Метафилософия
Часть серии о |
Философия |
---|
Метафилософия , иногда называемая философией философии , представляет собой «исследование природы философии ». [1] Его предмет включает цели философии, границы философии и ее методы. [2] [3] Таким образом, в то время как философия обычно исследует природу бытия, реальность объектов, возможность познания, природу истины и т. д., метафилософия представляет собой саморефлексивное исследование природы, целей и методов деятельности, которая проводит такого рода исследования, спрашивая, что такое сама философия, какого рода вопросы она должна задавать, как она может ставить их и отвечать на них и чего она может при этом достичь. Некоторые считают, что это предмет, предшествующий и подготовительный к философии. [4] в то время как другие считают это неотъемлемой частью философии, [5] или автоматически часть философии [6] в то время как другие придерживаются некоторой комбинации этих взглядов. [2]
Интерес к метафилософии привел к созданию журнала «Метафилософия» в январе 1970 года. [7]
Многие субдисциплины философии имеют свою собственную ветвь «метафилософии», примерами которой являются метаэстетика , метаэпистемология , метаэтика и метаметафизика ( метаонтология ). [8]
Хотя термин «метафилософия» и явное внимание к метафилософии как особой области философии возникли в 20 веке, эта тема, вероятно, так же стара, как и сама философия, и ее можно проследить, по крайней мере, до работ древних греков и древнеиндийских ньяя. . [9]
Отношение к философии [ править ]
Некоторые философы считают метафилософию предметом, отличным от философии, стоящим над ней или за ее пределами. [4] в то время как другие возражают против этой идеи. [5] Тимоти Уильямсон утверждает, что философия философии «автоматически является частью философии», как и философия всего остального. [6] Николас Баннин и Цзиюань Ю пишут, что разделение исследований первого и второго порядка потеряло популярность, поскольку философам трудно соблюдать это различие. [10] Как свидетельствуют эти противоположные мнения, продолжаются споры о том, является ли оценка природы философии «философией второго порядка» или просто «простой философией».
Многие философы выражали сомнение в ценности метафилософии. [11] Среди них — Гилберт Райл : «Озабоченность вопросами о методах имеет тенденцию отвлекать нас от преследования самих методов. Мы бежим, как правило, хуже, а не лучше, если много думаем о своих ногах. Так что давайте… не будем говорить». всего этого, но просто сделай это». [12]
Терминология [ править ]
Обозначения «метафилософия» и «философия философии» имеют множество значений, иногда воспринимаемых как синонимы, а иногда рассматриваемые как отдельные.
Моррис Лазеровиц утверждает, что придумал термин «метафилософия» примерно в 1940 году и использовал его в печати в 1942 году. [1] Лазеровиц предположил, что метафилософия — это «исследование природы философии». [1] Более раннее использование было обнаружено в переводах с французского языка. [13] Этот термин происходит от греческого слова мета μετά («после», «за пределами», «с») и philosophía φιλοσοφία («любовь к мудрости»).
Термин «метафилософия» использует Пол Мозер . [14] в смысле «второстепенного» или более фундаментального предприятия, чем сама философия, в манере, предложенной Чарльзом Грисволдом : [4]
«Различие между философией и метафилософией имеет аналог в известном различии между математикой и метаматематикой». [14]
- Пол К. Мозер, Метафилософия, с. 562
Некоторые другие философы рассматривают приставку «мета» как просто означающую « о... », а не как отсылку к метатеоретической форме философии «второго порядка», в том числе Решер . [15] и Двойной. [16] Другие, такие как Уильямсон , предпочитают термин «философия философии» вместо «метафилософии», поскольку он избегает коннотации дисциплины «второго порядка», которая смотрит на философию свысока, и вместо этого обозначает нечто, что является ее частью. [17] Джолль полагает, что воспринимать метафилософию как «приложение методов философии к самой философии» слишком расплывчато, в то время как точка зрения, рассматривающая метафилософию как «второстепенную» или более абстрактную дисциплину, находящуюся вне философии, «узка и тенденциозна». . [18]
В аналитической традиции термин «метафилософия» в основном используется для обозначения комментариев и исследований предыдущих работ, а не оригинального вклада в решение философских проблем . [19]
Сочинения [ править ]
Людвиг Витгенштейн писал о природе философских загадок и философского понимания. Он предположил, что философские ошибки возникают из-за путаницы в природе философских исследований.
К.Д. Броуд отличал критическую философию от спекулятивной в своей книге «Предмет философии и ее связи со специальными науками» в книге « Введение в научную мысль» , 1923 год. Курт Дюкасс в книге «Философия как наука » исследует несколько взглядов на природу философии. Философия, и приходит к выводу, что философия имеет отдельный предмет: оценки . Взгляды Дюкасса были одними из первых, названных «метафилософией». [20]
Анри Лефевр в «Метафилософии» (1965) с марксистской точки зрения выступал в пользу «онтологического разрыва» как необходимого методологического подхода для критической социальной теории (при этом критикуя «эпистемологический разрыв» Луи Альтюссера с субъективным марксизмом, который представлял собой фундаментальный теоретический инструмент школы марксистского структурализма).
Пол Мозер пишет, что типичная метафилософская дискуссия включает в себя определение условий, при которых утверждение можно назвать философским. Он считает метаэтику , изучение этики , формой метафилософии, а также метаэпистемологию , изучение эпистемологии . [14]
Темы [ править ]
Многие субдисциплины философии имеют свою собственную ветвь «метафилософии». [8] Однако некоторые темы «метафилософии» затрагивают различные подразделения философии, рассматривая фундаментальные основы, важные для всех ее субдисциплин.
Цели [ править ]
Некоторые философы (например, экзистенциалисты , прагматики ) считают, что философия – это, в конечном счете, практическая дисциплина, которая должна помочь нам вести осмысленную жизнь, показывая нам, кто мы, как мы относимся к окружающему миру и что нам следует делать. [ нужна ссылка ] Другие (например, философы-аналитики ) рассматривают философию как техническую, формальную и полностью теоретическую дисциплину с такими целями, как «бескорыстное стремление к знанию ради знания». [21] Другие предлагаемые цели философии включают открытие абсолютно фундаментальной причины всего, что она исследует, раскрытие природы и значения обычных и научных убеждений, [22] а также объединение и превосходство идей, данных наукой и религией. [23] Другие предположили, что философия — сложная дисциплина, поскольку она имеет 4 или 6 различных измерений. [24] [25]
Границы [ править ]
Определение философии и ее границ само по себе проблематично; Найджел Уорбертон назвал это «крайне трудным». [26] Не существует однозначного определения, [23] и наиболее интересные определения являются спорными. [27] Как писал Бертран Рассел :
«Можно отметить одну особенность философии. Если кто-то задает вопрос, что такое математика, мы можем дать ему словарное определение, скажем, науки о числах, ради аргументации. утверждение... Определения могут быть даны таким образом для любой области, где существует совокупность определенных знаний. Но философия не может быть так определена. значит заниматься философией». [28]
- Бертран Рассел , Мудрость Запада , с. 7
Хотя существует определенное согласие в том, что философия затрагивает общие или фундаментальные темы, [21] [29] нет четкого согласия по ряду вопросов демаркации, в том числе:
- что между расследованиями первого и второго порядка. Некоторые авторы говорят, что философское исследование является второстепенным, предметом которого являются концепции, теории и предпосылки; что это «мышление о мышлении», имеющее «вообще второстепенный характер»; [30] что философы изучают, а не используют концепции, которые структурируют наше мышление. Однако Оксфордский философский словарь предупреждает, что «граница между подобными размышлениями «второго порядка» и способами применения самой дисциплины первого порядка не всегда ясна: философские проблемы могут быть решены путем развития дисциплины, и на поведение дисциплины может влиять философская рефлексия». [29]
- что между философией и эмпирической наукой . Некоторые утверждают, что философия отличается от науки тем, что на ее вопросы нельзя ответить эмпирически, то есть путем наблюдения или эксперимента. [31] [32] Некоторые аналитические философы утверждают, что на все значимые эмпирические вопросы должна дать ответ наука, а не философия. Однако некоторые школы современной философии, такие как прагматики и натуралисты-эпистемологи, утверждают, что философия должна быть связана с наукой и должна быть научной в широком смысле этого термина, «предпочитая рассматривать философскую рефлексию как продолжение лучшей практики любой области науки». интеллектуальное исследование». [29]
- что между философией и религией . Некоторые утверждают, что философия отличается от религии тем, что не оставляет места вере или откровению : [21] что философия не пытается ответить на вопросы, апеллируя к откровению, мифам или религиозным знаниям любого рода, а использует разум, не обращаясь к разумным наблюдениям и экспериментам». Однако философы и теологи, такие как Фома Аквинский и Петр Дамиан, утверждали, что философия является «служанкой богословия» ( ancilla theologiae ). [33]
Методы [ править ]
Философский метод (или философская методология) – это исследование того, как заниматься философией. Среди философов распространено мнение, что философия отличается способами, которыми философы следуют при решении философских вопросов. Не существует одного метода, который философы используют для ответа на философские вопросы.
CD Broad классифицирует философию на два метода: он различает критическую философию и спекулятивную философию. Он описал критическую философию как анализ «неанализируемых концепций в повседневной жизни и в науке», а затем «выставление их всем возражениям, которые мы можем придумать». В то время как роль спекулятивной философии состоит в том, чтобы «охватить все аспекты человеческого опыта, поразмышлять над ними и попытаться продумать взгляд на Реальность в целом, который воздаст должное всем им». [34]
В последнее время некоторые философы, от Сократа до современной философии языка, поставили под сомнение интуицию как основной инструмент философских исследований. В переосмыслении интуиции [35] различные мыслители отвергают интуицию как действительный источник знания и тем самым ставят под сомнение «априорную» философию. Экспериментальная философия — это форма философского исследования, которая хотя бы частично использует эмпирические исследования — особенно опросы общественного мнения — для решения постоянных философских вопросов . Это контрастирует с методами аналитической философии , согласно которым, по мнению некоторых, философ иногда начинает с обращения к своей интуиции по какому-либо вопросу, а затем формирует аргумент, используя эту интуицию в качестве предпосылок . Однако разногласия по поводу того, чего может достичь экспериментальная философия, широко распространены, и некоторые философы выступили с критикой . Одно из утверждений состоит в том, что эмпирические данные, собранные философами-экспериментаторами, могут оказывать косвенное влияние на философские вопросы, позволяя лучше понять основные психологические процессы, которые приводят к философским интуициям. [36] Некоторые аналитические философы, такие как Тимоти Уильямсон [37] отвергли такой шаг против «кабинетной» философии – то есть философского исследования, подкрепленного интуицией – истолковав «интуицию» (которую они считают неправильным термином) просто как ссылку на общие когнитивные способности: «Если кто-то ставит под сомнение» «интуиция», говорят они, человек скептически относится к обычным познавательным способностям – следствие, которое кажется философски непривлекательным. Для Уильямсона случаи интуиции — это случаи, когда наши когнитивные способности обрабатывают контрфактические факты. [38] (или сослагательные условные предложения), которые характерны для рассматриваемого мысленного эксперимента или примера.
Прогресс [ править ]
Важным вопросом в метафилософии является вопрос о том, имеет ли место философский прогресс и, более того, возможен ли вообще такой прогресс в философии. [39]
Дэвид Чалмерс делит исследование философского прогресса в метафилософии на три вопроса.
- Вопрос существования: есть ли прогресс в философии?
- Вопрос для сравнения: наблюдается ли в философии такой же прогресс, как и в науке?
- Объяснительный вопрос: почему в философии нет большего прогресса? [40]
Людвиг Витгенштейн в книге «Культура и ценности» заметил: «Философия не добилась никакого прогресса? продолжать в том же духе долгое время, пока не будет найдено лекарство от зуда?». [41]
По мнению Хилари Патнэм, философия лучше показывает людям, что конкретные идеи или аргументы ошибочны, чем то, что конкретные идеи или аргументы верны. [42]
См. также [ править ]
- Антифилософия
- Метапознание
- Метатеория
- Метазнание
- Метафизика
- Метаполитика
- Метасемантика
- Нефилософия
- Нерешенные проблемы философии
- Теория всего (философия)
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лазеровиц, М. (1970). «Заметка о «метафилософии» ». Метафилософия . 1 (1): 91. doi : 10.1111/j.1467-9973.1970.tb00792.x . см. также в Интернет-энциклопедии философии статью Николаса Джолла : Современная метафилософия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николас Джолл (18 ноября 2010 г.). «Современная метафилософия» . Интернет-энциклопедия философии (IEP) .
- ^ Армен Т. Марсубян (2004). «Метафилософия» . У Джона Лакса; Роберт Талисс (ред.). Американская философия: энциклопедия . стр. 500–501. ISBN 978-0203492796 .
Ее главный вопрос: « Что такое философия? »
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с См., например, Чарльз Л. Грисволд-младший (2010). Платонические сочинения/Платонические чтения . Пенн Стейт Пресс. стр. 144–146. ISBN 978-0271044811 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин Хайдеггер (1956). Что это такое – философия? . Роуман и Литтлфилд. п. 21. ISBN 978-0808403197 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тимоти Уильямсон (2008). «Предисловие» . Философия философии . Джон Уайли и сыновья. п. ix. ISBN 978-0470695913 .
Философия философии автоматически является частью философии, как и философия всего остального...
- ^ Журнал описывает свою сферу деятельности следующим образом: «Особые области интересов включают: основание, объем, функции и направления философии; обоснование философских методов и аргументов; взаимосвязи между школами или областями философии (например, отношение логики к проблемам). в этике или эпистемологии); аспекты философских систем; отношение философии к другим дисциплинам (например, искусственному интеллекту, социологии философии); в преподавании философии».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт С. Хартман (1995). «Аксиология как наука» . В Реме Б. Эдвардсе (ред.). Формальная аксиология и ее критика . Родопи. п. 21. ISBN 978-9051839104 .
- ^ Николас Джолл, Метафилософия , Интернет-энциклопедия философии
- ^ Николас Баннин и Цзиюань Ю (2009). «Метафилософия» . Словарь западной философии Блэквелла . Уайли-Блэквелл. стр. 426–427. ISBN 978-1405191128 .
- ^ Сорен Овергаард; Пол Гилберт; Стивен Бервуд (2013). «Введение: Что хорошего в метафилософии?» . Введение в метафилософию . Издательство Кембриджского университета. п. 6 . ISBN 978-0521193412 .
- ^ Гилберт Райл (2009). «Глава 23: Обычный язык» . Сборник очерков 1929–1968 годов: Сборник статей, том 2 (переиздание Хатчинсона, изд. 1971 г.). Рутледж. п. 331. ИСБН 978-0415485494 . Цитата: Сорен Овергаард; Пол Гилберт; Стивен Бервуд (2013). «Введение: Что хорошего в метафилософии?» . Введение в метафилософию . Издательство Кембриджского университета. п. 6 . ISBN 978-0521193412 .
- ^ например , Клемансо Г. , Вечером моих мыслей ( Au soir de la pensée , Париж: Plon, 1927), Компания Houghton Mifflin, 1929, Vol. 2, с. 498: «этот тератологический продукт метафилософии»; Гилсон Э. , Христианство и философия , Паб. для Института средневековых исследований Шида и Уорда, 1939, с. 88
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол К. Мозер (2008). «Метафилософия» . В Роберте Ауди (ред.). Кембриджский философский словарь (переиздание 2-го изд. в мягкой обложке). Отпечатки лап 26 июня 2008 г. стр. 561–562. ISBN 978-1439503508 .
- ^ Решер Н. (2007). «Глава 1: Философские принципы» . Философская диалектика, Очерк метафилософии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 1. ISBN 978-0791467466 .
- ^ Ричард Дабл (1996). Метафилософия и свобода воли . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195355413 .
- ^ Уильямсон, Тимоти (2007). «Предисловие» . Философия философии . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1405133968 .
- ^ Николас Джолл (18 ноября 2010 г.). «Современная метафизика: определение метафилософии» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ например , PhilPapers
- ^ Доммейер Ф., (1961), Критический анализ метафилософии, философии и феноменологических исследований К. Дж. Дюкасса , Vol. 21 (июнь 1961 г.), № 4, стр. 439–455.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Философский словарь пингвинов (2005)
- ^ Словарь английского языка Коллинза
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Овладение философией Энтони Харрисон-Барбета (1990) [ нужна страница ]
- ^ Адлер, Мортимер (1993), Четыре измерения философии: метафизическое-моральное-объективное-категорическое
- ^ Видаль, Клеман (2012). «Метафилософские критерии сравнения мировоззрений» (PDF) . Метафилософия . 43 (3): 306–347. CiteSeerX 10.1.1.508.631 . дои : 10.1111/j.1467-9973.2012.01749.x .
- ^ Найджел Уорбертон (2003). Философия: Основы (3-е изд.). ЦРК Пресс. п. 1. ISBN 978-0203202029 .
- ^ РТ. Достопочтенный. Лорд Куинтон (2005). «Философия». В Теде Хондерихе (ред.). Оксфордский справочник по философии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 702. ИСБН 978-0199264797 .
- ^ Бертран Рассел (1959). Мудрость Запада: исторический обзор западной философии в ее социальном и политическом контексте . Даблдэй. п. 7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Саймон Блэкберн (2005). «Философия» . Оксфордский философский словарь (2-е изд.). стр. 276–7. ISBN 978-0198610137 .
- ^ Тед Хондерич, изд. (2005). «Концептуальный анализ» . Оксфордский компаньон по философии, новое издание (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета США. п. 154. ИСБН 978-0199264797 .
«Поскольку концептуальный анализ является методом философии (как это широко считалось на протяжении большей части двадцатого века), философия является предметом второго порядка, поскольку она посвящена языку, а не миру или тому, что представляет собой язык.
- ^ Сара Хейнама (2006). «Феноменология: фундаментальная наука» . В Маргарет А. Саймонс (ред.). Философия Симоны де Бовуар: критические очерки . Издательство Университета Индианы. п. 22. ISBN 978-0253218407 .
Важная разница между ученым и философом заключается в радикально критической природе философии. Гуссерль характеризует это различие, говоря, что задача философии состоит в том, чтобы задавать окончательные вопросы... На философские вопросы нельзя ответить так же, как на эмпирические вопросы.
- ^ Ричард Тизен (2008). «Наука как триумф человеческого духа и наука в кризисе: Гуссерль и судьбы разума» . В Гэри Гаттинге (ред.). Континентальная философия науки . Джон Уайли и сыновья. п. 94. ИСБН 978-1405137447 .
Науки нуждаются в постоянном эпистемологическом размышлении и критике, которую может обеспечить только философ. ... Гуссерль представляет работу философа и ученого как взаимодополняющую.
- ^ Грасиа, Дж. Г. и Нун, ТБ, Спутник философии в средние века , Лондон: Блэквелл, 2003, стр. 35
- ^ Броуд, компакт-диск (1953). «Критическая и спекулятивная философия» . Личные высказывания современной британской философии · Том 20 . Лондон, Аллен и Анвин. стр. 87–100.
- ^ Переосмысление интуиции: психология интуиции и ее роль в философских исследованиях (Исследования по эпистемологии и теории познания) Майкла ДеПола, Уильяма Рэмси (редакторы), Rowman & Littlefield Publishers, Inc. (1998) ISBN 0-8476-8796-1 ; ISBN 978-0-8476-8796-1
- ^ Ноуб, Дж. и Николс, С. (ред.) (2008) Экспериментальная философия , §2.1, ОСЛК 233792562
- ^ Уильямсон, Тимоти (29 апреля 2016 г.), «Философская критика экспериментальной философии», «Спутник экспериментальной философии» , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 22–36, doi : 10.1002/9781118661666.ch2 , ISBN 9781118661666
- ^ Пуст, Джоэл (2019), «Интуиция» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 18 января 2020 г.
- ^ Дитрих, Эрик (2011). В философии нет прогресса. Архивировано 2 марта 2021 г. в Wayback Machine . Очерки философии 12 (2):9.
- ^ Чалмерс, Дэвид (2015). «Почему в философии нет большего прогресса?» (PDF) . Философия . 90 (1): 3–31. дои : 10.1017/S0031819114000436 . hdl : 1885/57201 . S2CID 170974260 . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Хутто, Д. (2003). Витгенштейн и конец философии Ни теории, ни терапии . Пэлгрейв Макмиллан. п. 218.
- ^ Патнэм, Хилари (1995). Обновление философии . Издательство Гарвардского университета. п. 134.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дабл Р., (1996) Метафилософия и свободная воля , Oxford University Press, США, ISBN 0-19-510762-4 , ISBN 978-0-19-510762-3
- Дюкасс, CJ, (1941) Философия как наука: ее материя и ее метод
- Лазеровиц М., (1964) Исследования по метафилософии , Лондон: Routledge
- Овергаард С., Гилберт П., Бервуд С. (2013) Введение в метафилософию , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Решер Н. (2006), Философская диалектика, очерк метафилософии , Олбани: State University of New York Press.
- Решер, Николас (2001). Философское рассуждение. Исследование методологии философствования . Блэквелл.
- Уильямсон Т., (2007) Философия философии , Лондон: Блэквелл
- Витгенштейн Людвиг, Логико-философский трактат , пер. Дэвид Пирс и Брайан МакГиннесс (1961), Routledge, твердый переплет: ISBN 0-7100-3004-5 , мягкая обложка, 1974 г.: ISBN 0-415-02825-6 , твердый переплет, 2001 г.: ISBN 0-415-25562-7 , мягкая обложка, 2001 г.: ISBN 0-415-25408-6 ;
- Философские исследования (1953) или «Философские исследования» в переводе Джема Анскомба (1953)
- Витгенштейн, Людвиг (2001). Философские исследования . Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-23127-1 .
Внешние ссылки [ править ]
- Метафилософия в PhilPapers
- Джолль, Миколас. «Метафилософия» . Интернет-энциклопедия философии .
- Метафилософия , журнал, издаваемый Блэквеллом
- Метафилософия в Керли
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Львовско-Варшавская школа» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Питер Субер : Темы и вопросы метафилософии – личный список