хороший
Часть серии о |
хороший |
---|
Бон или молитва ( тибетский : བོན་ , Wylie : bon , ZYPY : Pön , лхасский диалект : [pʰø̃̀] ), также известный как Yungdrung Bon ( тибетский : གཡུང་དྲུང་བོན་ , Уайли : gyung drung bon , ZYPY : Юнгчунг Пён , букв. « вечный бон » ) — местная тибетская религия , имеющая много общего и влияющая на тибетский буддизм . [1] Первоначально он возник в десятом и одиннадцатом веках. [2] но сохраняет элементы более ранних тибетских религиозных традиций . [3] [4] Бон — значительная религия меньшинства в Тибете, особенно на востоке, а также в прилегающих к нему регионах Гималаев . [1] [4]
Отношения между Бон и тибетским буддизмом были предметом споров. По мнению современного ученого Джеффри Сэмюэля , хотя бон «по сути является вариантом тибетского буддизма» со многими сходствами с ньингмой , он также сохраняет некоторые действительно древние добуддийские элементы. [1] Дэвид Снеллгроув также рассматривает Бон как форму буддизма , хотя и неортодоксальную . [5] Точно так же Джон Пауэрс пишет, что «исторические данные указывают на то, что Бон развился как самосознательная религиозная система только под влиянием буддизма». [6]
Последователи Бон, известные как «Бонпо» (Уайли: bon po ), полагают, что религия зародилась в королевстве под названием Чжанчжунг , расположенном вокруг горы Кайлас в Гималаях . [7] Бонпо считают, что Бон был доставлен сначала в Чжанжунг, а затем в Тибет. [8] Бонпо идентифицируют Будду Шенраба Миво (Уайли: gshen rab mi bo ) как основателя Бона, хотя никакие доступные источники не подтверждают историчность этой фигуры. [9]
Западные ученые выдвинули несколько версий происхождения Бон и использовали термин «Бон» по-разному. Иногда проводят различие между древним бон ( Wylie : bon rnying ), относящимся к додинастической эпохе до 618 г. н.э.; классическая традиция Бон (также называемая Юнгдрунг Бон – Уайли : g.yung drung bon ), возникшая в X и XI веках; [10] и «Нью Бон» или Бон Сар ( Wylie : bon gsar ), позднее синкретическое движение, восходящее к 14 веку и действовавшее в восточном Тибете. [11] [12] [13]
Тибетская буддийская наука имеет тенденцию представлять Бон в негативном, враждебном свете, при этом уничижительные истории о Боне появляются в ряде буддийских историй. [14] Движение Риме в тибетском буддизме поощряло более экуменические отношения между бонпо и буддистами. Западные ученые начали серьезно относиться к бон как к религиозной традиции, достойной изучения, в 1960-х годах, во многом вдохновившись работами английского ученого Дэвида Снеллгроува . [15] После китайского вторжения в Тибет в 1950 году ученые Бонпо начали приезжать в Европу и Северную Америку , поощряя интерес к Бон на Западе . [16] Сегодня часть тибетцев – как в Тибете, так и в тибетской диаспоре – практикуют Бон, и центры Бонпо есть в городах по всему миру.
Этимология [ править ]
Ранние западные исследования Бон в значительной степени опирались на буддийские источники и использовали это слово для обозначения добуддийской религии, над которой, как считалось, победил буддизм. [17] Исследование Бона, проведенное Гельмутом Хоффманом в 1950 году, охарактеризовало эту религию как «анимизм» и «шаманизм»; эти характеристики были спорными. [18] Гофман противопоставил эту анимистически-шаманистскую народную религию организованному жречеству бонпо, развившемуся позднее, шиваизму , буддийским тантрам . [19] Хоффман также утверждал, что гностицизм Запада повлиял на систематизированную религию бон. [20]
Исследование Хоффмана легло в основу западного понимания бон, но было оспорено более поздним поколением ученых под влиянием Дэвида Снеллгроува, который сотрудничал с мастерами бонпо и переводил канонические тексты бонпо. Эти ученые были склонны рассматривать Бон как неортодоксальную форму буддизма, передаваемую отдельно от двух передач из Индии в Тибет, которые сформировали тибетскую буддийскую традицию. [21] С переводом истории бонпо на западные языки, а также расширением взаимодействия между бонпо и западными учеными, в исследованиях бон произошел сдвиг в сторону более тщательного изучения собственной истории и самоидентификации бонпо, признания бон как независимой религиозной традиции, достойной академического внимания. изучать. [22]
Термин Бон использовался для обозначения нескольких различных явлений. Опираясь на буддийские источники, ранние западные комментаторы Бон использовали этот термин для обозначения добуддийских религиозных практик Тибета. К ним относятся народные религиозные практики, культы, окружающие королевскую власть , и гадания практики . Однако ученые спорят о том, следует ли использовать термин Бон для всех этих практик и как они связаны с современной религией Бон. В своей влиятельной статье Р. А. Штейн использовал термин «безымянная религия» для обозначения народных религиозных практик, отличая их от Бон. [23]
Пер Кваерне использует Бон исключительно для обозначения традиции, которую он датирует десятым и одиннадцатым веками нашей эры, традиции, которая развилась в современную религию Бон. [24] Кверне называет эту традицию «неортодоксальной формой буддизма». [25] но другие ученые, такие как Самтен Г. Кармай, серьезно относятся к повествованиям о Бонпо, которые определяют Бон как отдельную традицию, берущую свое начало в стране Олмо Лунгринга. [26] Термин Юнгдрунг Бон (Уайли: g.yung drung bon ) иногда используется для описания этой традиции. «Юнгдрунг» относится к обращенной влево свастике , символу, который занимает в Бон то же место, что и ваджра (Уайли: rdo rje ) в тибетском буддизме, символизируя нерушимость и вечность. [24] [27] Юнгдрунг Бон — универсальная религия , хотя она в основном ограничена тибетцами, а также некоторыми новообращенными нетибетцами.
Есть также своего рода местные деревенские священники, распространенные по всей территории Гималаев, которых называют «бон», «лхабон» или «айя» (а в Непале — бомбо). Они не являются частью собственно религии Бон, а являются мирскими специалистами по ритуалам, часто работающими неполный рабочий день. Самуэль утверждает, что неясно, восходят ли эти «бонские» священники к древнему периоду или этот термин возник после Юнгдрунг Бон. [28]
Более того, считается, что традиции донгба (东巴) народа наси и религия хангуй (韩规) народа пуми произошли от Бон. [29]
Типы [ править ]
Как отметил Дмитрий Ермаков, «словом Бён принято обозначать множество разнообразных религиозных и культурных традиций». Источники бон признают это, и авторы бон, такие как Шардза Ринпоче (1859–1935), Пелден Цултрим (1902–1973) и Лопён Тензин Намдак, используют классификацию трех типов «Бон». Современные ученые также иногда опираются на эту классификацию, которая заключается в следующем: [11] [12] [13] [30]
- Доисторический бон ( Gdod ma'i bon ) Чжанчжунга и Тибета. Это древняя система верований и ритуальной практики, которая сегодня практически вымерла. Однако его элементы существуют в различных религиозных практиках, встречающихся в Гималаях – главным образом в ритуалах вызова удачи (g.yang 'gug), ритуалах возвращения или возвращения души (bla 'gugs) и ритуалах выкупа (mdos). . Ермаков видит некоторое сходство этой традиции с евразийским культом небесного оленя. [30]
- Вечный Бон (Юнгдрунг Бон), также называемый старым Боном (Бон Ньингма), который восходит к Будде Тонпа Шенрабу и другим мудрецам из Шангжунга. Эти религии развивались с 8 по 11 века и похожи на буддизм ньингма. Он включает в себя древние элементы, которые являются добуддийскими (включая ритуалы гадания, бла и выкупа).
- Нью Бон (Бон Сарма, Бонсар), синкретическая традиция, включающая элементы Вечного Бона и тибетского буддизма, включая поклонение буддийскому персонажу Падмасамбхаве . Это новое движение датируется 14 веком и в основном действовало в восточном Тибете.
Дмитрий Ермаков также добавляет дополнительную категорию, которую он называет «смешанный бон» и которую он определяет как: [30]
... смесь этих трех типов Бон в разных пропорциях, часто с добавлением элементов других религий, таких как индуизм, даосизм, религии гималайских племен, системы верований коренных жителей Сибири и т. д. Смешанный Бон будет включать светский Бон или гражданскую религию. гималайского пограничья, изученного Чарльзом Рэмблом в его «Пупе демоницы», а также бурятского Бѳ Мургеля, с берегов Байкала, религии Нахи в Юньнани и т. д.
Традиционная история [ править ]
Тонпа Шенраб [ править ]
С традиционной точки зрения религии Бон, Бон был изначальной религией Тибета и Шангжунга, которой обучали там различные Будды, в том числе Тонпа Шенраб (чье имя означает «Верховный Святой Человек»). [13] [31]
Считается, что Тонпа Шенраб получил учение от трансцендентного божества Шенлха Окара в чистом мире, прежде чем переродиться в человеческом мире с целью обучения и освобождения существ из цикла перерождений. [13] Он достиг состояния будды за несколько сотен лет до Будды Шакьямуни , в стране к западу от Тибета, называемой Олмо Лунгринг или Тазиг (Таси), которую трудно идентифицировать и которая действует как полумифическая святая земля в Боне (как и Шамбала ). [13] [32] [33] Для его рождения указаны различные даты, одна из которых соответствует 1917 году до нашей эры. [34] В некоторых текстах Бон также говорится, что Шакьямуни был более поздним проявлением Тонпа Шенраба. [32]
Говорят, что Тонпа Шенраб родился в королевской семье Тазиг и в конечном итоге стал королем королевства. Говорят, что он главный Будда нашей эпохи. [35] У него было множество жен и детей, он построил множество храмов и провел множество ритуалов с целью распространения Бон. [35] Считается, что, как и Падмасамбхава, он победил и подчинил себе множество демонов посредством своих магических подвигов, и, как и царь Гесар , он также, как полагают, руководил многочисленными кампаниями против злых сил. [35]
Считается, что Тонпа Шенраб посетил королевство Жангжунг (район в западном Тибете вокруг горы Кайлас ). [36] где он нашел людей, чья практика включала духовное умиротворение с помощью жертвоприношений животных . Он научил их заменять подношения символическими формами животных, сделанными из ячменной муки. Он учил только в соответствии со способностями ученика и, таким образом, обучал этих людей низшим колесницам, чтобы подготовить их к изучению сутры , тантры и Дзогчена в последующих жизнях. [37] Лишь позднее он стал целомудренным подвижником и именно в это время победил своего главного врага, князя демонов. [35]
Тонпа Шенраба После паранирваны его произведения были сохранены на языке Шангжунг древними бон-сиддхами. [38] Говорят, что большая часть этих учений была утеряна в Тибете после преследований Бон, например, во времена Трисонг Децена . [34] В истории Бон утверждается, что некоторые из учений Тонпа Шенраба были спрятаны как терма, а затем вновь обнаружены открывателями сокровищ Бон ( тертонами ), самым важным из которых является Шенчен Луга (около начала 11 века). [34]
В четырнадцатом веке Лоден Ньингпо открыл терма, известное как «Сияние» ( Wylie : gzi brjid ), в котором содержалась история Тонпа Шенраба. Он не был первым тертоном Бонпо , но его терма стало одним из наиболее авторитетных писаний Бон. [39]
В бонских историях также обсуждаются жизни других важных религиозных деятелей, таких как мастер Шангжунг Дзогчен Тапихритса . [40]
Мифы о происхождении [ править ]
Бонский миф также включает в себя и другие элементы, которые явно являются добуддийскими. По словам Самуэля, тексты Бонпо включают повествование о творении (в Sipe D zop 'ug ), в котором божество-создатель, Тригьел Кугпа, также известный как Шенлха Окар , создает два яйца, темное яйцо и светлое яйцо. [41]
Согласно писаниям Бон, вначале эти две силы, светлая и темная, создали двух людей. Черный человек по имени Ньелва Накпо («Черное страдание») создал звезды и всех демонов и несет ответственность за такие злые явления, как засуха. Белый человек Осерден («Сияющий») добр и добродетелен. Он создал солнце и луну и научил людей религии. Эти две силы остаются в мире в постоянной борьбе добра и зла, которая ведется и в сердце каждого человека. [42]
Пауэрс также пишет, что, согласно писаниям Бон, вначале была только пустота , которая представляет собой не пустую пустоту, а чистую потенциальность. В результате образовались пять элементов (земля, воздух, огонь, вода и пространство), которые соединились в огромное « космическое яйцо », из которого родилось изначальное существо, Белчен Кекхо. [42]
История [ править ]
Добуддийский Бон буддизма приход и
Мало что известно о добуддийской религии древнего Тибета, и ученые Бона расходятся во мнениях относительно ее природы. [43] [44] Некоторые думают, что Бон произошел от зороастризма , а другие говорят, что это кашмирский буддизм. [44]
Бон мог относиться к некоему ритуалу, типу священника или местной религии. [43] В древнем Тибете, по-видимому, существовал класс жрецов, известный как кушен ( ску гшен , «Жрецы тела», т. е. тела царя). Эта религия в конечном итоге была маргинализирована с приходом буддизма, и буддисты писали критику и полемику этой религии, некоторые из которых сохранились в рукописях, найденных в Дуньхуане (в которых эти практики называются «Бон»). [13] [43]
Точно так же Пауэрс отмечает, что ранние исторические данные указывают на то, что термин «бон» первоначально относился к типу священников, проводивших различные церемонии, включая священников королей Ярлунгов . Их ритуалы включали умилостивление местных духов и сопровождение мертвых во время церемоний, чтобы обеспечить им хорошую загробную жизнь. Их ритуалы могли включать в себя жертвоприношение животных, принесение подношений с едой и питьем и захоронение мертвых с драгоценными камнями. Самые сложные ритуалы проводились с тибетскими королями, для которых были построены специальные гробницы. [6]
Роберт Турман описывает по крайней мере один тип Бон как «придворную религию», установленную «около 100 г. до н.э.» королем Пудегуньялом, девятым королем династии Ярлунг , «возможно, полученную на основе иранских моделей», смешанную с существующими местными традициями. Он был сосредоточен на «поддержке божественной легитимности организованного государства», что все еще относительно ново в Тибете. Яркими чертами были «великие жертвенные ритуалы», особенно вокруг королевских коронаций и захоронений, а также «пророческие обряды, заимствованные из народной религии, особенно магические владения и исцеления, которые требовали от священников проявления шаманских способностей». Короля символизировала гора, а жреца/шамана — небо. Религия была «где-то между предыдущим «примитивным анимизмом» и сильно изменившимися более поздними типами Бон. [45]
По мнению Дэвида Снеллгроува, утверждение о том, что Бон пришел в Тибет с Запада, возможно, поскольку буддизм уже был распространен в других районах, окружающих Тибет (в Центральной Азии ), до его проникновения в Тибет. Как пишет Пауэрс, «поскольку большая часть Центральной Азии когда-то была буддийской , весьма вероятно, что какая-то форма буддизма могла быть передана в западный Тибет до прибытия буддийских миссионеров в центральные провинции. впитали в себя элементы местной народной религии и в конечном итоге превратились в самобытную систему, вобравшую в себя черты среднеазиатского буддизма и тибетской народной религии». [36]
По словам Пауэрса, древний бон был тесно связан с королевским культом царей в ранний период Тибетской империи , и они проводили «церемонии, чтобы обеспечить благополучие страны, защититься от зла, защитить царя и заручиться помощью духи в военных авантюрах Тибета». [46] Поскольку буддизм стал становиться более важной частью религиозной жизни Тибета, древний бон и буддизм вступили в конфликт, и появились свидетельства антибонской полемики. [47] Некоторые источники утверждают, что между бонпо и буддистами состоялся дебат, и что тибетский король объявил буддизм победителем, изгнав священников бон в приграничные регионы. [46] Однако Горвин также упоминает, что в некоторых случаях священники Бон и буддийские монахи проводили ритуалы вместе, и, таким образом, в начальный период распространения буддизма в Тибете также имело место некоторое сотрудничество. [47]
Источники Бон возлагают вину за упадок Бона на два преследования со стороны двух тибетских царей, Дригум Ценпо и буддийского короля Три Сонгдецена (годы правления 740–797). [48] Они также заявляют, что в это время тексты Бон терма были сокрыты по всему Тибету. [48] Источники Бон обычно рассматривают приход буддизма в Тибет и последующий период буддийского религиозного доминирования как катастрофу для истинного учения Бон. Они считают, что это вызвано демоническими силами. [49] Однако другие, более примирительные источники также утверждают, что Тонпа Шенраб и Шакьямуни были двоюродными братьями и что их учения по сути одинаковы. [49]
Самая влиятельная историческая фигура этого периода — бон-лама Дренпа Намкха . Буддийские источники также упоминают эту личность, и нет никаких сомнений в том, что он был реальной исторической фигурой. [50] Он известен тем, что посвятил себя в Бон в то время, когда религия находилась в упадке, и тем, что спрятал множество Бон-терма. Бонская традиция утверждает, что он был отцом другой важной фигуры, Цеванга Ригзина, а некоторые источники также утверждают, что он был отцом Падмасамбхавы , [50] что маловероятно, поскольку подавляющее большинство источников говорят, что Падмасамбхава родился в Свате, Пакистан . Вокруг Дренпа Намкхи возник великий культ, и об этой фигуре существует обширная литература. [50]
Развитие Юндрунг Бон [ править ]
Юнгдрунг Бон (Вечный Бон) — это живая традиция, которая развилась в Тибете в X и XI веках во время позднего распространения буддизма (иногда называемого периодом Возрождения) и имеет много общего с тибетским буддизмом. [52] По мнению Самуэля, истоки современной Юнгдрунг Бон имеют много общего с истоками школы Ньингма . Самуэль прослеживает обе традиции до групп «наследственных практиков ритуалов» в Тибете, которые опирались на буддийскую тантру и «элементы более ранних придворных и деревенских ритуалов» в X и XI веках. [53]
Этим фигурам угрожало прибытие новых буддийских традиций из Индии, которые имели больший престиж, новый ритуальный репертуар и полную поддержку индийской буддийской науки. И Ньингмапа, и Бонпо использовали концепцию терма для развития и расширения своих традиций в конкуренции со школами Сарма , а также для защиты своей школы как основанной на подлинной древней традиции. [53] Таким образом, бонпо тертоны (искатели сокровищ), такие как Шенчен Луга и Меутон Гонгдзад Ритрод Ченпо, открыли важные бон терма. Интересной фигурой этой эпохи является мастер и переводчик Дзогчен Вайрочана , который, согласно некоторым источникам, также перевел тексты Бон на тибетский язык, а также спрятал некоторые терма Бон перед отъездом из Тибета. [54]
Хотя Юнгдрунг Бон и Ньингма возникли в схожих кругах ритуальных тантрических практиков досармы, они использовали разные подходы к легализации своих традиций. Ньингма обратился к периоду Тибетской империи и к деятелям индийского буддизма, таким как Падмасамбхава. Тем временем Бонпо обратился еще дальше, к добуддийскому наследию Тибета, к другому Будде, который, как говорят, жил до Шакьямуни, а также к другим мастерам из царства Жангжунг. [53] Главными фигурами Бонпо периода тибетского Возрождения были тертоны (открыватели сокровищ), которые, как говорят, обнаружили тексты Бон, спрятанные в эпоху преследований. В число этих фигур входят Шенчен Луга (gShen chen Klu dga'), Хуца Даво (Khu tsha zla'od, р. 1024), Gyermi Nyi O (Gyer mi ny'od) и Жотон Нгодруп (bZhod ston d Ngos grub, ок. 12 век). Большинство из этих деятелей также были мирянами. Именно в эту эпоху обновления Бонпо были составлены Бон Канджур и Тенджур. [55]
Как и все формы тибетского буддизма, Юнгдрунг Бон со временем развил монашескую традицию, в которой монахи, соблюдающие целомудрие, жили в различных монастырях. Монахов Бон называют Трангсонг , термин, который переводится с санскрита риши (провидец или мудрец). [46] Ключевой фигурой в становлении бонского монашества был Ньямме Шераб Гьялцен (мНьям мед Шес раб гьял мтшан, ок. 1356–1415). [56] По словам Жана Люка Ашара, «его настойчивое внимание к Мадхьямаке , логике, постепенному пути ( ламрим ) и философским исследованиям смоделировало ныне традиционный подход к практике в большинстве монастырей Бонпо». [56] Его традиция подчеркивает важность сочетания изучения сутры, тантры и Дзогчена. [56] Самый важный монастырь Бон — монастырь Менри , построенный в 1405 году в Цанге . Бонские монахи, как и их буддийские коллеги, изучают Священные Писания, участвуют в философских дебатах и проводят ритуалы. Однако в Боне также есть сильные традиции йогов-мирян. [46]
Эпоха Нью Бона [ править ]
«Новый Бон» ( бонсар или сарма Бон) — это более позднее развитие традиции Бон, которое тесно связано как с Вечным Боном, так и со школой Ньингма тибетского буддизма. [13] [57] В центре внимания фигур Дренпа Намкха , Цеванг Ригдзин и Падмасамбхава , которые, как полагают в этой школе, передали и написали комментарии к произведениям Тонпа Шенраба примерно в 8 веке. [13]
По мнению Жана Люка Ашара, движение «Новый Бон» начинается в Восточном Тибете с работ Тулку Лодена Ньингпо (1360–1385), тертона, открывшего Зибджи ( гзи брджид ), знаменитую биографию Тонпа Шенраба. [13] Его реинкарнация, Течен Мишик Дордже, также известна своими откровениями терма. [13]
Движение продолжало развиваться: новые тексты Бон терма были открыты даже в XVIII веке такими влиятельными тертонами, как Тулку Сангье Лингпа (р. 1705 г.) и первый Кундрол Дракпа (р. 1700 г.). [13] Представители Нью Бон не считают свои откровения действительно «новыми» в том смысле, что они не считают свои откровения в конечном счете отличными от Юнгдрунг Бон. Однако некоторые последователи более ортодоксальных линий Юндрунг Бон, таких как традиция Манри, считали, что эти терма находятся под влиянием буддизма. Более поздние деятели Нового Бона, такие как Шардза Ринпоче (1859–1934), ответили на эту критику (см. его «Сокровищницу добрых высказываний» , leg bshad mdzod ). [13] Работа этих деятелей Нью-бона привела к расцвету Нью-Бона в Восточном Тибете. [58]
Известно, что некоторые тибетские тертоны, такие как Дордже Лингпа, открыли терма Нью Бон, а также терма Ньингма. [57]
Лобсанг Еше (1663–1737), признанный 5-м Панчен-ламой ( 5-м Далай-ламой 1617–1682), был членом семьи Дру, важной семьи Бон. Самтен Кармай рассматривает этот выбор как жест примирения с Боном со стороны Пятого Далай-ламы (который ранее силой превратил некоторые монастыри Бон в монастыри Гелуг). При Пятом Далай-ламе бон также был официально признан тибетской религией. [59] Бон сильно пострадал во время джунгарского вторжения в Тибет в 1717 году, когда многие ньингмапа и бонпо были казнены. [60]
Современный период [ править ]
В XIX и XX веках традиция Бон (как линии Нового Бона, так и линии Вечного Бона) процветала в Восточном Тибете под руководством харизматичных лам Бонпо, таких как бДе эн глинг па, д Балгтер стаг с лаг кан (bsTan 'dzin dbang rgyal) , gSang sngags gling pa и Шардза Ринпоче. [61]
Шардза Таши Гьялцен (1859–1933) был особенно важным мастером бон той эпохи, собрание сочинений которого насчитывает до восемнадцати томов (а иногда и двадцати). [62] По словам Уильяма М. Горвина, эта фигура является «самым известным и влиятельным светилом религии Бон девятнадцатого и двадцатого веков». [63] Он был связан с ортодоксальной монастырской традицией Вечного Бон Манри, а также с фигурами Нового Бона, такими как 5-е и 6-е воплощения Кун Грола, gSang sngags gling pa (р. 1864) и bDe chen gling pa (1833–1893), а также с dBal bon sTag lag can, bsTan’ d zin dbang rgyal (р. 1832). Эти фигуры поддерживали ортодоксальную традицию Манри Вечного Бон, а также придерживались линии терма Нового Бона. [64]
Также известно, что Шардза Ринпоче имел связи с несектантскими буддийскими ламами движения Риме и обучал как буддистов, так и бонпо. [65] [66]
У Шардзы Ринпоче было много учеников, в том числе его племянник Лодро Гьяцо (1915–1954), который возглавил линию передачи, а также обитель и колледж Шардзы после кончины Шардзы. [67] [68] Его ученик Кагья Кхьюнгтрул Джигмей Намка обучил многих практиков не только религии Бон, но и всем тибетским наукам. [69] До китайской оккупации в Тибете было основано более трехсот бонских монастырей. Из них монастырь Менри и монастырь Шуришинг Юнгдрунг Дунгдраклин были двумя основными монастырскими университетами для изучения и практики Бон.
Текущая ситуация [ править ]
проживало 400 000 последователей Бон По оценкам ученых, в 2019 году на Тибетском нагорье . [70] Когда Тибет был захвачен Китайской Народной Республикой было около 300 монастырей Бон , в Тибете и остальной части западного Китая . Бон постигла та же участь, что и тибетский буддизм во время Китайской культурной революции , хотя их монастырям разрешили восстановить после 1980 года. [71]
Нынешним духовным главой Бона является Менри Тризин Ринпоче , преемник Лунгтока Тенпая Ньимы (1929–2017), тридцать четвертого настоятеля монастыря Менри (разрушенного во время Культурной революции , но теперь восстановленного), который сейчас председательствует в Пал Шен- тен Менри Линг в Доланджи в Химачал-Прадеше , Индия. Держатели 33-й линии монастыря Менри , Менри Тризин Лунгтог Тенпей Ньима и Лопон Тензин Намдак являются важными нынешними держателями линии Бон.
также существует ряд заведений Бон В Непале ; Монастырь Тритен Норбутсе Бонпо находится на западной окраине Катманду . Ведущим монастырем Бона в Индии является обновленный монастырь Менри в Доланджи , штат Химачал-Прадеш .
Официальное признание [ править ]
Бонпо оставались стигматизированной и маргинализированной группой до 1979 года, когда они направили своих представителей в Дхарамшалу и Далай-ламу XIV , который посоветовал парламенту Центральной тибетской администрации принять членов Бон. До этого признания, в течение предыдущих двадцати лет, сообщество бон не получало никакой финансовой поддержки, которая направлялась через офис Далай-ламы, и часто им пренебрегали и пренебрежительно относились к нему в сообществе тибетских беженцев. [72]
С 1979 года Бон получила официальное признание своего статуса как религиозной группы, имеющей те же права, что и буддийские школы. Это было подтверждено в 1987 году Далай-ламой, который также запретил дискриминацию бонпо, заявив, что это недемократично и саморазрушительно. Он даже надел ритуальные принадлежности Бон, подчеркивая «религиозное равенство веры Бон». [73] Далай-лама теперь считает Бон пятой тибетской религией и предоставил Бонпо представительство в Совете по делам религии в Дхарамсале . [57]
Однако тибетцы по-прежнему различают бон и буддизм, называя членов школ Ньингма, Шакья, Кагью и Гелуг нангпа , что означает «инсайдеры», а практикующих бон — «бонпо» или даже чипа («аутсайдеры»). [74] [75]
Учения [ править ]
По словам Самуэля, учения Бон очень напоминают учения тибетского буддизма, особенно школы Ньингма . Бонское монашество также развило философскую и дискуссионную традицию, созданную по образцу традиции школы Гелуг . [76] Как и буддизм, учения Бон рассматривают мир как место страданий и стремятся к духовному освобождению. Они учат карме и перерождению , а также шести сферам существования, найденным в буддизме. [77]
Бон-ламы и монахи выполняют те же роли, что и тибетские буддийские ламы, а божества и ритуалы Бон часто напоминают буддийские, даже если их имена и иконография различаются в других отношениях. [76] Например, бонское божество Пхурба — почти то же божество, что и Ваджракилайя , а Чамма очень напоминает Тару . [76]
Пер Кверне пишет, что на первый взгляд Бон «кажется почти неотличимым от буддизма в отношении его доктрин, монашеской жизни, ритуалов и медитативных практик». [78] Однако обе религии согласны в том, что они различны, и главное различие состоит в том, что источником религиозного авторитета Бон является не индийская буддийская традиция, а то, что она считает вечной религией, которую она получила от Чжанчжунга (в Западном Тибете) и в конечном итоге происходит от из земли под названием Тазик, где жил Тонпа Шенраб, правил как король и обучал Бон. [78] Бон также включает в себя множество ритуалов и забот, которые не так распространены в тибетском буддизме. Многие из них являются мирскими и прагматичными, например, ритуалы гадания, погребальные ритуалы, призванные направить сознание умершего человека в высшие сферы, или умиротворение местных божеств посредством ритуалов выкупа. [79]
В мировоззрении Бон термин «Бон» означает «истина», «реальность» и «истинное учение». Религия Бон, открытая просветленными существами, предлагает способы взаимодействия с мирским миром, а также путь к духовному освобождению. [5] Учение Бон обычно классифицируется по-разному, включая «девять путей», четыре портала и пятый — сокровищницу.
Мировоззрение [ править ]
Согласно Бону, вся реальность пронизана трансцендентным принципом, имеющим мужской аспект, называемый Кунтузангпо (Всеблагое), и женский аспект, называемый Кунтузангмо. Этот принцип представляет собой пустую динамическую потенциальность. Его также отождествляют с так называемым «хорошим телом» (bon sku), которое является истинной природой всех явлений и похоже на буддийскую идею Дхармакаи , а также с «бон-природой» (bon nyid). , что похоже на « природу Будды ». Этот высший принцип является источником всей реальности, и для достижения духовного освобождения необходимо понять эту высшую природу. [42]
По мнению Джона Мирдина Рейнольдса, Бонпо Дзогчен раскрывает изначальное состояние (ye gzhi) или естественное состояние (gnas-lugs), которое описывается с точки зрения внутренней изначальной чистоты (ka-dag) и спонтанного совершенства в проявлении (lhun-grub). ). [57]
Понимание реальности Бон Дзогчен Пауэрс объясняет следующим образом:
В текстах Бон Дзогчен мир считается эманацией светящегося ума. Все явления опыта являются его иллюзорными проекциями, существующими в самом уме. Ум, в свою очередь, является частью изначальной основы всей реальности, называемой «бон-природой». Оно существует в форме разноцветного света и пронизывает всю реальность, которая является лишь его проявлением. Так, Шардза Таши Гьялцен утверждает, что все существует в зависимости от ума, который является выражением природы бон... ум — это изначально чистая сущность, которая сосуществует с природой бон, всепроникающая реальность, которая воспринимается только теми, кто которые устранили случайные ментальные недуги и реализовали светящуюся потенциальность ума. Достигшие пробуждения превращаются в пестрый свет в форме радужного тела, после чего их физические формы растворяются, не оставляя после себя ничего. И циклическое существование, и нирвана являются умом, с той лишь разницей, что те, кто достиг нирваны, устранили иллюзорные омрачения, и поэтому их познавательные потоки проявляются как ясный свет, в то время как существа, захваченные циклическим существованием, не способны распознать светящуюся природу ума и так страдают от его иллюзорных творений. [80]
Классификация учений [ править ]
По мнению Джона Мирдина Рейнольдса , основные учения Бон классифицируются на три основные схемы: [57]
- Девять последовательных путей к просветлению (theg-pa rim dgu);
- Четыре Портала Бона и пятый — Сокровищница (sgo bzhi mdzod lnga);
- Три цикла заповедей: внешний, внутренний и тайный (bka' phyi nang gsang skor gsum).
Девять путей или средств передвижения [ править ]
Сэмюэл отмечает, что Бон имеет тенденцию более восприимчиво и откровенно относиться к практической стороне жизни (и важности жизненных ритуалов и мирской деятельности), что подпадает под подразделение «Бон причины» «Девяти путей Бон» ( bon theg pa rim dgu ). Эта схема включает в себя все учения Бон и делит их на девять основных классов, а именно: [81] [82]
- Путь предсказания ( phyva gshen theg pa ) систематизирует ритуалы , гадания , медицину и астрологию ;
- «Путь визуального мира» ( snang shen theg pa ) обучает ритуалам местных богов и духов на удачу.
- Путь Магии (' phrul gshen theg pa ) объясняет магические обряды экзорцизма , направленные на уничтожение враждебных сущностей.
- «Образ жизни» ( srid gshen theg pa ) подробно описывает ритуалы похорон и смерти, а также способы защиты жизненной силы живых.
- Путь мирянина ( dge bsnyen theg pa ) светской морали, содержит десять принципов здоровой деятельности, а также мирских жизненных ритуалов.
- Путь аскета ( дранг сронг тег па ) или «Свастика Бон» фокусируется на аскетической практике, медитации и монашеской жизни;
- Путь Изначального Звука ( а dkar theg pa ) или Путь Белого А, это относится к тантрическим практикам и тайным мантрам ( gsang sngags );
- Путь Изначального Шен ( ye gshen theg pa ) относится к определенным особым йогическим методам. школы Ньингма Это соответствует Ануйоге .
- Высший Путь ( blamed theg pa ), или Путь Дзогчен (Великое Совершенство). Как и ньингмапы, бонпо считают Дзогчен высшим медитативным путём.
Традиционно Девять Путей преподаются в трех вариантах: в Центральных, Северных и Южных сокровищницах. Центральное сокровище наиболее близко к учению Ньингма Девять Ян , а Северное сокровище утеряно. Тензин Вангьял Ринпоче разработал южное сокровище с помощью шаманизма. [37]
Девять путей подразделяются на два основных раздела в традиции терма «Южное сокровище»: [81] [57]
- «Бон Причины» ( rgyu ) включает в себя первые четыре из вышеперечисленных;
- «Бон эффекта» (' bras bu ) включает в себя пути с пятого по девятый, причем высший путь — это Путь Дзогчен (как в школе Ньингма).
Четыре Портала и Пятый, Сокровищница [ править ]
Эта классификация, называемая «Четыре портала» и «Пятая сокровищница» ( sgo bzhi mdzod lnga ), представляет собой другую и независимую систему классификации. [57] Основные наборы учений здесь разделены следующим образом: [57]
- Бон «Белых вод», содержащий яростные мантры (chab dkar drag-po sngags kyi bon), посвящен тантрическим или эзотерическим вопросам, главным образом жестоким или гневным практикам и божествам.
- Бон «Черных вод» для непрерывности существования (чаб наг срид-па rgyud kyi bon) касается гадания, магии , погребальных обрядов , ритуалов очищения и ритуалов выкупа.
- Бон Обширной Праджняпарамиты из страны Пханьюл ('phan-yul rgyas-pa 'bum gyi bon) включает в себя учения по мирской и монашеской этике, а также изложения философии Праджняпарамиты .
- Бон Священных Писаний и Тайные Устные Наставления Мастеров (dpon-gsas man-ngag lung gi bon) посвящены главным образом учениям Дзогчен .
- Бон Сокровищницы, обладающий высочайшей чистотой и всеобъемлющий (gtsang mtho-thog spyi-rgyug mdzod kyi bon), представляет собой антологию важнейших предметов Четырех Порталов.
Три цикла [ править ]
Три цикла обетов: внешний, внутренний и тайный (bka' phyi nang gsang skor gsum): [57]
- Внешний цикл (phyi skor) посвящен учениям сутры о пути отречения.
- Внутренний цикл (nang skor) содержит тантрические учения (rgyud-lugs) и известен как путь трансформации (sgyur lam).
- Тайный цикл (gsang skor) содержит сокровенные наставления Дзогчен (man-ngag) и известен как Путь самоосвобождения (grol lam).
Традиции Бон Дзогчен [ править ]
Существует три основные традиции Бон Дзогчен: [83] [57] [84]
- Слуховая линия Шанг-шунг ( Чжан-шунг ньен-гю ) – эта традиция в конечном итоге восходит к изначальному Будде Кунту Зангпо, который обучал ей девять Сугат , последним из которых был Сангва Дупа. Эти учения затем были переданы двадцатью четырьмя мастерами Дзогчена в Тазике и Шангжунге, каждый из которых, как говорят, достиг радужного тела . [85] VII века В конечном итоге линия передачи достигла сиддха Тапихритсы , последнего из 24 мастеров. Позже он явился сиддхе Шангжунга VIII века Гьерпунгу Нангжеру Лёдпо, который находился в ретрите возле озера Дарок, и дал ему прямое введение в Дзогчен. [85] Гьерпунг Нангжер Лёдпо передал учения многочисленным ученикам, которые также записали учения. Эта линия продолжалась до тех пор, пока не достигла Пён-гьяла Цанпо, который перевел эти труды на тибетский язык с языка Шангжунг. [85]
- А-хрид («Учение, ведущее к Изначальному состоянию, т.е. А») - эта традиция была основана Меутоном Гонгдзад Ритрод Ченпо («Великая медитация-сокровищница отшельника семьи rMe'u», ок. 11 века). Эти учения разделены на три раздела, посвященные воззрению (lta-ba), медитации (sgom-pa) и поведению (spyod-pa), и структурированы в набор из восьмидесяти сеансов медитации, которые длятся несколько недель. Более поздние фигуры, такие как Аза Лодо Гьялцан и Дручен Гьялва Юнгдрунг, сократили практики до меньшего количества занятий. Великий мастер Бонпо Шардза Ринпоче написал обширные комментарии к системе А-хрид и связанной с ней практике темного затворничества . [57]
- Дзогчен Янгце Лонгчен . Эта система основана на терме под названием rDzogs-chen yang-rtse'i klong-chen («Великое обширное пространство Высочайшей вершины, которая есть Великое Совершенство»), которое было открыто Жодтоном Нгодрубом Драгпой в 1080 г. (внутри статуи Вайрочаны). Терма приписывают мастеру Бонпо восьмого века Лишу Тагрину. [57]
Доннателла Росси также упоминает еще два важных цикла учений Бон Дзогчен: [86]
- Йе кхри мта'сел , также известный как Индийский цикл ( rgya gar gyi skor ), который приписывается мастеру Шангжунга восьмого века Дранпе Намкхе и, как говорят, был передан в 11 веке Лунг Бон Лха Гняну чудесным явлением. сына Дранпы Намкхи.
- Бьянг чуб семс габ па дгу скор, который классифицируется как важный текст «Южные сокровища» и был обнаружен Шенченом Лугой (996–1035), важной фигурой позднего распространения Бон.
Пантеон [ править ]
Просветленные существа [ править ]
Божества Бон имеют некоторое сходство с буддийскими божествами Махаяны , некоторых также называют «Буддами» (сангье), но у них также есть уникальные имена, иконография и мантры. [87] Как и в тибетском буддизме, божества Бон могут быть « мирными » или « гневными ». [88]
Важнейшими из мирных божеств являются «Четыре трансцендентных владыки Дешек Цожи (бДер гшегс гцо бжи)». [88] Каждое из этих четырёх существ имеет множество различных форм и проявлений. [88] Это: [88]
- «Мать» Сатриг Эрсанг , женщина-Будда, чье имя означает мудрость и которая похожа на Праджняпарамиту (и тоже желтого цвета). Ее «пять героических слогов»: СРУМ, ГАМ, РАМ, ЯМ, ОМ. [89] Одним из ее наиболее важных проявлений является Шераб Чамма (любящая женщина мудрости), женщина-бодхисаттва.
- «Бог» Шенла Окар (жрец мудрости белого света) или Шива Окар (мирный белый свет), божество света мудрости и сострадания, основной цвет которого — белый. Он связан с Дхармакайей . Кваерне видит некоторое сходство с Амитабхой . [90] Другое важное божество Дхармакаи — Кунтузангпо (Самантабхадра, Все Доброе), изначальный Будда , выполняющий ту же функцию, что и одноименная фигура в школе Ньингма. И Кунтузангпо, и Шенлха Окар рассматриваются как олицетворения «Тела Бон», или Абсолютная Реальность. [91] В Боне Кунтунзангпо часто представлен в несколько иной форме, называемой Кунзанг Акор («Всеблагой, Цикл А»), изображается сидящим в медитации с буквой А на груди. [91]
- «Создатель» (сипа), Сангпо Бумтри . Он — существо, порождающее существ этого мира и играющее важную роль в космогонических мифах Бон. Он связан с самбхогакаей . [92]
- «Учитель» Тонпа Шенраб Мивоче (что означает: Верховный Жрец, Великий Человек). Он связан с нирманакаей и является нынешним учителем Бон этой эпохи. [93]
Бон Йидамы (медитативные или божества-покровители) — это те божества, которые часто используются в медитативной тантрической практике и представляют собой в основном свирепые или гневные формы. Этот класс божеств напоминает буддийских йидамов, таких как Чакрасамвара и Хеваджра . В него входят такие фигуры, как Магью Сангчог Тартуг («Высшая тайна материнских тантр, достижение предела»), Трово Цочог Кхагинг («Гневный, Верховный Господь, возвышающийся в небе»), Велсе Нгампа («Свирепое пронзительное божество») и Мери. («Огненная гора»). [94] У Бонпо также есть тантрическая традиция о божестве по имени Пурпа, которое очень похоже на божество Ньингма Ваджракилаю . [95]
Как и буддисты, пантеон Бон также включает в себя различные божества-покровители, сиддхов (совершенных), лам (учителей) и дакини . Некоторыми ключевыми фигурами являются Дренпа Намка (крупный бон-лама VIII века, имя которого также упоминается в буддийских источниках), мудрец Такла Мебар (ученик Тонпа Шенраба), Сангва Дупа (мудрец из Тазика), Зангса Рингцун (Благоприятная госпожа Долгая жизнь). [96]
Мирские боги и духи [ править ]
Космос Бон содержит множество других божеств, в том числе Шангпо и Чучам (богиню воды), которые породили девять богов и богинь. Есть также 360 Кекхо, живущих на горе Тисе (Кайлас), и 360 божеств Верма. Они связаны с 360 днями в году. [97]
Другая группа божеств — Белый Старик, бог неба, и его супруга. Они известны под разными именами, например, Гьялпо Пехар, называемый «Король Пехар» ( Wylie : pe har rgyal po ). Пехар изображается как божество-покровитель Чжанчжунга, центра религии Бон. Сообщается, что Пехар связан с небесными небесами и небом в целом. В ранние буддийские времена Пехар превратился в шаманскую птицу, чтобы адаптироваться к птичьим мотивам шаманизма. Супруга Пехара — женское божество, известное под одним из своих имен как Дюза Минкар ( Уайли : bdud gza smin dkar ). [98]
Бонпо культивируют домашних богов в дополнение к другим божествам, и планировка их домов может включать различные места для божеств-покровителей. [99]
Китайское влияние также заметно в некоторых божествах, которым поклоняются в Бон. Например, Конфуцию почитают в Боне как святого короля и мастера магии, гадания и астрологии. Его также считают реинкарнацией Тонпа Шенраба Мивоче , легендарного основателя Бона. [100]
В балтийской версии Бона в Балтистане таким божествам, как лха (боги), клю (змеи или драконы) и лхамо поклоняются (богини), и среди местного населения до сих пор существует множество легенд об этих божествах.
Бонская литература [ править ]
Бонские тексты можно разделить на переводы учений (слова Будды Шенраба, встречающиеся в Бон Канджур) и переводы трактатов (философские и комментаторские тексты, Бон Тенджур). [77] Бон Канджур включает в себя четыре основные категории: Сутры ( mdo ), Учения о совершенстве мудрости (' bum ), Тантры ( rgyud ) и Высшее Знание ( mdzod, «Сокровищница»), которое посвящено высшим формам медитации. . [101] Согласно Кварне, материалы Тенджура подразделяются на три основные категории: «Внешние», включая комментарии к каноническим текстам, касающимся монашеской дисциплины, морали; метафизика и биографии Тонпа Шенрапа; «Внутренние», включающие комментарии к Тантрам, включая ритуалы. сосредоточение внимания на тантрических божествах и культе дакинь, богинь, задачей которых является защита Учения, а также мирских ритуалах магии и гадания и, наконец, «Тайна», раздел, посвященный медитативным практикам». [101]
Помимо этого, канон Бон включает материалы по ритуалам , искусству декоративно - прикладному , логике , медицине , поэзии и повествованиям . По словам Пауэрса, литература Бон включает многочисленные ритуальные и литургические трактаты, которые имеют некоторое сходство с тибетскими буддийскими ритуалами. [102] По словам Пера Кварне, «хотя в настоящее время невозможно установить точную дату формирования Бонпо Канджур... похоже, он не содержит текстов, которые стали известны позднее 1386 года. Разумным предположением было бы, что Бонпо Канджур был собран к 1450 году». [101]
По мнению Самуэля, тексты Бон подобны буддийским текстам и, таким образом, предполагают «значительный объем заимствований между двумя традициями в десятом и одиннадцатом веках. Так было с практикой Пхурбы, некоторые из них вполне могли быть в противоположном направлении». [95] Пауэрс аналогичным образом отмечает, что «многие бонские писания почти идентичны текстам буддийского канона, но часто имеют разные названия и бонские технические термины» и «лишь несколько бонских текстов, которые, кажется, появились до буддизма». [77] Хотя западные ученые первоначально предполагали, что это сходство с буддийскими текстами было простым плагиатом , работы Снеллгроува и других пересмотрели эту точку зрения, и теперь большинство исследователей Бона считают, что во многих случаях буддийские тексты заимствуют и воспроизводят тексты Бон. Пер Кверне пишет, что «это не означает, что бон на каком-то этапе не находился под сильным влиянием буддизма; но как только две религии, бон и буддизм, утвердились как конкурирующие традиции в Тибете, их отношения стали сложными и взаимовлияющими. [78]
Что касается текущего статуса бонского канона, Пауэрс пишет следующее:
Канон Бон сегодня состоит примерно из трехсот томов, которые были вырезаны на деревянных блоках примерно в середине девятнадцатого века и хранились в Трошу в восточном Тибете. Копии канона печатались до 1950-х годов, но блоки были уничтожены во время Культурной революции, хотя, похоже, большая часть текстов была привезена в Индию или спрятана в Тибете. [77]
Горячие источники [ править ]
Большую часть бонского канона составляют многочисленные терма (тексты-сокровища), которые, как полагали, были спрятаны в период преследований и начали обнаруживаться в 10 веке. [101] Бонпо считают, что их терма были спрятаны такими мастерами, как Дренпа Намкха, в период упадка и преследований при царе Трисонге Децене , а затем были заново открыты более поздними бон-тертонами (искателями сокровищ). [102]
Три основных терма Юнгдрунг Бон: [103]
- «Северное сокровище» ( Wylie : byang gter ), составленное на основе текстов, обнаруженных в Чжанчжунге и северном Тибете.
- «Центральное сокровище» ( Wylie : dbus gter ) из Центрального Тибета.
- «Южное сокровище» ( Wylie : lho gter ), обнаруженное в Бутане и Южном Тибете.
Три бонских писания — mdo 'dus , gzer mig и gzi brjid — связаны с мифами о Тонпа Шенрабе Мивоче . Бонпо считают первые два gter ma, вновь открытые примерно в десятом и одиннадцатом веках, а последний — nyan brgyud (устная передача), продиктованную Лоденом Ньингпо, жившим в четырнадцатом веке. [104]
Пещера сокровищ ( тибетский : mdzodphug , Уайли : mdzod phug ) — бон- терма , обнаруженная Шенченом Лугой ( тибетский : གཤེན་ཆེན་ཀླུ་དགའ , Уайли : gshen chen klu dga' ) в начале 11 века, который является важным источником для изучения языка шанг-шунг . [105]
Основные учения великого совершенства Бон можно найти в текстах терма, называемых «Три цикла откровения» . Основной текст Бон Дзогчен — «Золотая черепаха» , открытый Нгодрупом Дракпой (ок. 11 века). По словам Самтена Кармая, эти учения аналогичны учениям класса Семде в Ньингме. [106] По словам Жана Люка Ашара, основной цикл Дзогчен, изучаемый и практикуемый в современном Бон, — это «Устная передача Великого Совершенства в Шангжунге» ( rDzogs pa chen po zhang zhung snyan rgyud ) , цикл, который включает в себя учения по практикам Дзогчена трекчо и тогал. (хотя для обозначения этих практик используются разные термины) и приписывается шангжунгскому мудрецу Тапихрице . [107]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Самуэль 2012, стр. 220–221.
- ^ Квэрне, Пер (1995). Религия Бон Тибета: иконография живой традиции . Бостон, Массачусетс: Шамбала. п. 13. ISBN 9781570621864 . Проверено 4 ноября 2022 г.
Согласно своей исторической перспективе, бон был завезен в Тибет за много столетий до буддизма и пользовался королевским покровительством, пока не был окончательно вытеснен «ложной религией» (т.е. буддизмом) из Индии ...
- ^ Самуэль 2012, с. 220.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кварне 1996, с. 9–10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пауэрс 2007, стр. 500–501.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пауэрс (2007), с. 497.
- ^ Кармай, Самтен Г., «Отрывок из «Общего введения в историю и доктрины Бон»», в Алексе Маккее, изд. История Тибета, Том 1 (Нью-Йорк: Routledge, 2003), 496–9.
- ^ Намдак, Лопон Тензин, Сердечные капли Дхармакаи (Итака: Snow Lion Publications, 2002).
- ^ Кармай,
- ^ Кан, Сяофэй; Саттон, Дональд С. (2016). «Гарнизонный город в Мине: коренные жители и государство в Большом Сонгпане». Борьба с Желтым Драконом: этническая принадлежность, религия и государство на китайско-тибетском пограничье, 1379–2009 гг . Религия в китайских обществах ISSN 1877-6264, Том 10. Лейден: Brill. п. 32. ISBN 9789004319233 . Проверено 4 ноября 2022 г.
[...] Юнгдрунг Бон [...] возник в 10 и 11 веках, вместе со вторым подъемом буддизма в Тибете, и продолжает оставаться практикой меньшинства среди тибетцев как в Народной Республике, так и за рубежом.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашар, Жан-Люк (2015). «О каноне Бонпо Института тибетских исследований Коллеж де Франс» . Письмо из Коллеж де Франс (9). Коллеж де Франс: 108–109. doi : 10.4000/letter-cdf.2225 . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-860560-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ашар, Жан Люк. «Три вида Бон (Сокровищница жизней: Биографическая энциклопедия Тибета, Внутренней Азии и Гималайского региона)» . Сокровищница жизней . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Сэмюэл, Джеффри, «Шаманизм, Бон и тибетская религия», в книге Алекса Маккея, изд. История Тибета, Том 1 (Нью-Йорк: Routledge, 2003), 462–3.
- ^ Самуэль, 465-7.
- ^ Самуэль, 465.
- ^ Кверне, Пер, «Изучение Бона на Западе: прошлое, настоящее и будущее», в Алексе Маккее, изд. История Тибета, Том 1 (Нью-Йорк: Routledge, 2003), 473–4.
- ^ Кваерне, «Исследование Бона на Западе», 473-4.
- ^ Кваерне, «Исследование Бона на Западе», 474.
- ^ Веддерберн, AJM (2011). Крещение и воскресение: исследования богословия Павла на его греко-римском фоне . Издатели Wipf & Stock. п. 19. ISBN 978-1-61097-087-7 . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Кваерне, «Исследование Бона на Западе», 476.
- ^ Кваерне, «Исследование Бона на Западе», 478.
- ^ Кваерне, Пер, «Отрывок из бонской религии Тибета », в книге Алекса Маккея, изд. История Тибета, Том 1 (Нью-Йорк: Routledge, 2003), 486.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кваэрне, «Отрывок из Религии Бон Тибета », 486.
- ^ Кваэрне, «Отрывок из Религии Бон Тибета », 486.
- ^ Кармай, «Отрывок из «Общего введения в историю и доктрины Бон»», 496-9.
- ^ Уильям М. Джонстон (2000). Энциклопедия монашества . Тейлор и Фрэнсис. стр. 169–171. ISBN 978-1-57958-090-2 .
- ^ Самуэль 2012, с. 230.
- ^ «Отчет об исследовании древних корейских книг Пуми» . Pumichina.com. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 г. Проверено 14 июня 2013 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ермаков, Дмитрий (2011) Бон как многогранный феномен: взгляд за пределы Тибета на культурные и религиозные традиции Евразии , представлено на конференции Бон, Чжан Шунг и Ранний Тибет, SOAS, Лондон, 10 сентября 2011 г.
- ^ Пауэрс 2007, с. 503.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Самуэль 2012, с. 221.
- ^ Квэрне 1996, с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Самуэль 2012, с. 227.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кварне 1996, с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пауэрс 2007, с. 502.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тензин Вангьял Ринпоче , Исцеление формой, энергией и светом . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion, 2002. ISBN 1-55939-176-6 , стр. XX
- ^ Ашар, Жан Люк. «Три вида Бон (Сокровищница жизней: Биографическая энциклопедия Тибета, Внутренней Азии и Гималайского региона)» . Сокровищница жизней . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Ван Шайк, Сэм. Тибет: История . Издательство Йельского университета , 2011 г., страницы 99–100.
- ^ Вангьял (2002) .
- ^ Самуэль 2012, с. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пауэрс 2007, с. 506.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шайк, Сэм ван (24 августа 2009 г.). «Буддизм и Бон IV: Что такое Бон?» . ранний Тибет . Проверено 28 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тибетская Книга Мертвых . Перевод Дордже, Гюрнме; Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен. Вступительный комментарий Далай-ламы XIV (первое американское издание). Нью-Йорк: Викинг Пресс . 2005. с. 449. ИСБН 0-670-85886-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Турман в: Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (ред.): Мудрость и сострадание: Священное искусство Тибета , стр. 21–22, 1991 г., Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк (с 3 учреждениями), ISBN 0810925265
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пауэрс 2007, с. 505.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Горвин 2018, с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Квэрне , Пер. «Бон спасает Дхарму» в Дональде С. Лопесе (младшем) (редактор) (1998). Религии Тибета на практике, с. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кварне 1996, с. 22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кварне 1996, с. 119.
- ^ «Биография Шенчен Луги» . colab.its.virginia.edu . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Квэрне 1996, с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Самуэль 2012, стр. 230–231.
- ^ Росси 2000, с. 23.
- ^ Ахард (2008), с. XIX.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ахард 2008, с. XIX.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мирдин Рейнольдс, Джон. "Vajranatha.com | Традиции Дзогчен-медитации Бонпо и Ньингмапа" . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Ахард 2008, с. XXI.
- ^ Кармай, Самтен Г. (2005), «Великая пятая» (PDF) , Информационный бюллетень Международного института азиатских исследований , вып. 39, стр. 12–13, заархивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2013 г. , получено 24 мая 2010 г.
- ^ Норбу, Намкай. (1980). «Бон и Бонпос». Тибетское обозрение , декабрь 1980 г., с. 8.
- ^ Ахард 2008, с. хх
- ^ Ахард 2008, с. XXIII.
- ^ Горвин 2018, с. 2.
- ^ Ахард 2008, стр. XXI-XII.
- ^ Самуэль 2012, с. 228.
- ^ Горвин 2018, с. 3.
- ^ Горвин 2018, с. 4.
- ^ Ахард 2008, с. 113
- ^ «История традиции ЮнгДрунг Бон» . Шераб Чамма Линг . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Тибет» . Государственный департамент США . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Самуэль 2012, с. 231.
- ^ Самуэль 2012, с. 222.
- ^ Квэрне, Пер и Ринзин Таргьял. (1993). Бон, Буддизм и демократия: формирование тибетской национальной идентичности , стр. 45–46. Северный институт азиатских исследований. ISBN 978-87-87062-25-1 .
- ^ «Детский дом Бон в Доланджи и Польский фонд помощи детям Тибета» . Nyatri.org. 4 июля 2023 г.
- ^ «О Боне: Бонская культура» . Bonfuturefund.org. Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 г. Проверено 14 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Самуэль 2012, стр. 223–224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пауэрс 2007, с. 508.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Квэрне , Пер. «Бон спасает Дхарму» в Дональде С. Лопесе (младшем) (редактор) (1998). Религии Тибета на практике, с. 98.
- ^ Горвин 2018, с. 22.
- ^ Пауэрс 2007, с. 511.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Самуэль 2012, с. 226
- ^ Пауэрс 2007, с. 509
- ^ Бру-сгом Ргьял-ба-гьюнг-друнг (1996), Стадии медитации А-хрид: практика Дзогчен традиции Бон, перевод Пера Кваерне и Туптена К. Райки , стр. x – xiii. Библиотека тибетских произведений и архивов
- ^ Росси 2000, стр. 26–29
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мирдин Рейнольдс, Джон. "Vajranatha.com | Устная традиция Шанг-Шунга" . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Росси 2000, стр. 29–30
- ^ Пауэрс 2007, стр. 510–511.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кварне 1996, с. 24.
- ^ Квэрне 1996, с. 25.
- ^ Кваерне 1996, стр. 25–26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кварне 1996, с. 29
- ^ Квэрне 1996, с. 26.
- ^ Квэрне 1996, с. 27.
- ^ Кваерне 1996, стр. 74–86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Самуэль 2012, с. 224
- ^ Кваерне 1996, стр. 117-
- ^ Пауэрс 2007, с. 507.
- ^ Хаммель, Зигберт. «ПЕ-ХАР». Восток и Запад 13, № 4 (1962): 313–6.
- ^ «Тибетский буддизм – Часть первая» (PDF) . Шарпэм Траст. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 года . Проверено 13 июля 2011 г.
Каждый день [ sic ] хозяин дома призывал этого бога и сжигал можжевельник и листья, чтобы умилостивить его.
- ^ Линь, Шэнь-юй (2005). «Тибетский образ Конфуция» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (12): 105–129. Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кварне 1996, с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пауэрс 2007, с. 510
- ^ М. Алехандро Чауль-Рейх (2000). «Бонское монашество». Цитируется по: Уильям М. Джонстон (автор, редактор) (2000). Энциклопедия монашества, Том 1 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 1-57958-090-4 , ISBN 978-1-57958-090-2 . Источник: [1] (дата обращения: суббота, 24 апреля 2010 г.), стр.171.
- ^ Кармай, Самтен Г. Общее введение в историю и доктрины Бон , Стрелы и Веретена . Катманду: Книжный пункт Мандала. стр. 108–113. [первоначально опубликовано в «Мемуарах исследовательского отдела Тойо Бунко» , № 33. Токио, 1975.]
- ^ Берзин, Александр (2005). Четыре безмерных отношения в Хинаяне, Махаяне и Бон . Проверено 6 июня 2016 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Пауэрс 2007, с. 510.
- ^ Ашар, Жан-Люк (2017). Шесть светильников: Тайные наставления Дзогчен традиции Бон, стр. VII – 7. Саймон и Шустер.
Источники [ править ]
- Ашар, Жан-Люк (2008). Просветленные радуги - жизнь и творчество Шардзы Таши Гьелцена Библиотека тибетских исследований Брилла, издательство Brill Academic Publishers.
- Дональд С. Лопес (младший) (ред.) (1998). Религии Тибета на практике. Мунширам Манохарлал Паблишерс Пвт. Ограничено.
- Горвин, Уильям М. (2018). Представление о тибетском светиле: жизнь современного святого Бонпо. Издательство Оксфордского университета.
- Кармай, Самтен Г. (1975). Общее введение в историю и доктрину Бон Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунько, вып. 33, с. 171–218. Токио , Япония: Тойё Бунко .
- Кверне, Пер (1996). Религия Бон Тибета, Иконография живой традиции. Шамбала
- Пауэрс, Джон (2007). Введение в тибетский буддизм, исправленное издание . Публикации Снежного Льва.
- Росси, Доннателла (2000). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии бон. Публикации Шамбалы
- Сэмюэл, Джеффри (2012). Знакомство с тибетским буддизмом. Рутледж.
- Вангьял, Тензин (2002). Исцеление формой, энергией и светом . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-176-6 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аллен, Чарльз . (1999). В поисках Шангри-Ла : Путешествие в историю Тибета . Литтл, Браун и компания. Перепечатка: Абакус, Лондон. 2000. ISBN 0-349-11142-1 .
- Баумер, Кристофер. Бон: Древняя религия Тибета . Илфорд: Мудрость, 2002. ISBN 978-974-524-011-7 .
- Беллецца, Джон Винсент. Духовные медиумы, священные горы и связанные с ними текстовые традиции бон в Верхнем Тибете . Бостон: Брилл, 2005.
- Беллецца, Джон Винсент. «gShen-rab Myi-bo, Его жизнь и времена согласно самым ранним литературным источникам Тибета», Revue d'études tibétaines 19 (октябрь 2010 г.): 31–118.
- Ермаков Дмитрий. Бѳ и Бон: древние шаманские традиции Сибири и Тибета в их отношении к учению среднеазиатского будды . Катманду: Публикации Ваджры, 2008.
- Гюнтер, Герберт В. (1996). Учение Падмасамбхавы . Лейден – Бостон: Брилл.
- Гьялцен, Шардза Таши. Сердечные капли Дхармакаи: практика Дзогчен традиции Бон , 2-е изд. Пер. Лонпон Тензин Намдак. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев, 2002.
- Хаммель, Зигберт. «ПЕ-ХАР». Восток и Запад 13, № 4 (1962): 313–6.
- Джинпа, Гелек, Чарльз Рэмбл и В. Кэрролл Данэм. Священный пейзаж и паломничество в Тибете: в поисках затерянного королевства Бон . Нью-Йорк – Лондон: Абвиль, 2005. ISBN 0-7892-0856-3
- Добрый, Мариетта. Бонский пейзаж Долпо. Паломничества, монастыри, биографии и возникновение Бон . Берн, 2012 г., ISBN 978-3-0343-0690-4 .
- Лхагьял, Дондруп и др. Обзор монастырей и храмов Бонпо в Тибете и Гималаях. Осака 2003, ISBN 4901906100 .
- Мартин, Дин. «Ол-мо-лунг-ринг, изначальное святое место», Священные места и могущественные места в тибетской культуре: Сборник очерков , под ред. Тони Хубер. Дхарамсала, HP, Индия: Библиотека тибетских произведений и архивов, 1999, стр. 125–153. ISBN 81-86470-22-0 .
- Намдак, Йондзин Лопён Тензин. Мастера Шанг Шунг Ньенгьюд: содержательные наставления из экспериментальной передачи Бонпо Дзогчен , пер. и ред. С. Ермакова и Д. Ермаков. Нью-Дели: Издательство Heritage, 2010.
- Норбу, Намкай. 1995. Друнг, Деу и Бон: Повествования, символические языки и традиция Бон в древнем Тибете . Переведено с тибетского на итальянский под редакцией и аннотациями Адриано Клементе. Перевод с итальянского на английский Эндрю Лукьяновича. Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, HP, Индия. ISBN 81-85102-93-7 .
- Пегг, Кэрол (2006). Религиозные контексты Внутренней Азии: народно-религиозные практики, шаманизм, тантрические буддийские практики . Издательство Оксфордского университета.
- Питерс, Ларри. Тибетский шаманизм: экстаз и исцеление . Беркли, Калифорния: North Atlantic Books, 2016.
- Росси, Д. (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии Бон . Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. В книге приведены переводы писаний Бон «Двенадцать маленьких тантр» и «Взгляд, подобный львиному рыку».
- Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы . Издательство Смитсоновского института.
- https://web.archive.org/web/20070928062536/http://www.sharpham-trust.org/centre/Tibetan_unit_01.pdf (по состоянию на четверг, 18 января 2007 г.)
- Йонгдзин Лопён Тензин Намдак Ринпоче (2012). Сердечная сущность Кхандро . Издательство «Наследие».
- Гулам Хасан Лобсанг, Скарду Балтистан, Пакистан, 1997 год. «История бонской философии », написанная на урду/персидском стиле. В книге описываются религиозные и культурные изменения в регионе Балтистан/Тибет/Ладакх за последние столетия и исследуется влияние местных систем верований на жизнь жителей региона в постисламскую эпоху .
Внешние ссылки [ править ]
- Тибетский Бон (на китайском и стандартном тибетском языке)
- Фонд Бон
- Бон в Беларуси и Украине (на английском языке)
- Юндрунг Бон Великобритания
- Институт Лигминча
- Институт Гялшен
- Исследования
- Siberian Bo and Tibetan Bon , studies by Dmitry Ermakov