Найманы
![]() Расположение Найманского ханства в начале Монгольской империи | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | [ количественно ] [ нужна ссылка ] |
![]() | [ количественно ] [ нужна ссылка ] |
![]() | 940.000 [4] |
Языки | |
тюркский , [5] [6] [7] монгольский , [8] | |
Религия | |
Тибетский буддизм ( Монголия ) Ислам ( Казахстан , Узбекистан , Кыргызстан ) Шаманизм Несторианство (ранее) [ нужна ссылка ] |
Найманы ) были средневековым племенем , ( монгольский : Найман , латинизированный : Найман , букв. «восемь»; китайский : 乃蠻 ; казахский : Найман , латинизированный : Найман ; кыргызский : Найман , латинизированный : Найман Узбекский : Найман происходящим на территории современная Западная Монголия [9] (возможно, во времена Уйгурского каганата ), [10] и являются одним из племен современных монголов [2] и в среднем жузе казахской нации .
История
[ редактировать ]В «Тайной истории монголов» упоминается найманское подплемя «Гючюгюд». По мнению российского тюрколога Николая Аристова , западная граница Найманского ханства доходила до реки Иртыш , а восточная граница доходила до монгольской реки Тамир . Горный Алтай и юг Республики Алтай входили в состав Найманского ханства. [11] Они имели дипломатические отношения с каракиданями и подчинялись им до 1175 года. [12] В российской и советской историографии Средней Азии их традиционно причисляли к монголоязычным племенам. [13] Например, такие русские востоковеды, как Василий Бартольд , [9] Григорий Потанин , Борис Владимирцов, Илья Петрушевский , Николас Поппе , [13] Лев Гумилев , [14] Вадим Трепавлов отнес их к одному из монгольских племен. [13] Другие учёные относили их к тюркскому народу означает «восемь огузов» из секиз-огузов (что по -тюркски ). [15] [16] [17] [18] Однако термин «найманы» имеет монгольское происхождение и означает «восемь», но их титулы тюркские, и некоторые полагают, что они, возможно, являются монголизированными тюрками. [19] Их описывают как тюркоязычных. [19] а также монголоязычные. [20] Подобно киданям и уйгурам , многие из них были христианами-несторианцами или буддистами .
Найманы располагались к западу от монголов, и в конце XII века найманов было больше, чем монголов. В 1199 году Темучин ( Чингисхан ) вместе со своим союзником Онг-ханом начал поход против найманов. [21] Они побеждают Буйруха, найманского хана, правившего горным родом. В 1203 году последний хан Таян , правитель степных найманов, был убит после битвы с Чингисханом. Его сын Кучлуг с оставшимися найманскими войсками затем бежал в Кара-Киданьское ханство . Кучлуг был там хорошо принят, и киданьский хан выдал ему замуж свою дочь. Кучлуг вскоре начал заговор против своего нового тестя, а после того, как тот узурпировал трон, начал преследовать мусульман в оазисах Хами . Но его действиям противостояли местные жители, и позже он потерпел поражение от монголов под предводительством Джебе .
Хотя Найман-ханлыг был разгромлен монголами, его можно было увидеть во всех частях Монгольской империи . Угедея Великая хатун («царица») Тёрегене могла быть из этого племени. У Хулагу был найманский генерал Кетбука , который погиб в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.
После распада династии Юань найманы в конечном итоге ассимилировались с монгольскими, татарскими и казахскими племенами. [22]
Этнические корни
[ редактировать ]По мнению Ли и Куанга, племена найманов и онгутов происходили от остатков тюркских народов Центральной и Восточной Монголии, которые не находились в контакте с иранскими группами к западу от Горного Алтая , в отличие от «западных тюрков», . Их слабо контролировали кидани Ляо и чжурчжэни. Было известно, что они напоминали древних Туджуэ , а более поздних монголов , а их девушки считались красивыми. [23]
Среди монголов
[ редактировать ]Современное племя Найман — этническая группа в Найманском Баннере , Внутренняя Монголия Китая. Род Найман изменил родовое название и с другими племенами Монголии смешался . [24]
Среди тюркских народов
[ редактировать ]казахи
[ редактировать ]
Современные казахские историки утверждают, что более 2 миллионов казахского населения составляют найманы (см. Современные казахские племена или Средний жуз ). Они происходят из восточного Казахстана . Некоторые найманы диссимилировались с киргизами и узбеками и до сих пор встречаются среди них. Ныне найманы — одно из крупных племен современных казахских народов, относятся к Среднему жузу казахов, проживают преимущественно в восточной, центральной и южной частях Казахстана, с населением около миллиона среди казахов в Казахстане.

Они также существуют со значительной численностью среди казахов в Китае, Узбекистане и России, численность племени найман у казахов в Китае составляет 700 000 и более человек, в основном проживает в западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в Или-Казахской автономной префектуре. . Найманы также являются одним из основных племен среди казахов Узбекистана, они также существуют среди казахов Киргизии и России. См. введение «Найман» на казахском языке. [ кк ] . [26]
хазарейцы
[ редактировать ]Существует племя шейха Али Хазарейцев найманского происхождения. В Афганистане они в основном проживают в округе Шейх Али провинции Парван . [27]
Религия
[ редактировать ]Основной религией найманов был шаманизм и несторианское христианство . Найманы, принявшие несторианство, вероятно, обратились в христианство примерно в то же время, когда кераиты приняли эту религию в 11 веке. [22] Они остались таковыми после монгольского завоевания и были среди второй волны христиан, пришедших в Китай вместе с Хубилай-ханом . [28] Некоторые несторианские найманы бежали в Кара-Китай во время монгольских завоеваний, где некоторые обратились в буддизм . [22]
Существовало предание, что найманы и их христианские родственники кераиты произошли от библейских волхвов . [29] Командующий монгольской армией, вторгшейся в Сирию в 1259 году, Китбука был найманом: записано, что он «любил и почитал христиан, потому что он происходил из рода Трех царей Востока, пришедших в Вифлеем, чтобы поклониться Рождеству». Господа нашего». [30] Однако Китбука был убит, а его армия решительно разбита в битве при Айн-Джалуте , обеспечив продолжающуюся мусульманскую гегемонию над Левантом .
Несторианство пришло в упадок и исчезло среди найманов вскоре после падения династии Юань . Монгольские найманы обратились в тибетский буддизм в шестнадцатом веке. Найманы ассимилировались с другими этническими группами, проживающими в Евразии, и, вероятно, переняли религию и культуру доминирующей группы. [22] Найманы, поселившиеся в западных ханствах Монгольской империи, в конечном итоге приняли ислам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальная статистическая комиссия. Восемь.
- ^ Перейти обратно: а б с Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / доктор философских наук Э. П. Бакаева, к.б.н. К. В. Орлова. – Элиста: КИГИ РАН, 2016. – 286 с. — С. 116—119. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ^ Д. Касымова, З. Кундакбаева, У. Маркус. Исторический словарь Казахстана. — Пугало Пресс, 2012. — 362 с. — С. 191. — ISBN 978-0-8108-7983-6 .
- ^ Казахов посчитали по родам: самые многочисленные — аргыны и дулаты https://365info.kz/2016/08/kazahov-poschitali-po-rodam-samye-mnogochislennye-argyny-i-dulaty
- ^ Мужчина, Джон (2013). Чингисхан: жизнь, смерть и воскресение . Издательская группа Святого Мартина. стр. 19–20. ISBN 978-1-4668-6156-5 .
- ^ Россаби, Моррис (2012). Монголы: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 46. ИСБН 978-0-19-993935-0 .
- ^ Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 407. ИСБН 978-0-674-01212-7 .
- ^ Тодаева Б. ЧАС. (1985). Язык монголов Внутренней Монголии. Очерк диалектов . Москва: Наука. п. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Бартольд В. В. (1968). Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . Москва: Наука. p. 104.
- ^ Кузембайулы А., Абил Э. А. (2006). История Казахстана . Костанай: Костанайский областной институт исторических исследований. п. 59. ИСБН 978-9965-612-06-0 .
- ^ История Монголии, Том II, 2003 г.
- ^ Майкл Биран. Империя Кара-Китаев в Евразийской истории, 2005, стр. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Этнический национализм и государственное строительство . Москва: Институт Востоковедения РАН. 2001. p. 326. ISBN 978-5-89282-193-3 .
- ^ Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник птичьего полёта. 6. Прообраз героя легенды (1100≈1143) [окончание] .
- ^ Рачневский, Павел. «Чингисхан: его жизнь и наследие». 2000, стр. 1–4.
- ^ Ремер, Ганс Роберт; Шарлипп, Вольфганг Эккехард (2000). История тюркских народов в доисламский период . Издательство Клауса Шварца. ISBN 3-87997-283-4 .
- ^ Чаплицка, Мария-Антуанетта (2001). Тюрки Средней Азии в истории и в наши дни . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 978-1-4021-6332-6 .
- ^ Рансиман, Стивен (1987). История крестовых походов . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-34770-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Ли Тан (29 мая 2009 г.). «Средневековые источники о найманских христианах и их князе Кюхлюг-хане» . В Дитмаре В. Винклере; Ли Тан (ред.). Скрытые сокровища и межкультурные встречи. 2. Ауфлаж: Исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Лит Верлаг. ISBN 978-3-643-50045-8 .
- ^ Барбара А. Уэст, изд. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство «Челси Хаус». п. 577. ИСБН 978-1-4381-1913-7 .
- ^ Денис К. Твитчетт; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк, ред. (26 января 1995 г.). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368: Чужеродные режимы и пограничные государства, 710–1368, т. 6 . Издательство Кембриджского университета. стр. 338–339. ISBN 978-0-521-24331-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 30–32. ISBN 978-3-447-06580-1 .
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 .
К тюркским племенам, которые все еще присутствовали в монгольских степях на рубеже тринадцатого века, относились онгюты и найманы. Онгуты, вероятно, произошли от чуюэ, вышеупомянутого племени западного туджуэ. В «Юаньши» говорится, что вождь Онгута Алавуси Тиджихули (阿剌兀思剔吉忽裏), подчинившийся Чингисхану в 1203 году, был «потомком Шатуо-янмэня (沙陀雁門之後)» (Юаньши 118.2923). В свою очередь, Синь Таншу сообщает, что Шатуо (沙陀) были «потомками Чуюэ, отдельного племени Западного Туцзюэ (西突厥別部處月種也)» (ʿAlāʾ al-Dīn ʿAṭā Malik Juvaynī 1958: т. 1, 55–6).28 Происхождение найманов недостаточно документировано. Однако можно предположить, что найманы были ответвлением уйгуров. Что касается физиономии онгутов и найманов, Рашид ад-Дин рассказывает, что первые «напоминали монголов (би-мугул мананд)» (Рашид ад-Дин Фазлалла Хамадани 1988: Том 1, 99; Рашидуддин Фазлулла 1998–99). : Том 1, 70) и что девушки (духтаран) последних «славились своей красотой и привлекательностью (би-Хусн ва джамал машхур башанд)» (Рашид ад-Дин Фацлаллах Хамадани 1988: Том 1, 99; Рашидуддин Фазлулла 1998–99: Том 1, 70).
- ^ Степная империя: История Центральной Азии, Рене Груссе, стр. 190.
- ^ Муканов М. С., Этническая территория казахов в 18 – нач. 20 вв ("Ethnic territory of Kazakhs from the 18th to the beginning of the 20th century"), Almaty, 1991.
- ^ "Казахское шежире"
- ^ Племенная структура хазарейцев , Программа исследований культуры и конфликтов, Аспирантура ВМС США.
- ^ Кэри-Элвес, Колумба. Китай и Крест . (Нью-Йорк: П. Дж. Кеннеди и сыновья, 1956) с. 37
- ↑ В Тарсийском царстве есть три провинции, правители которых претендуют на звание царей. Жители этой страны называют его Йогур. Они всегда поклонялись идолам, и до сих пор поклоняются всем, кроме десяти родственников тех царей, которые по явлению звезды пришли поклониться Рождеству в Вифлееме Иудейском. И до сих пор среди татар этого рода встречается много великих и благородных людей, твердо держащих веру Христову. (В царстве Тарсис есть три провинции, правители которых называют себя королями. Жителей этой страны называют уйгурами. Они всегда поклонялись идолам, и все они поклоняются им до сих пор, за исключением десяти семейств тех царей, которые под видом Звезда пришла поклониться Рождеству в Вифлееме Иудейском, и до сих пор среди татар встречается немало знатных и знатных представителей этого рода, твердо держащихся веры Христовой.) De Tartaris Liber, 1307 г. н.э., также называемый. La flor des estoires de la terre d'Orient , Хейтон Корикусский в Новом мире регионов и островов, неизвестных старому, под редакцией Симона Гринеуса и Иоганна Хуттихиуса , Базель, 1532, глава ii, De Regno Tarsae , стр.420. Английский перевод .
- ^ Хейтон из Корика, La flor des estoires de la terre d'Orient (1307), цитируется в Уго Моннере де Виллард, Le Leggende orientali sui Magi evangelici, Citta del Vaticano, Biblioteca apostolica vaticana, 1952, стр.162. Встречается также в De Tartaris Liber , глава 30, De Cobila Can quinto Imperatore Tartarorum , на странице 445: «пришедший на Рождество, чтобы поклониться Господу»).