Оккультный
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Часть серии о |
Эзотерика |
---|
Оккультизм букв (от латинского : occultus , . « скрытый » или « тайный » ) — это категория эзотерических или сверхъестественных верований и практик, которые обычно выходят за рамки организованной религии и науки и охватывают явления, включающие «скрытое» или «тайное» 'действия, такие как магия и мистицизм . Это также может относиться к паранормальным идеям, таким как экстрасенсорное восприятие и парапсихология .
Термин «оккультные науки» использовался в Европе 16-го века для обозначения астрологии , алхимии и естественной магии . Термин «оккультизм» появился во Франции XIX века . [1] среди таких фигур, как Антуан Курт де Жеблен . [2] Оно стало ассоциироваться с различными французскими эзотерическими группами, связанными с Элифасом Леви и Папюсом , а в 1875 году было введено в английский язык эзотериком Еленой Блаватской .
На протяжении 20-го века термин «оккультизм» по-своему использовался рядом разных авторов. К 21 веку термин «оккультизм» стал широко использоваться, в том числе академическими учеными, занимающимися исследованиями западного эзотеризма , для обозначения ряда эзотерических течений, развившихся в середине 19 века, и их потомков. Таким образом, оккультизм часто используется для классификации таких эзотерических традиций, как Каббала , Спиритуализм , Теософия , Антропософия , Викка , Герметический Орден Золотой Зари , Нью Эйдж , [3] и путь левой руки, и путь правой руки .
Использование этого термина как номинального прилагательного («оккультный») получило особое развитие с конца двадцатого века. В тот же период оккультизм и культура были объединены в неологизм оккультура .
Этимология
[ редактировать ]Оккультизм (от латинского слова occultus ; букв. «тайный», «скрытый», «тайна») — это «знание сокровенного». [4] В обычном использовании оккультизм означает «знание паранормальных явлений », в отличие от «знания измеримого » . [5] обычно называют наукой. Термины эзотерический и тайный также можно использовать для описания оккультизма. [6] в дополнение к их значениям, не связанным со сверхъестественным. Термин оккультные науки использовался в 16 веке для обозначения астрологии , алхимии и естественной магии .
Самое раннее известное использование термина оккультизм во французском языке как l'occultisme . В этой форме оно появляется в статье А. де Лестрейнжа, которая была опубликована в Dictionnaire des mots nouveaux («Словарь новых слов») Жана-Батиста Ришара де Рандонвилье в 1842 году. Однако на данный момент это не было связано с Ésotérisme chrétien , как утверждал Ханеграаф, [7] а описать политическую «систему оккультизма», направленную против священников и аристократов. [8]
В 1853 году масонский автор Жан-Мари Рагон уже использовал оккультизм в своем популярном труде Maçonnerie occulte , связывая его с более ранними практиками, которые со времен Возрождения назывались «оккультными науками» или «оккультной философией», а также с недавними практиками. Социалистическое учение Шарля Фурье . [9] Французский эзотерик Элифас Леви затем использовал этот термин в своей влиятельной книге по ритуальной магии « Догма и ритуал высокой магии» , впервые опубликованной в 1856 году. [10] Леви был знаком с этой работой и, возможно, позаимствовал оттуда этот термин. В любом случае Леви также утверждал, что является представителем древней традиции оккультной науки или оккультной философии. [11] Именно благодаря его использованию термина «оккультизм» он получил более широкое употребление; [12] по словам Фэвра, Леви был «главным представителем эзотерики в Европе и Соединенных Штатах» в то время. [13] Термин «оккультизм» появился во Франции XIX века, где он стал ассоциироваться с различными французскими эзотерическими группами, связанными с Элифасом Леви и Папюсом .
Самое раннее использование термина оккультизм в английском языке, по-видимому, встречается в статье Елены Блаватской, русской эмигрантки, живущей в Соединенных Штатах, основавшей религию теософии, «Несколько вопросов к Хирафу» 1875 года. Статья была опубликована в американском спиритуалистическом журнале Spiritual Scientist . [14]
Различные авторы двадцатого века по этому вопросу использовали термин оккультизм по-разному. Некоторые писатели, такие как немецкий философ Теодор В. Адорно в своих «Тезисах против оккультизма», использовали этот термин как широкий синоним иррациональности . [15] В своей книге «Оккультизм» 1950 года Роберт Амаду использовал этот термин как синоним эзотеризма. [16] подход, который предложил более поздний исследователь эзотерики Марко Паси, оставил этот термин излишним. [15] В отличие от Амаду, другие писатели рассматривали оккультизм и эзотерику как разные, хотя и связанные между собой явления. В 1970-х годах социолог Эдвард А. Тирьакян провел различие между оккультизмом, который он использовал в отношении практик, техник и процедур, и эзотерикой, которую он определил как религиозные или философские системы убеждений, на которых основаны такие практики. [16] Это разделение было первоначально принято одним из первых академических исследователей эзотерики Антуаном Фэвром, хотя позже он отказался от него; [10] оно было отвергнуто большинством ученых, изучающих эзотерику. [15]
К 21 веку этот термин широко использовался, в том числе академическими учеными-эзотериками, для обозначения ряда эзотерических течений, развившихся в середине 19 века, и их потомков. Таким образом, оккультизм часто используется для классификации таких эзотерических традиций, как спиритуализм, теософия, антропософия, герметический орден Золотой Зари и Нью-Эйдж.
Другое разделение использовал -традиционалист автор Рене Генон , который использовал эзотеризм для описания того, что, по его мнению, было традиционалистским внутренним учением, лежащим в основе большинства религий, в то время как оккультизм использовался уничижительно для описания новых религий и движений, которые он не одобрял, таких как как спиритуализм, теософия и различные тайные общества . [17] Использование Геноном этой терминологии было принято более поздними авторами, такими как Серж Ютен и Люк Бенуа . [18] Как отметил Ханеграаф, использование Геноном этих терминов коренится в его традиционалистских убеждениях и «не может быть признано обоснованным с научной точки зрения». [18]
Термин «оккультизм» происходит от более старого термина «оккультный» , так же, как термин «эзотеризм» происходит от более старого термина «эзотерический» . [11] Однако историк эзотерики Воутер Ханеграаф заявил, что важно различать значения терминов «оккультизм» и «оккультизм» . [19] Оккультизм не является однородным движением и весьма разнообразен. [13]
На протяжении своей истории термин оккультизм использовался по-разному. [20] Однако в современном использовании оккультизм обычно относится к формам эзотерики , развившимся в девятнадцатом веке, и их производным в двадцатом веке. [18] В описательном смысле его использовали для описания форм эзотеризма, развившихся во Франции девятнадцатого века, особенно в неомартинистской среде. [18] По словам историка эзотеризма Антуана Фавра , именно у эзотерика Элифаса Леви впервые появляется «оккультное течение в собственном смысле слова». [13] Среди других выдающихся французских эзотериков, участвовавших в развитии оккультизма, были Папюс , Станислас де Гуайта , Жозефин Пеладан , Жорж-Альбер Пюю де Пувурвиль и Жан Брико . [11]
Оккультные науки
[ редактировать ]Идея оккультных наук получила развитие в шестнадцатом веке. [10] Этот термин обычно охватывал три практики – астрологию, алхимию и природную магию – хотя иногда различные формы гадания , а не относились к естественной магии. также включались и [10] Они были сгруппированы вместе, потому что, по словам голландского ученого- герметика Воутера Ханеграафа , «каждый из них занимался систематическим исследованием природы и естественных процессов в контексте теоретических основ, которые в значительной степени опирались на веру в оккультные качества, добродетели или силы». [10] Хотя между этими различными оккультными науками существуют области совпадения, они различны, и в некоторых случаях практикующие одну из них отвергают другие как незаконные. [10]
В эпоху Просвещения оккультизм все чаще стал рассматриваться как несовместимый с концепцией науки. [10] С этого момента использование термина «оккультная наука» подразумевало сознательную полемику против основной науки. [10] Тем не менее, философ и историк карточных игр Майкл Даммит , чей анализ исторических свидетельств показал, что гадание и оккультные интерпретации с использованием карт были неизвестны до 18-го века, сказал, что термин оккультная наука не был неуместен, потому что «люди, которые верят в возможность раскрыть будущее или применить сверхъестественные способности делают это потому, что эффективность методов, которые они используют, согласуется с некоторой систематической концепцией, которой они придерживаются о том, как функционирует Вселенная... какой бы хрупкой ни была ее эмпирическая основа». [21]
В своей книге 1871 года «Примитивная культура » антрополог Эдвард Тайлор использовал термин «оккультная наука» как синоним магии . [22]
Оккультные качества
[ редактировать ]Оккультные качества — это свойства, не имеющие известного рационального объяснения; в Средние века , например, магнетизм считался оккультным качеством. [23] [24] Эфир — еще один такой элемент. [25] Современники Ньютона резко критиковали его теорию о том, что гравитация возникает посредством «действия на расстоянии», как оккультную. [26]
Оккультизм
[ редактировать ]В англоязычном мире выдающимися фигурами в развитии оккультизма были Елена Блаватская и другие деятели, связанные с ее Теософским обществом, высокопоставленные деятели Герметического Ордена Золотой Зари, такие как Уильям Винн Уэсткотт и Сэмюэл Лидделл МакГрегор Мазерс , а также другие такие люди, как Паскаль Беверли Рэндольф , Эмма Хардинг Бриттен , Артур Эдвард Уэйт и – в начале двадцатого века – Алистер Кроули , Дион Форчун и Израэль Регарди . [11] К концу девятнадцатого века оккультные идеи распространились и в других частях Европы, таких как Германская империя , Австро-Венгрия и Королевство Италия . [27]
В отличие от старых форм эзотерики, оккультизм не обязательно отвергает «научный прогресс или современность». [28] Леви подчеркнул необходимость разрешения конфликта между наукой и религией, чего, по его мнению, можно было достичь, обратившись к тому, что, по его мнению, было древней мудростью, найденной в магии. [29] Французский исследователь западного эзотеризма Антуан Февр отмечал, что вместо того, чтобы сразу принять «триумф сциентизма», оккультисты искали «альтернативное решение», пытаясь интегрировать «научный прогресс или современность» с «глобальным видением, которое послужит материализма более очевиден». [13] Голландский исследователь герметизма Воутер Ханеграаф заметил, что оккультизм был «по сути попыткой адаптировать эзотерику» к « разочарованному миру », обществу пост-Просвещения, в котором растущие научные открытия уничтожили существовавшее ранее «измерение непреодолимой тайны». При этом, отметил он, оккультизм дистанцировался от «традиционного эзотеризма», который принимал идею «заколдованного» мира. [30] По словам британского историка западного эзотеризма Николаса Гудрика-Кларка , оккультистские группы обычно ищут «доказательства и демонстрации, прибегая к научным тестам или терминологии». [31]
В своей работе о Леви немецкий историк религии Юлиан Штрубе утверждал, что стремление оккультистов к «синтезу» религии, науки и философии напрямую вытекает из контекста современного социализма и прогрессивного католицизма . [32] Возникновение оккультизма, подобно спиритизму, но в явной оппозиции ему, следует, таким образом, рассматривать в контексте радикальной социальной реформы, которая часто была связана с установлением новых форм «научной религии» и в то же время пропагандировала возрождение древняя традиция «истинной религии». [33] Действительно, возникновение как современного эзотеризма, так и социализма в Июльской монархии Франции было неразрывно связано. [34]
Другая особенность оккультистов заключается в том, что – в отличие от более ранних эзотериков – они часто открыто дистанцировались от христианства, а в некоторых случаях (как у Кроули) даже занимали явно антихристианские позиции. [29] влияние секуляризации на все сферы европейского общества. Это отражало то, насколько глубоким было [29] Отвергая христианство, эти оккультисты иногда обращались к дохристианским системам верований и принимали формы современного язычества , в то время как другие вместо этого черпали влияние религий Азии, таких как индуизм и буддизм . В различных случаях некоторые оккультисты делали и то, и другое. [29] Другой характеристикой этих оккультистов был акцент, который они уделяли «духовной реализации личности», идее, которая сильно повлияла на движение «Нью-Эйдж и человеческий потенциал» двадцатого века . [29] Эта духовная реализация поощрялась как с помощью традиционных западных «оккультных наук», таких как алхимия, так и церемониальной магии , но к началу двадцатого века она также начала включать в себя практики, взятые из незападного контекста, такие как йога . [29]
Хотя оккультизм отличается от более ранних форм эзотеризма, многие оккультисты также были вовлечены в более старые эзотерические течения. Например, такие оккультисты, как Франсуа-Шарль Барле и Рудольф Штайнер, также были теософами . [а] придерживаясь идей лютеранского мыслителя раннего Нового времени Якоба Беме и стремясь объединить идеи бомовской теософии и оккультизма. [35] Однако было отмечено, что это дистанцирование от Теософского Общества следует понимать в свете полемических формирований идентичности среди эзотериков в конце девятнадцатого века. [36]
Этическое использование термина
[ редактировать ]В середине 1990-х годов Воутер Ханеграаф предложил новое определение «оккультизма». [37] По мнению Ханеграафа, термин «оккультизм» можно использовать не только для групп девятнадцатого века, которые открыто называли себя этим термином, но также можно использовать в отношении «типа эзотеризма , который они представляют». [18]
Стремясь определить оккультизм так, чтобы этот термин подходил «как этическая категория» для ученых, Ханеграаф разработал следующее определение: «категория в изучении религий, которая включает в себя «все попытки эзотериков прийти к соглашению с разочарованным миром». или, альтернативно, людьми в целом, чтобы осмыслить эзотерику с точки зрения разочарованного светского мира». [38] Ханеграаф отметил, что это этическое использование этого термина будет независимым от эмического использования этого термина, используемого самими оккультистами и другими эзотериками. [38]
В этом определении оккультизм охватывает многие эзотерические течения, развившиеся с середины девятнадцатого века, включая спиритуализм, теософию, герметический орден Золотой Зари и Нью-Эйдж. [18] Используя это этическое понимание «оккультизма», Ханеграаф утверждал, что его развитие можно было увидеть в работах шведского эзотерика Эммануэля Сведенборга и в месмеристском движении восемнадцатого века, хотя и добавлял, что оккультизм возник только в «полностью развитой форме». «как спиритуализм, движение, которое развилось в Соединенных Штатах в середине девятнадцатого века. [30]
Марко Паси предположил, что использование определения Ханеграафа может вызвать путаницу, поскольку представит группу эзотериков девятнадцатого века, называвших себя «оккультистами», всего лишь частью более широкой категории эзотериков, которых ученые назвали бы «оккультистами». [39]
После этих дискуссий Джулиан Штрубе заявил, что Леви и другие современные авторы, которых теперь можно было бы считать эзотериками, развивали свои идеи в первую очередь не на фоне эзотерической традиции. Скорее, идея Леви об оккультизме возникла в контексте весьма влиятельных радикальных социалистических движений и широко распространенных прогрессивных, так называемых неокатолических идей. [40] Это еще больше усложняет характеристики оккультизма, предложенные Ханеграафом, поскольку на протяжении девятнадцатого века они относились к этим реформистским движениям, а не к предполагаемой группе эзотериков. [41]
Современное использование
[ редактировать ]Термин «оккультный» также использовался как субстантивированное прилагательное «оккультный», термин, который особенно широко использовался среди журналистов и социологов . [18] Этот термин стал популяризирован после публикации в Колина Уилсона 1971 году книги «Оккультизм» . [18] Этот термин использовался как «интеллектуальная мусорная корзина», в которую был помещен широкий спектр верований и практик, поскольку они не вписываются в категории религии или науки. [18] По Ханеграафу, «оккультизм» — это категория, в которую помещается целый ряд верований: от «духов и фей до парапсихологических экспериментов, от похищений НЛО до восточного мистицизма, от легенд о вампирах до ченнелинга и так далее». [18]
Оккультура
[ редактировать ]Неологизм оккультура, используемый на сцене индустриальной музыки конца двадцатого века, вероятно, был придуман одной из ее центральных фигур, музыкантом и оккультистом Дженезисом Пи-Орриджем . [42] Религиовед Кристофер Партридж использовал этот термин в академическом смысле, заявив, что оккультура — это «новая духовная среда на Западе; резервуар, питающий новые духовные источники; почва, на которой растут новые духовности». [43]
Оккультизм и технологии
[ редактировать ]Недавно ученые предложили взгляды на оккультизм, переплетенный со средствами массовой информации и технологиями. Примеры включают работы теоретика кино и медиа Джеффри Сконса и религиоведа Джона Дарема Питерса , которые предполагают, что оккультные движения исторически использовали средства массовой информации и аппараты в качестве инструментов для выявления скрытых аспектов реальности или законов природы. [44] [45] Эрик Дэвис в своей книге «Техгнозис» дает обзор оккультизма как древнего, так и современного с точки зрения кибернетики и информационных технологий. [46] Философ Юджин Такер обсуждает Генриха Корнелиуса Агриппы « Три книги по оккультной философии» в своей книге «В пыли этой планеты» , где он показывает, как жанр ужасов использует оккультные темы для раскрытия скрытых реальностей. [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта теософия, которая представляет собой христианскую эзотерическую традицию, которой придерживаются теософы, представляет собой движение, отличное от теософии, оккультной религии, которой придерживаются теософы, несмотря на общее название.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ После 2006 года .
- ^ Велберн и Хайнцен 1986 , с. 107 .
- ^ Стоун 2014 , с. 60 .
- ^ Крэбб 1927 .
- ^ Андерхилл 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Райт 1895 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ханеграаф 2006 , с. 887; Паси 2006 , с. 1364.
- ^ Штрубе 2016b , стр. 445-450.
- ^ Штрубе 2016b , стр. 13-14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханеграаф 2006 , с. 887.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Паси 2006 , с. 1365.
- ^ Ханеграаф 2006 , с. 887; Паси 2006 , стр. 1364–1365.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фэвр 1994 , с. 88.
- ^ Ханеграаф 2006 , с. 887; Паси 2006 , с. 1365.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паси 2006 , с. 1367.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханеграаф 2006 , с. 887; Паси 2006 , с. 1367.
- ^ Ханеграаф 2006 , стр. 887–888.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ханеграаф 2006 , с. 888.
- ^ Ханеграаф 2006 , с. 884.
- ^ Паси 2006 , с. 1364.
- ^ Даммит 1980 , с. 93.
- ^ Ханеграаф 2006 , с. 716.
- ^ Ослер и Фарбер 2002 , с. 185 .
- ^ Генри 1986 .
- ^ Гиббонс 2018 , с. 8 .
- ^ Бухдал 1989 , с. 232.
- ^ Паси 2006 , стр. 1365–1366.
- ^ Фэвр 1994 , с. 88; Гудрик-Кларк 2008 , с. 196.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Паси 2006 , с. 1366.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханеграаф 1996 , с. 423.
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 196.
- ^ Штрубе 2016а .
- ^ Штрубе 2016b .
- ^ Штрубе 2017b .
- ^ Фэвр 1994 , с. 89.
- ^ Штрубе 2017a .
- ^ Паси 2006 , стр. 1367–1368.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханеграаф 1996 , с. 422.
- ^ Паси 2006 , с. 1368.
- ^ Strube 2016a , стр. 373–379.
- ^ Штрубе 2017b , стр. 218–221.
- ^ Партридж 2014 , с. 124.
- ^ Партридж 2004 , с. 4.
- ^ Бра 2000 , стр. 21 и далее.
- ^ Питерс 2012 , стр. 188 и далее.
- ^ Дэвис 2015 .
- ^ Такер 2011 , стр. 49–97.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бухдал, Герд (1989). «История науки и критерии выбора». В Стьювере, Роджер Х. (ред.). Историко-философские перспективы науки . Том. 5. Гордон и Брич. стр. 232 и далее. ISBN 978-2881243509 .
- Крабб, Г. (1927). Английские синонимы объясняют в алфавитном порядке многочисленные иллюстрации и примеры, взятые из произведений лучших писателей . Нью-Йорк: Thomas Y. Crowell Co.
- Дэвис, Эрик (2015). Техгнозис: миф, магия и мистицизм в эпоху информации . Североатлантическая пресса. ISBN 978-1583949306 .
- Даммет, Майкл (1980). Игра Таро . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-1014-7 .
- Фавр, Антуан (1994). Доступ к западному эзотерику . Серия SUNY по западным эзотерическим традициям. Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . ISBN 0-7914-2178-3 .
- Гиббонс, Би Джей (2018). Духовность и оккультизм: от Возрождения до современности . Психология Пресс. ISBN 978-0415244480 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-532099-2 .
- Ханеграаф, Воутер (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Серия книг «Нумен»: Исследования по истории религий. Том. LXXII. Лейден : Издательство Brill . ISBN 90-04-10695-2 .
- Ханеграаф, Воутер (2006). «Оккультизм/Оккультизм». В Воутер Ханеграаф (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден : Издательство Brill . стр. 884–889. ISBN 978-90-04-15231-1 .
- Генри, Джон (1 декабря 1986 г.). «Оккультные качества и экспериментальная философия: активные принципы в доньютоновской теории материи». История науки . 24 (4): 335–381. Бибкод : 1986HisSc..24..335H . дои : 10.1177/007327538602400401 . S2CID 142925825 .
- Ослер, Маргарет Дж.; Фарбер, Пол Лоуренс, ред. (2002). Религия, наука и мировоззрение: очерки в честь Ричарда С. Вестфолла . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-52493-8 .
- Партридж, Кристофер (2004). «Оккультура» . Новое очарование Запада: альтернативная духовность, сакрализация, популярная культура и оккультура . Том. 1. Лондон: Т&Т Кларк . стр. 62–84. ISBN 0-567-08269-5 .
- Партридж, Кристофер (2014) [2013]. «Оккультура – это обычное дело» . В Аспреме, Эгиль; Грэнхольм, Кеннет (ред.). Современный эзотеризм . Абингдон, Оксфорд : Рутледж . стр. 113–133. ISBN 978-1-908049-32-2 .
- Паси, Марко (2006). "Оккультизм". Ин фон Штукрад, Коку (ред.). Религиозный словарь Брилла . Лейден : Издательство Brill . стр. 1364–1368. дои : 10.1163/1872-5287_bdr_COM_00321 . ISBN 9789004124332 .
- Питерс, Джон Дарем (2012). Разговор в воздух: история идеи коммуникации . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226922638 .
- Бра, Джеффри (2000). СМИ с привидениями: электронное присутствие от телеграфии до телевидения . Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0822325727 .
- Стоун, AT (2014). Век LCSH: сто лет с системой предметных рубрик Библиотеки Конгресса . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-95688-4 .
- Штрубе, Джулиан (2016a). «Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века». Религия . 46 (3). Рутледж : 359–388. дои : 10.1080/0048721X.2016.1146926 . S2CID 147626697 .
- Штрубе, Джулиан (2016b). Социализм, католицизм и оккультизм во Франции девятнадцатого века - Генеалогия сочинений Элифаса Леви . Эксперименты и предварительные работы по истории религии. Том 69. Берлин : Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110478105 . ISBN 978-3-11-047810-5 .
- Штрубе, Джулиан (2017a). «Формирование оккультной идентичности между теософией и социализмом во Франции конца века». Нумен . 64 (5–6). Издательство Brill : 568–595. дои : 10.1163/15685276-12341481 .
- Штрубе, Джулиан (2017b). «Социализм и эзотеризм в июльской монархии Франции». История религий . 57 (2). Издательство Чикагского университета : 197–221. дои : 10.1086/693682 . S2CID 166078608 .
- Такер, Юджин (2011). В пыли этой планеты: ужас философии . Том. 1. Ноль книг. ISBN 978-1846946769 .
- Андерхилл, Эвелин (2017) [1911]. Мистика: исследование природы и развитие духовного сознания . Преданное издание. ISBN 978-1773560045 .
- Велберн, Эндрю Дж.; Хейнцен, Томас (1986). Сила и самосознание в поэзии Шелли . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-1349182787 .
- Райт, CF (1895). Очерк принципов современной теософии . Бостон: Теософская корпорация Новой Англии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Классен, Альбрехт (2017). «Магия в средние века и раннее Новое время: литература, наука, религия, философия, музыка и искусство. Введение». В Классене, Альбрехт (ред.). Магия и маги в средние века и раннее Новое время: оккультизм в досовременных науках, медицине, литературе, религии и астрологии . Основы средневековой и ранней современной культуры. Том. 20. Берлин и Бостон: Де Грюйтер . стр. 1–108. дои : 10.1515/9783110557725-001 . ISBN 9783110556070 . ISSN 1864-3396 .
- Форшоу, Питер (2014). «Оккультное средневековье» . В Партридже, Кристофер (ред.). Оккультный мир . Лондон: Рутледж . Получено 13 декабря 2022 г. - через Academia.edu.
- Ханеграаф, Воутер Дж. (2010). «Начало оккультной каббалы: Адольф Франк и Элифас Леви». Каббала и современность: интерпретации, трансформации, адаптации . Нидерланды: Брилл. ISBN 978-9004182875 .
- Конту, Татьяна; Уилберн, Сара, ред. (2012). «Эшгейтский исследовательский компаньон спиритуализма и оккультизма девятнадцатого века» . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6912-8 .
- Партридж, Кристофер, изд. (2014). Оккультный мир . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0415695961 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр изучения эзотерики Университета Эксетера (EXESESO)
- ESSWE Европейское общество по изучению западного эзотеризма, имеющее множество связей с ассоциированными организациями, библиотеками, учеными и т. д.
- Джозеф Х. Петерсон, Сумеречный грот: Архивы западной эзотерики (Эзотерические архивы: оккультная литература)
- Оккультная наука и философия Возрождения . Онлайн-выставка из специальных коллекций библиотек Университета штата Луизиана.