Кормуста Тенгри
Кормуста Тенгри ( кириллица : восточная, португальско-ливийская; от согдийского восточного/Хурмазта; также транслитерируется как Кормусата (Тнгри) , Хор Муста (Тунгри) , Хормуста (Тунгри) и Кормуста (Тунгри) ) — бог в тенгрианстве и шаманизме , описывается как главный бог 99 тнгри и лидер 33 богов. [ 1 ] Хормуста — аналог тюркских и монгольских божеств Хюрмюза и Кормос- хана . [ 2 ] [ 3 ]
По мнению Вальтера Хейссига , группа из 33 богов во главе с Кормусата Тнгри существует рядом с известной группой из 99 тнгри . Кормусата Тнгри получил свое имя от Ахура Мазды . Он аналогичен индийскому буддийскому божеству Шакре (с которым его сравнивает Майкл Йорк , как более активному существу). [ 4 ] ), правитель буддийского рая Тридцати трёх . Кормусата Тнгри возглавляет эти 33, а в ранних текстах также упоминается как возглавляющий 99 тнгри . Он связан с происхождением огня: «Будда зажег свет, и Кормусата Тнгри зажег огонь». [ 5 ] В басне о лисе описывается лисица настолько умная, что даже Кормусата Тнгри (как глава 99 тингри ) становится ее жертвой; [ 6 ] в народной сказке Болдаг угэй бору эбуген («Невозможный старик Бору») он - бог неба с вороной и волком в качестве его «верных агентов». [ 7 ]
На относительно недавнее вступление Кормусата Тнгри в пантеон указывают также попытки Мергена Гегена Лубсангдамбиджалсана (1717-1766?) заменить более ранних шаманских богов в литургии пятью ламаистскими богами, включая Кормусата Тнгри. [ 8 ] В одном тексте он представлен как отец культового деятеля 17 века Саганга Сечена, который одновременно является воплощением Вайшраваны , одного из Четырех Небесных царей в буддизме. [ 9 ]
В манихействе
[ редактировать ]В манихействе имя Ормазд Бэй («бог Ахура Мазда») использовалось для обозначения первичной фигуры Наши Каммайи, «изначального человека» и эманации Отца Величия (иногда называемого Зурван ), через которого он пожертвовал собой, чтобы защитить мир. Света поглотили силы тьмы. Хотя Ормузд освобожден из мира тьмы, его «сыновья», часто называемые его одеждой или оружием, остаются. Его сыновья, позже известные как Мировые Души , после ряда событий по большей части убегут от материи и вернутся вновь в мир света, откуда они пришли.
В буддизме
[ редактировать ]В согдийском буддизме вместо Ахура Мазды использовалось имя Хурмузт или Хюрмуз. [ 10 ] Через контакты с буддистами это согдийское имя пришло и к шаманам, которые до сих пор называют это божество Кормуста Тенгри; Кормуста (или Кормусда) в настоящее время является достаточно популярным божеством, чтобы появляться во многих контекстах, не являющихся явно буддийскими. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дугаров Б. С. Этнос и культура. Культ горы Хормуста в Бурятии
- ^ Религия и политика в России: Читатель под редакцией: Марджори Мандельштам Бальцер ISBN 978-0-7656-2414-7
- ^ Jump up to: а б Симс-Уильямс 1992 , с. 44.
- ^ Йорк 2005 , с. 129
- ^ Хейссиг 1980 , стр. 49–50.
- ^ Хейссиг 2001 , с. 17
- ^ Джила 2006 , с. 169
- ^ Хейссиг 1990 , с. 225
- ^ Мостарт 1957 , стр. 558, 563.
- ^ Фрай 1996 , с. 247.
Библиография
[ редактировать ]- Хейссиг, Вальтер (1980). «Культ земли и культ высоты». Религии Монголии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520038578 .
- Хейссиг, Вальтер (1990). «Новые материалы по восточно-монгольскому шаманизму». Азиатское фольклористика . 49 (2): 223–33. дои : 10.2307/1178034 . JSTOR 1178034 .
- Хейссиг, Вальтер (2001). «Маргиналии о фигуре лисы в монгольских преданиях» . В Хартмуте Вальравенсе (ред.). Лисица в культуре, религии и фольклоре Центральной и Восточной Азии . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 17–34. ISBN 9783447043250 . Проверено 19 августа 2012 г.
- Джила, Наму (2006). «Мифы и традиционные верования о волке и вороне в Центральной Азии: примеры тюркского У-Суня и монголов». Азиатское фольклористика . 65 (2): 161–77. JSTOR 30030397 .
- Коллмар-Пауленц, Каренина (2012). «Воплощение Дхармы». В Кельне Иштван (ред.). Трансформации и распространение Тантры в Азии и за ее пределами . Религия и общество. Том. 52. Вальтер де Грюйтер. стр. 253 и последующие. ISBN 9783110258110 .
- Морган, Дэвид (2007). Монголы . Народы Европы. Том. 12 (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781405135399 .
- Мостарт, Антуан (1957). «О культе Саанг-сечена и его прадеда Куту-тай-сцена среди Ордоса». Гарвардский журнал азиатских исследований . 20 (3/4): 534–66. дои : 10.2307/2718362 . JSTOR 2718362 .
- Йорк, Майкл (2005). Языческое богословие: язычество как мировая религия . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814797082 . Проверено 19 августа 2012 г.
- Симс-Уильямс, Николас (1992), Согдийские и другие иранские надписи Верхнего Инда , Мичиганский университет, ISBN 978-0-7286-0194-9
- Фрай, Ричард Нельсон (1996), Наследие Центральной Азии от древности до турецкой экспансии , Markus Wiener Publishers, ISBN 978-1-55876-111-7