Мидраш Теилим
Мидраш Техилим ( иврит : מדרש תהלים ), также известный как Мидраш Псалмы или Мидраш Шохер Тов , представляет собой агадический мидраш к Псалмам .
Мидраш Теилим можно разделить на две части: первая охватывает Псалмы 1–118, вторая – 119–150. Первая (и более ранняя) часть содержит много материала, относящегося к периоду Талмуда , хотя ее окончательное составление происходило между VII и IX веками нашей эры. Вторая часть, по-видимому, была составлена в 13 веке. [2]
Оно известно с XI века, когда его цитировал Натан Римский , [3] Р. Исаак бин Иуда ибн Гайят , [4] и Раши , который процитировал его в своем комментарии к 1 Царств 17:49 и ко многим другим отрывкам.
Альтернативные названия
[ редактировать ]Мидраш также называют:
- Агадат Хайлим [5]
- Агадат Теилим [6]
- Шохер Тов. [7] Это название стало использоваться в 12 веке. Оно взято из стиха Притчей 11:27: «שחר טוב יבקש רצון ודרש רעה תבואנו». Кроме того, еврейская аббревиатура «Шохер Тов» (ש»ט) была ошибочно расширена до «Шем Тов» или «Шем Тоб», и мидраш назывался этим именем. [8]
Авторство и состав
[ редактировать ]Имя редактора и дату редакции истинного мидраша (Псалмы 1–118) сейчас установить невозможно. Предположение о том, что его редактировал рабби Йоханан или рав Симон , сын р. Иуды ха-Наси , не может быть подтверждено. [9] Напротив, факты показывают, что мидраш не является работой одного редактора. Есть много отрывков, содержащих одну и ту же мысль. По сути, один и тот же агадот появляется в разных отрывках в разных формах. [10]
Было сказано, что дату редакции мидраша определить невозможно. Агадические сборники псалмов были составлены в очень ранние времена и несколько раз упоминаются в Талмудиме и в книге Бытия Рабба . [11] Но нельзя предполагать, что сборники агад по псалмам идентичны нынешнему Мидрашу Теилим, поскольку последний содержит много элементов более позднего времени.
Однако нельзя отрицать, что в настоящий мидраш включено много материалов из этих старых сборников. Поэтому следует предположить, что часть старых коллекций сохранилась у более поздних аггадистов. Затем, когда мидраш к Псалмам был предпринят вместе с другими мидрашами , проповеди и комментарии к отдельным стихам были собраны из самых разных источников и упорядочены вместе с более ранним агадическим материалом по Псалмам, следуя последовательности самих Псалмов. . С течением времени этот сборник дополнялся и расширялся за счет дополнений различных сборников и редакторов, пока Мидраш Теилим наконец не принял свой нынешний вид.
Раввинистическая литература | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Талмудическая литература | ||||||||||||
| ||||||||||||
Галахический Мидраш | ||||||||||||
| ||||||||||||
Агадический Мидраш | ||||||||||||
| ||||||||||||
Таргум | ||||||||||||
| ||||||||||||
Цунц отнес ее окончательное завершение к последним столетиям периода геонимов , не пытаясь определить точную дату. Но предположение Цунца о том, что мидраш был составлен в Италии , не может быть принято. Работа редактировалась в Палестине , как следует из языка, стиля и манеры агадических интерпретаций. Почти все амораи упомянутые в нем — палестинские раввины , а немногие вавилонские упомянутые амораи (например, Р.Хида ) упоминаются также в Йерушалми . [12]
Дата
[ редактировать ]Мидраш Теилим датируется где-то между 1000 и 1200 годами нашей эры.
Содержание
[ редактировать ]Мидраш содержит проповеди на псалмы и комментарии к отдельным стихам и даже к отдельным словам. Проповеди, как правило, начинаются формулой «как говорит Писание». Лишь в нескольких случаях они представлены, как и в других мидрашах , формулой «Раввин Н.Н. начал речь» или «Раввин Н.Н. объясняет библейский отрывок». Среди комментариев к отдельным стихам много таких, которые основаны на различии кере и кетива , а также на вариантах написания слов ( плене и дефективное ). Многие слова также объясняются по числовому значению букв ( гематрия ) или путем анализа их составных частей ( Нотарихон ), а также путем замены других гласных («ат-тихри»). [13] Мидраш склонен к интерпретации чисел, что также способствует важным наблюдениям о количестве псалмов и разделов Пятикнижия, а также о количестве стихов в различных псалмах. Таким образом, он насчитывает 175 разделов Пятикнижия, 147 псалмов, [14] и девять стихов в 20-м Псалме. [15]
Мидраш содержит ряд историй, легенд, притч, пословиц и предложений, а также множество этических и галахических принципов. Известные истории включают историю Рема и Ромула , которым Бог посылает волчицу кормить грудью, [16] и легенда об императоре Адриане , который пожелал измерить глубину Адриатического моря . [17]
Среди пословиц, встречающихся только в этом мидраше, есть:
- «У стен есть уши» (т.е. следует проявлять осторожность при раскрытии секретов даже в запертой комнате) [18]
- «Горе живому, который молится мертвым; горе герою, нуждающемуся в слабых; горе зрячему, который просит помощи у слепого; и горе веку, в котором женщина является лидером». [19]
В этом мидраше можно проследить многие обычаи, например, не пить воду в субботу до вечера. [20]
Печатные издания
[ редактировать ]Настоящий мидраш охватывает только Псалмы 1–118, и это все, что встречается ни в рукописях, ни в первом издании. [21]
Во втором издании [22] добавлено приложение, охватывающее (за исключением двух псалмов) Псалмы 119–150. Автором этого приложения, вероятно, был Р. Маттифия Йихари из Сарагосы , который собрал разрозненные агадоты к Псалмам 119-150 из Ялкут Шимони , добавив свои собственные комментарии. Поскольку 123-й и 131-й псалмы не включены в «Ялкут Шимони», автор приложения не включил в агадические интерпретации этих двух псалмов.
С. Бубер в своем очень полном издании Мидраша Теилим напечатал материалы из других источников (Песихта Раббати , Сифре , Числа Рабба и Вавилонский Талмуд ) под названиями Псалмов 123 и 131, так что мидраш в своем нынешняя форма охватывает всю Книгу Псалмов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Из Еврейской энциклопедии 1906 года.
- ^ Фридеман, Калеб Т.; Куэно, Джеймс Д., ред. (2021). Указатель Священных Писаний раввинской литературы . Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Academic. п. 20. ISBN 978-1-68307-193-8 .
- ^ Аруч , св סחר
- ^ Галахот , 1б
- ^ Раши о Второзаконии 33:7 и многих других отрывках.
- ^ Арух, св סער и в шести других отрывках
- ^ См. Мидраш Техилим , изд. С. Бубер , Введение, стр. 35 и след.
- ^ Как в Еврейской энциклопедии, СИНАГОГА, ВЕЛИКАЯ
- ^ Сравните Бубер , ЖК, стр. 3–4.
- ^ Например: Псалмы 7 №6 и Псалмы 18 №13; Псалмы 18 №25 и Псалмы 95 №3; Псалмы 18 №26 и Псалмы 103 №2; Псалмы 27 №7 и Псалмы 94 №5; Псалмы 45 №4 и Псалмы 100 №4; Псалмы 91 №6 и Псалмы 104 №3.
- ^ Например, Йерушалми Киллаим 9 32б; Иерусалим – это Кет. 12:3 35а; Бытие Раба 33:2; Кидушин 33а (ср . Раши по месту жительства)
- ^ Сравните Бубер, lcp 32, примечание 131.
- ^ Сравните сопоставление всех этих отрывков у Бубера , lcp 10a, b.
- ↑ Мидраш Теилим к Псалмам 19:22.
- ↑ Мидраш Теилим к Псалмам 20:2.
- ^ Мидраш Теилим к Псалмам 10:6; Бубера , ЛКП 45а
- ^ Мидраш Теилим к Псалмам 112:6; Бубер, ЛКП 208а, б
- ^ Мидраш Теилим к Псалмам 7:1 ; сравните Раши в Брахот 8б, который цитирует эту пословицу.
- ^ Мидраш Теилим к Псалмам 22:20; Бубера, ЛКП 96б
- ^ Тур и Шулхан Арух , Орах Хаим 291; сравните Мидраш Теилим, изд. Бубер, с. 51б, примечание 48
- ^ Константинополь , 1512 г.
- ^ Салоники , 1515 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вильгельм Бахер и Якоб Залель Лаутербах (1901–1906). «Мидраш Теилим» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Мидраш Техилим, изд. Бубер, Введение, Вильно, 1891;
- Дж. Теодор, Уэбер, «Мидраш С. Бубера, Теиллим», перепечатано из «Меноры», «Литературблатт», Гамбург;
- Zunz , G. V. pp. 266–268.