Субботняя ласка


Шаббетай Донноло (913 – ок. 982, иврит : Шаббетай Донноло ) был греко - итальянцем. [1] Еврейский врач и писатель по медицине и астрологии.
Биография
[ редактировать ]Донноло родился в Ории, Апулия . Когда ему было двенадцать лет (4 июля 925 г.), он был взят в плен арабами под предводительством фатимидского эмира Абу Ахмада Джафара ибн Убайда , но был выкуплен родственниками в Отранто , в то время как остальные члены его семьи были перевезен в Палермо и Северную Африку . Чтобы заработать себе на жизнь, он обратился к медицине и астрологии , изучая науки «греков, арабов, вавилонян и индийцев». Поскольку ни один евреи в то время не занимался этими предметами, он путешествовал по Италии в поисках ученых неевреев. Его специальным учителем был араб из Багдада . Согласно биографии Нилуса Младшего , аббата Россано , Донноло некоторое время занимался медицинской практикой в этом городе. Позже он стал византийским придворным врачом. Предполагаемое надгробие Донноло, найденное Авраамом Фирковичем в Крыму , явно является подделкой. [ нужна ссылка ]
Донноло — один из первых еврейских писателей по медицине и один из немногих еврейских ученых южной Италии того раннего времени. То, что осталось от его медицинской работы, Сефер ха-Якар «Драгоценная книга», было опубликовано Морицем Штайншнейдером в 1867 году от MS. 37, Плут. 88, в Библиотеке Медичи во Флоренции , и содержит «антидотариум», или книгу практических указаний по приготовлению лекарственных корней. Медицинская наука Донноло основана на греко-латинских источниках; [2] встречается только одно арабское название растения. Он цитирует еврея Асафа .
Кроме того, он написал комментарий к « Сефер Йецира» , почти полностью посвященный астрологии, и назвал его «Хахмони» (в одной рукописи — «Тахкемони» ; см. Вторую книгу Царств 23:8; 1 Паралипоменон 11:11). В конце предисловия приводится таблица положения небесных светил в Элуле 946 года. Трактат, опубликованный Адольфом Нойбауэром. [3] является частью религиозно-астрологического комментария к Книге Бытия 1:26 (написанного в 982 году), который, вероятно, составил своего рода введение к « Хахмони» идея о том, что человек — это микрокосм , в котором разрабатывается . Части этого введения слово в слово встречаются в анонимном «Орхот Цаддиким» (или «Сефер Миддот» ) и « Шевет Мусар» Илии бен Соломона Авраама ха-Коэна . Он был опубликован отдельно Адольфом Еллинеком . [4]
Стиль Донноло заслуживает внимания; многие еврейские формы и слова встречаются здесь впервые. Он свободно пользуется акростихом , называя свое имя не только в поэтической мозаике отрывков из Книги Притчей в Бодлеанском фрагменте, но и в рифмованном прозаическом предисловии к Хакемани. Он также является первым, кто процитировал Мидраш Теилим . В комментарии Псевдо- Саадия к « Сефер Йецира» . Есть много цитат из Донноло, особенно из его утраченного комментария к Бараите Самуила . Авраам Эпштейн показал, что обширные выдержки из Донноло также можно найти в комментарии Елеазара Вормского « Сефер Йецира» (изд. Пшемысл, 1889), вплоть до таблиц и иллюстраций. Его также упоминает Раши , [5] Исааком бен Самуилом из Акры (который называет Хакемани Сефер ха-Маззалот ) и Соломоном бен Иудой из Люнеля (1424 г.) в его «Хешек Шломо» к Иуды Халеви » « Кузари .
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ричард Готтейл (1901–1906). «Шаббатай Донноло» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Предисловие к «Хакемани» , опубликованное Авраамом Гейгером , в «Мело Хофнаджим» , стр. 29 (стр. 95 немецкого текста), целиком Д. Кастелли ;
- Комментарии Сабба. Ласка в Книге творения , Флоренция, 1880 г. (перепечатано в «Сефер Йецира» , стр. 121–148, Варшава, 1884 г.).
- Текст медицинских фрагментов под редакцией М. Штейншнейдера — Донноло, Fragment des Aeltesten Werks и др., 1867;
- перевод in idem, Донноло (Берлин, 1868; из Архива патологической анатомии , т. XXXVIII-XLII)
- См. также Биографию Нилуса в Acta Sanctorum , vii.313;
- Леопольд Цунц , Г.В., 2-е изд., с. 375;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 2231 и последующие;
- то же, евр. Уберс. стр. 446;
- там же, в «Ежемесячном журнале истории и науки иудаизма», xlii.121;
- А. Эпштейн , в там же. xxxvii.75 и последующие;
- Генрих Грец , Геш. 3-е изд., т. 292;
- Бубер , Лека Тоб, с. 22;
- Журнал Берлинера, 1892 г., стр. 79;
- Исаак Гирш Вайс , Дор, iv.227, Вена, 1887 г.