Библия и рабство
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Библия обычной содержит много упоминаний о рабстве , которое было практикой в древности . Библейские тексты описывают источники и правовой статус рабов, экономическую роль рабства, виды рабства и долговое рабство , которые подробно объясняют институт рабства в Израиле в древности. [1] Библия оговаривает обращение с рабами, особенно в Ветхом Завете . [2] [3] [4] Есть также ссылки на рабство в Новом Завете . [5] [6]
Многие из патриархов , изображенных в Библии, были выходцами из высших слоев общества, владели рабами, порабощали тех, кто был им должен, покупали дочерей своих сограждан в наложницы и постоянно порабощали иностранных мужчин для работы на своих полях. [7] Хозяевами обычно были мужчины, но Библия изображает женщин из высшего сословия, от Сарры до Есфири и Юдифи, с их порабощенными служанками. [8] [9] [10] как и Элефантинские папирусы 400-х годов до нашей эры. [7]
Тем, кто владел рабами, особенно в больших количествах, было необходимо быть богатыми, потому что хозяева должны были платить налоги за рабов-евреев и неевреев, поскольку они считались частью семьи. Рабы рассматривались как важная часть репутации семьи, особенно в эллинистические и римские времена, а спутники-рабыни женщины рассматривались как проявление и защита чести женщины. [7] Со временем домашнее рабство стало более заметным, а домашние рабы, обычно работавшие помощниками жены патриарха, позволяли более крупным домам работать более гладко и эффективно. [7]
Рабство в древности
[ редактировать ]Рабы выполняли самые разные задачи. Чтобы определить, в чем заключалась задача раба, многие ученые обращаются к повторяющимся описаниям, содержащимся в текстах, написанных примерно в одно и то же время, а также к хорошо документированным сообщениям о других культурах, написанным авторами, выросшими в греко-римской среде. Римская культура. [7] Одной из основных функций рабов было служить символом статуса для высших членов общества, особенно когда дело касалось приобретения приданого для их дочерей. Этих рабов можно было продать или отдать по мере необходимости, и они также показали, что семья способна обеспечить щедрые суммы денег своим дочерям, когда они выдаются замуж. Они также удовлетворяли потребности храма и выполняли больше домашних задач, таких как ведение домашнего хозяйства, выращивание сельскохозяйственных животных и выращивание небольшого количества сельскохозяйственных культур. Хозяева часто пользовались преимуществом своих рабов, которые были у них на побегушках, требуя от них публичного выполнения обязанностей, которые хозяин мог выполнять сам. Это свидетельствовало о том, что уровень роскоши простирался от частной сферы до общественной. [7] Помимо демонстрации роскоши, владение рабами было необходимо для хорошего семейного происхождения, и многие богатые люди считали своих коллег, у которых было всего несколько рабов, типом людей, которых нужно жалеть. [7]
Ветхий Завет
[ редактировать ]Военные пленники
[ редактировать ]Израильтяне обычно не участвовали в отдаленных или крупномасштабных войнах, и, очевидно, захват рабов не был важным источником рабов. [11]
Взятие в плен женщин поощряется Моисеем в Числах 31 . Получив указание Яхве отомстить мадианитянам , Моисей велит израильтянам убивать детей мужского пола и недевственных женщин, а молодых девственниц забирать себе. [12] Профессор Университета Уитворта Кен Браун утверждает, что, поскольку армия не получила прямого указания взять в плен девушек-девственниц у Яхве, это действие нельзя оправдать как повиновение божественному приказу; вместо этого израильтяне по собственной инициативе поработили девственниц. [13]
В Кодексе Второзакония вражеские страны, сдавшиеся израильтянам, должны были служить израильтянам в качестве данников . Однако, если бы они решили начать войну против Израиля, все мужчины были бы убиты, а все женщины и дети считались бы военными трофеями . [14]
Если солдат желал жениться на пленной иностранке, он был обязан отвезти ее к себе домой, побрить голову, подстричь ногти, [а] и сбрось одежду своей пленницы. Она оставалась в его доме целый месяц, оплакивая потерю отца и матери, после этого он мог зайти к ней и стать ее мужем, а она могла стать его женой. Если бы он позже захотел разорвать отношения, он не смог бы продать ее в рабство. [15]
Гарольд К. Вашингтон , профессор теологической школы Святого Павла, цитирует Второзаконие 21:10–14 как пример того, как Библия оправдывает акты сексуального насилия, совершаемые израильтянами; они использовали в своих интересах женщин, которые, будучи военнопленными, не имели никакого выхода или средств самообороны. [16]
М. И. Рей, профессор Высшего института религиоведения Бостонского университета , утверждает, что этот отрывок является одобрением сексуального рабства и геноцидного изнасилования , поскольку захват этих женщин оправдан на том основании, что они не еврейки. Рей также утверждает, что эти женщины не считались равными еврейским женщинам, а считались военными трофеями, и, таким образом, у их похитителей не было никаких сомнений, которые помешали бы им участвовать в актах сексуального насилия. [17] Однако библейское повеление никогда не уточняет, что рассматриваемая война ведется против неевреев, а скорее против общих «врагов» - термин, используемый по отношению к израильтянам, а также к иностранцам. [18] и несколько войн между израильскими армиями записаны в Библии. [19]
По мнению многих еврейских комментаторов, законы, регулирующие обращение с пленными женщинами, не предназначены для поощрения захвата и принудительного брака женщин, вместо этого они рассматривают это как неизбежное в военное время, а также стремятся свести к минимуму его возникновение и жестокость. [20] [21] С этой точки зрения законы Второзакония 21:12–13 (о том, что пленная женщина должна побрить голову, провести месяц в трауре и т. д. перед замужеством) предназначены «устранить желание [похитителя] к ней, чтобы он не бери ее в жены». [22]
Беглые рабы
[ редактировать ]Второзаконный кодекс запрещает израильтянам выдавать беглых рабов своим хозяевам или притеснять их и предписывает этим беглецам иметь возможность жить там, где они пожелают. [23] Хотя буквальное прочтение указывает на то, что это применимо к рабам всех национальностей и мест, Мишна и многие комментаторы считают, что это правило имеет гораздо более узкое применение - только к тем рабам, которые бегут в нее из-за пределов израильской территории. [24] [25]
Кровавое рабство
[ редактировать ]Также можно было родиться в рабстве. [26] Если израильский раб мужского пола получил жену от своего владельца, то жена и все дети, рожденные в результате союза, оставались собственностью его владельца, согласно Кодексу Завета . [27] Хотя национальность не указана, теологи XVIII века Джон Гилл (1697–1771) и Адам Кларк предположили, что это относится только к ханаанским наложницам. [28] [29]
Долговое рабство
[ редактировать ]Долговые рабы были одной из двух категорий рабов в древнем еврейском обществе. Как следует из названия, эти люди продали себя в рабство, чтобы погасить накопившиеся у них долги. [1] Эти люди не находились в такой ситуации постоянно и обычно освобождались через шесть-семь лет. С другой стороны, движимые рабы встречались реже и обычно представляли собой военнопленных, не сохранявших за собой индивидуального права на выкуп. Эти рабы движимого имущества работали полный рабочий день, часто в качестве домашней прислуги. [1]
Как и на остальной территории Древнего Ближнего Востока, правовые системы израильтян делили рабов на различные категории: «Определяя, кто должен получить выгоду от их вмешательства, правовые системы проводили два важных различия: между долговыми и движимыми рабами, а также между местными и иностранными рабами. Власти вмешались прежде всего, чтобы защитить первую категорию каждого из них — граждан, которые пережили тяжелые времена и были вынуждены попасть в рабство из-за долгов или голода». [30]
Бедность и, в более общем плане, отсутствие экономической безопасности вынудили некоторых людей впасть в долговую кабалу . На Древнем Ближнем Востоке жены и (невзрослые) дети находились на иждивении главы семьи и иногда продавались в рабство мужем или отцом по финансовым причинам. Доказательства этой точки зрения можно найти в Кодексе Хаммурапи , который разрешает должникам продавать своих жен и детей во временное рабство сроком максимум на три года. Библейские авторы неоднократно критикуют долговое рабство, которое можно объяснить высокими налогами, монополией ресурсов, кредитами под высокие проценты и распадом высших родственных групп. [7]
Чем раньше [31] [32] [33] [34] Кодекс Ковенанта предписывает, что если вор пойман после восхода солнца и не может возместить ущерб, то вор должен быть порабощен. [35]
Сексуальное и супружеское рабство
[ редактировать ]Для обозначения рабынь использовались два слова: ама (אָמָה) и шифхах (שִׁפְחָה). [36] Судя по использованию в разных текстах, эти слова имеют один и тот же смысл и используются как синонимы, а именно: сексуальный объект, хотя сами слова, по-видимому, имеют разное этническое происхождение. Мужчины приписывали своим рабыням тот же уровень зависимости, что и жене. Близкие уровни отношений могут возникнуть, учитывая степень зависимости этих женщин. [36] У этих рабов были две конкретные роли: сексуальное использование и общение. [36] Их репродуктивные способности оценивались в соответствии с их ролью в семье. Брак с этими рабами не был чем-то необычным или запрещенным. Фактически, именно наложницу мужчины считали «другой» и избегали участия в семейной структуре. К этим рабыням относились больше как к женщинам из семьи, чем к другим рабыням, что, возможно, было связано, по мнению некоторых ученых, с их сексуальной ролью, которая заключалась, в частности, в «выведении» большего количества рабов. [36]
Сексуальное рабство или продажа в жены было обычным явлением в древнем мире. В Ветхом Завете много раз упоминается о вступлении в несколько жен. [37] [38] Отец-израильтянин мог продать своих незамужних дочерей в рабство, ожидая или понимая, что хозяин или его сын в конечном итоге могут жениться на ней (как в Исходе 21:7–11). Еврейские и христианские комментаторы понимают, что это относилось к продажа дочери, которая «не дожила до двенадцати лет и дня, и то по бедности». [39]
И если человек продаст свою дочь в рабство, она не должна выходить, как выходят рабы-мужчины. Если она не угодит господину своему, который обручил ее себе, то пусть он позволит выкупить ее. Он не имеет права продать ее чужому народу, так как он поступил с ней обманом. И если он обручил ее со своим сыном, то пусть поступит с ней по обычаю дочерей. Если он возьмет другую жену, он не должен умалять ее еды, ее одежды и ее брачных прав. А если он не сделает для нее этих трех, то она выйдет на свободу, не заплатив денег.
В кодексе также указано, что женщину было разрешено выкупить. [40] если мужчина разорвал с ней помолвку. Если рабыня была обручена с сыном хозяина, то с ней нужно было обращаться как с обычной дочерью. Если он взял другую жену, то от него требовалось продолжать снабжать тем же количеством еды, одежды и супружеских прав . ее [41] В кодексе говорится, что несоблюдение этих правил автоматически предоставляет бесплатное освобождение . порабощенной женщине [42] в то время как со всеми израильскими рабами нужно было обращаться как с наемными слугами. [43]
Положение о помолвке, по-видимому, представляло собой исключение из закона об освобождении из Второзакония 15:12 (ср. Иеремия 34:14 ), согласно которому как мужчины, так и женщины-израильские слуги должны были быть освобождены на седьмой год. [44]
Наказание, если израильтянин вступал в половую связь с неискупленной рабыней, которая была обручена, называлось бичеванием , при этом еврейская традиция рассматривает это как относящееся только к рабыне. [45] [46] (в отличие от Второзакония 22:22 , где обе стороны были побиты камнями, будучи свободными людьми), а также человек, признавший свою вину, и священник, искупивающий свой грех. [47]
Постоянное порабощение
[ редактировать ]Что касается израильских рабов, Кодекс Завета позволяет им добровольно отказаться от семилетнего освобождения и стать постоянными рабами (буквально будучи рабами навечно ). [48] Закон требует, чтобы рабы подтвердили это желание «перед Богом». [48] фраза, которая понимается как означающая либо религиозное святилище, либо [49] [50] перед судьями, [51] или в присутствии домашних богов. [52] После этого рабам шилом через ухо в дверной косяк. хозяин должен был проткнуть [48] Этот ритуал был распространен на всем Древнем Ближнем Востоке, его практиковали месопотамцы , лидийцы и арабы ; [52] в семитском мире ухо символизировало послушание (так же, как сердце символизирует эмоции в современном западном мире), а проколотая мочка уха означала рабство.
Работорговля
[ редактировать ]Кодекс святости Левит . прямо разрешает участие работорговле в [53] где израильтянам было разрешено покупать неизраильтян в качестве собственности , которая могла быть унаследована . В контексте он рассматривал дилемму о том, кто должен стать рабами, если израильтяне будут исключены, включая тех, кто продал себя из-за бедности . [54] [55] Исаак С.Д. Сассун утверждал, что это был компромисс между простолюдинами, выступающими против рабства, и землевладельцами, выступающими за рабство в Израиле. [56]
Некоторые полагают, что под неизраильтянами подразумеваются соседние языческие народы, за исключением хананеев, обреченных на уничтожение . [57] [58] иностранцы, отказавшиеся присоединиться к Израилю ( Исайя 60:1–6 ) [59] и неверующие, поскольку израильтяне были «детьми Авраама по вере». [60] [61] Другие полагают, что этнические разделения в Ветхом Завете фактически не имели смысла. Например, неизраильтяне становились израильтянами, если жили на своей территории, что, как считалось, «отражало ранние обычаи Израиля» ( Иезекииль 47:21–23 ). [62] Кроме того, израильтянам было повелено праздновать Песах , в том числе и рабам ( Второзаконие 16 ). Но рабы могли праздновать только в том случае, если они были обрезаны, что приравнивало их к коренным израильтянам ( Исход 12:48 ). [63]
Условия труда
[ редактировать ]Десять заповедей ясно показывают, что соблюдение Шаббата ожидалось от рабов, а не только от их хозяев. [64] Чем позже [32] [33] [34] Книга Второзакония , повторив требование Шаббата, также предписывает, чтобы рабам было разрешено праздновать праздник Суккот . [65]
Левит предписывает, что в течение субботнего года рабы и их хозяева должны есть пищу, которую дает земля, не обрабатывая их. [66] Эта заповедь не обрабатывать землю адресована землевладельцу и не упоминает рабов, но другие стихи подразумевают, что в этом году никто не сеет никаких продуктов: [66] и прикажите, чтобы земля «лежала под паром». [67] Не упоминается, получают ли рабы отдых от несельскохозяйственных работ в течение этого года.
В отличие от других книг, Левит не упоминает об освобождении израильских рабов через шесть лет, а просто дает расплывчатое указание о том, что израильских рабов не следует принуждать к строгой работе ; [68] Маймонид утверждает, что это следует интерпретировать как запрет на работу с неограниченным сроком действия (например, продолжать делать это до тех пор, пока я не вернусь ), и что дисциплинарные меры не должны включать в себя указание рабу выполнять работу, в противном случае бессмысленную. [32] [69]
Особым случаем является случай должника, который продает себя в рабство своему кредитору; Левит предписывает, что в этой ситуации должника нельзя заставлять выполнять работу раба, а вместо этого обращаться с ним как с наемным слугой. [70] В еврейской традиции это означало, что должнику не следует поручать выполнять унизительную работу, которую могли выполнять только рабы, и что должника следует просить выполнять ремесло (ремесла), которыми он обычно занимался до того, как был порабощен. , если это реально сделать. [32] [69]
Травма и компенсация
[ редактировать ]Чем раньше [32] [33] [34] Кодекс Пакта обеспечивает потенциально более ценную и прямую форму помощи, а именно определенную степень защиты личности раба (его тела и его здоровья). Эта кодификация расширяет базовый lex talionis ( ...око за око, зуб за зуб... ), [71] обязать, чтобы в случае, если рабы серьезно пострадали от своих хозяев, компенсацией должно было быть освобождение; каноническими примерами, упомянутыми, являются выбивание глаза или зуба. [72] Это напоминает более ранний Кодекс Хаммурапи, который предписывает, что в случае нанесения вреда социально неполноценному лицу должна быть предоставлена денежная компенсация вместо выполнения основного lex talionis; Иосиф Флавий указывает, что в его время было приемлемо платить штраф рабу вместо освобождения его, если раб соглашался. [73] Нахманид утверждал, что библейская обязанность освободить раба, которому причинили такой вред, была обязанностью. [32]
Хеттские законы и Кодекс Хаммурапи настаивают на том, что если рабу причинен вред третьей стороной, третья сторона должна выплатить владельцу финансовую компенсацию. [74] Согласно Кодексу Завета, если вол забодает раба, владелец вола должен заплатить хозяину слуги штраф в размере 30 сиклей . [75]
Убийство рабов владельцами было запрещено в Завете Закона. Кодекс Пакта четко устанавливает смертную казнь за избиение свободного человека до смерти; [76] напротив, за избиение раба до смерти можно было отомстить только в том случае, если раб не выжил в течение одного или двух дней после избиения. [77] Авраам бен Натан из Люнеля XII века , провансальский ученый , Таргум и Маймонид утверждают, что отмщение подразумевает смертную казнь, [32] [69] но более поздние ученые считают, что это, вероятно, описывает меньшее наказание. [78] Ряд современных протестантских версий Библии (таких как « Новый живой перевод» , «Новая международная версия» и «Новая версия века» ) переводят выживание в течение одного или двух дней как относящееся к полному и быстрому выздоровлению, а не к затяжной смерти, как это предпочитают другие недавние версии (такие как Новая пересмотренная стандартная версия и Новая американская Библия ).
Освобождение
[ редактировать ]Параллельно с системой шмита Кодекс Завета предписывает автоматическое освобождение израильских рабов-мужчин после того, как они отработали шесть лет; [79] это исключает рабов-неизраильтян и, в частности, исключает израильтянских дочерей, которые были проданы в рабство своими отцами, из такого автоматического освобождения на седьмой год. Их покупали для обручения владельцу или его сыну, а если этого не было сделано, их можно было выкупить. Если бы брак состоялся, они должны были быть освобождены, если ее муж небрежно выполнял свои основные супружеские обязательства. [80] Чем позже [32] [33] [34] Некоторые считают, что Второзаконный кодекс противоречит [32] элементы этой инструкции, распространяя автоматическое освобождение на седьмой год обучения для обоих полов. [81]
Второзаконный кодекс также распространяется [82] правило об освобождении седьмого года, предписывающее, чтобы освобожденным таким образом израильским рабам в качестве прощального подарка давали скот, зерно и вино; [83] буквальное значение глагола, используемого в этом месте текста для вручения этого подарка, похоже, висит на шее . [32] Подарок описан в Еврейской энциклопедии 1901 года как подарок в виде продуктов, а не денег или одежды; [32] Многие еврейские ученые подсчитали, что стоимость трех перечисленных продуктов составляла около 30 шекелей , поэтому постепенно подарок стал стандартизироваться как продукт, стоящий этой фиксированной стоимости. [84] Библия утверждает, что не следует сожалеть об освобождении Раба, поскольку рабы стоили в два раза дороже, чем наемник, по сравнению с Хозяином; [85] Нахманид называет это приказом, а не просто советом. [32]
Согласно Иеремии 34:8–24 , Иеремия также потребовал, чтобы царь Седекия освободил (освободил) всех израильских рабов ( Иеремия 34:9 ). Левит не упоминает об освобождении на седьмой год; вместо этого он лишь предписывает, чтобы долговые рабы и израильские рабы, принадлежащие иностранным резидентам, были освобождены во время национального юбилея. [3] (происходит каждые 49 или каждые 50 лет, в зависимости от интерпретации). [52]
Хотя многие комментаторы считают, что положения Кодекса святости дополняют предыдущий закон, предписывающий освобождение на седьмой год, [86] [87] [88] в противном случае потенциально долгое ожидание юбилея было несколько смягчено Кодексом святости с указанием, что рабам должно быть разрешено выкупить свою свободу, заплатив сумму, равную общей заработной плате наемного слуги за весь период, оставшийся до следующего юбилея. (это может быть заработная плата за 49 лет). Кровным родственникам раба также разрешалось выкупить свободу раба, и это стало рассматриваться как обязанность ближайших родственников (иврит: Гоэль ). [89]
В Ветхом Завете различия между порабощением мужчин и женщин были огромными. Второзаконный кодекс распространялся в основном на мужчин, в то время как женщины могли подвергаться совсем другому типу рабства. Это изменение статуса потребует, чтобы долговая рабыня стала постоянным членом семьи, выйдя замуж за отца или сына отца. Во Второзаконии 21:9 говорится, что с рабыней следует обращаться как с дочерью, если необходимо установить такой постоянный статус. [90]
Отмена рабства
[ редактировать ]Согласно Еврейской энциклопедии , рабство израильтян было отменено пророками после разрушения Храма Соломона . [91] Пророк Неемия упрекал богатых израильтян своего времени за то, что они продолжали владеть израильскими рабами. [92]
Новый Завет
[ редактировать ]Рабство неоднократно упоминается в Новом Завете .
Евангелия
[ редактировать ]В Библии говорится, что Иисус исцелил больного раба центуриона. [93] и вернул отрезанное ухо рабу первосвященническому. [94] В своих притчах Иисус упоминал рабство: блудный сын , [95] десять золотых монет , [96] неумолимый арендатор , [97] и фермеры-арендаторы . [98] Иисус также учил, что он даст отдых обремененным и утомленным работникам. [99] Повествования о Страстях интерпретируются католической церковью как исполнение песен о Страдающем Слуге у Исаии . [100]
На вопрос об иерархии его последователей Иисус отвечает: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матфея 20:27).
Послания
[ редактировать ]В посланиях Павла к Ефесянам Павел побуждает раннехристианских служителей оставаться верными и послушными своим хозяевам, как они Христу. В Ефесянам 6:5–8 Павел говорит: «Рабы, будьте послушны господам вашим со страхом и трепетом, в простоте сердца, как Христу». [101] Подобные утверждения о послушных рабах можно найти в Колоссянам 3:22–24, 1 Тимофею 6:1–2 и Титу 2:9–10. [102] [103] [104] В Кол. 4:1 Павел советует членам церкви, которые являются рабовладельцами, «относиться к своим рабам справедливо и справедливо, понимая, что и у вас есть Господин на небесах». [105] Добавляя к совету Павла господам и рабам, он использует рабство как метафору. В Послании к Римлянам 1:1 Павел называет себя «рабом Христа Иисуса», а позже в Послании к Римлянам 6:18 Павел пишет: «Вы освободились от греха и стали рабами праведности». [106] [107] Также в Послании к Галатам Павел пишет о природе рабства в Царстве Божием. В Послании к Галатам 3:28 говорится: «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно во Христе Иисусе». [108] Подобные модели речи и понимания рабства можно найти в посланиях Петра. В 1 Петра 2:18 святой Петр пишет: «Рабы, со всяким почтением повинуйтесь господам вашим, не только добрым и справедливым, но и злым». [109] В 1 Тимофею 1:10 Павел осуждает сексуально безнравственных людей, злоупотребляющих собой по отношению к человечеству, лжецов, лжесвидетельников, тех, кто похищает невинных и продает их в рабство, [110] и все остальное, что противоречит здравому учению.
Филимон
[ редактировать ]Послание к Филимону стало важным текстом, посвященным рабству; его использовали сторонники рабства, а также аболиционисты. [111] [112] В послании святой Павел пишет святому Филимону , что возвращает ему обратно святого Онисима , беглого раба; однако Павел также умоляет Филимона относиться к Онисиму, которого, по его словам, он рассматривает как сына, не как раба, а как любимого брата во Христе. Филимону предлагается обращаться с Онисимом так же, как он обращался бы с Павлом. [113] Согласно католической традиции, Филимон освободил Онисима. [114]
Освобождение
[ редактировать ]Перспектива освобождения — идея, преобладающая в Новом Завете. В отличие от Ветхого Завета, критерии освобождения в Новом Завете включают римские законы о рабстве, а не систему шмиты . Освобождение в римской системе во многом зависит от способа порабощения: рабами часто были иностранцы, военнопленные или люди с большими долгами. Для лиц, родившихся за границей, освобождение на волю становилось все более аморфным; однако в случае долгового рабства освобождение было гораздо более конкретным: свобода предоставлялась после выплаты долга. Дети часто предлагались кредиторам в качестве оплаты, и их освобождение определялось ab initio (вначале) с патером (главой семьи). [90] Эта маниципия (порабощение) детей отцом не исключала продажу детей в сексуальное рабство. В случае продажи в сексуальное рабство перспектива полного освобождения становилась гораздо менее вероятной в соответствии с положениями римского права. Продажа в сексуальное рабство означала большую вероятность попасть в вечное рабство путем явного порабощения или принудительного брака.
Одно из первых обсуждений освобождения в Новом Завете можно увидеть во взаимодействии Павла с рабом Филимона Онисимом. Онисим находился в плену вместе с Павлом, так как был беглым, беглым рабом. Павел приступает к крещению раба Онисима, а затем пишет его владельцу Филимону, сообщая ему, что он заплатит любую плату, которую Онисим должен заплатить за его статус беглеца. Павел прямо не просит Филимона об освобождении Онисима; однако предложение заплатить «плату» за побег Онисима обсуждалось как возможная скрытая форма освобождения. [115] Отношение Павла к Онисиму дополнительно ставит под вопрос римское рабство как «закрытую» или «открытую» систему рабства. Открытые рабовладельческие системы позволяют включать освобожденных рабов в общество после освобождения, в то время как в закрытых системах освобожденным рабам все еще не хватает социальной свободы или социальной интеграции. [115] Римское рабство имело характеристики как открытой, так и закрытой системы, что еще больше усложняет письмо Павла к Филимону относительно раба Онисима.
Во времена Нового Завета существовало три способа освобождения раба его или ее хозяином: завещание могло включать формальное разрешение на освобождение, раб мог быть объявлен свободным во время переписи или раб и хозяин. мог предстать перед провинциальным чиновником. [115] Эти способы освобождения дают основания полагать, что освобождение было повседневным явлением, и, таким образом, усложняют тексты Нового Завета, поощряющие освобождение. В 1 Коринфянам 7:21 Павел призывает порабощенные народы добиваться освобождения; однако это освобождение может означать границы закрытой рабовладельческой системы, в которой освобождение не приравнивается к полной свободе. [115] Способы освобождения в Новом Завете еще раз обсуждаются в письме Павла к Галатам, в котором Павел пишет: «Ради свободы Христос освободил нас». [116]
1 Питер
[ редактировать ]В 1 Петра 2:18-20 рабам приказано «в благоговейном страхе Божием подчиняться господам вашим, не только добрым и внимательным, но и суровым».
Книга Откровения
[ редактировать ]В 18-й главе Откровения порабощенные люди перечислены как одна из «чрезмерной роскоши» «Вавилона Великого», который, по его словам, падет, когда Бог осудит его «грехи» и «преступления». [117]
Рабство и переводы Библии
[ редактировать ]Переводы Библии, предназначенные для популярного и литургического использования, а не просто для научного использования, вынуждены сталкиваться с тем, что читатели не знают подробностей древнего рабства и его различий с современным резко негативным значением термина «раб». Еврейский термин «эбед» обычно используется для обозначения раба или раба (собратьев-евреев, находящихся в течение определенного периода времени в состоянии, близком к кабальному рабству ), но он также может относиться к слугам. Например, Неемана -арамейца называют «эбедом» , но он явно является человеком высокого статуса и ранга. Греческий термин доулос ( δοῦλος ) более непосредственно относится к рабам ( диаконос — отдельное слово, обозначающее «слуга»); однако Септуагинта часто переводит еврейское слово «эбед» на греческое «дулос» в том смысле, в котором оригинал означал «слуга», что оставляет это не совсем ясным. В более общем смысле, привилегированные рабы в древности могли получить часть статуса своих владельцев, могли накапливать богатство и собственность, владеть собственными рабами и так далее. Таким образом, раб кого-то достаточно возвышенного, например короля или императора, вполне мог иметь социальный статус выше, чем обычный свободный человек; Представление Павлом себя в Послании к Римлянам 1:1 как doulos Иисуса Христа, вероятно, не должно было быть таким смиренным, как современное английское значение слова «раб». Эти соображения означают, что в большинстве переводов предпочтение отдается использованию слова «слуга» и его эквивалентов на других языках, хотя в некоторых переводах будет сноска, что греческое слово буквально означает «раб». [118]
Исторический прием
[ редактировать ]Джеймс Уоттс утверждал, что эллинистическая культура и римское право играли более значительную роль, чем Библия, в позднеантичных и средневековых еврейских и христианских рабовладельческих практиках. В раннего Нового времени период меркантилизм еще одним фактором был : Жан Кальвин заявлял, что «экономические обстоятельства сделали библейские законы излишними». Тем не менее, европейцы, выступающие за рабство, определяли «неизраильтян» из Левит 25:44-46 как нехристиан, а позже и как небелых людей . Уоттс предположил, что они использовали двухуровневую модель Библии, чтобы оправдать порабощение африканцев и коренных американцев, одновременно ограничивая белых подневольных работников наемными слугами и заключенными. [119]
В дебатах по поводу рабства в Великобритании и Соединенных Штатах в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков как сторонники рабства, так и аболиционисты ссылались на Библию как на подтверждение своих взглядов. [120] [121] [122] Проклятие Хама ( Бытие 9:18–27 ) было отрывком, который особенно использовался христианскими рабовладельцами для оправдания своего порабощения чернокожих людей. Это оправдание подверглось широкой критике как неверное толкование. [123] Послание к Филимону также использовалось в качестве доказательства обеими сторонами спора. Обычно предполагается, что библейское рабство и раннехристианское рабство было менее жестоким, чем современное рабство (по сравнению с африканской работорговлей ), однако, по мнению Ченса Бонара, это ошибочное предположение, и существует множество исторических свидетельств крайней жестокости в древности. Средиземноморское рабство, в том числе практиковавшееся ранними христианами . [124]
В 19 веке в Соединенных Штатах аболиционисты и защитники рабства обсуждали библейское послание по этой теме. [125] [126] Аболиционисты использовали тексты как из Ветхого, так и из Нового Заветов, чтобы привести доводы в пользу освобождения рабов, а также против похищения или «кражи людей» для владения или продажи их в качестве рабов, в то время как пасторы, выступающие за рабство, использовали библейские тексты, чтобы узаконить институт рабства. [127] [128]
См. также
[ редактировать ]- Аболиционизм
- Аболиционизм в Соединенном Королевстве
- Аболиционизм в США
- Арабская работорговля
- Атлантическая работорговля
- Библия и насилие
- Христианство и насилие
- Христианские взгляды на рабство
- Католическая церковь и рабство
- Проклятие и знак Каина
- Проклятие Хама
- История христианской мысли о гонениях и терпимости
- История рабства
- История рабства в мусульманском мире
- Ислам и насилие
- Исламские взгляды на рабство
- Еврейские взгляды на рабство
- Иудаизм и насилие
- Мормонизм и рабство
- Мормонизм и насилие
- Учения мормонов о цвете кожи
- Чернокожие люди и мормонизм
- Чернокожие люди и политика в отношении храмов и священства в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
- Преадамиты
- Расизм в Израиле
- Расизм в еврейских общинах
- Расизм в мусульманских общинах
- Религиозное насилие
- Сектантское насилие
- Рабская Библия
- Рабство и религия
- Рабство в древности
- Рабство в Британии
- Рабство в Индии
- Рабство в Соединенных Штатах
- Рабство в 21 веке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Цай, Дейзи Юлин (2014). Права человека во Второзаконии: с особым вниманием к законам о рабстве . БЗАВ. Том. 464. Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-036320-3 .
- ^ Исход 21: 2–6.
- ^ Jump up to: а б Левит 25:39–55.
- ^ Второзаконие 15: 12–18.
- ^ Ефесянам 6:5
- ^ 1 Тимофею 6:1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хезсер, Кэтрин (2005). Еврейское рабство в древности . Оксфорд. ISBN 9780199280865 .
- ^ Бытие 16:1
- ^ Эстер 15:2
- ^ Юдифь 16:23
- ↑ Anchor Bible Dictionary, Дэвид Ноэль Фридман (главный редактор), DoubleDay:1992
- ^ Числа 31: 17–18.
- ^ Браун, Кен (весна 2015 г.). «Месть и оправдание в Числах 31». Журнал библейской литературы . 134 (1): 65–84. дои : 10.15699/jbl.1341.2015.2561 .
- ^ Второзаконие 20: 10–15.
- ^ Второзаконие 21: 10–14.
- ^ Вашингтон, Гарольд К. (1998). «Чтобы он не погиб в битве и другой мужчина не взял ее: насилие и формирование пола в законах Второзакония 20–22». Гендер и закон в еврейской Библии и Древнем Ближнем Востоке : 186–213.
- ^ Рей, Мичиган (2016). «Повторный допрос пленницы-иностранки: Второзаконие 21: 10–14 как случай геноцидного изнасилования». Журнал феминистских исследований религии . 32 (1): 37–53. дои : 10.2979/jfemistudreli.32.1.04 .
- ^ 1 Царств 18:29, 25:22; 3 Царств 21:20; и т. д.
- ^ Судьи 20; 3 Царств 12:21, 15 и т. д.
- ^ Кидушин 22а; Раши Второзаконие 21:11 («Тора говорила только для того, чтобы противостоять злым наклонностям: если бы [Бог] не позволил ей, он взял бы ее в нарушение закона»)
- ^ Исраэль Цви Гилат, «'Завоевание войной' в еврейском праве: дело красивой женщины», Юридический факультет Академического колледжа Нетании
- ↑ Абарбанель, комментарий к Второзаконию 21.
- ^ Второзаконие 23: 16–17.
- ^ Ты ушел 45а
- ↑ Комментарий Кейла и Делича OT к Второзаконию 23, по состоянию на 28 декабря 2015 г.
- ^ Комментарий Пика к Библии (1962), Исход 21: 2-11.
- ^ Исход 21: 1–4.
- ^ «Исход 21 — Изложение Библии Джона Гилла — Библейский комментарий» . www.ewordtoday.com . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ «Библейский комментарий Адама Кларка - Исход 21» . www.godrules.net . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ История древнего ближневосточного права (2 тома). Рэймонд Уэстбрук (редактор). Брилл: 2003 г.
- ^ Ричард Эллиот Фридман, Кто написал Библию?
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Еврейская энциклопедия (1901 г.), статья о праве, кодификации
- ^ Jump up to: а б с д Энтони Кэмпбелл и Марк О'Брайен, Источники Пятикнижия (2000)
- ^ Jump up to: а б с д Уильям Эдвард Аддис , Документы Шестикнижия (2006), Том 2
- ^ Исход 22: 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д Кригер, Дайан (2011). Иудаизм и еврейская жизнь: секс вознаграждается, секс наказывается: исследование статуса «рабыни» в раннем еврейском праве . Брайтон, Массачусетс: Издательство академических исследований.
- ^ Гн. 25:1; ср. 1Ч. 1:32; Гн. 30:4; 31:17; ср. Гн. 35:22; 2Сэм. 12:11; ср. 2Сэм. 20:3
- ^ Дэвид Ноэль Фридман, Аллен К. Майерс, Астрид Б. Бек, Библейский словарь Эрдмана , стр. 273
- ^ «Комментарий к Исходу 21:7 — Толкование Библии Джона Гилла» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ см . Левит 25:47-55.
- ^ Исход 21: 7–10.
- ^ Исход 21:11
- ^ Левит 25:46 ; ср. 3 Царств 9:11
- ^ Гилл, Второзаконие 15:12.
- ^ «Комментарий Левит 19:20 — Толкование Библии Джона Гилла» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ↑ Комментарий Пика к Библии (1962), Левит 19:20-22.
- ^ Левит 19: 20–22.
- ^ Jump up to: а б с Исход 21:6
- ↑ Новая американская Библия , сноска к Исход 21:6.
- ^ Томас Келли Чейн и Джон Сазерленд Блэк, Библейская энциклопедия (1903), статья о рабстве
- ^ Версия короля Иакова и переводы Новой международной версии
- ^ Jump up to: а б с Бензингер, Иммануил (1903). "Рабство". У Томаса Келли Чейна; Джон Сазерленд Блэк (ред.). Библейская энциклопедия . Том. 4. графы 4653–4658. Нью-Йорк: Макмиллан .
- ^ Левит 25: 44–46.
- ^ Левит 25: 35–44.
- ^ «Раши о Левите 25:44:1 М. Розенбаум и А. М. Зильберманн, Лондон, 1929–1934» .
- ^ Сассун, Исаак С.Д. (2015). «Отпраздновал ли Израиль свою свободу, владея рабами?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2024 года.
- ^ «Ибн Эзра о книге Левит 25:44:1 Х. Норман Стрикман и Артур М. Сильвер. Паб Менора, 1988–2004» .
- ^ «Раши о Левите 25:44:1 М. Розенбаум и А. М. Зильберманн, Лондон, 1929–1934» .
- ^ Хейс, Кристин Э. (2002). Нееврейская нечистота и еврейская идентичность: смешанные браки и переход от Библии к Талмуду . Издательство Оксфордского университета. стр. 19–44. ISBN 9780199834273 .
- ^ «Левит 25, Полный комментарий Генриха к Библии» . StudyLight.org . 2022. Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года.
- ^ «Левит 25. Изложение Гилла» . Biblehub.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года.
- ^ Олиан, Саул (2000). Обряды и ранги: иерархия в библейских представлениях о культе . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691029481 .
- ^ Лау, Питер Х.В. (2009). «Присоединение язычников к Израилю в Ездре – Неемии?» . Издательство Питерс . 90 (3): 356–373. JSTOR 42614919 – через JSTOR.
- ^ Исход 20:9
- ^ Второзаконие 16:14.
- ^ Jump up to: а б Левит 25:1–13.
- ^ Исход 23:11
- ^ Левит 25:43 ; Левит 25:53
- ^ Jump up to: а б с Маймонид, Мишне Тора
- ^ Левит 25:39
- ^ Исход 21:24
- ^ Исход 21: 26–27.
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности , 4:8:35.
- ↑ Комментарий Пика к Библии (1962), Исход 21:18-27.
- ^ Исход 21:32
- ^ Исход 21:12
- ^ Исход 21: 20–21.
- ^ Еврейская энциклопедия (1901), статья о Мстителе за кровь
- ^ Исход 21:2
- ^ Исход 21: 7–11.
- ^ Второзаконие 15:12 ; ср. Иеремия 34:9,14
- ↑ Комментарий Пика к Библии (1962), Второзаконие 15:12-18.
- ^ Второзаконие 15: 13–14.
- ^ Кидушин 17а, бараита
- ^ Второзаконие 15:18
- ↑ Комментарий Кейля и Делича к Ветхому Завету, Лев_25:36-41.
- ↑ Изложение всей Библии доктора Джона Гилла, Лев 25:40.
- ^ Заметки Альберта Барнса о Библии, Лев 25:39-40.
- ^ Еврейская энциклопедия (1901), статья о Гоэле
- ^ Jump up to: а б Джексон, Бернард С. «Библейские законы рабства: сравнительный подход». Рабство и другие формы несвободного труда 86 (1988): 101.
- ^ Еврейская энциклопедия: Движение против рабства и евреи: эмансипация в Библии
- ^ Хабад: Неемия 5
- ^ Луки 7:2
- ^ Луки 22:51
- ^ Луки 15:22
- ^ Луки 19:13
- ^ Мэтью 18:26
- ^ Мэтью 21:34
- ^ Мэтью 11:28
- ^ Катехизис Католической Церкви 623 г.
- ^ Еф 6:5-8.
- ^ Кол. 3:22
- ^ 1 Тимофею 6:1.
- ^ Титу 2:9
- ^ Кол. 4:1
- ^ Римлянам 1:1
- ^ «Римлянам 6:18» . www.usccb.org . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Галатам 3:28» .
- ^ 1 Петра 2:18.
- ^ «Библия Blue Letter — G405 Стронга» .
- ^ Религия и довоенные дебаты по поводу рабства , Джон Р. Маккивиган, Митчелл Сней
- ^ Бог против рабства, с. 140, преподобный Джордж Б. Чивер, доктор медицинских наук.
- ^ Филимону 1: 1–25.
- ^ Catholic.Com: Святой Онисим.
- ^ Jump up to: а б с д Глэнси, Дженнифер А. Рабство в раннем христианстве. Крепость Пресс, 2002.
- ^ Галатам 5:1
- ↑ Откровение 18, новая международная версия.
- ^ Мецгер, Брюс М .; Дентан, Роберт С.; Харрельсон, Уолтер (1991). Создание новой исправленной стандартной версии Библии . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. стр. 17–18, 58–59. ISBN 978-0-802-80620-8 .
См. также 4 Царств 5:1–6 ; Римлянам 1:1 - ^ Уоттс, Джеймс В. (2021). «Историческая роль книги Левит 25 в натурализации расизма против чернокожих» . Религии . 12 (8): 570. дои : 10.3390/rel12080570 .
- ^ Ловэнс, Мейсон И. (2003). Разделенный дом: довоенные дебаты о рабстве в Америке, 1776–1865 гг . Издательство Принстонского университета . ISBN 0691002282 .
- ^ Уэлд, Теодор Д. (1837). Библия против рабства. Исследование патриархальной и мозаичной систем на тему прав человека (3-е, исправленное издание). Нью-Йорк: Американское общество борьбы с рабством .
- ^ Виснер, Уильям К. Библейский аргумент о рабстве. В основном это обзор Библии Т. Д. Уэлда против рабства . Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале Christian Spectator , сентябрь 1833 года. Нью-Йорк: Leavitt, Trow & Co. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 7 февраля 2020 г.
- ^ Рэй, Ноэль (23 февраля 2018 г.). «Как христианские рабовладельцы использовали Библию для оправдания рабства» . ВРЕМЯ . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Бонар, Шанс (3 августа 2023 г.). «Разрушение мифа о том, что древнее рабство «было не так уж и плохо» » . Разговор .
- ^ Стрингфеллоу, Библейская защита рабства, 1856 г.
- ^ Раймунд Харрис, Библейские исследования законности рабства (Ливерпуль: Х. Ходжсон, 1788 г.)
- ^ Джон Р. Маккивиган, Митчелл Сней, Религия и довоенные дебаты по поводу рабства
- ^ Джордж Б. Чивер, Д.Д.Бог против рабства, с. 140
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Подстричь ей ногти» — это перевод в большинстве английских текстов. Однако в классических еврейских сочинениях смысл буквально заключается в том, чтобы «отрастить ногти, не обрезая их». Эта интерпретация соответствует арамейскому Таргуму на Второзаконие 21:12, Маймониду ( Хил. Мелехим 8:1–3), комментарию Раши на Второзаконие 21:12, а также автору Сефер ха-Чинух (№ 532), в отличие от популярных английских переводов того же стиха.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тематический указатель Нейва - Рабство
- Андерсен, Натан. « Рабские системы Ветхого Завета и Юга Америки: исследование контрастов ». Studia Antiqua 3, вып. 1 (2003).
- Шибболет о рабстве Уильяма Кроули, bbc.co.uk