Этический интуиционизм
Часть серии о |
Этика |
---|
Это подсерия по философии . Чтобы изучить соответствующие темы, посетите навигацию . |
Этический интуиционизм (также называемый моральным интуиционизмом ) — это взгляд или семейство взглядов в моральной эпистемологии (и, по некоторым определениям, в метафизике ). Это фундаментализм, применимый к моральному знанию, тезис о том, что некоторые моральные истины могут быть познаны без умозаключений (т. е. познаны без необходимости выводить их из других истин, в которые человек верит). Такая эпистемологическая точка зрения по определению предполагает существование знания моральных истин; следовательно, этический интуиционизм подразумевает когнитивизм .
Как фундаменталистская эпистемологическая позиция, этический интуиционизм контрастирует с когерентистскими позициями в моральной эпистемологии, например, с теми, которые зависят от рефлективного равновесия . [1]
Несмотря на название «этический интуиционизм», этическим интуиционистам не обязательно (хотя часто и приходится) признавать, что интуиция ценности (или оценочных фактов) формирует основу этического знания; Общая приверженность этических интуиционистов заключается в неинференциальном основании этического знания, независимо от того, состоит ли такое неинференциальное основание в интуициях как таковых. [2]
В философской литературе термин «этический интуиционизм» часто используется со значительными вариациями его смысла. Акцент этой статьи на фундаментализме отражает основные взгляды современных самоидентифицированных этических интуиционистов. [3] [4]
Если дать достаточно широкое определение, этический интуиционизм можно рассматривать как охватывающий когнитивистские формы теории морального чувства . [5] Более того, для этического интуиционизма обычно считается существенным наличие самоочевидного или априорного морального знания; это противоречит рассмотрению теории морального чувства как разновидности интуиционизма. (Дальнейшее обсуждение см. в разделе « Рациональная интуиция и моральное чувство » этой статьи).
История
[ редактировать ]Ранний интуиционизм
[ редактировать ]Хотя этические интуиционисты в широком смысле существовали, по крайней мере, еще во времена Фомы Аквинского , философская школа, которую обычно называют этическим интуиционизмом, развивалась в Великобритании в 17 и 18 веках. [6] Ранние интуиционисты, такие как Джон Бэлги , Ральф Кадворт и Сэмюэл Кларк , были главным образом озабочены защитой морального объективизма от теорий Томаса Гоббса . [7] Позже их взгляды были возрождены и развиты Ричардом Прайсом и противопоставлены теории морального чувства Фрэнсиса Хатчесона . [8] себя иногда считал сентименталистом-интуиционистом. [9] Моральная философия Иммануила Канта будет воспринята в Британии как немецкий аналог Прайса. [10] хотя, по мнению Р. М. Хэра , сомнительно, является ли Кант интуиционистом. [11]
Генри Сиджвик
[ редактировать ]В 19 веке большинство британских философов считали этический интуиционизм философским соперником утилитаризма , пока Генри Сиджвик не показал, что существует несколько логически различных теорий, как нормативных, так и эпистемологических, носящих один и тот же ярлык. [12] Для Сиджвика интуиционизм – это интуитивное, то есть не связанное с выводами, познание моральных принципов, которые самоочевидны для знающего. [13] Критерии этого типа знаний включают в себя то, что они выражены в ясных терминах, что различные принципы взаимно согласуются друг с другом и что по ним существует консенсус экспертов. По мнению Сиджвика, моральные принципы здравого смысла не выдерживают этого теста, но есть некоторые более абстрактные принципы, которые его выдерживают, например, что «то, что правильно для меня, должно быть правильно для всех людей в точно таких же обстоятельствах» или что «человек должен быть одинаково касается всех временных частей жизни». [14] [13] Наиболее общие принципы, полученные таким путем, совместимы с утилитаризмом , поэтому Сиджвик видит гармонию между интуиционизмом и утилитаризмом . [15] Существуют также менее общие интуитивные принципы, такие как обязанность сдерживать свои обещания или быть справедливым, но эти принципы не являются универсальными, и бывают случаи, когда различные обязанности противоречат друг другу. Сиджвик предлагает разрешать такие конфликты утилитарным способом, рассматривая последствия конфликтующих действий. [16] [13] Вдохновленный Сиджвиком, философ 20-го века С.Д. Броуд придумал термин « деонтологическая этика » для обозначения нормативных доктрин, связанных с интуиционизмом, оставив фразу «этический интуиционизм» свободной для обозначения эпистемологических доктрин. [17]
Интуиционизм в аналитической философии
[ редактировать ]Этический интуиционизм был популярен в начале двадцатого века, особенно среди британских философов-аналитиков. Х. А. Причард защищал эту точку зрения в своей работе « Опирается ли моральная философия на ошибке? » (1912), в которой он утверждал, что моральная философия опирается главным образом на желание предоставить аргументы, исходящие из ненормативных предпосылок для принципов обязательства, которые мы дофилософски принимаем, например, принцип, согласно которому следует сдерживать свои обещания или не следует воровать. [18] Это ошибка, утверждал Причард, как потому, что невозможно вывести какое-либо утверждение о том, что следует делать, из утверждений, не касающихся обязательств (даже утверждений о том, что хорошо ), так и потому, что в этом нет необходимости, поскольку принципы здравого смысла моральных обязательств самоочевидны.
Причард находился под влиянием Дж. Э. Мура , чьи «Принципы этики» (1903) утверждали, что добро — это неопределимое, неестественное свойство, о котором мы интуитивно осознаём. Мур ввел термин « натуралистическая ошибка » для обозначения (предполагаемой) ошибки, связанной с путаницей добра с каким-то природным свойством, и применил аргумент открытого вопроса, чтобы показать, почему это была ошибка. В отличие от Причарда, Мур считал, что принципы обязательства можно вывести из положений о том, что хорошо.
На интуиционизм У. Д. Росса оказали влияние как Причард, так и Мур. Он считает, что мы можем узнать моральные истины посредством интуиции, например, что лгать неправильно или что знание по своей сути полезно. [19] Интуиции подразумевают прямое постижение, не опосредованное умозаключениями или дедукциями: они самоочевидны и поэтому не нуждаются в каких-либо дополнительных доказательствах. [20] Эта способность не является врожденной, ее необходимо развивать по мере достижения умственной зрелости. [21] Но в полностью развитой форме мы можем знать моральные истины так же хорошо, как мы можем знать математические истины, такие как аксиомы геометрии или арифметики. [22] [14] Это самоочевидное знание ограничивается общими принципами: таким образом мы можем узнать обязанности prima facie , например, что, вообще говоря, следует сдерживать свои обещания и воздерживаться от причинения вреда другим. [20] долг человека Но интуиция не способна выявить абсолютный в конкретной ситуации: что следует делать, учитывая все обстоятельства. [23] Все, что мы можем сделать, — это проконсультироваться с восприятием, чтобы определить, какая обязанность prima facie имеет наибольший нормативный вес в данном конкретном случае, хотя обычно это не составляет собственно знания из-за сложности, возникающей в большинстве конкретных случаев. [19]
К середине века этический интуиционизм резко потерял популярность, отчасти из-за влияния логического позитивизма , отчасти из-за растущей популярности натурализма в философии, а отчасти из-за философских возражений, основанных на феномене широко распространенных моральных разногласий. . К. Л. Стивенсона окажется Эмотивизм особенно привлекательным для мурианских интуиционистов, стремящихся избежать этического натурализма . [24] В конце 20-го века у интуиционизма было мало сторонников; По словам Бернарда Уильямса : «Эта модель интуиции в этике была разрушена рядом критиков, и ее руины, оставшиеся над землей, недостаточно впечатляющи, чтобы можно было бы рассказать о том, что с ней произошло». [25]
Современные разработки
[ редактировать ]Некоторые недавние работы предполагают, что эта точка зрения, возможно, вызывает возрождение интереса в академической философии. Роберт Ауди — один из главных современных сторонников этического интуиционизма. Его книга 2005 года «Добро в праве» претендует на обновление и усиление российского интуиционизма и развитие эпистемологии этики. Книга Майкла Хьюмера «Этический интуиционизм» (2005). [26] также обеспечивает недавнюю защиту этой точки зрения. Более того, авторы, пишущие о нормативной этике, часто принимают методологический интуиционизм , поскольку они представляют якобы очевидные или интуитивные примеры или мысленные эксперименты в поддержку своих теорий.
Проблемы определений
[ редактировать ]Поскольку только Сиджвик стало ясно, что существует несколько отдельных тезисов, разделяющих ярлык «этический интуиционизм», этот термин приобрел множество различных значений. Это может вызвать путаницу; например, Дж. Э. Мура » «Principia Ethica часто считают классическим локусом защиты этического интуиционизма, однако Мур явно отказывается от этого ярлыка из-за большого количества различий между его собственными взглядами и взглядами традиционных интуиционистов. [27]
Несущественные коннотации
[ редактировать ]Традиционно интуиционизм часто понимался как имеющий несколько других обязательств:
- Моральный реализм — точка зрения, согласно которой существуют объективные факты морали (как придерживается Марк Платтс).
- Этический нон-натурализм — точка зрения, согласно которой эти оценочные факты не могут быть сведены к естественным фактам.
- Классический фундаментализм , то есть точка зрения, согласно которой интуитивные моральные убеждения являются: непогрешимыми (неопровержимыми), несомненными (непреодолимо убедительными), неисправимыми, достоверными или понятными без размышления.
- Мнение о том, что моральные свойства «просты» (согласно Дж. Э. Муру).
- Мнение о том, что моральные истины познаются только интуицией.
Однако ни одна из этих позиций не является существенной для этой точки зрения; большинство этических интуиционистов (таких как Дж. Э. Мур и У. Д. Росс ) просто также придерживались этих взглядов. [28] [29]
Более того, часто понимают, что интуиционисты по существу убеждены в существовании особой психологической способности , которая надежно порождает истинные моральные интуиции. [30] [31] Однако немногие интуиционисты прямо требовали существования такой способности, а некоторые, такие как Ричард Прайс , явно отрицали бы ее существование. [32]
Плюрализм
[ редактировать ]Во-вторых, иногда термин «этический интуиционизм» ассоциируется с плюралистической, деонтологической позицией в нормативной этике , позицией, которую защищает большинство этических интуиционистов, за Генри Сиджвика и Дж. Э. Мура исключением .
«Интуитивизм»
[ редактировать ]Роберт Ауди отмечает, что в прикладной этике философы часто апеллируют к интуиции для обоснования своих утверждений, хотя они и не называют себя интуиционистами. [33] Таким образом, Audi использует ярлык «интуитивисты» для обозначения людей-интуитивистов, не называя себя таковыми.
При таком широком понимании интуиционизма существует лишь несколько причин, по которым человек, занимающийся моральной философией, может не считаться интуиционистом. Во-первых, они могли бы вообще воздерживаться от использования интуиции в моральной философии (скажем, пытаясь вывести все моральные утверждения из утверждений о том, чего желают определенные индивидуумы). Во-вторых, они могут отрицать фундаментализм в пользу (скажем) когерентизма . В-третьих, они могут быть некогнитивистами, считая, что моральные «убеждения» вообще не являются убеждениями.
Рациональная интуиция против морального чувства
[ редактировать ]Некоторые используют термин «этический интуиционизм» в моральной философии для обозначения общего положения, согласно которому у нас есть некое невыводимое моральное знание. [34] [35] — то есть базовые моральные знания, которые не выводятся из каких-либо предположений и не основаны на них. Однако важно различать эмпиристские и рационалистические модели этого вопроса. Некоторые поэтому оставляют термин «этический интуиционизм» для рационалистической модели и термин «теория морального чувства» для эмпирической модели. [36] Однако терминология в конечном счете не важна, если помнить о существенных различиях между этими двумя взглядами.
Вообще говоря, рационалистический этический интуиционизм моделирует приобретение такого невыводного морального знания на основе априорного , неэмпирического знания, такого как знание математических истин; тогда как теория морального чувства моделирует приобретение такого невыводного морального знания на основе эмпирического знания, такого как знание цветов объектов (см. Теорию морального чувства ).
Рациональная интуиция
[ редактировать ]Рационалистическая версия этического интуиционизма моделирует этические интуиции на основе априорных , не основанных на опыте интуиций истин, таких как основные истины математики. [37] Возьмем, к примеру, убеждение, что два минус один равно одному. Эту часть знания часто считают невыводной, поскольку она не основана и не обоснована каким-либо другим утверждением или утверждением. Скорее, тот, кто понимает соответствующие концепции, включенные в предложение о том, что два минус один равно одному, обладает тем, что можно было бы назвать «интуицией» истинности этого предложения. Человек интуитивно понимает истинность предложения, а не делает вывод о нем. Точно так же этический интуиционист утверждает, что основные моральные истины — будь то принципы (например, не убивать людей ) или суждения (например, убивать людей неправильно ) — известны без умозаключений, и, в частности, они познаются через рациональная интуиция.
Некоторые рационалисты-этические интуиционисты характеризуют моральные «интуиции» как разновидность убеждений. [38] которые самоочевидны в том смысле, что они оправданы просто в силу понимания суждения, в которое верят. Другие характеризуют «интуиции» как особый вид психического состояния, при котором что-то кажется происходящим (верите ли вы в это или нет) в результате интеллектуального размышления. Майкл Хьюмер , например, определяет «интуицию» как своего рода видимость: [39]
Рассуждение иногда меняет то, как нам кажется. Но есть также то, как вещи кажутся нам до рассуждения; в противном случае рассуждения не могли бы начаться. То, как вещи кажутся до рассуждения, мы можем назвать «первоначальным появлением». Первоначальный интеллектуальный облик — это «интуиция». То есть интуиция о том, что p — это состояние, в котором он кажется тому, что p , которое не зависит от вывода из других убеждений и которое является результатом размышления о p , а не восприятия, запоминания или самоанализа. Этическая интуиция — это интуиция, содержанием которой является оценочное суждение. (§5.2)
Независимо от определения рациональной интуиции, все интуиционисты согласны с тем, что рациональная интуиция не оправдывается выводами из отдельного убеждения.
Моральное чувство
[ редактировать ]Другая версия — которую можно было бы назвать эмпирической версией — этического интуиционизма моделирует невыводное этическое знание на основе чувственного восприятия. Эта версия включает в себя то, что часто называют «моральным чувством». По мнению теоретиков морального чувства, определенные моральные истины познаются через это моральное чувство просто на основе опыта, а не умозаключений.
Один из способов понять моральное чувство — провести аналогию между ним и другими видами чувств. Красота, например, — это то, что мы видим в некоторых лицах, произведениях искусства и пейзажах. Мы также можем услышать это в некоторых музыкальных произведениях. Нам явно не нужна независимая способность эстетического чувства, чтобы воспринимать красоту мира. Наших обычных пяти чувств вполне достаточно, чтобы наблюдать это, хотя простое наблюдение чего-то прекрасного не является гарантией того, что мы сможем наблюдать его красоту. Точно так же человек с дальтонизмом не обязательно способен воспринимать зеленый цвет травы, хотя он и способен видеть. Предположим, мы даем название этой способности ценить красоту вещей, которые видим: ее можно было бы назвать эстетическим чувством . Это эстетическое чувство не приходит автоматически ко всем людям с совершенным зрением и слухом, поэтому справедливо назвать его чем-то дополнительным, чем-то, что не сводится полностью к зрению и слуху. Поскольку эстетическое чувство сообщает нам о том, что прекрасно, мы можем аналогичным образом понять моральное чувство как информирование нас о том, что хорошо. Современный пример морального ощущения — это ощущение неправильности, которое человек испытывает, когда видит, как пинают щенков.
См. также
[ редактировать ]Философы, которых обычно называют интуиционистами
[ редактировать ]Книги, в которых обсуждается интуиционизм
[ редактировать ]Связанные философские концепции
[ редактировать ]- Аксиологическая этика - Этическая теория ценностей.
- Этический нон-натурализм - Метаэтический взгляд
- Моральная слепота – временная неспособность видеть этические аспекты решений.
- Теория морального чувства - Теория моральной эпистемологии и метаэтики, касающаяся открытия моральных истин.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шафер-Ландау и Кунео 2012 , стр. 385.
- ^ Коуэн 2015 .
- ^ Шафер-Ландау и Кунео 2012 .
- ^ Страттон-Лейк 2014 .
- ^ Страттон-Лейк 2013 , с. 337.
- ^ Ауди 2004 , с. 5.
- ^ Страттон-Лейк 2013 , с. 339.
- ^ Сиджвик 1931 , стр. 224–226.
- ^ Страттон-Лейк 2013 .
- ^ Сиджвик 1931 , с. 271.
- ^ Заяц 1997 , стр. 147–149.
- ^ Лауден 1996 , стр. 579–582.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Борхерт 2006 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крейг 1996 .
- ^ Хондерих 2005 .
- ^ Крейг 1996b .
- ^ Лауден 1996 , с. 587.
- ^ Причард 1912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скелтон 2012 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симпсон .
- ^ Росс 1930 , с. 29.
- ^ Росс 1930 , с. 30.
- ^ Росс 1930 , стр. 19–20, 30.
- ^ Лед 2013 , с. 601.
- ^ Уильямс 2011 , с. 104.
- ^ Хьюмер 2005 .
- ^ Ауди 2004 , с. 15.
- ^ Ауди 2004 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Осетр 2002 .
- ^ Уильямс 2011 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Маки 1977 , с. 38.
- ^ Бринк 1989 , с. 109.
- ^ Ауди 2004 , Гл.1.
- ^ Синнотт-Армстронг 2006a .
- ^ Синнотт-Армстронг 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Синнотт-Армстронг 2006 , стр. 184–186, особенно сн. 4.
- ^ Франклин 2021 .
- ^ Например, Audi 2004 , стр. 33–36.
- ^ Хьюмер 2005 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Росс 1930 .
Библиография
[ редактировать ]- Ауди, Роберт (2004). Добро в праве: теория интуиции и внутренней ценности . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691114347 .
- Борхерт, Дональд (2006). «Сиджвик, Генри». Философская энциклопедия Макмиллана, 2-е издание . Макмиллан.
- Бринк, Дэвид О. (1989). Моральный реализм и основы этики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511624612 .
- Коуэн, Роберт (декабрь 2015 г.). «Разъяснение этического интуиционизма» (PDF) . Европейский философский журнал . 23 (4): 1097–1116. дои : 10.1111/ejop.12031 .
- Крейг, Эдвард (1996b). «Сиджвик, Генри». Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
- Крейг, Эдвард (1996). «Росс, Уильям Дэвид». Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
- Дей, Джон (2013). «Этика в аналитической традиции». В Роджере Криспе (ред.). Оксфордский справочник по истории этики . Издательство Оксфордского университета.
- Франклин, Джеймс (27 апреля 2021 г.). « Пусть никто не знает геометрии…»: Математические параллели для понимания объективности этики» . Журнал исследования стоимости . 57 (2) (опубликовано в 2023 г.): 365–384. дои : 10.1007/s10790-021-09831-z . Проверено 30 июня 2021 г.
- Заяц, РМ (1997). Разбираемся в этике . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198250326 .
- Хондерих, Тед (2005). «Сиджвик, Генри». Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета.
- Хьюмер, Майкл (2005). Этический интуиционизм . Пэлгрейв Макмиллан.
- Льюис, CS (1943). Уничтожение человека . Издательская компания Макмиллан.
- Лауден, Роберт Б. (1996). «К генеалогии деонтологии» . Журнал истории философии . 34 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 571–592. дои : 10.1353/hph.1996.0070 .
- Маки, Дж. Л. (1977). Этика: выявление правильного и неправильного . Пингвин.
- Мур, GE (1993). Principia Ethica (переработанная редакция). Издательство Кембриджского университета.
- Причард, HA (1912). «Опирается ли моральная философия на ошибку?» . Разум . 21 .
- Росс, WD (2002) [1930]. Право и Добро . Кларендон Пресс. , sa Право и добро на WP
- Шафер-Ландау, Русь; Кунео, Теренс, ред. (2012). Основы этики: Антология . Издательство Блэквелл.
- Сиджвик, Генри (1907). Методы этики . Макмиллан.
- Сиджвик, Генри (1931). Очерки истории этики (6-е (расширенное) изд.). Макмиллан.
- Симпсон, Дэвид Л. «Уильям Дэвид Росс» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 12 января 2021 г.
- Синнотт-Армстронг, Уолтер (17 августа 2006 г.). «Моральный скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Синнотт-Армстронг, Уолтер (2006). Моральный скептицизм . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199786121 .
- Скелтон, Энтони (2012). «Уильям Дэвид Росс» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 12 января 2021 г.
- Страттон-Лейк, Филип (2013). «Рациональный интуиционизм». В Роджере Криспе (ред.). Оксфордский справочник по истории этики . Издательство Оксфордского университета.
- Страттон-Лейк, Филип (2014). Э. Залта (ред.). «Интуитивизм в этике» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Стерджен, Николас (2002). «Этический интуиционизм и этический натурализм». Этический интуиционизм: переоценка . Издательство Оксфордского университета.
- Уильямс, Бернард (2011). Этика и пределы философии . Рутледж Классика. ISBN 978-0415610148 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этический интуиционизм в PhilPapers
- Интуиционизм в этике в Стэнфордской энциклопедии философии
- Приоризм в моральной эпистемологии в Стэнфордской энциклопедии философии
- Этический интуиционизм , современная защита теории Майкла Хьюмера.
- Статьи в защиту интуиционизма – Майкл Хьюмер.