Теория идеального наблюдателя
Теория идеального наблюдателя — это метаэтическая точка зрения, которая утверждает, что этические предложения выражают истинные утверждения об отношениях гипотетического идеального наблюдателя . Другими словами, теория идеального наблюдателя утверждает, что этические суждения следует интерпретировать как утверждения о реакциях, которые мог бы иметь нейтральный и полностью информированный наблюдатель; « x — это хорошо» означает «идеальный наблюдатель одобрил бы x » .
Основная идея [теории идеального наблюдателя] состоит в том, что этические термины должны определяться по образцу следующего примера: « x лучше, чем y » означает: «Если бы кто-нибудь был в отношении x и y полностью информирован и обладает ярким воображением». беспристрастный, в спокойном расположении духа и в остальном нормальный, он предпочел бы x , а не y ». [1]
Это делает теорию идеального наблюдателя субъективистской. [2] все же универсалистская форма когнитивизма . Теория идеального наблюдателя противостоит другим формам этического субъективизма (например, моральному релятивизму и индивидуалистическому этическому субъективизму ), а также моральному реализму (который утверждает, что моральные суждения относятся к объективным фактам, независимым от чьих-либо взглядов или мнений), теории ошибок. (который отрицает, что любые моральные предложения истинны в каком-либо смысле) и нокогнитивизм (который отрицает, что моральные предложения вообще выражают предложения).
Адам Смит и Дэвид Юм поддерживали версии теории идеального наблюдателя. Родерик Ферт изложил более сложную современную версию. [3] Согласно Ферту, идеальный наблюдатель обладает следующими специфическими характеристиками: всеведение по отношению к аморальным фактам, всепроницательность , бескорыстие, беспристрастность, последовательность и нормальность во всех других отношениях. Обратите внимание, что, определяя идеального наблюдателя как всеведущего по отношению к неморальным фактам, Ферт избегает замкнутой логики , которая возникла бы при определении идеального наблюдателя как всеведущего как в неморальных, так и в моральных фактах. Полное знание морали не рождается само по себе, а является возникающим свойством минимальных требований Фёрта. Существуют также разумные ограничения на всеведение в отношении неморальных фактов. Например, чтобы вынести моральное суждение о случае кражи или убийства на Земле , не обязательно знать о геологических событиях в другой солнечной системе .
Те, кто использует теорию идеального наблюдателя, обычно не утверждают, что идеальные наблюдатели действительно существуют. Аналогичным понятием в праве является критерий разумного человека .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брандт, Ричард (1959). «Этический натурализм». Этическая теория . Энглвудские скалы : Прентис-холл . п. 173. LCCN 59010075 .
- ^ Брандт 1959, с. 153: «[Объективизм и субъективизм] использовались более расплывчато, запутанно и в более разных смыслах, чем другие, которые мы рассматриваем. Однако в качестве удобного использования мы предлагаем называть теорию субъективистской тогда и только тогда , когда, согласно Таким образом, любое этическое утверждение подразумевает, что кто-то так делает или что кто-то определенного типа при определенных условиях занял бы определенное отношение к чему-то».
- ^ Ферт, Родерик (март 1952 г.). «Этический абсолютизм и идеальный наблюдатель». Философия и феноменологические исследования . 12 (3): 317–345. дои : 10.2307/2103988 . JSTOR 2103988 .