Ганс Иванд
Ганс Иванд | |
---|---|
Рожденный | Ханс Йоахим Иванд 11 июля 1899 г. |
Умер | 2 мая 1960 г. Бонн , Северный Рейн-Вестфалия , Германия |
Национальность | немецкий |
Занятие | лютеранский богослов |
Супруг | Ильза Эрхардт (м. 1927) |
Дети | 5 |
Ханс Иоахим Иванд (англ. Немецкий: [hans joːaxɪm ˈʔiːvant] ; 11 июля 1899 — 2 мая 1960) — немецкий лютеранский богослов . На мысль Иванда значительное влияние оказал Карл Барт .
Ранний период жизни
[ редактировать ]После окончания средней школы в 1917 году в Гёрлице Иванд изучал протестантскую теологию в университете Бреслау (современный Вроцлав, Польша). Год спустя, ближе к концу Первой мировой войны , его призвали на военную службу. После войны он находился в течение шести месяцев на силезской границе, а затем продолжил учебу в Бреслау и проучился два семестра в Университете Галле-Виттенберга в Галле . Его учителями были Эрих Шедер (1861–1936), Ганс фон Зоден (1881–1945) и Рудольф Герман (1887–1962). После окончания учебы в 1923 году он был руководителем учебных занятий в Лютергейме в Кенигсберге (ныне Калининград ) в Восточной Пруссии . Иванд получил докторскую степень в 1924 году, абилитацию в 1927 году и сдал второй богословский экзамен в 1928 году. С 1927 по 1934 год он был приват-доцентом (доцентом) Кенигсбергского университета . [1]
Семья
[ редактировать ]Иванд родился в Шрайбендорфе , Силезия , Германская империя (современные Писари, Нижнесилезское воеводство), в семье пастора Отто Иванда и его жены Лидии, урожденной Херрманн. В 1927 году Ганс женился на Ильзе Эрхардт; у пары было пятеро детей. Ханс Иванд похоронен в деревне Байенроде, Кенигслуттер .
Младшая дочь Иванда, Вероника Гейер-Иванд (1943–1997), популярный учитель религии и мэр Байенроде, вышла замуж за пастора Клауса Гейера (1941–2003). Зять был осужден в 1998 году за непредумышленное убийство в результате ее жестокого убийства (25 июля 1997 года); [2] Гейер был единственным немецким богословом, когда-либо попавшим в тюрьму после совершения такого преступления.
Нацистский период
[ редактировать ]В ноябре 1934 года Иванд стал профессором исследований Нового Завета в Институте Гердера в Риге , Латвия . Из-за его участия в борьбе Кирхенкампфа между поддерживаемой нацистами так называемой церковью Deutsche Christen и ее оппозиционной Bekennende Kirche (« исповедующейся церковью ») он был вынужден уйти с преподавательской должности и с 1935 по 1937 год возглавлял нелегальные семинарии по подготовке пасторов в , Восточная Пруссия (современная Вишниовка, Гурьевск , в Калининградском анклаве России Блёстау ) и Иордания , Бранденбург (ныне в Польше). В 1936 году на него был наложен Reichsredeverbot (запрет на свободу слова, т.е. запрет на молчание). После закрытия этих восточных семинарий в январе 1938 года он открыл еще одну в Дортмунде , за что был заключен в тюрьму на четыре месяца. После освобождения он возглавил приход Мариенкирхе в Дортмунде , где оставался до окончания войны. [1]
Профессорство в Геттингене и Бонне
[ редактировать ]После Второй мировой войны Иванд был профессором систематического богословия в Геттингенском университете . [1] где он тесно сотрудничал с Эрнстом Вольфом . В это время он также был членом совета Евангелической церкви в Германии и основным автором «Darmstädter Wort zum politischen Weg unseres Volkes» , заявления об отношениях между церковью и государством после окончания нацизма и во время напряженности « холодной войны» .
В 1952 году он перешёл в Боннский университет . [1] где он оставался до своей смерти. В Байенроде он основал Haus der helfenden Hände («дом рук помощи»), чтобы облегчить тяжелое положение беженцев из бывшей Восточной Германии , позже работая над взаимопониманием между немцами и народами Восточной Европы. Сейчас здание используется как приют для 80 пожилых людей. Его архивные документы этого времени сейчас хранятся в Федеральном архиве Германии в Кобленце .
В 1956 году он был соучредителем немецкого социал-демократического издания Sheets for German and International Politics , ежемесячного журнала, освещающего немецкую и международную политику, а в 1958 году вместе с Вернером Шмаухом (1905–1964) и чешским теологом Йозефом Громадкой (1889–1964) 1969), Иванд был сооснователем Христианской мирной конференции в Праге .
Учения
[ редактировать ]Следуя за Лютером , главной отправной точкой Иванда был вопрос: «Насколько человек может «решать», когда дело доходит до вопроса о Боге?» [2, с. 295], под ограничениями человеческой воли. Иванд считал: «Иисус Христос не может быть познан как Спаситель и Искупитель без духа Божия, прославившего Его нам». [Там же] При этом, однако, исключается возможность свободного выбора народа, так как обе идеи «не могут стоять на одной доске». Эта позиция имеет далеко идущие последствия. Для Ивана речь идет о данной Богом «истинной вере», правильном понимании закона и Евангелия, греха и благодати, веры и дел, а также Божьей праведности. «Евангелие» — это «Божья благодать сегодня», тогда как основная функция «закона» — высветить грех. Христос — это «сама жизнь», исполнение того, что повелевает закон, а соотношение веры и дел таково, что, хотя человек и может делать добро, сам он не добр. Иванд здесь ссылается на основные протестантской Реформации позиции Sola fide и Sola gratia . Точка зрения Реформации состоит в том, что человек оправдывается не делами, а только верой.
Помимо действенности слова Божьего, существует еще и уверенность веры. Истина Божия надежнее жизни и всякого опыта [3, с. 316]. Верующий видит в Писании ясность самого Бога, «которую отражает лик Иисуса Христа» [3, с. 318]. Все тайны имманентного Бога «теряют остроту, когда мы читаем между строк, чтобы познать Бога в лице Иисуса Христа, страданиями и смертью искупившего нас для вечного совета Отца Своего» [3, с. 303]. Иванд вдохновил, а затем отредактировал широко используемую книгу Göttinger Predigtmeditationen («Геттингенские проповеди-медитации»). Здесь основное внимание уделяется размышлению над Словом Божьим. «Мы должны своим делом помогать всем тем, кто сейчас стучится туда, куда когда-то, по благодати Божией, откроется, как было дано нам обетование. Буква Священного Писания, естественно, является тем местом, где мы должны и должны стук» [5, с. 94], как писал Иванд в раннем предисловии.
Работает
[ редактировать ]- 1924: О методическом использовании антиномий в философии религии , неопубликованная первая диссертация.
- 1930: Доктрина оправдания и веры во Христа: исследование систематики учения Лютера об оправдании в его истоках («Доктрина оправдания и веры во Христа: исследование оригинальной систематики учения Лютера об оправдании»), докторская диссертация
- 1939: Богословские объяснения к Мартина Лютера книге «О рабстве воли » , Кристиан Кайзер Верлаг, Мюнхен, стр. 289–371.
- 1941: Glaubensgerechtigkeit nach Luthers Lehre («Учение Лютера об оправдании верой»), в Theologische Existenz heute , выпуск 75, переведено на английский как «Праведность веры по Лютеру» , Рэнди Х. Лунделл, пер.; Вирджил Ф. Томпсон, изд. Июнь 2008 г. Wipf & Stock, 105 страниц. ISBN 155635911X
- 1956: Vom Primat der Christologie («О первенстве христологии»), в «Ответе », праздничном письме в честь Карла Барта , стр. 172–189.
- 1959: О правой вере. Сборник сочинений («Об истинной вере»). Сборник эссе под редакцией Карла Герхарда Штека.
- 1963: Проповеди-медитации , V&R, Геттинген.
- Посмертные произведения (1962–1967) [3]
Под редакцией Гельмута Гольвитцера, Вальтера Крека, Карла Герхарда Штека и Эрнста Вольфа, 6 томов, Мюнхен
- Том 1: Знание и вера, 1962, 315 стр. ISBN 3-579-01669-5
- Том 2: Лекции и очерки («Лекции и очерки», 1966), 404 с. ISBN 3-579-01670-9
- Том 3: Избранные проповеди , 1967, 309 стр. ISBN 3-579-01671-7
- Том. 4: Gesetz und Evangelium («Закон и Евангелие» [лекция], 1964), 456 стр. ISBN 3-579-01672-5
- Том. 5: Luthers Theologie («Богословие Лютера [лекция], 1964), 320 стр. ISBN 3-579-01673-3
- Том. 6: Briefe an Rudolf Hermann («Письма Рудольфу Герману», под редакцией Карла Герхарда Штека, 1964), 356 стр. ISBN 3-579-01674-1
- Посмертные произведения (Новая серия, 1998–2004 гг.) [3]
Под редакцией Ханса-Иванда-Stiftung, 4 тома, Гютерсло: Kaiser, Gütersloher Verl.-Haus
- Том 1: Церковь и общество («Церковь и общество», 1998), 349 с. ISBN 3-579-01845-0
- Том 2: Христология. . Христология: возвращение человека к человечеству, 1999, 539 стр ISBN 3-579-01846-9
- Том 3: Богословская история XIX и XX веков: Отцы и дети , 2001, 560 с. ISBN 3-579-01847-7
- Том. 4 (еще не опубликовано; предназначено для писем Ганса Иванда)
- Том 5: Проповеди и проповедническое учение, 2004 г., 567 стр. ISBN 3-579-01849-3
Библиография
[ редактировать ]- Вернер Фюрер: «Иванд, Ганс Иоахим» в: Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL). Во. 14. Баутц, Герцберг 1998, стр. 1101–1104. ISBN 3-88309-073-5
- Карл-Юрген Кальтенборн: Ханс Иоахим Иванд . Юнион, Берлин, 1971 год.
- Манфред Кошорке, редактор: Одно слово сделало это: История Исповедующей церкви в Восточной Пруссии с 1933 по 1945 год. Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1976 г., ISBN 3-525-55355-2
- Герман Дембровски: «HJ Iwand (1899–1960)» в деле Дитриха Раушнинга, Donata v. Нере (ред.): Кенигсбергский университет Альберта и его профессора (« Кенигсбергский университет Альберта и их профессора»). Дункер и Хамблот, Берлин, 1995 г., ISBN 3-428-08546-9 (Ежегодник Кенигсбергского университета Альберта, том 29, 1994 г., ISSN 0075-2177), стр. 811–825.
- Эрнст Бурдах: Ганс Иоахим Иванд: Теология между временами («Ганс Иоахим Иванд. Теология между временем»). Фрагмент, 1899–1937 гг. Гютерсло 1999 г.
- Юрген Сейм: Ханс Иоахим Иванд: Биография («Ганс Иоахим Иванд: биография»). Гютерсло 1999, ISBN 3-579-01844-2
- Ральф Мейер: Закон и Евангелие с Гансом Иоахимом Ивандом («Закон и Евангелие с Гансом Иоахимом Ивандом»). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1997, 310 стр. ISBN 352556287X
- Жерар ден Хертог : Освобождение знаний о «доктрине несвободной воли» в теологии Ганса Иоахима Иванда. Гаага, 1989 год.
- Бертольд Клапперт, Манфред Шульце, ред.: Жизнь покаянием: Ханс Иоахим Иванд 1899–1999. Вупперталь 2001 г.
- Франк Прицке: Доктрина оправдания и христология. Исследование их взаимоотношений в догматической и гомилетической работе и в проповедях молодого Иванда («Учение об оправдании и христология: Исследование их взаимоотношений в догматической и гомилетической работе и в проповедях младшего Иванда»). Геттинген 2002.
- Норберт Шварц: Ибо когда я слаб, я силен: восприимчивость и продуктивность тем веры в гомилетике Ганса Иоахима Иванда («Ибо когда я слаб, я силен: восприимчивость и продуктивность тем веры в гомилетике Ганса Иоахима» Иванд»). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2008, 360 стр. ISBN 3525624069
- Бюнг-Ён Со: Lex Spiritualis. Понимание закона Ивандом в диалоге с Лютером, Кальвином и Бартом ( Lex Spiritualis. Понимание закона Ивандом в диалоге с Лютером, Кальвином и Бартом ). Сеул 2006.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Иванд, Ганс (1899–1960), Биографическая справка , 2005, Федеральный архив Кобленца. По состоянию на 19 января 2013 г.
- ^ Алиса Шварцер, бедные убийцы [ постоянная мертвая ссылка ] («Бедный убийца»), март 1998, ЭММА . По состоянию на 17 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иванд, Ханс Иоахим , Немецкая национальная библиотека, Франкфурт. По состоянию на 19 января 2013 г.
- 1899 рождений
- 1960 смертей
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Догма
- Протестанты в немецком Сопротивлении
- Члены христианской мирной конференции
- Выпускники Университета Бреслау
- Академический состав Кенигсбергского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Академический состав Боннского университета
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Лютеране 20-го века