Хачмей Прованс
Хачмей Прованс ( иврит : חכמי פרובנס , латинизированный : мудрецы Прованса ) относится к хекхамим , «мудрецам» или « раввинам » Прованса , ныне Окситании во Франции , который был большим центром раввинистической еврейской науки во времена тосафистов . . Форма единственного числа: хахам — это сефардский и провансальский термин Хачмей, обозначающий раввина .
В вопросах галахи , а также в своих традициях и обычаях провансальские хекхамимы занимают промежуточное положение между сефардским иудаизмом соседних испанских ученых и старофранцузской (схожей с нусач-ашкеназ ) традицией, представленной тосафистами .
Термин «Прованс» в еврейской традиции не ограничивается сегодняшним административным регионом Прованс , а всей Окситанией . Сюда входят Нарбонна (которая иногда неофициально, хотя и неправильно, транслитерируется как «Нарвона» в результате обратной транслитерации между раввинским ивритом и староокситанским языком ), Люнель (который неофициально транслитерируется как Луниль ) и город Монпелье. , недалеко (7 км) от побережья Средиземного моря. В него также входили города, которые в то время входили в политическую и культурную сферу Каталонии , такие как Перпиньян . В некотором смысле еврейские традиции Каталонии были ближе к традициям Прованса, чем к традициям Королевства Кастилия и Аль-Андалусия .
Была характерная провансальская литургия, используемая евреями папского анклава Комтат Венайссен , который остался после изгнания евреев из остальной части Франции . [1] Эта литургия по своему характеру занимала промежуточное положение между сефардскими обрядами и нусах-ашкеназскими обрядами и в некотором смысле была ближе к итальянскому обряду, чем к любому из них.
После Французской революции , когда Франция аннексировала Венассен, провансальский обряд был заменен португальской сефардской литургией, которую сегодня используют евреи Карпентра .
Неполный список
[ редактировать ]Нарбонна
[ редактировать ]- Моисей ха-Даршан
- Махир Нарбоннский и его великая семья.
- Моисей бен Иосиф бен Мерван ха-Леви
- Джозеф Кимхи и сыновья Дэвид Кимхи и Мозес Кимхи .
- Авраам и Исаак Нарбоннские
- Исаак бен Мерван ха-Леви
- Аарон бен Якоб ха-Коэн
Люнель
[ редактировать ]- Зерахия ха-Леви из Жироны Баал хаМаор .
- Авраам бен Натан ха-Ярхи ( «Йареа» означает иврите на «луна» , что означает «Лун» по- французски , источник названия города Люнель ).
- Йонатан ХаКоэн из Люнеля.
- Абба Мари ха-Ярхи и его сын Исаак .
- Мешуллам бен Яаков
- Ашер бен Мешуллам
- Рава Шломо Ицхаки ( Раши ) (оспаривается [ нужна ссылка ] )
Монпелье
[ редактировать ]- Соломон бен Авраам Монпелье, возглавивший движение против Маймонида .
Остальная часть Прованса
[ редактировать ]- Авраам бен Давид, известный как RABaD или RABaD III
- Его сын Исаак Слепой , известный каббалист.
- Менахем Мейри
- Натан бен Меир из Тринкетайля
- Шем-Тоб бен Исаак Тортосский
- Знаменитая семья Ибн Тиббонов
- Семья Каслари из Карпентра
- Латте Боне
- Яков Анатолий
- Герсонид
- Герсон бен Соломон Каталонский
- Авраам Бедерси
- Джедайя бен Авраам Бедерси
Члены семьи Калонимус
[ редактировать ]- Калоним бен Авиньонский Калоним .
- Калонимус бен Тодрос
Ссылки
[ редактировать ]- Ю. Мазер (2016), Раввины юга Франции в средние века и их сочинения. Мудрецы провинции . Институт Р'Йешая Бакиш, Хоцаат Бакиш, Монпелье, 118 стр. ISBN 979-10-90638-06-8
- ↑ Об этой литургии см. Седер ха-Тамид. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine , Авиньон, 1776 г.