Эктоплазма (паранормальное явление)

Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
В спиритизме « эктоплазма , также известная как просто экто , представляет собой субстанцию или духовную энергию, экстериоризированную» физическими средами . Он был придуман в 1894 году исследователем психических явлений Шарлем Рише . [1] Хотя этот термин широко распространен в массовой культуре, [2] нет научных доказательств существования эктоплазмы [3] [4] [5] [6] и многие предполагаемые примеры были разоблачены как мистификации , сделанные из марли , марли или других натуральных материалов. [7] [8]
Этот термин происходит от древнегреческих слов ἐκτός ektos , «снаружи», и πλάσμαplasma , «все, что сформировано».
Феномен
[ редактировать ]В спиритуализме говорится, что эктоплазма образуется физическими медиумами в состоянии транса. Этот материал выделяется в виде марлевой субстанции из отверстий на теле медиума, и говорят, что духовные сущности накрывают этим веществом свое нефизическое тело, позволяя им взаимодействовать в физической и реальной вселенной. Некоторые источники утверждают, что эктоплазма вначале прозрачна и почти невидима, но темнеет и становится видимой по мере того, как психическая энергия становится сильнее. В других источниках утверждается, что в крайних случаях эктоплазма приобретает сильный запах. По мнению некоторых медиумов, эктоплазма не может возникнуть в световых условиях, так как эктоплазматическое вещество распадется. [9]
Психический исследователь Густав Гелей определил эктоплазму как «очень разнообразную по внешнему виду, иногда парообразную, иногда пластичную пасту, иногда пучок тонких нитей, или мембрану с вздутиями или бахромой, или тонкую ткань, подобную ткани». [10] Артур Конан Дойл описал эктоплазму как «вязкую студенистую субстанцию, которая, по-видимому, отличается от всех известных форм материи тем, что может затвердевать и использоваться в материальных целях». [11]
Физическое существование эктоплазмы не было научно доказано, а протестированные образцы, предположительно представляющие собой эктоплазму, оказались различными непаранормальными веществами. [4] [12] Другие исследователи воспроизвели с помощью несверхъестественных материалов фотографические эффекты, которые, как иногда говорят, доказывают существование эктоплазмы. [13]
Эктеническая сила
[ редактировать ]
Идея эктоплазмы была объединена с понятием «эктенической силы» некоторыми ранними исследователями психических явлений, которые искали физическое объяснение сообщениям о психокинезе во время сеансов . [14] Первоначально гипотеза о его существовании была выдвинута графом Агенором де Гаспареном для объяснения феномена поворота стола и постукивания во время сеансов. Эктеническую силу назвал коллега де Гаспарена М. Тюри, профессор естествознания Женевской академии. Вместе с ними де Гаспарен и Тюри провели ряд экспериментов с эктенической силой и заявили о некотором успехе. Их работа не прошла независимую проверку. [15] [16]
Другие исследователи-психологи, изучавшие медиумизм, предположили, что внутри человеческого тела существует неопознанная жидкость , называемая «психод», «психическая сила» или « эктеническая сила », которая способна высвобождаться для воздействия на материю. [17] [18] Этой точки зрения придерживался Камиль Фламмарион. [19] и Уильям Крукс , однако более поздний исследователь психических явлений Херевард Кэррингтон отметил, что жидкость была гипотетической и никогда не была обнаружена. [20]
объектов отвечает жидкое вещество , заявил, что за левитацию Исследователь-психолог У. Дж. Кроуфорд (1881–1920) после того, как стал свидетелем медиума Кэтлин Голигер . Кроуфорд, став свидетелем ряда ее сеансов, заявила, что получила фотографии этого вещества с помощью фонарика; позже он описал это вещество как «плазму». Он утверждал, что вещество не видно невооруженным глазом, но ощущается телом. [21]
Физик и исследователь психических явлений Эдмунд Эдвард Фурнье д'Альбе позже исследовал медиума Кэтлин Голигер на многих заседаниях и пришел к выводам, противоположным Кроуфорду; по словам Д'Альбе, с Голигером не случалось никаких паранормальных явлений, таких как левитация, и он заявил, что нашел доказательства мошенничества. Д'Альбе утверждал, что на фотографиях Кроуфорда изображен обычный муслин . [22] [23] Во время сеанса Д'Альбе заметил белый муслин между ногами Голигера. [24]
Мошенничество
[ редактировать ]

Во многих случаях было доказано, что эктоплазма является поддельной. Многие медиумы использовали методы глотания и срыгивания марли, текстильных изделий, разглаживаемых картофельным крахмалом , а в других случаях эктоплазму изготавливали из бумаги, ткани и яичного белка или муслина с маслом. [25] [26] [27] [28]
Общества психических исследований Исследования медиумизма выявили множество мошеннических медиумов, что способствовало падению интереса к физическому медиумизму. [29] В 1907 году Херевард Кэррингтон разоблачил уловки мошеннических медиумов, таких как те, которые использовались при письме на грифельной доске, столоверчении , трубном медиумизме, материализации, чтении запечатанных писем и духовной фотографии . [30]
В начале 20-го века исследователь психических явлений Альберт фон Шренк-Нотцинг исследовал медиума Еву Карьер » ее эктоплазмы и заявил, что « материализации были не результатом духов, а результатом «идеопластики», при которой медиум мог формировать изображения в эктоплазме из своего разума. [31] Шренк-Нотцинг опубликовал книгу «Феномены материализации» (1923), в которую вошли фотографии эктоплазмы. Критики отметили, что на фотографиях эктоплазмы видны следы вырезок из журналов, булавок и куска веревки. [32] Шренк-Нотцинг признал, что Каррьер несколько раз обманным путем проносил булавки в комнату для сеансов. [32] Фокусник Карлос Мария де Эредиа воспроизвел эктоплазму Карьера, используя расческу, марлю и носовой платок. [32]
Дональд Уэст писал, что эктоплазма Карьера была поддельной и состояла из вырезанных из газет и журналов бумажных лиц , на которых иногда можно было увидеть следы складок на фотографиях. Фотография Карьера, сделанная сзади лица эктоплазмы, показала, что оно было сделано из журнала, вырезанного с буквами «Ле Миро». Двумерное лицо было вырезано из французского журнала Le Miroir. [33] Предыдущие выпуски журнала также соответствовали эктоплазменным лицам Карьера. [34] Вырезанные лица, которые она использовала, включали Вудро Вильсона , короля Болгарии Фердинанда , президента Франции Раймона Пуанкаре и актрису Мону Дельза. [35]

После того, как Шренк-Нотцинг обнаружил, что Карьер взяла ее лица из эктоплазмы из журнала, он защищал ее, утверждая, что она читала журнал, но ее память вспомнила изображения, и они материализовались в эктоплазму. [31] Из-за этого Шренк-Нотцинга описывали как легковерного человека. [32] Джозеф Маккейб писал: «В Германии и Австрии барон фон Шренк-Нотцинг является посмешищем своих коллег-медиков». [36]
Датский медиум Эйнер Нильсен был расследован комитетом Университета Кристиания в Норвегии в 1922 году, и во время сеанса было обнаружено, что его эктоплазма была поддельной. [37] Его также поймали за сокрытием эктоплазмы в прямой кишке . [38] Мина Крэндон была известным медиумом, известным тем, что производила эктоплазму во время своих сеансов. Она извлекла из живота маленькую эктоплазматическую руку, которая покачивалась в темноте. Однако ее карьера закончилась, когда биологи исследовали руку и обнаружили, что она сделана из куска вырезанной печени животного. [39] Уолтер Франклин Принс описал дело Крэндона как «самый гениальный, стойкий и фантастический комплекс мошенничества в истории психических исследований». [40]
Исследователи психических наук Эрик Дингуолл и Гарри Прайс переиздали анонимную работу бывшего медиума под названием « Откровения духовного медиума» (1922), в которой разоблачаются уловки медиумизма и мошеннические методы создания «духовных рук». [41] Первоначально все экземпляры книги были раскуплены спиритуалистами и уничтожены. [42] По поводу эктоплазмы и мошенничества Джон Райан Хоул писал:
Поскольку считалось, что эктоплазма подвержена разрушению под действием света, возможность появления эктоплазмы стала причиной того, что викторианские сеансы проводились практически в темноте. Плохие условия освещения также стали возможностью для мошенничества, особенно потому, что искусственную эктоплазму можно было легко сделать из смеси мыла, желатина и яичного белка или, возможно, просто из удачно расположенного муслина. [43]
Психический исследователь Гарри Прайс разоблачил мошеннические методы медиума Хелен Дункан , доказав посредством анализа образца эктоплазмы, произведенного Дунканом, что марлю . она проглотила и отрыгнула [44] Дункан также использовал головы и маски кукол в качестве эктоплазмы. [45] Медиумы также вырезали картинки из журналов и прикрепляли их к марле, изображая, что это духи мертвых. [46] Другой исследователь, С.Д. Броуд , писал, что эктоплазма во многих случаях оказалась состоящей из домашнего материала, такого как сливочный муслин, и что не было убедительных доказательств того, что она имела какое-либо отношение к спиртным напиткам. [47]
Фотографии эктоплазмы, сделанные Томасом Гленденнингом Гамильтоном, показывают, что она сделана из папиросной бумаги и вырезок людей из журналов. На знаменитой фотографии медиума Мэри Энн Маршалл (1880–1963), сделанной Гамильтоном, изображена папиросная бумага с вырезанной Артура Конан Дойля из газеты головой . Скептики подозревали, что за мистификацией мог стоять Гамильтон . [48] Медиумы Рита Гулд и Алек Харрис на своих сеансах переоделись духами эктоплазмы и были разоблачены как мошенники. [49] Обнаружение поддельной эктоплазмы на сеансах вызвало быстрый упадок физического медиумизма. [50]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме Кэри Гранта 1937 года «Топпер » эктоплазма является средством, с помощью которого призраки Джорджа и Мэриан Кирби становятся видимыми.
В пьесе 1941 года « Беззаботный дух» и последующих фильмах мадам Акрати упоминает эктоплазму в первом акте, сцена 2.
С момента своего выхода в 1984 году фильм «Охотники за привидениями» популяризировал в современной художественной литературе идею ассоциации призраков со слизистой, часто зеленой эктоплазмой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блом, Ян Дирк. (2010). Словарь галлюцинаций . Спрингер. п. 168. ISBN 978-1-4419-1222-0
- ^ Бэдли, Линда (1995). Фильм, ужасы и фантастическое тело . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . стр. 45–. ISBN 978-0-313-27523-4 .
- ^ Пуллиам, июнь; Фонсека, Энтони (26 сентября 2016 г.). Призраки в популярной культуре и легендах . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . стр. 89–. ISBN 978-1-4408-3491-2 .
- ^ Jump up to: а б Кин, М. Ламар (1997) [1976]. Психическая мафия . Амхерст, Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 1-57392-161-0 .
- ^ «Эктоплазма» . Архивировано 11 января 2011 г. в Wayback Machine . Словарь ключевых слов, часто используемых в парапсихологии , Парапсихологическая ассоциация (24 января 2006 г.).
- ^ Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея . стр. 44–. ISBN 978-1-61592-085-3 .
- ^ Штейн, Гордон (1993). Энциклопедия мистификаций . Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Gale Group . п. 205 . ISBN 0-8103-8414-0 .
Одним из странных явлений спиритизма, некогда популярных, было производство эктоплазмы. Это было белое вещество, которое, казалось, сочилось из различных отверстий тела медиума. Обычно его изготавливали из марли, шифона или марли, часто пропитанных или обработанных различными веществами.
- ^ Фрейзер, Кендрик (2009). Наука в осаде: защита науки, разоблачение лженауки . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея . стр. 330–. ISBN 978-1-61592-594-0 .
- ^ Джоад, CEM (2005). Путеводитель по современной мысли . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер . п. 174. ИСБН 978-1-4179-9107-5 .
- ^ Барнард, Гай Кристиан (1933). Сверхъестественное: критическое введение в психическую науку . Лондон, Англия: Rider & Co. ASIN B000JR9R8K .
- ^ Дойл, Артур Конан (1991) [1930]. Край неизведанного . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 978-0-8094-8075-3 .
- ^ Бейкер, Роберт А.; Никелл, Джо (1992). Недостающие части: как исследовать призраков, НЛО, экстрасенсов и другие загадки . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 0-87975-729-9 .
- ^ Петерсон, Дон М. (июнь 2004 г.). «Таинственные существа или простые случайности?» . Скептические записки .
- ^ Рэндалл, Джон Л. (1982). Психокинез: изучение паранормальных сил на протяжении веков . Лондон,. Англия: Сувенирная пресса. п. 83. АСИН B000ORMS8Q .
- ^ Блаватская HP «Разоблаченная Изида: главный ключ к тайнам древней и современной науки и теологии», издательство Теософского университета.
- ^ Рэнди, Джеймс (nd) [1995 (печать)]. «Психокинез» . Энциклопедия утверждений, мошенничества и мистификаций в области оккультизма и сверхъестественного . Цифровая адаптация Жиля-Мориса де Шривера. (Интернет-ред.). Образовательный фонд Джеймса Рэнди [ St. Martin's Press (печать)] . Проверено 26 января 2022 г. (Обратите внимание: статья «Эктоническая сила» отсылает читателя к психокинезу .)
- ^ Хэмлин Гарланд . (1936). Сорок лет психических исследований: простое изложение фактов . стр. 127–128
- ^ Льюис Спенс . (2003). Энциклопедия оккультизма . п. 133
- ^ HF Прево Баттерсби. (1988). Психическая уверенность . Переиздание Кессинджера. стр. 125–126
- ^ Херевард Кэррингтон . (2003). Евсапия Палладино и ее явления . Переиздание Кессинджера. п. 267
- ^ Бернард М.Л. Эрнст, Херевард Кэррингтон. (2003). Гудини и Конан Дойл: История странной дружбы . Переиздание Кессинджера. п. 67
- ^ Джулиан Франклин. (2005). Обзор оккультизма . п. 383
- ^ Мартин Джолли. (2006). Лица живых мертвецов: вера в духовную фотографию . Миегунья Пресс. стр. 84–86. ISBN 978-0-7123-4899-7
- ^ Эдмунд Эдвард Фурнье д'Альб. (1922). Круг Голигера . Дж. М. Уоткинс. п. 37
- ^ Джон Малхолланд (1975). Остерегайтесь знакомых духов . Скрибнер. п. 142. ISBN 978-0-684-16181-5
- ^ Рене Хейнс (1982). Общество психических исследований, 1882–1982: История . Макдональд. п. 144. ISBN 978-0-356-07875-5 «Однако наиболее обычным материалом для «эктоплазмы», похоже, был муслин с маслом или марля, вероятно, проглоченные и отрыгнутые».
- ^ Розмари Гайли (1994). Энциклопедия привидений и духов Гиннеса . Книга рекордов Гиннесса Лимитед. п. 105. ISBN 978-0-85112-748-4 «Известно, что мошеннические медиумы производили эктоплазму, состоящую не более чем из полосок муслина или смеси мыла, желатина и яичного белка».
- ^ Брэд Кларк (2002). Спиритуализм . В Майкле Шермере . Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 220–226. ISBN 1-57607-654-7
- ^ Розмари Гайли (1994). Энциклопедия привидений и духов Гиннесса . Издательство Гиннесс. п. 311. ISBN 978-0-85112-748-4
- ^ Херевард Кэррингтон (1907). Физические явления спиритуализма . Герберт Б. Тернер и компания.
- ^ Jump up to: а б М. Брэди Брауэр (2010). Неуправляемые духи: наука о психических явлениях в современной Франции . Издательство Университета Иллинойса. п. 120. ISBN 978-0-252-07751-7
- ^ Jump up to: а б с д Карлос Мария де Эредиа (1922). Спиритизм и здравый смысл . Пи Джей Кенеди и сыновья. стр. 186–198
- ^ Дональд Уэст (1954). Психические исследования сегодня . Глава «Феномены сеансового зала». Дакворт. п. 49
- ^ Джорджесс МакХарг (1972). Факты, мошенничество и фантазмы: обзор спиритуалистического движения . Даблдэй. п. 187
- ^ Гордон Штайн (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. п. 520. ISBN 978-1-57392-021-6
- ^ Фрэнк Харрис (1993). Дебаты о смысле жизни, эволюции и спиритуализме. Книги Прометея. п. 77. ISBN 978-0-87975-828-8
- ^ Университетский комитет Mediet Einer Nielsen контролирует расследования университетского комитета в Кристиании (Кристиания, 1922). «Отчет контрольного комитета, созданного Норвежским обществом психических исследований». Норвежский журнал психических исследований 1 (1921–22).
- ^ М. Брэди Брауэр (2010). Неуправляемые духи: наука о психических явлениях в современной Франции . Издательство Университета Иллинойса . п. 171. ISBN 978-0-252-07751-7
- ^ Риги, Брайан (2011). Призраки, явления и полтергейсты: исследование сверхъестественного в истории . Ллевеллин. ISBN 9780738722214 .
- ^ CEM Гензель (1989). В поисках психической силы: новый взгляд на экстрасенсорное восприятие и парапсихологию . Книги Прометея. п. 245. ISBN 978-0-87975-533-1
- ^ Эрик Дингуолл , Гарри Прайс (1922). Откровения духовного медиума . Кеган Пол, Trench, Trübner & Co.
- ^ Джорджесс МакХарг (1972). Факты, мошенничество и фантазмы: обзор спиритуалистического движения . Даблдэй. п. 158. ISBN 978-0-385-05305-1
- ^ Джон Райан Хоул (2010). Юнг в XXI веке: синхронность и наука . Рутледж . стр. 122–123. ISBN 0-203-83360-0
- ^ Марина Уорнер (2006). Фантасмагория: духовные видения, метафоры и средства массовой информации в XXI веке . Издательство Оксфордского университета . п. 299. ISBN 978-0-19-923923-8
- ^ Пол Курц (1985). Справочник скептика по парапсихологии . Книги Прометея. п. 599. ISBN 0-87975-300-5
- ^ Ричард Уиттингтон-Иган (1991). «Хроники убийств» Уильяма Рафхеда . Лочар. п. 89. ISBN 978-0-948403-55-2
- ^ CD Broad (2011). Лекции по психическим исследованиям . Репринтное издание. п. 304
- ^ Йокинен, Том. «Прикосновение к мертвым: Жуткий Виннипег» . Хэзлитт . Случайный дом. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Тони Корнелл (2002). Исследование паранормальных явлений . Хеликс Пресс Нью-Йорк. стр. 327–352. ISBN 978-0-912328-98-0
- ^ Джон Мелтон (2007). Энциклопедия религиозных явлений . Видимый чернильный пресс. п. 96. ISBN 978-1-57859-209-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]