Методы этики
Автор | Генри Сиджвик |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Этика |
Дата публикации | 1874 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
«Методы этики» — книга по этике, впервые опубликованная в 1874 году английским философом Генри Сиджвиком . [1] Стэнфордская энциклопедия философии указывает, что «Методы этики » «во многих отношениях стали кульминацией классической утилитарной традиции». Известный моральный и политический философ Джон Роулз , написавший в переиздании 7-го издания Forward to the Hackett: [2] « Методы этики » — это самая ясная и доступная формулировка… «классической утилитарной доктрины » ». Современный философ-утилитарист Питер Сингер сказал, что « Методы » «просто лучшая книга по этике, когда-либо написанная». [3]
Основная цель книги – дать систематическое изложение принципов здравой морали . Три основных метода принятия этических решений, обычно используемых в обычной морали, — это интуиционизм (следование общим принципам), эгоизм (содействие собственному благополучию) и утилитаризм (содействие благополучию каждого). По мнению Сиджвика, интуиционизм и утилитаризм находятся в гармонии друг с другом, но эгоизм не может быть примирен с утилитаризмом, что приводит к «дуализму практического разума».
Здравый смысл и три этических метода
[ редактировать ]Как и Аристотель , Сиджвик считал, что систематическое размышление над этикой должно начинаться с того, как обычные люди думают о моральном поведении – с того, что он называет «моралью здравого смысла». Его главная цель в « Методах» — предложить систематическое и точное «исследование, одновременно объяснительное и критическое, различных методов получения обоснованных убеждений относительно того, что следует делать, которые обнаруживаются — явные или неявные — в моральном сознании». человечества в целом» ( «Методы» , стр. vii). Его внимание сосредоточено прежде всего на подробном изложении здравой морали; он не пытается защитить какую-либо конкретную теорию этики, включая утилитаризм, который он явно поддерживает в других работах и о котором положительно говорит во многих отрывках из « Методов» . Однако цель Сиджвика — не просто разоблачение; он также хочет прояснить, систематизировать и улучшить обычную мораль, отмечая моменты, где она расплывчата, неразвита или негармонична, а затем предлагая способы решения этих проблем. [4]
Сиджвик определяет методы этики как рациональные процедуры «для определения правильного поведения в каждом конкретном случае». [5] Он утверждает, что существует три общих метода принятия ценностных решений, которые обычно используются в обычной морали: интуиционизм, эгоизм и утилитаризм . Интуиционизм – это точка зрения, согласно которой мы можем сразу увидеть, что некоторые действия правильны или неправильны, и можем уловить самоочевидные и безоговорочно обязательные моральные правила. Эгоизм, или «Эгоистический гедонизм», утверждает, что каждый человек должен стремиться к своему величайшему счастью. Утилитаризм, или «универсалистский гедонизм», — это точка зрения, согласно которой каждый человек в целом должен способствовать наибольшему количеству счастья. [4] [5]
Гармония и конфликт между методами
[ редактировать ]Большая часть 500-страничной книги Сиджвика посвящена тщательному и систематическому изучению этих трех методов. В процессе он выявляет многочисленные проблемы с каждым методом и часто предлагает разъяснения и уточнения, чтобы представить их в наилучшем свете. Он надеется, что эти три метода (должным образом разъясненные и систематизированные) будут взаимно последовательными, так что практический разум будет последовательным и будет говорить с нами одним ясным, единым голосом. Эта надежда, утверждает он, может быть удовлетворена лишь частично. [6]
Он утверждает, что два метода — интуиционизм и утилитаризм — могут быть полностью гармонизированы. Интуиционизм утверждает, что мы обладаем интуитивным, то есть невыводным, знанием моральных принципов, которые самоочевидны для знающего. [4] Критерии этого типа знаний включают в себя то, что они выражены в ясных терминах, что различные принципы взаимно согласуются друг с другом и что по ним существует консенсус экспертов. По мнению Сиджвика, моральные принципы здравого смысла не выдерживают этого теста, но есть некоторые более абстрактные принципы, которые его выдерживают, например, что «то, что правильно для меня, должно быть правильно для всех людей в совершенно одинаковых обстоятельствах» или что «человек должен быть одинаково касается всех временных частей жизни». [5] [4] Эти абстрактные принципы, утверждает Сиджвик, оказываются полностью совместимыми с утилитаризмом и фактически необходимы для обеспечения рациональной основы утилитарной теории. Более того, утверждает Сиджвик, интуиционизм в его наиболее оправданной форме насыщен скрытыми утилитарными предпосылками. Таким образом, вопреки мнению большинства специалистов по этике, между интуиционизмом и утилитаризмом не существует фундаментального противоречия. [7]
Проблема заключается в том, чтобы сопоставить утилитаризм с эгоизмом. Сиджвик считает, что основные принципы эгоизма («Стремитесь к своему величайшему счастью») и утилитаризма («Содействуйте всеобщему счастью») самоочевидны. Как и многие предыдущие моралисты, он утверждает, что личный интерес и мораль совпадают в подавляющем большинстве случаев. Но можно ли доказать, что они всегда совпадают? Сиджвик утверждает, что это невозможно. Например, бывают случаи, когда общее благо может потребовать принесения в жертву собственных интересов (например, отдать свою жизнь ради спасения однополчанина). Единственный способ, которым долг и личный интерес обязательно пересекаются, — это если Бог существует, и Он посредством соответствующих наказаний и наград гарантирует, что в долгосрочных личных интересах человека всегда делать то, что этично. Но апелляции к религии, утверждает Сиджвик, неуместны в философской этике, которая должна стремиться к «научности» в исключении теологических или сверхнатуралистических предположений. [ нужна ссылка ] Довольно удручающий результат, утверждает Сиджвик, заключается в том, что в нашем моральном сознании существует «фундаментальное противоречие», «дуализм практического разума». [6] Наша этическая интуиция говорит с нами двумя противоречивыми голосами, и не существует очевидного способа разрешить этот разлад.
Влияние
[ редактировать ]Сиджвика «Методы этики» были и остаются важными по многим причинам. Хотя более ранние утилитаристы, такие как Уильям Пейли , Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль , набросали версии утилитарной этики, Сиджвик был первым теоретиком, который подробно развил эту теорию и исследовал, как она соотносится как с другими популярными этическими теориями, так и с общепринятой моралью. Его усилия показать, что утилитаризм по существу совместим с общими моральными ценностями, помогли популяризировать утилитарную этику в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Тщательный, кропотливый и подробный подход Сиджвика к обсуждению моральных проблем оказал важное влияние на Дж. Э. Мура , Бертрана Рассела и других основателей англо-американской аналитической философии. Современные специалисты по этике Дерек Парфит и Питер Сингер признали, что Сиджвик оказал большое влияние на их мышление. Как отметил ученый из Сиджвика Дж. Б. Шнивинд, « Методы » «широко рассматриваются как одна из лучших когда-либо написанных работ по моральной философии. Его описание классического утилитаризма непревзойденно. Его дискуссии об общем статусе морали и конкретных моральных концепциях являются образцами ясности и проницательности. Его идеи об отношениях между эгоизмом и утилитаризмом стимулировали множество ценных исследований. И его способ формулирования моральных проблем, задавая вопросы о взаимосвязи между здравыми убеждениями и лучшими доступными теориями, определил большую часть повестки дня этики двадцатого века». [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Генри Сиджвик, 1838-1900» на веб-сайте «История экономической мысли», получено 5 января 2010 г.
- ^ Сиджвик, Генри (1981), Методы этики (7-е [переиздание Хакетта] изд.), Hackett Publishing Co., ISBN 0-915145-28-6
- ^ Питер Сингер — Интервью на NormativeEthics.com , размещено на archive.org. Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Борхерт, Дональд (2006). «Сиджвик, Генри». Философская энциклопедия Макмиллана, 2-е издание . Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б с Крейг, Эдвард (1996). «Сиджвик, Генри». Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Шульц, Бартон (2020). «Генри Сиджвик» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Хондерих, Тед (2005). «Сиджвик, Генри». Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Шнивинд, Этика Дж. Б. Сиджвика и викторианская моральная теория . Оксфорд: Clarendon Press, 1977, стр. 422.