Толи (шаманизм)
Часть серии о |
Монгольский шаманизм |
---|
Толи шаманизме ( монгольский : ᠲᠣᠯᠢ , толь букв. « зеркало » ) — ритуальное латунное , медное или бронзовое зеркало, в используемое в некоторых частях Монголии и в Республике Бурятия . [1] [2] [3] [4] Зеркало обычно круглое и украшено орнаментом с одной стороны, но отполировано с другой. [2] [4] хотя это может варьироваться в зависимости от региона и этнической группы ( см. ниже ).
Описание
[ редактировать ]Толи традиционно носят как часть шаманской одежды на шее шамана или в большом количестве на диале или фартуке шамана - их часто называют доспехами , поскольку эти части ритуальной одежды помогают защитить шамана от нападения враждебных духов . Толи могут быть разных размеров: у дауров передняя и задняя части костюма шамана были покрыты маленькими толи, расположенными в виде перекрывающихся чешуек , а на передней части также могло быть восемь больших зеркал и одно зеркало среднего размера для защиты сердца, некер-толи , который может быть покрыт никелем ; [5] По словам Хейсига, шаманы Хуре Баннера носили девять зеркал, причем девять имели особенно значимое число в монгольской религии и мифологии. [6]
Функция
[ редактировать ]Толи сами по себе помогают отразить вредных или атакующих духов , а также могут рассматриваться как объект, обозначающий власть или роль шамана. [1] [7] [4] У дауров количество толи , собранных даурским шаманом, было показателем их уровня силы. [8]
Толи имеют и дополнительные цели, например, среди дауров и всех других шаманских групп, которые их используют, они используются для различных практик, в том числе для очистки и усиления воды или водки , сбора и ловли враждебных духов и предоставление дома духам-помощникам. Они также служат сосудами для духовной силы шамана, называемого « конем ветра в Монголии ». Они также могут собирать и хранить силу благословений или силу, исходящую от солнца, луны, звезд или других частей света, и все это можно передать больному человеку или добавить к собственной силе шамана.
Вальтер Хейссиг , описывая шаманов и их заклинания в «Hure Banner» 1940-х годов, отмечает, что женщина-шаманка указала, что в толи содержатся «белые лошади шаманов»; само зеркало рассматривалось как средство передвижения шаманов. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ДеМелло 2012 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Эдсон 2009 , стр. 42, 135.
- ^ Хоппал 2000 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Тедлок 2005 , с. 48.
- ^ Эдсон 2009 , стр. 117, 135.
- ^ Хейссиг 1944 , с. 45.
- ^ Эдсон 2009 , стр. 77, 135.
- ^ Эдсон 2009 , с. 135.
- ^ Хейссиг 1944 , с. 45-46.
Библиография
[ редактировать ]- ДеМелло, Марго (14 февраля 2012 г.). Лица по всему миру: Культурная энциклопедия человеческого лица . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-617-1 .
- Эдсон, Гэри (2009). Шаманизм: межкультурное исследование верований и практик . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-3409-1 .
- Хейссиг, Вальтер (1944). «Шаманы и некроманты в знамени Курие». Фольклористика . 3 (1): 39–71.
- Хоппал, Михай; Международное общество шаманских исследований (2000). Шаманские традиции в переходном периоде . Международное общество шаманских исследований.
- Тедлок, Барбара (27 декабря 2005 г.). Женщина в теле шамана: возвращение женственности в религии и медицине . Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-553-37971-6 .