Норма (философия)
Эта статья нуждается в дополнительных ссылок для проверки . ( июль 2008 г. ) |
Нормы — это концепции ( предложения ) практического значения, ориентированные на воздействие на действие, а не концептуальные абстракции , которые описывают, объясняют и выражают. Нормативные предложения подразумевают утверждения и утверждения типа «должен» (или «может», «не может»), в отличие от предложений, которые предоставляют утверждения и утверждения типа «есть» (или «было», «будет»). Общие нормативные предложения включают команды , разрешения и запреты; Общие нормативные абстрактные понятия включают искренность , оправданность и честность . Популярное понимание норм описывает их причины действовать , верить . и чувствовать как
Виды норм [ править ]
Приказы и разрешения выражают нормы. Такие нормальные предложения не описывают, каким мир является , они скорее предписывают, каким мир должен быть . Повелительные предложения являются наиболее очевидным способом выражения норм, но повествовательные предложения также могут быть нормами, как в случае с законами или «принципами». Как правило, является ли выражение нормой, зависит от того, что предложение намеревается утверждать. Например, предложение формы «Все вороны черные» может с одной стороны рассматриваться как описательное, и в этом случае пример белого ворона будет противоречить ему, или, альтернативно, «Все вороны черные» можно интерпретировать как норму. , и в этом случае он выступает в качестве принципа и определения, поэтому «белый ворон» тогда не будет вороном.
Эти нормы, призванные создавать обязательства (или обязанности ) и разрешения, называются деонтическими нормами (см. также деонтическую логику ). Концепция деонтической нормы уже является расширением предыдущей концепции нормы, которая включала только императивы, то есть нормы, призванные создавать обязанности. Понимание того, что разрешения в равной степени являются нормами, стало важным шагом в этике и философии права .
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/Constitutive_Norms_vs._Deontic_Norms.png/339px-Constitutive_Norms_vs._Deontic_Norms.png)
Помимо деонтических норм выявлено множество других разновидностей. [1] [2] Например, конституции некоторых стран устанавливают национальный гимн . Эти нормы непосредственно не создают никаких обязанностей или разрешений. Они создают « национальный символ ». Другие нормы создают сами нации или политические и административные регионы внутри нации. Направленность таких норм на действие менее очевидна, чем в случае приказа или разрешения, но существенна для понимания актуальности издания таких норм: Когда народная песня становится «национальным гимном», смысл пения одной и той же песни изменения; аналогичным образом, когда участок земли становится административным районом, это имеет юридические последствия для многих видов деятельности, происходящих на этой территории; и без этих последствий, касающихся действий, нормы были бы неуместны. Более явно ориентированная на действие разновидность таких конститутивных норм (в отличие от деонтических или регулятивных норм ) устанавливает социальные институты, которые порождают новые, ранее не существовавшие типы действий или деятельности (стандартный пример — институт брака, без которого «вступление в брак» «не было бы осуществимым действием; другое — правила, составляющие игру: без норм футбола не существовало бы такого действия, как выполнение непрямой штрафной удар ).
Любая конвенция может создать норму, хотя отношения между ними не установлены. [ нужна цитата ]
Идет серьезная дискуссия о (правовых) нормах, которые дают кому-то право создавать другие нормы. Их называют нормами, наделяющими полномочиями , или нормами компетенции . Некоторые авторы утверждают, что это все еще деонтические нормы, тогда как другие утверждают, что между ними и институциональными фактами существует тесная связь (см. Raz 1975, Ruiter 1993).
Лингвистические условности, например, условность на английском языке , согласно которой «cat» означает «кошка», или условность на португальском языке , согласно которой «gato» означает «кошка», являются одними из наиболее важных норм. [ нужна цитата ]
Игры полностью зависят от норм. Фундаментальной нормой многих игр является норма, определяющая, кто выигрывает, а кто проигрывает. В других играх это норма, определяющая, как набирать очки.
Нормы можно определить как правила, регулирующие социальную жизнь внутри определенной группы. Внутри них могут существовать явные и неявные законы, которые помогают обеспечивать соблюдение норм. Например, четкие законы предусматривают вознаграждение и наказание, например, за мошенничество. Неявные культурные традиции включают в себя перекрытие верхней части лестницы в метро, макияж в поезде или даже медленную прогулку по городу. Нормы можно охарактеризовать как предписывающие социальные нормы или описательные социальные нормы. Предписывающие социальные нормы — это нормы, согласованные на основе мысленного представления того, что думает группа людей. Примером такого поведения может быть проявление доброты к родителям или уступка места в автобусе беременной женщине. Все это демонстрирует то, что, по мнению некоторых людей, следует сделать. С другой стороны, описательные социальные нормы — это нормы, согласованные на основе ментальных представлений о том, что на самом деле думает или чувствует группа людей. Примером может служить употребление спиртных напитков в общественных местах. Хотя мы знаем, что этого не должно произойти, в глубине души мы знаем, что это происходит. Другой пример может даже включать переход в неположенном месте. Это показывает, что существуют реальные законы того, чего не должно происходить, но это все равно происходит. [ нужна цитата ]
В обществе существует множество норм взаимности: дверь в лицо, нога в дверь и т. д. Одним из наиболее распространенных способов использования людьми является дверь в лицо. Будучи людьми, мы хотим нравиться другим и чувствовать себя желанными. Это просто человеческая природа. Эта стратегия использует взаимные уступки, чтобы повлиять на поведение человека. Эта норма взаимности включает в себя просьбу к кому-то о чем-то большом, на что мы знаем, что вероятность ответа будет отрицательной. Затем вы попросите их о чем-то меньшем, и они с большей вероятностью согласятся. Например, если я попрошу у группы людей 100 долларов, они вряд ли мне их дадут. Однако, если я снова повернусь и попрошу 5 долларов, они, скорее всего, мне их дадут. [3]
Многие психологи проводили эксперименты, чтобы показать силу социального обучения и его влияние на социальные нормы поведения. В 1961 году Бандура изучал, можно ли добиться социального поведения путем наблюдения и подражания. В Школе медсестер Стэнфордского университета обучались 36 мальчиков и 36 девочек. Прежде чем эксперимент был проведен, исследователи хотели узнать, насколько они агрессивны в среднем по шкале от 1 до 5. Затем всех 72 студентов распределили в одну из трех групп. Одной группе была назначена контрольная группа без модели, одной группе был присвоен агрессивный образец для подражания, а другой группе был назначен неагрессивный образец для подражания. Затем они рассмотрели женскую и мужскую модели каждого. Затем детей самостоятельно помещали в комнату и давали агрессивные/неагрессивные игрушки. В число неагрессивных игрушек входили чайный сервиз, цветные карандаши и три медведя. В число агрессивных игрушек входили доска для колышек, дротик и трехфутовая кукла бобо. Ребенок находился в комнате двадцать минут, и за ним наблюдали через одностороннее зеркало. Наблюдения проводились каждые 5 секунд в течение 20 минут. Исследователи обнаружили, что дети, которые видели агрессивную модель, имели агрессивные реакции по сравнению с людьми, которые находились в неагрессивной или контрольной группе. Мальчики также с большей вероятностью имитировали поведение однополых моделей, чем девочки, демонстрирующие более агрессивное поведение. Девушки также более агрессивно относились к моделям-мужчинам. Эти результаты относятся к нормам, поскольку они показывают влияние социальных норм на поведение. Маленькие дети с большей вероятностью соблюдали и копировали нормы и подвергались влиянию поведения других, особенно тех, кого они считали «старшими» или «образцом для подражания». [4]
Основные характеристики [ править ]
Одной из основных характеристик норм является то, что, в отличие от предложений , они не являются дескриптивно истинными или ложными, поскольку нормы не претендуют на описание чего-либо, а на то, чтобы что-то предписывать, создавать или изменять. Деонтологи назвали бы их «предписывающе истинными» или ложными. В то время как истинность описательного утверждения якобы основана на его соответствии реальности , утверждают , , некоторые философы, начиная с Аристотеля что (предписывающая) истинность предписывающего утверждения основана на его соответствии правильному желанию . Другие философы утверждают, что нормы в конечном итоге не являются ни истинными, ни ложными, а лишь успешными или неудачными (действительными или недействительными) в зависимости от того, является или нет их пропозициональное содержание (см. также Джон Сёрл и речевой акт ).
существует важное различие Между нормами и нормативными предложениями , хотя они часто выражаются идентичными предложениями. «Вы можете выйти» обычно выражает норму, если оно произносится учителем одному из учеников, но оно обычно выражает нормативное суждение, если его произносит одному из учеников один из его или ее одноклассников. Некоторые этические теории отвергают возможность существования нормативных положений, но они принимаются когнитивизмом . Можно также подумать о пропозициональных нормах; Утверждения и вопросы , возможно, выражают пропозициональные нормы (они устанавливают предложение как утверждаемое или подвергаемое сомнению).
Часто утверждается, что еще одна предполагаемая особенность норм заключается в том, что они никогда не касаются только природных свойств или объектов . Нормы всегда привносят что-то искусственное, условное , институциональное или «не от мира сего». Это может быть связано с утверждением Юма о том, что невозможно вывести должное из «есть» , и с утверждением Дж. Э. Мура о том, что существует натуралистическая ошибка , когда кто-то пытается анализировать «хорошее» и «плохое» в терминах естественного понятия . В эстетике также утверждалось, что невозможно вывести эстетический предикат из неэстетического. Однако приемлемость неприродных свойств активно обсуждается в современной философии. Одни авторы отрицают их существование , другие пытаются свести их к естественным, на чем первые супервентны .
Другие мыслители (Адлер, 1986) утверждают, что нормы могут быть естественными в ином смысле, чем «соответствие чему-то, исходящему из объекта предписания как строго внутреннего источника действия». Скорее, те, кто утверждает существование естественных предписаний, говорят, что нормы могут удовлетворить естественные потребности со стороны предписанной сущности. Более важным, однако, является выдвижение идеи о том, что точно так же, как описательные утверждения, считающиеся истинными, обусловлены определенными самоочевидными описательными истинами, соответствующими природе реальности (например, невозможно, чтобы одно и то же было и не быть в одно и то же время и одним и тем же образом), предписывающая истина может соответствовать природе воли, поскольку ее авторитет основан на самоочевидных предписывающих истинах (таких как: следует желать того, что действительно хорошо для одного и ничего больше).
В недавних работах утверждается, что нормативность играет важную роль в нескольких различных философских предметах, а не только в этике и философии права (см. Dancy, 2000).
См. также [ править ]
- Конституция
- Деонтическая логика
- Деонтология
- Закон (принцип)
- Метаэтика
- Норма (социология)
- Нормативный
- Нормативная этика
- Нормативное заявление
- Философия права
- Принцип
- Закон
- Верховенство закона
- Правило в соответствии с высшим законом
- Социальная норма
- Речевой акт
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адлер, Мортимер (1985), Десять философских ошибок , Макмиллан, Нью-Йорк.
- Агло, Джон (1998), Норма и символ: философские основы обязательств , L'Harmattan, Париж.
- Агло, Джон (2001), Философские основы морали в обществе с устной традицией , L'Harmattan, Париж.
- Алекси, Роберт (1985), Теория основных прав , Зуркамп, Франкфурт а. М. Перевод: Теория конституционных прав , Oxford University Press, Оксфорд: 2002.
- Биккьери, Кристина (2006), Грамматика общества: природа и динамика социальных норм , Издательство Кембриджского университета, Кембридж.
- Дэнси, Джонатан (редактор) (2000), Нормативность , Блэквелл, Оксфорд.
- Гарсон Вальдес, Эрнесто и др. (ред.) (1997), Нормативные системы в теории права и морали: Festschrift для Карлоса Э. Альчуррона и Эухенио Булыгина , Duncker & Humblot, Берлин.
- Корсгаард, Кристина (2000), Источники нормативности , Кембриджский университет, Кембридж.
- Раз, Джозеф (1975, 1990), Практический разум и нормы , Oxford University Press, Оксфорд; 2-е изд. 1990 г.
- Розен, Бернард (1999), Центральное место нормативной этической теории , Питер Лэнг, Нью-Йорк.
- Рюитер, Дик (1993), Институциональные юридические факты: юридические полномочия и их последствия , Клювер, Дордрехт.
- Турри, Джон (2016), « Знание и норма утверждения: очерк философской науки» , издательство Open Book Publishers, Кембридж.
- фон Райт, GH (1963), Норма и действие: логическое исследование , Рутледж и Кеган Пол, Лондон.
Ссылки [ править ]
- ^ «1.3. Социальные нормы: народные обычаи, нравы, табу и законы» . openoregon.pressbooks.pub . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Теория международных отношений» . e-ir.info . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Бавел, Джей. «Мы против. Затем." Лекция «Введение в психологию». 12 апреля 2023 г.
- ^ Маклеод, Сол (3 ноября 2022 г.). «Эксперимент с куклой Бобо Бандуры по социальному обучению» . Простая психология .