Khwarazm
Khwarazm ( Хоразмия ) | |
---|---|
Сегодня часть | Туркменистан Узбекистан |
Хорезм ( / x w ə ˈ r æ z ə m / ; древнеперсидский : Hwârazmiya ; персидский : خوارزم , Xwârazm или Xârazm ) или Хорезмия ( / k ə ˈ r æ z m i ə / ) — крупный оазис на Аму. Дарья Дельта реки в западной части Центральной Азии , граничащая на севере с (бывшим) Аральским морем , на востоке с пустыней Кызылкум , на юге с пустыней Каракумы и на западе с плато Устюрт . Это был центр иранской [1] Хорезмийская цивилизация и ряд королевств, таких как династия Афригидов и династия Ануштегина , столицами которых были (среди прочих) Кат , [2] Гургандж (ныне Конье-Ургенч ) и — с XVI века — Хива . Сегодня Хорезм частично принадлежит Узбекистану , частично – Туркменистану .
Имена и этимология
[ редактировать ]Имена
[ редактировать ]Хорезм был известен также как Хорезмия , Хауризм , [3] Хорезм , Хорезмия , Хорезм , Хорезм , Хорезм , [4] Хорезм , Хорасам , Харезм , Хорезм , Хорезм и Хорезм . [5]
На авестийском языке это имя — Квайризем ; на древнеперсидском 𐎢𐎺𐎠𐎼𐏀𐎷𐎡𐏁 уварз-ми-и-ш или 𐎢𐎺𐎠𐎼𐏀𐎷𐎡𐎹 уварз-ми-ий (/ час Уваразми-/); на современном персидском языке : خورزم Харазм ; по- арабски : خَـوَارِزْم Хаваризм ; на древнекитайском * qʰaljɯʔmriɡ ( 呼似密 ); в современном китайском языке Хуалацмо ( 花剌子模 / Сяоэрцзин : خُوَلاذِمُوْ); на таджикском : Хорезм , Хорезм , خورَزم; на казахском языке : Хорезм ( Хорезм ), Хорезм; на узбекском языке : Хорезм , Хорезм , Хорезм; на туркменском : Хорезм , Хорезм , خوْرِزم; на азербайджанском языке : Xarəzm , Харазм ; на турецком языке : Харезм ; на греческом языке Κορασμία ( Хоразмия ) и Κορασίμα ( Хорасима ) Геродота .
Этимология
[ редактировать ]Арабский географ Якут аль-Хамави в своем труде «Муам аль-Булдан» писал, что это название представляет собой персидское соединение слов «хвар» ( خوار ) и «разм» ( رزم ), имея в виду обилие приготовленной рыбы как основного рациона народов этой области. . [6]
CE Босворт , однако, полагал, что персидское имя состоит из слов xor ( خور «солнце») и зам ( زم «земля, земля»), обозначающих «землю, из которой восходит солнце». [7] хотя аналогичная этимология приводится и для Хорасана . Другая точка зрения состоит в том, что иранское слово означает «низменность» от kh(w)ar «низкий» и зам «земля». [5] Хорезм действительно является самым низким регионом в Центральной Азии (за исключением Каспийского моря на крайнем западе), расположенным в дельте Амударьи на южном берегу Аральского моря . Различные формы хор/хар/хор/хор обычно используются в Персидском заливе для обозначения приливных отмелей, болот или приливных заливов (например, Хор Муса , Хор Абдаллах , Хор аль-Азим , Хор аль-Химар и т. д.). [ нужна ссылка ]
Имя также появляется в Ахеменидов надписях как Хуваразмиш , который объявлен частью Персидской империи .
Некоторые из ранних ученых считали, что Хорезм — это то, что в древних авестийских текстах называется Айрианем Ваеджа ( Airyanəm Vaēٰah ; позже среднеперсидский Ērān-wēz ). [8] Эти источники утверждают, что Старый Ургенч , который на протяжении многих лет был столицей древнего Хорезма, на самом деле был Урвой, восьмой землей Ахура Мазды, упомянутой в пехлевийском тексте Вендидада . [9] Однако Майкл Витцель , исследователь ранней индоевропейской истории, считает, что Айрианем Ваеджа находился на территории современного Афганистана , северные районы которого были частью древнего Хорезма и Большого Хорасана . [10] Другие, однако, с этим не согласны. Гавайского университета Историк Элтон Л. Дэниел считает, что Хорезм является «наиболее вероятным местом», соответствующим первоначальному дому авестийского народа, а Деххода называет Хорезм «колыбелью арийского племени» ( مهد قوم آریا ). [11]
История
[ редактировать ]Легендарный
[ редактировать ]Хорезмийский учёный Аль-Бируни (973–1048). [12] [13] [14] говорит, что земля, принадлежавшая мифическому царю Афрасиабу, была впервые колонизирована за 980 лет до Александра Македонского (таким образом, ок. 1292 г. до н.э. , задолго до эпохи Селевкидов герой иранского эпоса Сияваш ), когда в Хорезм пришел ; его сын Кей Хосров взошел на престол 92 года спустя, в 1200 году до нашей эры. [ нужна ссылка ] Аль-Бируни начинает давать имена только с африканской линии хорезмшахов, относя приход афригидов к 616 году эры Селевкидов, т.е. к 305 году нашей эры. [ нужна ссылка ]
Ранние люди
[ редактировать ]Как и Согдия , Хорезм был расширением бактрийско-маргианской культуры в эпоху бронзы , которая позже слилась с индоиранцами во время их миграций около 1000 г. до н.э. раннего железного века В результате этого культурного обмена возникли государства . Список сменяющих друг друга культур Хорезма 3000–500 гг. До н.э.: [17]
- Кельтеминарская культура ок. 3000 г. до н.э.
- Суяргановская культура ок. 2000 г. до н.э.
- Тазабагьябская культура ок. 1500 г. до н.э.
- Амирабадская культура ок. 1000 г. до н.э.
- Сака гр. 500 г. до н.э.
На заключительном сакском этапе в Хорезме насчитывалось около 400 поселений. [18] Под управлением местной династии Афригидов , именно в этот момент Хорезм вошел в историю с экспансией Ахеменидов . [ нужна ссылка ]
Хорезмийский язык и культура
[ редактировать ]Восточно -иранский язык, хорезмийский язык использовался в собственно Хорезме (т.е. в нижнем районе Амударьи ) до тех пор, пока вскоре после монгольского вторжения он не был заменен тюркскими языками . [19] [20] [21] [22] Он был тесно связан с согдийским . Помимо астрономических терминов, используемых коренным иранским хорезмийским оратором Аль-Бируни , [14] Другие наши источники хорезмийского языка включают аз-Замахшари -хорезмийский словарь арабо - персидско и несколько юридических текстов, в которых используются хорезмийские термины для объяснения определенных юридических концепций.
На протяжении большей части своей истории, вплоть до монгольского завоевания, жители этой территории были выходцами из Ирана. [23] [24] и они говорили на восточно- иранском языке, называемом хорезмийским. Знаменитый учёный Аль-Бируни, уроженец Хорезма, в своей работе «Атар уль-Бакия » [25] специально подтверждает иранское происхождение хорезмийцев, когда писал (на арабском языке):
Хивинцы [...] были ветвью Персидской империи.
(«Народ Хорезма был ветвью персидского дерева».)
Территория Хорезма находилась под контролем Афригидов , а затем Саманидов до 10 века, прежде чем она была завоевана Газневидами . Иранско-хорезмийский язык и культура испытали на себе давление тюркского проникновения из северного Хорезма на юг, что привело к исчезновению первоначального иранского характера. [14] провинции и ее полная тюркизация сегодня. Хорезмийская речь, вероятно, сохранялась в Верхнем Хорезме, регионе вокруг Хазараспа , до конца VIII/XIV веков. [14]
Хорезмийский язык сохранялся в течение нескольких столетий после ислама , вплоть до тюркизации региона, как и, по крайней мере, некоторые элементы культуры и преданий древнего Хорезма, поскольку трудно увидеть властную фигуру Аль-Бируни, хранителя столь большого количества знания, возникающие в культурном вакууме. [14]
Ахеменидский период
[ редактировать ]Империя Ахеменидов взяла под свой контроль Хорезмию во времена царя Дария I (правил 550–486 гг. до н.э.). [16] [26] А персидский поэт Фирдоуси упоминает персидские города, такие как Афрасиаб и Чач в изобилии , в своем эпосе «Шахнама» . Контакты с империей Ахеменидов оказали большое влияние на материальную культуру Хорезмии, положив начало периоду богатого экономического и культурного развития. [16]
войска участвовали во в Грецию Втором персидском вторжении Ксеркса Хорезмийские в 480 г. до н.э. под командованием ахеменидского генерала, а затем сатрапа Фригии Артабаза I. [27] [28] [29] Ко времени персидского царя Дария III Хорезм уже стал независимым царством. [30]
Эллинистический период
[ редактировать ]Хорезмия участвовала в завоеваниях Александра Македонского в Средней Азии . Когда царь Хорезма предложил Александру дружбу в 328 г. до н. э., греческие и римские биографы Александра представляли себе царя-кочевника пустынной пустыни, но русские археологи 20-го века раскрыли этот регион как стабильное и централизованное царство, землю земледелия на востоке. Аральского моря , окруженный кочевниками Средней Азии, защищенный армией кольчужных всадников, в самом могущественном царстве к северо-западу от Амударьи ( река Окс в древности). Эмиссар царя предложил возглавить армии Александра против его собственных врагов на западе, через Каспий, к Черному морю (например, Иберийское и Колхидское царство ).
Хорезм был в значительной степени независимым во времена династий Селевкидов , Греко-Бактрийцев и Аршакидов . Были построены многочисленные крепости, а Хорезмский оазис получил название « Оазис пятидесяти крепостей ». [33] Хорезмия оставалась относительно защищенной от интересов Империи Селевкидов или Греко-Бактрии, но различные элементы эллинистического искусства появляются в руинах Хорезмийских городов, особенно в Акчахан-Кале , и влияние греко -буддийского искусства Гандхары , отражающее Возникновение Кушанского царства , появление у Топрак-Калы . [16] Ранние правители Хорезмии сначала подражали чеканке греко-бактрийского правителя Евкратида I. [34] парфянские художественные влияния. Описаны также [35]
С I века до нашей эры в Хорезмии выпускались оригинальные монеты, вдохновленные греко-бактрийскими, парфянскими и индо-скифскими типами. Артав (Артабан), хоразмийский правитель I–II вв. н.э., монеты которого были обнаружены в столичном городе Топрак-Кале, имитировали тип кушанского Герая и были найдены вместе с монетами кушанских правителей Вима Кадфиза и Канишки. . [36]
Со II века нашей эры Хорезмия стала частью обширной культурной сферы, соответствующей расцвету Кушанской империи на востоке. [16]
- Крепость Кой Крылган Кала (IV-III века до н.э.)
- Крепость Аяз Кала 1 (4-3 века до н.э.)
- Город-дворец Топрак-Кала (I-II вв. н. э.)
- Крепость Кызыл-Кала , частично восстановленная (I-IV века н. э.)
Сасанидский период
[ редактировать ]При Шапуре I Сасанидская империя распространилась до Хорезма. [37] Якут аль-Хамави подтверждает, что Хорезм был региональной столицей империи Сасанидов. Говоря о доисламском « хосрове Хорезма» ( خسرو خوارزم ), исламском « амире Хорезма» ( امیر خوارزم ) или даже Хорезмидской империи , такие источники, как Аль-Бируни , Ибн Хордадбе и другие, явно ссылаются на Хорезм. как часть Иранской (Персидской) империи. [38] Во время правления Хосрова II были завоеваны обширные территории Хорезма. [39]
Тот факт, что письмо Пехлеви , которое использовалось персидской бюрократией наряду с древнеперсидским , вошло в употребление в Хорезмии, где оно служило первым местным алфавитом примерно во 2 веке нашей эры , а также свидетельствует о том, что хорезмшахи, такие как Ала ад-Дин Текиш, (1172–1200) все свои приказы (как административные, так и государственные) издавали на персидском языке , [40] подтверждает утверждения Аль-Бируни. Это также было вассальное королевство в периоды власти кушанов , эфталитов и гоктюрков до прихода арабов. [ нужна ссылка ]
Афригиды
[ редактировать ]По мнению Аль-Бируни , афригиды были хорезмийской Кат коренной иранской династией. [12] [43] которые правили шахами Хорезма с 305 по 995 год нашей эры. Временами они находились под Сасанидов . сюзеренитетом [ нужна ссылка ]
В 712 году Хорезм был завоеван Арабским халифатом ( Омейяды и Аббасиды ). Таким образом, он частично перешел под контроль мусульман, но только в конце 8-го и начале 9-го веков Афригид-шах впервые обратился в ислам, выступая под именем популярного новообращенного Абдулла («раб Божий»). В течение X века — когда некоторые географы, такие как Истахри в его « Аль-Масалик ва-л-мамалик», упоминают Хорезм как часть Хорасана и Трансоксиании — местные Мамуниды базировались в Гургандже на левом берегу Амударьи. , приобрело экономическое и политическое значение благодаря торговым караванам. В 995 году они насильственно свергли афригидов и сами приняли традиционный титул Хорезм-Шаха. [44]
Вкратце, эта территория находилась под сюзеренитетом Саманидов , прежде чем она перешла к Махмуду Газни в 1017 году. С тех пор тюрко-монгольские вторжения и длительное правление тюрко-монгольских династий вытеснили иранский характер региона. [43] хотя титул Хорезм-Шаха сохранялся вплоть до 13 века. [43]
- Крепость Аяз-Кала 2 (6-8 века нашей эры)
- Крышка костницы, некрополь Ток-Кала, алебастр. 7-8 века нашей эры.
Хорезмидская империя
[ редактировать ]Дата основания хорезмийской династии остается дискуссионной. Во время восстания 1017 года хорезмийские повстанцы убили Абуль-Аббаса Мамуна и его жену Хурра-джи , сестру газневидского султана Махмуда . [45] В ответ Махмуд вторгся и оккупировал область Хорезма, куда входили Наса рибат Фарава и . [46] В результате Хорезм стал провинцией империи Газневидов с 1017 по 1034 год. В 1077 году наместничество в провинции, с 1042/1043 года принадлежавшей сельджукам , перешло в руки Ануш Тигина Гарчая , бывшего тюркского раба сельджукский султан. В 1141 году сельджукский султан Ахмед Санджар потерпел поражение от кара-китаев в битве при Катване , а внук Ануш-Тигин Ала ад-Дин Ациз стал вассалом Елю Даши кара -киданей . [47]
Султан Ахмед Санджар умер в 1156 году. Когда государство Сельджуков погрузилось в хаос, хорезм-шахи расширили свои территории на юг. В 1194 году последний султан Великой империи Сельджуков Тогрул III был побеждён и убит хорезмийским правителем Ала ад-Дином Текишем , завоевавшим часть Хорасана и западного Ирана. В 1200 году Текиш умер, и ему наследовал его сын Ала ад-Дин Мухаммад , который инициировал конфликт с Гуридами и потерпел от них поражение при Амударье (1204). [48] После разграбления Хорезма Мухаммад обратился за помощью к своему сюзерену Кара-Хитаю, который послал ему армию. [49] Благодаря этому подкреплению Мухаммед одержал победу над горидами при Хезараспе (1204 г.) и вытеснил их из Хорезма. [ нужна ссылка ]
Монгольское завоевание Чингисхана
[ редактировать ]Империя Хорезмидов правила всей Персией в начале 13 века при шахе Алах ад-Дине Мухаммеде II (1200–1220). С 1218 по 1220 год Чингисхан завоевал Среднюю Азию, включая Кара-Китайское ханство , положив конец Хорезмидской империи. Султан Мухаммед умер после отступления от монголов у Каспийского моря, а его сын Джалал ад-Дин , после поражения от Чингисхана в битве при Инде , искал убежища в Делийском султанате , а позже был убит после различных попыток победить Монголы и Сельджуки . [ нужна ссылка ]
Хорезм во время правления династии Кунграт (1360–1388).
[ редактировать ]В 1360 году в Хорезме возникла независимая малая династия кунгратских тюрков – суфиев, но Солейман Суфи был разгромлен Тимуром в 1388 году. [30]
Исламизация Хорезма отразилась в создании литературных, научных и религиозных произведений, переводе арабских произведений на тюркский язык. В библиотеке Сулеймание в Стамбуле хранится Коран с подстрочным переводом на тюркский язык, написанный на хорезмийском языке и датированный (январь – февраль 1363 г.). [ нужна ссылка ]
Область Хорезма была разделена между Белой Ордой и Джагатайским ханством , а ее восстановленная столица Гургандж (современный Куня-Ургенч , «Старый Горгандж» в отличие от современного города Ургенча на некотором расстоянии) снова стала одним из крупнейших и важнейших торговых центров. центры в Средней Азии. В середине 14 века Хорезм обрел независимость от Золотой Орды при династии суфидов . Однако Тимур рассматривал Хорезм как соперника Самарканда и в ходе пяти походов разрушил Ургенч в 1388 году. [ нужна ссылка ]
Хорезм во времена правления Шибанидов – Арабшахидов
[ редактировать ]Контроль над регионом оспаривался Тимуридами и Золотой Ордой, но в 1511 году он перешел к новой местной узбекской династии - Арабшахидов. [30]
Это, вместе со сдвигом течения Амударьи, привело к смещению центра Хорезма в Хиву , ставшую в 16 веке столицей Хивинского ханства , которым правила династия Арабшахидов . [ нужна ссылка ]
Хивинское ханство — название Хорезма, принятое в русской исторической традиции в период его существования (1512–1920 гг.). Хивинское ханство входило в число Узбекских ханств . Термином «Хивинское ханство» обозначалось государство в Хорезме, существовавшее с начала 16 века до 1920 года. Термин «Хивинское ханство» не использовался местными жителями, использовавшими название Хорезм. В русских источниках термин Хивинское ханство стало использоваться с XVIII века. [50]
Слухи о золоте на берегах Амударьи во время правления Петра Великого , а также желание Российской империи открыть торговый путь к Инду (современный Пакистан ) побудили к отправке вооруженной торговой экспедиции в этот регион. под предводительством князя Александра Бековича-Черкасского , которое было отбито Хивой. [ нужна ссылка ]
Хорезм во времена правления узбекской династии Кунгратов.
[ редактировать ]Во время правления узбекского хана Саид Мухаммад-хана (1856–1864) в 1850-е годы впервые в истории Хорезма была проведена всеобщая перепись населения Хорезма. [ нужна ссылка ]
Хорезм в 1873–1920 гг.
[ редактировать ]при царях Александре II и Александре III Серьезные усилия по аннексии региона начались . Одним из главных предлогов русских военных экспедиций в Хиву было освобождение русских рабов в ханстве и предотвращение будущего захвата и торговли рабами. [ нужна ссылка ]
В начале «Большой игры» интересы России в регионе столкнулись с интересами Британской империи в Первой англо-афганской войне 1839 года. [ нужна ссылка ]
Хивинское ханство постепенно уменьшалось в размерах в результате российской экспансии в Туркестане (включая Хорезм), и в 1873 году был подписан мирный договор, который установил Хиву как квазинезависимый российский протекторат . [ нужна ссылка ]
В 1912 году Хивинское ханство насчитывало до 440 школ и до 65 медресе , в которых обучалось 22,5 тыс. учеников. Более половины медресе находились в городе Хива (38). [ нужна ссылка ]
Советский период
[ редактировать ]После большевиками захвата власти в результате Октябрьской революции на территории старого Хивинского ханства была создана недолговечная Хорезмская Народная Советская Республика (позже Хорезмская ССР), прежде чем в 1924 году она была окончательно включена в состав Советского Союза . с бывшим ханством, разделенным между новой Туркменской ССР , Узбекской ССР и Каракалпакской АССР (первоначально входившей в состав Казахской АССР как Каракалпакская область). [ нужна ссылка ]
Большая историческая территория Хорезма разделена далее. Северный Хорезм стал Узбекской ССР , а в 1925 западная часть стала Туркменской ССР . Также в 1936 году северо-западная часть стала Казахской ССР . После распада Советского Союза в 1991 году они стали Узбекистаном , Туркменистаном и Казахстаном соответственно. Многие из древних хорезмийских городов сейчас расположены в Хорезмской области Узбекистана . [ нужна ссылка ]
Сегодня на территории, которая раньше была Хорезмом, проживает смешанное население, состоящее из узбеков , каракалпаков , туркмен , таджиков , татар и казахов . [ нужна ссылка ]
В персидской литературе
[ редактировать ]Хорезм и его города в изобилии фигурируют в персидской литературе , как в прозе, так и в поэзии. Деххода , например, определяет само название Бухара как «полное знаний», имея в виду тот факт, что в древности Бухара была центром науки и науки. Руми подтверждает это, когда восхваляет город как таковой. [ нужна ссылка ]
Другие примеры иллюстрируют выдающийся статус хорезмидских и трансоксианских городов в персидской литературе за последние 1500 лет:
Мир душ закреплен за ним как таковой
Мир сердец находится в его власти так же, как и
Правительство Хорезмшаха управляло миром
Хорезмшахи . принесли мир во всем мире
Один жадный перед Хорезмшахом
Жадный пошёл к Хорезм-шаху
Я слышал, что было раннее утро
как я слышал, рано утром.
Якут аль-Хамави , посетивший Хорезм и его столицу в 1219 году, писал: «Я никогда не видел города более богатого и красивого, чем Гургандж ». Город, однако, был разрушен во время нескольких нашествий, в частности, когда монгольская армия прорвала дамбы Амударьи , затопившей город. Он сообщает, что на каждого монгольского воина приходилось четыре жителя Гурганджа. Наджмеддин Кубра , великий суфийский Среди пострадавших оказался учитель. Монгольская армия, опустошившая Гургандж, насчитывала около 80 000 солдат. Следующий стих относится к раннему бедствию, обрушившемуся на этот регион:
О, земля Хорасан, спаси свою жизнь
О земля Хорасан ! Бог спас тебя,
Из-за зла зависти к земле Гурганджа и Кат
от бедствия, постигшего землю Гурганджа и Кат .
- — Диван Анвари
Известные люди
[ редактировать ]Следующие лица либо родом из Хорезма, либо жили и похоронены там:
- Аль-Бируни , выдающийся учёный
- Мамун II , Хорезм Шах и основатель академии
- Наджм ад-Дин Кубра , суфийский мистик
- Рашид ад-Дин Ватват , панегирист и эпистолограф.
- Фахр ад-Дин Рази
- Ала ад-Дин Ациз , Хорезм Шах
- Ала ад-Дин Мухаммад , Хорезм Шах
- Джалал ад-Дин Менгуберди , Хорезм Шах
- Абу ль-Хасан Саид ибн Сааде , автор комментариев к произведениям Сибавайха .
- Абак аль-Хорезми
- Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми термин «алгоритм» ) , математик (в честь которого назван
- Мухаммад ибн Ахмад аль-Хорезми , энциклопедист X века, написавший «Мафатих аль-Улум » («Ключ к наукам»).
- Замахшари , учёный
- Кутб аз-Заман Мухаммад ибн Абу-Тахир Марвази , философ
- Аль-Марвази , астроном
- Махмуд Ялавач , посол и губернатор Маваруннахра (1224–1238)
- Абу ль-Гази Бахадур , хан и историк
См. также
[ редактировать ]История Великого Ирана |
---|
История Туркменистана |
---|
Портал Туркменистана |
- Евразийские авары , союз евразийских кочевников (6–9 века нашей эры)
- Каракалпакстан , автономная республика в составе Узбекистана.
- Кераиты , тюрко-монгольская племенная конфедерация XII века.
- Хорезмская Народная Советская Республика (1920–1923/25)
- Хорезмийский язык , вымерший восточноиранский язык
- Кой Крылган Кала , археологический памятник; Хорезмийское поселение ( ок. 400 г. до н.э. - ок. 400 г. н.э. )
- Гора Имеон , эллинистическое название гор Гиндукуша, Памира и Тянь-Шаня.
- Уар , племенная конфедерация, связанная с гуннами (V–VIII века нашей эры).
- Зороастр ( ок. 1500 –1000 до н. э.), древнеиранский пророк.
- Зороастризм , древняя иранская религия, практикуется до сих пор.
Связанный с крестоносцами
[ редактировать ]- Битва при Ла-Форби (1244 г.) с решающим участием хорезмийцев; положил конец власти крестоносцев в Леванте
- Осада Иерусалима (1244 г.) хорезмийскими племенами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запад 2009 , стр. 402–405.
- ^ https:// Хабиб Борджян , «Ка», www.iranicaonline.org/articles/kat-city
- ^ Киннер, Нью-Йорк (1920). «Прошлое и настоящее распространение льва в Юго-Восточной Азии» . Журнал Бомбейского общества естествознания . 27 : 33–39.
- ^ Sharipov, Zhumaniëz (1976). Khorezm, novel . Sovietskiy pisatel'.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хорезм» в Энциклопедии Ираника
- ^ Якут аль-Хамави , Муджам аль-булдан, Том 2, стр. 395.
- ^ CE Босворт, Энциклопедия ислама , Том IV, 1978. с. 1061
- ^ Бахрам Фарахвоши. Иранович , Издательство Тегеранского университета. 1991. с. 8
- ^ Муса Джаван. Тарих-и Иджтимаи Иран-и Бастан ( Социальная история древнего Ирана ), 1961. с. 24
- ^ Майкл Витцель. «Дом ариев». (.pdf)
- ^ Элтон Л. Дэниел , История Ирана . 2001. ISBN 0-313-30731-8 . стр. 28
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «AL-E AFRĪḠ» В энциклопедии Ираника CE Босворта
- ^ Л. Массиньон, «Аль-Бируни и международный оценщик арабской науки» в томе памяти Аль-Бируни (Калькутта, 1951), стр. 217–219. отрывок: В знаменитом предисловии к « Книге лекарств » Бируни говорит: «Именно через арабский язык науки передавались посредством переводов со всех частей света. и в результате проникли в сердца людей, и красота этого языка смешалась с этими науками в наших венах и артериях. И если правда, что у всех народов любят украшать себя, используя язык, которым они владеют. оставаясь верным, привыкнув пользоваться им с друзьями и товарищами по необходимости, я должен судить сам, что в моем родном Хорезме наука имеет столько же шансов увековечиться, сколько имеет верблюд – столкнуться с Каабой ».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Босворт, CE «Ḵh̲ W Ārazm». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. Брилл Онлайн. Доступ: 10 ноября 2007 г. < http://www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_SIM-4205. [ постоянная мертвая ссылка ] >
- ^ КИДД, Ф.; КЛИРИ, М. НЕГУС; ЯГОДИН В.Н.; БЕТТС, А.; БРАЙТ, Э. БЕЙКЕР (2004). «Древняя хоразмийская роспись» . Бюллетень Азиатского института . 18:83 . ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049142 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Минарди, Микеле (январь 2020 г.). «Древние хоразмийские скульптуры из необожженной глины: эллинистические культурные «воздействия» на восточно-иранское государство» . Религия, общество, торговля и королевская власть. Искусство и археология в Южной Азии вдоль Шелкового пути 5500 г. до н.э. – V век н.э. (Южноазиатская археология и искусство, 2016, Том 1) : 195–205.
- ^ Маккензи, Д.Н. (1996). «Иранская энциклопедия» . ХОРАЗМИЯ . Энциклопедия Ираника . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Маккензи, 1996 г.
- ↑ Энциклопедия Ираника, «Хорезмический язык», DNMackenzie. Архивировано 14 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Эндрю Долби, Словарь языков: исчерпывающий справочник по более чем 400 языкам , Columbia University Press, 2004, стр. 278.
- ^ Маккензи, DN «Хорезмийский язык и литература», в изд. Э. Яршатера. Кембриджская история Ирана, Том. III, Часть 2, Кембридж, 1983, стр. 1244–1249.
- ↑ Британская энциклопедия, «Иранские языки» (по состоянию на 29 декабря 2008 г.)
- ^ Энциклопедия Ираника , «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: Исламский период до монголов», К. Эдмунд Босворт: «В ранние исламские времена персы имели тенденцию отождествлять все земли к северо-востоку от Хорасана и лежащие за Оксом с регионом Туран , которая в «Шахнаме» Фирдоуси рассматривается как земля, отведенная сыну Ферейдуна Туру. Считалось, что жители Турана включали турок, в первые четыре века ислама в основном кочевавших за пределами Яксарта, а за ними - китайцев (см. Ковальский). Минорский, «Туран»). Таким образом, Туран стал одновременно и этническим, и географическим термином, но всегда содержащим двусмысленности и противоречия, возникающие из-за того, что на протяжении всего исламского времени земли непосредственно за Оксом и вдоль его нижнего течения не были домами. тюрков, а иранских народов, таких как согдийцы и хорезмийцы».
- ^ CE Босворт, «Появление арабов в Центральной Азии при Омейядах и установление ислама», в « Истории цивилизаций Центральной Азии» , Vol. IV: Эпоха достижений: 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века, Часть первая: Историческая, социальная и экономическая обстановка, под редакцией М. С. Азимова и К. Э. Босворта. Множественная серия исторических событий. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 1998. отрывок со страницы 23: «Средняя Азия в начале седьмого века была этнически, все еще в значительной степени иранской землей, люди которой использовали различные среднеиранские языки.
- ^ Оставшиеся следы прошлых веков (с. 47)
- ^ Уарт, Клемент . Древняя Персия и иранская цивилизация . 1972. ISBN 0-7100-7242-2 . п. 46
- ^ «Артабаз (Артабаз), сын Фарнака, командовал парфянскими и хоразмийскими отрядами в экспедиции Ксеркса в 480 году и повел персидскую армию обратно в Азию после смерти Мардония в Платеях». Баудер, Диана (1982). Кто был кем в греческом мире, 776–30 гг . до н.э. Файдон. п. 62. ИСБН 978-0-7148-2207-5 .
- ^ Курт, Амели (15 апреля 2013 г.). Персидская империя: корпус источников периода Ахеменидов . Рутледж. п. 275. ИСБН 978-1-136-01694-3 .
- ^ «Парфяне и Хорезмийцы имели своим командиром Артабаза, сына Фарнака, согдийцы Азан, сын Артея, гандарийцы и дадики Артифия, сына Артабана ». у Геродота VII 64-66
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
- ^ Уайтхед, РБ (1947). «Заметки об индо-греках: Часть II» (PDF) . Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 7 (1/2): 38, рис.3. ISSN 0267-7504 . JSTOR 42663141 .
- ^ Вайнберг Б.И. " "Хорезмическая чеканка" в энциклопедии Ираника" . iranicaonline.org .
- ^ Адрианов Борис В.; Мантеллини, Симона (31 декабря 2013 г.). Древние ирригационные системы Приаралья: Древние ирригационные системы Приаралья . Оксбоу Букс, Лимитед. п. 38. ISBN 978-1-78297-167-2 .
- ^ «ХОРАЗМИЯ i. Археология и доисламская история. – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
- ^ Кидд, Фиона Дж. (2011). «Сложные связи: изобразительное искусство Акчахан-калы и проблемный вопрос взаимоотношений Хорезма и Парфии» . Топои. Восток-Запад . 17 (1): 229–276. дои : 10.3406/topoi.2011.2406 .
- ^ "Помимо чисто археологических и художественных свидетельств, дата определена по монетам кушанских царей Вима Кадфиза и Канишки и хорезмийского царя Артава, которые были найдены на нижних этажах некоторых сооружений. Некоторые экономические документы найдены в Дворцы были датированы между 188 и 252 годами хорезмийской эры , т. е. в пределах третьего века нашей эры. Следует иметь в виду, что сохранилась лишь незначительная часть архива». в Бюллетень Азиатского института . Издательство Государственного университета Уэйна. 1996. с. 183.
- ^ Стоунман 1994 , с. 93.
- ^ Насер Такмил Хомаюн . Харазм: Что я знаю об Иране? . 2004. ISBN 964-379-023-1 . стр.35
- ^ Пуршариати 2011 , с. 290.
- ^ A. A. Simonov
- ^ «чаша | Британский музей» . Британский музей .
- ^ Минарди, Микеле (2013). «Четырёхрукая богиня из древней Хорезмии: история, иконография и стиль древней хоразмийской иконы» . Иран . 51 (1): 111–143. дои : 10.1080/05786967.2013.11834726 . hdl : 11574/202487 . ISSN 0578-6967 . S2CID 192245224 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клиффорд Эдмунд Босворт, Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство, Колумбийский университет, 1996.
- ^ CE Босворт, «Газнавиды» в «Истории цивилизации: Центральная Азия в истории цивилизаций Центральной Азии», Том IV: Эпоха достижений: 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века: Часть первая: Историческая социальная и экономическая обстановка /под редакцией М.С. Азимова и К.Э. Босворта. Дели, Мотилал Банарсидасс, 1999 г., 485 страниц. (Том IV, часть I). ISBN 81-208-1595-5 . Отрывок со страницы 101: «Древним иранским королевством Хорезм до 995 года управляла старая устоявшаяся линия Афригидов Кат, но впоследствии контроль перешел к новой линии Хорезм-шахов, Мамунидам Гурганджа»
- ^ CE Босворт, Газневиды: 994-1040 , (Издательство Эдинбургского университета, 1963), 237.
- ^ CE Босворт, Газневиды: 994-1040 , 237.
- ^ Биран, Мишель, Империя Кара-Китая в евразийской истории , (Cambridge University Press, 2005), 44.
- ^ Рене, Груссе, Степная империя: История Центральной Азии , (Rutgers University Press, 1991), 168.
- ^ Рене, Груссе, 168.
- ^ Вуд, Уильям (23 мая 2019 г.). «Хорезм и Хивинское ханство» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии . doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.284 . ISBN 978-0-19-027772-7 .
Источники
[ редактировать ]- Юрий Брегель . «Сарты в Хивинском ханстве», Журнал истории Азии , Том. 12, 1978, стр. 121–151.
- Робин Лейн Фокс. Александр Великий , стр. 308 и далее и т. д.
- Шир Мухаммад Мираб Мунис и Мухаммад Реза Мираб Агахи. Фирдавс аль-Икбал. История Хорезма (Лейден: Брилл) 1999, пер. и изд. Юрий Брегель
- Минарди, М. (2015). Древняя Хоразмия. Государство между полукочевыми и оседлыми культурными территориями Центральной Азии. Культурные взаимодействия и местные события с шестого века до нашей эры до первого века нашей эры . Питерс. ISBN 978-90-429-3138-1 .
- Уэст, Барбара А. (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-1913-7 . Проверено 13 марта 2015 г.
- Стоунман, Ричард (1994). Пальмира и ее империя: восстание Зенобии против Рима . Издательство Мичиганского университета.
- Пуршариати, Парване (2011). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . ИБ Таурис.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Йона Лендеринг, Хорезмия , о древней истории Хорезмии. Архивировано 2 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- Э. Неразик о Центральной Азии в раннем средневековье
42 ° 11'22,59 "с.ш. 59 ° 19'34,22" в.д. / 42,1896083 ° с.ш. 59,3261722 ° в.д.