Исаак бен Моисей из Вены
Исаак бен Моисей | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1200 вероятно, Богемия |
Умер | в. 1270 |
Религия | иудаизм |
из Вены , также известный как Исаак Ор Заруа или Риаз , считается одним из выдающихся раввинов Средневековья Исаак бен Моисей . Вероятно, он родился в Богемии и жил между 1200 и 1270 годами. [1] Он приобрел свою известность в Вене , и его главный труд, галахический справочник, известный как « Ор Заруа», представляющий собой сборник галахических решений и юридических постановлений, был очень популярен среди ашкеназского еврейства . Он был членом ашкеназских хасидов и учился у многих ученых, в том числе у Элиезера бен Джоэля Ха-Леви , Иуды бен Самуэля из Регенсбурга , Самсона из Куси и Элеазара из Вормса . Он был среди учителей Меира Ротенбургского . [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]В своем «Ор Заруа» , единственном первичном источнике информации о его жизни, он упоминает в качестве своих учителей двух богемских ученых, Яакова ха-Лавана и Исаака бен Якоба ха-Лавана . Руководствуясь жаждой знаний Талмуда , в юности он предпринял обширные путешествия по иешивам Германии Франции и известным . По словам Генриха Гросса отправился в Регенсберг , он сначала ; но С. Н. Бернштейн предполагает, что прежде он надолго остановился в Вене и стал тесно отождествляться с городом, поскольку его обычно цитируют как «Исаака Венского». Среди многих ученых Регенсбурга он выбрал своим наставником мистика Иуду бен Самуила.
Около 1217 года он отправился в Париж великий талмудист Иуда бен Исаак Мессер Леон , где его главным учителем стал . Он также на короткое время посетил ешиву Якоба бен Меира в Провене . Затем он вернулся в Германию и учился у мистика Элеазара бен Иуды в Вормсе , а в Шпейере — у Симхи Шпейерского , своего близкого друга, и Элиэзера бен Иоэля ха-Леви , автора Аби ха-Эзри и Абиасафа . В Вюрцбурге , где его учеником был Меир Ротенбургский (ок. 1230), он стал рош-ешивой . Позже Исаак вернулся в Регенсберг, а затем поселился на некоторое время в Вене, где занимал должность Ав Бейт-Дина и рош-ешивы. Наконец, он отправился в Саксонию и Богемию.
Исаак прожил долгую, но неустойчивую и беспокойную жизнь. Он видел, как во Франции вступил в силу закон, обязывающий евреев носить желтый значок , и выразил сожаление погрому 1241 года во Франкфурте и вымогательствам, практиковавшимся в отношении них со стороны дворян Австрии. Его зятем был Самуил бен Шаббетай из Лейпцига ; его сын Хаим Элиезер по прозвищу Ор Заруа , как и он, ученый, вел обширную галахическую переписку, часть которой (251 респонса ) была напечатана под названием Сефер Шеэлот уТешубот (Лейпциг, 1860 г.).
Работа
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( ноябрь 2012 г. ) |
Под конец жизни, около 1260 года, Исаак составил свой ритуальный труд «Ор Заруа». Его обычно цитируют как «Исаак или Заруа». Оно было напечатано по амстердамской неполной рукописи Липой и Хёшелем в Житомире . [4] 1862 г. Другие рукописи находятся в Оксфорде и Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке . В редакции «Липа и Хёшель Седер» Незикин отсутствует ; большая часть остальной работы была впоследствии напечатана в Иерусалиме Дж. М. Хиршенсоном.
Ор Заруа включает в себя весь ритуал и организован в соответствии с трактатами Талмуда , при этом галахот сохраняются вместе. Автор, в отличие от Маймонида в его «Мишне Тора» , не ограничивается изложением галахических решений, но приводит также отрывки из Талмуда, объясняет предмет и развивает шум из него . Таким образом, Ор Заруа является одновременно ритуальным кодексом и комментарием Талмуда. Поскольку книга, кроме того, содержит объяснения некоторых отрывков из еврейской Библии , автор также цитируется как комментатор Библии.
Кроме того, в книге содержится часть галахической переписки, которую автор вел с талмудистами Италии , Франции и Австрии . Более старые сборники галахических решений, собранные автором при жизни, по-видимому, также нашли свое воплощение в этом произведении. Исаак объясняет неизвестные слова на чешском (то есть чешском ), своем родном языке, и цитирует Иерусалимский Талмуд , которому он приписывает большой авторитет в галахических решениях. Произведение предваряется трактатом, изложенным в словах, значениям которых придается мистическое значение. Он представляет собой подражание алфавиту Акибы бен Иосифа и был составлен по приказу учителя Исаака Елеазара бен Иуды из Вормса . Сын Исаака Хаим Элиэзер составил сборник этой работы, который существует в нескольких рукописях.
Ор Заруа сумел вытеснить все старые ритуальные произведения. Это очень важно также для культурной истории немецких евреев в средние века.
По мнению Гросса, главное значение Исаака основано на том, что он ввел среди еврейских общин славянских земель изучение Талмуда из Франции и запада Германии.
Исаак имел мягкий и миролюбивый характер и, возможно, именно по этой причине он не участвовал в борьбе против изучения светских наук, хотя неправильное ритуальное решение возбудило бы его в негодующую энергию. Он вел полемику с несколькими раввинами по поводу правового статуса обрученной девушки, которая в силу обстоятельств была вынуждена принять христианство , а затем вернулась в иудаизм . Его беспокойство по поводу правильного соблюдения побудило его посоветовать более трудную, а не более легкую ритуальную практику. Его мистические исследования объясняют его веру в чудеса. Он пользовался большим уважением среди своих учеников, и, как и другие учителя того времени, дал ему титул ХаКадош ( «Святой») Ашер бен Джехиэль . Его современник Исайя ди Трани описал его как «чудо века». [5]
Библиография из статьи Еврейской энциклопедии.
[ редактировать ]- С. Н. Бернштейн , в Ха-Цефире, 1902, №№ 229, 231, 232;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса vii.101;
- Гросс, в Monthly, 1871, стр. 248 и далее;
- Мориц Гудеманн , владелец бизнеса я.114, 152, 153;
- Леопольд Цунц , ZG Index ;
- то же, у Морица Штейншнейдера , евр. Библ. 1865 г., стр. 1 и далее;
- то же, GS iii.128 и след.;
- Вайс , Дор, т.73
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИСААК БЕН МОИСЕЙ ВЕНСКИЙ (также называемый Исаак Ор Заруа)» .
- ^ «Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней» . Приветственная коллекция . 1901–1906 . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Исидор Сингер и Сайрус Адлер, Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней , том 9
- ^ «ИСААК БЕН МОИСЕЙ ВЕНСКИЙ - JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «Отчет об Исайе ди Трани» .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Исидор Зингер , Макс Шлёссингер (1901–1906). «ИСААК БЕН МОИСЕЙ ВЕНСКИЙ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.