Богословие Ветхого Завета
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2016 г. ) |
Богословие Ветхого Завета — это раздел библейского богословия , который ищет богословское понимание Ветхого Завета или еврейской Библии . В нем исследуются прошлые и настоящие богословские концепции, относящиеся к Богу и отношениям Бога с творением. Хотя эта область зародилась как христианское начинание, написанное в основном мужчинами и направленное на предоставление объективных знаний о раннем откровении, в двадцатом веке на нее повлияли другие голоса и взгляды, в том числе феминистские и еврейские ученые, которые предоставили новые идеи и показало, что ранние работы были связаны с точками зрения их авторов. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Дисциплина богословия Ветхого Завета (ВЗ) возникла сравнительно недавно и возникла едва ли дальше начала девятнадцатого века. Само название богословия «Ветхий Завет» обозначает его как сугубо христианское предприятие; разговор с еврейскими учеными был ограничен.
Самые ранние исследования ветхозаветной теологии (ОТТ) начались с признания меняющихся социальных, политических и религиозных условий, в которых были написаны различные ветхозаветные книги. Но подход к ветхозаветному богословию, основанный на истории религий, вскоре столкнулся с препятствием в расшифровке того, когда именно возникли и вновь появились конкретные богословские концепции.
Лишь в 1787 году Иоганн Филипп Габлер провел различие между догматическим и библейским богословием. До этого Ветхий Завет рассматривался в систематическом смысле и только в контексте понимания Нового Завета (НЗ). Габлер начал критически изучать ВЗ, рассматривая, как богословие древнего Израиля могло быть отражено в ветхозаветных книгах. Это был новый взгляд на Ветхий Завет, как писала Робин Рутледж в «Богословии Ветхого Завета»: «Ветхий Завет не был написан как богословский документ, и систематический подход обязательно предполагает наложение на него чуждого порядка и структуры».
Вальтер Эйхродт написал два тома OTT, опубликованные в 1933 году. Его подход был похож на подход Габлера в том, что они оба искали исторический контекст книг, но отличались его систематизацией. Эйхродт считал, что Ветхий Завет следует читать так, как это делали древние израильтяне, но есть одна тема, которая действует как «клей», скрепляющий все богословие вместе. Темой, которую он увидел, был Синайский Завет. Он видел и другие темы, но это было ядром Ветхого Завета. Он выбрал темы, которые, по его мнению, естественным образом возникают в Ветхом Завете, то есть Бог и люди, Бог и мир.
Когда Герхард фон Рад в 1960-х годах изучал ОТТ, он отверг взгляды Эйхродта на систематическое ОТТ и одну центральную тему богословия Ветхого Завета. Вместо этого он подчеркнул динамичную природу израильской веры. Фон Рад утверждал, что события Ветхого Завета основаны на исторических событиях, но окончательный вариант Ветхого Завета передает события, которые соответствуют потребностям нового поколения. Он утверждал, что в Ветхом Завете записано Heilsgeschichte , слово, которое он придумал, и которое представляет собой историю спасения, увиденную глазами верных израильтян.
В 1970-х годах Филлис Трайбл стала пионером христианского феминистского подхода к ОТТ, используя подход риторической критики, разработанный ее научным руководителем Джеймсом Мюленбургом . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
В 1987 году еврейский ученый-библеист Джон Левенсон опубликовал эссе « Почему евреи не интересуются библейским богословием» , в котором подверг сомнению выводы и методы в области библейского богословия и исторической критики , которые впоследствии широко обсуждались. [ 5 ] [ 6 ] В конце 1990-х годов его работы на тот момент были рассмотрены Марвином А. Суини и помещены в более широкий контекст области библейского богословия; Суини писал: «Большая часть его работы сосредоточена на основополагающем вопросе определения роли, которую христианские богословские конструкции сыграли в чтении библейской литературы, даже когда чтение представлено как исторически обоснованное объективное исследование, и на разработке стратегий чтения, которые могут удалить эти конструкции, чтобы библейские тексты «говорили сами за себя». Работа такого рода, естественно, открывает путь для развития еврейского библейского богословия». [ 7 ]
Подходы
[ редактировать ]Некоторые богословы основывают свое богословие исключительно на наблюдении за изображением Бога, обнаруженном в священных документах, - на описательном подходе. Другие пытаются сделать послание текста нормативным руководством для сегодняшней христианской церкви, используя предписывающий подход.
Типология — это подход к библейской интерпретации, при котором элемент Ветхого Завета воспринимается как предполагающий наличие элемента в Новом Завете. Первый рассматривается как тип, а завершение признается тем, что Бернар Рамм назвал антитипом. Типом или антитипом может быть событие, личность или событие; однако часто этот тип связан с Мессией и часто связан с идеей спасения. «Использование библейской типологии пользовалось большей популярностью в предыдущие века, хотя и сейчас никоим образом не игнорируется как герменевтика». [ 8 ]
Джона Голдингея к Евангелистский подход ОТТ демонстрирует интересную концепцию и открывает новые пути изучения Ветхого Завета и его связи с Израилем и Новым Заветом. Этот подход не пытается вписать Иисуса в Ветхий Завет с помощью типологии или каких-либо других искусственных методов. Он действительно отмечает, что Бог Ветхого Завета проявляет благодать настойчиво, не обращая внимания на отсутствие человеческого послушания или реакции.
Этот евангелический подход утверждает, что Иисус действовал так же, как Бог, который послал Авраама в новую землю исключительно из любви к нему и людям, которых он поведет в Землю Обетованную. Голдингей заявил: «Структура ветхозаветной веры сама по себе является структурой Евангелия, или, скорее, структура Евангелия является структурой ветхозаветной веры». [ 9 ] Именно образец любви в истории Ветхого Завета разжигает огонь, продолжающийся в Евангелиях. Чтобы иметь настоящую реляционную (заветную) связь, необходимы настоящие любовные отношения. Богословский подход, полностью зависящий от исторических фактов, игнорирует тот факт, что акцент Ветхого Завета делается на этих отношениях. События происходят и запоминаются именно потому, что они отображают элементы отношений.
Какой бы подход ни использовался, переводчики должны как можно лучше описать свои методологии и предпосылки для выполнения своей работы. Затем тщательная текстовая, лингвистическая, литературная, историческая, семантическая и философская экзегеза должна установить основные основополагающие темы и аспекты любого ветхозаветного богословия. В настоящее время разрабатывается многогранный и междисциплинарный подход. Антропология, социология, психология, поэтика и лингвистика предлагают полезную информацию для изучения богатства этих древних документов-откровений. Пол Д. Хэнсон заметил: «Богатое разнообразие традиций, обнаруженных в Ветхом Завете, не дает хаотичной богословской картины, а одновременно динамичной и единой. Причина в том, что этот подход выходит за рамки анализа отдельных периодов или традиций, чтобы понять их. общее развитие библейского богословия, обращая внимание на все уровни традиции и все периоды».
Личность Бога
[ редактировать ]ЯХВЕ (йод, хе, вав, он), имя Бога Израиля, называется тетраграмматоном (= четыре буквы). Ученые Ветхого Завета полагают, что это имя происходит от еврейского глагола «быть». Имя Бога было открыто Моисею в ветхозаветной книге Исход 3:13-15. Благодаря этому отрывку читатели могут увидеть раскрытие личности Бога. Поскольку в самой ранней письменности на иврите не использовались гласные знаки, а еврейский народ настолько почитал Бога, что отказывался произносить имя Бога вслух, истинное произношение имени Бога было потеряно из-за отсутствия употребления. Средневековые еврейские ученые разработали систему вставки знаков гласных в текст согласных. Из-за традиции читать вслух слово «адонай» (мой Господь) всякий раз, когда в тексте встречался ЯХВЕ, писцы вставляли знаки гласных «адонай» в согласные ЯХВЕ. Столетия спустя немецкие переводчики еврейского текста транслитерировали имя Бога как «Иегова», а английские переводчики последовали их примеру и создали слово «Иегова».
В Ветхом Завете ЯХВЕ представлен как создатель и хранитель завета. Завет – это официальное и обязательное соглашение, скрепленное печатью, между двумя или более сторонами о выполнении какого-либо действия. Те, кто упомянут в соглашении, понимают, что это нетривиальный вопрос, и ожидается, что стороны будут соблюдать условия соглашения. ЯХВЕ изображается на протяжении всего Ветхого Завета как инициатор заветов с людьми. Пять главных заветов придают структуру Ветхому Завету: Ноев, Авраамов, Моисеев, Давидов и Новый Завет (согласно пророчествам Иеремии и Иезекииля). Первые четыре из этих заветов были особыми заветами, которые ЯХВЕ заключил с отдельными людьми таким образом, что это затрагивало как их самих, так и людей, которым они принадлежали. Некоторые из применений этих заветов были специфичны для отдельных людей, в то время как другие аспекты относились к народу Израиля и/или всему миру.
Как инициатор заветов, ЯХВЕ изображен как обеспечивающий все необходимые условия для заключения завета. Более того, ЯХВЕ не только создатель завета; он также является хранителем завета. Соблюдение им завета, особенно безусловного завета, не зависело от выполнения людьми своей части сделки. Даже когда люди нарушают условные заветы, ЯХВЕ реализует план, чтобы вернуть их в завет.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюггеманн 1997 , стр. xv и далее.
- ^ Талл 1999 , стр. 158–159.
- ^ «В поисках помощи для документов Филлис Трайбл, 1954–2015 гг.» (PDF) . Архивы женщин, получающих богословские стипендии. Библиотека Берка. Теологическая семинария Союза библиотек Колумбийского университета, Нью-Йорк. 2016 . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Отец 1980 .
- ^ Барр 2009 , стр. 29 и далее.
- ^ Левенсон 1987 .
- ^ Суини 1997 .
- ^ Рамм 1970 , с. 223.
- ^ Голдингей , с. 100.
Библиография
[ редактировать ]- Барр, Джеймс (2009). Концепция библейского богословия: перспектива Ветхого Завета . Крепость Пресс. ISBN 9781451410259 .
- Брюггеманн, Вальтер (1997). Богословие Ветхого Завета: свидетельство, спор, защита ([Начдр.]. Ред.). Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0800630874 .
- Голдингей, Джон . Подходы к толкованию Ветхого Завета .
- Левенсон, Джон (1987). «Почему евреи не интересуются библейским богословием». В Нойснере, Джейкоб; Левин, Барух А.; Фрерихс, Эрнест С.; Маккракен-Флешер, Кэролайн (ред.). Иудейские взгляды на древний Израиль . Филадельфия: Фортресс Пресс. стр. 281–307. ISBN 978-0800608323 .
- Рамм, Бернард (1970). Протестантская интерпретация Библии . Бейкер.
- Суини, Марвин А. (1997). «Почему евреи интересуются библейским богословием: ретроспектива творчества Джона Д. Левенсона» . Ежегодник еврейской книги . 55–56: 134–168.
- Талл, Патрисия К. (1999). «Глава 8: Риторическая критика и интертекстуальность». В Хейнсе, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение (Откр. и расширенное изд.). Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664257842 .
- Фатер, Энн М. (1980). «Обзор Бога и риторики сексуальности». Журнал библейской литературы . 99 (1): 131–133. дои : 10.2307/3265712 . JSTOR 3265712 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аткинсон, Дэвид Дж., Дэвид Х. Филд, Артур Ф. Холмс и Оливер О'Донован. Новый словарь христианской этики и пастырского богословия . Даунерс-Гроув: Inter Varsity Press, 1995.
- Берч, Брюс; Брюггеманн, Вальтер; Фретхайм, Теренс и Петерсен, Дэвид. Богословское введение в Ветхий Завет , 2-е изд. Абингдон Пресс, 2005. ISBN 9780-6870-66766 .
- Дрей, Питер «Исайя 52:13-53: Исаия о страдающем слуге», Евангелие , (2008).
- Даффилд, GP, и Ван Клив, Нью-Мексико, Основы пятидесятнического богословия . Лос-Анджелес: Библейский колледж LIFE, 1983.
- Дюруссо, Клиффорд. «Я: Имя Бога», Jewish Bible Quarterly , (2014).
- Эйхродт, Вальтер. Богословие Ветхого Завета , тт. 1 и 2, серия «Библиотека Ветхого Завета». Филадельфия: Вестминстер Пресс, 1961.
- Эллис, Роберт. «Выдающийся страдающий слуга из Исайи 40–55», Юго-западный богословский журнал (1991).
- Эриксон, Миллард Дж. Христианское богословие . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2013.
- Хазель, Герхард Ф., Богословие Ветхого Завета: основные вопросы текущих дебатов , Wm. Издательство Б. Эрдманс, IV изд., 1991.
- Маллер, Аллен С. « Страдающий слуга Исайи: новый взгляд », Jewish Bible Quarterly , 37 № 4 (октябрь – декабрь 2009 г.).
- Мокан, Бенеамин. « Евангелический подход Голдингея к Ветхому Завету: описание и критическая оценка его методологии ». Кайрос: Евангелический богословский журнал , Том. Т. 7, Выпуск 2, (2013).
- Рутледж, Робин. Богословие Ветхого Завета: тематический подход . ИВП Академик, 2008. ISBN 9780-8308-39926
- Шрайбер, Мордехай. « Настоящий страдающий слуга: расшифровка спорного отрывка из Библии », Jewish Bible Quarterly , 37 № 1 (январь – март 2009 г.).
- Трайбл, Филлис (1973). «Депатриархализация в библейской интерпретации». Журнал Американской академии религии . 41 (1): 30–48. JSTOR 1461386 .
- Трайбл, Филлис (1978). Бог и риторика сексуальности (1-е изд.). Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 0800604644 .
- фон Рад, Герхард. Богословие Ветхого Завета , тт. 1 и 2. Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, 1962.
- Уотерс, Ларри Дж. « Евангелие от Исаии 53: Встреча со страдающим слугой в еврейской и христианской теологии », ATLA , (2012).