Сладость червей
Дульча Вормсская (умерла в ноябре 1196 г.) была немецко - еврейской предпринимательницей и кредитором. [ 1 ] Она была супругой известного еврейского лидера. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Она происходила из элиты немецкого еврейства. Она вышла замуж за известного богослова Элеазара Вормского , лидера Хасидеи Ашкеназ , немецко-еврейского пиетистского движения. [ 3 ] В то время как ее супруг посвящал свое время религиозным занятиям, она взяла на себя ответственность за экономику и бизнес семьи, и в истории она известна как экономическая опора обширного домашнего хозяйства, включая детей, студентов и учителей. Она вела бизнес на пергаментных свитках, чтобы прокормить семью и дать возможность супругу посвятить все свое время учебе. [ 4 ] [ 5 ]
Дульче также вел бизнес по продаже пергаментных свитков для получения дополнительного дохода. Доверив средства соседей, Дульча выдавала ссуды под выгодные проценты, по которым получала комиссионные. [ 4 ]
Кроме того, сама Дульча была заметной фигурой в своей религиозной общине, обучая женщин и руководя ими в молитвах. [ 5 ]
В ноябре 1196 года Дульча и две ее дочери Беллетта и Ханна были убиты злоумышленниками, а его сын был ранен. [ 6 ] Легенды изображают убийц как крестоносцев , но на самом деле они кажутся обычными преступниками. [ 5 ] Местные власти захватили и казнили по крайней мере одного из мужчин в соответствии с мандатом немецкого императора защищать евреев своего королевства. [ 5 ]
После ее смерти ее муж написал элегию, прославляющую ее характер. [ 7 ] [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Среди сохранившихся сочинений Р. Элеазара бен Иуды есть два еврейских отчета, повествующих об убийствах Дульче и их дочерей, один в прозе, а другой в стихах. В элегии она описывается как Хасида (благочестивая или святая) и Садекет (праведная); ее хвалят за ее домашнее хозяйство и деловое мастерство, а также за ее рукоделие, рассказывая, что она готовила нитки и кишки для шитья книг и свитков Торы . Сообщается, что она была необычайно образованной и, как говорят, наставляла других женщин и руководила ими в молитве. [ 8 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Предприниматели: от древности до раннего Нового времени» . Еврейский женский архив . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Дж. Р. Баскин, «Сладость червей: жизнь и смерть образцовой средневековой еврейской женщины и ее дочерей», в: Л. Файн (ред.), Иудаизм на практике: от средневековья до раннего Нового времени (2001). , 429–37
- ^ Малкиэль, Дэвид (2005). Биале, Дэвид (ред.). «Часть вторая: Видение и реализация» . Еврейский ежеквартальный обзор . 95 (1): 131–141. ISSN 0021-6682 . JSTOR 25470041 .
- ^ Перейти обратно: а б Риглер, Майкл; Баскин, Джудит Р. (2008). « Да будет писатель сильным»: средневековые еврейские рукописи, скопированные женщинами и для женщин» . Нашим: Журнал еврейских женских исследований и гендерных проблем (16): 9–28. дои : 10.2979/nas.2008.-.16.9 . ISSN 0793-8934 . JSTOR 10.2979/nas.2008.-.16.9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беннетт, Джудит М.; Каррас, Рут Мазо (22 августа 2013 г.). Оксфордский справочник по женщинам и гендеру в средневековой Европе . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-166729-9 .
- ^ «Еврейская семья в Рейнской области в эпоху высокого средневековья: форма и функции» . Американский исторический обзор . Декабрь 1987 г. doi : 10.1086/ahr/92.5.1085 . ISSN 1937-5239 .
- ^ Айзенберг, Рональд Л. (20 марта 2014 г.). Основные фигуры еврейской науки . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7657-0995-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Вайслер, Хава (апрель 1987 г.). «Религия традиционных ашкеназских женщин: некоторые методологические вопросы» . Обзор AJS . 12 (1): 73–94. дои : 10.1017/S0364009400001860 . ISSN 1475-4541 .