Елеазар из Вормса
Елеазар бен Иуда бен Калоним | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1176 вероятно , Майнц , электорат Майнца |
Умер | 1238 |
Религия | иудаизм |
Супруг | Дульчеа из Вормса |
Елеазар Вормсский (אלעזר מוורמייזא - также מגרמייזא Гармизы или Гармисы) (ок. 1176–1238), или Елеазар бен Иуда бен Калонимус , также иногда известный сегодня как Елеазар Рокич («Елеазар Парфюмер אלעז»). ר רקח) из титула его Книга Парфюмера ( Sefer ha rokeah ספר הרקח) — где числовое значение слова «Парфюмер» (на иврите ) равно Елеазару, был ведущим талмудистом и каббалистом , [1] и последний крупный член Хасидеи Ашкеназ , группы немецких еврейских пиетистов .
Биография
[ редактировать ]Елеазар, скорее всего, родился в Майнце . Через своего отца Иуду бен Калонима он был потомком великой семьи Калонимусов из Майнца. Елеазар также был учеником Иуды бен Самуила Регенсбургского (Иуда хе-Хасид), [1] [2] который посвятил его в изучение Каббалы , в то время малоизвестной в Германии. По словам Цунца , Елеазар был хазаном в Эрфурте, прежде чем стал раввином в Вормсе . В 1233 году он принял участие в Синоде Майнца , который принял свод постановлений, известный как « Такканот Шум » (ШУМ = «Шпейер, Вормс, Майнц»). [1] подписантом которого он был.
Согласно Еврейской энциклопедии , Елеазар претерпел большие страдания во время крестовых походов . В «Еврейской энциклопедии» сообщается, что в ночь на 22 кислева 1196 года он занимался своим комментарием к Бытию (Елеазар рассказывает, что он достиг парашаха Вайешева ), когда два крестоносца вошли в его дом и убили его жену Дульку (Дольче) , его двух дочерей Белет (Белетта) и Анну, и ранил его и сына его Иакова, который не убежал. Его жена вела бизнес по продаже пергаментных свитков, чтобы прокормить семью и дать ему возможность посвятить все свое время учебе. [1] Многие из написанных им пиютимов протестуют против страданий Израиля и надеются на искупление и месть его мучителям. Он также записал смерть своей семьи в трогательной и поэтической панегирике.
Елеазар развил активную деятельность во многих направлениях. С одной стороны, он был талмудистом огромной эрудиции, литургистом, одаренным ясным и легким стилем, астрономом и хорошо разбирался в науках, открытых для евреев Германии в то время. В то же время он был отважным мистиком, переживавшим видения и видящим легионы ангелов и демонов. Он прилагал все усилия для распространения мистических систем, выходящих далеко за рамки представлений классических авторов еврейской эзотерики. В своих мистических произведениях он развил и дал новый импульс мистике, связанной с буквами алфавита. С помощью систем интерпретации гематрии и нотарикона, обнаруженных в Талмуде, Елеазар изобрел новые комбинации, с помощью которых можно было совершать чудеса. Агадический , антропоморфизм с которым он боролся в своих ранних произведениях ( Ха-Рокеах, Шааре ха-Сод веха-Йихуд ), занял позднее главное место в его мистических сочинениях.Поэтому великая заслуга Елеазара заключается не только в его новой мистической системе, но и в его этических трудах. В них он показывает величие души и благочестие, граничащее с аскетизм . Несмотря на столь суровые испытания судьбой, он прививает жизнерадостность, терпение и любовь к человечеству. Он умер в Вормсе в 1238 году. [1]
Этические работы
[ редактировать ]- Ха-Рокеах («Парфюмер»), галахическое руководство по этике и еврейскому закону для обычного читателя. Название происходит от числового значения слова רקח, которое соответствует значению אלעזר. Книга разделена на 497 параграфов, содержащих галахот и этику; впервые опубликовано в Фано в 1505 году. [3]
- Аддерет ха-Шем, рукопись до сих пор сохранилась в Ватиканской библиотеке .
- Море Хатаим, или Седер ха-Каппарот, о покаянии и исповедании грехов, впервые опубликовано в Венеции в 1543 году. Эта работа, включенная в «Хилкот Тешуба» Ха -Рокеах, много раз воспроизводилась под разными названиями. Он появился под заголовком « Darke Teshubah» в конце ответа Меира Ротенбургского в пражском издании; [4] как Иньяне Тешуба, или Седер Тешуба, в сефардском ритуале 1584 года; как Йесод Тешуба с дополнениями Исаака бен Моисея Эллеса, впервые опубликовано в 1583 году; как Йоре Хатаим ба-Дерек ; и как Сефер ха-Каппарот. Принятое здесь название такое же, как и в « Коль Бо» , в котором воспроизведено произведение.
- Сефер ха-Хайим, рассказывающий о единстве Бога , души и ее атрибутов, а также о трех стадиях (признаваемых древними как «растительная, животная и интеллектуальная») в жизни человека.
- Шааре ха-Сод ха-Йихуд веха-Эмуна, трактат о единстве и бестелесности Бога, борьба с ( опубликовано антропоморфизмом Агады Адольфом Еллинеком в сборнике Кокабе Йиххах [xxvii.]. [1]
- Кетер Шем Тов. Корона доброго имени Авраама бен Александра Кёльнского , ученика Елеазара бен Йехуды из Вормса: этико-каббалистическая книга. [5]
Пиетистические произведения
[ редактировать ]- Йир'ат Эль, до сих пор сохранившаяся в рукописи в Библиотеке Ватикана , содержащая мистические комментарии к псалму 67-му , Меноре и Сфират ха-Омер . В 2001 году эта работа была опубликована в составе книги דרוש המלבוש והצמצום. [6]
- Сефер ха-Кабод, мистические объяснения различных библейских отрывков ( Нейбауэр , Cat. Bodl. Hebr. MSS. № 1566, 1).
- Яин ха-Река, мистические комментарии к пяти Мегилотам . Книги о «Книге Руфи» и «Песне Песней» были опубликованы в Люблине в 1608 году. [7]
- Комментарий к Псалму 145. (Рукопись Де Росси № 1138).
- Комментарий к молитвам, упомянутым Джозефом Соломоном Дельмедиго в его «Маореф ла-Хокма» (стр. 14b). [8] Напечатано Хиршлером.
- Тааме ве-Содот ха-Тфилла (Нойбауэр, ib. № 1575.)
- Перуш аль Сефер Йецира, комментарий к Сефер Йецира , представляет собой выдержки из Шабтая Донноло комментария . Фрагменты этого труда были впервые опубликованы в Мантуе в 1562 г., позднее в ряде других мест; полное издание было напечатано в Перемышле в 1883 году. [9]
- Мидраш ве-Перуш аль ха-Тора, мистический комментарий к Пятикнижию , упомянутый Азулаем , недавно напечатанный Клугманом.
- Шааре Бина, в которой, интерпретируя библейские стихи по системе гематрийот , он показывает происхождение многих хагадот Талмуда. Эту работу часто цитирует Соломон аль-Кабих в своем «Манот ха-Леви».
- Шиур Кома, комментарий к Шиур Кома , Пирке де-рабби Ишмаэля и Меркабы (руководство Михаил).
- Сефер ха-Хокма, мистический трактат о различных именах Бога и ангелов , а также о семидесяти трёх «Вратах Торы», שערי תורה.
- Сефер ха-Шем, мистические рассуждения о названиях двадцати двух букв, с таблицей перестановок (Нойбауэр, там же, № 1569, 4).
- Эсер Шмот, комментарий к десяти именам Бога (рукопись Михаила, № 175).
- Комментарий к пиюту «Ха-Охез».
- Шесть небольших каббалистических трактатов, озаглавленных «Сод ха-Зиввуг», «Сефер ха-Неэлам», «Сефер Малаким», «Сефер Тагим», «Сефер Песах» и «Сефер ха-Колот», все из которых до сих пор сохранились в рукописях (Нойбауэр, ib. № 1566). ).
- Ликкутим, мистические фрагменты, упомянутые Менахемом Реканати .
- Соде Раза, трактат о тайнах «Меркабы». Часть этой работы была опубликована в Амстердаме в 1701 году под названием «Сефер Разиэль ха-Гадол». Во введении [10] Редактор говорит, что решил опубликовать эту книгу после того, как увидел, что большая ее часть была выпущена на французском языке под названием Images des Lettres de l'Alphabet. [1]
В дополнение к этим произведениям Елеазар написал тосафот ко многим талмудическим трактатам, на которые ссылается Безалель Ашкенази в его «Шитта Мехуббесет» ; комментарий к « Шекалим » в Иерусалимском Талмуде , цитируемый Ашери в его комментарии к этому трактату в Вавилонском Талмуде ; тридцать шесть глав об осмотре забитых . животных (рукопись Михаила № 307) Цунц перечисляет пятьдесят пять литургических стихотворений и панихид, сочиненных Елеазаром и встречающихся в ашкеназских махзоримах , кинотах и селихотах . [1]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Елеазар бен Иуда бен Калоним из Вормса» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 11 января 2017 г.
Еврейской энциклопедии : Библиография- Сакуто , Юхасин , с. 221 ;
- Зунц , З.Г. с. 131; то же, Литератургия. п. 318;
- Генрих Гретц , бизнеса владелец VII. 29;
- Штайншнейдер , Кат. Бодл. полковник 918;
- Ландсхут , Аммуде ха-Абода , с. 25 ;
- Эпштейн , в Monthly , xxxvii. 75;
- Герцоги , в Востоке, Лит. 1844; То же, «О знании религиозной поэзии» , с. 148;
- Эрнест Ренан - Адольф Нойбауэр , Французские раввины , стр. 464 и последующие;
- Михаил, Ор ха-Хайим , № 487.
- ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 17. ISBN 9780812218626 .
- ^ Книга фармацевта (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ В порядке ответа (PDF) (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Университет Провиденса Inc , ULC-ИТАЛИЯ ISBN 1-897352-02-6
- ^ «Сокровище мудрости» .
- ^ вино из аптеки (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Книга, которая добавляет мудрости (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ П. Р. А. Маграмиза о книге творения (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Вступление корректора (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
- Каббалисты
- Средневековые еврейские астрономы
- Немецкие тосафисты
- 1170-е рождения
- 1238 смертей
- Раввины из Майнца
- Раввины из Вормса, Германия
- Немецкие раввины XII века
- Немецкие раввины XIII века
- Ангельские провидцы
- Астрологи 13 века
- Немецкие писатели XII века.
- Немецкие писатели XIII века.
- Авторы книг по еврейскому праву
- Сторонники еврейского закона
- Еврейские литургические поэты