Бренд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Тамга : или тамга (от древнетюркского : 𐱃𐰢𐰍𐰀 , латинизированного: тамга , букв. штамп, печать»; турецкого : дамга ; монгольского : тамга ; адыгейского : тамыгъэ , латинизированного: tamığə ; кабардинского « дамыгъэ , латинизированного: damığə ) абстрактный печать , штамп или бренд, первоначально использовавшийся евразийскими кочевниками как брендинг домашнего скота , а также культурами, находящимися под их влиянием. Тамга использовалась как клеймо скота для определенного племени, рода или семьи. Они были распространены среди евразийских кочевников на протяжении классической античности и средневековья. Считается, что сбор и систематическое сопоставление тамг как клановых и семейных идентификаторов дает представление об отношениях между семьями, отдельными людьми и этническими группами на степной территории. [1] [2]
Подобные тамгоподобные символы иногда перенимались оседлыми народами, прилегающими к Причерноморско-Каспийской степи как в Восточной Европе , так и в Средней Азии . [3] [4] [5] [6] Стоит отметить, что клеймение скота было обычной практикой среди большинства оседлых групп населения еще в древних египтянах.
Высказывалось предположение, что тюркские тамги представляют собой один из источников древнетюркской письменности VI–X веков. [7] но с середины 20 века эта гипотеза широко отвергается как не поддающаяся проверке. [8]
Тамги в степной традиции
[ редактировать ]Древнее происхождение
[ редактировать ]Тамги возникли в доисторические времена, но их точное использование и развитие невозможно проследить с течением времени. Однако в наскальном искусстве представлены символы, называемые тамгами или тамгоподобными. [9] Если они служат для фиксации присутствия людей в определенном месте, то функционально могут быть эквивалентны средневековым тамгам.
На более поздних этапах Боспорского царства правящая династия применяла персональные тамги, состоящие из фрагмента, изображающего семью, и фрагмента, изображающего отдельного царя, очевидно, в продолжение степных традиций и в попытке консолидировать оседлые и кочевые фракции внутри царства. . [10]
Тюркские народы
[ редактировать ]



Согласно Клаусону (1972, стр. 504f.), общетюркская тамга означает «первоначально «клеймо» или знак собственности, помещаемый на лошадей, крупный рогатый скот и другой домашний скот; очень рано она стала чем-то вроде европейского герба. или герб, и как таковой появляется во главе нескольких погребальных памятников Тюрку и многих старых Кир[гизских] памятников». [11]
У современных тюркских народов тамга представляет собой рисунок, идентифицирующий собственность или скот, принадлежащий определенному тюркскому роду, обычно в виде скота клейма или клейма . [12] В Туркестане оно осталось тем, чем было изначально: клеймом скота и родовым идентификатором. Турки, которые оставались пасторальными королями-кочевниками в Восточной Анатолии и Иране, продолжали использовать свои клановые тамги и, по сути, превратились в раздражающие националистические образы. Ак -Коюнлу и Кара-Коюнлу , как и многие другие царские династии Евразии, помещали свою тамгу на свои флаги и чеканили ею свои монеты.
Когда турецкие кланы захватили больше городских или сельских территорий , тамги вышли из употребления, поскольку пасторальный образ жизни был забыт. Это наиболее очевидно на примере турецких кланов, захвативших западную и восточную Анатолию после битвы при Манцикерте . Турки, захватившие Западную Анатолию, основали Султанат Рум и стали аристократами римского типа. Большинство из них приняло тогдашний мусульманский символ Печати Соломона после того, как Султанат распался на массу враждующих государств гази (см. Исфендияриды , Караманиды ). Только Османское государство гази (позже ставшее Османской империей ) сохранило свою тамгу , которая была настолько стилизована, что лук в конечном итоге был стилизован под полумесяц.
Тамги 21 племени огузов (поскольку у Чаруклуга их не было) согласно Махмуду аль-Кашгари в Диван Лугхат аль-Тюрк : [13]
Список казахских символов-тамг, использовавшихся родами
[ редактировать ]Клан | Субклан | Бренд |
---|---|---|
Старший Жуз | ![]() | |
Галли | ![]() ![]() | |
Оно облизывает | ![]() | |
Обниматься | ![]() ![]() | |
Тугой | ![]() ![]() ![]() | |
Янис | ![]() | |
Ботбай | ![]() | |
Шимир | ![]() | |
Альбан | ![]() | |
Вор | ![]() | |
Сары-Юйсин | ![]() | |
шлепнул | ![]() ![]() ![]() | |
Это был ребенок | ![]() | |
теплый | ![]() ![]() | |
Мы пусты | ![]() ![]() | |
Смотреть | ![]() | |
Прямой | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Счастливый | ![]() ![]() | |
Средний Жуз | ![]() | |
Аргин | ![]() | |
Тараткти | ![]() ![]() | |
Джогар Шекти | ![]() | |
Тёменги Шекти | ![]() | |
Найман | ![]() ![]() | |
топор | ![]() | |
Баганали | ![]() ![]() ![]() | |
Это | ![]() | |
Каракерей | ![]() | |
умереть | ![]() | |
Садир | ![]() ![]() | |
Тугой | ![]() | |
Вперед, продолжать | ![]() | |
Сагыл | ![]() | |
Вак | ![]() ![]() ![]() | |
Эргенекти Вак | ![]() ![]() | |
Кераиты | ![]() | |
фазейли | ![]() | |
Абак | ![]() | |
Джуниор Джуз | ||
Баюли | ||
Заявитель | ![]() ![]() | |
Доставка | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Золото | ![]() ![]() | |
Джаппас | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Эсентемир | ![]() ![]() | |
Таз | ![]() ![]() | |
это грустно | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Она | ![]() | |
Маскар | ||
Нижний | ![]() ![]() ![]() | |
Золотой волк | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Непослушный | ![]() ![]() ![]() | |
Горячий | ![]() ![]() | |
Ученый | ||
Старик | ![]() ![]() ![]() | |
Давайте посмотрим | ![]() ![]() | |
Тортгара | ||
Шакти | ![]() ![]() ![]() | |
Шёмекей | ||
Джетирув | ||
Табин | ![]() ![]() ![]() | |
Это верно | ![]() ![]() ![]() | |
Джагабайл | ![]() ![]() | |
Телев | ![]() ![]() | |
Кердери | ![]() | |
кереяит | ![]() ![]() | |
Рамадан | ![]() | |
Вне системы Джуз | ||
Обычай | ![]() ![]() | |
Коджа | ![]() ![]() | |
Он заряжается | ![]() | |
Ногай-Казахский | ![]() |
Монгольский
[ редактировать ]«Тамга», или «тамага», буквально означает «штамп» или «печать» на монгольском языке и обозначает символические символы, которые исторически использовались различными монгольскими племенами или кланами в Центральной Азии. По словам Клаусона (1972, стр. 504), первоначально это было тюркское слово, также «использованное для китайской «печати» и перешедшее в монгольский язык в этом значении как тамага ». [11]
В Монгольской империи тамга представляла собой печать, ставившуюся на облагаемые налогом предметы и, как следствие, налог на торговлю (см. Восточную Европу ниже). [14]
Известно более сотни различных монгольских тамг. Определенные тамги были приняты отдельными средневековыми монгольскими и тюркскими правителями и, следовательно, использовались на монетах и печатях, выпущенных этими правителями. Тамги наиболее широко встречаются на исламских монетах, выпущенных потомками Чингисхана в различных ханствах Средней Азии в течение XIII и XIV веков, в частности Чагатайском ханстве . Тамги представляют огромный интерес для нумизматов и обсуждаются во многих научных работах, касающихся средневековых исламских монет Центральной Азии. Однако нумизматы и историки в настоящее время имеют ограниченные возможности представления символов тамги в тексте и не могут надежно обмениваться текстом, включая символы тамги, поскольку они либо представлены в виде изображений, либо нарисованы от руки, либо используют специальный шрифт. Доктор Ньямаа [15] идентифицирует около сотни знаков тамги, используемых на монетах, хотя только около половины из них могут быть отнесены к конкретному правителю, а некоторые из них являются вариантными формами или формами представления одной и той же тамги. [16]
- Наран Тамга или Онгин Тамга
- Тамга Чингисхана
- Фестиваль Тулуй-хана
- Тамга Угедей-хана
- Тамга Цагадай-хана
- Тамга Джучи-хана
- Тамга Гуюг-хана
Тамги также штампуются горячим утюгом на домашних животных, таких как лошади в современной Монголии и других, чтобы определить принадлежность домашнего скота к определенной семье, поскольку скоту разрешено бродить в течение дня. У каждой семьи есть свои тамги для облегчения идентификации. Тамговые знаки не очень сложны, так как изготавливаются отдельными семьями из изогнутых кусков железа.
Тамага Монголии также используется как «государственная печать» , которая вручается президентом Монголии в рамках перехода к новому президенту. В президентском случае тамага немного сложнее и хранится в деревянном ящике.
Кавказ
[ редактировать ]Из тюркского языка термин «тамга» также был заимствован в кавказские языки, например, адыгейский : тамыгъэ , латинизированный: tamığə ; Кабардинский : дамыгъэ , латинизированный: damığə . У черкесов почти в каждой семье и по сей день есть тамга. [17]
Вторичное использование
[ редактировать ]Восточная Европа
[ редактировать ]
На протяжении раннего Средневековья Рюриковичей знать русская использовала тамгоподобные символы для обозначения прав собственности на различные предметы ( символы Рюриковичей ). [18] Весьма вероятно, они хазарского (тюркского) происхождения. [19] и были приняты вместе с экспансией Руси на степную территорию. [20] Подобный процесс аккультурации степных элементов также можно заподозрить во время (или до) Второй Болгарской империи (1185–1396), поскольку ее флаги очень напоминают символы Рюриковичей, принимая форму трезубца.

В восточнославянских языках термин тамга (русская тамга) сохранился в государственном учреждении пограничной таможни с сопутствующим кластером терминов: растаможить (русский растаможить, белорусский растаможить, платить таможенные пошлины), таможня (российская таможня, таможня), таможенник ( русский таможенник, таможенник), возникший в результате использования тамги в качестве государственного удостоверения . В восточнославянском языке термин «степь» конкурирует с формами, предположительно происходящими из германских (старославянский мꙑто пошлина, русский (исторический) мы́то «таможенная пошлина», украинский мито «пошлина, таможенная пошлина» и белорусский мытня, украинский митниця «таможня». ; ср. немецкое Maut «плата за улицу» и средневековое латинское mūta «плата за проезд»).
В XX веке трезубец Рюриковичей, в просторечии называемый тризуб (тризуб), был принят в качестве национального символа и герба Украины . Современная версия была разработана Василием Кричевским (1918 г.), Андреем Гречило , Алексеем Коханом и Иваном Турецким (1992 г.).
Исламские империи
[ редактировать ]
В позднесредневековых тюрко-монгольских государствах термин «тамга» использовался для обозначения любого официального штампа или печати. Это использование сохранялось в ранних современных исламских империях ( Османская империя , Империя Великих Моголов ), а также в некоторых из их современных государств-преемников.
В языке урду (который впитал в себя тюркскую лексику) тамга используется как медаль . Тамга-и-Джурат — четвертая по величине Военная медаль Пакистана . Принимается ко всем чинам за храбрость и боевые заслуги. Тамга-и-Имтиаз или Тамга-э-Имтиаз (урду: تمغہ امتیاز ), что переводится как «медаль за выдающиеся достижения», является четвертой по величине наградой, вручаемой правительством Пакистана как военным, так и гражданским лицам. Тамга-и-Хидмат или Тамга-э-Хидмат ( تمغۂ خدمت ), что переводится как «медаль за заслуги», является седьмой по величине наградой, вручаемой правительством Пакистана как военным, так и гражданским лицам. Допускаются унтер-офицеры и другие звания за длительные заслуги или выдающиеся заслуги неоперативного характера.
В Египте термин дамга ( арабский : دمغة ) или тамга ( تمغة ) до сих пор используется в двух контекстах. Одним из них является налог или сбор при взаимодействии с правительством. Обычно это штампы, которые необходимо приобрести и прикрепить к государственным документам, таким как водительские права или акт о регистрации контракта. Этот термин происходит от османского damga resmi . Другой вариант — это штамп, который ставится на каждое ювелирное изделие из золота или серебра, чтобы указать, что оно подлинное, а не изготовлено из недрагоценных металлов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобир Гаибов (2016). «К вопросу об основном происхождении согдийских правителей» . Международный журнал гуманитарных и социальных исследований III (I): 235–242.
- ^ Шнанов, УР; Артыкбаев З.О.; Каженова, Г.Т.; и Абдыкулова Г. (2020). «Историческое значение племенных тамг и их связь с рунической письменностью» . Вариант: Revista de Ciencias Humanas y Sociales (91). стр. 833–850.
- ^ Нойбекер, Отфрид (2002). Геральдика (на немецком языке). Орбис. ISBN 3-572-01344-5 .
- ^ Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. п. 154. ИСБН 0-7425-4981-Х .
- ^ Франклин, Саймон; Шепард, Джонатан (1996). Возникновение Руси 750–1200 гг . Лондон: Лонгман. стр. 120–121.
- ^ Прицак, Омельян (1998). Происхождение весов и денежных систем Древней Руси . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт . стр. 78–79. ISBN 0-582-49090-1 .
- ^ Аристов, Н. (1896). Заметки об этническом составе тюркских племен и учете людей и населения . ЖС 3–4, 277–456
- ^ Талат Текин (1965), «Грамматика орхонско-тюркского языка» , докторская диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, обзор литературы.
- ^ Rogozhinskiy, A. E. (2011). Rock art sites in Kazakhstan. Rock Art in Central Asia , 9.
- ^ Мюллер, Стефани, изд. Крымский золотой остров в Черном море; Греки, скифы, готы (книжно-торговое издание). Дармштадт: Primus-Verl., LVR-LandesMuseum Bonn (сопроводительная книга к выставке; LVR-LandesMuseum Bonn: 4 июля 2013 г. – 19 января 2014 г.). ISBN 978-3-86312-060-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до XIII века . Интернет-архив. Оксфорд, Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-864112-4 .
- ^ Samashev, S. K. (2021). Horse branding tradition among the Turks. Вестник КазНУ. Серия историческая , 103 (4), 53-62.
- ^ Махмуд из Кашгара. Диваню Лугати'т-Тюрк . Издательство Кабальчи. п. 354.
- ^ Кристиан, Дэвид (1999). История России, Монголии и Средней Азии . Блэквелл. п. 415.
- ^ Бадарч, Животное (2005). Монеты Монгольской империи и родовых тамг ханов (XIII–XIV) (на монгольском языке). Улан-Батор, Монголия. ISBN 99929-0-423-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зайцев, Вячеслав (01.01.2019). «Уэст, Андрей и Вячеслав Зайцевы, 2019. Предварительное предложение по кодированию набора из 30 символов тамги. [Документ № JTC1/SC2/WG2 N5092 = L2/19-216], «Консорциум Unicode: [официальный сайт]». 90 пп» . Предварительное предложение закодировать набор из 30 символов тамги .
- ^ Цуекъо, Алый. Адыгэ лъэкъуацIэхэмрэ тамыгъэхэмрэ
- ^ Борис Живков (2015). Хазария в девятом и десятом веках . Брилл. п. 275. ИСБН 978-90-04-29307-6 .
Вероятно, не только сильное степное влияние, но и стремление подчинить местное население можно рассматривать как причины использования некоторыми Рюриковичами титула кагана наряду с тамгой (трезубцем), которая была типичным символом власти в в степях и в Средней Азии с древнейших времен.
- ^ Прицак, Омельян (1998). Истоки весов и денежных систем Древней Руси: два исследования по западноевразийской метрологии и нумизматике в седьмом-одиннадцатом веках . Издательство Гарвардского университета. п. 78. ИСБН 978-0-916458-48-5 .
- ^ Нунан, ТС (2001). Хазарский каганат и его влияние на древнерусское государство: Translatio imperii от Итиля до Киева . В: А. М. Хазанов и А. Винк (ред.), Кочевники в оседлом мире , Routledge, Лондон и Нью-Йорк, с. 76-102.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фетисов, А. (2007). «Знак Рюриковичей» из церкви Б3 в Басараби-Мурфатларе» (PDF) . Студия Пацинака . 4 (1). Перевод Гальковой И.: 29–44. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2020 г. Проверено 14 июля 2010 г.
- «Интернет-османско-турецкий словарь» .
- Паксой, HB (июнь 2004 г.). «Маркеры идентичности: Уран, Тамга, Дастан» . Трансоксиана . 8 .
- Yatsenko, S. A. (2001). Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья [ Tamga-signs of Iranic-speaking peoples of antiquity and the early medieval period ]. Moscow: Восточная литература. ISBN 5-02-018212-5 .