Jump to content

Найманы

Найман
Расположение Найманского ханства в начале Монгольской империи
Регионы со значительной численностью населения
 Монголия [1] [2] [ количественно ] [ нужна ссылка ]
 Китай : Найманское знамя [2] [ количественно ] [ нужна ссылка ]
 Казахстан [3] 940.000 [4]
Языки
тюркский , [5] [6] [7] монгольский , [8]
Религия
Тибетский буддизм ( Монголия )
Ислам ( Казахстан , Узбекистан , Кыргызстан )
Шаманизм
Несторианство (ранее) [ нужна ссылка ]

Найманы ) были средневековым племенем , ( монгольский : Найман , латинизированный : Найман , букв. «восемь»; китайский : 乃蠻 ; казахский : Найман , латинизированный : Найман ; кыргызский : Найман , латинизированный : Найман Узбекский : Найман происходящим на территории современная Западная Монголия [9] (возможно, во времена Уйгурского каганата ), [10] и являются одним из племен современных монголов [2] и в среднем жузе казахской нации .

В «Тайной истории монголов» упоминается найманское подплемя «Гючюгюд». По мнению российского тюрколога Николая Аристова , западная граница Найманского ханства доходила до реки Иртыш , а восточная граница доходила до монгольской реки Тамир . Горный Алтай и юг Республики Алтай входили в состав Найманского ханства. [11] Они имели дипломатические отношения с каракиданями и подчинялись им до 1175 года. [12] В российской и советской историографии Средней Азии их традиционно причисляли к монголоязычным племенам. [13] Например, такие русские востоковеды, как Василий Бартольд , [9] Григорий Потанин , Борис Владимирцов, Илья Петрушевский , Николас Поппе , [13] Лев Гумилев , [14] Вадим Трепавлов отнес их к одному из монгольских племен. [13] Другие учёные относили их к тюркскому народу означает «восемь огузов» из секиз-огузов (что по -тюркски ). [15] [16] [17] [18] Однако термин «найманы» имеет монгольское происхождение и означает «восемь», но их титулы тюркские, и некоторые полагают, что они, возможно, являются монголизированными тюрками. [19] Их описывают как тюркоязычных. [19] а также монголоязычные. [20] Подобно киданям и уйгурам , многие из них были христианами-несторианцами или буддистами .

Найманы располагались к западу от монголов, и в конце XII века найманов было больше, чем монголов. В 1199 году Темучин ( Чингисхан ) вместе со своим союзником Онг-ханом начал поход против найманов. [21] Они побеждают Буйруха, найманского хана, правившего горным родом. В 1203 году последний хан Таян , правитель степных найманов, был убит после битвы с Чингисханом. Его сын Кучлуг с оставшимися найманскими войсками затем бежал в Кара-Киданьское ханство . Кучлуг был там хорошо принят, и киданьский хан выдал ему замуж свою дочь. Кучлуг вскоре начал заговор против своего нового тестя, а после того, как тот узурпировал трон, начал преследовать мусульман в оазисах Хами . Но его действиям противостояли местные жители, и позже он потерпел поражение от монголов под предводительством Джебе .

Хотя Найман-ханлыг был разгромлен монголами, его можно было увидеть во всех частях Монгольской империи . Угедея Великая хатун («царица») Тёрегене могла быть из этого племени. У Хулагу был найманский генерал Кетбука , который погиб в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.

После распада династии Юань найманы в конечном итоге ассимилировались с монгольскими, татарскими и казахскими племенами. [22]

Этнические корни

[ редактировать ]

По мнению Ли и Куанга, племена найманов и онгутов происходили от остатков тюркских народов Центральной и Восточной Монголии, которые не находились в контакте с иранскими группами к западу от Горного Алтая , в отличие от «западных тюрков», . Их слабо контролировали кидани Ляо и чжурчжэни. Было известно, что они напоминали древних Туджуэ , а более поздних монголов , а их девушки считались красивыми. [23]

Среди монголов

[ редактировать ]

Современное племя Найман — этническая группа в Найманском Баннере , Внутренняя Монголия Китая. Род Найман изменил родовое название и с другими племенами Монголии смешался . [24]

Среди тюркских народов

[ редактировать ]
Этнографическая карта Среднего или Орта жуза Казахстана начала ХХ века по М.С. Муканову (1991). [25]

Современные казахские историки утверждают, что более 2 миллионов казахского населения составляют найманы (см. Современные казахские племена или Средний жуз ). Они происходят из восточного Казахстана . Некоторые найманы диссимилировались с киргизами и узбеками и до сих пор встречаются среди них. Ныне найманы — одно из крупных племен современных казахских народов, относятся к Среднему жузу казахов, проживают преимущественно в восточной, центральной и южной частях Казахстана, с населением около миллиона среди казахов в Казахстане.

Карта из польской энциклопедии 1903 года, показывающая найманов, живущих к северу от озера Балхаш в восточном Казахстане.

Они также существуют со значительной численностью среди казахов в Китае, Узбекистане и России, численность племени найман у казахов в Китае составляет 700 000 и более человек, в основном проживает в западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в Или-Казахской автономной префектуре. . Найманы также являются одним из основных племен среди казахов Узбекистана, они также существуют среди казахов Киргизии и России. См. введение «Найман» на казахском языке. [ кк ] . [26]

хазарейцы

[ редактировать ]

Существует племя шейха Али Хазарейцев найманского происхождения. В Афганистане они в основном проживают в округе Шейх Али провинции Парван . [27]

Основной религией найманов был шаманизм и несторианское христианство . Найманы, принявшие несторианство, вероятно, обратились в христианство примерно в то же время, когда кераиты приняли эту религию в 11 веке. [22] Они остались таковыми после монгольского завоевания и были среди второй волны христиан, пришедших в Китай вместе с Хубилай-ханом . [28] Некоторые несторианские найманы бежали в Кара-Китай во время монгольских завоеваний, где некоторые обратились в буддизм . [22]

Существовало предание, что найманы и их христианские родственники кераиты произошли от библейских волхвов . [29] Командующий монгольской армией, вторгшейся в Сирию в 1259 году, Китбука был найманом: записано, что он «любил и почитал христиан, потому что он происходил из рода Трех царей Востока, пришедших в Вифлеем, чтобы поклониться Рождеству». Господа нашего». [30] Однако Китбука был убит, а его армия решительно разбита в битве при Айн-Джалуте , обеспечив продолжающуюся мусульманскую гегемонию над Левантом .

Несторианство пришло в упадок и исчезло среди найманов вскоре после падения династии Юань . Монгольские найманы обратились в тибетский буддизм в шестнадцатом веке. Найманы ассимилировались с другими этническими группами, проживающими в Евразии, и, вероятно, переняли религию и культуру доминирующей группы. [22] Найманы, поселившиеся в западных ханствах Монгольской империи, в конечном итоге приняли ислам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Национальная статистическая комиссия. Восемь.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / доктор философских наук Э. П. Бакаева, к.б.н. К. В. Орлова. – Элиста: КИГИ РАН, 2016. – 286 с. — С. 116—119. — ISBN   978-5-903833-93-1 .
  3. ^ Д. Касымова, З. Кундакбаева, У. Маркус. Исторический словарь Казахстана. — Пугало Пресс, 2012. — 362 с. — С. 191. — ISBN   978-0-8108-7983-6 .
  4. ^ Казахов посчитали по родам: самые многочисленные — аргыны и дулаты https://365info.kz/2016/08/kazahov-poschitali-po-rodam-samye-mnogochislennye-argyny-i-dulaty
  5. ^ Мужчина, Джон (2013). Чингисхан: жизнь, смерть и воскресение . Издательская группа Святого Мартина. стр. 19–20. ISBN  978-1-4668-6156-5 .
  6. ^ Россаби, Моррис (2012). Монголы: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0-19-993935-0 .
  7. ^ Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 407. ИСБН  978-0-674-01212-7 .
  8. ^ Тодаева Б. ЧАС. (1985). Язык монголов Внутренней Монголии. Очерк диалектов . Москва: Наука. п. 84.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бартольд В. В. (1968). Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . Москва: Наука. p. 104.
  10. ^ Кузембайулы А., Абил Э. А. (2006). История Казахстана . Костанай: Костанайский областной институт исторических исследований. п. 59. ИСБН  978-9965-612-06-0 .
  11. ^ История Монголии, Том II, 2003 г.
  12. ^ Майкл Биран. Империя Кара-Китаев в Евразийской истории, 2005, стр. 57.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Этнический национализм и государственное строительство . Москва: Институт Востоковедения РАН. 2001. p. 326. ISBN  978-5-89282-193-3 .
  14. ^ Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник птичьего полёта. 6. Прообраз героя легенды (1100≈1143) [окончание] .
  15. ^ Рачневский, Павел. «Чингисхан: его жизнь и наследие». 2000, стр. 1–4.
  16. ^ Ремер, Ганс Роберт; Шарлипп, Вольфганг Эккехард (2000). История тюркских народов в доисламский период . Издательство Клауса Шварца. ISBN  3-87997-283-4 .
  17. ^ Чаплицка, Мария-Антуанетта (2001). Тюрки Средней Азии в истории и в наши дни . Адамант Медиа Корпорация. ISBN  978-1-4021-6332-6 .
  18. ^ Рансиман, Стивен (1987). История крестовых походов . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-34770-9 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Ли Тан (29 мая 2009 г.). «Средневековые источники о найманских христианах и их князе Кюхлюг-хане» . В Дитмаре В. Винклере; Ли Тан (ред.). Скрытые сокровища и межкультурные встречи. 2. Ауфлаж: Исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Лит Верлаг. ISBN  978-3-643-50045-8 .
  20. ^ Барбара А. Уэст, изд. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство «Челси Хаус». п. 577. ИСБН  978-1-4381-1913-7 .
  21. ^ Денис К. Твитчетт; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк, ред. (26 января 1995 г.). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368: Чужеродные режимы и пограничные государства, 710–1368, т. 6 . Издательство Кембриджского университета. стр. 338–339. ISBN  978-0-521-24331-5 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 30–32. ISBN  978-3-447-06580-1 .
  23. ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN   2210-5018 . К тюркским племенам, которые все еще присутствовали в монгольских степях на рубеже тринадцатого века, относились онгюты и найманы. Онгуты, вероятно, произошли от чуюэ, вышеупомянутого племени западного туджуэ. В «Юаньши» говорится, что вождь Онгута Алавуси Тиджихули (阿剌兀思剔吉忽裏), подчинившийся Чингисхану в 1203 году, был «потомком Шатуо-янмэня (沙陀雁門之後)» (Юаньши 118.2923). В свою очередь, Синь Таншу сообщает, что Шатуо (沙陀) были «потомками Чуюэ, отдельного племени Западного Туцзюэ (西突厥別部處月種也)» (ʿAlāʾ al-Dīn ʿAṭā Malik Juvaynī 1958: т. 1, 55–6).28 Происхождение найманов недостаточно документировано. Однако можно предположить, что найманы были ответвлением уйгуров. Что касается физиономии онгутов и найманов, Рашид ад-Дин рассказывает, что первые «напоминали монголов (би-мугул мананд)» (Рашид ад-Дин Фазлалла Хамадани 1988: Том 1, 99; Рашидуддин Фазлулла 1998–99). : Том 1, 70) и что девушки (духтаран) последних «славились своей красотой и привлекательностью (би-Хусн ва джамал машхур башанд)» (Рашид ад-Дин Фацлаллах Хамадани 1988: Том 1, 99; Рашидуддин Фазлулла 1998–99: Том 1, 70).
  24. ^ Степная империя: История Центральной Азии, Рене Груссе, стр. 190.
  25. ^ Муканов М. С., Этническая территория казахов в 18 – нач. 20 вв ("Ethnic territory of Kazakhs from the 18th to the beginning of the 20th century"), Almaty, 1991.
  26. ^ "Казахское шежире"
  27. ^ Племенная структура хазарейцев , Программа исследований культуры и конфликтов, Аспирантура ВМС США.
  28. ^ Кэри-Элвес, Колумба. Китай и Крест . (Нью-Йорк: П. Дж. Кеннеди и сыновья, 1956) с. 37
  29. В Тарсийском царстве есть три провинции, правители которых претендуют на звание царей. Жители этой страны называют его Йогур. Они всегда поклонялись идолам, и до сих пор поклоняются всем, кроме десяти родственников тех царей, которые по явлению звезды пришли поклониться Рождеству в Вифлееме Иудейском. И до сих пор среди татар этого рода встречается много великих и благородных людей, твердо держащих веру Христову. (В царстве Тарсис есть три провинции, правители которых называют себя королями. Жителей этой страны называют уйгурами. Они всегда поклонялись идолам, и все они поклоняются им до сих пор, за исключением десяти семейств тех царей, которые под видом Звезда пришла поклониться Рождеству в Вифлееме Иудейском, и до сих пор среди татар встречается немало знатных и знатных представителей этого рода, твердо держащихся веры Христовой.) De Tartaris Liber, 1307 г. н.э., также называемый. La flor des estoires de la terre d'Orient , Хейтон Корикусский в Новом мире регионов и островов, неизвестных старому, под редакцией Симона Гринеуса и Иоганна Хуттихиуса , Базель, 1532, глава ii, De Regno Tarsae , стр.420. Английский перевод .
  30. ^ Хейтон из Корика, La flor des estoires de la terre d'Orient (1307), цитируется в Уго Моннере де Виллард, Le Leggende orientali sui Magi evangelici, Citta del Vaticano, Biblioteca apostolica vaticana, 1952, стр.162. Встречается также в De Tartaris Liber , глава 30, De Cobila Can quinto Imperatore Tartarorum , на странице 445: «пришедший на Рождество, чтобы поклониться Господу»).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3b6eb8b6741bd6ff3244e17ddc26faa__1720707120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/aa/a3b6eb8b6741bd6ff3244e17ddc26faa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naimans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)