Ролевая этика
Ролевая этика — этическая теория, основанная на семейных ролях. [1] Мораль вытекает из отношений человека со своим сообществом. [2] Этика конфуцианства является примером ролевой этики. [1] в частности, « Три фундаментальные связи и пять постоянных добродетелей» ( китайский : 三綱五常 ; пиньинь : Sāngang Wǔcháng ; Jyutping : Saam1 Gong1 Ng5 Soeng4 ; Pe̍h-ōe-jī : Sam-kòng Ngó͘-siông ).
Конфуцианство
[ редактировать ]
Конфуцианская ролевая этика сосредоточена вокруг сыновней почтительности или сяо , уважения к членам семьи. [3] Эта концепция развита в конфуцианском тексте «Классика сыновней почтительности» : «Служа своим родителям, сыновний сын почитает их в повседневной жизни; он делает их счастливыми, одновременно питая их; он заботливо заботится о них в болезни; он проявляет великую скорбь. над их смертью; и он торжественно приносит им жертву». [4] Сыновний долг требует желания быть сыновним, а не просто акта сыновней почтительности. [2] В конфуцианских обществах сыновняя почтительность определяет «моральную ценность» человека в обществе и выступает формой социального капитала . [4]
По словам Роджера Т. Эймса и Генри Роузмонта, «конфуцианская нормативность определяется выполнением семейных ролей с максимальным эффектом». В конфуцианской ролевой этике мораль основана на выполнении человеком роли, например, роли родителя или ребенка. Эти роли устанавливаются как отношения и не являются индивидуалистическими. Конфуцианские роли нерациональны и берут начало в синь , или человеческих эмоциях. [2]
Концепция ли , или ритуальной приличия, имеет решающее значение для конфуцианских ролей. Приличие укрепляет семейные отношения и объединяет сообщество. Исполнение ли выражает моральные обязательства человека как человеческого существа. [2]
В Японии современные учёные-конфуцианцы, такие как Уно Тецуто и Ичимура Санджиро, пытались смешать конфуцианскую ролевую этику с такими концепциями, как демократия и права человека . [5]
Стоицизм
[ редактировать ]Эпиктет разработал и ввёл в стоицизм ролевую этику — подход к этике, основанный на серьёзном восприятии различных ролей, которые мы все играем в жизни. Роли:
- общая роль человека в обществе (человеческом космополисе ) в целом;
- роли, которые мы выбираем для себя, будучи отцом или другом;
- роли, которые нам отводят обстоятельства, будучи сыном или дочерью.
Ролевая этика Эпиктета была развитием аналогичной концепции, разработанной Панэтием , философом средней Стои . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роджер Т. Эймс (30 апреля 2011 г.). Конфуцианская ролевая этика: словарь . Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-3576-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Крис Фрейзер; Дэн Робинс; Тимоти О'Лири (1 мая 2011 г.). Этика в раннем Китае: Антология . Издательство Гонконгского университета. стр. 17–35. ISBN 978-988-8028-93-1 .
- ^ Вонсук Чанг; Лия Калмансон (8 ноября 2010 г.). Конфуцианство в контексте: классическая философия и современные проблемы, Восточная Азия и за ее пределами . СУНИ Пресс. п. 68. ИСБН 978-1-4384-3191-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарлотта Икелс, изд. (2004). Сыновняя почтительность: практика и дискурс в современной Восточной Азии . Издательство Стэнфордского университета. стр. 3–5. ISBN 978-0-8047-4791-2 . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ Оливер Лиман (2001). Энциклопедия азиатской философии Тейлор и Фрэнсис. п. 191. ИСБН 978-0-415-17281-3 .
- ^ Пильуччи, Массимо (2020). Стоическое руководство к счастливой жизни .