Jump to content

Аномальные переживания

Аномальные переживания , такие как так называемые доброкачественные галлюцинации , могут возникать у человека в состоянии хорошего психического и физического здоровья даже при очевидном отсутствии преходящего пускового фактора, такого как усталость , интоксикация или сенсорная депривация . [1]

Доказательства этого утверждения накапливались более века. Исследования доброкачественных галлюцинаторных переживаний восходят к 1886 году и к ранним работам Общества психических исследований . [2] [3] что предполагает, что примерно 10% населения испытали хотя бы один галлюцинаторный эпизод в течение своей жизни. Более поздние исследования подтвердили эти результаты; Точная выявленная частота варьируется в зависимости от характера эпизода и принятых критериев «галлюцинации», но основной вывод в настоящее время хорошо подтвержден. [4]

Особый интерес по причинам, которые будут обсуждаться ниже, представляют собой те аномальные переживания, которые характеризуются крайним реализмом восприятия.

Призрачный опыт

[ редактировать ]

Распространенным типом аномального опыта является призрачный опыт , который можно определить как опыт, при котором субъекту кажется, что он воспринимает какого-то человека или вещь, которая физически не присутствует. В самостоятельно отобранных образцах, как правило, преобладают человеческие фигуры, но появляются изображения животных. [5] и даже предметы [6] также сообщается. Примечательно, что большинство человеческих фигур, упомянутых в таких образцах, не опознаны субъектом, а из тех, кто есть, не все являются умершими людьми; Сообщалось также о появлениях живых людей. [7]

Внетелесный опыт

[ редактировать ]

Внетелесный опыт (ВТО) в общественном сознании в некоторой степени стал ассоциироваться с концепцией околосмертного опыта . Однако данные свидетельствуют о том, что большинство внетелесных переживаний происходит не при смерти, а в условиях либо очень высокого, либо очень низкого возбуждения. [8] Чарльз МакКрири [9] предположил, что этот последний парадокс можно объяснить тем фактом, что ко сну можно подойти не только с помощью обычного пути низкого возбуждения и деафферентации, но также и менее известного пути сильного стресса и гипервозбуждения. [10] Согласно этой модели ВТО представляет собой вторжение процессов сна Стадии 1 в бодрствующее сознание.

ВТО можно рассматривать как галлюцинаторные в том смысле, что они представляют собой перцептивные или квазиперцептивные переживания, в которых по определению мнимая точка зрения не совпадает с физическим телом субъекта. Следовательно, нормальная сенсорная информация, если таковая имеется, которую субъект получает во время опыта, не может точно соответствовать перцептивному представлению мира в сознании субъекта.

Как и в случае галлюцинаторных переживаний в целом, попытки опроса населения в целом показали, что такие переживания относительно распространены: обычно сообщается о цифрах заболеваемости от 15 до 25 процентов. [11] Вероятно, это различие объясняется разными типами отобранных популяций и разными критериями «внетелесного опыта».

Сны и осознанные сновидения

[ редактировать ]

) определяют сновидение Некоторые исследователи (например , Британская энциклопедия как галлюцинаторное переживание во время сна.

Осознанный сон можно определить как сон, в котором сновидец осознает, что он спит и видит сны. Термин «осознанное сновидение» впервые использовал голландский врач Фредерик ван Иден. [12] который изучал свои собственные сны такого типа. Слово «осознанный» относится к тому факту, что субъект достиг понимания своего состояния, а не качества восприятия опыта. Тем не менее, одной из особенностей осознанных сновидений является то, что они могут обладать чрезвычайно высоким качеством перцептивного реализма до такой степени, что сновидец может тратить время на изучение и восхищение перцептивной средой и тем, как она имитирует среду наяву. [13]

Осознанные сновидения по определению происходят во время сна, но их можно рассматривать как галлюцинаторные переживания, точно так же, как неосознанные сновидения яркой перцептивной природы можно рассматривать как галлюцинаторные, то есть они являются примерами «переживания, имеющего характер чувственного восприятия». восприятие, но без соответствующей или адекватной сенсорной стимуляции [...]». [14]

Ложные пробуждения

[ редактировать ]

Ложное пробуждение — это пробуждение, при котором субъект считает, что он проснулся, будь то от осознанного или неосознанного сна, но на самом деле он все еще спит. [15] Иногда переживание настолько реалистично с точки зрения восприятия (например, кажется, что спящий просыпается в своей спальне), что прозрение не достигается сразу или даже до тех пор, пока сновидец действительно не проснется и не поймет, что произошедшее было галлюцинацией. Подобные переживания, по-видимому, особенно часто случаются с теми, кто сознательно культивирует осознанные сновидения. Однако они также могут возникать спонтанно и быть связаны с ощущением сонного паралича .

Лабораторные галлюцинации

[ редактировать ]

Психоподобные симптомы, такие как галлюцинации и необычные ощущения, связаны с грубыми изменениями в восприятии реальности. Нормальное восприятие в значительной степени конструктивно, и то, что мы воспринимаем, сильно зависит от нашего предыдущего опыта и ожиданий. Здоровые люди, склонные к галлюцинациям или имеющие высокие баллы по психометрическим показателям положительной шизотипии , склонны демонстрировать предвзятость к сообщению о стимулах, которые не возникали в неоднозначных экспериментальных условиях. [16] [17] Во время визуального обнаружения быстро движущихся слов студенты бакалавриата, получившие высокие баллы по положительной шизотипии, имели значительно высокий уровень ложного восприятия слов (т.е. сообщали о том, что видели слова, которые не были включены в экспериментальные испытания). [18] Позитивные шизотипические симптомы у здоровых взрослых, по-видимому, предсказывают ложное восприятие при выполнении лабораторных задач и определенных параметров окружающей среды, таких как перцептивная нагрузка. [19] и частота визуальных целей [20] имеют решающее значение для формирования ложных представлений. Когда обнаружение событий становится либо легким, либо требует когнитивных усилий , возникновение таких предубеждений можно предотвратить. [21]

Слуховые галлюцинации

[ редактировать ]

Слуховые галлюцинации и, в частности, слуховые галлюцинации считаются особенно характерными для людей, страдающих шизофренией . Однако нормальные субъекты также в удивительной степени сообщают о слуховых галлюцинациях. Например, Бенталл и Слэйд [22] обнаружили, что целых 15,4% из 150 студентов-мужчин были готовы поддержать утверждение: «В прошлом я слышал голос человека, а затем обнаружил, что там никого не было». Они добавляют:

«не менее 17,5% [испытуемых] были готовы оценить пункт «Я часто слышу голос, говорящий мои мысли вслух» как «Конечно применимо». Этот последний пункт обычно рассматривается как симптом шизофрении первого ранга.. ."

Грин и МакКрири [23] обнаружили, что 14% из 1800 добровольно выбранных испытуемых сообщили о чисто слуховых галлюцинациях, и из них почти половина включала в себя слышание членораздельных или нечленораздельных звуков человеческой речи. Примером первого может служить случай с инженером, стоящим перед трудным профессиональным решением, который, сидя в кинотеатре, услышал голос, говорящий «громко и отчетливо»: «Вы не можете этого сделать, вы знаете». добавляет:

«Это было настолько ясно и звучно, что я повернулся и посмотрел на своего спутника, который спокойно смотрел на экран… Я был поражен и несколько вздохнул с облегчением, когда стало очевидно, что я единственный человек, который что-то слышал». [24]

Этот случай мог бы стать примером того, что Поузи и Лош [25] называют «слышанием утешительного или советующего голоса, который не воспринимается как собственные мысли». По их оценкам, примерно 10% из 375 американских студентов колледжей имели подобный опыт.

Было высказано предположение, что на слуховые галлюцинации влияет культура: при обследовании американских испытуемых они сообщали, что слышат суровые авторитарные голоса с агрессивными или запретительными предложениями, тогда как голоса, слышимые в Индии и Африке, вместо этого имели тенденцию быть игривыми и склонными к сотрудничеству. [26]

Гипногогические и гипнопомпические галлюцинации возникают у людей без других симптомов и считаются непатологическими. [ нужна ссылка ]

Ощущение присутствия

[ редактировать ]

Это парадоксальный опыт, при котором у человека возникает сильное ощущение присутствия другого человека, иногда узнаваемого, иногда неузнанного, но без какого-либо очевидно оправдывающего сенсорного стимула.

Американский психолог и философ девятнадцатого века Уильям Джеймс описал этот опыт следующим образом:

«Судя по тому, как об этом опыте говорят те, кто его пережил, это может показаться чрезвычайно определенным и позитивным состоянием ума в сочетании с верой в реальность его объекта, столь же сильной, как любое прямое ощущение, когда-либо существовавшее. дает. И все же кажется, что с этим вообще не связано никакое ощущение... Этот феномен, по-видимому, возникает из-за того, что чистое представление становится насыщенным своего рода жгучей настойчивостью, которую обычно приносят только ощущения». [27]

Ниже приводится пример такого опыта:

«Мой муж умер в июне 1945 года, и 26 лет спустя, когда я была в церкви, я почувствовала, что он стоит рядом со мной во время пения гимна. Я чувствовала, что увижу его, если поверну голову. Это чувство было настолько сильным, что я была доведенный до слез, я не думал о нем до того, как почувствовал его присутствие, у меня не было этого чувства ни до того дня, ни с тех пор». [28]

Переживания такого рода, по-видимому, соответствуют всем нормальным критериям галлюцинаций, кроме одного. Например, Слейд и Бенталл предложили следующее рабочее определение галлюцинации:

«Любой подобный восприятию опыт, который (а) происходит в отсутствие соответствующего стимула, (б) имеет полную силу или воздействие соответствующего фактического (реального) восприятия и (в) не поддается прямому и произвольному контролю со стороны переживающий». [29]

Приведенный выше опыт, безусловно, соответствует второму и третьему из этих трех критериев. Можно добавить, что «присутствие» в таком случае переживается как находящееся в определенном положении во внешнем физическом пространстве. В этом отношении можно сказать, что они более галлюцинаторны, чем, например, некоторые гипнагогические образы , которые могут восприниматься как внешние по отношению к субъекту, но располагаться в собственном ментальном «пространстве». [30] [31] Другие объяснения этого явления обсуждались психологом Грэмом Ридом , который писал, что такие переживания могут включать иллюзию , неправильное толкование или внушение . Он отметил, что о переживаниях обычно сообщают в моменты усталости, стресса или ночью. [32]

В скорби

[ редактировать ]

Ощущение присутствия умершего близкого человека – часто встречающийся феномен при тяжелой утрате . Оно может принимать форму явно чувственного впечатления или включать квазисенсорное «ощущение» присутствия. Рис [33] провели исследование 293 овдовевших людей, проживающих в определенном районе Среднего Уэльса . Он обнаружил, что 14% опрошенных сообщили о зрительных галлюцинациях своего умершего супруга , 13,3% — о слуховых и 2,7% — о тактильных. Эти категории в некоторой степени пересекались, поскольку некоторые люди сообщали о галлюцинаторных переживаниях более чем в одной модальности. В свете предыдущего заголовка интересным оказался тот факт, что 46,7% выборки сообщили о присутствии умершего супруга. Другие исследования аналогичным образом сообщили о частоте таких случаев среди людей, переживших тяжелую утрату, примерно в 50%. [34] [35]

Ощущение присутствия умершего может быть межкультурным явлением, которое, однако, интерпретируется по-разному в зависимости от культурного контекста, в котором оно происходит. [36] Например, одно из самых ранних исследований этого явления, опубликованное в западном рецензируемом журнале, исследовало переживания горя японских вдов и обнаружило, что 90% из них сообщили, что почувствовали умершего. [37] Было замечено, что, в отличие от западных интерпретаций, вдовы не беспокоились о своем здравомыслии и осмысливали пережитое с религиозной точки зрения.

В западном мире большая часть литературы о тяжелой утрате 20-го века находилась под влиянием психоаналитического мышления и рассматривала эти переживания как форму отрицания, в традиции « интерпретации Фрейдом в Скорбе и меланхолии» человека, пережившего утрату, как «цепляющегося за объект через галлюцинаторный желаемый психоз». [38] В последние десятилетия, основываясь на межкультурных данных об адаптивности такого опыта, сохраняющаяся концепция связей , предложенная Классом и др. (1996) [39] предположил, что такой опыт можно рассматривать как нормальный и потенциально адаптивный и в западном контексте. С тех пор был опубликован ряд качественных исследований, описывающих преимущественно благотворное влияние этих переживаний, особенно когда они обретают духовный или религиозный смысл. [40] [41] Хотя большинство этих переживаний, как правило, воспринимаются воспринимающим как успокаивающие, небольшой процент людей сообщает о тревожных переживаниях, и исследования, например, Филдом и другими, продолжаются. [42] чтобы определить, когда продолжающиеся переживания связей помогают приспособиться к тяжелой утрате, а когда они могут нанести вред.

Теоретические последствия

[ редактировать ]

Психологический

[ редактировать ]

Основная важность аномальных переживаний, таких как доброкачественные галлюцинации, для теоретической психологии заключается в их значимости для дебатов между моделью болезни и многомерной моделью психоза . Согласно модели заболевания, психотические состояния, например, связанные с шизофренией и маниакально-депрессивным расстройством , представляют собой симптомы основного болезненного процесса, который носит дихотомический характер; т.е. данный субъект либо страдает, либо не страдает этим заболеванием, точно так же, как человек либо имеет, либо не имеет физического заболевания, такого как туберкулез. Согласно многомерной модели, напротив, население в целом ранжируется по нормально распределенному континууму или измерению, которое по-разному обозначается как психотизм ( Гейзенк ), шизотипия ( Гордон Кларидж ) или склонность к психозу. [43]

Возникновение спонтанных галлюцинаторных переживаний у людей, которые в данный момент обладают хорошим физическим здоровьем, не употребляют наркотики или находятся в других необычных физических состояниях преходящего характера, таких как сильная усталость, по-видимому, обеспечивает поддержку многомерной модели. [44] Альтернатива этой точке зрения требует постулировать некий скрытый или латентный болезненный процесс, симптомом или предвестником которого являются такие переживания, объяснение, которое, казалось бы, вызывает вопросы.

Философский

[ редактировать ]

«Аргумент галлюцинации» традиционно был одним из тех, которые использовались сторонниками философской теории репрезентативизма против прямого реализма . Репрезентационализм утверждает, что, воспринимая мир, мы не находимся с ним в прямом контакте, как подсказывает здравый смысл, а только в непосредственном контакте с представлением мира в сознании. Это представление может быть более или менее точным в зависимости от наших обстоятельств, состояния нашего здоровья и так далее. Прямой реализм, с другой стороны, утверждает, что здравый смысл или бездумный взгляд на восприятие верен и что, воспринимая мир, мы должны рассматриваться как находящиеся в прямом контакте с ним, не опосредованные никаким представлением в сознании.

Очевидно, что, например, во время призрачного опыта соответствие между тем, как субъект воспринимает мир, и тем, каким мир на самом деле является в этот момент, явно несовершенно. В то же время этот опыт может представляться субъекту неотличимым от нормального восприятия. МакКрири [45] утверждал, что такие эмпирические явления усиливают аргументы в пользу репрезентативизма в противовес прямому реализму.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Паттерсон, Кристофер; Проктер, Николас (24 мая 2023 г.). «Галлюцинации в фильмах, как правило, связаны с хаосом, насилием и психическими расстройствами. Но они могут быть и позитивными» . Разговор . Проверено 28 мая 2023 г.
  2. ^ Герни, Э., Майерс, Ф.В.Х. и Подмор, Ф. (1886). Фантазмы живых , тт. Я и II. Лондон: Трубнер и Ко.
  3. ^ Сиджвик, Элеонора; Джонсон, Элис; и др. (1894). Отчет о переписи галлюцинаций, Лондон: Труды Общества психических исследований , Vol. Х.
  4. ^ См. Слейд, П.Д. и Бенталл, Р.П. (1988). Сенсорный обман: научный анализ галлюцинаций . Лондон: Крум Хелм, для обзора.
  5. ^ См., например, Грин К. и МакКрири К. (1975). Явления . Лондон: Хэмиш Гамильтон, стр. 192–196.
  6. ^ Явления , стр. 197-199.
  7. ^ Явления , стр. 178-183.
  8. ^ Ирвин, HJ (1985). Полет разума: психологическое исследование опыта выхода из тела. Метучен, Нью-Джерси: The Scarecrow Press.
  9. ^ МакКрири, К. (2008). Сновидения и психозы: новый взгляд на старую гипотезу. Психологическая статья № 2008-1 . Оксфорд: Оксфордский форум. Интернет-файл в формате PDF , заархивированный 4 февраля 2019 г. на Wayback Machine.
  10. ^ Освальд, И. (1962). Сон и бодрствование: физиология и психология. Амстердам: Эльзевир.
  11. ^ в Irwin, op.cit.. Обзор см.
  12. ^ ван Иден, Ф. (1913). Исследование снов. Труды Общества психических исследований , 26 , часть 47, стр. 431-461.
  13. ^ См. Грин, К. (1968). Осознанные сны. Лондон: Хэмиш Гамильтон, например.
  14. ^ Древер, (1952). Словарь психологии . Лондон: Пингвин.
  15. ^ См. Грин К. и МакКрири К. (1994). Осознанные сновидения: парадокс сознания во время сна . Лондон: Рутледж. Глава 7.
  16. ^ Bentall RP и Slade PD (1985). Тестирование реальности и слуховые галлюцинации: анализ обнаружения сигнала. Британский журнал клинической психологии , 24 , 159–169.
  17. ^ Цаканикос, Э. и Рид, П. (2005). Видеть слова, которых нет: ошибки обнаружения при психометрической шизотипии. Британский журнал клинической психологии , 44 , 295-299.
  18. ^ Цаканикос, Э. и Рид, П. (2005). Предсказывают ли положительные шизотипические симптомы ложные перцептивные переживания в доклинической популяции? Журнал нервных и психических заболеваний , 193 , 809–812.
  19. ^ Цаканикос, Э. (2006). Перцептивные искажения и положительная шизотипия: роль перцептивной нагрузки. Личность и индивидуальные различия , 41 , 951–958.
  20. ^ Рид П., Уэйкфилд Д., Харрис Дж., Парри Дж., Селла М. и Цаканикос Э. (2008). Видение несуществующих событий: влияние условий окружающей среды, шизотипические симптомы и субклинические характеристики. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 39 , 276-291.
  21. ^ Цаканикос, Э. (2006). Перцептивные искажения и положительная шизотипия: роль перцептивной нагрузки. Личность и индивидуальные различия , 41 , 951–958.
  22. ^ Bentall RP и Slade PD (1985). Надежность шкалы, измеряющей предрасположенность к галлюцинациям: краткий отчет. Личность и индивидуальные различия , 6 , 527–529.
  23. ^ Грин и МакКрири, Явления , указ. цит. п. 85.
  24. Явления , стр. 85–86.
  25. ^ Поузи, ТБ и Лош, Мэн (1983). Слуховые галлюцинации голосов у 375 здоровых людей. Воображение, познание и личность , 3 , 99–113.
  26. ^ Университет, Стэнфорд (16 июля 2014 г.). «Стэнфордский исследователь: галлюцинаторные «голоса», сформированные местной культурой» . Стэнфордские новости . Проверено 20 октября 2019 г.
  27. ^ Джеймс, В. (1890; 1950). Принципы психологии , Том II. Нью-Йорк, Dover Publications, стр. 322–323.
  28. ^ Грин и МакКрири, Явления , указ. цит ., стр. 118.
  29. ^ Слэйд и Бенталл, указ. цит., стр. 23.
  30. ^ Пилинг, Ф.Е. (1925). Вводное исследование гипнагогических явлений. Труды Общества психических исследований , 35 , 289–409.
  31. ^ Мавроматис, А. (1987). Гипнагогия: уникальное состояние сознания между бодрствованием и сном . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  32. ^ Рид, Грэм . (1988). Психология аномального опыта . Книги Прометея. стр. 44–45. ISBN   0-87975-435-4
  33. ^ Рис, WD (1971). «Галлюцинации вдовства». Британский медицинский журнал , 4 , 37–41.
  34. ^ Датсон С.Л. и Марвит С.Дж. (1997). Личностные конструкции и восприятие присутствия умерших близких. Исследования смерти , 21 , 131–146.
  35. ^ Олсон, П.Р., Саддет, Дж.А., Петерсон, П.А., и Эгельхофф, К. (1985). Галлюцинации вдовства. Журнал Американского гериатрического общества , «33», 543–547.
  36. ^ Стеффен Э. и Койл А. (2012). « Опыт «чувства присутствия» при тяжелой утрате и его связь с психическим здоровьем: критический анализ продолжающегося спора». В К. Мюррее (ред.). Психическое здоровье и аномальный опыт , Нью-Йорк: Издательство Nova Science.
  37. ^ Ямамото Дж., Оконоги К., Ивасаки Т. и Ёсимура С. (1969). Траур в Японии. Американский журнал психиатрии , 125 , 1660–1665.
  38. ^ Фрейд, С. (1917). «Траур и меланхолия». В Дж. Стрейчи (ред. и пер.). Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (том XIV) (стр. 252–268). Лондон: Хогарт Пресс.
  39. ^ Класс Д., Сильверман П.Р. и Никман С. (ред.). (1996). Продолжающиеся связи: новое понимание горя . Бристоль: Тейлор и Фрэнсис.
  40. ^ Квилецкий, С. (2011). «Призраки, смысл и вера: общение после смерти в рассказах о тяжелой утрате». Исследования смерти », 35 , 219–243.
  41. ^ Стеффен Э. и Койл А. (2011). «Ощущение присутствия и осмысление тяжелой утраты: качественный анализ». Исследования смерти , 35 , 579–609.
  42. ^ Филд, Н.П., и Филаноски, К. (2010). Продолжающиеся связи, факторы риска сложного горя и адаптация к тяжелой утрате. Исследования смерти , 34 , 1–29.
  43. ^ Обсуждение понятия шизотипии и ее вариантов см. МакКрири К. и Кларидж Г. (2002). Здоровая шизотипия: случай внетелесных переживаний. Личность и индивидуальные различия , 32 , 141–154.
  44. ^ Берриос Г.Е. (2005) О фантастических явлениях видения и Йоханнесе Мюллере. История психиатрии 16: 229–246.
  45. ^ МакКрири, К. (2006). «Восприятие и галлюцинации: аргументы в пользу преемственности». Философская статья № 2006-1 . Оксфорд: Оксфордский форум. Интернет-файл в формате PDF , заархивированный 10 декабря 2019 г. на Wayback Machine.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олдерсон-Дэй, Бен (2023). Присутствие: странная наука и правдивые истории о невидимом Другом . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  9781250278258 . OCLC   1310765301 .
  • Алеман А. и Ларой Ф. (2008). Галлюцинации: наука об идиосинкразическом восприятии . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.
  • Берчвуд, Макс Дж., Чедвик, Пол и Троуэр, Питер (1996). Когнитивная терапия бреда, голосов и паранойи. Нью-Йорк: John Wiley & Sons Inc.
  • Карденья Э., Линн С.Дж. и Криппнер С. (2000). Разновидности аномального опыта: изучение научных данных. Американская психологическая ассоциация.
  • Джонсон, Фред Х. (1978). Анатомия галлюцинаций . Чикаго: Нельсон-Холл.
  • Мюррей, К. (ред.) (2012). Психическое здоровье и аномальный опыт. Нью-Йорк: Издательство Nova Science.
  • Пирсон, Р.С. (2005) Опыт галлюцинаций в религиозной практике . Сиэтл: Telical Books.
  • Рид, Грэм. (1988). Психология аномального опыта . Книги Прометея. ISBN   0-87975-435-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4078e22b8f9f8754a1e9f3b11eda7006__1721164800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/06/4078e22b8f9f8754a1e9f3b11eda7006.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anomalous experiences - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)