Черный шаманизм
Часть серии о |
Монгольский шаманизм |
---|
Черный шаманизм ( монгольский : Хар бөө ) — разновидность шаманизма, практикуемая в Монголии и Сибири . Он категорически противостоит желтому шаманизму , который включает в себя ритуалы и традиции буддизма . [1] [2] Черных шаманов обычно воспринимают как работающих с нечистой силой , а белых шаманов — с духами верхнего мира. [3]
Считалось, что черные шаманы способны останавливать демонов, общаясь с духами умерших людей, превращаться в животных, летать и впадать в транс. [4]
Буддизм проник в Монголию в шестнадцатом веке после обращения Алтан-хана . В 1691 году, после того как Внешняя Монголия была аннексирована династией Цин , буддизм стал доминирующей религией всей территории, и шаманизм начал включать буддийские элементы. Яростное сопротивление охотничьих племен Северной Монголии в восемнадцатом веке против (буддийской) правящей группы халка-монголов привело к основанию черного шаманизма. [2]
Духовный мир и класс
[ редактировать ]Клаус Гессе описал сложную духовную иерархию в клановом монгольском обществе на основе источников, восходящих к 13 веку. Высшая группа пантеона состояла из 99 тнгри (55 из них доброжелательных или «белых» и 44 устрашающих или «черных»), 77 натигаев или «матерей-земли», помимо прочих. Тнгри . призывались только вожди и великие шаманы и были общими для всех кланов После них доминировали три группы духов предков. «Владыки-Духи» представляли собой души вождей родов, к которым любой член рода мог обратиться за физической или духовной помощью. К «духам-покровителям» относились души великих шаманов ( икигари ) и шаманок ( абийя ). «Духи-хранители» состояли из душ меньших шаманов ( бёге ) и шаманок ( идуган ) и были связаны с определенной местностью (в том числе с горами, реками и т. д.) на территории рода. [5]
Различие между большими, белыми и малыми, черными (у шаманов, тнгри и т. д.) имело определяющее значение и при классовом разделении еще трех групп духов, составленных из «духов, не введенных шаманскими обрядами в общение родовых духов». «духи», но к которым, тем не менее, можно было призвать помощь – их называли «трое, принимающее мольбы» ( джалбарил-ун гурбан )». Белые принадлежали к знати клана, черные — к простолюдинам, а третья категория состояла из «злых духов рабов и нечеловеческих гоблинов». Белые шаманы могли поклоняться только белым духам (и если они призывали черных духов, они «теряли право поклоняться и призывать белых духов»), черные шаманы — только черным духам (и были бы слишком напуганы, чтобы призывать белых духов, поскольку черные духи накажет их). Черный или белый цвет присваивался духам в соответствии с социальным статусом, а шаманам — «в соответствии со способностями и назначением духа их предка или духа нисходящей линии шамана». [6]
Черный шаманизм в Монголии.
[ редактировать ]По словам Отгония Пурева, эта практика восходит к Чингисхану. [ нужна проверка ] и практиковался людьми Дархада вопреки буддизму, принесенному в этот район халками . [2] Во время коммунистического господства в Монгольской Народной Республике все разновидности шаманизма подавлялись коммунистическим правительством; после 1991 года, когда эпоха советского влияния закончилась, религия (включая буддизм и шаманизм) вернулась. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пегг 2001 , с. 141
- ^ Jump up to: а б с д Симамура 2004 , стр. 649–650
- ^ Кевин Б. Тернер Небесные шаманы Монголии: встречи с замечательными целителями North Atlantic Books, 12.04.2016 ISBN 9781583949986
- ^ Маклинн, Фрэнк (2015). Чингисхан: его завоевания, его империя, его наследие (первое издание Da Capo Press). Бостон: Да Капо Пресс . п. 512. ИСБН 978-0-306-82395-4 .
- ^ Гессен 1987 , с. 405
- ^ Гессен 1987 , стр. 405–406.
Источники
[ редактировать ]- Гессен, Клаус (1987). «К истории монгольского шаманизма в антропологической перспективе». Антропос . 82 (4–6): 403–13. JSTOR 40463470 .
- Мелетинский, Е.М. (1998). «КАГАН ЭБУГЕН». Мифология (4-е изд.). Большая Российская Энциклопедия.
- Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295981123 . Проверено 13 августа 2012 г.
- Шимамура, Иппей (2004). «Желтые шаманы (Монголия)». В Уолтере Марико Намба; Нойманн Фридман, Ева Джейн (ред.). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 649–651. ISBN 9781576076453 . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г.