Азанде колдовство
Колдовство у народа азанде в Северной Центральной Африке — это магия, используемая для причинения вреда человеку, который является коренным народом племени азанде . Вера в колдовство присутствует во всех аспектах общества азанде. Они верят, что это сила, которая может быть передана только от родителя к ребенку. По мнению азанде, ведьма использует колдовство, когда испытывает ненависть к другому человеку. Колдовство также может манипулировать природой, чтобы причинить вред жертве ведьмы. Оракулы и знахари определяют, виновен ли кто-то в применении колдовства к другому жителю деревни. Затем создается еще больше магии, чтобы отомстить за жертву и наказать того, кто совершил проступок.
Описание
[ редактировать ]Африканское племя азанде в основном проживает в африканских странах Южного Судана, Центральноафриканской Республики и Северной Демократической Республики Конго. [1] Колдовство окружает культуру азанде и считается основной причиной болезней, смерти и любых других несчастных событий, которые происходят. [2] Он цепляется за пищеварительный орган тела, и единственный способ унаследовать его — это если потомство ведьмы того же пола. Если ведьма — мужчина, то его ребенок должен быть мужчиной, чтобы унаследовать колдовство; аналогично, если ведьма женщина, то ее ребенок должен быть женщиной, чтобы колдовство передалось ее ребенку. [3] Колдовство — это психическая сила, которую можно использовать только на небольшом расстоянии. [3] Из-за этого азанде стремятся дистанцироваться от соседей и жить ближе к оракулам. Колдовство также может использовать природу для причинения вреда или даже смерти, если ведьма позволяет это. Он может манипулировать таким животным, как буйвол, чтобы убить кого-то, или вызвать обрушение конструкции, например склада, на кого-то сверху. [2]
Хотя азанде считают, что колдовство является причиной большинства негативных явлений, они не винят его в человеческих ошибках. Например, азанде не верят, что колдовство заставляет людей совершать ошибки в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, охота или рукоделие. Колдовство также не побуждает кого-либо совершать моральные преступления, такие как ложь, мошенничество или обман. [2] Пример Эванс-Притчарда с обрушивающимся зернохранилищем приводится другими учеными как показательный: «Если человек погибает в результате обрушения зернохранилища, азанде называют это колдовством. Это не значит, что они отрицают, что шесты, на которых покоилось зернохранилище, были уничтожено термитами. И азанде прекрасно знают, что многие люди отдыхают под зернохранилищем летом, чтобы избежать жары. Однако зернохранилище рухнуло именно в тот момент, когда под ним сидело это конкретное человеческое существо, а не мгновением раньше или раньше. после этого считается результатом колдовства». [4]
Ведьма не будет использовать свои силы, чтобы причинить кому-либо вред, если этот человек ему не нравится. [2] Говорят, что когда ведьма использует свое колдовство на жертве, оно вытекает из нее в тело спящей жертвы, чтобы украсть ее душу; Затем группа ведьм съедает душу жертвы, действуя совместно. Убийство человека — медленный процесс, поскольку ведьме, возможно, придется совершить над человеком колдовство несколько раз, чтобы действительно осуществить это. В свою очередь, пока ведьма творит свое колдовство, родственники жертвы могут подготовить план защиты и нанести ответный удар злой магии. [3] но прежде чем им будет позволено это сделать, они должны обратиться за советом к оракулу. [2]
Ведьмы Азанде не используют магические заклинания и не используют никаких лекарств. Ведьмы совершают свое колдовство посредством физических действий. Ведьмы сильно отличаются от колдунов, которые могут причинить людям вред, выполняя магию с использованием плохих лекарств. [5]
Роль оракулов
[ редактировать ]Задача оракулов — найти виновных в использовании колдовства на человеке и предсказать будущие трагедии. Если кто-то считает, что колдовство используется, чтобы причинить несчастье одному из его родственников, он может обратиться к мудрости оракула, чтобы узнать, так ли это. Оракулы используют разные методы, чтобы определить, использует ли кто-то колдовство, чтобы навлечь на человека беду. [3]
Азанде консультируются с оракулами по поводу самых разных вещей, о которых им нужна информация. В доевропейские времена вожди азанде консультировались с оракулами по поводу различных типов военных решений, которые им необходимо было принять. Азанде используют три разных типа оракулов. Самым могущественным оракулом является ядовитый оракул « бенге », которым пользуются исключительно мужчины. Решения оракула всегда принимаются и никто их не подвергает сомнению. В этом ритуале, сопровождающем использование оракула, используется курица, которой вводят специальный яд, а затем задают вопросы. Ответ на вопрос заключается в судьбе курицы, умрет ли она или выживет после введения яда в течение определенного времени. [6]
Одним из таких способов узнать, используется ли колдовство, является так называемый ядовитый оракул; здесь используется растительный яд под названием бенге , которым скармливают курицу. [3] Выживет ли птица, определит ответ. Существуют определенные ситуации, когда вторую птицу кормят тем же ядом, чтобы подтвердить результаты первого теста. Чтобы первый тест был принят в качестве убедительного доказательства, результаты второго теста должны быть противоположны первым. [7]
Пример использования оракула «бенге» можно увидеть в этнографическом видео «Колдовство среди азанде», снятом антропологом Джоном Райлом . Чтобы узнать, почему его жена больна, муж обращается к оракулу «бенге», чтобы найти ведьму, которая делает его жену больной. Он задает этот вопрос оракулу-бенге, а затем кормит ядом курицу, если она умрет, то ведьма, о которой он задал вопрос, виновна. Цыпленок в этом случае умер, и затем он спросил другого цыпленка, следует ли ему развестись со второй женой, поскольку именно она является причиной болезни. Но оракул решает, что это бессмысленно и что другая жена должна искренне сплюнуть воду, чтобы очиститься и чтобы первая жена снова выздоровела. [8]
Оракул «бенге» также можно использовать в делах о супружеской измене, чтобы помочь решить, виновны ли подсудимые. Это можно увидеть в этнографическом видео « Колдовство среди азанде» зафиксирован случай супружеской измены , когда в деревне . Дело о прелюбодеянии должно быть передано оракулу «бенге», чтобы узнать, останутся ли женщины жить или умереть, и виновна ли она или говорит правду. Вождь должен проконсультироваться с оракулом «бенге», и курица должна умереть только в том случае, если они разделись и занялись сексом, а курица умерла, доказав, что прелюбодеяние имело место. Затем это будет передано в суд и показано судье, чтобы доказать, что эти двое солгали и на самом деле были частью прелюбодеяния. [8]
Другая группа оракулов, которых могут искать андэ, — это термитный оракул. Термитный оракул более доступен всем. Женщинам, мужчинам и детям разрешено обращаться к этому оракулу. [8] Когда перед этими оракулами ставится вопрос, они берут ветки двух деревьев. Одна ветвь называется дакпа , другая — кпойо . Оракул берет эти ветки, втыкает их в термитник и ждет ночь, чтобы увидеть, какую ветку едят термиты, что и определяет ответ. Термитный оракул не так популярен, как ядовитый оракул, поскольку требует больше времени. [9] Это менее сложно и дорого, чем оракул Бенге. [6] Пример использования термитного оракула в этнографическом видео « Колдовство среди азанде», когда женщина в деревне больна, и ее муж хочет знать, выживет она или умрет. [8]
Самый дешевый, но и наименее надежный оракул — это оракул на доске. Оракул на доске описывается в «Очерках культуры » как «устройство, напоминающее доску для спиритических сеансов , сделанное из двух небольших кусков дерева, которые легко носить с собой, чтобы к ним можно было обратиться куда угодно и в любое время». У них есть деревянная ручка и второй кусок дерева. Если дерево зацепится или прилипнет, то появится ответ на вопрос. [6]
Знахари
[ редактировать ]Помимо оракулов, знахари также могут предсказывать бедствия и выявлять ведьм, которые используют свое колдовство, чтобы причинить вред. [3] Хотя этими способностями обладают и оракулы, и знахари, считается, что знахари более точно указывают на ведьм. [10] Знахари должны пройти обширную подготовку; [3] когда необходима их помощь, они собираются вместе и танцуют возле дома больного или умершего, чтобы определить источник злой магии. [10] Обычно во время танца их окружает толпа жителей деревни, поэтому знахари стараются исполнить свой танец идеально, чтобы произвести впечатление на тех, кто смотрит. [11] Сила, которая позволяет знахарям выслеживать ведьм, исходит от лекарственных трав. [3]
Историография
[ редактировать ]Более ранние (колониальные) наблюдатели за колдовством азанде часто считали, что эта практика принадлежала первобытным людям. Антрополог Э.Э. Эванс-Притчард (признавший важность работы Клода Леви-Стросса [12] ) утверждал, что широко распространенная вера в колдовство представляет собой систему убеждений, существенно не отличающуюся от других мировых религий; Колдовство азанде представляет собой последовательную и логичную систему идей. [13]
Книга Эванса-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия среди азанде» (1937) представляет собой стандартный справочник по колдовству азанде. Он подвергся ряду рецензий и рассматривается как «поворотный момент в оценке «примитивного мышления»». обучаясь на территории тогдашнего англо-египетского Судана . В отличие от своих предшественников, публиковавших статьи по магии, он фактически занимался полевой работой, много лет [4] Критическая оценка его книги в 2017 году пришла к выводу, что его «попытки прояснить смысл таким способом [рассматривая магию как логически последовательную систему мышления] оказались чрезвычайно влиятельными и сыграли важную роль в руководстве последующих поколений антропологов». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д., ред. (2018). «Занде» . Этнолог: Языки мира (21-е изд.). Даллас, Техас: SIL International . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс-Притчард, Э.Э. (1935). «Колдовство» . Африка . 8 (4): 417–422. дои : 10.2307/3180590 . JSTOR 3180590 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вагнер, Гюнтер (октябрь 1937 г.). «Колдовство среди азанде». Журнал Королевского африканского общества . 36 (145): 469–476. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a101484 . JSTOR 717946 .
- ^ Jump up to: а б Хайнц, Андреас (1997). «Дикая мысль и вдумчивые дикари. В контексте оценки логического мышления Леви-Брюля и Эванса-Притчарда» . Антропос . 92 (1–3): 165–173.
- ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1937). Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 1.
- ^ Jump up to: а б с Питерс-Голден, Холли (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Макгроу-Хилл. стр. 3–4. ISBN 9780078117022 . OCLC 716069710 .
- ^ Санки, Ховард (2010). «Колдовство, релятивизм и проблема критерия». Эркеннтнис . 72 (1): 1–16. дои : 10.1007/s10670-009-9193-7 . JSTOR 20642277 . S2CID 121957234 .
- ^ Jump up to: а б с д Певец, Андре (директор) (1981). Колдовство у азанде (Видео) . Проверено 9 января 2018 г. - через johnryle.com.
- ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1937). «Колдовство, оракулы и магия среди азанде». Природа . 140 (3539): 352–353. Бибкод : 1937Natur.140..338B . дои : 10.1038/140338a0 . S2CID 4126317 .
- ^ Jump up to: а б Форд, К. Дэрилл (1939). «Обзор: колдовство, оракулы и магия среди азанде Э.Э. Эванс-Притчард» . Журнал американского фольклора . 52 (203): 135–136. дои : 10.2307/536030 . JSTOR 536030 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Томпсон, Этель Э. (январь 1965 г.). «Примитивная африканская медицина и колдовство» . Bull Med Libr Assoc . 53 : 80–94. ЧВК 198231 . ПМИД 14223742 .
- ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1964). «Две азандейские сказки». Мужчина . 64 : 105–109. дои : 10.2307/2797361 . JSTOR 2797361 .
- ^ Харт, Крис (1998). Обзор литературы: освобождение воображения в области социальных наук . МУДРЕЦ. стр. 84–85. ISBN 9780761959755 .
- ^ Уитер, Китти (2017). Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Рутледж. п. я. ISBN 9781351350969 .