Jump to content

Елеазар из Вормса

Елеазар бен Иуда бен Калоним
Персональный
Рожденный в. 1176
Умер 1238
Религия иудаизм
Супруг Дульчеа из Вормса

Елеазар Вормсский (אלעזר מוורמייזא - также מגרמייזא Гармизы или Гармисы) (ок. 1176–1238), или Елеазар бен Иуда бен Калонимус , также иногда известный сегодня как Елеазар Рокич («Елеазар Парфюмер אלעז»). ר רקח) из титула его Книга Парфюмера ( Sefer ha rokeah ספר הרקח) — где числовое значение слова «Парфюмер» (на иврите ) равно Елеазару, был ведущим талмудистом и каббалистом , [1] и последний крупный член Хасидеи Ашкеназ , группы немецких еврейских пиетистов .

Биография

[ редактировать ]

Елеазар, скорее всего, родился в Майнце . Через своего отца Иуду бен Калонима он был потомком великой семьи Калонимусов из Майнца. Елеазар также был учеником Иуды бен Самуила Регенсбургского (Иуда хе-Хасид), [1] [2] который посвятил его в изучение Каббалы , в то время малоизвестной в Германии. По словам Цунца , Елеазар был хазаном в Эрфурте, прежде чем стал раввином в Вормсе . В 1233 году он принял участие в Синоде Майнца , который принял свод постановлений, известный как « Такканот Шум » (ШУМ = «Шпейер, Вормс, Майнц»). [1] подписантом которого он был.

Резня евреев Меца во время Первого крестового похода, Огюст Мижетт.

Согласно Еврейской энциклопедии , Елеазар претерпел большие страдания во время крестовых походов . В «Еврейской энциклопедии» сообщается, что в ночь на 22 кислева 1196 года он занимался своим комментарием к Бытию (Елеазар рассказывает, что он достиг парашаха Вайешева ), когда два крестоносца вошли в его дом и убили его жену Дульку (Дольче) , его двух дочерей Белет (Белетта) и Анну, и ранил его и сына его Иакова, который не убежал. Его жена вела бизнес по продаже пергаментных свитков, чтобы прокормить семью и дать ему возможность посвятить все свое время учебе. [1] Многие из написанных им пиютимов протестуют против страданий Израиля и надеются на искупление и месть его мучителям. Он также записал смерть своей семьи в трогательной и поэтической панегирике.

Елеазар развил активную деятельность во многих направлениях. С одной стороны, он был талмудистом огромной эрудиции, литургистом, одаренным ясным и легким стилем, астрономом и хорошо разбирался в науках, открытых для евреев Германии в то время. В то же время он был отважным мистиком, переживавшим видения и видящим легионы ангелов и демонов. Он прилагал все усилия для распространения мистических систем, выходящих далеко за рамки представлений классических авторов еврейской эзотерики. В своих мистических произведениях он развил и дал новый импульс мистике, связанной с буквами алфавита. С помощью систем интерпретации гематрии и нотарикона, обнаруженных в Талмуде, Елеазар изобрел новые комбинации, с помощью которых можно было совершать чудеса. Агадический , антропоморфизм с которым он боролся в своих ранних произведениях ( Ха-Рокеах, Шааре ха-Сод веха-Йихуд ), занял позднее главное место в его мистических сочинениях.Поэтому великая заслуга Елеазара заключается не только в его новой мистической системе, но и в его этических трудах. В них он показывает величие души и благочестие, граничащее с аскетизм . Несмотря на столь суровые испытания судьбой, он прививает жизнерадостность, терпение и любовь к человечеству. Он умер в Вормсе в 1238 году. [1]

Этические работы

[ редактировать ]
  • Ха-Рокеах («Парфюмер»), галахическое руководство по этике и еврейскому закону для обычного читателя. Название происходит от числового значения слова רקח, которое соответствует значению אלעזר. Книга разделена на 497 параграфов, содержащих галахот и этику; впервые опубликовано в Фано в 1505 году. [3]
  • Аддерет ха-Шем, рукопись до сих пор сохранилась в Ватиканской библиотеке .
  • Море Хатаим, или Седер ха-Каппарот, о покаянии и исповедании грехов, впервые опубликовано в Венеции в 1543 году. Эта работа, включенная в «Хилкот Тешуба» Ха -Рокеах, много раз воспроизводилась под разными названиями. Он появился под заголовком « Darke Teshubah» в конце ответа Меира Ротенбургского в пражском издании; [4] как Иньяне Тешуба, или Седер Тешуба, в сефардском ритуале 1584 года; как Йесод Тешуба с дополнениями Исаака бен Моисея Эллеса, впервые опубликовано в 1583 году; как Йоре Хатаим ба-Дерек ; и как Сефер ха-Каппарот. Принятое здесь название такое же, как и в « Коль Бо» , в котором воспроизведено произведение.
  • Сефер ха-Хайим, рассказывающий о единстве Бога , души и ее атрибутов, а также о трех стадиях (признаваемых древними как «растительная, животная и интеллектуальная») в жизни человека.
  • Шааре ха-Сод ха-Йихуд веха-Эмуна, трактат о единстве и бестелесности Бога, борьба с ( опубликовано антропоморфизмом Агады Адольфом Еллинеком в сборнике Кокабе Йиххах [xxvii.]. [1]
  • Кетер Шем Тов. Корона доброго имени Авраама бен Александра Кёльнского , ученика Елеазара бен Йехуды из Вормса: этико-каббалистическая книга. [5]

Пиетистические произведения

[ редактировать ]
  • Йир'ат Эль, до сих пор сохранившаяся в рукописи в Библиотеке Ватикана , содержащая мистические комментарии к псалму 67-му , Меноре и Сфират ха-Омер . В 2001 году эта работа была опубликована в составе книги דרוש המלבוש והצמצום. [6]
  • Сефер ха-Кабод, мистические объяснения различных библейских отрывков ( Нейбауэр , Cat. Bodl. Hebr. MSS. № 1566, 1).
  • Яин ха-Река, мистические комментарии к пяти Мегилотам . Книги о «Книге Руфи» и «Песне Песней» были опубликованы в Люблине в 1608 году. [7]
  • Комментарий к Псалму 145. (Рукопись Де Росси № 1138).
  • Комментарий к молитвам, упомянутым Джозефом Соломоном Дельмедиго в его «Маореф ла-Хокма» (стр. 14b). [8] Напечатано Хиршлером.
  • Тааме ве-Содот ха-Тфилла (Нойбауэр, ib. № 1575.)
  • Перуш аль Сефер Йецира, комментарий к Сефер Йецира , представляет собой выдержки из Шабтая Донноло комментария . Фрагменты этого труда были впервые опубликованы в Мантуе в 1562 г., позднее в ряде других мест; полное издание было напечатано в Перемышле в 1883 году. [9]
  • Мидраш ве-Перуш аль ха-Тора, мистический комментарий к Пятикнижию , упомянутый Азулаем , недавно напечатанный Клугманом.
  • Шааре Бина, в которой, интерпретируя библейские стихи по системе гематрийот , он показывает происхождение многих хагадот Талмуда. Эту работу часто цитирует Соломон аль-Кабих в своем «Манот ха-Леви».
  • Шиур Кома, комментарий к Шиур Кома , Пирке де-рабби Ишмаэля и Меркабы (руководство Михаил).
  • Сефер ха-Хокма, мистический трактат о различных именах Бога и ангелов , а также о семидесяти трёх «Вратах Торы», שערי תורה.
  • Сефер ха-Шем, мистические рассуждения о названиях двадцати двух букв, с таблицей перестановок (Нойбауэр, там же, № 1569, 4).
  • Эсер Шмот, комментарий к десяти именам Бога (рукопись Михаила, № 175).
  • Комментарий к пиюту «Ха-Охез».
  • Шесть небольших каббалистических трактатов, озаглавленных «Сод ха-Зиввуг», «Сефер ха-Неэлам», «Сефер Малаким», «Сефер Тагим», «Сефер Песах» и «Сефер ха-Колот», все из которых до сих пор сохранились в рукописях (Нойбауэр, ib. № 1566). ).
  • Ликкутим, мистические фрагменты, упомянутые Менахемом Реканати .
  • Соде Раза, трактат о тайнах «Меркабы». Часть этой работы была опубликована в Амстердаме в 1701 году под названием «Сефер Разиэль ха-Гадол». Во введении [10] Редактор говорит, что решил опубликовать эту книгу после того, как увидел, что большая ее часть была выпущена на французском языке под названием Images des Lettres de l'Alphabet. [1]

В дополнение к этим произведениям Елеазар написал тосафот ко многим талмудическим трактатам, на которые ссылается Безалель Ашкенази в его «Шитта Мехуббесет» ; комментарий к « Шекалим » в Иерусалимском Талмуде , цитируемый Ашери в его комментарии к этому трактату в Вавилонском Талмуде ; тридцать шесть глав об осмотре забитых . животных (рукопись Михаила № 307) Цунц перечисляет пятьдесят пять литургических стихотворений и панихид, сочиненных Елеазаром и встречающихся в ашкеназских махзоримах , кинотах и ​​селихотах . [1]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Елеазар бен Иуда бен Калоним из Вормса» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 11 января 2017 г.
    Еврейской энциклопедии : Библиография
  2. ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 17. ISBN  9780812218626 .
  3. ^ Книга фармацевта (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
  4. ^ В порядке ответа (PDF) (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
  5. ^ Университет Провиденса Inc , ULC-ИТАЛИЯ ISBN   1-897352-02-6
  6. ^ «Сокровище мудрости» .
  7. ^ вино из аптеки (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
  8. ^ Книга, которая добавляет мудрости (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
  9. ^ П. Р. А. Маграмиза о книге творения (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
  10. ^ Вступление корректора (на иврите) . Проверено 11 января 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9760d44e7f5d1192686bffc7f2dd4f26__1690129920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/26/9760d44e7f5d1192686bffc7f2dd4f26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eleazar of Worms - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)