Jump to content

Декартово сомнение

Картезианское сомнение — это форма методологического скептицизма, связанная с трудами и методологией Рене Декарта (31 марта 1596 г. — 11 февраля 1650 г.). [1] [2] : 88  Картезианское сомнение также известно как картезианский скептицизм , методическое сомнение , методологический скептицизм , универсальное сомнение , систематическое сомнение или гиперболическое сомнение .

Картезианское сомнение — это систематический процесс скептицизма (или сомнения) в истинности своих убеждений, который стал характерным методом в философии . [3] : 403  Кроме того, многие считают метод Декарта корнем современного научного метода. Этот метод сомнения был широко популяризирован в западной философии Рене Декартом, который стремился усомниться в истинности всех убеждений, чтобы определить, в истинности каких из них он мог быть уверен. Это основа утверждения Декарта « Cogito ergo sum » («Я мыслю, следовательно, существую»). Более полная версия его фразы: « dubito ergo cogito, cogito ergo sum » переводится как «Я сомневаюсь, следовательно, мыслю, мыслю, следовательно, существую». Сумма , переведенная как «Я существую» (согласно различным словарям латинского и английского языков), придает этой фразе гораздо более широкий и ясный смысл.

Методологический скептицизм отличается от философского скептицизма тем, что методологический скептицизм — это подход, который подвергает все претензии на знание тщательной проверке с целью отделения истинных утверждений от ложных, тогда как философский скептицизм — это подход, который ставит под сомнение возможность определенного знания. [4] : 354 

Характеристики [ править ]

Картезианское сомнение методологическое. Он использует сомнение как путь к определенному знанию, определяя то, в чем нельзя сомневаться. Ошибочность чувственных данных, в частности, является предметом картезианских сомнений.

Существует несколько интерпретаций цели скептицизма Декарта. Среди них выделяется фундаменталистская теория, в которой утверждается, что скептицизм Декарта направлен на устранение всех убеждений, в которых можно сомневаться, оставляя, таким образом, только базовые убеждения (также известные как основополагающие убеждения). [5] : 64–65  Из этих несомненных основных убеждений Декарт затем пытается получить дальнейшие знания. Это архетипический и важный пример, олицетворяющий континентальные рациональные философские школы. [6] : 6 

Марио Бунге утверждает, что методологический скептицизм предполагает, что научные теории и методы удовлетворяют определенным философским требованиям: идеализм , материализм , реализм , рационализм , эмпиризм и системизм, что данные и гипотезы науки составляют систему. [7]

Технический [ править ]

Метод гиперболического сомнения Декарта включал: [8] : 67–70 

  • Принимать только ту информацию, которую вы знаете, является правдой
  • Разбивка этих истин на более мелкие части
  • Сначала решаем простые проблемы
  • Составление полных списков дальнейших проблем

Гиперболическое сомнение означает склонность к сомнению, поскольку это крайняя или преувеличенная форма сомнения. [9] : 115  Знание в картезианском смысле означает знание чего-то за пределами не просто всякого разумного, но и всякого возможного сомнения. В своих «Размышлениях о первой философии» (1641 г.) Декарт решил систематически сомневаться в истинности любого из своих убеждений, чтобы с нуля построить систему убеждений, состоящую только из определенно истинных убеждений; его конечной целью – или, по крайней мере, главной – было найти несомненную основу для наук. Рассмотрим первые строки «Размышлений» Декарта :

Прошло уже несколько лет с тех пор, как я впервые осознал, что принимал еще с юности многие ложные мнения за истинные и что, следовательно, то, что я впоследствии основывал на таких принципах, было весьма сомнительно; и с этого времени я был убежден в необходимости раз в жизни отказаться от всех мнений, которые я принял, и начать заново работу по строительству с фундамента... — Декарт, «Размышление I», 1641 г.

Метод Декарта [ править ]

Рене Декарт, создатель картезианского сомнения, поставил под сомнение все убеждения, идеи, мысли и материю. Он показал, что его основания или рассуждения для любого знания могут с таким же успехом быть ложными. Чувственный опыт, основной способ познания, часто ошибочен и поэтому подлежит сомнению. Например, то, что вы видите, вполне может быть галлюцинацией . Нет ничего, что доказывало бы, что этого не может быть. Короче говоря, если существует какой-либо способ опровергнуть убеждение, то его оснований недостаточно. Исходя из этого, Декарт предложил два аргумента: сон и демон. [10] : 33–36 

Аргумент мечты [ править ]

Декарт, зная, что контекст наших снов, хотя и невероятен, часто очень похож на жизнь, выдвинул гипотезу, что люди могут только верить в то, что они бодрствуют. [11] : 353–368  Нет достаточных оснований отличать опыт сновидения от опыта наяву. Например, Субъект А сидит за компьютером и печатает эту статью. Существует столько же доказательств того, что написание этой статьи является реальностью, сколько и доказательств обратного. Декарт признал, что мы живем в мире, который может создавать такие идеи, как сны. Однако к концу «Размышлений» он приходит к выводу, что мы можем отличить сон от реальности, по крайней мере, в ретроспективе: [12] : 538 

«Но когда я отчетливо вижу, откуда вещи приходят и куда и когда они приходят ко мне, и когда я могу без перерыва связать свои представления о них со всей остальной жизнью, тогда я вполне уверен, что когда я столкнусь с в этих вещах я не сплю, а бодрствую». — Декарт: Избранные философские сочинения. [13] : 122 

Злой Демон [ править ]

Декарт рассуждал, что наш собственный опыт вполне может контролироваться своего рода злым демоном . [14] Этот демон настолько же умен и лжив, насколько и силен. Он мог бы создать поверхностный мир, в котором, как нам кажется, мы живем. [1] В результате этого сомнения, иногда называемого гипотезой злобного демона, Декарт обнаружил, что он не может доверять даже самым простым из своих представлений. [15] : 66 

В «Размышлении I » Декарт заявил, что если бы кто-то был сумасшедшим, хотя бы на короткое время, безумие могло бы заставить человека поверить в то, что то, что мы считаем правдой, может быть просто обманом нашего разума. Он также заявил, что мог быть « какой-то злой, могущественный и хитрый демон », который обманул нас, не давая нам правильно судить. [16] : 308 

Декарт утверждал, что все его чувства лгут, и поскольку ваши чувства могут легко вас обмануть, его идея о бесконечно могущественном существе должна быть верной, поскольку эта идея могла быть вложена только бесконечно могущественным существом, у которого не было бы причин для обмана. . [17] : 16 

Я мыслю, следовательно, я [ править ]

Хотя методическое сомнение имеет природу, не нужно считать, что познание невозможно применить метод сомнения. [18] : 83  Действительно, попытка Декарта применить метод сомнения к существованию самого себя породила доказательство его знаменитого изречения « Cogito, ergo sum » (Я мыслю, следовательно, существую). То есть Декарт пытался усомниться в собственном существовании, но обнаружил, что даже его сомнение доказывает, что он существует, поскольку он не мог сомневаться, если бы его не существовало. [19] : 56 

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скратон, Роджер (2004). Современная философия: введение и обзор . Лондон, Англия: Pimlico Books . стр. 39–50. ISBN  9781844131068 .
  2. ^ Лейбер, Джастин , изд. (2001). Философский глоссарий (PDF) . Хьюстон, Техас: Хьюстонский университет . п. 88.
  3. ^ Мармыш, Джон (2012). Путь философии: правда, чудо и горе . Бостон, Массачусетс: Уодсворт . п. 403.
  4. ^ Гите, Хаулиан (2017). Исповедь умирающего разума: слепая вера атеизма . Лондон, Англия: Издательство Bloomsbury Publishing . п. 354. ИСБН  978-9386432216 .
  5. ^ Рокмор, Т. , О фундаментализме: стратегия метафизического реализма ( Лэнхэм, Мэриленд : Rowman & Littlefield , 2005), стр. 64–65 .
  6. ^ Бротон, Дж. , Метод сомнения Декарта ( Принстон : Princeton University Press , 2002), стр. 6 .
  7. ^ Бунге, Марио (лето 1992 г.). «Скептицизм учёного» . Скептический исследователь . Амхерст, Нью-Йорк: Центр исследований . стр. 377–380. Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
  8. ^ Гриффит, Дж., Басня, метод и воображение у Декарта (Лондон: Palgrave Macmillan , 2018), стр. 67–70 .
  9. ^ Скирри (2006), с. 115 .
  10. ^ Скратон, Р. (2012). Современная философия: введение и обзор . Издательство Блумсбери. стр. 33–36 . ISBN  978-1-4482-1051-0 .
  11. ^ Стоун, Дж., «Мечтание и уверенность», Philosophical Studies 45, 1983, стр. 353–368 .
  12. ^ Скратон, Р., Современная философия: введение и обзор (Лондон: Penguin Books, 1994), стр. 538.
  13. ^ Декарт, Рене (26 февраля 1988 г.). Декарт: Избранные философские сочинения . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН  9780521358125 .
  14. ^ Ревонсуо, А. , Сознание: наука о субъективности ( Милтон Парк : Тейлор и Фрэнсис , 2010), стр. 50–52 .
  15. ^ Чанг, MC, и Хайланд, М.Э., История и философия психологии ( Хобокен : Wiley-Blackwell , 2012), стр. 66 .
  16. ^ Соса, Э. , Стеуп, М., и Дэнси, Дж ., ред., «Спутник по эпистемологии» (Хобокен: Wiley-Blackwell, 2010), стр. 308 .
  17. ^ Дикер, Г. , Декарт: аналитическое и историческое введение ( Оксфорд : Oxford University Press , 2013), стр. 16 .
  18. ^ Надлер С. , Шмальц ТМ и Антуан-Маю Д., ред., Оксфордский справочник по Декарту и картезианству (Оксфорд: Oxford University Press, 2019), стр. 83 .
  19. ^ Скратон, там же, с. 56 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d53c3c8add956c9cf19056cc869ba9da__1714125420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/da/d53c3c8add956c9cf19056cc869ba9da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cartesian doubt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)