Пуми люди
Альтернативные названия: Пуми, Прими, Пими, Прумми | |
Общая численность населения | |
---|---|
30,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай - Юньнань : 30 000 | |
Языки | |
Ручки | |
Религия | |
Бон , Тибетский буддизм , Дингба | |
Родственные этнические группы | |
Тибетцы (в основном проживающие в Мили , Сычуань ) |
Пуми ( также Прими или Преми ) [1] люди ( тибетский : བོད་ མི་ , Уайли : бод ми , китайский : 普米族 ; пиньинь : Pǔmǐzú , автоним: /pʰʐə̃˥.mi˥/ ) являются этнической группой . Они составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китаем .
Этнически связан с тибетцами Мили -Тибетского автономного округа и округа Яньюань в провинции Сычуань , [2] Пуми признаны официальным национальным меньшинством, уникальным для Юньнани , с населением 30 000 человек. Сообщества встречаются, в частности, в автономном округе Ланьпин Бай и Пуми , автономном округе Нинлан И , Старом городе Лицзян , автономном округе Юлун Наси , автономном округе Вэйси Лису и округе Юншэн , обычно на высоте более 9000 футов (2700 м).
Язык
[ редактировать ]Принми, язык пуми , принадлежит кянгической ветви тибето-бирманской семьи. [3] [4] В прошлом было отмечено, что пуми в районах Мули и Нинлан использовали тибетское письмо главным образом в религиозных целях, хотя постепенно тибетское письмо вышло из употребления и забвение. В наше время пуми получают образование на китайском языке. Было предложено римское письмо на основе пиньинь, но орфография еще не получила развития. [5]
История
[ редактировать ]Пуми имеют долгую историю, и путь их миграции исторически прослеживается. Первоначально они жили как кочевники, населявшие Цинхай-Тибетское нагорье. Позже они переселились в более теплые районы по долинам горного хребта Хэндуань в 4 веке до нашей эры. Их предками, вероятно, являются древние люди Цян , кочевое племя на Цинхай-Тибетском нагорье. [6]
Впоследствии они переехали в Северную Сычуань в 7 веке, а затем на северо-запад Юньнани в 14 веке. Многие из них осели и стали фермерами, а местные землевладельцы доминировали в экономике Пуми в уездах Ланьпин и Лицзян . За исключением небольшого количества общинных земель, помещики владели большими участками земли и собирали с крестьян арендную плату. На их долю пришлось не менее 50 процентов урожая. Помещики-пуми и вожди нахи также торговали домашними рабами.
С приходом Культурной революции власть помещиков была сильно ослаблена. Появление современных объектов и технологий, таких как больницы и фабрики, также сильно изменило образ жизни пуми.
Религия
[ редактировать ]Из-за их контактов с тибетцами , религия Пуми находилась под сильным влиянием тибетского буддизма и древней практики Бон . Сегодня это объединение известно как Хангуй (韩规) и имеет много общего с донгба практикой народа Наси . [ нужна ссылка ] форма поклонения предкам У пуми также присутствует .
Благодаря усилиям тибетских буддийских миссионеров из Тибета значительная часть приняла линии передачи Гелугпа и Кагью тибетского буддизма, большая часть которых проживает в провинции Сычуань .
Религия Занбала, также известная как Дингба , буквально означает «белая земля». Отмечается, что пуми вокруг Нинланга до сих пор устанавливают в своем доме алтари Занбала, которым поклонялись старшие поколения. Религия Занбала состоит из почитания трех богов и духов предков, при этом только старики руководят ритуалами и молитвами.
Почти во всех деревнях Пуми есть свои местные горные боги, которым поклоняются во время праздников. В эти дни вся семья будет приносить продуктовые подношения и молиться за хорошее здоровье и процветание семьи. 15-го числа каждого месяца поклоняются малому горному богу, а в 15-й день 7-го лунного месяца проводится грандиозная церемония почитания Великого горного бога.
Во многих домах Пуми кольцо с огнем для приготовления пищи играет важную роль в верованиях Пуми. Гости ни в коем случае не должны прикасаться к кольцу. За огненными кольцами расположен Гуазей, состоящий из небольших каменных башен. Во время еды самый старший самец берет по ложке еды, которую впоследствии кладут на каждую башню. Одна ложка будет брошена в огонь, что станет символическим жестом, позволяющим накормить духи предков.
Культура
[ редактировать ]Из-за своего происхождения пуми находятся под культурным влиянием тибетцев . [7] Лунный Новый год также празднуется в первые пятнадцать дней нового года по лунному календарю. Лосар Некоторые также празднуют .
Женщины Пуми часто носят куртки с пуговицами на одной стороне, особенно в Нинлане и Юншэне. Носят длинные и плиссированные юбки, разноцветные широкие пояса. Из-за холодной погоды им на спину накинут козлиную шкуру. Однако в районах Ланьпин и Вэйси женщины, как правило, носят под жилетами цветные куртки с длинными рукавами и длинные брюки, которые застегиваются вышитыми ремнями. Как и тибетцы , женщины Пуми заплетают волосы из хвоста яка и шелковых нитей. Впоследствии их головы заворачивают в большие ткани. Богатые люди также носят ценные украшения, такие как серебряные серьги и браслеты.
Мужчины-пуми обычно носят куртки из козьей кожи без рукавов или льняные куртки с длинными брюками и тибетскую шляпу. Охотникам и воинам разрешается носить с собой длинный тибетский меч и сумки из оленьей шкуры. По достижении тринадцати лет мальчики Пуми проходят обряды омовения, становящиеся взрослыми, и только после омовения они могут надеть взрослую одежду и принять участие в деятельности общества.
Образ жизни
[ редактировать ]Из-за холодной погоды и непосредственной близости к Тибету образ жизни тибетцев, говорящих на языке принми, очень похож на образ жизни тибетцев. С другой стороны, пуми, живущие в Юньнани, приняли образ жизни, аналогичный образу жизни ханьских китайцев. Например, рис стал основным продуктом питания для большинства пуми. Даже в деревнях, где климат слишком холодный для выращивания урожая, многие обменивают рис на картофель на рынке. В качестве добавок служат различные овощи и фрукты, такие как китайская капуста, фасоль, баклажаны и дыни.
Как правило, пуми представляют собой отцовское и моногамное общество, хотя в таких местах, как Юннин на севере Нинлана, допускается многоженство. Наряду с Мосо , пуми здесь принимают матриархальную систему, связанную с системой Ажу, которая буквально означает дружбу, и семьи формируются на основе кровного родства, а не брака .
Традиционный способ консервирования свинины — удалить все внутренние органы и ноги большой свиньи. Из постного мяса делают колбасы, а всю забитую свинью зашивают после добавления соли внутрь тела. Зашитое соленое тело, завернутое в свиную шкуру, большое снизу и маленькое в голове, напоминает по форме пипу после высыхания . Таким образом, оно известно под китайским прозвищем « мясо пипа» , и все тело может сохраняться годами.
Традиционный напиток, похожий на пиво, под названием «при» варит каждая деревенская семья Пуми. Это обязательный напиток на свадебной церемонии, поэтому слово «жениться» на языке Принми переводится как «пить при» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Велленс, Коэн (2011). Религиозное возрождение на тибетских окраинах: премьер-министр Юго-Западного Китая . Вашингтонский университет Press. дои : 10.6069/9780295801551 . ISBN 978-0-295-80155-1 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Харрелл, Стеван. 2001. Способы быть этническими в Юго-Западном Китае . Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета.
- ^ Дин, Пикус С. 2003. Принми: набросок Нювози. В книге Грэма Тергуда и Рэнди Лаполлы (ред.) «Сино-тибетские языки» , стр. 10–11. 588-6 Лондон: Рутледж Пресс.
- ^ Лу, С. 2001. Диалектальные исследования языка пуми . Пекин: Nationalities Press.
- ^ Дин, Пикус С. 2007. Проблемы модернизации языка в Китае: случай Принми. Дэвид, Майя, Николас Остлер и Цезарь Дилвис (ред.) « Совместная работа над языками, находящимися под угрозой исчезновения: проблемы исследования и социальные последствия» , стр. 120-126. Бат, Англия: Фонд языков, находящихся под угрозой исчезновения .
- ^ Виктор Х. Мэйр: Колумбийская антология китайской народной и популярной литературы . Издательство Колумбийского университета, 2011, стр. 56.
- ^ Фискешё, Магнус (2012). «Велленс, Коэн: Религиозное возрождение на тибетском приграничье. Премьер Юго-Западного Китая» . Антропос . 107 (1): 314–315. дои : 10.5771/0257-9774-2012-1-314 . ISSN 0257-9774 .