Монгольский шаманизм

Часть серии о |
Монгольский шаманизм |
---|
Часть серии о |
Тенгрианство |
---|
![]() |
Среднеазиатско . - евразийская степная и частично сибирско - восточноазиатская религия |
Верховное божество |
Другие божества/духи |
Движения |
Связанные движения |
Люди |
Священники |
Священные Писания |
Святые места |
Топонимы |
Связанные концепции |
![]() |
Монгольский шаманизм ( монгольский : Бөө мөргөл — Böö mörgöl ), в более широком смысле называемый монгольской народной религией , [1] или изредка Тенгеризм , [2] [примечание 2] относится к анимистической и шаманской этнической религии , которая практиковалась в Монголии и прилегающих к ней районах (включая Бурятию и Внутреннюю Монголию ), по крайней мере, с начала письменной истории . На самых ранних известных этапах оно было неразрывно связано со всеми другими аспектами общественной жизни и с племенной организацией монгольского общества. По пути он попал под влияние буддизма и смешался с ним . В социалистические годы двадцатого века оно подвергалось жестоким репрессиям, но с тех пор возобновилось.
Желтый шаманизм определяет особую форму шаманизма, практикуемую в Монголии и Сибири. Термин «желтый» в «Желтом шаманизме» происходит от слова «желтый буддист»; более известный как тибетский буддизм , этот стиль шаманизма объединяет элементы ритуальной практики и традиционных буддийских обычаев. [6] Школа буддизма Гелукпа (или Гелук ), также известная как «Желтая шляпа», является одной из четырех основных школ (Ньингма, Кагью, Сакья), основанных в начале 1400-х годов в тибетском буддизме. Подобно другим буддийским школам, Гелук объединила философию и космологию буддизма Махаяны и включила в себя отличительные качества учений Ваджраяны для развития и развития своих собственных традиций. Термин Гелук на тибетском языке означает «Орден совершенства» или «Добродетельный орден», что отражает веру в институт Тулку (воплощенного ламы), уникальный только для тибетского буддизма. Кроме того, желтый цвет является важным цветом в тибетском буддизме, поскольку он представляет собой цвет, наиболее близкий к дневному свету, и символизирует смирение, проявленное Гаутамой Буддой при выборе цвета, который раньше носили преступники. [7] Еще одной отличительной чертой тибетского буддизма являются желтые шляпы пандитов, которые обычно носят монахи. [8] [9] Термин «желтый шаманизм» также служит для отличия его от формы шаманизма, не подверженной влиянию буддизма (по мнению его приверженцев), называемой черным шаманизмом . [10]
Монгольский шаманизм вращается вокруг поклонения « Тнгри » (духам-предкам) и преданности «Отцу-небу», также известному на монгольском языке как « Тенгер » или « Кормуста Тенгри ». В монгольской народной религии Чингисхан считается одним из воплощений, если не главным воплощением духа Тенгера. [11] Мавзолей Чингисхана в городе Ордос во Внутренней Монголии является важным центром этой традиции поклонения.
Особенности [ править ]
Монгольский шаманизм — это всеобъемлющая система верований, включающая медицину, религию, почитание природы и поклонение предкам. Центральное место в системе занимает деятельность мужчин и женщин-посредников между миром людей и миром духов, шаманов ( бёо ) и шаманок ( удган ). Они не единственные, кто общается с духовным миром: знать и вожди кланов также выполняют духовные функции, как и простолюдины, хотя иерархия монгольского кланового общества отражается и на манере поклонения. [12]
Божества и их классовое деление [ править ]
Клаус Гессе описал сложную духовную иерархию в клановом монгольском обществе на основе источников, восходящих к 13 веку. Высшая группа пантеона состоит из 99 тнгри (55 из них доброжелательных или «белых» и 44 устрашающих или «черных»), 77 натигаев или «матерей-земли», помимо прочих. Тнгри . призываются только лидерами и великими шаманами, и они являются общими для всех кланов После них доминируют три группы духов предков. «Владыки-Духи» — это души лидеров кланов, к которым любой член рода может обратиться за физической или духовной помощью. К «Духам-покровителям» относятся души великих шаманов ( икигари ) и шаманок ( абийя ). «Духи-хранители» состоят из душ меньших шаманов ( бёо ) и шаманок ( удуган ) и связаны с определенной местностью (включая горы, реки и т. д.) на территории рода. [13]
Различие между большими, белыми и малыми, черными (у шаманов, тнгри и т. д.) имело определяющее значение и при классовом разделении еще трех групп духов, составленных из «духов, не введенных шаманскими обрядами в общение родовых духов». «духи», но к которым, тем не менее, можно было призвать помощь – их называли «трое, принимающее мольбы» ( джалбарил-ун гурбан )». Белые принадлежали к знати клана, черные — к простолюдинам, а третья категория состояла из «злых духов рабов и нечеловеческих гоблинов». Белые шаманы могли поклоняться только белым духам (и если они призывали черных духов, они «теряли право поклоняться и призывать белых духов»), черные шаманы — только черным духам (и были бы слишком напуганы, чтобы призывать белых духов, поскольку черные духи накажет их). Черный или белый цвет присваивался духам в соответствии с социальным статусом, а шаманам - «в соответствии со способностями и назначением духа их предка или духа нисходящей линии шамана». [8] [14]
Почитание Чингисхана [ править ]

Общенациональное почитание Чингисхана существовало до 1930-х годов и было сосредоточено на святыне, хранившей мистические реликвии Чингисхана, расположенной в петле Ордоса в районе Внутренней Монголии в Китае. [15] Японцы во время оккупации Китая пытались завладеть реликвиями, чтобы стимулировать прояпонский монгольский национализм, но им это не удалось. [15]
В Монгольской Народной Республике (1924–92) местная религия Монголии была подавлена, а святыни Чингиса разрушены. [15] Во Внутренней Монголии, напротив, сохранялось поклонение культурному герою; там сохранились потомственные хранители святынь, сохранившие древние рукописи ритуальных текстов, написанных частично на непонятном языке, называемом «языком богов». [15]
С созданием Китайской Народной Республики китайцы объединили монгольский национализм в новое государство и построили Храм Чингисхана (или Храм Господа, как его называют на монгольском языке). [16] ) в городе Ордос, где они собрали старые палатки-святилища, утвердили стражей групп в должности и субсидировали ежегодные жертвоприношения. [15]
С тех пор святыня в Ордосе стала центром возрождения почитания Чингисхана во всей Внутренней Монголии. Китайцы хань , основная этническая группа во Внутренней Монголии, отдают ему дань уважения как духовной основе династии Юань . [16] Различные другие храмы Чингисхана или филиалы святыни в Ордосе были основаны во Внутренней Монголии и северном Китае. [17] [18]
Овоо [ править ]
Овоос или аобаэс ( монгольский : овоо , традиционный монгольский : ᠥᠪᠥᠭᠭᠠ ) — жертвенные алтари в форме курганов , которые традиционно используются для богослужений в коренной религии монголов и родственных им этносов. [19] Каждое овоо считается изображением бога. Есть овоо, посвященные небесным богам, горным богам, другим богам природы, а также богам человеческих родов и скоплений.
Во Внутренней Монголии аобаэ для поклонения богам-предкам могут быть частными святынями большой семьи или родственников (людей с одной и той же фамилией) или общинными деревенскими храмами (посвященными божеству деревни), знаменами или лигами . Жертвоприношения аобаэ включают животных, благовония и возлияния . [19]
История [ править ]
Монголия [ править ]


Различные аспекты шаманизма, в том числе тнгри и их главное божество Кормусата Тнгри тринадцатого века , описаны в «Тайной истории монголов» , самом раннем историческом источнике на монгольском языке. [20] Однако источники того периода времени не представляют полной и последовательной системы верований и традиций. Начиная с семнадцатого века, можно найти гораздо более богатый набор источников; они представляют собой «желтый» шаманизм под влиянием буддизма, но, по мнению многих ученых, они указывают на продолжающуюся традицию более древнего шаманизма. [21] По крайней мере, начиная с Чингисхана, [ нужна ссылка ] Бурхан-Халдун считался священной горой . [22]
Буддизм впервые проник в Монголию во времена династии Юань (тринадцатый-четырнадцатый века) и на короткое время утвердился в качестве государственной религии. В буддийскую практику был включен и культ Чингисхана, который был принят в тнгри — высший пантеон духов монгольского шаманизма. Сама Монголия находилась в политическом застое и застое в развитии до шестнадцатого века, когда после обращения Алтан-хана буддизм восстановился. [23] В 1691 году, после того как Внешняя Монголия была аннексирована династией Цин , буддизм стал доминирующей религией всей территории, и шаманизм начал включать в себя буддийские элементы. Яростное сопротивление в восемнадцатом веке охотничьих племен Северной Монголии против (буддийской) правящей группы халка-монголов привело к основанию черного шаманизма . [9]
Во время советского господства в Монгольской Народной Республике все разновидности шаманизма подвергались репрессиям; после 1991 года, когда эпоха советского влияния закончилась, религия (включая буддизм и шаманизм) вернулась. [9] Недавние исследования антропологов показали, что шаманизм продолжает оставаться частью духовной жизни Монголии; Агнес Бирталан , например, записала серию обращений и песнопений к важному божеству Даяну Диру в 2005 году в провинции Ховсгул . [24]
В июне 2017 года профессора психологии Ричард Нолл и Леонард Джордж провели полевые исследования среди монгольских шаманов и разместили на YouTube семь коротких видеороликов «огненного ритуала» ночного летнего солнцестояния (Улан-Тергель), проводимого около полуночи примерно в 20 км (12 милях) от Улан-Батора. Мероприятие было организовано главой Корпоративного союза монгольских шаманов Жаргалсайханом и было закрыто для туристов. [25]
Бурятия [ править ]
Территория бурятов , живущих вокруг озера Байкал , была захвачена Российской империей в семнадцатом веке, а в восемнадцатом веке они приняли буддизм, одновременно признавая себя монголами; Насколько бурятский шаманизм смешался с буддизмом, является предметом споров среди ученых. Разделение девятнадцатого века на черный и белый шаманизм, где черный шаманизм призывал злых божеств приносить людям несчастья, а белый шаманизм призывал добрых божеств для счастья и процветания, полностью изменилось к двадцатому веку.
Сегодня черный шаманизм взывает к традиционным шаманским божествам, тогда как белый шаманизм взывает к буддийским божествам и читает буддийские заклинания, но носит черное шаманское снаряжение. Белые шаманы поклоняются Сагаану Убгену и Бурхану Гарбалу («Будде предков»). [9] Распространение бурятских шаманов в период с 1990 по 2001 годы анализируется как аспект историко-генетического «поиска корней» среди маргинализированных бурятских народов Монголии, России и Китая Иппей Симамура . [26]
Атрибуты шаманов [ править ]
Важный атрибут монгольских шаманов, общий со всеми другими шаманами Внутренней Азии: бубен. шамана Монгольские шаманские барабаны могут включать в себя онгон или дух предков, как в барабане, описанном Кэрол Пегг, где ручка барабана представляет этот онгон. Кожа барабана часто делалась из лошадиной шкуры, а сам барабан обозначал «седлое животное, на котором ездит шаман, или скаковое животное, несущее призванный дух шаману». [27]
Список движений [ править ]
- Небесный кинжал
- Ассоциация монгольских шаманов (Голомт Тув)
- Круг Тенгеризма (Монгольское шаманское объединение Америки)
- Голомтовский центр шаманских исследований
- Центр Самгалдай ( монгольский : Самгалдай Царя Небесного )
См. также [ править ]
- Список тенгрианских движений
- маньчжурский шаманизм
- Саамские барабаны
- Шаманизм в Сибири.
- Толи (шаманизм)
- Тенгрианство
Примечания [ править ]
- ^ Белый Сульде — один из двух духов Чингисхана (второй — Черный Сульде), представленный либо в виде его белого или желтого коня, либо в виде свирепого воина, едущего на этом коне. Внутри храма находится статуя Чингисхана (в центре) и четырех его людей с каждой стороны (всего девять, символическое число в монгольской культуре). Есть жертвенник, на котором приносятся жертвы благочестивым людям, и три белых сульдея, сделанных из белого конского волоса. От центрального сульде идут веревочки, на которых связаны голубые куски ткани и несколько белых. Стена исписана именами всех монгольских родов. Внутри храма запрещено фотографировать.
- ^ Тенгризм - более широкий термин для обозначения коренной религии Центральной Азии: «Джули Стюарт, она же Сарангэрэл Одигон (1963–2006), женщина с монгольской (бурятской) матерью и немецким отцом, родившаяся в Соединенных Штатах, начала практиковать шаманизм (или то, что она называла «тенгэризмом»), будучи взрослой, она затем переехала в Монголию, где стремилась восстановить и реконструировать «древнюю и самобытную» религию монголов. Среди ее главных шагов было основание монгольской религии. Ассоциация шаманов (Голомт Тув), которая дала монгольским шаманам общую платформу и позволила им связаться с шаманами в других частях мира с перспективой создания всемирной шаманской организации. Через свои книги Сарангэрэл также распространила свое монгольское послание среди населения. Западную аудиторию она много путешествовала, читая лекции и проводя семинары по монгольскому шаманизму. Кроме того, она основала монгольскую шаманскую ассоциацию Америки (Круг Тенгэризма)». [3] [4] [5]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Хейссиг 1980 , с. 46; Гессен, 1987 , стр. 403–13.
- ^ Бира 2011 ; Тернер 2016 , гл. 9.3 Морская наука.
- ^ Шлехе 2004 , стр. 283–96.
- ^ Стаусберг, Майкл (2010). Религия и туризм: перекрестки, направления и встречи . Рутледж. ISBN 0415549329 . п. 162.
- ^ Стюарт 1997 .
- ^ Симамура 2004 , стр. 649–650.
- ^ Кумар 2004 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гессен, 1986 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Симамура 2004 , стр. 649–51.
- ^ Пегг 2001 , с. 141.
- ^ Человек 2004 , стр. 402–404.
- ^ Гессен 1986 , с. 19.
- ^ Гессен 1987 , с. 405.
- ^ Гессен 1987 , стр. 405–406.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Боуден 2013 , с. [ нужна страница ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Человек 2004 , стр. 22–23.
- ^ Призыв Чингисхана .
- ^ Храм Чингисхана .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли 2006 , стр. 58-59
- ^ Пегг 2001 , с. 116.
- ^ Гессен 1986 , с. 18.
- ^ Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей . п. 95. ИСБН 978-0-385-51284-8 . OCLC 123079516 .
- ^ Гессен 1987 , с. 409.
- ^ Одержимый 2005 .
- ^ Нолл, Ричард (2 июля 2017 г.). «Огненный ритуал летнего солнцестояния монгольских шаманов» . Ютуб . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Симамура 2014 .
- ^ Пегг 2001 , стр. 127–28.
Источники [ править ]
- Болдик, Джулиан (2000). Животные и шаман: древние религии Средней Азии . Нью-Йорк: Пресса Нью-Йоркского университета . ISBN 9780814798720 .
- Балог, Матьяс (2010). «Современный шаманизм в Монголии». Азиатская национальность . 11 (2): 229–38. дои : 10.1080/14631361003779489 . S2CID 145595446 .
- Боуден, ЧР (2013). Современная история Монголии . Рутледж. АСИН B00K1GW48Y .
- Бира, Шагдарын (2011). ( Монгольский тенгеризм : избранные статьи и документы на монгольском языке). Улан-Батор: Содпресс. ISBN 9789992955932 .
- Бирталан, Агнес (2005). «Обращение к Даяну Дерксу, полученное от потомка шамана Дархада » В Кара Дьёрдь (ред.). Черный мастер: Очерки Центральной Евразии в честь Дьёрдя Кара к его 70-летию . Издательство Харрасовиц . стр. 100-1 21–33. ISBN 9783447051866 .
- Брент, Питер (1976). Монгольская империя: Чингисхан: его триумф и его наследие . Лондон, Англия: Партнеры книжного клуба.
- Бумочир, Д. (2014). «Институционализация монгольского шаманизма: от примитивизма к цивилизации». Азиатская национальность . 15 (4): 473–91. дои : 10.1080/14631369.2014.939331 . S2CID 145329835 .
- Шарле, Изабель (2009). Чингисхан: предок, Будда или шаман? . В монгольских исследованиях: Журнал Общества Монголии (31), стр. 207–258.
- Кумар, Нитин (10 сентября 2004 г.). «Цветовой символизм в буддийском искусстве» . Экзотическая Индия .
- Хейссиг, Вальтер (1980) [1970]. Религии Монголии . Перевод Г. Сэмюэля. Лондон/Хенли: Рутледж; Кеган Пол. ISBN 0-7103-0685-7 .
- Гессен, Клаус (1986). «Заметка о трансформации белого, черного и желтого шаманизма в истории монголов». Исследования по истории . 2 (1): 17–30. дои : 10.1177/025764308600200102 . S2CID 162239153 .
- Гессен, Клаус (1987). «К истории монгольского шаманизма в антропологической перспективе». Антропос . 82 (4–6): 403–13. JSTOR 40463470 .
- Хамфри, Кэролайн; Онон, Ургунге (1996). Шаманы и старейшины: опыт, знания и сила среди даур-монголов . Оксфорд, Англия: Clarendon Press.
- Ли, Син (2006). Фестивали этнических меньшинств Китая . Китайская межконтинентальная пресса. ISBN 7508509994 .
- Мужчина, Джон (2004). Чингисхан: жизнь, смерть и воскресение . Лондон, Англия: Bantam Press. ISBN 9780553814989 .
- Meletinsky, Е. М. (1998). "Цаган эбуген" ["Tsagan Ubugen", Mythology, Great Russian Encyclopedia]. Мифология (in Russian) (4th ed.). Большая российская энциклопедия.
- Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Университет Вашингтона. ISBN 9780295981123 .
- Кихада, Джастин Б.; Грабер, Кэтрин Э.; Стивен, Эрик (2015). «В поисках «своего»: возрождение бурятской культуры через шаманские практики в Улан-Удэ». Проблемы посткоммунизма . 62 (5): 258–72. дои : 10.1080/10758216.2015.1057040 . S2CID 143106014 .
- Рихтсфельд, Бруно Дж. (2004). «Недавние рассказы о создании, происхождении и мировых катастрофах в Восточной Монголии, их внутренние азиатские мотивы и предметные параллели». Вклад Мюнхена в этнологию. Ежегодник Государственного музея этнологии в Мюнхене (на немецком языке). Том 9. С. 225–74.
- Ру, Жан-Поль , изд. (1984). La Religion des Turcs et des Mongols [ Религия тюрков и монголов ] (на французском языке). Пэрис: Пайот.
- Шлехе, Юдит (2004). «Шаманизм в Монголии и движениях Нью Эйдж» . В Расули-Палечеке, Габриэле (ред.). Центральная Азия на виду: Материалы VII конференции Европейского общества исследований Центральной Азии . Том. 1. Вена: Лит Верлаг. стр. 283–96. ISBN 3-8258-8309-4 .
- Шимамура, Иппей (2004). «Желтые шаманы (Монголия)» . В Уолтере — Марико Намба; Нойманн Фридман, Ева Джейн (ред.). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Том. 1. АВС-Клио . стр. 649–51. ISBN 9781576076453 . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г.
- Симамура, Иппей (2014). Искатели корней: шамамисн и этническая принадлежность монгольских бурят . Иокогама: Шумпуша. ISBN 978-4-86110-397-1 .
- Тайная история монголов: монгольская эпическая хроника тринадцатого века . Библиотека Внутренней Азии. Том. 1–2. Перевод Игоря де Рахевильца с историко-филологическим комментарием. Лейден, Южная Голландия: Brill. 2004 [1971–85]. ISBN 978-90-04-15363-9 .
- Тернер, Кевин (2016). Небесные шаманы Монголии: встречи с замечательными целителями . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN 9781583946343 .
Внешние ссылки [ править ]
- Круг Тенгеризма (Монгольское шаманское объединение Америки) — официальный сайт (на английском языке)
- Центр Самгалдай — официальный сайт благотворительной некоммерческой неправительственной организации по сохранению монгольских традиционных шаманских практик и ритуалов, действующей в Монголии (на монгольском и английском языках).
- Религиозная организация шаманов «Тэнгери» — официальный сайт (на русском языке)
- Стюарт, Джули (3 октября 1997 г.). «Курс монгольского шаманизма — Введение 101» . Улан-Батор: Центр шаманских исследований Голомта . Проверено 15 декабря 2019 г.