Мы игнорируем и будем игнорировать

Латинская ignoramus максима et ignorabimus , означающая «мы не знаем и не будем знать», представляет собой идею об научных знаний ограниченности . Он был популяризирован Эмилем дю Буа-Реймоном , немецким физиологом , в его обращении 1872 года «Über die Grenzen des Naturerkennens» («Пределы науки»). [1]
Семь «Загадок Мира» [ править ]
Эмиль дю Буа-Реймон впервые употребил слова «Невежда» и «Невежда» в конце своего основного выступления на Конгрессе немецких ученых и врачей 1872 года. По его мнению, наука была ограничена двумя пределами: предельной природой материи и загадкой сознания. Восемь лет спустя, выступая перед Прусской академией наук , он расширил свой список загадок до семи «мировых загадок» или «недостатков» науки. [2] Три из них он объявил « трансцендентными » или навсегда непознаваемыми: «1. высшая природа материи и энергии, 2. происхождение движения... 5. происхождение простых ощущений ». [3]
Реакция Гильберта [ править ]
Давид Гильберт , широко уважаемый немецкий математик, предположил, что такая концептуализация человеческого знания слишком пессимистична и что, считая вопросы неразрешимыми, мы ограничиваем наше понимание.
В 1900 году во время выступления на Международном конгрессе математиков в Париже Гильберт предположил, что ответы на проблемы математики возможны с помощью человеческих усилий. Он заявил: «В математике нет невежд ». [4] и он работал с другими формалистами над созданием основ математики в начале 20 века. [5] [6]
8 сентября 1930 года Гильберт развил свое мнение в знаменитом обращении к Обществу немецких ученых и врачей в Кенигсберге : [7]
Мы не должны верить тем, кто сегодня с философской выдержкой и совещательным тоном пророчит падение культуры и принимает невежество . Для нас не существует невежества , и, по моему мнению, в естествознании его вообще нет. В противовес глупым невеждам нашим лозунгом будет Wir müssen wissen – wir werden wissen («Мы должны знать – мы будем знать»). [8]
Ответы на некоторые из 23 проблем Гильберта были найдены в ХХ веке. На некоторые были даны однозначные ответы; некоторые еще не решены; некоторые из них, в первую очередь гипотеза континуума Кантора , оказались неразрешимыми на основе принятых в настоящее время принципов.
В 1931 году теоремы Гёделя о неполноте показали, что для любой формальной системы математики, удовлетворяющей определенным минимальным требованиям, существуют вопросы, на которые невозможно ответить в рамках этой системы. Хотя это не исключает того, что на этот вопрос можно ответить однозначно в другой системе, теоремы о неполноте обычно подразумевают, что надежды Гильберта доказать непротиворечивость математики с помощью чисто финитистских методов были необоснованными. [9] Поскольку это исключает возможность абсолютного доказательства непротиворечивости, всегда должна оставаться неустранимая степень неуверенности в отношении оснований математики: мы никогда не будем способны знать раз и навсегда с уверенностью, неоспоримой даже при самом стойком скептицизме. , что в наших основных теориях нет противоречия. (Заметим, что это не означает, что такой скептицизм рационален; это означает лишь то, что его нельзя опровергнуть с абсолютной строгостью.)
Другие ответы [ править ]
Социолог , Вольф Лепенис обсуждал Ignorabimus придерживаясь мнения, что Дюбуа-Реймон не был на самом деле пессимистичным в отношении науки: [10]
... на самом деле это невероятно самоуверенная поддержка научного высокомерия, замаскированного под скромность...
Речь шла о Фридрихе Вольтерсе , одном из членов литературной группы « Георг-Крейс ». Лепенис считал, что Уолтерс неправильно понял степень пессимизма, выражаемого в отношении науки, но понимал, что самокритика может быть доверена самим ученым .
Лепенис повторял критику, впервые высказанную в 1874 году соперником Дюбуа-Реймона Эрнстом Геккелем , о том, что «на первый взгляд скромный, но на самом деле самонадеянный невежда - это невежда непогрешимого Ватикана и «Черного Интернационала», который он возглавляет». [11] Геккель преувеличил свое обвинение: дю Буа-Реймон никогда не поддерживал католическую церковь, [12] и далек от того, чтобы демонстрировать смирение, он напомнил своей аудитории, что, хотя наше знание действительно ограничено тайнами материи и разума, в этих пределах «человек науки является господином и хозяином; он может анализировать и синтезировать, и никто не может постичь масштабы его знание и сила». [13]
В ответ на критику дю Буа-Реймон изменил свой лозунг в «Семи загадках мира» (1880) на «Дубитем» («Мы в этом сомневаемся»). [14]
Уильям Джеймс в своей лекции «Рефлекторное действие и теизм» (1881) называл «невежда, невеждамус» выражением агностицизма , который не дает человеку никаких практических инструментов для реализации его воли. [15] Джеймс посещал лекции дю Буа-Реймона в Берлине. [12]
« Ежеквартальный обзор» также считал эту максиму символом агностицизма: [16]
Среднестатистическому гражданину, который читает на бегу и который не знаком ни с одним языком, кроме своего родного британского, вполне может показаться, что Евангелие неверия, проповедуемое среди нас в течение последней половины столетия, имело своих четырех евангелистов – Четырехугольника. , как их называли, чьи работы и внешние сооружения, полулуны и мрачные бастионы привлекают внимание общественности, в то время как над ними развевается агностическое знамя со странным изображением « Ignoramus et Ignorabimus ».
Вопрос о том, имеет ли наука пределы, продолжает привлекать внимание ученых. [17] [18] [19] [20] [21]
См. также [ править ]
- Акаталепсия
- Высокомерие
- Я знаю, что я ничего не знаю
- Управление невежеством
- Неизвестное через неизвестное
- Список латинских фраз
- Сильный агностицизм
- Непознаваемость
Примечания [ править ]
- ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорящий Том. 1. Лейпциг: Фейт. стр. 441–473.
- ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). речь Том. 2. Лейпциг: Фейт. стр. 65–98.
- ^ Леверетт, Уильям Э. младший (весна 1965 г.). «Крестовый поход Э. Л. Юмана за научную автономию и респектабельность». Американский ежеквартальный журнал . 17 (1): 21.
- ^ Гильберт, Дэвид (1902). «Математические проблемы: лекция, прочитанная перед Международным конгрессом математиков в Париже в 1900 году» . Бюллетень Американского математического общества . 8 : 437–79. дои : 10.1090/S0002-9904-1902-00923-3 . МР 1557926 .
- ^ Маккарти, Дэвид К. (октябрь 2005 г.). «Проблемы и загадки: Гильберт и Дюбуа-Реймонды». Синтезируйте . 147 (1): 63–79. дои : 10.1007/s11229-004-6207-5 . ISSN 0039-7857 . S2CID 35716893 .
- ^ Райхенбергер, Андреа (2019). «От разрешимости к формальной разрешимости: возвращение к «не-игнорабимусу» Гильберта » . Журнал гуманистической математики . 9 (1): 49–80. дои : 10.5642/jhummath.201901.05 . S2CID 127398451 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гильберт, Дэвид , аудиообращение , транскрипция и перевод на английский язык .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «wissen» относится к термину « wissenschaft » и » педагога Вильгельма фон Гумбольдта концепции « bildung . То есть образование включает в себя науку, знания и ученость, ассоциацию обучения и динамический процесс, который можно обнаружить самому; а обучение или становление — это высший идеал человеческого существования. [ нужна ссылка ]
- ^ Райхенбергер, Андреа (31 января 2019 г.). «От разрешимости к формальной разрешимости: возвращение к «не-игнорабимусу» Гильберта » . Журнал гуманистической математики . 9 (1): 49–80. дои : 10.5642/jhummath.201901.05 . ISSN 2159-8118 .
- ^ Лепенис, Вольф (1988). Между литературой и наукой: подъем социологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 272. ИСБН 0-521-33810-7 .
- ^ Геккель, Эрнст (1874). Антропогения, или история развития человечества. Общепонятные научные лекции по основам микробиологической и племенной истории человека (на немецком языке). Лейпциг: Вильгельм Энгельманн. стр. XIII. ISBN 3957384257 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Габриэль (2013). Эмиль дю Буа-Реймон: Нейронаука, личность и общество в Германии девятнадцатого века . Кембридж, Массачусетс; Лондон, Англия: MIT Press. стр. 279–280. ISBN 978-1-4619-5032-5 . OCLC 864592470 .
- ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 1. Лейпциг: Фейт. стр. 460.
- ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 2. Лейпциг: Фейт. стр. 83.
- ^ Джеймс, Уильям. «Воля верить» . Проверено 11 апреля 2022 г. - через Project Gutenberg.
- ^ [Хаттон, Ричард] (1895). «Кредо профессора Хаксли». Ежеквартальный обзор . 180 (январь): 160–188.
- ^ Видони, Фердинандо (1991). Ignorabimus!: Эмиль дю Буа-Реймон и споры о пределах научного знания в XIX веке (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 3-631-43339-5 . ОСЛК 31070756 .
- ^ Теннант, Нил (1 ноября 2007 г.). «Разум, математика и Ignorabimusstreit». Британский журнал истории философии . 15 (4): 745–773. дои : 10.1080/09608780701605036 . ISSN 0960-8788 . S2CID 145681301 .
- ^ Байерц, Курт; Герхард, Мириам; Йешке, Уолтер, ред. (2012). Спор о невеждах (на немецком языке). Гамбург: Феликс Майнер. ISBN 978-3-7873-2158-2 . OCLC 819620680 .
- ^ Решер, Николас (1999). Пределы науки (пересмотренная ред.). Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-7206-8 . OCLC 891385628 .
- ^ Хорган, Джон; Лензо, Джек (2015). Конец науки: столкновение с пределами знаний на закате научной эпохи . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-05085-7 . OCLC 905920357 .