Систематическое богословие
Систематическое богословие , или систематика , — это дисциплина христианского богословия , которая формулирует упорядоченное, рациональное и последовательное изложение доктрин христианской веры. В нем рассматриваются такие вопросы, как то, чему Библия учит по определенным темам или что истинно о Боге и Его вселенной. [1] Он также основан на библейских дисциплинах, истории церкви , а также библейском и историческом богословии . [2] Систематическое богословие разделяет свои систематические задачи с другими дисциплинами, такими как конструктивное богословие , догматика , этика, апологетика и философия религии . [3]
Метод
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Имея методологическую традицию, которая несколько отличается от библейского богословия , систематическое богословие опирается на основные священные тексты христианства, одновременно исследуя развитие христианского учения на протяжении истории, особенно через философию, этику, социальные и естественные науки. Используя библейские тексты, он пытается сравнить и связать все Священные Писания, что привело к созданию систематизированного утверждения о том, что вся Библия говорит по конкретным вопросам.
Внутри христианства разные традиции (как интеллектуальные, так и церковные) подходят к систематическому богословию по-разному, влияя на а) метод, используемый для развития системы, б) понимание задачи богословия, в) доктрины, включенные в систему, и г) порядок появляются эти доктрины. Даже при таком разнообразии обычно бывает так, что произведения, которые можно назвать систематическим богословием, начинаются с откровения и заканчиваются эсхатологией.
Поскольку систематическое богословие сосредоточено на истине, оно также создано для взаимодействия с современным миром и обращения к нему. Многие авторы исследовали эту область, в том числе Чарльз Гор , Джон Уолворд , Линдсей Дьюар и Чарльз Мул . Структура, разработанная этими богословами, рассматривает постбиблейскую историю доктрины после обработки библейских материалов. [ объяснить ] [4] Этот процесс завершается применением к современным проблемам.
Категории
[ редактировать ]Поскольку это системный подход, систематическое богословие объединяет истины под разными заголовками. [1] и существуют определенные основные области (или категории), хотя точный список может незначительно отличаться. Это: [5]
- Ангелология - изучение ангелов.
- Библиоология – изучение Библии.
- Гамартиология - изучение греха
- Христология – изучение Христа.
- Экклезиология - изучение церкви.
- Эсхатология - изучение последних времен.
- Пневматология – изучение Святого Духа
- Сотериология - изучение спасения.
- Богословская антропология - Изучение природы человечества.
- Собственно богословие - изучение характера Бога.
История
[ редактировать ]Установление и объединение различных христианских идей и связанных с христианством понятий, включая различные темы и темы Библии, в едином, последовательном и хорошо организованном изложении является относительно поздним явлением. [6] Первым известным отцом церкви, который упомянул идею разработки всеобъемлющего понимания принципов христианства, был Климент Александрийский в III веке, который заявил следующее: «Вера, таким образом, является, так сказать, всеобъемлющим знанием основ». [7] Сам Климент вместе со своим последователем Оригеном пытались создать некоторую систематическую теологию в своих многочисленных сохранившихся сочинениях. В восточном православии ранним примером является Иоанна Дамаскина VIII века «Изложение православной веры» , в котором он пытается привести в порядок и продемонстрировать последовательность богословия классических текстов восточной богословской традиции.
На Западе « Питера Ломбарда XII века Предложения» , в которых он тематически собрал большую серию цитат отцов церкви , стали основой средневековой схоластической традиции тематических комментариев и объяснений. Фомы Аквинского лучше «Сумма теологии» всего иллюстрирует эту схоластическую традицию. Лютеранская схоластическая традиция тематического, упорядоченного изложения христианского богословия возникла в 16 веке с Филиппа Меланхтона » «Loci Communes и ей противостояла кальвинистская схоластика, примером которой являются « » Жана Кальвина Институты христианской религии .
В XIX веке, прежде всего в протестантских группах, возник новый вид систематического богословия, пытавшийся продемонстрировать, что христианское учение образует более последовательную систему, основанную на одной или нескольких фундаментальных аксиомах . Такие теологии часто включали более радикальное сокращение и переосмысление традиционных убеждений, чтобы они соответствовали аксиоме или аксиомам. [ нужна ссылка ] Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер , например, в 1820-х годах создал «Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche» ( «Христианская вера согласно принципам протестантской церкви» ), в которой фундаментальной идеей является универсальное присутствие среди человечества, иногда более скрытое. чувство или осознание «абсолютной зависимости», иногда более явное.
См. также
[ редактировать ]- Библейская экзегеза
- Библейское богословие
- Категория: Богословы-систематики
- Христианская апологетика
- Христианское богословие
- Конструктивное богословие
- Диспенсационалистское богословие
- Догматическое богословие
- Феминистская теология
- Герменевтика
- Историзм (христианство)
- Либеральное христианство
- Теология освобождения
- Философское богословие
- Философия религии
- Политическая теология
- Постлиберальная теология
- Теология процесса
- Богословие анабаптизма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Карсон, Д.А. (2018). NIV, Библия для изучения библейского богословия, электронная книга: Следуйте Божьему плану искупления, как он раскрывается в Священном Писании . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 9780310450436 .
- ^ Гарретт, Джеймс Лео (2014). Систематическое богословие, том 1, четвертое издание . Юджин, Орегон: Wipf и Stock Publishers. п. 20. ISBN 9781498206594 .
- ^ Беркхоф, Луи (24 сентября 1996 г.). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3820-9 .
- ^ Гарретт, Джеймс Лео (2014). Систематическое богословие, Том 2 . Юджин, Орегон: Wipf и Stock Publishers. п. 138. ИСБН 9781498206600 .
- ^ «Категории богословия» . www.gcfweb.org . Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ Шелдрейк, Филип (2016). Христианская духовность и социальная трансформация . Оксфордские исследовательские энциклопедии.
- ↑ Климент Александрийский, Строматы , книга 7, гл. 10
Ресурсы
[ редактировать ]- Барт, Карл (1956–1975). Церковная догматика . (тринадцать томов) Эдинбург: T&T Clark. ( ISBN 978-0-567-05809-6 )
- Беркхоф, Хендрикус (1979). Христианская вера: введение в изучение веры . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ( ISBN 978-0-8028-0548-5 )
- Беркхоф, Луи (1996). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс.
- Блош, Дональд Г. (2002–2004 гг.). Христианские фонды (семь томов). Межвузовская пресса. ( ISBN 978-0-8308-2753-4 , ISBN 978-0-8308-2754-1 , ISBN 978-0-8308-2755-8 , ISBN 978-0-8308-2757-2 , ISBN 978-0-8308-2752-7 , ISBN 978-0-8308-2756-5 , ISBN 978-0-8308-2751-0 )
- Кальвин, Джон (1559 г.). Институты христианской религии .
- Чейфер, Льюис Сперри (1948). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс: Крегель
- Хемниц, Мартин (1591). Места Теологии . Сент-Луис: Издательство Concordia, 1989.
- Эриксон, Миллард (1998). Христианское богословие (2-е изд.). Гранд-Рапидс: Бейкер, 1998.
- Фрейм, Джон. Богословие Господства ( ISBN 978-0-87552-263-0 )
- Фрухтенбаум, Арнольд (1989). Израильология: недостающее звено в систематическом богословии . Тастин, Калифорния: Ariel Ministries
- Фрухтенбаум, Арнольд (1998). Мессианская христология . Тастин, Калифорния: Ariel Ministries
- Гейслер, Норман Л. (2002–2004). Систематическое богословие (четыре тома). Миннеаполис: Бетани Хаус.
- Гренц, Стэнли Дж. (1994). Богословие для Сообщества Бога . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ( ISBN 978-0-8028-4755-3 )
- Грайдер, Дж. Кеннет (1994). Уэслианское богословие святости ( ISBN 0-8341-1512-3 )
- Грудем, Уэйн (1995). Систематическое богословие . Зондерван. ( ISBN 978-0-310-28670-7 )
- Ходж, Чарльз (1960). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс.
- Дженсон, Роберт В. (1997–1999). Систематическое богословие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ( ISBN 978-0-19-508648-5 )
- Меланхтон, Филипп (1543). Лоци-коммуны . Сент-Луис: Издательство Конкордия, 1992. ( ISBN 978-1-55635-445-8 )
- Майли, Джон . Систематическое богословие . 1892. ( ISBN 978-0-943575-09-4 )
- Ньюлендс, Джордж (1994). Бог с христианской точки зрения . Эдинбург: T&T Кларк.
- Оден, Томас К. (1987–1992). Систематическое богословие (3 тома). Пибоди, Массачусетс: Prince Press.
- Панненберг, Вольфхарт (1988–1993). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс.
- Пипер, Фрэнсис (1917–1924). Христианская догматика . Сент-Луис: Издательство Concordia.
- Реймонд, Роберт Л. (1998). Новое систематическое богословие христианской веры (2-е изд.). Слово Издательство.
- Шлейермахер, Фридрих (1928). Христианская вера . Эдинбург: T&T Кларк.
- Санкт-Петербург Августин Гиппопотамский (354–430). О городах Божиих
- Тилике, Хельмут (1974–1982). Евангелическая вера . Эдинбург: T&T Кларк.
- Тиссен, Генри К. (1949). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс: Издательство Уильяма Б. Эрдсманса.
- Тиллих, Пауль . Систематическое богословие . (3 тома).
- Турретен, Фрэнсис (3 части, 1679–1685). Институты электической теологии .
- Ван Тил, Корнелиус (1974). Введение в систематическое богословие . П&Р Пресс.
- Уотсон, Ричард . Теологические институты . 1823.
- Вебер, Отто . (1981–1983) Основы догматики . Гранд-Рапидс: Эрдманс.