Харадж
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Харадж ( араб . خراج ) — вид индивидуального исламского налога на сельскохозяйственные земли и их продукцию , независимо от вероисповедания владельцев, разработанный в соответствии с исламским законодательством . [1]
Во время первых мусульманских завоеваний в VII веке харадж изначально был синонимом джизьи и обозначал единовременную пошлину, взимаемую с земель завоеванных провинций, которая собиралась удерживавшимися чиновниками побежденной Византийской империи на западе и в Империя Сасанидов на востоке; позже и в более широком смысле слово «харадж» относится к земельному налогу, взимаемому мусульманскими правителями со своих немусульманских подданных, известному под общим названием « зимми» . С другой стороны, мусульманские землевладельцы платили ушр , религиозную десятину за землю, которая облагалась более низкой ставкой налогообложения. [2] и закят . Ушр представлял собой взаимный 10-процентный сбор с сельскохозяйственных земель, а также товаров, импортируемых из штатов, которые облагали мусульман налогом на свою продукцию.
Изменения вскоре подорвали устоявшуюся налоговую базу первых арабских халифатов . Кроме того, большая, но безуспешная экспедиция против Византийской империи, предпринятая халифом Сулейманом Омейядов в 717 году, поставила финансы Омейядов на грань краха. Еще до прихода Сулеймана к власти могущественный губернатор Ирака аль-Хаджадж ибн Юсуф пытался увеличить доходы, требуя от мусульман полной ставки налогообложения, но эта мера встретила сопротивление и негодование. Чтобы решить эти проблемы, преемник Сулеймана Умар II разработал компромисс, согласно которому, начиная с 719 года, земля, с которой выплачивался харадж , не могла передаваться мусульманам; вместо этого они могли взять такую землю в аренду, но в этом случае им пришлось бы платить с нее харадж . С течением времени практическим результатом этой реформы стало то, что харадж взимался с большей части земель без учета религии земледельца. Реформы Умара II были завершены при Аббасидах и впоследствии сформировали модель налоговой системы в исламском государстве. [3] С этого времени харадж стал использоваться и как общий термин, описывающий все виды налогов: например, классический трактат о налогообложении юриста IX века Абу Юсуфа назывался «Китаб аль-Харадж» , т. е. «Книга о налогообложении» . [2]
Русский востоковед XX века А.Ю. Якубовский сравнивает систему земельного налога персидских Сасанидов с системой постисламского халифата :
Сравнение доисламских документов с документами исламского периода показывает, что арабы-завоеватели без исключения увеличили налог на землю. Так, повышение налогов с каждого акра пшеничного поля до четырех дирхамов и с каждого акра ячменного поля до двух дирхамов, тогда как во времена правления Хосро Ануширавана они составляли один дирхам за каждый акр пшеничного или ячменного поля. На более позднем этапе существования халифата Омейядов землевладельцы платили государству от одной четверти до одной трети своей земельной продукции в качестве хараджа . [4]
В империи Османской харадж превратился в харач , форму подушного налога для немусульманских подданных. Его заменил cizye . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бёверинг, Герхард, изд. (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 545. ИСБН 978-0691134840 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис (2002), с. 72
- ^ Льюис (2002), с. 79–80
- ^ Н.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский, И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. История Ирана с древнейших времен до конца восемнадцатого века (на персидском языке), Тегеран, 1967, с. 161.
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, Ричард С. «Оценка и сбор налога Харадж в средневековом Египте», Журнал Американского восточного общества , Vol. 96, № 3. (июль – сентябрь 1976 г.), стр. 365–382.
- Каммингс, Джон Томас; Аскари, Хосейн; Мустафа, Ахмад. «Ислам и современные экономические изменения» в Эспозито, 1980, стр. 25–47.
- Эспозито, Джон Л. (ред.). Ислам и развитие: религия и социально-политические изменения (Сиракьюс, Нью-Йорк, издательство Сиракузского университета, 1980)
- Годфруа-Демомбин, Морис (тр. Джона П. МакГрегора). Мусульманские учреждения (Лондон, Аллен и Анвин, 1950)
- Хурани, Альберт , История арабских народов (Кембридж, Массачусетс: издательство Belknap-Harvard University Press, 1991)
- Мелис, Никола, «Концепция гихада», в П. Мандучи (ред.), Dalla pen al mouse. Инструменты распространения концепции джихада , Анджели, Милан, 2006, стр. 23–54.
- Мелис, Никола, «Правовой статус евреев Османской империи», в М. Конту – Н. Мелис – Г. Пинна (ред.), Иудаизм и отношения со средиземноморскими культурами в 18-20 веках , Джунтина, Флоренция 2003.
- Мелис, Никола, Трактат о войне. Китаб аль-Гихад Моллы Хусрева , Аипса, Кальяри, 2002.
- Г.Р. Хоутинг , Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (Лондон, Рутледж, 2000 г.)
- Ламбтон, Энн К.С. Землевладелец и крестьянин в Персии: исследование землевладения и управления земельными доходами (Лондон, Oxford University Press, 1953)
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280310-7 .
- Поляк А.Н. «Классификация земель в исламском праве и ее технические термины». Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 57, № 1. (январь 1940 г.), стр. 50–62.
- Стиллман, Норман (1979). Евреи арабских стран: история и справочник . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки. ISBN 0-8276-0116-6 .
- Ватт, В. Монтгомери. Исламская политическая мысль: основные концепции (Эдинбург, издательство Эдинбургского университета, 1980)
Внешние ссылки
[ редактировать ]