Полина христианство
Часть серии статей о |
Павел в Библии |
---|
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Павлинское христианство или павлинское богословие (также павализм или павланство ), [2] иначе называемое языческим христианством , [3] — это теология и форма христианства , которые развились из верований и доктрин, поддерживаемых эллинистически-еврейским апостолом Павлом через его сочинения и те сочинения Нового Завета, которые традиционно приписывались ему. Верования Павла были укоренены в самом раннем иудейском христианстве , но они отклонялись от этого иудейского христианства, подчеркивая включение язычников в Божий Новый Завет и отвергая обрезание как ненужный знак соблюдения Закона Моисея . [3] [4] [5]
Протоортодоксальное христианство , укоренившееся в первых веках истории христианства , во многом опирается на богословие и верования Павла и считает их расширением и объяснением учения Иисуса . Начиная с 18-го века, ряд ученых предположили, что сочинения Павла содержат учения, которые отличаются от оригинальных учений Иисуса и первых иудеев-христиан, как зафиксировано в канонических Евангелиях , ранних Деяниях и остальной части Нового Завета. , такие как Послание Иакова . [6]
Определение и этимология
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Павловое христианство или богословие Павла, также называемое «паулизмом» или «павланством», [2] — это богословие и христианство , которые развились из верований и доктрин, пропагандируемых апостолом Павлом в его трудах . Верования Павла были прочно укоренены в раннем иудейском христианстве, но они отклонялись от этого иудейского христианства, делая акцент на включении язычников в Новый Завет Божий и отвергая обрезание как ненужный знак соблюдения Закона.
Этимология
[ редактировать ]По словам Ганса Литцмана , термин «павлинское христианство» впервые вошел в употребление в 20 веке среди ученых, которые предлагали различные направления мысли в раннем христианстве , на которое Павел оказал мощное влияние. [7]
Писатель-марксист Антонио Грамши (1891–1937), подчеркивавший сходство между первобытным христианством и марксизмом , использовал фразу «христо-паулинизм» не только для того, чтобы указать на большее значение Павла, но и для того, чтобы провести различие между богословскими и идеологическими верованиями и организацией институциональных структур. Церковь. [8]
Это выражение также используется современными христианскими учеными, такими как Джон Зислер. [9] и Кристофер Маунт, [10] чей интерес заключается в восстановлении христианского происхождения и важности Павла для палеоортодоксии , христианского реконструкционизма и реставрационизма .
Павел и включение язычников
[ редактировать ]Первыми христианами были евреи. [11] По словам Павла и автора «Деяний апостолов», он сначала преследовал этих первых христиан, но затем обратился в христианство и спустя годы был призван заниматься прозелитизмом среди язычников.
Включение язычников
[ редактировать ]Ранним вероучением о смерти и воскресении Иисуса, которое, вероятно, использовал Павел, было 1 Коринфянам 15 , стихи 3–5 (плюс возможные дополнительные стихи). Вероятно, происходящий из иерусалимской апостольской общины , древность символа веры отмечалась многими исследователями Библии: [12]
Ибо я прежде всего передал вам то, что и принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он был погребен, и что Он воскрес в третий день, по Писанию, и что Он явился Кифа, затем к двенадцати...
Широкое признание получило мнение У. Д. Дэвиса о том, что сущностное еврейство христианской точки зрения Павла было недооценено. [ нужна ссылка ] По мнению Дэвиса, Павел заменил Тору , еврейский закон или Закон Моисея , Христом. [ сомнительно – обсудить ] .
По мнению Даниэля Боярина , Паулы Фредриксен и других известных ученых Нового Завета, цитируемых ими, писавших, опираясь на жизненный опыт еврейского контекста, Павел не заменял Тору или Галаху Христом для верующих евреев, а просто учил язычников, что соблюдение завета Ноахида является праведности среди народов было достаточно (наряду с верой во Христа), чтобы заслужить долю в будущем мире. Это была точка зрения, которую разделяли фарисеи и которой учили в Талмуде и Маймониде (за исключением элемента веры во Христа), но которую отрицали иудействующие (в основном язычники), которые учили обращению в иудаизм как необходимому средству спасения. [ нужна ссылка ] Например, его Послание к Римлянам 13 учит обязанностям праведного язычника в соответствии с заветом Ноахида, а Римлянам 14-15 содержит обширный комментарий к диетической этике.
По словам Кристофера Роуленда , «проблемы, с которыми он борется в своих письмах, вероятно, были типичными для многих, с которыми христианская секта сталкивалась в этот период». [13]
По мнению Кристера Стендаля , основной темой сочинений Павла о роли Иисуса и спасении по вере является проблема включения нееврейских (греческих) наблюдателей Торы в Божий завет. [14] [15] [16] [Интернет 1] Включение язычников в раннее христианство создало проблему для еврейской идентичности первых христиан. Многие из евреев-христиан были полностью верными религиозными евреями, отличавшимися лишь тем, что принимали Иисуса как Мессию. Соблюдение еврейских заповедей, включая обрезание, рассматривалось как знак членства в этом завете, и ранние еврейские христиане настаивали на соблюдении этих обрядов. [17] Новообращенные не соблюдали всех «еврейских законов» и отказывались от обрезания . [18] поскольку обрезание считалось омерзительным в период эллинизации Восточного Средиземноморья . [Интернет 2] [19]
Павел решительно возражал против настойчивого соблюдения всех иудейских заповедей , считая это большой угрозой его учению о спасении через веру в Иисуса. [20] Для Павла смерть и воскресение Иисуса решили проблему исключения язычников из Божьего завета. [21] «Умереть за наши грехи» относится к проблеме соблюдающих Тору неевреев, которые, несмотря на свою верность, не могут полностью соблюдать заповеди, включая обрезание, и поэтому являются «грешниками», исключенными из Божьего завета. [22] Смерть и воскресение Иисуса решили проблему исключения язычников из Божьего завета, как указано в Рим. 3:21-26. [21]
Павел настаивает на том, что спасение принимается по благодати Божией; по мнению Сандерса, это требование соответствует иудаизму ок. С 200 г. до н. э. по 200 г. н. э., когда завет Бога с Израилем рассматривался как акт Божьей благодати. Соблюдение Закона необходимо для соблюдения завета, но завет зарабатывается не соблюдением Закона, а благодатью Божией. [Интернет 3]
Раскол с еврейским христианством
[ редактировать ]Между христианами и евреями произошел медленно нарастающий раскол, а не внезапный раскол. Несмотря на то, что принято считать, что Павел основал языческую церковь, потребовались столетия, чтобы произошел полный разрыв. [23]
Ириней , епископ Лиона , писал во второй половине II века, что эвиониты отвергли Павла как отступника от закона , используя лишь вариант Евангелия от Матфея, известный как Евангелие эвионитов .
Влияние
[ редактировать ]Эта статья может быть несбалансированной по отношению к определенным точкам зрения . ( ноябрь 2021 г. ) |
Павел оказал сильное влияние на раннее христианство, превратив Иисуса, еврейского мессию, в универсального [примечание 1] спаситель . Этот тезис основан на различиях между взглядами Павла и ранним иудейским христианством , а также между изображением Павла в Деяниях апостолов и его собственными сочинениями. С этой точки зрения, Павла следует рассматривать как сторонника эллинизации или романизации .
Научные взгляды
[ редактировать ]Существуют значительные расхождения во мнениях ученых относительно того, насколько на самом деле Павел повлиял на христианское учение. [примечание 2]
XIX века По словам немецкого богослова и гегельянского философа Фердинанда Кристиана Баура , основателя Тюбингенской школы , чья точка зрения имела широкое влияние, Павел был категорически против учеников , основываясь на своей точке зрения, что Деяния были поздними и ненадежными , и который утверждал, что католическое христианство представлял собой синтез взглядов Павла и иудействующей церкви в Иерусалиме. [24] Со времен Адольфа фон Гарнака позиция Тюбингена в целом была заброшена. [25] [ нужна страница ]
Ультрадиспенсационалисты, такие как Э. У. Буллингер, рассматривали различие, которое ненавидели эбиониты, как положительную и важную доктрину. [26] [ нужны разъяснения ]
Павлинское христианство, по сути, основывалось на Риме и использовало административные навыки, отточенные Римом. Его система организации с одним епископом для каждого города была, по мнению Барта Эрмана , средством достижения своей гегемонии. [27]
Майкл Гулдер много писал о теории происхождения христианства, которая видит фундаментальную оппозицию между апостолом Павлом, с одной стороны, и иерусалимскими христианами Петром и Иаковом , братом Иисуса, с другой. [28] Это было воспринято как возрождение гипотезы Баура. [29]
Искажение
[ редактировать ]Некоторые литературные критики христианства утверждают, что Павел исказил первоначальную и истинную веру, или утверждают, что христианство во многом является его изобретением. К первым относятся такие светские комментаторы [30] как философы Фридрих Ницше и Бертран Рассел . Ницше Критика основана на его моральных возражениях против мысли Павла. Другие писатели, такие как Славой Жижек и Ален Бадью , также согласны с этой интерпретацией, но придерживаются гораздо более положительного мнения о богословском влиянии Павла. [ нужна ссылка ]
Христианские анархисты , такие как Лев Толстой и Аммон Хеннаси , считают, что Павел исказил учение Иисуса . Толстой утверждает, что Павел сыграл важную роль в «отклонении» церкви от учения и практики Иисуса. [31] в то время как Хеннаси считал, что «Павел испортил послание Христа». [32]
Критика тезиса о «павлинском христианстве»
[ редактировать ]Сами христиане расходятся во мнениях относительно того, насколько серьезной была напряженность между Павлом и Иерусалимской церковью. Римские католики , восточные и восточные православные , Ассирийская церковь Востока и консервативные протестанты утверждают, что писания Павла были законной интерпретацией Евангелия. Идея о том, что Павел изобрел христианство, оспаривается многими христианскими авторами. [33] [34] [35] [36]
По мнению Кристофера Роуленда, христианство Павла — это развитие размышлений об Иисусе в нееврейском миссионерском контексте. Роуленд утверждает, что «степень его влияния на христианскую мысль была переоценена». [37] пришел к выводу, что Павел существенно не изменил учение Иисуса.
Уртадо отмечает, что Павел считал свои христологические взгляды и взгляды Иерусалимской церкви существенно схожими. По словам Уртадо, эта «работа против утверждений некоторых ученых о том, что павлинское христианство представляет собой резкий отход от религиозности иудейских «движений Иисуса». [38]
Как уничижительный термин
[ редактировать ]Уничижительное канона использование выражений «павлинское христианство», «паулизм» или «павланство» относится к идее о том, что сторонники Павла, как отдельная группа, оказали чрезмерное влияние на формирование Священного Писания . [39] [40] Его также иногда используют для обозначения представления о том, что некоторые епископы, особенно епископ Рима , влияли на дебаты, которые определяли догмы раннего христианства, тем самым возвышая толкование Евангелия Павлом в ущерб другим толкованиям (в том числе и тем, которые считались гностиками маркионитами и ) . [41] [42] [43] [44]
См. также
[ редактировать ]- Антиномизм
- Авторство посланий Павла
- Библейский канон
- Христианский анархизм
- Развитие христианского библейского канона
- Гипердиспенсационализм
- иезуизм
- Новый взгляд на Пола
- Полина мистика
- Полина привилегия
- Апостол Павел и иудаизм
- Протоправославное христианство
- Закон Христа
- Павел и гностицизм
- Апостол Павел и женщины
Примечания
[ редактировать ]- ^ В более широком смысле « католик ».
- ↑ Среди наиболее радикальных — Г. А. Уэллс , профессор немецкого языка, а не богословия или истории, чья точка зрения состоит в том, что Иисус был мифической фигурой и что христианство было в значительной степени изобретено Павлом.
Ссылки
[ редактировать ]- Ссылки на веб-источники
- ^ Стивен Вестерхольм (2015), Новый взгляд на Пола в обзоре , Режиссер, весна 2015 г. · Том. 44 № 1 · стр. 4–15.
- ^ «ОБРЕЖЕНИЕ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
- ^ Джордан Купер, EP Сандерс и новый взгляд на Пола
- Ссылки на печатные источники
- ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. стр. 316–320. Харрис цитирует Галатам 6:11 , Римлянам 16:22 , Колоссянам 4:18 , 2 Фессалоникийцам 3:17 , Филимону 19 . Джозеф Барбер Лайтфут в своем «Комментарии к Посланию к Галатам» пишет: «В этот момент [ Галатам 6:11 ] апостол берет перо из своего личного кабинета , и заключительный абзац пишется собственноручно. С того времени, как начались письма. быть подделанным от Его имени ( 2 Фессалоникийцам 2:2 ; 2 Фессалоникийцам 3:17 ), похоже, он имел обыкновение заканчивать несколькими словами, написанными собственной рукой, в качестве меры предосторожности против таких подделок... В данном случае он пишет целый абзац, суммируя основные уроки послания в кратких, энергичных, разрозненных предложениях. Он пишет его также крупными жирными буквами (греч. pelikois grammasin ), чтобы его почерк мог отражать энергию и решительность. его душа».
- ^ Перейти обратно: а б Иде 1993 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Клуц, Тодд (2002) [2000]. «Часть II: Истоки и развитие христианства – Павел и развитие христианства из язычников» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Routledge Worlds (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 178–190. ISBN 9781032199344 .
- ^ Тиссен, Мэтью (сентябрь 2014 г.). Брейтенбах, Сильерс; Том, Джон (ред.). «Аргумент Павла против обрезания язычников в Римлянам 2:17-29» . Новый Завет 56 (4). Лейден : Издательство Brill : 373–391. дои : 10.1163/15685365–12341488 . eISSN 1568-5365 . ISSN 0048-1009 . JSTOR 24735868 .
- ^ Зейфрид, Марк А. (1992). « Оправдание верою и расположение аргумента Павла» . Оправдание верой: происхождение и развитие центральной темы Павла . Novum Testum, Добавки . Лейден : Издательство Brill . стр. 210–211, 246–247. ISBN 90-04-09521-7 . ISSN 0167-9732 .
- ^ Табор, Джеймс Д., Павел и Иисус: Как апостол изменил христианство [ издатель отсутствует ] [ нужна полная цитата ]
- ^ Литцманн, Ганс, История ранней церкви, том. 1 р. 206
- ^ Джеймс Лесли Хоулден, Иисус в истории, мысли и культуре: энциклопедия , том 1, ABC – CLIO, 2003, с. 595
- ^ Зислер Джон, Политическое христианство (OUP 2001) Зильслер комментирует: «Полинское христианство - самое раннее, о котором у нас есть прямые документальные свидетельства...»
- ^ Маунт, Кристофер, Политическое христианство - Лука, Деяния и наследие Павла , Брилл, 2002 г.
- ^ Уртадо 2005 , с. 79-8
- ^ см. Вольфхарт Панненберг, «Иисус — Бог и человек» в переводе Льюиса Уилкинса и Дуэйна Прайба (Филадельфия: Вестминстер, 1968), стр. 90; Оскар Каллманн, Ранняя церковь: исследования по раннехристианской истории и теологии, изд. AJB Хиггинс (Филадельфия: Вестминстер, 1966) с. 66; Р.Э. Браун, Непорочное зачатие и телесное воскресение Иисуса (Нью-Йорк: Paulist Press, 1973), с. 81; Томас Шиэн, «Первое пришествие: как Царство Божье стало христианством» (Нью-Йорк: Random House, 1986), стр. 110, 118; Ульрих Вилкенс, «Воскресение» в переводе А.М. Стюарта (Эдинбург: Сент-Эндрю, 1977), с. 2; Ганс Грасс, Ostergeschen und Osterberichte, второе издание (Геттинген: Vandenhoeck und Ruprecht, 1962), с. 96; Трава благоприятствует происхождению в Дамаске.
- ^ Роуленд 1985 , с. 196.
- ^ Стендаль 1963 .
- ^ Данн 1982 , стр. 49.
- ^ Финляндия 2004 , стр. 2.
- ^ МакГрат 2006 , с. 174.
- ^ Бокенкоттер 2004 , с. 19.
- ^ Ходжес, Фредерик, М. (2001). «Идеальная крайняя плоть в Древней Греции и Риме: эстетика мужских половых органов и их связь с липодермом, обрезанием, восстановлением крайней плоти и кинодесмой» (PDF) . Бюллетень истории медицины . 75 (осень 2001 г.): 375–405. дои : 10.1353/bhm.2001.0119 . ПМИД 11568485 . S2CID 29580193 . Проверено 24 июля 2007 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ МакГрат 2006 , с. 174-175.
- ^ Перейти обратно: а б Мак 1997 , с. 91–92.
- ^ Мак 1997 , с. 88–89, 92.
- ^ Данн 1991 .
- ^ Павел, Апостол Иисуса Христа (англ. пер. 1873–5)
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви под ред. Флорида Кросс
- ^ «Послания Павла. — Приложение к Библии» . levendwater.org . Проверено 30 мая 2020 г.
- ↑ Эрман, Барт: Утраченное христианство (OUP), стр. 175.
- ^ См., например, «Св. Павел против Св. Петра: Повесть о двух миссиях» (Лондон: SCM, 1994) и «Павел и конкурирующая миссия в Коринфе» (Библиотека исследований Павла; Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 2001).
- ^ Стивен К. Мьюир (26 июня 2000 г.). «Обзор Св. Павла и Св. Петра: Повесть о двух миссиях » (PDF) . Обзор библейской литературы . Проверено 25 июля 2007 г.
- ^ «Статьи - Люди, которые поняли учение Павла Антихриста - Единство - Истинная вера» . www.wizanda.com . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Толстой, Лев (1882). Церковь и государство .
Это отклонение начинается со времен апостолов и особенно со времени жаждущего мастерства Павла.
- ^ Хеннаси, Аммон (1970). Книга Аммона . Хеннаси. п. 475.
Павел и церкви
- ^ Дэвид Уэнам, «Пол: последователь Иисуса или основатель христианства?»
- ^ Л. Майкл Уайт, «От Иисуса к христианству»
- ^ Ф. Ф. Брюс, «Павел и Иисус»
- ^ Мейчен, Дж. Грешам. «Происхождение религии Павла»
- ^ Роуленд 1985 , с. 194.
- ^ Уртадо 2005 , с. 160.
- ^ Маунт, Кристофер Н. (2002). Павловое христианство: Деяния Луки и наследие Павла . Лейден: Брилл. стр. 1–21. ISBN 9004124721 . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Кирк, младший Дэниел (1 января 2012 г.). Любил ли я Иисуса, а Павла?: Нарративный подход к проблеме христианства Павла . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-3625-8 . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Уилсон, Стивен Г. (1986). Антииудаизм в раннем христианстве. Том 2, Разделение и полемика . Ватерлоо, Онтарио, Канада: Опубликовано для Канадской корпорации исследований религии издательством Уилфрида Лорье University Press. ISBN 088920196X .
- ^ Кэмпбелл, Уильям (2005). «Представления о совместимости христианства и иудаизма в интерпретации Павла». Библейская интерпретация . 13 (3): 298–316. дои : 10.1163/1568515054388137 .
- ^ Жуковский, Жан (1 января 2009 г.). «Роль и статус католической церкви в отношениях между церковью и государством в Римской империи с 306 по 814 годы нашей эры» . Диссертации . doi : 10.32597/dissertations/174/ . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Берроуз, Уильям Р. (2014). Преобразование преподавания для миссии: теория и практика образования: труды Ассоциации профессоров миссий за 2014 год . Уилмор, Кентукки: First Fruits Press. ISBN 9781621711582 . Проверено 2 июня 2021 г.
- Печатные источники
- Бокенкокоттер, Томас (2004), Краткая история католической церкви , Doubleday, ISBN 0-385-50584-1
- У. Д. Дэвис , Павел и раввинистический иудаизм , 2-е изд., Лондон, 1965 г.
- Данн, Джеймс Д.Г. (1982), Новый взгляд на Пола. Мэнсонская мемприальная лекция, 4 ноября 1982 г.
- Данн, Джеймс (1991), Пути расходятся
- Эйзенман, Роберт (1997). Иаков, брат Иисуса: ключ к разгадке тайн раннего христианства и свитков Мертвого моря . Викинг. ISBN 0-670-86932-5 .
- Финлан, Стивен (2004), Предыстория и содержание метафор культового искупления Павла , Общество библейской литературы
- Уртадо, Ларри (2005), Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве , Эрдманс
- Ид, Артур Фредерик (1993), Избитые и синяки: все женщины Ветхого Завета , Monument Press
- Мак, Бертон Л. (1997) [1995], Кто на самом деле написал Новый Завет? Факты, мифы и мотивы. (Кто написал Новый Завет? Создание христианского мифа) , Уитгеверий Анк-Гермес б.в.
- МакГрат, Алистер Э. (2006), Христианство: Введение , Blackwell Publishing, ISBN 1-4051-0899-1
- Роуленд, Кристофер (1985), Христианское происхождение: отчет об обстановке и характере самой важной мессианской секты иудаизма , SPCK , ISBN 9780281041107
- Стендаль, Кристер (июль 1963 г.). «Апостол Павел и интроспективное сознание Запада» (PDF) . Гарвардское богословское обозрение . 56 (3). Кембридж : Издательство Кембриджского университета от имени Гарвардской школы богословия : 199–215. дои : 10.1017/S0017816000024779 . ISSN 1475-4517 . JSTOR 1508631 . LCCN 09003793 . OCLC 803348474 . S2CID 170331485 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- Уилкен, Роберт Луи (2013). «Внутренние разделения» . Первое тысячелетие: Глобальная история христианства . Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 37–46. ISBN 978-0-300-11884-1 . JSTOR j.ctt32bd7m.8 . LCCN 2012021755 . S2CID 160590164 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Эдвард и Хоррелл, Дэвид Г. Христианство в Коринфе: поиски церкви Павла 2004 г.
- Бокмюль, Маркус Н.А. Откровение и тайна в древнем иудаизме и христианстве Павла
- Браун, Раймонд Э. Введение в Новый Завет , 1997 г. ISBN 0-385-24767-2
- Браун, Рэймонд Э. Называет ли NT Иисуса Богом? Богословские исследования № 26, 1965 г.
- Чарри, Эллен Т. (1999), Обновлением вашего разума: пастырская функция христианской доктрины , Oxford University Press
- Данн, Джеймс Д.Г. Богословие апостола Павла Эрдманс 1997 г. ISBN 0-8028-3844-8
- Данн, Джеймс Д.Г. Апостол еретиков: Павел, Валентин и Маркион , в Портере, Стэнли Э.; Юн, Дэвид, Пол и Gnosis BRILL 2016 ISBN 9789004316690
- Эрман, Барт Д. Утраченное христианство: битва за Священное Писание и веры, которые мы никогда не знали, 2003 г.
- Элснер, Джас . Имперский Рим и христианский триумф: Оксфордская история раннего христианства, не относящегося к Павлу , 1998 г. ISBN 0-19-284201-3
- Гриффит-Джонс, Робин. Евангелие от Павла 2004.
- Холланд, Том. Контуры богословия Павла: радикально новый обзор влияния библейских писаний Павла 2004 г. ISBN 1-85792-469-X
- Маккоби, Хайам . Мифмейкер: Павел и изобретение христианства 1986 г. ISBN 0-06-015582-5
- Ким, Юн Сок . Тело Христово в Коринфе: политика метафоры 2008 г. ISBN 0-8006-6285-7
- Ким, Юн Сок . Богословское введение в послания Павла . 2011 год ISBN 978-1-60899-793-0
- Макдональд, Деннис Рональд . Легенда и Апостол: Битва за Павла в рассказах и канонах Филадельфии: Вестминстер Пресс, 1983 г.
- Маунт, Кристофер Н. Полинское христианство: Деяния Луки и наследие Павла 2001
- Пейджелс, Элейн Гностический Павел: гностическая экзегеза из писем Павла Fortress Press, 1975 г. ISBN 978-1-56338-039-6
- Питерсен, Ллойд К. Полемика пасторалей: социологическое исследование развития христианства Павла 2004 г.
- Сандерс, EP «Иисус и иудаизм» , 1987 г. ISBN 0-8006-2061-5
- Сандерс, Е.П. Павел Закон и еврейский народ , 1983 г.
- Сандерс, Е.П. Пол и палестинский иудаизм: сравнение моделей религии , 1977 г. ISBN 0-8006-1899-8
- Тайссен, Герд. Социальная среда павлинского христианства: очерки Коринфа , 2004 г.
- Вестерхольм, Стивен. Старые и новые взгляды на Павла: «лютеранин» Павел и его критики 2003 г. ISBN 0-8028-4809-5
- Райт, Н.Т. Что на самом деле сказал Святой Павел: Был ли Павел из Тарса настоящим основателем христианства? 1997 год ISBN 0-8028-4445-6
- Уилсон, А.Н. Пол: Разум апостола , 1997 г.
- Зислер, Джон А. Полин Христианство, исправлено 1990 г. ISBN 0-19-826459-3