Jump to content

Азанде колдовство

Азанде знахарь

Колдовство у народа азанде в Северной Центральной Африке — это магия, используемая для причинения вреда человеку, который является коренным народом племени азанде . Вера в колдовство присутствует во всех аспектах общества азанде. Они верят, что это сила, которая может быть передана только от родителя к ребенку. По мнению азанде, ведьма использует колдовство, когда испытывает ненависть к другому человеку. Колдовство также может манипулировать природой, чтобы причинить вред жертве ведьмы. Оракулы и знахари определяют, виновен ли кто-то в применении колдовства к другому жителю деревни. Затем создается еще больше магии, чтобы отомстить за жертву и наказать того, кто совершил проступок.

Описание

[ редактировать ]

Африканское племя азанде в основном проживает в африканских странах Южного Судана, Центральноафриканской Республики и Северной Демократической Республики Конго. [1] Колдовство окружает культуру азанде и считается основной причиной болезней, смерти и любых других несчастных событий, которые происходят. [2] Он цепляется за пищеварительный орган тела, и единственный способ унаследовать его — это если потомство ведьмы того же пола. Если ведьма — мужчина, то его ребенок должен быть мужчиной, чтобы унаследовать колдовство; аналогично, если ведьма женщина, то ее ребенок должен быть женщиной, чтобы колдовство передалось ее ребенку. [3] Колдовство — это психическая сила, которую можно использовать только на небольшом расстоянии. [3] Из-за этого азанде стремятся дистанцироваться от соседей и жить ближе к оракулам. Колдовство также может использовать природу для причинения вреда или даже смерти, если ведьма позволяет это. Он может манипулировать таким животным, как буйвол, чтобы убить кого-то, или вызвать обрушение конструкции, например склада, на кого-то сверху. [2]

Хотя азанде считают, что колдовство является причиной большинства негативных явлений, они не винят его в человеческих ошибках. Например, азанде не верят, что колдовство заставляет людей совершать ошибки в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, охота или рукоделие. Колдовство также не побуждает кого-либо совершать моральные преступления, такие как ложь, мошенничество или обман. [2] Пример Эванс-Притчарда с обрушивающимся зернохранилищем приводится другими учеными как показательный: «Если человек погибает в результате обрушения зернохранилища, азанде называют это колдовством. Это не значит, что они отрицают, что шесты, на которых покоилось зернохранилище, были уничтожено термитами. И азанде прекрасно знают, что многие люди отдыхают под зернохранилищем летом, чтобы избежать жары. Однако зернохранилище рухнуло именно в тот момент, когда под ним сидело это конкретное человеческое существо, а не мгновением раньше или раньше. после этого считается результатом колдовства». [4]

Ведьма не будет использовать свои силы, чтобы причинить кому-либо вред, если этот человек ему не нравится. [2] Говорят, что когда ведьма использует свое колдовство на жертве, оно вытекает из нее в тело спящей жертвы, чтобы украсть ее душу; Затем группа ведьм съедает душу жертвы, действуя совместно. Убийство человека — медленный процесс, поскольку ведьме, возможно, придется совершить над человеком колдовство несколько раз, чтобы действительно осуществить это. В свою очередь, пока ведьма творит свое колдовство, родственники жертвы могут подготовить план защиты и нанести ответный удар злой магии. [3] но прежде чем им будет позволено это сделать, они должны обратиться за советом к оракулу. [2]

Ведьмы Азанде не используют магические заклинания и не используют никаких лекарств. Ведьмы совершают свое колдовство посредством физических действий. Ведьмы сильно отличаются от колдунов, которые могут причинить людям вред, выполняя магию с использованием плохих лекарств. [5]

Роль оракулов

[ редактировать ]

Задача оракулов — найти виновных в использовании колдовства на человеке и предсказать будущие трагедии. Если кто-то считает, что колдовство используется, чтобы причинить несчастье одному из его родственников, он может обратиться к мудрости оракула, чтобы узнать, так ли это. Оракулы используют разные методы, чтобы определить, использует ли кто-то колдовство, чтобы навлечь на человека беду. [3]

Азанде консультируются с оракулами по поводу самых разных вещей, о которых им нужна информация. В доевропейские времена вожди азанде консультировались с оракулами по поводу различных типов военных решений, которые им необходимо было принять. Азанде используют три разных типа оракулов. Самым могущественным оракулом является ядовитый оракул « бенге », которым пользуются исключительно мужчины. Решения оракула всегда принимаются и никто их не подвергает сомнению. В этом ритуале, сопровождающем использование оракула, используется курица, которой вводят специальный яд, а затем задают вопросы. Ответ на вопрос заключается в судьбе курицы, умрет ли она или выживет после введения яда в течение определенного времени. [6]

Одним из таких способов узнать, используется ли колдовство, является так называемый ядовитый оракул; здесь используется растительный яд под названием бенге , которым скармливают курицу. [3] Выживет ли птица, определит ответ. Существуют определенные ситуации, когда вторую птицу кормят тем же ядом, чтобы подтвердить результаты первого теста. Чтобы первый тест был принят в качестве убедительного доказательства, результаты второго теста должны быть противоположны первым. [7]

Пример использования оракула «бенге» можно увидеть в этнографическом видео «Колдовство среди азанде», снятом антропологом Джоном Райлом . Чтобы узнать, почему его жена больна, муж обращается к оракулу «бенге», чтобы найти ведьму, которая делает его жену больной. Он задает этот вопрос оракулу-бенге, а затем кормит ядом курицу, если она умрет, то ведьма, о которой он задал вопрос, виновна. Цыпленок в этом случае умер, и затем он спросил другого цыпленка, следует ли ему развестись со второй женой, поскольку именно она является причиной болезни. Но оракул решает, что это бессмысленно и что другая жена должна искренне сплюнуть воду, чтобы очиститься и чтобы первая жена снова выздоровела. [8]

Оракул «бенге» также можно использовать в делах о супружеской измене, чтобы помочь решить, виновны ли подсудимые. Это можно увидеть в этнографическом видео « Колдовство среди азанде» зафиксирован случай супружеской измены , когда в деревне . Дело о прелюбодеянии должно быть передано оракулу «бенге», чтобы узнать, останутся ли женщины жить или умереть, и виновна ли она или говорит правду. Вождь должен проконсультироваться с оракулом «бенге», и курица должна умереть только в том случае, если они разделись и занялись сексом, а курица умерла, доказав, что прелюбодеяние имело место. Затем это будет передано в суд и показано судье, чтобы доказать, что эти двое солгали и на самом деле были частью прелюбодеяния. [8]

Другая группа оракулов, которых могут искать андэ, — это термитный оракул. Термитный оракул более доступен всем. Женщинам, мужчинам и детям разрешено обращаться к этому оракулу. [8] Когда перед этими оракулами ставится вопрос, они берут ветки двух деревьев. Одна ветвь называется дакпа , другая — кпойо . Оракул берет эти ветки, втыкает их в термитник и ждет ночь, чтобы увидеть, какую ветку едят термиты, что и определяет ответ. Термитный оракул не так популярен, как ядовитый оракул, поскольку требует больше времени. [9] Это менее сложно и дорого, чем оракул Бенге. [6] Пример использования термитного оракула в этнографическом видео « Колдовство среди азанде», когда женщина в деревне больна, и ее муж хочет знать, выживет она или умрет. [8]

Занде-человек с оракулом на доске

Самый дешевый, но и наименее надежный оракул — это оракул на доске. Оракул на доске описывается в «Очерках культуры » как «устройство, напоминающее доску для спиритических сеансов , сделанное из двух небольших кусков дерева, которые легко носить с собой, чтобы к ним можно было обратиться куда угодно и в любое время». У них есть деревянная ручка и второй кусок дерева. Если дерево зацепится или прилипнет, то появится ответ на вопрос. [6]

Помимо оракулов, знахари также могут предсказывать бедствия и выявлять ведьм, которые используют свое колдовство, чтобы причинить вред. [3] Хотя этими способностями обладают и оракулы, и знахари, считается, что знахари более точно указывают на ведьм. [10] Знахари должны пройти обширную подготовку; [3] когда необходима их помощь, они собираются вместе и танцуют возле дома больного или умершего, чтобы определить источник злой магии. [10] Обычно во время танца их окружает толпа жителей деревни, поэтому знахари стараются исполнить свой танец идеально, чтобы произвести впечатление на тех, кто смотрит. [11] Сила, которая позволяет знахарям выслеживать ведьм, исходит от лекарственных трав. [3]

Историография

[ редактировать ]

Более ранние (колониальные) наблюдатели за колдовством азанде часто считали, что эта практика принадлежала первобытным людям. Антрополог Э.Э. Эванс-Притчард (признавший важность работы Клода Леви-Стросса [12] ) утверждал, что широко распространенная вера в колдовство представляет собой систему убеждений, существенно не отличающуюся от других мировых религий; Колдовство азанде представляет собой последовательную и логичную систему идей. [13]

Книга Эванса-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия среди азанде» (1937) представляет собой стандартный справочник по колдовству азанде. Он подвергся ряду рецензий и рассматривается как «поворотный момент в оценке «примитивного мышления»». обучаясь на территории тогдашнего англо-египетского Судана . В отличие от своих предшественников, публиковавших статьи по магии, он фактически занимался полевой работой, много лет [4] Критическая оценка его книги в 2017 году пришла к выводу, что его «попытки прояснить смысл таким способом [рассматривая магию как логически последовательную систему мышления] оказались чрезвычайно влиятельными и сыграли важную роль в руководстве последующих поколений антропологов». [14]

  1. ^ Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д., ред. (2018). «Занде» . Этнолог: Языки мира (21-е изд.). Даллас, Техас: SIL International . Проверено 9 апреля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Эванс-Притчард, Э.Э. (1935). «Колдовство» . Африка . 8 (4): 417–422. дои : 10.2307/3180590 . JSTOR   3180590 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вагнер, Гюнтер (октябрь 1937 г.). «Колдовство среди азанде». Журнал Королевского африканского общества . 36 (145): 469–476. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a101484 . JSTOR   717946 .
  4. ^ Jump up to: а б Хайнц, Андреас (1997). «Дикая мысль и вдумчивые дикари. В контексте оценки логического мышления Леви-Брюля и Эванса-Притчарда» . Антропос . 92 (1–3): 165–173.
  5. ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1937). Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 1.
  6. ^ Jump up to: а б с Питерс-Голден, Холли (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Макгроу-Хилл. стр. 3–4. ISBN  9780078117022 . OCLC   716069710 .
  7. ^ Санки, Ховард (2010). «Колдовство, релятивизм и проблема критерия». Эркеннтнис . 72 (1): 1–16. дои : 10.1007/s10670-009-9193-7 . JSTOR   20642277 . S2CID   121957234 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Певец, Андре (директор) (1981). Колдовство у азанде (Видео) . Проверено 9 января 2018 г. - через johnryle.com.
  9. ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1937). «Колдовство, оракулы и магия среди азанде». Природа . 140 (3539): 352–353. Бибкод : 1937Natur.140..338B . дои : 10.1038/140338a0 . S2CID   4126317 .
  10. ^ Jump up to: а б Форд, К. Дэрилл (1939). «Обзор: колдовство, оракулы и магия среди азанде Э.Э. Эванс-Притчард» . Журнал американского фольклора . 52 (203): 135–136. дои : 10.2307/536030 . JSTOR   536030 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Томпсон, Этель Э. (январь 1965 г.). «Примитивная африканская медицина и колдовство» . Bull Med Libr Assoc . 53 : 80–94. ЧВК   198231 . ПМИД   14223742 .
  12. ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1964). «Две азандейские сказки». Мужчина . 64 : 105–109. дои : 10.2307/2797361 . JSTOR   2797361 .
  13. ^ Харт, Крис (1998). Обзор литературы: освобождение воображения в области социальных наук . МУДРЕЦ. стр. 84–85. ISBN  9780761959755 .
  14. ^ Уитер, Китти (2017). Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Рутледж. п. я. ISBN  9781351350969 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2da055c06a62036b83fc24873107f46__1718783100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/46/f2da055c06a62036b83fc24873107f46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Azande witchcraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)