Утилитаризм (книга)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Автор | Джон Стюарт Милл |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Этика |
Дата публикации | 1863 |
Текст | Утилитаризм в Wikisource |
«Утилитаризм» — эссе 1861 года, написанное английским философом и экономистом Джоном Стюартом Миллем , которое считается классическим изложением и защитой утилитаризма в этике. Первоначально он был опубликован как серия из трех отдельных статей в журнале Fraser's Magazine в 1861 году, а затем был собран и переиздан как единое произведение в 1863 году. [1] Эссе объясняет читателям утилитаризм и обращается к многочисленной критике этой теории при жизни Милля. После публикации он подвергся резкой критике; однако с тех пор утилитаризм приобрел значительную популярность [2] и считался «самым влиятельным философским выражением либеральной гуманистической морали, созданным в девятнадцатом веке». [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]Милль позаимствовал многие элементы своей версии утилитаризма у Джереми Бентама , великого реформатора права девятнадцатого века, который наряду с Уильямом Пейли был двумя наиболее влиятельными английскими утилитаристами до Милля. Как и Бентам, Милль считал, что счастье (или удовольствие, которое и Бентам, и Милль приравнивали к счастью) — это единственное, что люди делают и чего должны желать ради самого себя. Поскольку счастье — единственное внутреннее благо и поскольку большее счастье предпочтительнее меньшего, цель этической жизни — максимизировать счастье. Это то, что Бентам и Милль называют «принципом полезности» или «принципом величайшего счастья». Таким образом, и Бентам, и Милль поддерживают «классические» или «гедонистические» формы утилитаризма. [4]
Хотя Милль был согласен с Бентамом во многих основополагающих принципах этики, у него также были некоторые серьезные разногласия. В частности, Милль пытался разработать более утонченную форму утилитаризма, которая бы лучше гармонировала с обычной моралью и подчеркивала важность в этической жизни интеллектуальных удовольствий, саморазвития, высоких идеалов характера и общепринятых моральных правил.
Глава 1
[ редактировать ]В главе 1, озаглавленной «Общие замечания», Милль отмечает, что в области этики достигнут небольшой прогресс. С момента возникновения философии одни и те же вопросы обсуждались снова и снова, и философы продолжают резко расходиться во мнениях по поводу основных отправных точек этики. Милль утверждает, что эти философские споры не нанесли серьезного ущерба народной морали, главным образом потому, что традиционная мораль по существу, хотя и неявно, утилитарна. Он завершает главу, отмечая, что не будет пытаться дать строгое «доказательство» принципа величайшего счастья. Как и Бентам, Милль считал, что конечные цели и основные принципы не могут быть продемонстрированы, поскольку они лежат в основе всего остального, что мы знаем и во что верим. Тем не менее, он утверждает, что «могут быть представлены соображения, способные определить интеллект». [5] что представляет собой нечто близкое к доказательству принципа полезности.
Глава 2
[ редактировать ]Во второй главе Милль формулирует единый этический принцип, принцип полезности или принцип наибольшего счастья, из которого, по его словам, вытекают все утилитарные этические принципы: «Кредо, которое принимает в качестве основы морали полезность , или принцип величайшего счастья». утверждает, что действия правильны пропорционально тому, что они способствуют счастью, и неправильны, поскольку они имеют тенденцию вызывать противоположное счастью счастье, а несчастье — боль и лишение удовольствия». [6]
Затем Милль тратит большую часть главы 2 на ответы на ряд распространённых критических замечаний в адрес утилитаризма. К ним относятся обвинения в том, что утилитаризм:
- - это учение, достойное только свиньи (поскольку считается, что удовольствие - это единственное, что желательно ради него самого) (стр. 17)
- не осознает, что счастье недостижимо (с. 23)
- всегда слишком требовательна (за утверждение, что наш долг создавать максимально возможное счастье в мире) (с. 29)
- делает людей холодными и несимпатичными (за счет сосредоточения внимания исключительно на последствиях действий, а не на таких особенностях, как мотивы и характер, которые требуют более чуткой и чуткой реакции) (с. 31)
- является безбожной этикой (из-за неспособности признать, что этика коренится в повелениях или воле Бога) (стр. 33)
- путает добро с целесообразностью (с. 34)
- не осознает, что при принятии этических решений обычно нет времени просчитывать будущие последствия (стр. 35)
- искушает людей не подчиняться обычным моральным правилам (предлагая им игнорировать такие правила, когда они кажутся противоречащими общему счастью) (стр. 37)
В ответ на обвинение в том, что утилитаризм — это учение, пригодное только для свиней, Милль отказывается от взгляда Бентама, согласно которому удовольствия различаются только по количеству, а не по качеству. Он отмечает, что большинство людей, испытавших как физические, так и интеллектуальные удовольствия, склонны отдавать предпочтение последнему. Он утверждает, что немногие люди готовы поменяться местами с животным, дураком или невеждой ради любого количества телесных удовольствий, которые они могут таким образом получить. А поскольку «единственным доказательством того, что что-то желательно, является то, что люди действительно этого желают», [7] отсюда следует, что интеллектуальные удовольствия (например, удовольствия от дружбы, искусства, чтения и беседы) являются более высокими и желанными видами удовольствий, чем телесные удовольствия, и что рациональное стремление к долгосрочному счастью требует развития высших способностей.
В ответ на возражение, что обычно не хватает времени для расчета того, как данное действие может повлиять на долгосрочное общее счастье, Милль обрисовывает своего рода «двухуровневый» подход к этике, который отводит важное место моральным правилам в этике. принятие решений. [8] Милль утверждает, что традиционные моральные правила, такие как «Выполняй свои обещания» и «Говори правду», как показал многолетний опыт, способствуют благосостоянию общества. Обычно нам следует следовать таким «второстепенным принципам», не задумываясь особо о последствиях наших действий. Как правило, только тогда, когда такие принципы второго уровня вступают в противоречие, необходимо (или разумно) напрямую обращаться к принципу полезности. [9]
Глава 3
[ редактировать ]В третьей главе Милль задается вопросом, какие «санкции» (то есть награды и наказания) лежат в основе обязательства способствовать всеобщему счастью. Он исследует различные способы, с помощью которых как внешние, так и внутренние санкции – то есть стимулы, предоставляемые другими, а также внутренние чувства сочувствия и совести – побуждают людей задуматься о том, как их действия влияют на счастье других. Окончательная санкция, утверждает Милль, является внутренней. Люди — социальные животные, которые по своей природе желают «быть в единстве со своими собратьями». [10] Предпочитать эгоистические цели общественному благу противоречит этому глубоко укоренившемуся естественному импульсу.
Глава 4
[ редактировать ]В четвертой главе Милль предлагает свое знаменитое квазидоказательство принципа величайшего счастья. Суть его аргументации такова:
- Каждый желает счастья.
- Единственное доказательство того, что что-то желательно, — это то, что люди действительно этого желают.
- Итак, счастье каждого человека – это благо для этого человека.
- Следовательно, общее счастье — это благо для совокупности всех людей. [11]
Многие критики утверждают, что этот аргумент основан на сомнительном предположении о том, как индивидуальное счастье связано с общим счастьем. [12] Бывают случаи, когда общему счастью можно способствовать, только жертвуя счастьем отдельных людей. В таких случаях является ли общее счастье благом для этих людей? Другие критики задавались вопросом, имеет ли смысл говорить о совокупностях как о наличии желаний. [13] или же тот факт, что что-то желательно, доказывает, что это желательно. [14]
Глава 5
[ редактировать ]Пятая и самая длинная глава завершается обсуждением того, что Милль считает «единственной настоящей трудностью». [15] с утилитарной этикой: может ли она иногда лицензировать акты вопиющей несправедливости. Критики утилитаризма часто утверждают, что оценка действий исключительно с точки зрения их влияния на общее счастье несовместима с твердым уважением к правам личности и обязанностью обращаться с людьми так, как они того заслуживают. Милль осознает силу этого возражения и утверждает, что
- что чувство справедливости коренится как в естественном человеческом желании отомстить за обиды, так и в естественном инстинкте сочувствия к тем, кто был несправедливо ранен;
- что справедливость имеет утилитарную основу, поскольку несправедливость совершается только тогда, когда права человека нарушены, а предполагаемое право должно защищаться обществом только тогда, когда это способствует всеобщему счастью;
- что люди глубоко расходятся во мнениях относительно того, какие вещи справедливы, а какие нет, и утилитаризм обеспечивает единственную рациональную основу для разрешения таких конфликтов.
Влияние
[ редактировать ]Милля Утилитаризм остается «самой известной защитой утилитарной точки зрения, когда-либо написанной». [16] и до сих пор широко применяется на университетских курсах по этике по всему миру. Во многом благодаря Миллю утилитаризм быстро стал доминирующей этической теорией в англо-американской философии. [17] Хотя некоторые современные специалисты по этике не согласны со всеми элементами моральной философии Милля, утилитаризм сегодня остается живым вариантом в этической теории.
См. также
[ редактировать ]- Анналы прихода , Джон Галт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милль, Джон Стюарт (1863). Утилитаризм (1-е изд.). Лондон: Паркер, Сын и Борн, Вест-Стрэнд . Проверено 6 июня 2015 г. - через Google Книги.
- ^ Генри Сиджвик, Очерки истории этики . Индианаполис: Хакетт, 1988, с. 245. (Первоначально опубликовано в 1902 г.)
- ^ Дж. Б. Шнеевинд, «Джон Стюарт Милль», в книге Пола Эдвардса, изд. Энциклопедия философии , том. 5. Нью-Йорк: Макмиллан, 1967, с. 319.
- ^ Джеффри Скарр, Утилитаризм . Нью-Йорк: Рутледж, 1996, стр. 133–151.
- ^ Джон Стюарт Милль, Утилитаризм . Буффало: Книги Прометея, 1987, стр. 16–17.
- ^ Милль, Утилитаризм, стр. 16-17.
- ^ Милль, Утилитаризм , с. 50.
- ^ Ричард Норман, Философы морали: введение в этику , 2-е изд. Нью-Йорк: Оксфорд, 1998. с. 100.
- ^ Милль, Утилитаризм , стр. 35-37.
- ^ Милль, Утилитаризм , с. 45.
- ^ Милльский утилитаризм , с. 50.
- ^ Скарр, Утилитаризм , с. 97.
- ^ Сиджвик, Очерки истории этики , с. 246.
- ^ Скарр, Утилитаризм , с. 97; Дж. Э. Мур, Принципы этики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1903, стр. 67.
- ^ Милль, Утилитаризм , с. 94.
- ^ Скарр, Утилитаризм , с. 82.
- ^ Дж. Б. Шнивинд, Этика Сиджвика и викторианская моральная философия . Оксфорд: Clarendon Press, 1978, стр. 174.
Библиография
[ редактировать ]- Милль, Джон Стюарт (1998). Крисп, Роджер (ред.). Утилитаризм . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-875163-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аликан, Неджип Фикри (1994). Принцип полезности Милля: защита печально известного доказательства Джона Стюарта Милля . Амстердам и Атланта: ISBN Editions Rodopi BV 978-90-518-3748-3 .
- Бэйлс, доктор медицины (1968). Современный утилитаризм . Anchor Books, Doubleday.
- Бентам, Джереми (2009). Введение в принципы морали и законодательства (Дуврская философская классика) . Dover Publications Inc. ISBN 978-0486454528 .
- Брандт, Ричард Б. (1979). Теория добра и права . Кларендон Пресс. ISBN 0-19-824550-5 .
- Лайонс, Дэвид (1965). Формы и пределы утилитаризма . Издательство Оксфордского университета (Великобритания). ISBN 978-0198241973 .
- Милль, Джон Стюарт (2011). Система логики, рациональности и индуктивности (классическое переиздание) . Забытые книги. ISBN 978-1440090820 .
- Милль, Джон Стюарт (1981). «Автобиография». В Робсоне, Джон (ред.). Собрание сочинений, том XXXI . Университет Торонто Пресс. ISBN 0-7100-0718-3 .
- Мур, GE (1903). Принципы этики . Книги Прометея, Великобритания. ISBN 0879754982 .
- Розен, Фредерик (2003). Классический утилитаризм от Юма до Милля . Рутледж.
- Шеффлер, Сэмюэл (август 1994 г.). Отказ от консеквенциализма: философское исследование соображений, лежащих в основе конкурирующих моральных концепций, второе издание . Кларендон Пресс. ISBN 978-0198235118 .
- Смарт, JJC; Уильямс, Бернард (январь 1973 г.). Утилитаризм: за и против . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521098229 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полнотекстовая версия сайта "Утилитаризм.com"
- Журнал Фрейзера, том. 64 Милля» , содержащую первую версию (1861 г.) «Утилитаризма в виде серии из трех статей (стр. 391–406, 525–534, 659–673).
- Милль, Дж. С. Утилитаризм . Паркер, Сын и Борн: Лондон, 1863 год , оцифрованная копия из Интернет-архива .
- Милль, Дж. С. Утилитаризм , второе издание. Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин: Лондон, 1864 г. , оцифрованная копия из Google Book Search .
- Милль, Дж. С. Утилитаризм , третье издание. Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер: Лондон, 1867 г. , оцифрованная копия из Google Book Search .
- Содержит утилитаризм, слегка измененный для облегчения чтения.
- Милль, Дж. С. Утилитаризм , четвертое издание. Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер: Лондон, 1871 г. , оцифрованная копия из Google Book Search .
- Утилитаризм, 7-е издание, 1879 г., Project Gutenberg.
- «Утилитаризм», Аудиокнига общественное достояние, на LibriVox
- Утилитаризм (издание 1871 г., расшифровано Репозиторием добросовестного использования)
- Утилитаризм (издание 1863 г., расшифровка библиотеки Университета Аделаиды)
- Интернет-энциклопедия философии: Джон Стюарт Милль: утилитаризм