Ларри Лаудан
Ларри Лаудан | |
---|---|
Рожденный | Остин, Техас , США | 16 октября 1941 г.
Умер | 23 августа 2022 г. | (80 лет)
Образование | Канзасский университет (бакалавр физики, 1962 г.) Принстонский университет (доктор философии, 1965 г.) |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Прагматизм |
Учреждения | Университет Питтсбурга , Технологический институт Вирджинии , Гавайский университет в Маноа , Юридический факультет Техасского университета , УНАМ |
Основные интересы | Философия науки , эпистемология , философия права |
Известные идеи | Ретикуляционистская модель научной рациональности, основанная на концепции исследовательских традиций. [1] Пессимистическая индукция Критика позитивизма , реализма и релятивизма. |
Лоуренс Линн «Ларри» Лаудан ( / ˈ l aʊ d ən / ; [5] 16 октября 1941 г. - 23 августа 2022 г.) [6] был американским философом науки и эпистемологом . Он резко критиковал традиции позитивизма , реализма и релятивизма и защищал взгляд на науку как на привилегированное и прогрессивное учреждение против народных вызовов. Философский взгляд Лаудана на «исследовательские традиции» рассматривается как важная альтернатива Имре Лакатоса . «исследовательским программам» [7]
Жизнь и карьера [ править ]
Лаудан получил докторскую степень по философии в Принстонском университете , а затем преподавал в Университетском колледже Лондона и в течение многих лет в Питтсбургском университете . Впоследствии он преподавал в Политехническом институте и Государственном университете Вирджинии , Гавайском университете в Маноа и Национальном автономном университете Мексики . Несмотря на официальную отставку, Лаудан продолжал читать лекции в Техасском университете в Остине . [8] Его более поздние работы были посвящены юридической эпистемологии . Он был мужем историка кулинарии Рэйчел Лаудан .
Философская работа [ править ]
Самая влиятельная книга Лаудана — «Прогресс и его проблемы» (1977), в которой он обвиняет философов науки в том, что они на словах поддерживают точку зрения, что «наука — это, по сути, деятельность по решению проблем», не принимая всерьез последствия этой точки зрения для истории науки и науки. свою философию, не ставя под сомнение некоторые вопросы историографии и методологии науки. Против эмпиризма, который представлен Карлом Поппером , и «революционизма», представленного Томасом Куном , Лаудан в книге «Прогресс и его проблемы» утверждал , что наука — это развивающийся процесс, который накапливает все больше эмпирически подтвержденных данных и в то же время решает концептуальные аномалии. Простой сбор фактов или эмпирическое подтверждение не являются истинным механизмом научного прогресса; концептуальное разрешение и сравнение решений аномалий, предлагаемых различными теориями, составляют неотъемлемую часть эволюции науки.
Лаудан особенно известен своим пессимистическим индукционным аргументом против утверждения о том, что совокупный успех науки показывает, что наука должна действительно описывать реальность. Лаудан, как известно, утверждал в своей статье 1981 года «Опровержение конвергентного реализма». [9] что «история науки предоставляет обширные доказательства эмпирически успешных теорий, которые позже были отвергнуты; с последующих точек зрения их ненаблюдаемые термины были сочтены не относящимися к делу, и, таким образом, их нельзя считать истинными или даже приблизительно истинными». [10]
В книге «За пределами позитивизма и релятивизма » Лаудан писал, что «цель науки состоит в том, чтобы обеспечить теории с высокой эффективностью решения проблем» и что научный прогресс возможен, когда эмпирические данные уменьшаются. «Действительно, согласно этой модели, возможно, что переход от эмпирически хорошо подтвержденной теории к менее хорошо подтвержденной теории может быть прогрессивным, при условии, что последняя разрешит значительные концептуальные трудности, с которыми сталкивается первая». [11] Наконец, лучшая теория решает больше концептуальных проблем, минимизируя при этом эмпирические аномалии.
Лаудан также писал об управлении рисками и теме терроризма . Он утверждал, что «моральное возмущение и сострадание являются правильным ответом на терроризм, а страх за себя и свою жизнь — нет. Риск того, что средний американец станет жертвой терроризма, крайне мал». [12] В 1996 году он написал «Книгу рисков» , в которой подробно описаны относительные риски различных несчастных случаев .
Споры [ править ]
В 1990 году, будучи заведующим кафедрой философии Гавайского университета, Лаудан критиковал коллегу-профессора Хаунани-Кей Траск из-за дебатов в местных газетах относительно ее утверждений о превосходстве белых и колонизации Гавайев. [13] Лаудан «потребовал» от вице-президента университета сделать Траск выговор за опубликованные ею комментарии. [14] Позже факультет философии, который возглавлял Лаудан, опубликовал публичное «Заявление о расизме в академических кругах», осуждающее высказывания Траска. [15]
В сентябре 2021 года, после смерти Траска, философский факультет Гавайского университета в Маноа признал, что обвинения в расизме, выдвинутые Лауданом (среди других) против Хаунани-Кея Траска, были совершенно необоснованными, и «приносим искренние извинения за нападения [Траск] ] пострадал от философов в Маноа в прошлом». [16] [17] [18] [19] Факультет философии Гавайского университета обратился с извинениями не только к Траску, но и к «более широкому сообществу преподавателей и студентов Канака Оиви», поскольку обвинения Лаудана в адрес Траска «оставили неизгладимые раны среди преподавателей и студентов из числа коренных жителей Гавайских островов». [20] Философский факультет признал, что его члены «имели моральное обязательство протянуть руку помощи» и извиниться за действия своих бывших членов, таких как Лаудан. [20]
Избранные произведения [ править ]
- 1977. Прогресс и его проблемы: к теории научного роста , [21] ISBN 978-0-520-03721-2
- 1981. Наука и гипотеза.
- 1983. Крах проблемы демаркации. [22]
- 1984. Наука и ценности: цели науки и их роль в научных дебатах , ISBN 978-0-520-05743-2
- 1990. Наука и релятивизм: Диалоги о философии науки , ISBN 978-0-226-46949-2
- 1995. Книга рисков .
- 1996. За пределами позитивизма и релятивизма , ISBN 978-0-8133-2469-2 [23]
- 1997. Впереди опасность
- 2006. Правда, ошибка и уголовное право: очерк юридической эпистемологии.
- 2016. Недостатки закона: переосмысление методов проб и ошибок?
Ссылки [ править ]
- ^ Никлс, Томас (13 февраля 2021 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 года . Проверено 13 февраля 2022 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Лаудан 1977, стр. 125.
- ^ Лаудан 1984, стр. 83.
- ^ Джеймс Т. Кушинг , Философские концепции в физике: историческая связь между философией и научными теориями , Cambridge University Press, 1998, стр. 377.
- ^ Лаудан о конвергентном эпистемическом реализме , заархивировано из оригинала 23 апреля 2020 г.
- ^ Ларри Лаудан (1941-2022) . Ежедневно мы .
- ^ Питер Годфри-Смит , Теория и реальность , 2003, Чикагский университет , ISBN 0-226-30062-5 , страницы 102–121.
- ^ «Ларри Лаудан» . Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Лаудан, Ларри (март 1981 г.). «Опровержение конвергентного реализма» . Философия науки, Vol. 48, № 1 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Научный реализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2017. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Лаудан, За пределами позитивизма и релятивизма , Боулдер, Колорадо, Westview Press, 1996, страницы 77-87.
- ^ Лаудан, «Должны ли мы бояться?», в «Вызове терроризма: исторический читатель» .
- ^ «Файлы Картера Траска» . Иссуу . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ 60. Хаунани-Кей Траск произносит мощную речь в Гавайском университете , заархивировано из оригинала 3 ноября 2020 г. , получено 15 марта 2021 г.
- ^ Серия 5: Box 4A1 (2): 71, Коллекция Джона Ван Дайка, Архивные коллекции библиотеки юридического факультета Гавайского университета.
- ^ «Отдел философских событий» . hilo.hawaii.edu . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Философский факультет приносит извинения покойному профессору Траску» . Системные новости Гавайского университета . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года.
- ^ «Публичные извинения Гавайского университета доктору Траску» . Ка Вай Ола . 1 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Факультет философии UH приносит извинения покойному профессору Хаунани-Кей Траск» . 27 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Факультет философии приносит извинения покойному профессору Траску | Системные новости Гавайского университета» . 22 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Потрошение, Гэри (март 1980 г.). «Обзор прогресса и его проблем Ларри Лаудана». Эркеннтнис . 15 (1): 91–103. JSTOR 20010687 .
- ^ Р.С. Коэн и Л. Лаудан, Физика, философия и психоанализ, Очерки в честь Адольфа Грюнбаума , Издательство D Reidel Publishing Company, 1983, стр. 111-127. Также доступно по адресу [1]
- ^ Бонк, Томас (1997). «Обзор за пределами позитивизма и релятивизма Ларри Лаудана ». Эркеннтнис . 47 (3): 415–417. дои : 10.1023/А:1005393922419 . JSTOR 20012815 . S2CID 169809938 .
Внешние ссылки [ править ]

- Ларри Лаудан (www.larrylaudan.com)
- Кинобиблиотека прагматизма
- 1941 года рождения
- 2022 смертей
- Американские философы 20-го века
- Американские философы XXI века
- Американские философы науки
- Выпускники Канзасского университета
- Выпускники Принстонского университета
- Преподаватели Университетского колледжа Лондона
- Академический состав Национального автономного университета Мексики
- факультет Питтсбургского университета
- Гавайский университет
- Технологический факультет Вирджинии
- факультет Техасского университета
- Американские эпистемологи
- Американские философы права
- Писатели из Остина, Техас