане. [ 53 ]
CE Босворт утверждает, что ранние эмиры Саффаридов, похоже, не имели серьезных религиозных убеждений. [ 54 ] Визирь Низам аль-Мульк , одержимый целостностью Империи Сельджуков, изображает Якуба новообращенным исмаилитом. [ 55 ]
Согласно «Тарих-и Систан» , Якуб даже сказал, что Аббасиды были лжецами, а также сказал: «Разве вы не видели, что они сделали с Абу Саламой, Абу Муслимом , семьей Бармакидов и Фадлом ибн Сахлем , несмотря на все, что эти люди сделали от имени династии? Пусть никто никогда им не доверяет!» [ 56 ]
Смерть
[ редактировать ]
Якуб страдал от колик и отказался от лечения, когда ему посоветовали это сделать. В результате он умер в среду, 5 июня 879 года, в Гундешапуре . [ 57 ] Ему наследовал его брат Амр Саффари . Хоть его и не считали джентльменом, но и особой жестокости он не проявлял. Сообщалось, что он мало улыбался, и назвал его « наковальней один из его врагов ». По словам Ибн Халликана , его женой была арабка из Систана , хотя все другие источники, включая Ибн Асира и Джузджани , утверждают, что Якуб никогда не был женат. [ 58 ] [ 59 ]
Наследие
[ редактировать ]Именно во время правления Якуба персидский язык был введен в качестве официального языка, и, как сообщается, Якуб не знал арабского языка. [ 60 ] [ 61 ] Якубу был присвоен исторический статус популярного народного героя с тех пор, как его двор начал возрождение персидского языка после двух столетий, в течение которых арабский язык процветал на персидских землях. [ 3 ] Несколько поэтов, таких как Абу Исхак Ибрагим ибн Мамшад, сфабриковали генеалогию Якуба, проследив ее до легендарного иранского царя Джамшида . [ 6 ] Якуба также иногда воспринимают как одного из первых автономных правителей Хорасана после исламских завоеваний. [ 2 ] [ 3 ] Кампании Якуба фактически также ознаменовали раннюю стадию упадка халифского политического единства в исламском мире. [ 9 ] ситуация еще больше усугублялась гуламами ( солдатами -рабами в армиях всего исламского мира ) и дайламитами .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ибн Халликан добавляет в этот список Кирман, Адхарбайджан, Казвин и аль-Синд. [ 25 ]
- ^ Фактическая дата в арабских источниках указывается по-разному, например, 1 апреля. [ 33 ] и 10 апреля [ 36 ]
- ^ Д.Г. Тор утверждает, что дипломная работа С.М. Стерна, касающаяся персидского национализма Якуба, была основана на одном стихотворении. [ 49 ]
- ^ По словам Д.Г. Тора, Саманиды очерняли Саффаридов, чтобы повысить свою легитимность, поскольку они конкурировали с ними за территорию. [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CE Босворт. Энциклопедия ислама . Том. XI. п. 255.
Провинциальный перс Якуб, напротив, радовался своему плебейскому происхождению, называл Аббасидов узурпаторами и с презрением относился как к халифам, так и к таким правителям из аристократических арабских семей, как к Тахиридам. - Якуб б. аль-Лайт аль-Саффар
- ^ Jump up to: а б «Якуб ибн Лайс аль-Саффар» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Династия Саффаридов» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Баумер 2016 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Нольдеке 2007 , с. 170
- ^ Jump up to: а б Босворт, «Армии Саффаридов», стр. 536, 541. Цитируется в Кремер, Джоэл Л. (1986). Философия в эпоху Возрождения ислама: Абу Сулейман аль-Сиджистани и его круг . Архив Брилла. сн. 15, стр. 6–7 . ISBN 978-9004072589 .
- ^ Нисам аль-Мульк (1960). Книга правления или Правила для королей: Сиясат-нама или Сияр аль-Мулук . Перевод Хьюберта Дарка. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 15.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1994 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с К. Эдмунд Босворт . «ЯКУБ б. ЛАЙМ б. МОАДДАЛЬ» . Энциклопедия Ираника Получено 6 сентября.
- ^ Босворт 1975a , с. 109-111.
- ^ Наводнение 2018 , с. 25-26.
- ^ Босворт 1975b , с. 595.
- ^ А. Шапур Шахбази. «ФЛАГИ Персии» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Босворт 1975a , с. 110.
- ^ Гафуров, Б.Г. (2005). Центральная Азия: от доисторических до досовременных времен . Публикации Шипра. стр. 53–54.
- ^ Босворт 1994 , стр. 148–149.
- ^ Тор 2007 , стр. 132–133.
- ^ аль-Табари , стр. 119, 137.
- ^ Босворт 1994 , стр. 150–152.
- ^ Тор 2007 , с. 157.
- ^ аль-Табари , с. 166.
- ^ Босворт 1994 , стр. 153–155.
- ^ аль-Табари , стр. 168–169.
- ^ Ибн аль-Асир , с. 260.
- ^ Ибн Халликан , с. 312.
- ^ Босворт 1994 , стр. 158–159.
- ^ аль-Табари , стр. 169–170.
- ^ Ибн аль-Асир , стр. 260–261.
- ^ Ибн Халликан , стр. 313, 316.
- ^ Босворт 1994 , с. 161.
- ^ Ибн Халликан , с. 315.
- ^ Jump up to: а б с д и Босворт 1994 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б ат-Табари , с. 170.
- ^ Jump up to: а б аль-Масуди 1874 , с. 43.
- ^ Ибн Халликан , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и Ибн аль-Асир , с. 261.
- ^ Ибн Халликан , с. 314.
- ^ аль-Табари , стр. 170, 172.
- ^ Босворт 1994 , стр. 159–160.
- ^ Ибн Халликан , стр. 313–314.
- ^ Jump up to: а б с д Босворт 1994 , с. 160.
- ^ аль-Табари , стр. 170–171.
- ^ аль-Масуди 1874 , стр. 100-1. 43–44.
- ^ Ибн Халликан , стр. 314–316, 318–319.
- ^ Jump up to: а б с аль-Масуди 1874 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б ат-Табари , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Ибн Халликан , стр. 315–316, 319.
- ^ аль-Табари , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Тор 2007 , с. 87.
- ^ Тор 2007 , с. 85-87.
- ^ Jump up to: а б Тор 2007 , с. 90.
- ^ Босворт 1975 , с. 107.
- ^ Рахмати 2020 , с. 44.
- ^ Мейсами 1999 , с. 120.
- ^ Босворт 1975a , с. 108.
- ^ Босворт 1975a , с. 125.
- ^ Нольдеке 2007 , с. 193
- ^ Тор 2007 , стр. 182.
- ^ Ибн Халликан , с. 330.
- ^ Стерн, С.М. (1970). Якуб Медник и персидские национальные чувства . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Культура и обычаи Афганистана . Гринвуд Пресс. 2005. с. 27.
Источники
[ редактировать ]- аль-Масуди, Али ибн аль-Хусейн (1874 г.). Les Prairies D'Or (на французском языке). Том. 8. Перевод К. Барбье де Мейнара. Париж: Национальная империя.
- Баумер, Кристоф (2016). История Центральной Азии: эпоха ислама и монголов . Том. Три. ИБ Таурис. п. 24. ISBN 978-1-78453-490-5 .
- Босворт, CE (1975). «Тахириды и Шаффариды». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 4: Период от арабского вторжения до сельджуков. Издательство Кембриджского университета. стр. 90–135.
- ат-Табари. История пророков и царей .
- История ат-Табари, Том. 36: Восстание Занджа 869–879 гг. н.э./255–265 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Перевод Дэвида Уэйнса. СУНИ Пресс. 2015. ISBN 978-1438423043 .
- История ат-Табари, Том. 37: Восстановление Аббасидов: Война против Занджа заканчивается 879-893 гг. н.э./266-279 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Перевод Филипа М. Филдса. СУНИ Пресс. 2015. ISBN 978-1438402734 .
- Бартольд, В. (1986). «Амр б. аль-Лайс». Энциклопедия ислама, новое издание, том I: A – B. Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 452–453. ISBN 90-04-08114-3 .
- Босворт, CE (1975a). «Тахириды и Саффариды» . Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1975b). «Возникновение нового персидского языка» . Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–633. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1994). История Саффаридов Систана и Маликов Нимруза (с 247/861 по 949/1542-3) . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda.
- Флад, Финбарр Б. (20 марта 2018 г.). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18074-8 .
- Ибн аль-Асир, Изз ад-Дин. Аль-Камиль фи ат-Тарих .
- Ибн Халликан, Шамс ад-Дин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад. Биографический словарь Ибн Халликана . Том I , Том III
- Мейсами, Джули Скотт (1999). Персидская историография до конца двенадцатого века . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748612765 .
- Нольдеке, Теодор (2007). Очерки из истории Востока . Читайте книги. ISBN 978-1-4067-7014-8 .
- Рахмати, Мохсен (2020). «Саффарид Якуб бен Лейт и возрождение персидского царства». Журнал персидских исследований . 13 . Брилл: 36–58.
- Тор, генеральный директор (2007). Насильственный порядок: религиозная война, рыцарство и феномен айяр в средневековом исламском мире . Вюрцбург, Германия: Институт Востока-Стамбул.
