Библейское богословие
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июнь 2022 г. ) |
Поскольку ученые склонны использовать этот термин по-разному, библейскому богословию очень трудно дать определение. [1] Академическая область библейского богословия подразделяется на богословие Ветхого Завета и богословие Нового Завета .
Академическая сфера
[ редактировать ]Марк Боуальд, писавший для Теологической семинарии Грейс , заявил, что «четыре области внимания» богословия «включают библейское богословие, историческое богословие , систематическое (или догматическое ) богословие и практическое богословие ». [2]
Библейское богословие — это изучение учения Библии как органического развития на протяжении библейской истории, как разворачивающегося и постепенного откровения, с возрастающей ясностью и определением в последних книгах, а также в зародышевой и зачаточной форме в более ранних книгах Библии. [3] Хотя большинство говорит о библейском богословии как об особом методе или акценте в библейских исследованиях , некоторые ученые также использовали этот термин в отношении его особого содержания. В этом понимании библейское богословие ограничивается сопоставлением и повторным изложением библейских данных без логического анализа и диалектической корреляции между текстами, на которые делает упор систематическое богословие. [4]
Некоторые ученые сосредотачивают внимание на Ветхом Завете (ВЗ) или еврейской Библии и попадают в область богословия Ветхого Завета . Эта область зародилась как христианская попытка и была направлена на предоставление объективных знаний о раннем откровении, работая, насколько это возможно, только с этими библейскими текстами и их историческим контекстом. В двадцатом веке она стала информироваться другими голосами и взглядами, в том числе взглядами феминистских и еврейских ученых, которые предоставили новые идеи и показали, как ранние работы были связаны с точками зрения их авторов. Среди ключевых ученых были Вальтер Эйхродт , Герхард фон Рад , Филлис Трайбл , Герхардус Вос и Джон Левенсон . [5] : xv фф
Другие сосредотачиваются на Новом Завете (НЗ); Область богословия Нового Завета также ищет понимания в пределах этих документов и их исторического контекста. Ключевые ученые включали Рудольфа Бультмана , Хендрикуса Бурса и Н.Т. Райта . [6]
Евангелизм
[ редактировать ]В евангелизме библейское богословие — это богословская дисциплина, которая подчеркивает прогрессивный характер библейского откровения . Грэм Голдсуорси объясняет связь между библейским богословием и систематическим богословием следующим образом:
Библейское богословие, как оно здесь определено, динамично, а не статично. То есть, оно следует за движением и процессом Божьего откровения в Библии. Оно тесно связано с систематическим богословием (они зависят друг от друга), но есть разница в акцентах. Библейское богословие не стремится изложить окончательные доктрины, составляющие содержание христианской веры, а скорее описывает процесс, посредством которого откровение раскрывается и движется к цели, которая является окончательным раскрытием Богом Его целей в Иисусе Христе. Библейское богословие стремится понять взаимосвязь между различными эпохами в откровенной деятельности Бога, записанной в Библии. Богослова-систематика интересует главным образом готовая статья – изложение христианского учения. С другой стороны, библейский богослов скорее озабочен прогрессивным раскрытием истины. Именно на основе библейского богословия богослов-систематик опирается на тексты Библии до Пятидесятницы как часть материала, из которого Христианское учение может быть сформулировано. [7]
Работы Грегори Била , Кевина Ванхузера , Герхардуса Воса (« Библейское богословие: Ветхий и Новый Заветы »), Германа Николааса Риддербоса (« Пришествие Царства» ), Мередит Кляйн ( «Пролог Царства» ), Грэма Голдсуорси ( «По Плану , Евангелие и Царство ») , Воан Робертс ( «Божья картина в целом» ), Джеймс Гамильтон (« Божья слава в спасении через суд» ), а также Питер Джентри и Стивен Веллум ( «Царство через завет: библейско-теологическое понимание заветов ») [8] помогли популяризировать этот подход к Библии. [9] Особенно важную роль во включении этой области исследований в конфессиональную традицию сыграл богослов из Старого Принстона Герхардус Вос (« Библейское богословие: Ветхий и Новый Заветы »). [10] Они резюмируют послание Библии как о «народе Божьем на месте Бога под правлением и благословением Бога» (Грэм Голдсуорси, Евангелие и Царство , Патерностер, 1981).
История
[ редактировать ]В 17 веке попытки доказать, что протестантское догматическое богословие основано на Библии, были названы библейским богословием . Эти ранние работы объясняли библейские тексты в соответствии со стандартными схемами, используемыми в систематическом богословии. В 1770-х годах Иоганн Саломо Землер утверждал, что библейское богословие необходимо отделить от догматического богословия. [11]
Лекция Иоганна Филиппа Габлера 1787 года «О правильном различении между библейским и догматическим богословием» считается началом современного библейского богословия. Габлер считал, что Библия является «единственным ясным источником, из которого черпаются все истинные знания о христианской религии». По мнению Габлера, догматическое богословие должно быть основано на библейском богословии, которое «чисто и не смешано с чуждыми элементами». Габлер определил две задачи библейского богословия. Первой задачей было дать точное историческое описание идей, содержащихся в Библии. [12] Он утверждал, что интерпретация библейских текстов должна основываться на языке и обычаях соответствующего исторического периода. Примечательно, что Габлер не предполагал, что Ветхий Завет и Новый Завет обладают единообразием верований. [11] Второй задачей Габлера было сравнить библейские идеи друг с другом, чтобы открыть универсальные библейские истины, на которых могло бы основываться догматическое богословие. [12]
Приняв первую задачу Габлера, Джордж Лоренц Бауэр написал отдельные библейские богословия для Ветхого Завета (1796 г.) и Нового Завета (1800–1802 гг.). [11] Это положило начало теологии Ветхого Завета и теологии Нового Завета как независимых дисциплин. Однако о второй задаче Габлера забыли. По словам библеиста Фрэнка Матеры: «Вместо того, чтобы стать слугой догматического богословия, библейское богословие вскоре стало его соперником». [13]
Движение библейского богословия (1940–1960-е гг.)
[ редактировать ]Движение библейского богословия представляло собой подход к протестантским библейским исследованиям, который был популярен в Соединенных Штатах, особенно среди пресвитериан , в период с 1940-х по начало 1960-х годов. Находящееся под сильным влиянием неоортодоксии , движение стремилось избежать поляризации либеральной теологии и христианского фундаментализма . Важные темы включали: «1) Библия как богословский ресурс; 2) Единство Библии; 3) Откровение Бога в истории ; 4) Отчетливо еврейский менталитет Библии; и 5) Уникальность библейского откровения». [14] Среди ученых были Дж. Эрнест Райт , Флойд В. Филсон, Отто Пайпер и Джеймс Д. Смарт. [15]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Карсон, Д.А. «Систематическое богословие и библейское богословие». В Новом словаре библейского богословия . Под редакцией Т. Десмонда Александра и Брайана С. Рознера. Даунерс Гроув: InterVarsity, 2000, 89.
- ^ Семинария, Богословская благодать (16 декабря 2020 г.). «Каковы четыре типа богословия? Ответы богословской школы» . Благодатная духовная семинария . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Вос, Герхардус. «Библейское богословие: Ветхий и Новый Заветы». Эдинбург: Знамя Истины, 1948, 3–18.
- ^ Карсон, Д.А. «Систематическое богословие и библейское богословие». В Новом словаре библейского богословия . Под редакцией Т. Десмонда Александра и Брайана С. Рознера. Даунерс Гроув: InterVarsity, 2000, 102.
- ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). Богословие Ветхого Завета: свидетельство, спор, защита ([Начдр.]. Ред.). Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0800630874 .
- ^ Виа, Дэн О. (2002). Что такое богословие Нового Завета? . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 9780800632632 .
- ^ Голдсуорси, Грэм (2000). «Евангелие и Царство». Трилогия Голдсуорси . стр. 45–46.
- ^ Джентри, Питер и Стивен Веллум (2018). Царство через Завет: Библейско-теологическое понимание Заветов (2-е изд.). Уитон, Иллинойс: Crossway.
- ^ Гаффин, Ричард Б.Дж. «Введение». В Искупительной истории и библейской интерпретации: Краткие сочинения Герхардуса Воса . Под редакцией Гаффина, Ричарда Б. Дж. Пресвитерианского и реформатского паба. Ко, 1980, с. xiii.
- ^ Вос, Герхардус (1975). Библейское богословие: Ветхий и Новый Заветы . Карлайл, Пенсильвания: Знамя Истины.
- ^ Jump up to: а б с Шнабель 2023 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Матера 2005 , с. 2.
- ^ Матера 2005 , стр. 2–3.
- ^ Кури, Дэвид Дж. «Движение библейского богословия» . thearda.com . Ассоциация архивов религиозных данных. Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Мурхед, Джеймс Х. (весна 2001 г.). «Переосмысление конфессионализма: американские пресвитериане в двадцатом веке». Журнал пресвитерианской истории . 79 (1). Пресвитерианское историческое общество: 74. JSTOR 23335389 .
Ссылки
[ редактировать ]- Матера, Фрэнк Дж. (январь 2005 г.). «Богословие Нового Завета: история, метод и идентичность». Католический библейский ежеквартальный журнал . 67 (1): 1–21. JSTOR 43725389 .
- Шнабель, Экхард Дж. (2023). Богословие Нового Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Baker Academic. ISBN 978-1-4934-4306-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауэр, Георг Лоренц (1800–1802). Библейское богословие Нового Завета (на немецком языке). Лейпциг: Вейганд. 4 тома.
- Габлер, Иоганн Филипп (весна 2011 г.) [1787]. «О правильном различии между библейским и догматическим богословием» (PDF) . Среднезападный богословский журнал . 10 (1). Перевод Сэндис-Вунш, Джон; Элдридж, Лоуренс: 1–11. Архивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2024 г.
- Олленбургер, Бен С., изд. (2004). Богословие Ветхого Завета: расцвет и будущее . Источники для библейских и богословских исследований. Том. 1. Озеро Вайнона: Айзенбраунс. ISBN 9781575065540 .
- Семлер, Иоганн Соломон (1771–1775). Трактат о свободном исследовании канона (на немецком языке). Холл: земля-ингибитор. Том 1 , Том 2 , Том 3 , Том 4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 101 книга по библейскому богословию: аннотированная библиография - Составители: Бриттани Д. Ким, Дариан Р. Локетт и Чарли Тримм
- 5 вещей, которые ученые-библеисты имеют в виду, когда используют термин «библейское богословие» - из книги Эдварда Клинка и Дэриан Локетт «Понимание библейского богословия»
- Идея библейского богословия как науки и богословской дисциплины - классическое определение библейского богословия Герхардуса Воса (1894 г.)
- BiblicalTheology.org - труды Герхардуса Воса, которого иногда называют «отцом реформатского библейского богословия».
- Керукс: Журнал Северо-Западной теологической семинарии - печатает библейско-богословские материалы в кальвинистской традиции с 1986 года.
- Возрождение библейского богословия: что происходит? от Catalyst ( точка зрения Объединенных методистов )
- WWW Индекс библейского богословия
- Библейское и систематическое богословие: сборник реформаторских мнений об их правильных отношениях
- Что такое библейское богословие? - статья Рича Ласка о библейском богословии
- Библейское богословие? - научная статья Т.Д. Александра, посвященная некоторым актуальным техническим вопросам.
- Что такое библейское богословие? - вводное объяснение библейского богословия.