Карл Барт
Карл Барт | |
---|---|
Рожденный | Базель , Швейцария | 10 мая 1886 г.
Умер | 10 декабря 1968 г. (82 года) Базель, Швейцария |
Образование | Бернский университет Берлинский университет Тюбингенский университет |
Заметная работа | |
Заголовок | Теолог, профессор |
Супруг | Нелли Хоффманн |
Дети | 5, включая Маркуса и Кристофа Барта |
Рукоположение | Швейцарская реформатская церковь |
Богословская работа | |
Эра | 20 век |
Традиция или движение |
Часть серии о |
Реформатское христианство |
---|
Портал реформатского христианства |
Карл Барт ( / b ɑːr t , b ɑːr θ / ; [1] Немецкий: [барт] ; 10 мая 1886 г. - 10 декабря 1968 г.) был швейцарским реформатским богословом . Барт наиболее известен своим комментарием «Послание к римлянам» , своим участием в деятельности Исповедующей церкви , включая авторство (за исключением единственной фразы) Барменской декларации , [2] [3] и особенно его незаконченный многотомный богословский сборник « Церковная догматика». [4] (опубликовано в 1932–1967 гг.). [5] [6] Влияние Барта распространилось далеко за пределы академической сферы на массовую культуру, в результате чего 20 апреля 1962 года он появился на обложке журнала Time . [7]
Как и многие протестантские богословы его поколения, Барт получил образование в области либеральной теологии под влиянием Адольфа фон Гарнака , Фридриха Шлейермахера и других. [8] Его пастырская карьера началась в сельском швейцарском городке Сафенвиле , где он был известен как «Красный пастор из Сафенвиля». [9] Там он все больше разочаровывался в либеральном христианстве, которому он был обучен. Это побудило его написать первое издание своего «Послания к римлянам» (также известного как «Послание к Римлянам I»), опубликованное в 1919 году, в котором он решил по-другому читать Новый Завет.
Барт начал получать широкое признание во всем мире после публикации в 1921 году второго издания своего комментария « Послание к римлянам» , в котором он открыто порвал с либеральным богословием. [10]
Он оказал влияние на многих значительных богословов, таких как Дитрих Бонхеффер , который поддерживал Исповедующую церковь, а также Юрген Мольтманн , Гельмут Гольвитцер , Джеймс Х. Коун , Вольфхарт Панненберг , Рудольф Бультманн , Томас Ф. Торранс , Ганс Кюнг , а также Рейнхольд Нибур , Жак Эллюль и такие писатели, как Фланнери О'Коннор , Джон Апдайк и Миклош Сенткути .
Помимо многих других областей, Барт также оказал глубокое влияние на современную христианскую этику . [11] [12] [13] [14] оказав влияние на работу таких специалистов по этике, как Стэнли Хауэрвас , Джон Ховард Йодер , Жак Эллул и Оливер О'Донован . [11] [15] [16]
Молодость образование и
Карл Барт родился 10 мая 1886 года в Базеле , Швейцария, в семье Иоганна Фридриха «Фрица» Барта (1852–1912) и Анны Катарины (Сарториус) Барт (1863–1938). [17] У Карла было два младших брата, Питер Барт (1888–1940) и Генрих Барт (1890–1965), а также две сестры, Катарина и Гертруда. Фриц Барт был профессором богословия и пастором. [18] и желал, чтобы Карл следовал своей положительной линии христианства, которая противоречила желанию Карла получить либеральное протестантское образование. Карл начал свою студенческую карьеру в Бернском университете , затем перешёл в Берлинский университет, чтобы учиться у Адольфа фон Гарнака , а затем ненадолго перевёлся в Тюбингенский университет, а затем, наконец, в Марбург, чтобы учиться у Вильгельма Херрмана (1846–1922). [17]
год Барт служил реформатским пастором в деревне Сафенвиль в кантоне Аргау С 1911 по 1921 . В 1913 году он женился на Нелли Гофман, талантливой скрипачке. У них была дочь и четыре сына, двое из которых были библеистами и теологами Маркусом (6 октября 1915 г. - 1 июля 1994 г.) и Кристофом Бартом (29 сентября 1917 г. - 21 августа 1986 г.). Позже Карл Барт был профессором богословия в Геттингене (1921–1925), Мюнстере (1925–1930) и Бонне (1930–1935) в Германии. Во время службы в Геттингене он познакомился с Шарлоттой фон Киршбаум , которая стала его давним секретарем, помощницей и любовницей; [19] она прожила в семейном доме 37 лет и сыграла большую роль в написании его эпоса « Церковная догматика» . [20] Он был депортирован из Германии в 1935 году после того, как отказался подписать (без изменений) Присягу на верность Адольфу Гитлеру , вернулся в Швейцарию и стал профессором в Базеле (1935–1962).
Отрыв либеральной от теологии
Либеральное богословие (нем. Moderne Theologie ) представляло собой тенденцию в протестантском богословии девятнадцатого и начала двадцатого века, направленную на переосмысление традиционных верований двумя способами. Во-первых, он принял историко-критический подход к истокам христианства. Во-вторых, он занимался вопросами, которые наука, философия и другие дисциплины поднимали перед христианской верой. [21] Выбор Бартом богословского курса, отличного от курса его преподавателей либерального университета Адольфа фон Гарнака и Вильгельма Херрмана, был обусловлен несколькими значительными влияниями и событиями. Будучи пастором в Сафенвиле, Барт имел влиятельную дружбу с соседним пастором Эдуардом Турнейсеном . Обеспокоенные тем, что их теологическое образование не позволило им эффективно проповедовать послание Божие, они вместе занялись интенсивными поисками «совершенно иного» богословского основания, отличного от того, которое Шлейермахер . предложил [22]
В августе 1914 года Барт был встревожен, узнав, что его уважаемые учителя, включая Адольфа фон Гарнака, подписали « Манифест девяноста трех немецких интеллектуалов к цивилизованному миру ». [23] В результате Барт пришел к выводу, что больше не может следовать их пониманию Библии и истории. [24] В 1915 году Барт и Турнейсен посетили Кристофа Блюмхардта , лидера христианской общины Бад-Болл и политика социал-демократов. Их разговор произвел на Барта глубокое впечатление. Позже он заметил, что «Блюмхардт всегда начинается с присутствия, силы и цели Бога». [25] что указывает на вероятное влияние на формирование его собственной теоцентрической отправной точки. Барт также нашел в просоциалистической политике Блюмхардта вдохновляющую поддержку для своей собственной защиты прав и объединения в профсоюзы текстильных рабочих Сафенвиля, а также соответствия социал-демократическим ценностям. Эти действия, а также публичные разногласия с местным владельцем фабрики принесли ему местную известность как «Красный пастор». [26]
Теологический ответ Барта состоял в том, чтобы принять диалектический подход, в котором он сознательно стремился прервать и дестабилизировать предположения либеральной теологии методом отрицания и утверждения. В лекции, прочитанной в Арау в 1916 году, Барт утверждал, что «Божья праведность раскрывается как трубный звук из другого мира, который прерывает обязательства человека перед нацией, а также прерывает воспитание религиозных мыслей и чувств. Этим предположениям следует сказать «нет». один падает на пол, но «да» Божьей праведности и славе снова ставит его на ноги». [27] Хотя в каком-то смысле правильно будет сказать, что диалектический подход Барта намеренно стремился дестабилизировать предположения либеральной теологии; в другом смысле важно признать, что Барт никогда полностью не отвергал историко-критический подход к Священному Писанию. Кроме того, он продолжал заниматься вопросами христианской веры, которые поднимали другие дисциплины, обычно отвечая на них с помощью твердого богословского и христоцентричного подхода.
Послание к Римлянам [ править ]
Барт впервые начал свой комментарий «Послание к римлянам» (нем. Der Römerbrief ) летом 1916 года, когда он еще был пастором в Сафенвиле, причем первое издание вышло в декабре 1918 года (но с датой публикации 1919 года). [9] На основании первого издания комментария Барта пригласили преподавать в Гёттингенском университете . Примерно в октябре 1920 года Барт решил, что он недоволен первым изданием, и в следующие одиннадцать месяцев серьезно переработал его, завершив второе издание примерно в сентябре 1921 года. [9] [28] В частности, в полностью переписанном втором издании 1922 года Барт утверждал, что Бог, который раскрывается в жизни, смерти и воскресении Иисуса, бросает вызов и отвергает любую попытку объединить Бога с человеческой культурой, достижениями или имуществом. Популярность книги привела к ее переизданию и переизданию на нескольких языках.
Barmen Declaration [ edit ]
В 1934 году, когда протестантская церковь попыталась прийти к соглашению с нацистской Германией , Барт в значительной степени был ответственен за написание Барменской декларации ( Barmer Erklärung ). [29] Эта декларация отвергла влияние нацизма на немецкое христианство, утверждая, что верность Церкви Богу Иисуса Христа должна дать ей стимул и ресурсы для сопротивления влиянию других лордов, таких как немецкий фюрер Гитлер Адольф . [30] Барт отправил это заявление лично Гитлеру. Это был один из основополагающих документов Исповедующей церкви, и Барт был избран членом ее руководящего совета, Брудеррата.
В 1935 году он был вынужден уйти с должности профессора Боннского университета за отказ принести присягу Гитлеру . Затем Барт вернулся в свою родную Швейцарию, где занял кафедру систематического богословия в Базельском университете . В ходе своего назначения он должен был ответить на обычный вопрос, который задавали всем швейцарским государственным служащим: поддерживает ли он национальную оборону. Его ответ был: «Да, особенно на северной границе!» [ нужна ссылка ] Газета Neue Zürcher Zeitung в 1936 году опубликовала его критику философа Мартина Хайдеггера за его поддержку нацистов. [31] В 1938 году он написал письмо чешскому коллеге Йозефу Громадке , в котором заявил, что солдаты, сражавшиеся против нацистской Германии, служат христианскому делу. [ нужна ссылка ]
Церковная догматика [ править ]
Теология Барта нашла свое наиболее устойчивое и убедительное выражение в его пятитомном опусе « Церковная догматика» ( Kirchliche Dogmatik ). широко известная как важная богословская работа, «Церковная догматика», представляет собой вершину достижений Барта как богослова. «Церковная догматика» насчитывает более шести миллионов слов и 9000 страниц — это одна из самых длинных работ по систематическому богословию, когда-либо написанных. [33] [34] [35] Церковная Догматика состоит из пяти томов: Учение Слова Божия, Учение о Боге, Учение о творении, Учение о примирении и Учение об искуплении. Запланированный Бартом пятый том так и не был написан, а последняя часть четвертого тома осталась незавершенной. [36] [37] [38]
жизнь Дальнейшая смерть и
После окончания Второй мировой войны Барт стал важным голосом в поддержку как немецкого покаяния, так и примирения с зарубежными церквями. Вместе с Хансом Ивандом он написал Дармштадтскую декларацию в 1947 году – более конкретное заявление о вине Германии и ответственности за нацистскую Германию и Вторую мировую войну, чем Штутгартская декларация вины 1945 года . В нем он подчеркнул, что готовность Церкви встать на сторону антисоциалистических и консервативных сил привела к ее восприимчивости к нацистской идеологии. В контексте развивающейся холодной войны это противоречивое заявление было отвергнуто антикоммунистами на Западе, которые поддержали курс ХДС на ремилитаризацию, а также восточногерманскими диссидентами, которые считали, что оно недостаточно отражает опасности коммунизма. . В 1950 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук . [39] В 1950-е годы Барт симпатизировал движению за мир и выступал против перевооружения Германии . Барт был освобожден от постановления, которое ограничивало срок пребывания в должности профессора Базельского университета до 70-летнего возраста, которого он достиг бы в 1956 году. [40]
статью В 1960 году Барт написал для The Christian Century о «вопросе Востока и Запада», в которой он отрицал какую-либо склонность к восточному коммунизму и заявил, что не желает жить при коммунизме и не желает, чтобы кого-либо принуждали к этому; он признал фундаментальное несогласие с большинством окружающих, написав: «Я не понимаю, как политика или христианство требуют [sic] или даже позволяют такому нежеланию приводить к выводам, которые Запад делал со все большей резкостью в прошлом». 15 лет. Я считаю антикоммунизм в принципе злом, даже большим, чем сам коммунизм». [41]
В 1962 году Барт посетил США и читал лекции в Принстонской духовной семинарии , Чикагском университете , Союзной теологической семинарии и Духовной семинарии Сан-Франциско . Его пригласили стать гостем на Втором Ватиканском соборе . В то время здоровье Барта не позволяло ему присутствовать. Однако ему удалось побывать в Ватикане и побывать в гостях у Папы Римского в 1967 году, после чего он написал небольшой том Ad Limina Apostolorum ( «У порога апостолов »). [42]
Барт был изображен на обложке номера журнала Time от 20 апреля 1962 года , что свидетельствует о том, что его влияние распространилось за пределы академических и церковных кругов и на основную американскую религиозную культуру. [43] Папа Пий XII иногда утверждает, что называл Барта «величайшим богословом со времен Фомы Аквинского ». [44] [45] хотя Фергюс Керр отмечает, что «в цитате никогда не бывает главы и стиха», и вместо этого ее иногда приписывают Папе Павлу VI . [46]
Барт умер 10 декабря 1968 года в своем доме в Базеле , Швейцария. Вечером накануне смерти он призвал своего давнего друга Эдуарда Турнейсена не унывать: «Ибо делами управляют не только в Москве, или Вашингтоне, или Пекине, но и делами управляют – даже здесь, на земле – полностью из выше, с неба выше». [47]
Теология [ править ]
Самой значительной богословской работой Карла Барта является его суммарная теология под названием « Церковная догматика» , которая содержит учение Барта о слове Божием, учение о Боге, учение о примирении и учение об искуплении. Барт наиболее известен тем, что переориентировал все богословские дискуссии вокруг Иисуса.
Тринитарный фокус [ править ]
Одной из главных целей Барта является восстановление доктрины Троицы в богословии после ее предполагаемой утраты в либерализме . [48] Его аргумент вытекает из идеи, что Бог является объектом собственного самопознания Бога, а откровение в Библии означает самораскрытие человечеству Бога, которого человечество не может открыть просто посредством своей собственной интуиции. [49] Божье откровение приходит к человеку «вертикально сверху » .
Выборы [ править ]
Одной из наиболее влиятельных и противоречивых особенностей догматики Барта была его доктрина избрания ( Церковная догматика II/2). Богословие Барта влечет за собой отказ от идеи о том, что Бог избрал каждого человека для спасения или проклятия, исходя из целей Божественной воли, и было невозможно понять, почему Бог избрал одних, а не других. [50]
Учение Барта об избрании предполагает твёрдый отказ от идеи вечного, скрытого указа. [51] В соответствии со своей христоцентричной методологией Барт утверждает, что приписывать спасение или проклятие человечества абстрактному абсолютному указу — значит делать некоторую часть Бога более окончательной и окончательной, чем спасительный акт Бога в Иисусе Христе. Абсолютный указ Бога, если можно так сказать, — это милостивое решение Бога быть на стороне человечества в лице Иисуса Христа. Опираясь на более раннюю реформатскую традицию, Барт сохраняет идею двойного предопределения, но делает самого Иисуса объектом как божественного избрания, так и осуждения одновременно; Иисус воплощает в себе как Божье избрание человечества, так и Божье отвержение человеческого греха . [52] Хотя некоторые считают этот пересмотр доктрины выборов улучшением [53] по августинско - кальвинистскому учению о предопределении личности критики, а именно Эмиль Бруннер , [54] утверждали, что взгляды Барта представляют собой мягкий универсализм , тем самым отходя от августинианско-кальвинизма.
Доктрина Барта об объективном искуплении развивается по мере того, как он дистанцируется от Ансельма Кентерберийского . доктрины об искуплении [55] В «Послании к римлянам » Барт поддерживает идею Ансельма о том, что Бог, у которого отняли его честь, должен наказать тех, кто его ограбил. В «Церковной догматике I/2» Барт защищает божественную свободу в воплощении при поддержке « Cur Deus Homo» Ансельма . Барт считает, что учение Ансельма об искуплении сохраняет как свободу Бога, так и необходимость воплощения Христа. Позитивное одобрение ансельмианских мотивов в Cur Deus Homo продолжается в «Церковной догматике II/1». Барт вместе с Ансельмом утверждает, что грех человечества не может быть устранен одним только милосердным актом божественного прощения. Однако в «Церковной догматике» IV/1 доктрина Барта об искуплении расходится с доктриной Ансельма. [56] Чрезмерно христологизируя эту доктрину, Барт завершает свою формулировку объективного искупления. Необходимость милости Божией он завершает в том месте, где Ансельм твердо утверждает достоинство и свободу воли Божией. [57] По мнению Барта, Божье милосердие особым образом отождествляется с Божьей праведностью, где Божье милосердие всегда берет на себя инициативу. Таким образом, изменение в восприятии Бартом доктрины Ансельма об искуплении призвано показать, что доктрина Барта влечет за собой поддержку универсализма. [54] [58]
Спасение [ править ]
Барт утверждал, что предыдущие взгляды на грех и спасение, основанные на строгом кальвинистском мышлении, иногда вводили христиан в заблуждение, заставляя их думать, что предопределение создало человечество таким образом, что подавляющее большинство людей должны были не подчиняться и отвергать Бога, и проклятие приходило к ним как нечто неизбежное. судьбы.
Взгляд Барта на спасение в основном христологический: в его трудах говорится, что в Иисусе Христе примирение всего человечества с Богом, по сути, уже произошло и что через Христа человек уже избран и оправдан.
Карл Барт отрицал, что он универсалист : «Я не верю в универсализм, но я верю в Иисуса Христа, примирителя всех». [59] Однако Барт утверждал, что вечное спасение для каждого, даже для тех, кто отвергает Бога, — это возможность, которая не является просто открытым вопросом, на которую христиане должны надеяться как на благодать ; в частности, он писал: «Хотя может показаться, что богословская последовательность наиболее явно ведет наши мысли и высказывания в этом направлении, мы не должны присваивать себе то, что можно дать и получить только как бесплатный дар», просто надеясь на полное примирение. [60]
Барт, по словам более позднего ученого, сделал «значительный шаг за пределы традиционного богословия», выступая против более консервативных направлений протестантского христианства, в которых проклятие рассматривается как абсолютная уверенность для многих или большинства людей. Христа Для Барта благодать занимает центральное место. [60]
Понимание Марии [ править ]
В отличие от многих протестантских богословов, Барт писал на тему мариологии (богословского изучения Марии). Взгляды Барта по этому вопросу согласовывались со многими католическими догмами, но он не соглашался с католическим почитанием Марии. Зная об общей догматической традиции ранней Церкви, Барт полностью принял догмат о Марии как о Богородице, считая отказ от этого титула эквивалентным отрицанию учения о неразделимости человеческой и божественной природы Христа (вопреки несторианской ереси). Через Марию Иисус принадлежит человеческому роду. Через Иисуса Мария является Богородицей. [61]
Критика со реформированных стороны консерваторов
Учение Барта о Священных Писаниях подвергалось критике со стороны реформатских богословов, таких как Корнелиус Ван Тиль , доктор Мартин Ллойд-Джонс и другие представители конфессиональной реформатской традиции. Глава VIII книги Ван Тиля «Христианство и бартианство» (1962) критикует взгляд Барта на откровение и das Wort Gottes («Слово Божье»).
Шарлотта фон Киршбаум [ править ]
Шарлотта фон Киршбаум была академической коллегой Барта по богословию более трех десятилетий. [62] [63] [64] Джордж Хунсингер резюмирует влияние фон Киршбаума на творчество Барта: «Как его уникальный ученик, критик, исследователь, советник, сотрудник, компаньон, помощник, представитель и доверенное лицо, Шарлотта фон Киршбаум была для него незаменима. Он не мог быть тем, кем он был. был или сделал то, что сделал, без нее». [65]
В 2017 году Кристиана Титц изучила интимные письма, написанные Бартом, Шарлоттой фон Киршбаум и Нелли Барт, в которых обсуждаются сложные отношения между всеми тремя людьми, произошедшие на протяжении 40 лет, и опубликованные детьми Барта. [66] Письма фон Киршбаума и Барта с 1925 по 1935 год. [67] обнародовал «глубокую, сильную и всепоглощающую любовь между этими двумя людьми» на протяжении длительного периода, в течение которого фон Киршбаум жил в одном доме с Бартом и его женой Нелли. [68] В них Барт описывает постоянный конфликт между своим браком и привязанностью к фон Киршбауму: «Такой, какой я есть, я никогда не мог и до сих пор не могу отрицать ни реальность моего брака, ни реальность моей любви. Это правда, что я женат, что я отец и дедушка. Верно и то, что я люблю. И правда, эти два факта не совпадают. Вот почему мы, после некоторых колебаний в начале, решили не решать проблему. с разделением на ту или иную сторону». [69] Когда Шарлотта фон Киршбаум умерла в 1975 году, жена Барта Нелли похоронила Шарлотту в семейной могиле. Нелли умерла в следующем году.
Публикация писем на английском языке вызвала серьезный кризис среди англоязычных последователей Барта. [70] которые по большей части не знали о любовном треугольнике и о том, в какой степени Барт и фон Киршбаум, возможно, не смогли полноценно жить в соответствии с их богословскими утверждениями о браке. Ранняя финансовая зависимость фон Киршбума от Барта рассматривалась как моральная проблема. [71]
В литературе [ править ]
В Апдайка Джона «Версии Роджера» Роджер Ламберт — профессор религии. Ламберт находится под влиянием работ Карла Барта. Это основная причина, по которой он отвергает попытку своего ученика использовать вычислительные методы для понимания Бога.
Гарри Мулиша В «Открытии небес» Барта упоминается церковная догматика , а также в Дэвида Марксона «Последнем романе» . В случае Мулиша и Марксона именно амбициозный характер церковной догматики , по-видимому, имеет значение. В случае Апдайка подчеркивается акцент на идее Бога как «Совершенно Иного».
В » Мэрилин Робинсон проповедник « Галааде Джон Эймс почитает «Послание к римлянам» Барта и называет его своей любимой книгой, помимо Библии.
Уиттакер Чемберс цитирует Барта почти во всех своих книгах: «Свидетель» (стр. 507), «Холодная пятница» (стр. 194) и «Одиссея друга» (стр. 201, 231).
В письме Фланнери О'Коннор Брэйнарду Чейни она сказала: «Я не доверяю людям, которые говорят ужасные вещи о Карле Барте. Мне нравится старый Барт. Он разбрасывает мебель».
исследований Барта Центр
В Принстонской духовной семинарии , где Барт читал лекции в 1962 году, находится Центр исследований Барта, который занимается поддержкой научных исследований, связанных с жизнью и теологией Карла Барта. Центр Барта был основан в 1997 году и спонсирует семинары, конференции и другие мероприятия. Здесь также находится крупнейшая в мире исследовательская коллекция Карла Барта, которая содержит почти все работы Барта на английском и немецком языках, несколько первых изданий его работ и оригинальную рукописную рукопись Барта. [72] [73]
Сочинения [ править ]
- Послание к римлянам ( Der Römerbrief I , 1-е изд., 1919 г.)
- Послание к римлянам ( Послание к римлянам. Вторая версия , 1922). Э. К. Хоскинс, пер. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1933, 1968. ISBN 0-19-500294-6
- Слово Божие и Слово Человеческое ( Das Wort Gottes und die Theologie , 1928). Нью-Йорк: Harper & Bros, 1957. ISBN 978-0-8446-1599-8 ; Слово Божие и теология . Эми Марга, пер. Нью-Йорк: Т&Т Кларк, 2011.
- Проповедь в течение христианского года . Х. Уэллс и Дж. Мактавиш, ред. Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1978. ISBN 0-8028-1725-4
- Бог Здесь и Сейчас . Лондон: Рутледж, 1964.
- Fides Quaerens Intellectum: доказательство Ансельмом существования Бога в контексте его теологической схемы (написано в 1931 году). И.В. Робертсон, пер. Лондон: СКМ, 1960; перепечатано Pickwick Publications (1985) ISBN 0-915138-75-1
- Церковь и государство . Г.Р. Хоу, пер. Лондон: СКМ, 1939.
- Церковь и война . А. Х. Фрондт, пер. Нью-Йорк: Макмиллан, 1944.
- Молитва по Катехизисам Реформации . СФ Терриен, пер. Филадельфия: Вестминстер, 1952 г. (Также опубликовано как: «Молитва и проповедь» . Лондон: SCM, 1964).
- Человечность Бога , Дж. Н. Томас и Т. Визер, пер. Ричмонд, Вирджиния: John Knox Press, 1960. ISBN 0-8042-0612-0
- Евангелическое богословие: Введение. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1963.
- Христианская жизнь. Церковная догматика IV/4: Фрагменты лекций . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1981. ISBN 0-567-09320-4 , ISBN 0-8028-3523-6
- Слово в этом мире: Две проповеди Карла Барта . Под редакцией Курта И. Йохансона. Regent Publishing (Ванкувер, Британская Колумбия, Канада): 2007 г.
- «Нет ангелов тьмы и света», The Christian Century , 20 января 1960 г., стр. 72 (перепечатано в журнале «Современные моральные проблемы» . Х. К. Гирвец, изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, 1963. стр. 6–8).
- Геттингенская догматика: Обучение христианской религии , том. 1. Бромили Г.В., пер. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1991. ISBN 0-8028-2421-8
- Догматика в общих чертах (лекции 1947 г.), Harper Perennial, 1959 г., ISBN 0-06-130056-X
- Уникальное время Бога: проповеди Карла Барта во время Первой мировой войны, Уильям Клемпа, редактор. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- О религии. Отредактировано и переведено Гарретом Грином. Лондон: Т&Т Кларк, 2006.
- «Письмо Эберхарду Бетге» (PDF) , Canadian Journal of Theology , XV (3/4): 201–202, 1969.
Церковная в переводе английском догматика
- Том I Часть 1: Учение Слова Божия: Пролегомены к церковной догматике , твердый переплет: ISBN 0-567-09013-2 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05059-9 (немецкий: 1932 г.)
- Том I, часть 2: Учение Слова Божьего , твердый переплет: ISBN 0-567-09012-4 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05069-6 (немецкий: 1938 г.)
- Том II, часть 1: Учение о Боге: Познание Бога; Реальность Бога , твердый переплет: ISBN 0-567-09021-3 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05169-2 (немецкий: 1940 г.)
- Том II, часть 2: Учение о Боге: избрание Бога; Повеление Божие , твердый переплет: ISBN 0-567-09022-1 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05179-X (немецкий: 1942 г.)
- Том III, часть 1: Доктрина творения: Работа творения , твердый переплет: ISBN 0-567-09031-0 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05079-3 (немецкий: 1945 г.)
- Том III, часть 2: Доктрина творения: Существо , твердый переплет: ISBN 0-567-09032-9 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05089-0 (немецкий: 1948 г.)
- Том III, часть 3: Учение о творении: Создатель и Его творение , твердый переплет: ISBN 0-567-09033-7 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05099-8 (немецкий: 1950 г.)
- Том III, часть 4: Доктрина творения: Повеление Бога-Творца , твердый переплет: ISBN 0-567-09034-5 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05109-9 (немецкий: 1951)
- Том IV, часть 1: Доктрина примирения , твердый переплет: ISBN 0-567-09041-8 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05129-3 (немецкий: 1953 г.)
- Том IV, часть 2: Доктрина примирения: Иисус Христос – Слуга как Господь , твердый переплет: ISBN 0-567-09042-6 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05139-0 (немецкий: 1955 г.)
- Том IV, часть 3, первая половина: Доктрина примирения: Иисус Христос, истинный свидетель , твердый переплет: ISBN 0-567-09043-4 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05189-7 (немецкий: 1959 г.)
- Том IV, часть 3, вторая половина: Доктрина примирения: Иисус Христос, истинный свидетель , твердый переплет: ISBN 0-567-09044-2 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05149-8 (немецкий: 1959 г.)
- Том IV, часть 4 (незаконченный): Доктрина примирения: основание христианской жизни (крещение) , твердый переплет: ISBN 0-567-09045-0 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05159-5 (немецкий: 1967)
- Том V: Церковная догматика: Содержание и указатели , твердый переплет: ISBN 0-567-09046-9 , мягкая обложка: ISBN 0-567-05119-6
- Церковная догматика , 14 томов, мягкая обложка, ISBN 0-567-05809-3
- Церковная догматика: Избранное , со вступлением. Х. Голлвитцер, 1961, Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1994, ISBN 0-664-25550-7
- Церковная догматика , двуязычный немецкий и английский, книги с CD-ROM, ISBN 0-567-08374-8
- Церковная догматика , два языка: немецкий и английский, только компакт-диск, ISBN 0-567-08364-0
Аудио [ править ]
- Евангелическое богословие, американские лекции 1962 г. - прочитаны Бартом в Чикаго, Иллинойс и Принстоне, Нью-Джерси , ISBN 978-0-9785738-0-5 и ISBN 0-9785738-0-3
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ "Барт" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Хаутц, Вятт (4 апреля 2018 г.). «Карл Барт и Барменская декларация (1934 г.)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Карл Барт - Христианская история» .
- ^ «Жизнь Карла Барта: Церковная догматика Том IV: Доктрина примирения 1953–1967 (Часть 7)» . ПостБартиан . 5 апреля 2019 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Имя (Бостонская совместная энциклопедия западного богословия) . People.bu.edu. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Хаутц, Вятт (21 апреля 2016 г.). «Даты оригинальных публикаций церковной догматики Карла Барта» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Теолог Карл Барт» , Time , 20 апреля 1962 г. , дата обращения 23 февраля 2019 г.
- ^ Хаутц, Вятт (18 апреля 2018 г.). «Жизнь Карла Барта: Ранняя жизнь от Базеля до Женевы 1886–1913 (Часть 1)» . ПостБартиан . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаутц, Вятт (3 октября 2017 г.). «Комментарий к римлянам красного пастора Сафенвиля: Послание Карла Барта к римлянам» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Хаутц, Вятт (18 апреля 2018 г.). «Жизнь Карла Барта: Ранняя жизнь от Базеля до Женевы 1886–1913 (Часть 2)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парсонс, Майкл (1987). «Человек, встретившийся по повелению Бога: этика Карла Барта» (PDF) . Вокс Евангелика . 17 :48–65 . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Дэниел Л. Мильоре (15 августа 2010 г.). Повелевающая благодать: исследования этики Карла Барта . Издательская компания WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-6570-0 .
- ^ Мэтью Дж. Арагон-Брюс. Этика в кризисе: интерпретация этики Барта (рецензия на книгу) Библиотека Принстонской семинарии. Проверено 15 июля 2012 года. Архивировано 9 июня 2010 года в Wayback Machine.
- ^ Издательство Оксфордского университета: Спешка, которая ждет: Найджел Биггар. Архивировано 20 ноября 2012 года в Wayback Machine . Oup.com. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Журнал – Влияние Карла Барта на христианскую этику . www.kevintaylor.me (7 апреля 2011 г.). Проверено 15 июля 2012 года. Архивировано 23 октября 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Чой Лим Минг, Эндрю (2003). Исследование диалектического подхода Жака Эллюля к современному и духовному миру . WordPress.com
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаутц, Вятт (18 апреля 2018 г.). «Жизнь Карла Барта: Ранняя жизнь от Базеля до Женевы 1886–1913 (Часть 1)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Гэри Дж. Дорриен, Бартианский бунт в современном богословии: теология без оружия , 2000: Возникло бартианское движение «кризисной теологии». Карл Барт был сыном консервативного реформатского пастора и профессора богословия Бернского университета Фрица. Барт..." [ нужна страница ]
- ^ Титц, Кристиана (25 марта 2021 г.). Карл Барт: Жизнь в конфликте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-191885-8 .
- ^ Церковная догматика , изд. Т.Ф. Торранс и Г.В. Бромили (1932–67; ET Эдинбург: T&T Clark, 1956–75).
- ^ Боуден, Джон (2005). Христианство: Полное руководство, статья «Либеральная теология» . Лондон: Континуум. п. 701. ИСБН 0-8264-5937-4 .
- ^ Барт, Карл (1982). Теология Шлейермахера . Гранд-Рапидс и Эдинбург: издательство William B Eerdmans Publishing Co и T&T Clark. стр. 264 (Заключительный ненаучный постскриптум о Шлейермахере). ISBN 0-567-09339-5 .
- ↑ Манифест девяносто трёх немецких интеллектуалов , 1914.
- ^ Хаутц, Вятт (21 апреля 2018 г.). «Жизнь Карла Барта: Красный пастор Сафенвиля 1909–1921 (Часть 2)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Блюмхардт, Кристоф (1998). Действие в ожидании . Фармингтон и Робертсбридж: Издательство «Плуг». стр. «Послесловие» Карла Барта, 219. ISBN. 0-87486-954-4 .
- ^ Титц, Кристиана (2021). Карл Барт: Жизнь в конфликте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 62–66. ISBN 978-0-19-885246-9 .
- ^ Барт, Карл (2011). Слово Божие и теология . Лондон: T&T Clark Continuum. стр. 4–11. ISBN 978-0-567-08227-5 .
- ^ Кеннет Оукс, Чтение Карла Барта: спутник Послания Карла Барта к римлянам , Юджин: Каскад, 2011, стр. 27.
- ^ Хаутц, Вятт (4 апреля 2018 г.). «Карл Барт и Барменская декларация (1934 г.)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Майкл Аллен (18 декабря 2012 г.). Церковная догматика Карла Барта: введение и читатель . Издательство Блумсбери. стр. 5–. ISBN 978-0-567-48994-4 .
- ^ Ян Уорд (1992) Право, философия и национал-социализм . Берн: Питер Лэнг. стр 117. ISBN 3-261-04536-1 .
- ↑ Оригинальное фото Джошуа Кука.
- ^ Блог T&T Clark: Церковная догматика . Tandtclark.typepad.com. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Майерс, Бен. (27 ноября 2005 г.) Вера и богословие: церковная догматика за неделю . Faith-theology.com. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Грау, Х.Г. (1973). «Переписка Барта-Бультмана» . Богословие сегодня . 30 (2): 138. дои : 10.1177/004057367303000205 . S2CID 170778170 . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ «Жизнь Карла Барта: Церковная догматика Том IV: Доктрина примирения 1953–1967 (Часть 7)» . ПостБартиан . 5 апреля 2019 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Хаутц, Вятт (23 июня 2017 г.). «Церковная догматика Карла Барта закончилась одним ударом» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Грин, Гарретт. «Введение» в «О религии» книгу Карла Барта , Пер. Гаррет Грин. (Лондон: T&T Clark, 2006) с. 3
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Кун, Томас К. (2009). «Из истории Базельского университета» . Базельский журнал истории и античности (на немецком языке). Издательство Швабе . п. 55 . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Барт, Карл. «Нет ангелов тьмы и света», The Christian Century , 20 января 1960 г., стр. 72 и далее.
- ^ Эберхард Юнгель (1986). Карл Барт, Богословское наследие . Вестминстер Пресс. п. 26. ISBN 978-0-664-24031-8 .
- ↑ Обложка журнала TIME: Карл Барт – 20 апреля 1962 г. – Религия – Христианство . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Хаутц, Вятт (18 апреля 2018 г.). «Жизнь Карла Барта: Ранняя жизнь от Базеля до Женевы 1886–1913 (Часть 1)» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Тимоти Горриндж (1999), Карл Барт: Против гегемонии , Oxford University Press, стр. 316–, ISBN 978-0-19-875247-9
- ^ Керр, Фергюс (декабрь 1998 г.). «Примечания к книге: Бартиана» . Новые Блэкфрайерс . 79 (934): 550–554. дои : 10.1111/j.1741-2005.1998.tb01638.x . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Биография | Центр исследований Барта» . barth.ptsem.edu . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Великобритания, 80–81
- ^ Горриндж, 135-36.
- ^ Тишина, 76.
- ^ Генерал, 385-86.
- ^ Вебстер (2000), 93–95.
- ^ Дуглас Атчисон Кэмпбелл (2005). В поисках Евангелия Павла: предлагаемая стратегия . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 42. ИСБН 978-0-567-08332-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруннер, Эмиль, Христианская доктрина Бога: Догматика: Том 1 (Филадельфия: Вестминстер, 1950).
- ^ Миккельсен, Ханс Виум (2010). Примирившееся человечество: Карл Барт в диалоге . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. п. 5. ISBN 978-0802863638 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Блош, Дональд Г. (2001). Иисус есть Победитель!: Учение о спасении Карла Барта . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. стр. 43–50. ISBN 0687202256 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Хазель, Фрэнк М. (осень 1991 г.). «Церковная догматика Карла Барта об искуплении: некоторые проблемы перевода» (PDF) . Семинария Университета Эндрюса . 29 (3): 205–211 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Ву, Б. Хун (2014). «Доктрина Карла Барта об искуплении и универсализме» . Корейский реформатский журнал . 32 : 243–291.
- ^ Буш, Эберхард. Карл Барт: Его жизнь из писем и автобиографических текстов. Пер. Джон Боуден. Юджин, Орегон: Wipf & Stock, 2015. 394. Печать. «Отказ Карла Барта от универсализма» . ПостБартиан . 18 августа 2016 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Бокэм, «Универсализм: исторический обзор» , Themelios 4.2 (сентябрь 1978 г.): 47–54.
- ^ Лаут, Эндрю (1977). Мария и тайна воплощения: Очерк Богородицы в богословии Карла Барта . Оксфорд: Фейракрес. стр. 1–24. ISBN 0728300737 .
- ^ Сюзанна Селинджер (1998). Шарлотта фон Киршбаум и Карл Барт: исследование биографии и истории теологии . Пенн Стейт Пресс. стр. 1–. ISBN 978-0-271-01864-5 .
- ^ Стивен Дж. Плант, «Когда Карл встретил Лолло: истоки и последствия отношений Карла Барта с Шарлоттой фон Киршбаум». Шотландский богословский журнал 72.2 (2019): 127–145 онлайн .
- ^ Сюзанна Хеннеке, «Биография и богословие. О связи богословских высказываний с жизнью на основе переписки между Карлом Бартом и Шарлоттой фон Киршбаум (1925–1935)». Международный журнал философии и теологии 77.4–5 (2016): 324–336.
- ^ Джорджа Хансингера Обзор на С. Селигера, Шарлотту фон Киршбаум и Карла Барта: исследование биографии и истории теологии . Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Хаутц, Вятт (9 октября 2017 г.). «Яркое и мрачное созвездие: Карл Барт, Нелли Барт и Шарлотта фон Киршбаум» . ПостБартиан . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Яркое и мрачное созвездие: Карл Барт, Нелли Барт и Шарлотта фон Киршбаум» . ПостБартиан . 9 октября 2017 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Титц, Кристиана (1 июля 2017 г.). «Карл Барт и Шарлотта фон Киршбаум». Богословие сегодня . 74 (2): 86–111. дои : 10.1177/0040573617702547 . ISSN 0040-5736 . S2CID 171520544 .
- ^ Карл Барт, Предисловие, xxii n. 3, письмо 1947 года, цитируется Кристианой Титц, «Карл Барт и Шарлотта фон Киршбаум», Theology Today, 2017 Vol.
- ^ Расти, Бобби (12 октября 2017 г.). «Указатель сообщений Карла Барта и Шарлотты фон Киршбаум: и некоторые заключительные мысли обо всем испытании» . Афанасий реформатский .
- ^ Мюерс, Рэйчел (август 2020 г.). «Личное — это (академическое) политическое: зачем заботиться о любовной жизни богословов?». Шотландский богословский журнал . 73 (3): 191–202. дои : 10.1017/S0036930620000319 .
- ^ «Библиотека Принстонской духовной семинарии» . Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 11 декабря 2014 г. . Библиотека Принстонской семинарии. Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Веб-сайт Центра исследований Барта - http://barth.ptsem.edu.
Источники [ править ]
- «Свидетель древней истины» . Время . 20 апреля 1962 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- Брэдшоу, Тимоти. 1988. Троица и онтология: сравнительное исследование теологий Карла Барта и Вольфхарта Панненберга . Книги Резерфордского дома , переиздание, Льюистон; Лампетер: Эдвин Меллен Пресс для Резерфорд Хаус, Эдинбург, 1992.
- Бротен, Карл Э. (2008). Чтобы все могли верить: теология Евангелия и миссия церкви . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN 978-0802862396 . Проверено 19 октября 2015 г.
- Бромили, Джеффри Уильям. Введение в теологию Карла Барта . Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс, 1979.
- Буклин, Адриен, Между культурой консенсуса и социальной критикой. Левые интеллектуалы в послевоенной Швейцарии, Докторская диссертация, Лозаннский университет, 2015.
- Буш, Эберхард. Карл Барт: Его жизнь из писем и автобиографических текстов . Миннеаполис: Fortress Press, 1976.
- ——— (2004), Великие страсти: введение в теологию Карла Барта , Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс .
- Чанг, Пол С. Карл Барт: Слово Божье в действии . Джеймс Кларк и компания, Кембридж (2008 г.), ISBN 978-0-227-17266-7 .
- Чунг, Сон Ук. Восхищение и вызов: богословские отношения Карла Барта с Жаном Кальвином. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2002. ISBN 978-0-820-45680-5 .
- Чунг, Сон Ук, изд. Карл Барт и евангелическое богословие: сходства и расхождения. Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2008. ISBN 978-0-801-03127-4 .
- Кларк, Гордон . Теологический метод Карла Барта . Фонд Тринити (1997, 2-е изд.), 1963. ISBN 0-940931-51-6 .
- Фиддес, Пол . «Положение женщин в мысли Карла Барта», в изд. Джанет Мартин Соскис, « После Евы» [альтернативное название « После Евы: женщины, теология и христианская традиция », 1990, стр. 138–55. Маршалл Пикеринг
- Финк, Генрих. «Карл Барт и движение Свободной Германии в Швейцарии». [Докторская диссертация.] «Карл Барт и движение «Свободная Германия» в Швейцарии: Диссертация на получение ученой степени доктора scientiae theologiae (Dr.sc.theol.), представленная в Сенат Ученого совета Берлинского университета имени Гумбольдта. " Берлин, Х. Финк [самоиздатель], 1978.
- Галли, Марк (2000). «Неоортодоксальность: Карл Барт» . Христианство сегодня .
- Герардини, Брунеро. «Ответ на вопрос. В диалоге с Карлом Бартом о его« вопросах в Риме »» . Фридженто (Италия): Casa Mariana Editrice, 2011. ISBN 978-88-9056-111-5 .
- Жиньиля, Марк С (2009). Карл Барт и Пятое Евангелие: Богословская экзегеза Исайи Бартом . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-0754658566 . Проверено 19 октября 2015 г.
- Горриндж, Тимоти . Карл Барт: Против гегемонии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999.
- Хансингер, Джордж . Как читать Карла Барта: форма его богословия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1993.
- Джэ Джин Ким. Универсальность примирения в завете Божием. О библейском основании богословия завета в церковной догматике Карла Барта , Лит Верлаг, 1992.
- Мангина, Джозеф Л. Карл Барт: теолог христианского свидетеля. Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс, 2004.
- МакКормак, Брюс. Критически реалистическая диалектическая теология Карла Барта: ее генезис и развитие, 1909–1936 гг . Издательство Оксфордского университета, США (27 марта 1997 г.), ISBN 978-0-19-826956-4
- Маккенни, Джеральд. «Аналогия благодати: моральное богословие Карла Барта». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010. ISBN 0-19-958267-X .
- Оукс, Кеннет. Карл Барт о теологии и философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012.
- Оукс, Кеннет. Чтение Карла Барта: компаньон к Посланию Карла Барта к римлянам . Евгений: Каскад, 2011.
- Вебстер, Джон. Барт . 2-е изд., Лондон: Континуум, 2004.
- Вебстер, Джон, изд. Кембриджский компаньон Карла Барта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
Внешние ссылки [ править ]
- Публикации Карла Барта и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- «Десять лучших богословов: Карл Барт» , Reclaiming the Mind , Parchment & Pen, август 2011 г., заархивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. , получено 12 августа 2011 г.
- Центр исследований Барта Принстонской духовной семинарии, архивировано с оригинала 25 января 2013 г.
- Проект поиска литературы Барта , Нидерланды: PTHU, заархивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Полная библиография литературы Карла Барта и о нем.
- Читальный зал Карла Барта с обширными ссылками на первичные и вторичные источники в Интернете , Калифорния : Семинария Тиндейла
- «Карл Барт» . Время . 20 апреля 1962 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2005 года.
- Карл Барт-Архив
- Карла Барта Букварь по церковной догматике
- Один год с Карлом Бартом Годовой проект, способствующий обсуждению и применению церковной догматики Барта.
- Статья о Барте и визуальном искусстве
- Карл Барт: Статья мужественного богослова из журнала «Христианство сегодня»
- Карл Барт Центр организаций и ресурсов, связанных с Карлом Бартом
- Газетные вырезки о Карле Барте в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Карл Барт
- 1886 рождений
- 1968 смертей
- Кальвинистские и реформатские богословы XX века
- Академический состав Боннского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Академический состав Мюнстерского университета
- Кальвинисты и реформатские христианские социалисты
- Христианские специалисты по этике
- Христианские социалистические богословы
- Преподаватели Университета Дьюка
- Теологи-экзистенциалисты
- Члены Американской академии искусств и наук
- И его сын
- Швейцарские кальвинистские и реформатские богословы
- Швейцарские христианские социалисты
- Швейцарские евангелисты
- Систематические богословы
- Люди, связанные с Базельским университетом
- Люди из Базеля-Штадта
- Протестанты в немецком Сопротивлении
- Швейцарские писатели XX века