Jump to content

Протонаука

В философии науки , протонаука — это область исследований, имеющая характеристики неразвитой науки которая в конечном итоге может перерасти в устоявшуюся науку. Философы используют протонауку, чтобы понять историю науки и отличить протонауку от науки и псевдонауки . [1] Корни слова прото- + наука указывают на первую науку.

История [ править ]

Протонаука как область исследований с характеристиками неразвитой науки возникла в начале 20 века. [2] : 94  [3] : 41  В 1910 году Джонс описал экономику:

Я признаюсь в личном пристрастии к некоторым терминам, таким как протонаука, преднаука или наука, для выражения того, что я считаю истинным положением дел, которое я считаю таким, что экономика и родственные ей науки предметы не являются науками, но находятся на пути к тому, чтобы стать науками. [2]

Томас Кун позже дал более точное описание: протонаука как область, которая генерирует проверяемые выводы, сталкивается с «непрерывной критикой и постоянно стремится начать все сначала», но в настоящее время, как искусство и философия , похоже, не смогла продвинуться так же, как прогресс, наблюдаемый в традиционных науках. [4] : 244  Он применяет протонауку к областям естественной философии , медицины и ремесел прошлого, которые в конечном итоге стали признанными науками. [4] : 245  Позже философы разработали более точные критерии для идентификации протонауки, используя концепцию когнитивного поля . [5] : 202–203  [1] : 89–90 

Мыслительный коллектив [ править ]

Этот материал предоставлен Людвиком Флеком § Мыслительный коллектив.

Томас Кун позже обнаружил, что Флек в 1935 году озвучил концепции, предшествовавшие собственным работам Куна. То есть, Флек писал, что достижение истины в научных исследованиях было недостижимым идеалом, поскольку разные исследователи были замкнуты в мыслительные коллективы (или стили мышления). Это означает, что «чистое и непосредственное наблюдение не может существовать: в акте восприятия объектов наблюдатель, т. е. гносеологический субъект, всегда находится под влиянием эпохи и среды, к которой он принадлежит, то есть того, что Флек называет стилем мышления» . [6] Стиль мышления во всем творчестве Флека тесно связан со стилем изложения. «Факт» представлял собой относительную ценность, выраженную в языке или символике мыслительного коллектива, к которому он принадлежал, и подчинявшуюся социальной и временной структуре этого коллектива. Однако он утверждал, что в рамках активного культурного стиля мыслительного коллектива утверждения о знаниях или факты ограничивались пассивными элементами, возникающими из наблюдений и опыта мира природы. Это пассивное сопротивление естественного опыта, представленное в стилизованных средствах мыслительного коллектива, может быть проверено любым, кто придерживается культуры мыслительного коллектива, и, таким образом, факты могут быть согласованы в рамках любого конкретного стиля мышления. [7] Таким образом, хотя факт может быть проверяемым внутри своего собственного коллектива, он может быть непроверяемым в других. Он чувствовал, что развитие научных фактов и понятий не было однонаправленным и не заключалось в простом накоплении новых сведений, а порой требовало изменения старых понятий, методов наблюдений и форм представления. Это изменение предшествующих знаний затруднено, потому что коллектив со временем приобретает особый способ исследования, что приводит к слепоте к альтернативным способам наблюдения и концептуализации. Изменения были особенно возможны, когда члены двух мыслительных коллективов встречались и сотрудничали в наблюдениях, формулировании гипотез и идей. Он решительно защищал сравнительную эпистемологию. Он также отмечает некоторые особенности культуры современного естествознания, признающие условность и эволюцию знаний наряду с ценностью преследования пассивного сопротивления. [8] Этот подход предвосхитил дальнейшее развитие социального конструктивизма и особенно развитие критической науки и технологий .

Концептуальная основа [ править ]

Когнитивное поле [ править ]

Философы описывают протонауку, используя концепцию когнитивного поля . [5] : 175, 202–03  [1] : 88  В каждом обществе существуют области знаний (когнитивные поля). [5] : 175  Когнитивное поле состоит из сообщества людей внутри общества с областью исследования, философским мировоззрением, логическими/математическими инструментами, конкретными базовыми знаниями из соседних областей, набором исследуемых проблем, накопленными знаниями сообщества, целями и методами. [5] : 202–03  Когнитивные поля — это либо поля убеждений , либо поля исследований . [5] : 202–03  Область когнитивных исследований неизменно меняется со временем в результате исследований; области исследований включают естественные науки, прикладные науки, математику, технологии, медицину, юриспруденцию, социальные и гуманитарные науки. [1] : 91  : 91  [5] : 175  Поле убеждений (поле веры) — это «когнитивное поле, которое либо не меняется вообще, либо изменяется под воздействием факторов, отличных от исследований (таких как экономический интерес, политическое или религиозное давление или грубое насилие)». [1] : 91  [5] : 175  Области убеждений включают политическую идеологию, религию, псевдодоктрины и псевдонауку. [1] : 92 

Область науки [ править ]

Область науки – это область исследований, которая удовлетворяет 12 условиям: i) все компоненты области науки неизменно меняются с течением времени в результате исследований в этой области, особенно логические/математические инструменты и конкретные предпосылки/предпосылки из других областей, ii) исследовательское сообщество имеет специальную подготовку, «поддерживать прочные информационные связи», инициировать или продолжать «традицию исследования» iii) исследователи имеют автономию в проведении исследований и получают поддержку со стороны принимающего общества, iv) мировоззрение исследователя является реальным миром, поскольку содержит «закономерно изменяющиеся конкретные «объекты, адекватный взгляд на научный метод, видение организованной науки, добивающейся правдивых описаний и объяснений, этические принципы проведения исследований и свободный поиск правдивого, глубокого и систематического понимания, v) современные логические/математические инструменты точно определяют и обрабатывают информацию, vi) областью исследования являются реальные объекты/субъекты, vii) конкретные фоновые знания являются современными, подтвержденными данными, гипотезами и теориями из соответствующих соседних областей, viii) набор исследуемых проблем находится в области исследования или внутри нее. область исследования, ix) накопленные знания включают совместимые с мировоззрением, современные проверяемые/проверяемые теории, гипотезы и данные, а также специальные знания, ранее накопленные в области исследования, x) цели заключаются в поиске и применении законов и теорий в области исследования. область исследования, систематизировать полученные знания, обобщать информацию в теории и совершенствовать методы исследования, xi) соответствующие научные методы «подлежат проверке, исправлению и обоснованию», xii) область исследования связана с более широкой областью исследований с аналогичными способностями исследователи, способные к «научным выводам, действиям и дискуссиям», аналогичное принимающее общество, область исследования, содержащая область исследования более узкой области, и общее мировоззрение, логические / математические инструменты, базовые знания, накопленные знания, цели и методы. [1] : 89–90 

Протонаука [ править ]

Философы определяют протонауку как неразвитую область науки, причем «неразвитость» означает неполную или приблизительную область науки. Марио Бунге определил протонауку как область исследований, которая примерно удовлетворяет аналогичному набору из 12 научных условий. [5] : 202–03  Протонаука, которая развивается, чтобы в конечном итоге удовлетворить все 12 условий, — это новая или развивающаяся наука. [5] : 203  Бунге утверждает: «Разница между протонаукой и псевдонаукой аналогична разнице между ошибкой и обманом». [5] : 203  Протонаука не может выжить или эволюционировать в науку или лженауку . [9] : 253  Кун скептически относился к любому средству, которое могло бы надежно превратить протонауку в науку, заявляя: «Я не требую никакой терапии, которая помогла бы трансформации протонауки в науку, и я не предполагаю, что что-либо подобное можно иметь». [4] : 245 

Раймо Туомела определил протонауку как область исследований, которая удовлетворяет 9 из 12 научных условий; протонаука не удовлетворяет современным условиям для логических/математических инструментов, специфических фоновых знаний из соседних областей и накопленных знаний (v, vii, ix), и есть основания полагать, что протонаука в конечном итоге будет удовлетворять всем 12 условиям. . [1] : 92  Протонаука и поля убеждений являются ненаучными областями, но только протонаука может стать научной областью. [1] : 92  Туомела подчеркивает, что концепция когнитивного поля относится к «идеальным типам» и в научной области могут быть люди с ненаучными «отношениями, мышлением и действиями»; поэтому, возможно, лучше применять научное и ненаучное к «отношениям, мышлению и действиям», а не непосредственно к когнитивным областям. [1] : 92 

науки развития Этапы

Бунге заявил, что протонаука может возникнуть как второй этап пятиэтапного процесса развития науки. [5] : 160  Каждый этап имеет теоретический и эмпирический аспект: [5] : 160 

  1. У предвидения есть непроверенные теории предположений и непроверенные данные. [5] : 160 
  2. В протонауке есть гипотезы без теории, сопровождаемые наблюдением и случайными измерениями, но нет эксперимента. [5] : 160 
  3. В дейтерологии есть гипотезы, сформулированные математически без теории, сопровождаемые систематическими измерениями и экспериментами над ощутимыми характеристиками воспринимаемых объектов. [5] : 160 
  4. В Tritoscience есть математические модели, сопровождаемые систематическими измерениями и экспериментами с ощутимыми и неощутимыми характеристиками воспринимаемых и неощутимых объектов. [5] : 160 
  5. Тетартонаука располагает математическими моделями и всеобъемлющими теориями, сопровождаемыми точными систематическими измерениями и экспериментами с ощутимыми и неощутимыми характеристиками воспринимаемых и неощутимых объектов. [5] : 160 

Зарождение протонауки [ править ]

Протонаука может возникнуть в результате философского исследования, предвосхищающего науку. [10] : 12  Философы предвосхитили развитие астрономии , теории атома , эволюции и лингвистики . [10] : 12  Греческий философ Анаксимандр (610–546 до н. э.) рассматривал Землю как неподвижный, свободно плавающий в космосе цилиндр. [10] : 12  Атомистическая доктрина от Демокрита (460–370 до н. э.) до Эпикура (341–270 до н. э.) заключалась в том, что объекты состоят из невидимых мелких частиц. [10] : 12  Анаксимандр предполагал, что люди могли развиться из более примитивных организмов. [10] : 12  Витгенштейном Изучение языка предшествовало лингвистическим исследованиям Дж. Л. Остина и Джона Сирла . [10] : 12  Поппер описывает, как научная теория возникает из таких мифов, как атомизм и корпускулярная теория света. [11] : 347  Поппер утверждает, что система Коперника была «вдохновлена ​​неоплатоническим поклонением свету Солнца, который должен был занимать центр из-за своего благородства», что привело к появлению «проверяемых компонентов», которые в конечном итоге стали «плодотворными и важными». [11] : 347 

Некоторые ученые используют термин «примитивная протонаука» для описания древних мифов, которые помогают объяснить природные явления во времена, предшествовавшие развитию научного метода. [12] : 42 

протонауки Примеры

Физические науки [ править ]

Психология [ править ]

Критики заявляют, что психология является протонаукой, поскольку существуют некоторые практики, предотвращающие фальсификацию исследовательских гипотез. [16] : 37  Народная психология и психология коучинга – это протонауки. [17] [18]

Медицина [ править ]

Использование научно обоснованных биомаркеров для выявления неблагоприятных исходов является протонаучной практикой в ​​медицине. [19] Процесс сообщения о неблагоприятных медицинских событиях является протонаукой, поскольку он опирается на неподтвержденные данные и бессистемные методы. [20]

Технология [ править ]

Хэтлбек описывает кибербезопасность как протонауку, которой в некоторых случаях не хватает прозрачности экспериментов, научных законов и разумного планирования экспериментов; однако кибербезопасность имеет потенциал стать наукой. [21]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f32c8a9ec29baa45cffad457694591bc__1714896540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/bc/f32c8a9ec29baa45cffad457694591bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Protoscience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)