Ценности (западная философия)
Ценности , которых придерживается человек, могут быть личными или политическими в зависимости от того, рассматриваются ли они по отношению к личности или по отношению к обществу. [1] Помимо моральных достоинств, примеры личных ценностей включают дружбу, знания, красоту и т. д., а также примеры политических ценностей, справедливости, равенства и свободы. В этой статье будут изложены некоторые современные идеи, относящиеся к первой группе – личным ценностям. Он начнется с рассмотрения того, какие вещи имеют ценность, и закончится рассмотрением некоторых теорий, которые пытаются описать, что такое ценность. [2] Ссылки будут делаться исключительно на западные источники, хотя признается, что многие, если не все, обсуждаемые ценности могут быть универсальными.
Введение [ править ]
Лишь в последние сто лет или около того предмет ценности стал самостоятельным предметом изучения, хотя этот предмет основан на работах таких более ранних мыслителей, как Платон, Иммануил Кант и Иеремии Бентам. Новая область исследований под названием « аксиология » (от греческого axios, означающего «ценность»), определяемая как «философское исследование добра или ценности», начала возникать примерно в начале двадцатого века, и ее значение заключалось в расширении распространение термина «ценность» на области, отличные от традиционной этики . [3] Р.Х.Лотце , Ф.Брентано и Дж.Мур упоминались как ранние сторонники этой темы, а Муру приписывают важное различие, сделанное между внутренней и инструментальной ценностью , то есть между вещами, которые имеют ценность сами по себе, и вещами, которые могут привести к чему-то существенному. ценить. [4]
Примеры недавних статей, которые знакомят с этой темой, включают «Теорию ценности» Марка Шредера , [5] Элинор Мейсон Плюрализм ценностей [6] Майкла Циммермана и «Внутренняя и внешняя ценность» . [7] Шредер определяет аксиологию как «занимающуюся в первую очередь классификацией того, что хорошо», и, признавая, что может существовать множество вещей, которые можно ценить или называть хорошими, он спрашивает, лежит ли в их основе только одна или есть еще чем одна фундаментальная внутренняя ценность. Мейсон выделяет два способа рассмотрения ценностей по отношению друг к другу: первый называется « монистическим », который утверждает, что существует только одна внутренняя ценность, по отношению к которой все остальные ценности являются вспомогательными; а второй называется « плюралистическим », который утверждает, что существует много видов ценностей и что наиболее важные из них несводимы друг к другу. Типичными представителями первой школы были утилитаристы , такие как Джереми Бентам , который считал, что все ценности, которыми может обладать человек, могут быть сведены к стремлению к счастью или удовольствию. Иммануила Канта также называют монистом, утверждающим, что единственное добро само по себе заключается в обладании доброй волей. [8] Что касается тех, кто придерживается плюралистических взглядов, Циммерман в своей книге «Природа внутренней ценности» (2012) приводит несколько примеров более поздних философов со списками вещей, которые, по их мнению, имеют ценность: [9]
Брентано (1889): удовольствие, счастье, любовь, знание, красота, пропорции, намерение, упражнение, добродетель. [10]
Мур (1908) - Эстетика, привязанность, знание, сознание, удовольствие, добродетель [11]
Росс (1936) - Добродетель, Удовольствие, Знание, Художественная деятельность [12]
В частности, Циммерман выделяет работу Уильяма Франкены , который в своей книге «Этика» (1963) дал исчерпывающий список ценностей и который, помимо предложения использования заголовков, начал группировать сходные ценности вместе. [13] Будет полезно обсудить их в следующих группах:
1. Красота, гармония, пропорция, эстетическое переживание.
2. Моральный настрой, добродетель, удовольствие, счастье, удовлетворённость.
3. Истина, знание, понимание, мудрость, честь, уважение.
4. Жизнь, здоровье, сила, мир, безопасность
5. Любовь, привязанность, дружба, сотрудничество.
6. Сила, достижения, свобода, приключения, новизна.
Франкена, формулируя свой список, опирается на то, что он назвал «классической триадой» красоты, добра и истины. [14] и заголовки, подобные этим терминам, могут использоваться для представления основного набора значений следующим образом.
Первичные ценности [ править ]
Эстетические ценности [ править ]
Франкена в своем списке ценностей объединяет красоту с гармонией, пропорциями и эстетическим опытом. В эту категорию можно включить множество различных ценностей, и сам Франкена различает «гармонию и пропорцию в созерцаемых объектах» и «гармонию и пропорцию в собственной жизни». [15] Он ссылается на Платона , который, во-первых, в « Филебе» предполагает, что эстетическое удовольствие заключается в «красоте цвета и формы», а во-вторых, в « Государстве» утверждает, что формальные характеристики, такие как гармония и пропорция, важны не только для искусства и музыки, но и для искусства. «хорошая жизнь», которая сама должна содержать «форму», «разнообразие» и «баланс». [16]
Другое различие вытекает из вопроса о том, заключается ли эстетическая ценность в созерцаемом объекте или в самом созерцательном опыте. [17] Джеймс Шелли в своей статье «Понятие эстетики» отмечает, что термин «эстетический», происходящий от греческого aesthesis , что означает восприятие или осознание, тяготеет к последней интерпретации; [18] Джордж Дики в своей книге «Искусство и эстетика» описывает развитие осознания и сознания в их растущем значении для эстетической теории; [19] и Циммерман ссылается на Дж.Мура , который писал относительно искусства и красоты, что «безусловно, самое ценное, что мы знаем или можем себе представить, - это определенные состояния сознания». [20] И Франкена, и Николай Хартманн , о котором упоминает Франкена, начинают свои списки ценностей с групп, включающих сознание, жизнь и существование, и Хартманн ссылается на Ницше , который считал, что ценность красоты в искусстве или природе заключается в повышенном осознании жизни как «утверждение существования». [21]
Шелли описывает еще одну концепцию, помимо «непосредственности» или «сосредоточения внимания на предмете», и это концепцию «бескорыстия», кантианский термин, который заключается в объективном и беспристрастном взгляде на вещи. [22] Он ссылается на Шопенгауэра , который понял, что если бы восприятие было единственным критерием эстетической ценности, тогда, с умом, лишенным практического интереса и культурных предубеждений, все вообще могло бы рассматриваться как прекрасное: «Только одна вещь считается более красивой, чем другой, потому что он облегчает это чистое созерцание», — писал Шопенгауэр, [23] точка зрения, подвергшаяся критике со стороны Сартвелла за то, что он сделал термин красота в конечном итоге бессмысленным. [24] Шелли, однако, удается разъяснить различные критерии эстетической ценности с такой точки зрения: во-первых, ценность есть в простых формальных отношениях, в гармонии, изяществе и равновесии, да и фактически в любом другом объективном аспекте, который может пожелать хороший критик. указать; во-вторых, что есть ценность в признании того, что у людей есть естественные вкусы и предпочтения, предпочитают ли они, например, «драматичность или комичность», или же произведение чем-то поражает; и, в-третьих, что есть ценность в признании наличия «неэкспонируемых объектов», осознании того, что произведение или восприятие находится в «художественно-историческом контексте», где только знание, в терминологии Данто , «мира искусства» может облегчить наше чувство «правильных чувств». [25]
В дополнение к взглядам, согласно которым эстетическая ценность заключается либо в объекте, либо в субъективном опыте, существует третья точка зрения, которая предполагает, что ценность заключается в некотором взаимодействии между ними. Дж.Мур писал, что ценность находится не в «красивом объекте» и не в «сознательном восприятии», а в отношениях между ними. [26] Шелли также приходит к выводу, что между субъектом и объектом существуют некие взаимные отношения, его примером является квартет Бартока, где «ценность, изначально принадлежавшая квартету, была перенесена в опыт, прежде чем снова отразиться обратно». в квартет». [27]
ценности Этические
Вторая группа ценностей, перечисленных Франкеной, включает счастье, добродетель, удовольствие, удовлетворение и удовлетворенность — ценности, традиционно связанные с областью этики . [28] Циммерман представляет Платона, которого постоянно беспокоила природа добра, то, как нам следует прожить свою жизнь и что — удовольствие или добродетель приведет к счастью . [29] Что касается удовольствия, он считает еду, питье и кров простыми благами : люди ценят их, они ценят труд, который идет на их обеспечение, и удовольствие, которое приносит наслаждение ими. Циммерман, задав вопрос, почему еду следует считать ценностью, ссылается на Аристотеля , который сказал, что ценность заключается в «правильной деятельности или функционировании вещей в соответствии с их природой» и что это «активное проявление способностей человека, которые порождают удовольствие». [30]
Что касается добродетели , Элинор Мейсон ссылается на Дж.С.Милла , который провел различие между низшими и высшими ценностями. [31] Разница заключается в том, что между действующей причиной и конечной причиной: в то время как действующая причина включает в себя голод, жажду и потребность в убежище, конечная причина возникает из-за того, что мы имеем представление о соотношении причины и следствия, посредством которого мы можем определить цель, которую хотим достичь, и затем решите, как достичь этого. [32] Если целью является благополучие или счастье, то такие ценности, как дружба, знания и красота, а также материальное обеспечение, могут сыграть важную роль в достижении этой цели. [33] Мейсон ссылается на Дж.Мура , который, признавая достоинства «трудолюбия и умеренности», признал, что существует «множественность носителей ценностей». Любовь , красота и дружба являются внутренними ценностями (т.е. добром сами по себе), а не инструментальными ценностями, и они не всегда приводят к удовольствию или счастью . [34]
Еще одним выдающимся писателем о ценностях, упомянутым как Франкеной , так и Циммерманом, является Джон Дьюи, который задался вопросом, существуют ли внутренние ценности вообще. Все ценности для Дьюи были инструментальными. Он сравнил жизнь с «непрерывным потоком» причин и следствий, который он назвал «континуумом средств и целей». [35] где, например, нехватка пищи приводит к активности человека, ведущей к дальнейшему расходу энергии, потребности в большем количестве еды и так далее. Он, как и Аристотель, утверждал, что ценность заключается в экономии и эффективном функционировании человеческого существа с точки зрения целого ряда потребностей и желаний. [36] Эти потребности возникают в результате постоянного «взаимодействия между человеком и его окружением», и Дьюи ввел понятие наличия «рамок» ценностей для эффективного взаимодействия с различными категориями бытия, которые вносят вклад в нашу окружающую среду. [37]
Культурные ценности [ править ]
Третья классическая ценность – истина – указана Франкеной наряду со знанием , пониманием и мудростью . [38] Учитывая, что «истина никогда не может быть полностью познана», он сместил акцент на знание, и большинство списков ценностей теперь имеют тенденцию включать знание, а не истину в качестве одной из основных ценностей. Джесси Принц из «Культуры и когнитивной науки» продолжил это обсуждение, обсуждая относительность терминов «знание» и «истина», а также роль, которую культура играет в формировании знаний. [39] Эта относительность более выражена во второй группе, перечисленной Франкеной, — группе, включающей ценности чести , уважения и хорошей репутации. Связь между этими двумя группами была отмечена Хартманном, который понял, что термины «истина» и «правдивость» подразумевают два разных, хотя и связанных, вида ценности. [40] В то время как истина связана с ценностями знания и понимания, правдивость связана с ценностями честности, прямоты и порядочности .
В своей статье Принц определяет культуру как сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль и обычаи, где ценность, связанная с этими вещами, приобретается людьми как членами общества. Это приобретение происходит посредством наблюдения за образцами для подражания, подражания родителям или обучения посредством общения с другими. Упоминается рассказывание историй. [41] и мы можем подумать о ценности книг, художественных или научно-популярных, а также о ценности фильмов или новостных программ в распространении знаний и содействии пониманию в целом. Память тоже имеет свое место, [42] и важность истории в этом отношении подчеркивается Циммерманом, который отмечает, что некоторые вещи могут иметь ценность не потому, что они красивы или полезны, а потому, что они имеют значение через личные или культурные ассоциации, например, редкая марка или ручка с которым Линкольн подписывал свои письма. [43]
Знание как культуры , так и субкультуры важно для понимания ценностей людей. [44] Джейкобсон в статье о подходящих отношениях говорит нам, что то, что люди находят смешным или постыдным, благородным или бесчестным, связано с культурой, и он ссылается на Брентано, который представил соответствующую ценность того, что уместно, подходит или уместно. [45] Однако такие ценности можно рассматривать не только с точки зрения конкретной культуры, но и с «точки зрения вселенной», где интеграция своего набора ценностей с принципами некой высшей истины («выборочное копирование» является пример, который он приводит) может привести к случаям нонконформизма и другим видам дифференциации внутри общества. [46] Концепция «пригодности» представляет ценность целостности, которую Кокс, Ла Каз и Левин обсуждают в своей статье «Честность» [2001]. [47] Эта концепция определяется с точки зрения связи между различными аспектами жизни человека – эстетическими, социальными, интеллектуальными и т. д. – и поддержания некоторого баланса между ними, чтобы дать ощущение единства или целостности. Взгляды на целостность варьируются от практических требований честности и правдивости, с одной стороны, где Аристотель мог написать: «При истинном взгляде все данные гармонируют, а при ложном взгляде факты вскоре сталкиваются». [48] к более общим подходам относительно значения и идентичности , или «мудрости и самопознания ». [49]
Вторичные значения [ править ]
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков наблюдалось расширение числа ценностей сверх «классических» или первичных ценностей красоты, добра и истины. Некоторые из них, такие как любовь, дружба и привязанность, явно происходят из христианской традиции и обсуждались такими философами, как Мур и Брентано . [50] Более сложная группа, вращающаяся вокруг таких понятий, как сила, дух и воля, была введена в качестве ценностей Брентано и Хартманном и во многом обязана мыслям Канта и Шопенгауэра , а также христианству. [51] Появление третьей группы ценностей можно рассматривать как результат расширения области традиционной этики, и в этой группе начинает появляться больше материальных ценностей – того, что Платон называл «благами тела», – таких как жизнь, здоровье и сила в списках Гартмана и Франкена. [52]
Были предприняты первые попытки составить более длинный набор ценностей, и здесь можно упомянуть три из них. Р.Б.Перри , на которого ссылается Франкена и чья работа « Общая теория ценности «великим произведением нового подхода» » [1926] была названа Британской энциклопедией , увеличил общее количество категорий, добавив к ним области эстетики, этики и знание трех дальнейших областей религии, экономики и политики; [53] В более ранней работе Lebensformen психолога Эдуарда Шпрангера [1914] был изложен аналогичный список, описывающий шесть типов личности, а именно: эстетический, экономический, теоретический, религиозный, социальный и политический; [54] и Гордон Олпорт , который учился у Спрангера и который был упомянут в книге Петерсона и Селигмана «Сильные стороны и добродетели характера» [2004], [55] [1950] выделили вместе с Верноном и Линдзи в своем «Исследовании ценностей» шесть типов личности, каждый из которых ориентирован на различный набор ценностей: [56]
Личность
| Ценности
|
Эти ранние связи между философией и психологией обсуждались К.Б. Миллером в его статье под названием «Эмпирические подходы к моральному характеру» , и она завершалась рассмотрением работ Петерсона и Селигмана. [57] Их классификация ценностей, « Ценности в действии » или VIA, возникла в результате эмпирического обзора добродетелей, взятого со всего мира, который привел к шестикратной классификации, аналогичной приведенной выше, и включающей: Трансцендентность, Умеренность, Мудрость, Справедливость. , Человечность и Мужество. [58] Однако Миллер предположил, что не обнаружено веских причин, почему должно быть шесть категорий.
Что касается содержания этих дополнительных категорий, то ясно, что их репрезентативные значения различаются в зависимости от того, кто составляет список. Одна теория предполагает, что если первые три категории представляют когнитивную или классическую традицию, то дополнительные категории представляют некогнитивную – «сентиментальную» или «эмотивистскую» традицию – где ни когнитивная, ни некогнитивная традиция не обязательно имеют первенство. [59] Циммерман предположил, что ценности, взятые с последней точки зрения, можно рассматривать как просто выражение чувств или эмоций по поводу того, что важно. [59] А.М.Тейлор в своей статье « Исследование фактов и ценностей » [1983] предположила, что существует фундаментальное различие между ценностями, основанными на аналитическом понимании, и ценностями, основанными на синтетическом или «холистическом» понимании. [60] Старых ценностей, взятых из «эстетической, моральной и научной сфер», было недостаточно, и потребуются новые категории, включающие такие понятия, как «творчество, чувство и новаторство». Джейкобсон также ввел различие между когнитивными и некогнитивными ценностями, а среди ценностей, основанных на чувствах или сантиментах, он включил ценности «достойные гордости, стыдные, смешные и устрашающие». [61] В этом отношении он упомянул Дэвида Юма , который использовал три заголовка: «Гордость и смирение», «Любовь и ненависть» и «Воля и прямые страсти» во втором томе своего « Трактата о человеческой природе». [62] и будет полезно рассмотреть вторую группу значений именно в этом порядке.
Материальные ценности [ править ]
Список ценностей Франкены начинается с группы, содержащей жизнь, здоровье и силу, и в этом он внимательно следует за Хартманном . [63] «Материальные блага» обсуждались Хартманном во вступительном разделе его книги « Сфера этических ценностей» [1926] в связи с богатством и экономикой. [64] Франкена упоминает Платона , который называл богатство, здоровье и силу «телесными благами». [65] Что касается богатства, Франкена, обсуждая «деньги, машины и другие материальные блага», предположил, что его ценность может быть либо вспомогательной, либо способствующей, причем последний термин определяется как «вещи, которые хороши, потому что они способствуют хорошей жизни». или являются его частями». [66] Деньги для скряги становятся частью его счастья, так же как одежда, дом или земля могут быть частью счастья для кого-то другого. Джейкобсон представил ценность того, чтобы быть «достойным гордости», и упомянул Дэвида Юма , который отметил, что люди гордятся такими «внешними преимуществами, как ... страна, семья, дети, сады, дома, собаки и одежда». [67] Элинор Мейсон упомянула практическую мудрость Аристотеля , который рассматривал богатство как вопрос благоразумия и советовал людям ценить и «не пренебрегать» тем, что им принадлежит. [68]
С другой стороны, здоровье по отношению к телу и разуму обычно рассматривается как внутренняя ценность. Франкена , например, писала, что мы желаем здоровья «ради него самого». [69] и Циммерман написал, что «быть здоровым — это просто хороший способ жить». [70] Ценность, которую мы приписываем самой жизни, и ценность «просто бытия» уже упоминались ранее, но именно Хартман вновь ввел понятие из ранней немецкой философии о том, что Бытие имеет дополнительную категорию, а именно категорию Становления . [71] Все подвержено изменениям с течением времени и без вмешательства человека подвержено разрушению и разрушению. В связи с этим Мейсон сослался на Иммануила Канта, одна из основных ценностей которого заключается в долге , особенно в этом отношении, долге перед собой и заботе о «основных вещах» посредством физических упражнений и поддержания здоровья. [72] Платон также считал, что правильный образ жизни заключается в «медицине, купании и физических упражнениях». [73] но Кант добавил к этой идее, заявив, что ценность также заключается в самосовершенствовании посредством развития любых «природных талантов и даров судьбы», которыми может обладать человек. [74] Джеймс Гриффин в своей книге « Благосостояние » [1986] аналогичным образом представил ценность «достижений» и то, как, в терминологии Аристотеля, мы можем расти и « процветать » другими способами. [75]
Общие ценности [ править ]
К классической триаде красоты, добра и истины различные философы двадцатого века начали добавлять ценности другой большой семьи: ценности, по словам Франкены , «любви, дружбы, взаимной привязанности и сотрудничества»; [76] Дж.Мур добавил «любовь» к ценностям красоты, моральных качеств и знаний; [77] а Джейкобсон добавил «дружбу» к ценностям красоты, удовольствия и знаний. [78] Мур, отражая акцент христианства на важности любви , предположил, что «...любовь к любви - безусловно, самое ценное благо, которое мы знаем... оно сложнее, чем красота... сложнее, чем знание». [79] И Франкена, и Циммерман упоминали Платона , который обрисовал в «Пире» различные виды любви . [80] и который описал симпатию или привязанность как «наполнение людей любовью… добротой… дружбой… прощением». [81] Для Платона душа была местом любви и привязанностей, и ее ценность заключалась в признании «общности чувств человечества». [82] Джейкобсон сослался на Дэвида Юма, который аналогичным образом связал любовь с симпатией , причем последнее чувство возникает из «большого сходства между человеческими существами». [83]
На более практическом уровне Бернард Герт в своей работе «Определение морали» [2002] ввел понятие « лояльности » как фактора установления чувства общности среди семейных и родственных групп. [84] Что касается общества в целом, Герт упомянул Канта , который проводил различие между ценностями непричинения вреда другим людям, с одной стороны, и совершением позитивных, благотворительных действий - с другой. [84] Циммерман также упомянул Канта и его мнение о том, что единственное добро без оговорок — это добрая воля или доброжелательность. [85] Кант определял дружбу как «сближение двух людей посредством взаимной любви, каждый из которых участвует и разделяет свою жизнь сочувственно». [86] Он также ввел понятие « уважения », под которым он подразумевал соблюдение соответствующей дистанции от других членов сообщества. [87] и он говорил о самом сообществе с точки зрения «способности общаться… совершенствовать социальное общение… и развивать склонность… взаимности… приятности… вежливости… гостеприимства». [88]
Общение как отдельная ценность было введено Перри ; [89] а Гартманн , проработав первичные ценности, ввел «вторую группу», которая включала не только «братскую любовь», но и «социальное общение». [90] Франкена представил Аквинского , который подчеркивал ценность общения в человеческих отношениях, говоря, что «существуют тесные параллели между общением слов и общением между любовником и возлюбленной». [91] Герт тоже осознавал ценность «межличностного взаимодействия», но задавался вопросом, как такая ценность может применяться в отсутствие других людей, например, на необитаемом острове. [92] Франкена ответила на этот вопрос, расширив сферу любви, включив в нее любовь или общение с Богом, животными, природой и окружающей средой. [93]
Духовные ценности [ править ]
Ближе к концу своего списка Франкена включил ценности власти и достижений, свободы, приключений и новизны. [93] Что касается свободы, он представил Шопенгауэра , который видел жизнь как непрерывное взаимодействие с царством борьбы, борьбы против желания и « первоначальной воли », где единственные моменты свободы, которые может иметь человек, заключаются в искусстве, музыке и духовном созерцании . [94] Сила и свобода воли были ценностями и для Гартмана. [95] а также для Канта , который, как отмечал Циммерман, видел такую свободу в отсутствии принуждения ни со стороны внешних сил, ни со стороны внутренних «чувственных импульсов». [96] К последним относятся такие эмоции , как желание , страх , надежда и гнев , ценность или сила которых, согласно Аристотелю, заключается в перемещении человека либо к некоторому воспринимаемому объекту, либо от него. [97] Гриффин различал само желание и «осознанное желание», причем ценность последнего заключалась в возбуждении разума не непроизвольно посредством эмоций и естественных склонностей, а посредством добровольной силы воли. [98] Отношение можно контролировать с помощью силы духа, смелости и самодисциплины, а «исправлять», по мнению Брентано , посредством осознанного выбора того, что правильно, уместно или уместно. [99]
Франкена записал, что в его список включено «все, что упоминает Хартманн ». [100] но примечательно, что Хартманн завершил свой список тем, что он назвал «духовными благами», такими как «любовь к далекому» и, по выражению Ницши , «сияющая добродетель». [101] Любовь к отдаленности относится либо к любви к пустыне, либо к любви к Богу, но Майкл Стокер в книге «Множественные и конфликтующие ценности » [1990] [102] предположил, что ценность заключается, как сказал Платон, не в любви, а в « созерцании » Бога или того, что хорошо: «Тот, кто поступает правильно, — говорил Платон, — должен в юности начать посещать красивые места… созерцать огромное море... пока на этом берегу он не вырастет и не станет сильным». [103] В еврейской традиции силу давало не столько море, сколько холмы. [104] и Гриффин имел в виду тех, кто ценит горы за волнение или величие , которые они могут себе позволить. [105] Франкена упомянул о ценностях приключений и новизны, которые А. Н. Уайтхед : представил [106] но именно Ральф Уолдо Эмерсон в прошлом веке написал о вдохновляющей ценности новых вещей и путешествий не только ради искусства или учебы, но и ради ценности самого опыта. [107] Хартманн предположил, что это может быть великое произведение искусства, например собор, или музыкальное произведение, которое могло бы вдохновлять. [108] и он упомянул Ницше , который писал об искусстве: «Что делает все искусство? Разве оно не отбирает? Разве оно не выделяет? Делая это, искусство укрепляет определенные ценности… Это великий стимул жизни». [109] В качестве альтернативы это может быть юмор, который поднимает настроение, и Джейкобсон обсуждает ценность, которую могут заслуживать различные виды юмора, например, смешной или забавный. [110]
Теории стоимости [ править ]
На Западе были выдвинуты различные теории, пытающиеся определить, что «является» ценностью, а не говорить, какую ценность может «иметь» вещь. [111] В настоящее время принято считать, что существуют три вида теорий, которые пытаются ответить на вопрос о том, что такое ценность, и они были заимствованы из области этики . [112] Каждая группа теорий имеет тенденцию концентрироваться на различных аспектах предмета, так что если этику можно определить, скажем, как принципы, управляющие поведением человека [113] затем первая группа теорий ( онтология и деонтология ) рассматривает сами принципы, вторая группа теорий ( телеология и консеквенциализм ) рассматривает цели и результаты поведения, а третья группа теорий ( этика добродетели и теория подходящего отношения) ) смотрит на концепцию человека, его характер и взгляды.
Онтология и деонтология [ править ]
Онтология (от греческого Ontos, означающего «бытие» или «то, что есть») [114] — это та ветвь метафизики, которая занимается бытием и, особенно в отношении теории ценностей, «онтологическими категориями» или простыми категориями бытия . [115] Циммерман упоминает Дж.Мура , который отметил, что прежде чем обсуждать то, что мы должны ценить, нам следует рассмотреть возможность того, что все существующее может иметь для кого-то ценность: «Если мы признаем, что все, что угодно, может быть хорошим… мы начнем с гораздо более открытого разум". [116] Циммерман ввел концепцию « супервентности », согласно которой любое структурирование наших ценностей будет отражать структурирование лежащих в его основе категорий самого бытия . [117] В этом отношении Кант упоминается Циммерманом, а также Кристиной Корсгаард , которая, опираясь на кантовское различие между вещами в себе и отношением между вещами , проводит аналогичное различие между внутренними ценностями (ценностями в силу «неотносительных свойств»). и внешние ценности (ценности в силу «реляционных свойств»). [118] Что касается первого, то тупик достигается, когда все, что можно сказать о внутренних ценностях, это, по словам Мура, что добро «просто есть», или, по словам Циммермана, что удовольствие «просто есть». [119] Это привело к тому, что некоторые, например Монро Бердсли , стали утверждать, что в конечном счете существуют только внешние ценности. [119] Различные виды внешней ценности в этой модели вытекают из различных основных категорий отношений, в качестве примера приведены категории красоты, полезности и значения, каждая из которых является супервентной по отношению к одной из трех категорий отношений Канта , а именно дизъюнкции, причинности и неотъемлемости соответственно. . [120]
С другой стороны, деонтология (от греческого Deon , означающего «долг»). [121] — это отрасль этики , которая основывает ценности на моральных принципах, которые, в свою очередь, служат руководством к пониманию того, что «следует» делать в различных ситуациях. Говорят, что философская проблема перехода от «есть» к «должному» (« проблема есть-должно ») была введена в философию Дэвидом Юмом . Ричмонд Кэмпбелл, обсуждая это, задается вопросом, как можно перейти от знания того, что существует, т. е. от целого ряда возможных ценностей, к знанию, среди которых следует ценить. [122] Учитывая, что «небольшое количество основных моральных ценностей поддерживаются повсеместно», ответ, по-видимому, заключается в том, чтобы отдать приоритет тем, которые не «конфликтуют». Франкена предположил, что эти моральные принципы происходят из трех основных источников: преобладающих моральных правил культуры; божественное откровение, содержащееся в священных текстах; и логическая или метафизическая дедукция. [123] Канта категорический императив В качестве примера последнего приводится , хотя Франкена указывал, что необходимо проводить различие между аргументами логической необходимости , т. е. теми, которые не содержат противоречий, и аргументами логической достаточности , которые необходимы для объяснения различные виды ценностей, будь то «эстетические, пруденциальные или логические». [124]
и консеквенциализм Телеология
Марк Шредер в своей статье о теории ценностей считает, что консеквенциализм находится «под эгидой» телеологии . [125] где последнее можно определить как ту ветвь метафизики , которая занимается конечным концом или целью вещей (греческое телос означает «конец или цель действия»). [126] Согласно этой группе теорий, вещи имеют инструментальную ценность, которые помогают достичь конкретных или общих целей, и в основе этого, говорит нам Шредер, лежит отношение причины и следствия . [127] Франкена определял инструментальную ценность как то, что хорошо или полезно для какой-то цели, и ссылался на Аристотеля , который, помимо определения различных видов причин , определял добро как «то, к чему стремятся все вещи». [128] Если, например, цель состоит в том, чтобы прожить хорошую жизнь, хорошими или ценными будут те вещи, которые представляют собой средства достижения этой цели. Однако то, что хорошо для конкретного человека, и то, что хорошо для мира в целом, — две разные вещи и отражаются, по мнению Шредера, в идеях эгоизма и консеквенциализма соответственно. [129] Что касается последнего, Циммерман пишет, что ценность хороша из-за предполагаемой конечной цели, в которой «все последствия, взятые в целом, хороши». [130]
Что касается цели, к которой стремятся люди, Бентам , согласно Элинор Мейсон, считал, что единственной целью является « удовольствие », и что все другие ценности, такие как красота , дружба , знания и т. д., могут быть измерены в соответствии с количеством удовольствие, которое каждый может себе позволить. [131] Джон Стюарт Милль предположил, что существуют низшие и высшие удовольствия и что они принципиально несоизмеримы. Он продолжал, как и Платон , задаваться вопросом, являются ли ценности удовольствия или удовлетворения на самом деле целями, к которым должны стремиться разумные люди. [132] Мейсон также ссылается на Джеймса Гриффина , который придерживался мнения, что « благополучие » было бы лучшим названием для такой цели и которое он видел в терминах « процветания » или «максимизации жизни» во всех ее аспектах. [133] Требуется «баланс элементов», при котором те виды деятельности, которые мы ценим для благополучия, такие как работа, отдых, любовь, одиночество, здоровье, достижения и т. д., должны рассматриваться «в различных комбинациях», чтобы создать «рамку» или «план жизни» для себя. [134] назвала Этот образ мышления Элизабет Андерсон в своей статье о Джоне Дьюи «теорией объективного списка» в отличие от таких теорий, как теория Бентама, основанная на удовольствии, или теория Дьюи, основанная на «информированном желании». [135] Дьюи отверг идею конечной цели, утверждая вместо этого, что «ценность средств и целей определяются взаимно». [136] По словам Циммермана, он бросил вызов традиционным метафизическим идеям, применив более «прагматичный» подход, заявив, что только посредством «спокойного, осознанного размышления» о том, как люди «взаимодействуют с окружающей средой» и справляются с вытекающими из этого последствиями, можно установить ценность. [137]
Этика добродетели и подходящего отношения теория
Мейсон в своей статье о плюрализме ценностей представляет этику добродетели как третий способ мышления о предмете ценностей и описывает ее как основанную на том, каким человек должен «быть», а не на том, что человек должен «делать». [138] Франкена аналогичным образом представила «этику добродетели » в качестве третьего подхода (вслед за деонтологией и консеквенциализмом ), предполагая, что существует два типа вещей, которые мы можем ценить: либо вещи вокруг нас, такие как знания, либо физические объекты; или то, что внутри нас, например, наш характер , отношение и эмоции . [139] Среди последних были добродетели, которые он определил как склонность действовать определенным образом. [140] Что касается добродетелей, мы можем либо ценить их сами по себе, либо спросить, говорят ли они нам что-то о природе самой ценности. Херстхаус и Петтигрю рассматривают первый из этих вариантов в своей статье об этике добродетели , задавая такие вопросы, как «сколько существует добродетелей» и «как они связаны друг с другом». [141] С.Б.Миллер, с другой стороны, в своей статье о моральных качествах указывает на недавнюю работу, которая предполагает, что категории, используемые для структурирования добродетелей, такие же, как те, которые можно использовать для структурирования ценностей. Шесть «основных добродетелей», перечисленных Петерсоном и Селигманом, оказались полезными, например, при структурировании ценностей в их « Ценностях в действии » или VAI. [142]
Одно из сходств между теорией добродетели и теорией подходящего отношения заключается в том, что они обе подходят к вопросу ценности через акцент на действующем лице. [143] Это теории, ориентированные на агента, а не на действие, но в то время как добродетели определяются исключительно как склонность к действию, теория подходящего отношения также охватывает действие в своей области рассмотрения. Родерик Чизхолм в своей книге « Брентано и внутренняя ценность» [1986] предположил, что ценность заключается, например, не только в добродетели , но и в «людях, действующих добродетельно», или не только в удовольствии , но и в «людях, испытывающих удовольствие». [144] Однако так же, как предполагается необходимое взаимодействие между агентом и окружающей средой, так и в других обстоятельствах существует необходимое взаимодействие между агентом и объектом. Джейкобсон в своей статье « Теория подходящего отношения» предполагает, что существует взаимность между «фактами о человеческой природе» и «фактами об объекте». [145] и что «быть ценным» требует либо того, чтобы «чувства человека были адекватны объекту», либо чтобы «объект был «подходящим» в отношении некоторого конкретного отношения. [145] Понятие соответствия, или того, что может сочетаться друг с другом, распространяется на отношения между различными ценностями и, в частности, на возможные конфликты между ними; приводятся примеры между юмором и хорошим вкусом или между тем, что считается смешным, и тем, что считается честным или справедливым. Оба Мейсон [146] и Циммерман [147] обсуждать проблему конфликтующих ценностей , как это делала Филиппа Фут , которая в области этики добродетели предположила, что ответ на возможный конфликт заключается в приведении добродетелей или ценностей в связь друг с другом, говоря, что «даже такие понятия, как любовь и справедливость может стать опасно искаженной», если не учитывать другие фундаментальные ценности. [148]
Ссылки [ править ]
Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( январь 2021 г. ) |
- ^ Мейсон Э. Плюрализм ценностей , 2006 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2018); ср . Франкена, указ. цит . 13, стр. 7 и далее.
- ^ Циммерман М.Дж. Внутренняя и внешняя ценность , 2002 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2018)
- ^ Бывший британец. св Аксиология
- ^ Там же ; ср. Шредер, указ. цит . 5.
- ^ Шредер М. Теория ценностей , 2008 г. (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2018 г.)
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Там же ; ср. Кант.I Основные начала метафизики нравственности , 1785, с.12
- ^ Циммерман М.Дж. Природа внутренней ценности (Роуман и Литтлфилд, Ланхэм, 2001), стр.189
- ^ Брентано Ф. Происхождение наших знаний о добре и зле , 1889 (Рутледж и Киган Пол, Лондон, 1969)
- ^ Мур GE Principia Ethica (Издательство Кембриджского университета, 1903), стр. 122 и пасс.
- ^ Росс В.Д. Право и добро (Oxford University Press, 1930)
- ^ Франкена В.К. Этика , 1963 (Прентис-Холл, Иглвуд Клиффс, 1973), стр. 87-88; ср. Циммерман Указ.цит.2
- ^ Там же ; ср. О'Хир А. Философия: хорошее, истинное и красивое (Издательство Кембриджского университета, 2010), ср . Перри, указ. цит. 49, стр. 93–97, 693.
- ^ Франкен Op.cit.13 , стр.88
- ^ Франкена, Op.cit.13 , стр.92; ср. Платон Республика (редактор Феррари Г., тр. Гриффит Т., издательство Кембриджского университета, 2000), стр. 88-92; см. Платон Филеб 51.
- ^ Эстетика Бердсли MC от классической Греции до наших дней , 1966 (University of Alabama Press, 1975), стр. 101-102 и пасс.
- ^ Шелли Дж. Концепция эстетики , 2009 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2017)
- ^ Дики Г. Искусство и эстетика: интуитивный анализ (Cornell University Press, 1975)
- ^ Циммерман, Op.cit.2 ; ср. Мура, указ. цит . 11, стр. 122.
- ^ Хартманн Н. Этика : Часть II, Сфера этических ценностей или аксиология морали , 1926 (Джордж Аллен и Анвин, Лондон, 1951) Главы 11 и 12; ср. Ницше Ф. Рождение трагедии, стр. 263,290.
- ^ Кант I. Критика суждения (тр. Мередит Дж. К. Кларендон Пресс, Оксфорд, 1952)
- ^ Шопенгауэр А. Мир как воля и представление (tr. Payne E. Dover Publications, Нью-Йорк, 1966), стр. 271-272
- ^ Сартвелл К. Бьюти , 2012 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2017)
- ^ Шелли, указ. цит. .18; ср. Дикки Указ.цит. 19
- ^ Мур Op.cit.11 стр.18,59,122
- ^ Шелли Op.cit .18
- ^ Франкен, указ. цит. .13
- ^ Циммерман , Op.cit.9 , стр.114; ср. Платон Указ. цит . 16, стр. 37,51
- ^ Циммерман, Op.cit.2 ; ср. Аристотель Никомахова этика (тр. Томсон Дж., Пингвин, Хармондсворт, 2004)
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Франкен , соч . 13, стр. 86; ср. Аристотель Метафизика 982b-983a
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Мур , указ.цит. 11
- ^ Дьюи Дж. Теория оценки , 1923, в Международной энциклопедии объединенных наук, том II (University of Chicago Press, 1939), стр. 43; ср. Андерсон, указ. цит. .140
- ^ Там же . стр.15-18, 50
- ^ Там же . стр.47
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр.88
- ^ Принц Дж. Культура и когнитивная наука , 2011 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2016)
- ^ Хартманн, указ. цит . 17, раздел 6.
- ^ Prinz Op.cit .39
- ^ Там же ; ср . Раскин Дж. Семь ламп архитектуры (Джордж Аллен, Лондон, 1880), стр. 177ff.
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Дьюи, Op.cit.35 , стр.58-64.
- ^ Джейкобсон Д. Подходящие теории ценности , 2011 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2011)
- ^ Там же .
- ^ Кокс Д., Ла Кейз М. и Левин М. Целостность , 2001 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2017)
- ^ Аристотель, указ. цит. .30, 1098b.
- ^ Кокс, Ла Caze & Levine Op.cit .47
- ^ Франкен, соч. 13, стр. 56-59; ср. Мур, Op.cit . 11, стр. 131–132.
- ^ Чисхолм Р. Брентано и внутренняя ценность (Издательство Кембриджского университета, 1986)
- ^ Хартманн, указ. цит. .17; ср. Платон Op.cit.16 591b; см. Платон Менон, 90 и далее.
- ^ Перри Р.Б. Общая теория стоимости (издательство Гарвардского университета; 1926), стр.693-694.
- ^ Спрангер Э. Типы мужчин , 1914 (тр. Пигорс П., Макс Нимейер Верлаг, Галле, 1928)
- ^ Миллер CB Эмпирические подходы к моральному характеру , 2016 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2016); ср . Петерсон К. и Селигман М. Сильные стороны и достоинства характера (Oxford University Press, Нью-Йорк, 2004 г.)
- ^ Олпорт Г., Вернон П.Е. и Линдзи Дж.Э. Исследование ценностей (Houghton Mifflin, Бостон, 1960)
- ^ Миллер Op.cit .55
- ^ Петерсон и Селигман, Op.cit 55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Циммерман Указ.цит. 2; Якобсон, цит . 45
- ^ Тейлор А.М. (урожденная Кушан) Исследование фактов и ценностей , 1983 (Ondwell Publications, Виктория, Австралия, 2014), стр. 9, 14-16
- ^ Джейкобсон Op.cit .45
- ^ Хьюм Д. Трактат о человеческой природе (изд. Селби-Бигге, Лос-Анджелес, Clarendon Press, Оксфорд, 1988)
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр.88
- ^ Хартманн , цит . 21.
- ^ Платон Op.cit .16
- ^ Франкен, Op.cit.13 , стр.62,81.
- ^ Хьюм Op.cit.63 , стр.545
- ^ Аристотель Op.cit .30, 1120b
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр. 82,87.
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Хартманн , соч . 21; ср. Шопенгауэр Op.cit .23
- ^ Кант I «Метафизика морали» , 1797 (тр. Грегор М., Cambridge University Press, 1996)
- ^ Платон Op.cit .16
- ^ Кант Op.cit .73
- ^ Гриффин Дж. Благополучие: его значение, измерение и моральное значение (Clarendon Press, Oxford, 1986), стр. 35,57
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр. 42,88.
- ^ Мур, указ. цит. .11, стр. 122-123; ср. Циммерман Указ. цит . 9, стр. 189
- ^ Jacobson Op.cit. .45 «Рассмотрите правдоподобный список внутренних ценностей: удовольствие, красота, дружба, знания…»
- ^ Мур, Op.cit.11 , стр.132.
- ^ Платон Симпозиум 197
- ^ Платон Op.cit .16, 605d
- ^ Платон Тимей 192b; Платон Горгий 481
- ^ Хьюм Op.cit. 63, стр.112
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герт Б. и Герт Дж. Определение морали , 2002 г. (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2016 г.)
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Кант Op.cit .73, 6.450, 6.469
- ^ Там же . 6.449
- ^ Там же.6.473
- ^ Перри Op.cit.53 , стр.13-14
- ^ Хартманн , цит . 21.
- ^ Гилби Т. Святой Фома Аквинский: Богословские тексты (Oxford University Press), стр. 181ff.
- ^ Герт и Герт Op.cit .85
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франкен Указ.цит.13 стр.88
- ^ Бердслей, Op.cit.17 , стр.459; ср. Каррит Э.Ф. Теория красоты (Methuen & Co, Лондон, 1914), стр.122
- ^ Хартманн, указ. цит. .21, раздел 3.
- ^ Циммерман, Op.cit.2 ; ср. Кант И. Основные начала метафизики нравственности , 1785, с.12.
- ^ Аристотель Де Анима 408b; По мнению Брентано, схожие чувства формируют наши установки, которые он соответственно назвал либо про-отношениями, либо анти-отношениями, см. Chisholm Op.cit. 51, стр.22
- ^ Гриффин, указ. цит. .76; стр.26-27
- ^ Джейкобсон Op.cit .45
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр.88
- ^ Хартманн, указ. цит. 21, раздел 7.
- ^ Стокер М. Множественное число и конфликтующие ценности (Clarendon Press, Оксфорд, 1990)
- ^ Платона Симпозиум 210
- ^ Псалмы 121.1
- ^ Гриффин Op.cit.76 , стр.27
- ^ Франкен Op.cit.13 , стр.92
- ^ Эмерсона Р.В. Опыт в природе и избранные эссе (Penguin, Harmondsworth, 1982)
- ^ Hartmann Op.cit.21 , стр.57
- ^ Ницше Ф. Сумерки идолов (тр. Холлингдейл Р., Пингвин, Хармондсворт, 1968), стр.81-82
- ^ Джейкобсон Op.cit. 45
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Мейсон , цит . 1; ср. Франкен, соч. 13, стр. 14,62; ср. Шредер Указ.цит.5
- ^ Франкен , соч . 13, стр. 6; ср. Герт и Герт , указ. цит. .85
- ^ Лидделл и Скотт Греко-английский лексикон , 1940, пр.п. Эннаи » «быть
- ^ Циммерман, Op.cit.9 , стр.52; ср. Мур, указ. цит. 11, стр. 77 и далее.
- ^ Мур, указ. цит. .11, стр. 13,74; ср . Перри, указ. цит. 53, стр. 115–116.
- ^ Циммерман, Op.cit.2 ; ср . Циммерман Указ . 9, стр. 115
- ^ Там же; ср. Корсгаард К. Два различия в добре (в Philosophical Review , 92, 169–95, 1983)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Циммерман, указ. цит . 2; см. Мура, указ. цит . 11, стр. 6 и далее.
- ^ Там же ; ср. Кант И. Критика чистого разума (тр. Смит Н.К. Макмиллан, Лондон, 1968), стр. 107,113
- ^ Лидделл и Скотт, Op.cit. .118.
- ^ Кэмпбелл Р. Моральная эпистемология , 2003 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2015)
- ^ Франкен , цит . 13, стр. 12 и далее.
- ^ Там же , стр.30-33.
- ^ Шредер Op.cit.5
- ^ Лидделл и Скотт, Op.cit. .118.
- ^ Шредер Op.cit.5
- ^ Франкен , соч . 13, стр. 86; ср. Аристотель, соч . .30
- ^ Шредер Op.cit.5
- ^ Циммерман Op.cit.2
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Там же ; ср. Платон Указ. цит . 16, стр. 505b
- ^ Гриффин Op.cit.76 , стр.34,57
- ^ Там же , стр.58; ср. Dewey Op.cit. .35, стр. 47 о «структуре»
- ^ Моральная философия Андерсона Э. Дьюи , 2005 г. (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2014 г.)
- ^ Dewey Op.cit.35 , стр.24,40 и далее.
- ^ Циммерман, Op.cit.2 ; ср. Дьюи, указ. цит. 35, стр. 30.
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Франкен, указ. цит. .13, стр.62
- ^ Там же , стр.64,68.
- ^ Херстхаус Р. и Петтигроув Г. Этика добродетели , 2003 (под ред. Zalta EN Стэнфордской энциклопедии философии , 2016)
- ^ Миллер Op.cit .55
- ^ Мейсон , цит . 1; ср. Франкен Указ.соч.13 , стр.64
- ^ Чисхолм, Op.cit.51 , стр.17
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Якобсон, указ. цит. .45
- ^ Мейсон, указ. цит . .1
- ^ Циммерман Op.cit. 2
- ^ Фут П. Добродетели и пороки и другие очерки моральной философии , 1978 (Clarendon press, Oxford, 2002), loc.125,225