Богословие Нового Завета
Богословие Нового Завета ( НТТ ) — это раздел библейского богословия , который занимается изучением и толкованием Нового Завета (НТ). Он стремится объяснить значение текстов Нового Завета в их собственных грамматических, исторических и культурных терминах. [ 1 ] Оно отделено от догматического богословия и систематического богословия . Это родственно, но отличается от исторической теологии .
Существует два основных подхода к NTT. Первый – это реконструкция богословия авторов Нового Завета. Второй подход – предложить систематическое изложение учения Нового Завета. [ 2 ] Фрэнк Тильман использует «канонический и синтетический подход», который рассматривает каждую книгу Нового Завета отдельно или канонически, но также включает тематические или синтетические резюме. [ 3 ]
История интерпретации
[ редактировать ]1700–1914 гг.
[ редактировать ]В 17 веке попытки доказать, что протестантское догматическое богословие основано на Библии, были названы библейским богословием . Эти ранние работы объясняли библейские тексты в соответствии со стандартными схемами, используемыми в систематическом богословии. В 1770-х годах Иоганн Саломо Землер утверждал, что библейское богословие необходимо отделить от догматического богословия. [ 4 ]
Лекция Иоганна Филиппа Габлера 1787 года «О правильном различении между библейским и догматическим богословием» считается началом современного библейского богословия. Габлер считал, что Библия является «единственным ясным источником, из которого черпаются все истинные знания о христианской религии». По мнению Габлера, догматическое богословие должно быть основано на библейском богословии, которое «чисто и не смешано с чуждыми элементами». Габлер определил две задачи библейского богословия. Первой задачей было дать точное историческое описание идей, содержащихся в Библии. [ 5 ] Он утверждал, что интерпретация библейских текстов должна основываться на языке и обычаях соответствующего исторического периода. Примечательно, что Габлер не предполагал, что Ветхий и Новый Завет обладают единообразием в верованиях. [ 4 ] Второй задачей Габлера было сравнить библейские идеи друг с другом, чтобы открыть универсальные библейские истины, на которых могло бы основываться догматическое богословие. Пока ученые взялись за первую задачу Габлера, о второй задаче забыли. По словам библеиста Фрэнка Матеры: «Вместо того, чтобы стать слугой догматического богословия, библейское богословие вскоре стало его соперником». [ 6 ]
Джорджа Лоренца Бауэра, Четырехтомное богословие опубликованное в 1800–1802 годах, ознаменовало появление НТТ как независимой дисциплины. В 1864 году Фердинанд Кристиан Баур выдвинул противоречивую точку зрения о том, что ранние христианские верования были сформированы в результате борьбы между христианством язычников и иудеев . [ 7 ] Другие важные работы по NTT были написаны Бернхардом Вайсом (1868 г.), Виллибальдом Бейшлагом (1891–1892 гг.) и Генрихом Юлиусом Хольцманом (1897 г.). [ 4 ] Вайс и Хольцманн выпустили «всеобъемлющие справочники по богословию Нового Завета, в которых тщательно исследуются доктринальные системы ( Lehrbegriffe ) различных авторов Нового Завета». [ 7 ]
В своем эссе 1897 года «Задача и методы теологии Нового Завета » раскритиковал Уильям Вреде работу Вайса и Хольцмана и призвал к подходу к НТТ , основанному на истории религий . Это не будет ограничиваться библейским каноном , но будет охватывать всю раннехристианскую литературу . [ 8 ] Вреде считал, что эту область следует переименовать в «историю раннехристианской религии и теологии» и что она должна объяснять, « во что верили, думали, учили, надеялись, требовали и к чему стремились в самый ранний период христианства; а не то, что говорят о ней некоторые писания». вера, учение, надежда и т. д.». (выделено в оригинале). [ 9 ] Проект Вреде так и не был завершен; хотя Йоханнес Вайс подошел близко к этому с его незаконченной работой « Древнее христианство: история периода 30–150 гг. н. э.» , первоначально опубликованной в 1914 году. [ 10 ]
1914–1990
[ редактировать ]После Первой мировой войны рост диалектического богословия привел к возобновлению интереса к богословским элементам Нового Завета. Самой важной работой этой эпохи была Рудольфа Бультмана » «Богословие Нового Завета , первоначально опубликованная в 1948 году. [ 10 ] Работа Бультмана основывалась на трех концепциях. Во-первых, основной темой НТТ является керигма (провозглашение) об Иисусе Христе. Во-вторых, эту керигму необходимо интерпретировать экзистенциально , чтобы понять состояние человека. В-третьих, Бультманн отвергает историю спасения . [ 11 ]
Интерпретацию Бультмана сформировала критика формы , согласно которой авторы синоптических евангелий главным образом собирали и компилировали предания об Иисусе . Эти традиции по большей части не были исторически достоверными. Хотя исторический Иисус был еврейским раввином и пророком последних времен, христианская церковь позже провозгласила его мессией и господином после пасхального события. Вот почему Бультманн может сказать: «Послание Иисуса является предпосылкой богословия Нового Завета, а не частью самого этого богословия ... Христианская вера не существовала до тех пор, пока не появилась христианская керигма; т. е. керигма, провозглашающая Иисус Христос, а именно Иисус Христос Распятый и Воскресший, должен быть Божьим эсхатологическим актом спасения». [ 12 ] Бультманн разделил раннее христианство на палестинскую церковь и синкретическую эллинистическую церковь, в которую входили Павел и иоаннинская традиция. Бультмана «Богословие Нового Завета» фокусируется в основном на богословии Павла и Иоанна , которое, по его мнению, находится под глубоким влиянием гностицизма . [ 13 ]
Профессор NT К. Кавин Роу описывает 50 лет после Бультмана как «стерильную» фазу в области НТТ. [ 14 ] Были написаны и другие теологии Нового Завета, но они не смогли сравниться по влиянию Бультмана. [ 10 ]
Иоахим Иеремиас представил альтернативу Бультману в своем богословии Нового Завета 1971 года. Используя критерий несходства и другие методы, Иеремиас в отличие от критики формы Бультмана заключает, что «[в] синоптической традиции необходимо демонстрировать неподлинность, а не подлинность высказываний Иисуса». [ 15 ] Для Иеремии послание и деятельность исторического Иисуса неотделимы от церковного провозглашения после Пасхи. По словам Питера Штульмахера : [ 16 ]
Иеремия представляет нам исторически аргументированный переворот богословия керигмы Бультмана: решающее основание веры впервые находится не в апостольской проповеди о распятом и воскресшем Христе, а уже в слове и делах Иисуса, о чем достоверно свидетельствует Синоптик. Евангелия.
Книга французского богослова Оскара Кульмана « Спасение в истории» (1965) была хорошо принята католическими экзегетами, экуменическим миром и исследователями Ветхого Завета. Куллман прослеживает историю спасения до истории Израиля в Ветхом Завете и видит во всех писаниях Нового Завета заложенную эсхатологию : спасение уже совершено в жизни, смерти и воскресении Иисуса, но оно еще не завершено. Это завершение ожидает второго пришествия Христа, окончательного суда и окончательного установления Царства Божьего . [ 17 ]
Важнейшие теологии Нового Завета, созданные в англоязычном мире, включали Алана Ричардсона (1958), Джорджа Элдона Лэдда (1974), Дональда Гатри (1981), Леона Морриса (1986). [ 10 ]
1990–2000-е годы
[ редактировать ]Профессор NT К. Кавин Роу написал в 2006 году, что в последние годы область НТТ пережила «возрождение». [ 14 ] Георг Штрекер (1996) и Иоахим Гнилка (1994) продолжают традицию Бультмана. Оба подчеркивают теологическое разнообразие Нового Завета, что, по мнению Роу, «ставит под сомнение его существование как собрания». [ 18 ]
Другие немецкие ученые пошли дальше Бультмана. Рассматривая работы немецких ученых Фердинанда Хана (2001, 2005 г.), Ульриха Вилкинса (2002–2005 гг.) и Питера Штульмахера (1991, 1999 г.), Роу пишет: [ 19 ]
Во многих и важных отношениях – и несмотря на многочисленные различия – их теологии сходятся, чтобы обеспечить последовательную альтернативу более широкой бультмановской парадигме в НТТ. В то время как Бультман, как известно, обошел стороной значение Ветхого Завета, Хан, Вилкенс и Штульмахер утверждают неотделимость Старого от Нового. В то время как Бультманн отказался от участия исторического Иисуса в богословии Нового Завета, Ган, Вилкенс и Штульмахер настаивали на необходимости земной жизни Иисуса как важнейшей составляющей НТТ. радикальные расхождения между Павлом/Иоанном и Frühkatholizismus ( « ранним католицизмом » Там, где Бультманн видел глубокое и непримиримое богословское противоречие внутри Нового Завета ( например, )), Хан, Вилкенс и Штульмахер выступают за заметное богословское единство среди очевидного и реального разнообразия. писаний Нового Завета. И, наконец, там, где экзистенциальная интерпретация Бультмана явно делала акцент на богословской антропологии (человеческом «самопонимании»), Ган, Вилькенс и Штульмахер настаивали на центральной роли собственно теологии: Новый Завет прежде всего посвящен Бог .
Идеи Уильяма Вреде продолжают иметь влияние среди ученых, в том числе Хейкки Райсанена (1990), Клауса Бергера (1994), Вальтера Шмитальса (1994) и Герда Тайсена (1999). [ 20 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия Библии .
- ^ Шнабель 2023 , с. 3.
- ^ Скотт 2008 .
- ^ Jump up to: а б с Шнабель 2023 , с. 4.
- ^ Матера 2005 , с. 2.
- ^ Матера 2005 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Матера 2005 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Штульмахер 2018 , с. 4.
- ^ Wrede 1973 , стр. 84–85, цитируется в Matera 2005 , p. 3
- ^ Jump up to: а б с д Матера 2005 , с. 4.
- ^ Штульмахер 2018 , с. 18.
- ^ Бультманн 1955 , Том 1, с. 3 цитируется по Штульмахеру, 2018 г. , стр. 18
- ^ Штульмахер 2018 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Роу 2006 , стр. 393.
- ^ Иеремиас 1971 , с. 37, цитируется по Штульмахеру, 2018 г. , стр. 22
- ^ Штульмахер 2018 , с. 23.
- ^ Штульмахер 2018 , с. 25.
- ^ Роу 2006 , стр. 401.
- ^ Роу 2006 , стр. 400.
- ^ Шнабель 2023 , с. 5.
Ссылки
[ редактировать ]- Бультманн, Рудольф (1955). Богословие Нового Завета . Том. 1–2. Перевод Гробеля, Кендрика. Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-41190-3 .
- Иеремиас, Иоахим (1971). Богословие Нового Завета: Провозглашение Иисуса . Перевод Боудена, Джона. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Матера, Фрэнк Дж. (январь 2005 г.). «Богословие Нового Завета: история, метод и идентичность». Католический библейский ежеквартальный журнал . 67 (1): 1–21. JSTOR 43725389 .
- «Богословие Нового Завета» . Энциклопедия Библии . Архивировано из оригинала 30 июня 2024 года.
- Роу, К. Кавин (лето 2006 г.). «Богословие Нового Завета: возрождение дисциплины. Обзор недавних достижений в этой области». Журнал библейской литературы . 125 (2): 393–410. дои : 10.2307/27638367 . JSTOR 27638367 .
- Шнабель, Экхард Дж. (2023). Богословие Нового Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Baker Academic. ISBN 978-1-4934-4306-2 .
- Скотт, Дж. Джулиус-младший (сентябрь 2008 г.). «Исследование тематической структуры Нового Завета» . Темелиос . 33 (2).
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Штульмахер, Питер (2018). Библейское богословие Нового Завета . Перевод Бейли, Дэниела П. Уильяма Б. Эрдманса. ISBN 978-0-8028-4080-6 .
- Вреде, Уильям (1973) [1897]. «Задачи и методы «теологии Нового Завета» ». В Моргане, Роберт (ред.). Природа богословия Нового Завета: вклад Уильяма Вреде и Адольфа Шлаттера . Исследования по библейскому богословию. Лондон: Wipf и Stock. стр. 68–116. ISBN 9781606087077 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Куллманн, Оскар (1967). Спасение в истории . Перевод Сауэрса, Сидни Г. Лондон: SCM Press.
- Габлер, Иоганн Филипп (весна 2011 г.) [1787]. «О правильном различии между библейским и догматическим богословием» (PDF) . Среднезападный богословский журнал . 10 (1). Перевод Сэндис-Вунш, Джон; Элдридж, Лоуренс: 1–11. Архивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2024 г.
- Райсанен, Хейкки (1990). За пределами богословия Нового Завета: история и программа . Лондон: СКМ. ISBN 0-334-01907-9 .
- Шмитальс, Уолтер (1997). Богословие первых христиан . Перевод декана Вестминстерского округа Джона Нокса. ISBN 9780664256159 .
- Стрекер, Георг (2000). Хорн, Фридрих Вильгельм (ред.). Богословие Нового Завета . Перевод Боринга, Юджина М. де Грюйтера; Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9783110156522 .
- Тайссен, Герд (1999). Религия древнейших церквей: создание символического мира . Перевод Боудена, Джона. Крепость. ISBN 9781451408652 .
- Вайс, Бернхард (1882). Библейское богословие Нового Завета . Том. 1. Перевод Итона, Дэвида. Эдинбург: T&T Кларк.
- Вайс, Бернхард (1883). Библейское богословие Нового Завета . Том. 2. Перевод Дугида, Джеймса Э. Эдинбурга: T&T Clark. ISBN 978-0-7905-0056-0 .
- Вайс, Йоханнес (1959) [1937]. Грант, Фредерик К. (ред.). Древнее христианство: история периода 30–150 гг. н.э. Том. 1. Нью-Йорк: Харпер.
- Вайс, Йоханнес (1959) [1937]. Грант, Фредерик К. (ред.). Древнее христианство: история периода 30–150 гг. н.э. Том. 2. Нью-Йорк: Харпер.