Конвенционализм
Конвенционализм — это философская позиция, согласно которой фундаментальные принципы определенного типа основаны на (явных или неявных) соглашениях в обществе, а не на внешней реальности. Негласные правила играют ключевую роль в структуре философии. Хотя такого подхода обычно придерживаются в отношении правил грамматики , его применение к положениям этики , права , науки , биологии , математики и логики является более спорным.
Лингвистика [ править ]
конвенционализме восходят к Платонову Кратилу Споры о лингвистическом и философии Кумарилы Бхатты . [ нужна ссылка ] Это была стандартная позиция современной лингвистики со времен работы Фердинанда де Соссюра « Произвольность знаков» , но всегда существовали иные позиции фоносемантики , недавно защищенные Маргарет Магнус и Вилаянуром С. Рамачандраном . [ нужна ссылка ]
Философия математики [ править ]
Французский математик Анри Пуанкаре был одним из первых, кто сформулировал конвенционалистскую точку зрения. Использование Пуанкаре неевклидовой геометрии в своей работе над дифференциальными уравнениями убедило его в том, что евклидову геометрию не следует рассматривать как априорную истину. Он считал, что аксиомы в геометрии следует выбирать исходя из результатов, которые они дают, а не из-за их очевидной согласованности с (возможно, ошибочными) человеческими интуициями о физическом мире.
Эпистемология [ править ]
Конвенционализм был принят логическими позитивистами , главным образом А. Дж. Айером и Карлом Гемпелем , и распространился как на математику, так и на логику. Чтобы отрицать рационализм , Айер видит два варианта эмпиризма относительно необходимости истинности формальной логики (и математики): 1) отрицать, что они действительно необходимы, а затем объяснять, почему они только кажутся такими, или 2) утверждать, что истины логике и математике не хватает фактического содержания – они не являются «истинами о мире» – и затем объясняют, почему они, тем не менее, верны и информативны. [1] Джон Стюарт Милль принял первое, которое раскритиковал Эйер, выбрав второе. Аргументация Айера опирается прежде всего на различие аналитического и синтетического .
Французский философ Пьер Дюэм придерживался более широкого конвенционалистского взгляда, охватывающего всю науку. [2] Дюэм скептически относился к тому, что человеческого восприятия достаточно, чтобы понять «истинную», метафизическую природу реальности, и утверждал, что научные законы следует ценить главным образом за их предсказательную силу и соответствие наблюдениям.
Карл Поппер еще больше расширил значение конвенционализма. В «Логике научных открытий » он определил «конвенционалистскую военную стратегию» как любую технику, которая используется теоретиком для уклонения от последствий фальсифицирующего наблюдения или эксперимента. Поппер выделил четыре таких уловки:
- введение специальной гипотезы, в результате которой опровергающие доказательства кажутся неуместными;
- модификация остенсивных определений с целью изменения содержания теории;
- сомнение в надежности экспериментатора; заявление о том, что наблюдения, которые ставят под угрозу проверяемую теорию, не имеют значения;
- ставить под сомнение проницательность теоретика, когда он не выдвигает идей, способных спасти теорию.
Поппер утверждал, что крайне важно избегать конвенционалистских уловок, если мы хотим сохранить фальсифицируемость теории. Утверждалось, что стандартная модель космологии построена на наборе конвенционалистских уловок. [3]
В 1930-х годах польский философ Казимеж Айдукевич предложил точку зрения, которую он назвал радикальным конвенционализмом – в отличие от умеренного конвенционализма, развитого Анри Пуанкаре и Пьером Дюгемом . Радикальный конвенционализм был первоначально изложен в статье «Картина мира и концептуальный аппарат» , опубликованной в «Эркентнисе» в 1934 году. Теорию можно охарактеризовать следующими тезисами: (1) существуют языки или, как говорил Айдукевич, концептуальные аппараты (схемы), которые не являются взаимопереводимыми, (2) любые знания должны быть сформулированы на одном из этих языков, (3) выбор языка произволен, и возможен переход с одного языка на другой. [4] Следовательно, во всех знаниях (включая перцептивные) присутствует конвенциональный элемент или элемент принятия решений. В своих более поздних работах – под влиянием Альфреда Тарского – Айдукевич отверг радикальный конвенционализм в пользу семантической эпистемологии.
Философия права [ править ]
Конвенционализм применительно к философии права — одна из трех конкурирующих концепций права, построенных американским философом права Рональдом Дворкиным в его работе «Империя права» . Две другие концепции права – это правовой прагматизм и право как целостность .
Согласно конвенционализму, как его определил Дворкин, правовые институты сообщества должны содержать четкие социальные конвенции, на основе которых обнародуются правила. Такие правила будут служить единственным источником информации для всех членов сообщества, поскольку они четко разграничивают все обстоятельства, при которых государственное принуждение будет и не будет применяться.
Тем не менее Дворкин утверждал, что это оправдание не соответствует фактам, поскольку во многих случаях четкие применимые правовые нормы отсутствуют. Из этого следует, что, как он утверждал, конвенционализм не может служить веским основанием для государственного принуждения . Сам Дворкин считал закон как честность лучшим оправданием государственного принуждения.
Одна известная критика идеи Дворкина исходит от Стэнли Фиша , который утверждает, что Дворкин, как и движение критических правовых исследований , марксисты и приверженцы феминистской юриспруденции , виновен в ложной «Теории надежды». Фиш утверждает, что такая ошибка проистекает из их ошибочного убеждения в том, что существует общая или высшая «теория», которая объясняет или ограничивает все сферы деятельности, такие как государственное принуждение.
Другая критика основана на утверждении Дворкина о том, что претензии позитивистов равнозначны конвенционализму. HLA Харт , как мягкий позитивист, отрицает такое утверждение, поскольку он указывал, что граждане не всегда могут воспринимать закон как простой факт. Однако неясно, можно ли классифицировать Джозефа Раза , общепризнанного жесткого позитивиста, как конвенционалиста, поскольку Раз утверждал, что право состоит «исключительно» из социальных фактов, которые могут быть сложными и, следовательно, трудными для обнаружения.
В частности, Дворкин охарактеризовал право как имеющее основную функцию сдерживания государственного принуждения. [ нужна ссылка ] Найджел Симмондс отверг неодобрение Дворкиным конвенционализма, заявив, что его характеристика права слишком узка.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Айер, Альфред Жюль. Язык, истина и логика , Dover Publications, Inc.: Нью-Йорк. 1952. с. 73.
- ^ Йемайма Бен-Менахем, Конвенционализм: от Пуанкаре до Куайна , Cambridge University Press, 2006, стр. 39.
- ^ Мерритт, Дэвид (2017). «Космология и условности». Исследования по истории и философии науки. Часть B: Исследования по истории и философии современной физики . 57 : 41–52. arXiv : 1703.02389 . Бибкод : 2017ШПМП..57...41М . дои : 10.1016/j.shpsb.2016.12.002 . S2CID 119401938 .
- ^ См.: Дж. Гедимин, Введение редактора , в: К. Айдукевич, Научная мировоззрение и другие очерки 1961-1963 годов , изд. Ю. Гедымин, Библиотека «Синтез», вып. 108, Дордрехт 1978, стр. XIX-XX. К этой краткой характеристике Гедимин добавляет, что, по мнению Айдукевича, характер изменений в науке на протяжении всей ее истории носит прерывистый характер.
Источники [ править ]
- Статья в Интернет-энциклопедии философии об Анри Пуанкаре .
- «Пьер Дюэм». Заметки Дэвида Гурона
- Мэри Джо Най, «Кружок Бутру и конвенционализм Пуанкаре», Журнал истории идей , Vol. 40, № 1. (январь – март 1979 г.), стр. 107–120.